На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура России второй половины 19 века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат: Культура России второй половины 19 века
_____________________________
    
    
Содержание
     Введение. 2
     1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4
     2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6
     2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
     2.2 Общественно-политическая мысль. 12
     2.3 Художественная культура. 12
     Заключение. 19
     Список использованной литературы: 20
    
Введение 

Культура —  одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование
— умственное и  нравственное (В. И. Даль). Трудно найти  такую сферу
общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку  сама культура есть творение человека, результат его
творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и
самоизменяющееся  существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и
самого себя.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду
исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего
комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта,
просвещения и  общественной мысли, фольклористики и литературоведения,
истории искусства  и т. д. По отношению к ним история  культуры выступает как
обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной  системой в единстве
и взаимодействии всех ее областей.
Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических,
свойственных только ей закономерностей, обусловленных  историческими условиями
данного времени. В различные периода ведущую  роль в развитии культуры может
играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в  течение всей эпохи
средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и
т. д.).
Интерес к истории  русской культуры начал проявляться в России примерно в 30
—40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального  самосознания, общим
интересом к историческому  прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со
спорами западников и славянофилов о судьбах России.
К этому времени  относится появление самого понятия «культура», которому в
первой половине XIX в. чаще соответствовало слово  «просвещение». Впервые
термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших
в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.
    
      
1 Культура пореформенной  России. Вторая половина  XIX века 

Падение крепостного  права означало начало нового, капиталистического периода
в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества:
преобразовал хозяйственно-экономический  строй, изменил социальный и духовный
облик населения, его быт, условия жизни, способствовал  росту культурных
потребностей.
Капитализм в  целом создал условия для более  высокого культурного уровня
общества, расширял объективные социальные возможности для овладения
культурой значительных общественных слоев.
Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере
материального производства, способствовала ускорению процесса
демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера
образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно
выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась
читательская среда, изменился социальный облик читателя.
Однако капиталистическая  эпоха в истории России была непродолжительной  —
капитализм как  социально-экономическая формация существовал немногим более
полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой  и в
пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения  к культуре,
особенно к проблеме просвещения народа.
Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным
процессом. Его  внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-
политической борьбе.
Культура, являясь  важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи
эпохи. Духовная жизнь  при капитализме продолжала сохранять классовый
характер. Класс  выступал носителем и создателем идеалов, ценностных
ориентации, этических  и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи
выразителем общественного  прогресса, этот класс мог формировать
общечеловеческие  ценности и тем самым отражать потребности национального
развития.
Именно в таком  положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия,
которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой.
В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-
экономические отношения и их противоречия... были еще в зародышевом
состоянии», «никакого  своекорыстия... тогда в идеологах  буржуазии не
проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность
идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость
создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.
Капитализм с  его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей
отдельных, в том  числе и национальных, регионов способствовал  усилению
общения народов  России не только в сфере экономической, но и общественно-
культурной, что  лежало в основе единства историко-культурного  процесса в
России в эпоху  капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с
русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие
деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал  один из
основоположников  новой грузинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,—
вырастила русская  литература».
Но не только русская  культура положительно воздействовала на развитие
национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских
писателей, художников, композиторов.
    
2 Культура в период  буржуазных преобразований 60-70-х  годов 

Общественный демократический  подъем периода революционной ситуации и первых
лет после падения  крепостного права внес много  изменений в культурную жизнь
России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных
преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, —
писал публицист  и видный деятель революционного движения Н. В.
Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала
работать. Порыв  ее был сильный и задачи громадные». Демократическая
общественность  активно включилась в решение  вопросов просвещения, в первую
очередь народного  образования.
    
2.1 Борьба общественности  за развитие народной  школы. Состояние  просвещения 

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных
десятилетий было распространение просвещения.
В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение
методов преподавания в   них,   предоставление  права   на   образование
женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа
проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации,
связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845
г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В
1861 г. при Вольном  экономическом обществе был создан  Петербургский комитет
грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности
преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости».
Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и
других городах  России. В них проводилась работа по составлению каталога книг
для начальной  школы, написанию учебников, сбору  средств для нужд народного
образования.
Основоположником  народной школы, а также научной  педагогики в России по праву
считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным русским
педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное  слово», «Детский мир»),
по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России.
Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И.
Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической
мысли других народов  России.
В   60-е   годы   правительство   провело    реформы в школьном деле,
явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г.
«Положении о  начальных народных училищах»  декларировалась  бессословность
школы, предоставлялось  право открытия начальных школ общественным
организациям (земствам, органам местного городского управления); женщины
получили возможность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись
Министерству  народного   просвещения.
Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной  России были
земские школы  обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые
десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10
тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько  замедлился.
Земская трехгодичная школа по сравнению с другими  начальными школами,
существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими),
отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил
арифметики и  закон; божьего здесь преподавались  элементарные сведения по
природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило,
принадлежали к  передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои
средств; специальные  учительские семинарии, оплачивали труд учителей,
занимались комплектованием  народных библиотек. Их деятельность в  области
народного образования  и просвещения несомненно носила прогрессивный характер.
Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным
достижением общественно-культурного развития пореформенной России.
В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись
церковноприходские  школы, находившиеся теперь в ведении Синода. Элементарное
образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий,
церковнославянское  чтение и церковное пение, было значительно  ниже, чем в
земской школе. Правительство оказывало покровительство церковноприходским
школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и
политической благонадежности.
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным
общеобразовательным учебным заведением. В это время  возникли разные типы
гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были
полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала
практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была
преобразована в  шестиклассное училище без права для ее выпускников
поступления в  университет.
В пореформенную  эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В
университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась
научная работа, повысился  образовательный уровень выпускников. В
университетах в  те годы были сосредоточены лучшие научные силы России,
работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не
только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А.
Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и
многие другие).
Рост технической  оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование
технологии производства требовали повышения уровня специального образования.
В высшие учебные  заведения были преобразованы Петербургский технологический
институт и Московское ремесленное училище, основанные еще  в дореформенное
время. В 1865 году в  Москве по инициативе Московского общества сельского
хозяйства открылась  Петровская земледельческая и лесная академия (
Сельскохозяйственная  академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были
учреждены политехнические  и технологические институты; закрытые учебные
заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты —
были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России
насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс.
студентов. В высших технических школах в это время получали образование
более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.
Возможность получения  образования для женщин, участие  их в общественно
полезном труде  —  один из показателей демократизации культуры.
В период революционной  ситуации женщины были допущены в  университеты на
правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты
женщинам не был  разрешен. Поэтому многие уезжали  учиться за границу. В 70-е
годы в Цюрихском  университете русские составляли 80% всех иностранных
студенток.
В России активное общественно-научное движение в защиту женского
образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.
Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию
на рубеже 60—70-х  годов высших женских курсов. Впервые они были открыты в
Петербурге (1869); в  Москве наиболее известными были Высшие женские курсы
профессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в
Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-
Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной
жизни страны, русском  революционном движении. Женские курсы работали по
программе университетов, но их окончание долгое время не давало женщинам
прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было
вынуждено юридически признать факт существования высшего образования для
женщин в России.
В пореформенное  время повысился уровень грамотности. Ко времени падения
крепостного права  доля грамотных среди населения  составляла примерно 7%, к
концу века — уже  свыше 20%. Уровень грамотности колебался в зависимости от
региона, характера  занятий жителей. В городах, например, число грамотных
было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.
Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила  общую картину
образованности  в стране. Средний уровень грамотности в России составлял
21,1%, причем среди  мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин
(13,1%). К этому  времени лишь немногим более  одного процента населения
России имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в
средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%.
Иными словами, уровень  образованности в России к концу XIX в. определяла
начальная школа.
Общие условия  социально-экономического и общественного развития, подъем
умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности
способствовали  увеличению выпуска книг, журналов и газет.
В стране увеличилась  полиграфическая база. Среди издаваемых  книг
преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная
литература и  публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В
столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов  число книжных
магазинов выросло  примерно до 2 тыс. Все эти факты  свидетельствовали о
достаточно широком  распространении в пореформенной России книги, одной из
важнейших культурных ценностей.
Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные
формы культурно-просветительных  учреждений (библиотеки, музеи, выставки).
Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время.
Многие из коллекций  впоследствии, еще в дореволюционный  период, составили
значительную часть  наших музеев и библиотек. На основе частных собраний по
инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи,
доступные для  широкого обозрения. В начале 80-х  годов для посещения была
открыта кар  тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал  собрание
своих картин в  дар Москве.
В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный
музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и
западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный  театральный
музей им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладного искусства
передал в 1905 г. Историческому  музею П. И. Щукин. Оно составило  один из
отделов музея.
Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было
организовано много  разнообразных по профилю музеев: исторических,
естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных.
Впервые появились  краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в
стране выросло  до 80. Особенностью их стала общедоступность.
В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей естествознания,
антропологии и  этнографии был организован Политехнический  музей, сыгравший
важную роль в культурно-просветительном движении пореформенного времени.
Коллекции одного из его разделов послужили основой для создания
Исторического музея (открыт в 1883 г.).
Общедоступность многих музеев, развитие выставочного дела свидетельствовали
о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из
которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить  с русской
живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Выставка
открылась в залах  Академии художеств, затем демонстрировалась в Москве,
Киеве, Харькове. В  общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В
середине 80-х годов  выставки передвижников происходили  в 14 городах России.
Оценивая в целом  состояние просвещения в России, следует подчеркнуть, что в
первые пореформенные  десятилетия были достигнуты значительные успехи в
распространении общеобразовательных и технических знаний, расширении круга
читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В. Шелгунов,— точно
чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с
общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об
общественных делах».
    
2.2 Общественно-политическая  мысль 

Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский и судьбы
самодержавия в  России — в пореформенное время в условиях проведения
буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых,
злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархии
было поколеблено  самим ходом реальной жизни. В  общественном сознании
сформировалась  демократическая программа обновления России, выразителями
которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.
В целом 60 —70-е  годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни
общества. Для этого  времени характерны преобладание демократических идей в
общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба
за поиски путей  их осуществления в интересах широких масс народа, известное
отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических  принципов. Все
это создавало  соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития
художественной  культуры.
    
2.3 Художественная культура 

В пореформенную  эпоху в России были созданы замечательные произведения
литературы и  искусства, занявшие достойное место  в сокровищнице мировой
культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его
художественных  достоинствах, гражданственности, высокой  нравственности и
демократической направленности. «Серьезную содержательность»  искусства как
его особенность  отмечал художественный и музыкальный критик В. В. Стасов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.