На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка проекта системы управления качеством на ЗАО "Тяжмехпресс"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                  

                                                       СОДЕЖАНИЕ  
 
 
 

1. Эволюция походов  к управлению качеством 
2. Зарубежный  опыт управления качеством продукции
3. Сущность и  содержание сертификации продукции
4. Испытательные  лаборатории и их аккредитация  

Разработка  проекта системы  управления качеством  на ЗАО "Тяжмехпресс"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Эволюция походов  к управлению качеством 
Эволюцию подходов к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях можно проследить, начиная со времени правления государством Ивана Грозного, когда по его указанию впервые были введены стандартные калибры-кружала – для измерения диаметров пушечных ядер, а при постройке сторожевого городка Свияжска – строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам в г. Угличе. Однако, этот период характерен только для отдельных стандартизированных решений. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство с целью повышения качества продукции было положено Петром I, со времени правления которого, и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.
В первом собрании законов Российской империи эпохи  Петра I имеется ряд указов, свидетельствующих  о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозамещаемости с целью повышения качества продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях.
В контексте  рассматриваемого вопроса об отечественном  опыте государственного управления качеством продукции несомненный интерес представляет Указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста Указа ясны не только требования Государя к качеству продукции, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры ответственности и наказания за выпуск недоброкачественной продукции.
Стремясь к  расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, древесины) и других видов продукции.
Развитие промышленности и транспорта в России привело  к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм.) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железнодорожных путей, а в 1898 году – единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.
Внедрение российских национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению в России трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), которые затрудняли производство продукции и контроля ее качества.
Одним из первых после революции был принят декрет "О введении международной метрической  системы мер и весов" (14 сентября 1918 г.), имеющий важное значение для  развития стандартизации и повышения качества.
В 1926г. был утвержден  первый общесоюзный стандарт ОСТ1 " Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура ". В том же году были приняты стандарты на новый сортамент  стального проката, что позволило  сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, на допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок. Таким образом, одной из первых форм управления качеством продукции стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные, т.е. соответствующие и несоответствующие стандарту.
К началу 1975г. в  стране действовало уже более 20 тысяч  стандартов, охватывающих важнейшие  виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, более 15 тысяч отраслевых стандартов и свыше 100 тысяч технических  условий.
Для планомерного повышения качества выпускаемой продукции были введены аттестация промышленной продукции по высшей, первой и второй категории качества и присвоение Государственного знака качества.
Следует отметить, что множество разработанных  стандартов, аттестация промышленной продукции на категории качества все же не приводили к желаемому результату, так как они проводились без системного подхода и лишь на одной стадии жизненного цикла изделия - на стадии производства. Практика показывает, что только системный подход управления качеством позволяет добиваться положительных результатов.
Проследим эволюцию последовательности воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике последних лет.
В 1955 г. на предприятиях г. Саратова были разработаны и внедрены организационно - технические мероприятия по обеспечению бездефектного изготовления продукции и сдачи ее в отдел технического контроля (ОТК) с первого предъявления. В своей совокупности они образовали саратовскую систему управления качеством продукции (систему БИП).
Цель данной системы - создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.
Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, являлся процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчислялся как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных в ОТК.
От процента сдачи продукции с первого предъявления зависел по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.
Значимость этой системы заключалась в том, что  через количественный критерий - процент  сдачи продукции с первого  предъявления - удалось оценивать качество работы. Ответственность за качество была возложена на самих исполнителей. Для этого постоянно проводились аттестации рабочих и контролеров.
Однако саратовская  система БИП при всех достоинствах, они проявились ярко, быстро и получили широкое признание в стране и за рубежом, имела ряд недостатков, т.к. она распространялась только на рабочих цехов основного производства.
Система работала по принципу " есть дефект - нет дефекта ", не учитывая многообразие недостатков  и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем (стадией) разработок и проектирования изделий, не охватывала такие важные стадии жизненного цикла изделия, как реализация и эксплуатация или потребление.
В 1957-1958 гг. на предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) появилась  система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). В этой системе был сделан упор на повышение  надежности изделий в эксплуатации за счет укрепления технической подготовки производства, на долю которой приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания, выявлялись причины, вызывающие отказы изделия в эксплуатации, разрабатывались мероприятия по их устранению.
Характерным для  данной системы управления качеством  является то, что она выходит за рамки одной стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадиях исследования и проектирования и на стадиях эксплуатации или потребления.
Внедрение системы  КАНАРСПИ на ряде предприятий Горьковской  области позволило: сократить сроки  доводки новых изделий до заданного  уровня качества в 2-3 раза; повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза, увеличить ресурс в 2 раза; снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3-2 раза.
В 1963-1964 гг. на Ярославском  моторном заводе была разработана и  внедрена система НОРМ (научная организация  труда по увеличению моторесурса). Цель системы - увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей. В ней был учтен опыт предшествующих систем БИП и КАНАРСПИ. Но был введен и новый важный элемент - управление связями между потребителями изделий и проектировщиками.
В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс, основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, выраженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планировался. После достижения установленного моторесурса планировалось его новое повышение. Для каждого последующего этапа увеличения моторесурса разрабатывался и проводился комплекс конструкторских и технологических мероприятий, а также опытно-исследовательских работ. Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс. часов, увеличить гарантийный срок на двигатели на 70%, снизить потребность в запасных частях более чем на 20%. Достижение запланированного уровня качества стало возможно за счет комплексного подхода к управлению качеством продукции путем обобщения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.
В 1975 году на предприятиях Львовской области появились  комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).
Целью КСУКП  было создание продукции, соответствующей  лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции. В этой связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, разработаны программы качества, в вузах были введены в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации.
В настоящее  время на предприятиях страны созданы  и функционируют на трех иерархических уровнях комплексные системы управления качеством: общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия, а также на всех стадиях создания и использования продукции - при исследовании и проектировании, изготовлении, обращении и реализации, эксплуатации или потреблении.
Верхний иерархический  уровень управления качеством продукции  осуществляют такие государственные  органы, как Правительство страны и Госстандарт. Важная роль в этом деле отводится и законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения. Например, в Российской Федерации для этой цели были приняты законы "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений" и др.
На уровне отрасли  управляющую систему представляют собой министерства (технические  управления, технические отделы, инспекции  по качеству, метрологическому контролю и надзору, сертификации).
На нижнем иерархическом  уровне управляющую систему представляют такие службы предприятия, как технические отделы (ОГК, ОГТ), службы надежности, стандартизации, метрологии, служба (отдел) технического контроля качества и др. К управляемой системе относятся все процессы на различных стадиях создания новой техники продукции, соответствующего уровня качества.
2. Зарубежный  опыт управления качеством продукции
 Опыт управления качеством в США
   Промышленная  революция в Америке положила конец ремесленничеству. Ремесленник  контролировал процесс производства с начала до конца. Он был и инспектором по качеству, сам закупал сырье, торговал и выполнял функции управляющего. Работа для него стала предметом гордости, и, кроме того, он мог осуществлять контроль за конечной продукцией. В XIX веке в результате перехода к серийному производству потребовался новый тип рабочего. Для фабрик были необходимы рабочие, согласные выполнять в известной последовательности простые повторяющиеся операции. От таких рабочих не требовалось высокого уровня подготовки и профессиональных навыков. Стиль управленческой работы базировался на том, что рабочий не имел оборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован в труде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руководящим составом. Рабочий делал то, что ему говорили. Если он был плохим работником, его увольняли.
   В Америке  эта система работала хорошо, ибо  позволяла производить больше товаров  при меньших расходах. После второй мировой войны, когда большая  часть глобального промышленного  потенциала была уничтожена, во всех странах переживали острый недостаток в товарах широкого потребления. Территория США не подвергалась бомбардировке и не была ареной сухопутных сражений. Промышленность США начала быстро и, как казалось, в неограниченном количестве производить холодильники, телевизоры, автомобили и радиоприемники, чтобы удовлетворить потребности, возросшие во всем мире в результате возвращения бывших солдат домой. В 40-е и 50-е годы качество товаров, производимых в Америке, было низкое. Единственный вопрос, над которым задумывались, касался лишь объемов возможного производства. 
Серьезной проблемой для промышленности США являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20 - 25 процентов всех текущих затрат типичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектов продукции. Иными словами, до одной четверти всех работников предприятия ничего не производили - они лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов от издержек производства.

   Многие  специалисты США считали низкое качество главным тормозом роста  производительности труда и конкурентоспособности американской продукции. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше - другой альтернативы для американской промышленности не существовало. Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в различных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы повышения качества отодвигались на второй план.
   Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла ряд протекционистских  мер по защите американских производителей автомобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. Вместе с тем наиболее трезвомыслящие управляющие фирм США поняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие же меры предлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких проблем, как:
    мотивация рабочих
    кружки качества
    статистические методы контроля
    повышение сознательности служащих и управляющих
    учет расходов на качество
    программы повышения качества
    материальное стимулирование
   В США  в начале 80-х годов управление качеством сводилось к планированию качества, и это было прерогативой службы качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления качеством создавал не планы, а проблемы. 
Для 80-х годов характерна массированная кампания по обучению прямо на рабочих местах как способ повышения качества и обнаружения дефектов. Поставщики тоже предприняли попытки обучить качеству свой персонал. 
В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга: "Качество, производительность и конкурентоспособность" и "Выход из кризиса". В этих монографиях изложена философия Деминга, знаменитые
"14 пунктов", которые легли в основу всеобщего качества.
   В США  стали четче представлять проблему качества. У американской промышленности есть ресурсы, потенциал, амбиции и  хорошо оплачиваемое руководство высшего звена. Огромные капиталовложения в новую технологию и разработку новых видов продукции, а также новые отношения между рабочими и управляющими, строящиеся на общей заинтересованности в повышении качества продукции и работы, создают предпосылки для новой технической революции в США. 
Специалисты США возлагают большие надежды на совершенствование управления качеством, которое должно означать, по их мнению, радикальную перестройку сознания руководства, полный пересмотр корпоративной культуры и постоянную мобилизацию сил на всех уровнях организации на поиск путей к непрерывному повышению качества американской продукции. 
По выражению видного американского специалиста А. Фейгенбаума, "качество - это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни". 
Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление оказывают руководители среднего звена. Для многих из них управленческая политика, основанная на качественном подходе, представляется угрозой их авторитету и даже их должностному положению. Производственные рабочие, как правило, готовы взять на себя ответственность за качество своей работы.

   Сердцевиной революции в области качества является удовлетворение требований заказчиков (потребителей). Каждый рабочий на конвейере  является потребителем продукции предыдущего, поэтому задача каждого рабочего состоит в том, чтобы качество его работы удовлетворяло последующего рабочего. 
Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции - новое явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач общенациональной кампании за повышение качества - добиться реализации на деле лозунга "Качество - прежде всего!". Под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов. Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества.

   Анализируя  американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные его особенности:
    жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики
    внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов
    совершенствование управления фирмой в целом
   Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили  сказаться на ликвидации разрыва  в уровне качества между Японией  и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.
Опыт  управления качеством  в Японии
   Опыт  Японии убедительно показывает, что  повышение качества - работа, которая  никогда не кончается. 
В 1945 году Япония лежала в руинах; ее промышленность была полностью разрушена. Об отсталости японской техники в тот период дает следующее сопоставление. 
Имеющий большое значение в современной радиотехнике трансформатор низкой частоты для усилителей, изготовляемый в Японии, весил 250 г., в то время как вес этого аппарата конструкции США - всего 30 г. 
Будучи погружен в воду, японский трансформатор выходил из строя в течение 15 минут, американский же - полностью герметичен и непроницаем. 
Однако в конце 40-х - начале 50-х годов японские специалисты, пройдя обучение у авторитетных американских ученых по управлению качеством Э. Деминга и Дж. Джурана, стали успешно применять эти знания в промышленности Японии.

   Был внедрен  так называемый цикл Деминга, связанный  с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества - цикл РВСА "планирование - выполнение - проверка - корректирующее воздействие" ("plan - do - check - action"). 
Активно использовались контрольные карты для управления технологическим процессом. Авторский гонорар от книги лекций Деминга был использован для учреждения премий его имени. Золотые медали Деминга присуждаются с 1951 г. для отдельного лица и для предприятия. Все это создало атмосферу, в которой управление качеством рассматривается как орудие руководства. На передовых фирмах Японии с наибольшей полнотой и последовательностью внедрены комплексный подход и принципы системного управления качеством. Опыт подобных фирм тщательно изучается, анализируется, и делаются попытки его заимствования в США и в странах Западной Европы.

   Считается, что японский подход к управлению качеством имеет ряд отличительных  черт, однако сравнительный анализ показывает, что теоретические положения  имеют универсальный характер и в этом смысле они интернациональны. Системы управления качеством тех прогрессивных зарубежных фирм, где эти концепции нашли наиболее полную и правильную практическую реализацию, сходны по своему характеру, сам механизм внедрения и развития систем также универсален по своей сути. 
Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:

    ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях
    ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции
    ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов
    тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей
    культивирование принципа: "Твой потребитель - исполнитель следующей производственной операции"
    полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем
    активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: "Нормальному человеку стыдно плохо работать"
   Основная  концепция "японского чуда" - совершенная  технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и  микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы. 
Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают
систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками
Пути решения проблемы дальнейшего повышения качества руководители фирм видят только в сотрудничестве, взаимном доверии поставщиков, производителей и потребителей.

3. Сущность и  содержание сертификации продукции  

     Сертификация  – это документальное подтверждение  соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить рынок от продукции, непригодной к использованию.
     Закон разделяет требования на:
     Обязательные (для государства) – подтверждать выполнение которых должен государственный орган;
     Необязательные – выполнять которые исполнитель должен только, если они указаны в договоре.
     Обязательные  требования включают требования к безопасности производства и потребления продукции, а также требования к совместимости. Необязательные требования,  в основном, требования к качеству продукции. Правила проведения сертификации обязательных и необязательных требований определяются в законе РФ «О техническом регулировании».
     Документальное  удостоверение соответствия продукции  или иных объектов требованиям технических  регламентов, положениям стандартов или  условиям договора, получило название подтверждение соответствия. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия); обязательной сертификации.
     Добровольное  подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.  Нормативно-правовая база, устанавливающая требования к номенклатуре и характеристикам продукции, подлежащей добровольной сертификации  

     Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
     Функции органа по сертификации:
    осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
    выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
    предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
    приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
     Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями

Сущность  обязательной сертификации

     Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на ГОСТАНДАРТ, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

Формы участия в системах сертификации

     Как уже говорилось, в рыночной экономике  государству вовсе не обязательно контролировать все требования к продукции, ее производству и потреблению.
     Важно расширить участие в международных  системах сертификации, и Россия в 1996 г. подала заявку на участие в Схеме МЭК по сертификации взрывозащищенного оборудования (Схема МЭК Ех). Это новая система, и на участие в ней претендуют, кроме РФ, еще 12 стран.
     Основным  документом, определяющим направления  деятельности по сертификации в СНГ, служит Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанное в 1992 г. На основании положений Соглашения, касающихся сертификации, страны содружества – участницы Соглашения, обладая полной самостоятельностью в формировании и реализации систем сертификации и организации работ в этой области, формируют национальные системы сертификации с учетом руководств ИСО/МЭК и накопленного опыта в данной области.
     Поскольку российская Система ГОСТ Р в большой  степени гармонизована с международными правилами, страны СНГ взяли за основу составления методических документов по сертификации российские правила и другие разработки.
     Подписавшие Соглашение государства договорились о взаимном признании органов  по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию. Приняты также условия аккредитации для последующего взаимного признания: аккредитация органов и лабораторий в национальной системе сертификации и наличие у испытательных лабораторий практического опыта по проведению испытаний на основе межгосударственных стандартов; аккредитация в международных системах сертификации, к которым присоединилось государство СНГ, решающее вопрос о признании.
     Стороны участвуют в международных системах сертификации самостоятельно, причем Соглашение не затрагивает прав и обязательств сторон, вытекающих из правил международных систем сертификации.
     Сертификационные  испытания могут проводиться  в аккредитованной лаборатории любой страны.

Соглашения  по признанию

     Нормативной базой сертификации признаны международные, межгосударственные или национальные стандарты, признанные в государствах-участниках Соглашения.
     Страны, подписавшие Соглашение, договорились согласовывать порядок поэтапного введения обязательной сертификации взаимопоставляемой продукции, обеспечивать объективность результатов испытаний и достоверность результатов сертификации продукции.
     При установлении в стране-импортере  нарушений требований сертификации национальный орган по сертификации может приостановить признание  сертификатов в своей стране и должен сообщить об этом в национальный орган страны-экспортера и Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
     Дальнейшее  развитие согласованной политики по сертификации отражено в Соглашении от 1994 г., которое установило условия и процедуры признания в области сертификации.
     Основные  положения этого Соглашения закрепляют:
    взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации; взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур;
    аккредитацию органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с учетом мнения экспертов государств – участников Соглашения;
    право государств – участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
     Поскольку не все страны-члены СНГ в одинаковой степени готовы к заключению многостороннего соглашения о взаимном признании, было принято решение начинать с двусторонних соглашений. Такие соглашения заключаются на уровне национальных органов по сертификации. Госстандартом РФ двусторонние соглашения подписаны с Беларусью, Молдовой и Украиной, из стран, не участвующих в СНГ, – с Литвой, представители которой присутствовали на заседании Межгосударственного совета в качестве наблюдателя.
     Соглашения  о взаимном признании в области  сертификации определяют:
    конкретные сроки, условия и процедуры взаимного при-знания cсертификационных органов и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в национальных системах сертификации;
    порядок подтверждения безопасности продукции, поставляемой в рамках Соглашения о взаимном признании; ответственность изготовителя за безопасность экспортируемой продукции и органа, выдавшего сертификат; сертификат государства-экспортера признается принимающей страной в порядке, предусмотренном для признания зарубежных сертификатов.
     Прогрессивным шагом в развитии сертификации в СНГ стало принятие нормативных документов, устанавливающих единые требования для государств – участников Соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации. Это межгосударственные нормативные документы, устанавливающие порядок сертификации однородных групп продукции, а также некоторых видов услуг.
     Среди решений, принятых Межгосударственным советом, важное значение для всех стран-участниц имеет договоренность о Евро-Азиатской  региональной организации по аккредитации по образу и подобию Европейской организации по аккредитации лабораторий (EAL).
     Продвижением  в организации сертификации следует  также считать принятие Межгосударственным советом Положения о сертификации средств измерений, которое, в частности, гласит: "Организация, заинтересованная в импорте (экспорте) средств измерений из государства – участника Соглашения (1994 г. – Г. К.), через свой национальный орган представляет в национальный орган страны-экспортера (импортера): сертификат (либо другой документ) об утверждении типа средства измерения с описанием типа для Госреестра и эксплуатационную документацию с методикой поверки". Это положение имеет принципиальное значение для признания сторонами результатов испытаний взаимопоставляемой продукции.
     Межгосударственный  совет по стандартизации, метрологии и сертификации руководит работой постоянно действующего технического секретариата и нескольких рабочих групп. В их числе – группы по стандартизации, по обеспечению единства времени и частоты, по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации, по стандартным образцам и др.
     Главными  достижениями в деятельности Межгосударственного  совета можно считать:
    сохранение всех фондов нормативных документов и эталонной базы бывшего СССР, что важно для разработки межгосударственных программ по совершенствованию стандартизации и метрологии в рамках СНГ;
    гармонизацию национальных законов стран – членов СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации;
    подготовку межгосударственных и межведомственных соглашений в области стандартизации, сертификации, метрологии, направленных на укрепление общего экономического пространства и интеграцию в сфере производства.
     Приоритетным  направлением по сертификации признано обеспечение безопасности взаимопоставляемой продукции. А это связано с взаимным признанием национальных систем сертификации. Затруднения в этой области обусловлены неравномерностью развития организации и практики сертификации в странах – членах СНГ. Решение этой проблемы даст возможность создания межгосударственных систем сертификации однородной продукции. 

4. Испытательные  лаборатории и их аккредитация 

Область применения

1. Настоящий  документ устанавливает требования, которым должна соответствовать  испытательная лаборатории в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, чтобы быть признанной в качестве компетентной для выполнения испытаний в определенной области деятельности (области аккредитации), а также требования к порядку (процедуре) аккредитации (в том числе аттестации) ИЛ.
Требования документа  предназначены для применения при:
- создании, аккредитации  и функционировании испытательных лабораторий в соответствии с областью аккредитации, включая инспекционный контроль за аккредитованными лабораториями;
- взаимодействии  с центральным органом Системы,  с органами по сертификации.

  Определения

2. Используемые  в документе основные термины и их определения соответствуют приведенным в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации, Руководстве ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности. - Общий словарь", ГОСТ Р 51000.4, Положении о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(3). В отдельные определения внесены незначительные уточнения, а также введены определения, необходимые для обеспечения взаимопонимания в вопросах аккредитации испытательных лабораторий.

  Общие положения

3. Официальным  признанием технической компетентности  в проведении испытаний в соответствии  с областью аккредитации и независимости от разработчиков, изготовителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) продукции или только технической компетентности испытательной лаборатории в Системе является ее аккредитация.                                                                                                                              4. Испытательная лаборатория имеет право на проведение испытаний продукции для целей сертификации в области пожарной безопасности в законодательно регулируемой сфере только после того, как она прошла аккредитацию в соответствии с требованиями настоящего документа и получила зарегистрированный в Госреестре Системы аттестат аккредитации.                                                                                                                             5. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в Системе в качестве испытательной лаборатории, должна иметь собственную материально-техническую базу, документированные процедуры, организационную структуру, подготовленный персонал, управление, юридические и экономические возможности, систему обеспечения качества, комплект нормативных, правовых и организационно-методических документов, соответствующие требованиям настоящего документа.         6. Испытательную лабораторию аккредитуют только в отношении определенных объектов, которые могут испытываться лабораторией в стационарных условиях.            7. Область аккредитации испытательной лаборатории, при проведении испытаний для целей обязательной сертификации, должна однозначно определяться номенклатурой испытываемой продукции и видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов на них, а также наличием квалифицированных штатных испытателей. С этой целью в области аккредитации следует устанавливать возможно более точное определение проводимых испытаний с указанием испытываемой продукции, проверяемых характеристик (свойств, показателей) и используемых методов испытаний. В рамках добровольной сертификации допускается проведение испытаний продукции, не включенной в область аккредитации испытательной лаборатории, при условии наличия у нее соответствующей возможности (необходимого испытательного оборудования, средств измерений, квалифицированных штатных испытателей, удовлетворяющих требованиям настоящего документа, соответствующего вида испытаний (метода), установленного областью аккредитации).                                           8. При оценке компетентности испытательной лаборатории используются критерии, приведенные в настоящем документе.                                                                                     9. Центральный орган Системы может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением испытаний конкретных видов (вида). В этом случае центральный орган Системы может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих видах испытаний.                                                                                       10. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) представлены заинтересованным сторонам по их запросу.                                                                                                                                      11. Аккредитацию испытательных лабораторий в Системе проводит центральный орган Системы в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других уполномоченных организаций.                                      12. Испытания в целях обязательного подтверждения соответствия лаборатории проводят только по заказам органов по сертификации.

Техническая компетентность

13. Испытательная лаборатория должна быть компетентной для проведения соответствующих испытаний.
14. Организация ИЛ Испытательная лаборатория должна иметь:
- организационную  структуру, обеспечивающую для  каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий (обязанностей и ответственности);
- технического  руководителя, который несет ответственность  за выполнение всех технических  задач, связанных с проведением  испытаний;
- документированное Положение, содержащее описание организации деятельности лаборатории, распределение обязанностей сотрудников, а также другие сведения об организации работы лаборатории (выполняемых функциях, взаимодействии с другими организациями и др.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.