На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование товарооборота

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Агентство по образованию и науке 
Южно-Уральский  государственный университет
Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»
    Планирование  товарооборота предприятия общественного питания

Курсовая  работа по курсу

«ЭКОНОМИКА предприятия»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Руководитель: ___________________________ 

    ____________________________Харькова  О.В. 

                                                                    Автор работы
                                                                   
                                                                    Студентка группы 320-Кз 

                                                                    Казанцева Ю.А. 
     
     
     
     

    Челябинск 2010
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАДАНИЕ

на  курсовую работу студентки
___________________________________________________________________
Группа ___________________________________________________________ 

1 Дисциплина: «Экономика предприятия» ________________________ 

2 ТЕма работы: «планирование  товарооборота предприятия  общественного питания»_________________________________________ 

3 срок сдачи студентом  законченной работы __________2010 года 

4 перечень вопросов, подлежащих разработке
     1 Планирование товарооборота предприятий питания, экономические предпосылки, методы и их характеристика;
     2 Товарооборот общественного  питания: сущность, состав, значение. Виды товарооборота и его классификация;
     3 Цели, принципы и  этапы планирования товарооборота;
     4 Основные методы  планирования товарооборота и  их характеристика ;
     5 Многовариантные  подходы к планированию оборота  по продукции собственного производства;
     6 Планирование оборота  по реализации покупных товаров;
     7 Пути роста товарооборота  общественного питания в современных условиях 8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ;
     9 АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ОБОРОТА СТОЛОВОЙ. 
 

Введение

 
     Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующимся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающихся по типам специализации.
     Общественное  питание по своему экономическому содержанию - это сфера товарного обращения, поэтому предприятия общественного питания входят в систему торговли и важнейшим показателем качества их деятельности является товарооборот. Товарооборот общественного питания – это выручка от реализации продуктов общественного питания населению и др. По отношению к нему учитываются, анализируются и планируются все остальные показатели, такие как рентабельность, расходы и доходы предприятия, поэтому очень важно знать методы расчета и планирования товарооборота.
     Целью изучаемой темы является комплексное  изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции  и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.
     А чтобы предприятие успешно существовало на рынке и смогло составить конкуренцию  другим предприятиям питания необходимо иметь большие доходы. Увеличение этих доходов прямо пропорционально росту товарооборота. Для этого необходимо учитывать и как можно более рационально использовать основные пути увеличения товарооборота в современных условиях. В основном это касается ассортимента продукции, культуры обслуживания и расширения рынков сбыта.
     Товарооборот  и его планирование играет не малую  роль в существовании предприятия  общественного питания. Только правильное и четкое применение этой экономической  составляющей предприятия питания обеспечит высокую конкурентоспособность, устойчивое положение на рынке и даст возможность успешно развиваться.
     Цель  курсовой работы – провести анализ процесса планирования товарооборота на предприятии общественного питания.
     Задачи  курсовой работы:
     - рассмотреть планирование товарооборота предприятий питания, экономические предпосылки, методы и их характеристика;
     - рассмотреть товарооборот общественного питания: сущность, состав, значение. Виды товарооборота и его классификация;
     - изучить цели, принципы и этапы планирования товарооборота;
     - выявить основные методы планирования товарооборота и их характеристика;
     - рассмотреть подходы к планированию оборота по продукции собственного производства;
     - рассмотреть планирование оборота по реализации покупных товаров;
     - наметить пути роста товарооборота общественного питания в современных условиях;
     - провести анализ товарооборота на примере конкретного предприятия общественного питания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

1.1 Планирование товарооборота предприятий питания, экономические предпосылки, методы и их характеристика

 
     Механизм  экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятий  питания включает в себя определение  приоритетных целей, обеспечение связи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства. Методы планирования зависят от объекта планирования, типа предприятия питания и временного фактора. При этом учитывают следующие экономические предпосылки:
     - данные о развитии деятельности  предприятия:
     численность населения и состав контингента  потребителей; перспективы изменения  этих показателей; обеспеченность населения  сетью общественного питания; наличие  других предприятий общественного питания, число мест в них, их тип и ассортимент предлагаемой продукции, т.е. конкурентное окружение и возможные перспективы его изменения;
     - результаты экономического анализа  товарооборота и выпуска продукции  в предприятии за ряд предшествующих  лет;
     - перспективы изменения материально  – технической базы самого  предприятия: состав и структура  сети (открытие новых мест реализации  или их закрытие, изменение режима  работы или числа мест); внедрение  нового оборудования, форм организации  производства и обслуживания; предлагаемая система снабжения (качество поступающего сырья, доля полуфабрикатов, быстрозамороженной продукции);
     - результаты изучения микроспроса;
     - прогнозируемый индекс цен;
     При планировании товарооборота используют данные статистической отчетности и данные первичного оперативного учета выпуска и реализации товаров на предприятии.

1.2 Товарооборот общественного питания: сущность, состав, значение. Виды товарооборота и его классификация

 
     Товарооборот  общественного питания выражает экономически отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания и состоит из двух основных частей:
     - реализации продукции собственного  производства;
     - продажи покупных товаров.
     Основным  показателем деятельности предприятия общественного питания является валовой товарооборот, включающий в себя продажу товаров индивидуальным потребителям, учреждениям, организациям и другим предприятиям питания для переработки или перепродажи.
     Валовой товарооборот является ведущим показателем, характеризующим общий объем производственно-торговой деятельности предприятия. Вместе с тем, исходя из того, кому проданы товары, валовой товарооборот общественного питания подразделяют на оптовый и розничный.
     Оптовый товарооборот – это продажа готовой продукции или полуфабрикатов одними предприятиями питания другим для дальнейшей доготовки и перепродажи.
     Розничный товарооборот – это продажа продукции  собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты. Выпуск всей продукции кухней в стоимостном выражении является оборотом продукции собственного производства. В свою очередь, продукцию собственного производства подразделяют на обеденную и прочую.
     К обеденной продукции относят  первые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски. В прочую продукцию включают полуфабрикаты, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, напитки собственной выработки.
     Покупные  товары – это товары, приобретаемые  предприятием питания со стороны  и продаваемые потребителям без обработки (хлеб, молоко, табачные изделия и другие). Классификация товарооборота показана в приложении 1.
     Роль  и значение товарооборота как  экономического показателя заключается  в следующем:
     - товарооборот является объемным  показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия;
     - по удельному весу товарооборота  предприятия питания в товарообороте  региона, отрасли можно судить  о доле предприятия на рынке;
     - товарооборот в расчете на  душу населения характеризует  один из аспектов жизненного уровня населения;
     - по доле товарооборота предприятия  питания в товарообороте региона  определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если  удельный вес товарооборота предприятия  в товарообороте региона превышает  30%);
     - по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборочиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).

1.3 Цели, принципы и этапы планирования товарооборота

 
     План  товарооборота и выпуска продукции является одним из основных экономических показателей работы предприятия общественного питания, так как характеризует объем производственно-торговой деятельности, а все остальные показатели находятся в прямой зависимости от него.
     Планирование товарооборота можно осуществить двумя этапами. Первый этап включает:
     - планирование товарооборота предприятия;
     - планирование оборота по реализации  продукции собственного производства;
     - планирование оборота по реализации  продукции покупных товаров;
     - распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам.
     Второй  этап включает:
     - планирование оборота по реализации  продукции собственного производства;
     - планирование оборота по реализации  покупных товаров;
     - расчет плана товарооборота в  целом как суммы реализации продукции собственного производства и покупных товаров;
     - распределение плана товарооборота  по кварталам, месяцам.

1.4 Основные методы планирования товарооборота и их характеристика

 
     В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента потребителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться методы планирования товарооборота на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота или на основе численности потребителей.
     Ожидаемое выполнение плана за текущий год  определяется на основе данных о его  фактическом выполнении за 9 месяцев  и планового задания на оставшийся период до конца года. Такой метод применяется в том случае, если в октябре план был перевыполнен или не выполнен незначительно.
     После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму  ожидаемого выполнения плана, учитывающую  все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в  планированном периоде.
     Следующим этапом плановой работы является определение  и обоснование темпов изменения  товарооборота на планируемый период – это наиболее сложный и ответственный  момент. При расчете темпов изменения  используют такие же экономико-статистические методы планирования, как и при планировании розничного товарооборота:
     1)метод  скользящей средней
     2)метод  расчета среднегодовых темпов  роста.
     Если  в процессе расчета среднегодовой  темп изменения ниже 100%, т.е. наблюдается  тенденция к снижению физического  объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода. К таким факторам относятся:
     -проведение рекламных мероприятий;
     -изменение  форм обслуживания;
     -расширение  ассортимента продукции на основе  изучения спроса;
     -предоставление  дополнительных услуг.
     В основе этих мероприятий лежит изучение микроспроса (локального спроса), которые  позволяют оценить уровень работы данного предприятия с точки зрения степени удовлетворения потребностей и разработать программу действий по устранению недостатков.
     Планирование  на основе численности потребителей применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предприятия за предшествующий период и данных социологических исследований.
     Для определения объема товарооборота  необходимо рассчитать:
     1)среднюю  цену одной покупки в отчетном  периоде, которая рассчитывается по формуле
     2)число  потребителей в планируемом периоде.  При расчете числа потребителей  учитывают число работающих, степень  охвата услугами общественного  питания, перспективы изменения  численности и степени охвата  услугами.
     Методы  расчета численности:
     1)реализацию 2 блюд разделить на число рабочих  дней
     2)реализацию 2 блюд разделить на количество  блюд, приходящихся на 1 человека (2,5 блюда) и умножить на кол-во  рабочих дней
     3)выручку  разделить на цену покупки
     Плановую  сумму товарооборота в этом случае определяют по формуле
     Рпл.=Чпл.*Цср.*Д..
     где Чпл. – планируемая среднедневная  численность потребителей, чел.
     Д – число рабочих дней предприятия  в планируемом периоде, дн.
     Данные  методы позволяют определить общий  объем товарооборота с достаточной  степенью вероятности, но более обоснованной является методика планирования по составу товарооборота, т.е. планирование оборота по реализации продукции собственного производства и по покупным товарам и суммирование этих показателей.

1.5 Многовариантные подходы к планированию оборота по продукции собственного производства

 
     Планирование  оборота по реализации продукции  собственного производства складывается из 2-х этапов:
     1)планирование  оборота по обеденной продукции;
     2)планирование  оборота по реализации прочей  продукции собственного производства.
     Оборот  по обеденной продукции планируется  на основе производственной программы  предприятия (выпуска блюд в натуральном  исчислении), поэтому первоначально  рассчитывают производственную программу  различными методами в зависимости от типа предприятия, условий его деятельности, обслуживаемого контингента потребителей.
     Расчет  товарооборота по численности потребителей осуществляют путем умножения средневной численности потребителей и числа  дней работы предприятия в плановом периоде на среднее количество блюд, приходящихся на одного потребителя, и цену одного блюда по формуле
     Рпл. = Чпл * Д* Кбп *Цбл.
     где Кбп - плановое число блюд, приходящихся на одного потребителя, бл.
     Цбл.-цена блюда
     При обосновании планируемого числа  блюд на одного потребителя учитывают фактические данные за ряд предшествующих лет, тенденции изменения этого показателя и степень удовлетворения спроса. Данный метод используется в предприятиях с постоянным контингентом потребителей.
     Среднедневное число потребителей в плановом периоде определяют в общедоступной сети на основе данных за предшествующий период и возможностей его увеличения в перспективе экспертным путем, а в предприятиях, обслуживающих постоянный контингент потребителей, используют данные социологического опроса.
     Расчет  на основе производственной мощности предприятия и коэффициента ее использования.
     Рпл=М*Кисп*Цбл*Д
     где М - производственная мощность, шт.
     Кисп  – коэффициент использования  мощности
     Мощность  рассчитывается по формуле
     М= з 

     где В – продолжительность работы цеха (мин)
     П – простои (мин)
     в - средняя продолжительность варки (мин)
     п – время подготовительно-заключительных работ (мин)
     Ок - емкость котлов (л)
     Об  – объем одного блюда (л)
     Кз  – коэффициент заполнения котлов
     При обосновании коэффициента использования производственной мощности (К) учитывают данные о фактическом использовании за предшествующий период, перспективы применения новой техники и технологии, изменение методов организации труда, техническое состояние эксплуатируемого оборудования.
     Расчет  товарооборота на основе коэффициента использования пропускной способности  предприятия. Для расчета выпуска  блюд этим методом используют формулу
     Рпл= ПС * Кпс *Цср * Д
     Пропускную  способность определяют по формуле
     ПС= м
     где В – время работы торгового  зала, мин.
     t – время обслуживания одного  посетителя, мин.
     Чм  – число мест.
     Планирование  коэффициента использования пропускной способности осуществляют на основе анализа этого показателя за предшествующий период с учетом возможного его повышения за счет изменения форм организации обслуживания.
     После определения общего количества блюд разрабатывают план выпуска блюд в ассортименте (первые, вторые и  т.д.). Расчет производят путем умножения  количества блюд, предусмотренных планом, на удельный вес каждой группы. При этом учитывают сложившуюся структуру блюд за предшествующий период, отслеживают тенденции в изменении удельного веса каждой группы, а также используют результаты изучения микроспроса, т.е. потребительских предпочтений.
     Расчет  выпуска блюд по данным ожидаемого выполнения плана за отчетный период складывается из двух этапов.
     1. Определяют ожидаемое выполнение  плана по выпуску блюд в  текущем году в ассортименте.
     2. Рассчитывают темпы изменения  выпуска каждого вида блюда  в планируемом году исходя из:
     - анализа динамики этого показателя  за предшествующие периоды; - производственных  возможностей предприятия;
     - перспектив снабжения сырьем  и товарами.
     Расчет  выпуска блюд на основе данных изучения спроса потребителей состоит в том, что путем наблюдения определяют объем реализации блюд по каждой группе в среднем за день (изучение реализованного спроса). Затем эту величину корректируют с учетом спроса потребителей и производственных возможностей предприятия. Скорректированную величину среднедневного количества выпуска блюд по каждой группе умножают на количество дней работы предприятия.
     Расчет  выпуска блюд на основе планового  меню требует большого количества информационного  материала.
     Плановое  меню составляется на неделю, декаду, месяц. В нем указывается ассортимент и количество блюд по группам на каждый день планируемого периода. При этом учитывают тип предприятия, состав потребителей, спрос, физиологические нормы питания, наличие сырья.
     На  основании составленного планового  меню определяют объем среднедневной реализации блюд по каждой группе, затем этот объем умножают на количество дней в планируемом периоде и определяют выпуск блюд на планируемый период (квартал, год).
     После составления плана выпуска блюд определяют плановый оборот по обеденной продукции. Для этого надо обладать информацией о средней цене 1 блюда в планируемом периоде. Определяют эту среднюю цепу исходя из средней цены блюда в текущем году и возможных изменений цен в планируемом периоде. Это наиболее сложный момент в современных условиях, т.к. учитывается состав сырья и его цена - более дешевое или дорогое сырье. В современных условиях необходимо учитывать инфляционные процессы - изменение цен на сырье.
     После определения объема реализации обеденной  продукции рассчитывают выпуск прочей продукции собственного производства. Его планируют в натуральных и стоимостных показателях.
     При расчете определяют ожидаемое выполнение прочей продукции собственного производства в ассортименте, а затем корректируют выпуск продукции на планируемый год. При корректировке ориентируются на необходимость увеличения объемов выпуска продукции и улучшение структуры ее ассортимента. При этом основой служит изучение и прогнозирование спроса потребителей и необходимость его наиболее полного удовлетворения. Прочая продукция собственного производства реализуется населению, а также другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. Поэтому при планировании определяют оптовый отпуск продукции, исходя из производственных возможностей данного предприятия и количества полученных заказов в соответствии с заключенными договорами. Запланированный объем выпуска каждого вида продукции умножают на среднюю цену за единицу изделия и получают оборот по выпуску прочей продукции собственного производства.

1.6 Планирование оборота по реализации покупных товаров

 
     После составления плана выпуска продукции  собственного производства разрабатывают  план реализации покупных товаров. Оборот по реализации покупных товаров может  быть определен несколькими методами.
     На  основе удельного веса оборота за несколько предшествующих лет: в этом случае удельный вес покупных товаров в планируемом периоде может рассчитываться как средняя величина за ряд предшествующих лет, если происходили колебания этого показателя. В случае устойчивой тенденции роста или снижения можно предусмотреть эту динамику на будущее или оставить удельный вес на уровне отчетного года. Выбор варианта должен основываться на изучении спроса потребителей. Объем оборота по покупным товарам рассчитывается по формуле
     Опт=
     Опт - оборот по реализации покупных товаров, руб.;
     Уд.в.пт - удельный вес оборота по реализации покупных товаров,
     Уд.в.сп - удельный вес оборота по реализации собственной продукции, %;
     Осп - оборот по реализации собственной  продукции, руб. При обосновании удельного веса оборота по реализации покупных товаров возможно использование рекомендуемого нормативами соотношения между собственной продукцией и покупными товарами в зависимости от типа предприятия и наличия буфетов.
     Оборот  по покупным товарам может быть определен как разница между планом товарооборота в целом и планом оборота по реализации продукции собственного производства. 

       
 
 
 

       

     При разработке плана по реализации покупных товаров в ассортименте необходимо предусматривать увеличение продажи овощей, фруктов, безалкогольных напитков, кондитерских изделий и снижение реализации вино-водочных и табачных изделий. Планирование ассортимента покупных товаров зависит от спроса потребителей, а также от типа и профиля, входящих в состав предприятия филиалов (ресторанов, кафе, и т.д.), так как состав ассортимента покупных товаров должен дополнять и расширять ассортимент продукции собственного производства.

1.7 Пути роста товарооборота общественного питания в современных условиях

 
     Заключительным этапом изучения вопросов прогнозирования товарооборота является формирование основных направлений его развития на предприятиях общественного питания в рыночных условиях.
     Главное внимание уделяется улучшению торговой деятельности предприятий общественного питания, повышению уровня обслуживания.
     Основными путями роста товарооборота общественного  питания в современных условиях являются;
    совершенствование ассортимента и качества выпускаемой продукции и услуг с целью удовлетворения более широкого спектра потребностей различных групп потребителей, удешевления питания;
    поиск новых источников сбыта, в частности, за счет расширения оптового отпуска продукции в розничную торговую сеть;
    реконструкция и перепрофилирование действующих предприятий, восстановление деятельности ранее закрытых предприятий, развитие сети объектов общественного питания в местах интенсивных покупательских потоков потребителей (на рынках, автотрассах и т.д.);
    активное продвижение продукции общественного питания на рынок (организация выставок-продаж, других массовых мероприятий, реклама, оказание дополнительных услуг, повышение качества обслуживания);
    усиление социальной направленности деятельности предприятий общественного питания за счет развития сети столовых и буфетов при учебно-образовательных учреждениях, на производственных предприятиях, в хозяйствах;
    расширение и открытие сети магазинов и отделов кулинарии, организация столов заказов, бюро добрых услуг;
    открытие мини-производств при крупных торговых центрах, универмагах, универсамах, продовольственных магазинах;
    развитие сезонной торговли пивом, квасом, соками и другой продукцией.

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 
     Производственная  программа представляет собой экономически обоснованный план выпуска всех видов  продукции общественного питания  в объеме и ассортименте. Он составляется на год с распределением по кварталам и по местам реализации.
     Основным  показателем производственной деятельности предприятия общественного питания  является выпуск продукции собственного производства. К ней относятся  готовые блюда и полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия.
     Более 80 % общего выпуска продукции собственного производства составляет обеденная  продукция. Она включает 1,2 сладкие, холодные блюда.
     Остальные виды продукции собственного производства (полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, горячие напитки, бутерброды, молоко и молочные продукты).
     Выпуск  продукции собственного производства в производственной программе выражается как в натуральных, так и в  стоимостных показателях. Обеденная  продукция измеряется в блюдах, прочая в шт., кг., и стаканах.
     Объем реализации обеденной и прочей продукции собственного производства, выраженной в стоимостных показателях, составляет оборот по продукции собственного производства общественного питания.
     Для полного удовлетворения спроса потребителей планируется продажа покупных товаров. К ним относятся товары приобретенные в других организациях и отпускаются населению без кулинарной обработки.
     Реализация  покупных товаров отражается в плане  только в стоимостных показателях, т.е. в виде оборота по покупным товарам.
     Реализация  населению продукции собственного производства и покупных товаров составляют розничный товарооборот предприятия общественного питания. Основное место занимает оборот по продукции собственного производства, удельный вес которого составляет от 60 до 90 %. Чем выше удельный вес, тем предприятие выполняет лучше свою основную задачу.
     На  ряду с розничным т.о. на поп существует оптовый т.о..
     Оптовый оборот представляет собой реализацию готовой продукции или полуфабрикаты  одними предприятиями другим предприятиям и организациям для дальнейшей переработки или продажи.
     Оптовый и розничный т.о. п.о.п. составляет валовый товарооборот, характеризующий  весь объем их производственно-торговой деятельности.
     При расчете валового т.о. организации  в него не включают ту часть суммы  оптового товарооборота подведомственных предприятий, который образуется при продаже их продукции предприятиям этой же организации. Иначе эта сумма в т.о. организации будет учтена дважды: в оптовом обороте предприятия, продавшего полуфабрикат и в розничном обороте предприятия, которое реализовало готовую продукцию.
     При планировании производственной и плана  т.о. используют следующие материалы: данные с выполнением плана т.о. и выпуска продукции за отчетный период; материалы анализа выполнения плана товарооборота и выпуска  продукции собственного производства за предшествующий период; указание вышестоящих органов по изысканию и использованию внутренних ресурсов для увеличения объема реализации продукции.
     Основными задачами экономического анализа, хозяйственной  деятельности предприятия и организации  общественного питания являются: изучение результатов выполнения плана; исследование реальности плановых показателей, разрабатываемых предприятиями; контроль за выполнением плана; изучение и распространение передового опыта. Экономический анализ представляет собой комплексное изучение во взаимосвязи всех этапов производственно-торгового процесса предприятий общепита, и в зависимости от решения конкретных задач, целей и объема анализа он может классифицироваться на отдельные виды. В наиболее общей форме экономический анализ подразделяется на предварительный и последующий. При тематическом анализе изучаются отдельные стороны производственно-торгового процесса, т.е. анализируются такие направления деятельности предприятия, которые в данный момент требуют глубокого рассмотрения, чтобы выявить неиспользованные резервы и устраним, допущенные недостатки.
     Планирование  показателей производственной программы  и товарооборота производится на основе анализа выполнения плана  по выпуску и реализации различных  видов продукции в отчетный период.
     В процессе анализа осуществляются следующие задачи: выявляется степень выполнения плана по объему и составу товарооборота; выпуску продукции и ее ассортименту; изучается динамика развития показателей в течении ряда предшествующих лет; анализируется равномерность выполнения плана выпуска и реализации продукции в течении года; выявляется степень удовлетворения спроса потребителей.
     В результате анализа изыскиваются неиспользованные резервы и разрабатываются конкретные мероприятия для изучения работы предприятия с целью наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на продукцию общественного питания и достижения высокой эффективности использования производственных цехов и залов.
     При анализе товарооборота в начале сравнивают ожидаемое выполнение объема товарооборота с установленным планом, а затем с фактическим выполнением в прошлом году. Это позволит выявить степень выполнения плана товарооборота в текущем году и темп его роста за анализируемый период. В этом же порядке сопоставляются все составные части товарооборота: розничного и оптового оборота, оборота но продукции собственною производства и покупным товарам. При анализе необходимо учесть, что наиболее важное значение имеет выполнение плана розничного товарооборота и особенно планового задания но обороту продукции собственного производства, поскольку основной целью предприятий общепита является обеспечение населения горячей пищей.
     Выпуск  продукции собственного производства должен расти опережающими темпами  по сравнению, с реализацией покупных товаров. Одновременно должен повышаться удельный вес продукции собственного производства в товарообороте за счет снижения доли покупных товаров. При анализе состава оборота по продукции собственного производства наибольшее внимание должно быть направлено на выпуск блюд, так как этот вид продукции является основным.
     Предварительный анализ используется при составлении  продуктов плана. Это своего рода прогноз итогов хозяйственной деятельности предприятия в форме расчетов ожидаемого выполнения плана, сопоставимой базы по объему товарооборота, оборота по продукции собственного производства и другим плановым показателям.
     Последующий анализ позволяет глубоко и всесторонне изучить экономику предприятия, объективно оценить его деятельность и достигнутые экономические результаты, выявить внутрихозяйственные резервы и установить конкретные пути их реализации. Последующий анализ в свою очередь подразделяется на текущий или оперативный и периодический.
     Оперативный анализ хозяйственной деятельности - это анализ работы столовой, ресторана, закусочной за определенный короткий период времени -день, пятилетку, декаду.
     Оперативный анализ используется для оперативного управления предприятием в форме  ежедневного контроля за выполнением  основных плановых заданий - план товарооборота, оборота по продукции собственного производства и т.д., а также для устранения недостатков и принятия необходимых мер по мобилизации резервов.
     Периодический анализ проводят за отчетный период. Выполнение установленных плановых показателей  является основным критерием при оценке результатов хозяйственной деятельности каждого предприятия, его филиалов или отдельного производства Значение этого вида анализа заключается в том. что изучение деятельности предприятия ведется комплексно и всесторонне на основе итоговых данных выполнения плановых показателей за определенный отчетный период времени.
     По  пространственному признаку экономический  анализ подразделяется на внутрихозяйственный и межхозяйственный. При внутрихозяйственном анализе изучается деятельность только анализируемой организации и его подразделений. Сравнительный анализ позволяет сопоставить показатели хозяйственной деятельности анализируемого предприятия с показателями других предприятий. Он направлен в основном на выявление различий в работе сопоставимых предприятий, что позволяет перенять и распространить передовой опыт, полнее выявить результаты и дать объективную оценку эффективности деятельности анализируемых предприятие. Особенно большое значение сравнительный анализ имеет в экономической работе организаций общественного питания. По степени охвата деятельности предприятия экономический анализ подразделяется на комплексный и тематический. При комплексном анализе изучаются все итоги производственно-торговой деятельности предприятия, в целях оценки достигнутых экономических результатов.
     При анализе используют материалы бухгалтерской  и статистической отчетности о реализации и отпуске продукции, в которых  содержатся плановые и фактические  данные об объеме товарооборота, реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Использованный при анализе статистический "Отчет по общественному питанию" отражает расход сырья и товаров, выработку и реализацию полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, а также выпуск обеденной продукции. Используются также данные лабораторных анализов, книги жалоб и предложений, материалы ревизий, протоколы производственных совещаний и др.
     Анализ  проводится за 2-3 месяца до окончания  текущего года, когда отчетных данных за год еще нет, поэтому возникает  необходимость в установлении ожидаемых показателей.
     Ожидаемое выполнение плана за предплановый год определяется по основе данных о его фактическом выполнении за истекшее время с учетом планового задания на период, оставшийся до конца года.
     Вначале сравнивают ожидаемое выполнение объема товарооборота с установленным планом, а затем - с фактическим выполнением в прошлом году. Эго позволит выявить степень выполнения плана товарооборота в текущем году и темп его роста за анализируемый период.
     В этом же порядке сопоставляют все  составные части товарооборота: розничного и оптового оборота, оборота по продукции собственного производства и покупным товарам.
     При анализе необходимо учесть, что наиболее важное значение имеет выполнение плана  розничного товарооборота и особенно планового задания по обороту продукции собственного производства поскольку основной целью предприятий общественного питания является обеспечение населения горячей пищей. Выпуск продукции собственного производства должен расти опережающими темпами по сравнению с реализацией покупных товаров. Одновременно должен повышаться удельный вес продукции собственного производства в товарообороте за счет снижения доли покупных товаров.
     При анализе состава оборота по продукции  собственного производства наибольшее внимание необходимо направить на выпуск блюд, так как этот вид продукции является основным.
     Анализ  выпуска продукции собственного производства позволяет определить степень удовлетворения спроса потребителей на готовые блюда, кулинарные и кондитерские изделия, выявить резервы увеличения этой продукции в планируемом периоде. Для анализа данных показателей должен быть обеспечен количественный учет продукции.
     Анализ  производственной программы начинают с анализа общего выпуска блюд. Для этого ожидаемое выполнение текущего года сравнивают с планом и фактическими данными прошлого года, после чего изучают равномерность выполнения плана выпуска блюд в течение года.
           Анализируя выполнение производственной программы, необходимо сопоставить степень выполнения плана оборота по обеденной продукции и выпуска блюд. Если при перевыполнении плана оборота по обеденной продукции плановое задание по выпуск блюд оказалось не выполненным, это значит, что предприятие увеличило продажу дорогостоящих блюд. Этот же факт подтверждается ростом средней цены одного блюда, которая рассчитывается делением стоимости реализованной обеденной продукции ни количество выпущенных блюд.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.