На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 

Киселёва  Ольга Владимировна 
 
 
 
 

  РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО  ОЦЕНКИ  

08.00.01 –  Экономическая теория 
 

Автореферат диссертации на соискание учёной степени 
кандидата экономических наук 
 
 
 
 
 

Орёл  – 2006
Работа  выполнена в государственном  учреждении высшего профессионального  образования «Орловский государственный  технический университет» 
 

Научный руководитель                         доктор экономических наук, профессор
                                                                Смирнов Владимир Тимофеевич 

Официальные оппоненты                    доктор экономических наук, профессор             
                                                                Дятлов Сергей Алексеевич 

                                                                кандидат экономических наук, доцент
                                                                Сёмкина Нина Николаевна 

Ведущая организация                        Орловский государственный  университет
                                                                      

Защита  состоится 23 декабря 2006 года в 12 часов  на заседании диссертационного совета Д 212.182.04 при Орловском государственном  техническом университете в аудитории  № 212 по адресу: 302020, г.Орёл, Наугорское шоссе, дом 29.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Орловского государственного технического университета. 
 

Автореферат разослан 22 ноября 2006 года 
 

Учёный  секретарь 
диссертационного  совета                                                                    И.О. Трубина          
                              ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

         Актуальность темы  исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. 2007 год объявлен «годом инвестиций в человеческий капитал». Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.
         Необходимо сформировать сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI века. Среди определяющих национальные конкурентные преимущества факторов на передний план выйдут: образование и охрана здоровья населения; развитие науки; пропускная способность, доступность и наполнение информационной среды; способность государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих возможностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни.
         В этой связи изучение исторического  развития теории человеческого  капитала, обобщение и уточнение  методологических подходов к  проблемам оценки и накопления  человеческого капитала становится актуальным и выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.
         Степень научной  разработанности  проблемы. Изучение производительных способностей человека и их роли в общественном производстве имеет глубокие корни в истории мировой экономической науки и отражено в трудах многих экономистов – У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо,  К. Маркса, заложивших первоосновы будущей теории человеческого капитала. В работах Г. Боага, Э. Богарта, Ч. Брейса, Л. Вальраса, И. Гийота, Ф. Каппа, Ф. Листа, Дж. Маккулоха, Г. Маклеода, А. Маршалла, Дж.С.Милля, У. Рошера, Н. Сениора, Г. Сиджуика, Ж. Сэя, И. фон Тюнена, Дж. Уолша, И. Фишера формировалась концепция человеческого капитала в конце ХIХ – начале ХХ века.
         Работы  чикагских учёных Дж. Минцера (1958г.) и Т. Шульца (1960г.), Г. Беккера (1964г.) ознаменовали рождение теории человеческого капитала. Теоретические основы концепции человеческого капитала разрабатывались Й. Бен-Поретом, Б. Вейсбродом, Э. Денисоном, Э. Доланом, Дж. Кендриком, К. Ланкастером, Д. Линдсейем, О. Нордхогом, Ф. Махлупом, Дж. Оуэном, Дж. Псахаропулосом, Л. Туроу и др.
         Проблемы человеческого капитала  в России исследовались Л.И.  Абалкиным, С.А. Глазьевым, В.С.  Гойло, А.И. Добрыниным, С.А. Дятловым, И.В. Ильинским, Р.И. Капелюшниковым, М.М. Критским, С.А. Курганским, Е.М. Самородовой, Н.Н. Сёмкиной, Л.Г. Симкиной, В.Т. Смирновым, Е.Д. Цырёновой и др., что позволяет обобщить историю становления и обогащения данной теории.         
         Область исследований соответствует разделу 3, п.п. 3.8, 3.11, 4.1 паспорта ВАК по специальности 08.00.01 – экономическая теория – «возникновение новых школ и направлений экономической мысли в условиях трансформации капитализма, краха огосударствленной общественной системы и глобализации экономических процессов».
         Объектом исследования выступают учения и теории, раскрывающие основные черты экономических отношений оценки и воспроизводства человеческого капитала в трансформационной экономике России.
         Предметом исследования являются социально-экономические отношения по поводу формирования,капитализации и коммерческой реализации человеческих знаний и способностей и отражение этих процессов в истории экономической мысли.
         Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды классиков политической экономии, работы отечественных и зарубежных учёных-экономистов по экономической методологии и истории экономической теории, проблемам воспроизводства человеческого капитала, содержания данной экономической категории, классификации видов человеческого капитала, особенностей его функционирования в ходе общественно-воспроизводственного процесса и оценки.
         Диссертационное исследование базируется  на общенаучной методологии, предполагающей комплексный, системный подход к решению проблем, предусматривающей единство исторического и логического, качественного и количественного анализа; принципы диалектической логики, обеспечивающие объективность подхода; применение методов научной абстракции, анализа и синтеза; использование экономико-статистических методов и моделей.
         Информационную базу исследования составили монографическая, обзорная и аналитическая литература по теме диссертации, документы и материалы органов государственной власти и управления. Эмпирической основой работы явились данные статистических сборников, публикации периодической печати.
         Цель диссертационного  исследования заключается в обобщении истории  развития теории человеческого капитала и использовании её методологического потенциала для обоснования подходов к его оценке по уровням национального, фирменного и индивидуального человеческого капитала.
         Для достижения данной цели  в диссертации были поставлены  и решены следующие задачи:
    выявить объективные и субъективные предпосылки возникновения теории человеческого капитала;
    раскрыть историю развития и концептуальные идеи теории человеческого капитала в зарубежной экономической литературе;
    дать характеристику позитивных исследований человеческого капитала в российской экономической науке;
    систематизировать взгляды российских учёных на роль человеческого капитала в реформе системы образования;
    дать оценку потенциала теории человеческого капитала и её значения для оценки его развития, включая:
    выработку подходов к оценке и развитию национального человеческого капитала;
    предложений и подходов к оценке человеческого капитала фирмы;
    необходимость широкого распространения систем коучинга в воспроизводстве индивидуального человеческого капитала в реальном секторе экономики.
         Научная новизна диссертационного исследования заключается в обобщении истории возникновения и развития теории человеческого капитала и выработке подходов к использованию её потенциала для решения актуальных проблем модернизации экономики России.
         Научная новизна исследования  подтверждается следующими положениями и выводами, выносимыми на защиту:
      1) Выявлены объективные и субъективные  предпосылоки возникновения теории  человеческого капитала. Объективно решающая роль человеческого фактора в экономике определена новой комбинацией состава производительных сил, превращением науки в непосредственную производительную силу, интеллектуализацией и информатизацией производства и управления, постепенным превращением системы наёмного труда в систему социального партнёрства и признания ценности вклада в бизнес человеческого капитала ( п. 4.1 – паспорта специальности 08.00.01).
      2) Раскрыта история возникновения  и развития концептуальных идей  и положений теории человеческого капитала в зарубежной экономической литературе от классиков до неоклассиков. Сравнение ценности человеческого труда с ценностью основного капитала, трактовка образования как инвестиций в человеческий капитал, расчёт эффективности и внутренней нормы отдачи образовательных программ, микроэкономический анализ социального поведения человека и принятия семейных решений, обоснование макроэкономических моделей экономического роста с доминированием фактора инвестиций в человеческий капитал – эти идеи органически включены в современный экономический анализ ( п. 3.8 – паспорта специальности 08.00.01).
      3) Дана характеристика позитивных  исследований содержания и видов  человеческого капитала в российской  экономической науке. Показан  переход от активной критики «буржуазных» концепций в 80-е годы ХХ века к обоснованию целостной теории человеческого капитала, учитывающей специфику трансформационных процессов в России. Раскрыты методологические преимущества диалектического метода в исследовании воспроизводства человеческого капитала во всём многообразии капитализируемых знаний, способностей, опыта, культуры и мотиваций человека ( п. 3.11 – паспорта специальности 08.00.01).
      4) Систематизированы взгляды российских  учёных на роль человеческого  капитала в реформе системы образования. Проанализированы модели оценки эффективности образования от начального до высшего уровней. Определена система эффектов формирования и использования интеллектуального капитала в процессах непрерывного образования. Показано ключевое значение воспроизводства национального человеческого капитала России как цели и основы национального проекта по реформе системы образования ( п. 3.11 – паспорта специальности 08.00.01).
      5) Дана оценка мировоззренческого  потенциала теории человеческого капитала и её значения для выработки решений по актуальным проблемам социально-экономического развития России, прежде всего:  для разработки стратегии оценки и накопления национального человеческого капитала и конкурентных преимуществ в глобальной экономике; для оценки, учёта и эффективной реализации человеческого капитала в каждой фирме; для налаживания систем непрерывного профессионального образования на предприятиях реального сектора экономики посредством широкого распространения образовательных технологий коучинга и наставничества ( п. 3.11 – паспорта специальности 08.00.01).
         Теоретическое значение  исследования заключается в систематизации взглядов и позиций учёных, внесших определённый вклад в становление теории человеческого капитала, обобщение содержательных характеристик понятия «человеческий капитал», его видов, оценок эффективности использования, роли в воспроизводственных процессах.
         Практическое значение  выводов и предложений, обоснованных в диссертации, заключается в возможности их использования для обоснования решений и программ дальнейшего развития национальных проектов модернизации образования и здравоохранения, для совершенствования внутрифирменного управления персоналом. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов экономической теории, истории экономических учений.
         Апробация результатов  исследования осуществленана на всероссийской научно-практической конференции «Рынок труда, занятость, доходы: проблемы и тенденции развития» (Орёл, 2005);  на международной интернет-конференции «Интеллектуальные силы человечества  и гармония мирового развития» (Санкт-Петербург, Орёл: НЦ «Планетарный проект», ОрёлГТУ, февраль – апрель 2006г.); на международной научно-практической конференции «Качество и полезность в экономической теории и практике» (Новосибирск, НГУЭУ, ноябрь 2006г.); на международной интернет-конференции «Планетарная рента: источники и механизмы присвоения» (Санкт-Петербург, сентябрь – октябрь 2006г.); на международной научно-практической конференции «Переосмысление предпринимательской деятельности университетов» (Санкт-Петербург – Стокгольм, 10-11 ноября, 2006г.)
         Публикации. Результаты диссертационного исследования опубликованы в 11 научных работах, в том числе 2 статьи в журналах по списку ВАК, общим объёмом 3.45 печатных листа, из них 3 авторских.
         Структура и объём диссертации. Работа включает введение, три главы, заключение, изложена на 179 страницах текста, содержит 5 таблиц, 6 рисунков, 4 приложения, список литературы из 226 источников.  
         Во введении  обоснована актуальность темы, раскрыта степень её научной разработанности, сформулирована цель, задачи исследования, определены объект и предмет исследования, охарактеризована его теоретическая и практическая значимость, научная новизна результатов, выносимых на защиту.
         В первой главе  «Условия зарождения  и основные идеи  теории человеческого  капитала» рассматриваются субъективные и объективные предпосылки становления теории человеческого капитала, осуществляется обзор эволюции научных взглядов на проблему изучения производительных сил человека и методологического развития категории «человеческий капитал» в экономической теории, представляются и анализируются основные этапы формирования и развития теории человеческого капитала.
         Во второй главе  «Позитивные исследования  человеческого капитала  в российской экономической  науке» дана характеристика исследований содержания и видов человеческого капитала в российской экономической науке, учитывающих специфику трансформационных процессов в России. Раскрыты методологические преимущества диалектического метода в исследовании воспроизводства человеческого капитала. Систематизированы взгляды российских учёных на роль человеческого капитала в реформе системы образования.
         В третьей главе  «Актуальные проблемы  дальнейших исследований  содержания и роли  человеческого капитала  в экономике России» исследованы возможности использования мировоззренческого и методологического потенциала теории человеческого капитала для выработки стратегии развития национального человеческого капитала России; для развития подходов к оценке и эффективной реализации человеческого капитала фирмы; для анализа роли технологий коучинга и наставничества как в формировании индивидуального человеческого капитала.     
         В заключении  сформулированы основные выводы и результаты проведённого исследования. 

ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
         1. Выявлены объективные и субъективные предпосылоки возникновения теории человеческого капитала.
         Для формирования теории человеческого  капитала к началу 60-х годов  ХХ века были созданы все  необходимые субъективные и объективные  предпосылки (таблица 1).
         Важнейшей предпосылкой возникновения теории человеческого капитала явилось развёртывание научно-технической революции в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века, которая вызвала и продолжает вызывать глубокие преобразования в производительных силах общества, когда в экономике возрастающую роль и значение приобретают личность человека, уровень его образования и научных знаний, опыта и квалификации.
         Другой важной предпосылкой явилось  превращение науки в непосредственную  производительную силу. Интенсивность  производственного оборота, как и скорость экономического роста в развитых странах стали напрямую зависеть от степени наукоёмкости производства. В странах-лидерах НТП наблюдается нарастающий прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил и формировании внушительного по абсолютным и относительным размерам невещного богатства. Важнейшим фактором экономического прорыва стала способность к созданию и внедрению инноваций.
         Впервые в истории развития  западных стран критерием эффективности  управления бизнес-процессами стала информационная эффективность. Быстрому росту инновационно-информационной сферы во второй половине ХХ века способствовала напряжённая внешнеполитическая обстановка и острая конкурентная борьба между ведущими мировыми державами за первенство в научной сфере и господство в экономической. 

         Таблица 1 – Предпосылки возникновения  теории человеческого капитала
Субъективные  предпосылки Объективные предпосылки
    I этап: классическая экономическая теория XVIII века
      Аналогии в трактовке материального и  человеческого капиталов
      Положение об инвестиционной природе расходов на приобретение человеком трудовой квалификации
      Признание важности квалифицированного труда в экономическом прогрессе государства
    После Второй мировой войны возрастает интерес к сфере труда, связанный с острым дефицитом квалифицированных кадров.
    Научно-техническая революция 50-60-х годов ХХ века вызвала глубокие преобразования  в составе и комбинации производительных сил общества.
    Интеллектуализация и информатизация процессов производства и управления способствовали превращению науки в непосредственную производительную силу.
    В экономике решающую роль и значение приобрели личность человека, уровень его образования и научных знаний, опыта и квалификации.
    Напряжённая внешнеполитическая обстановка и острая конкурентная борьба между крупнейшими государствами за первенство в научной сфере и господство в экономической.
    Изменилось и отношение государства к проблемам воспроизводства рабочей силы
    Центр внимания сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, что стимулировало интенсивное развитие науки, образования, здравоохранения, сферы услуг и отдыха.
    Профессионально-квалификационная подготовка работника начинают оцениваться как один из важнейших факторов экономического роста.
    Во всех развитых странах существенно увеличилось среднее число лет обучения.
    II  этап: неоклассическое направление экономической мысли XIX века
      Концепция экономического человека
      Концепция максимизирующего экономического поведения
      Методологический индивидуализм
     III этап: теория человеческого капитала     ХХ века
      Расширительная трактовка понятия
          «капитал»  и отождествление 
          понятий материального и  
          человеческого капиталов 
      Результаты эмпирических
          исследований подтверждали  
          предположение об аналогиях 
                  между инвестициями в физический 
                  капитал и образовательными 
                  расходами
      Была доказана решающая роль 
      образовательного  уровня нации в социально-экономическом прогрессе
 
 
         Изменилось и отношение государства  к проблемам формирования и  накопления человеческого капитала. Главным направлением социального  прогресса признавалось повышение  эффективности производства самого  человека, а экономического прогресса  –  повышение эффективности использования рабочей силы, что стимулировало интенсивное развитие науки, образования, здравоохранения, сферы услуг и отдыха.
         Саморазвитие экономической мысли постепенно обеспечило смещение акцентов с сугубо материалистической трактовки источников развития к пониманию исходной роли знаний, интеллекта, созидательных способностей человека.
         2. Раскрыта история возникновения и развития концептуальных идей и положений теории человеческого капитала в зарубежной экономической литературе от классиков до неоклассиков.
         Возникшая в русле неоклассической  экономической школы,  теория  человеческого капитала базируется  на «методологическом фундаменте»,  заложенном экономистами-классиками  XVIII – XIX веков: У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. Миллем, Н. Сениором и др. В конце XIX – начале ХХ веков классические представления о производительных способностях человека получили значительное развитие в трудах А. Маршалла, Дж.Р. Уолша, И. Фишера, Э. Дениссона, М. Фридмена и многих других.
         Теория человеческого капитала складывается в работах американских учёных-неоклассиков, представителей так называемой «чикагской школы»: Г. Беккера, Дж. Минцера, Т. Шульца, лауреатов Нобелевской премии по экономике разных лет. Учёные выдвинули теорию, в рамках которой доказали, что система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал превращается в человеческий.      
         Новизна неоклассической исследовательской  программы человеческого капитала заключается в фундаментальных предпосылках, превращающих её в проверяемую теорию спроса на дополнительное образование:
    Спрос на дополнительное образование чувствителен к изменению цены в силу несовершенства рынков капитала;
    При росте уровня безработицы предъявляется спрос на больший объём обучения;
    Спрос на инвестиции в образование чувствителен к ожиданиям инвесторов, основанным на актуальной информации рынка труда.
         Г. Беккер осуществил теоретический  анализ воздействия инвестиций  в человеческий капитал на заработки и распределение личных доходов. Для развития теории важен вывод о том, что общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Доказанный тезис состоит в том, что различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями в их индивидуальных нормах отдачи.
         В рамках теории человеческого  капитала получили объяснение  структура распределения личных  доходов, возрастная динамика  заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем инвестиции в физический капитал.     
         Для следующего шага в развитии  теории человеческого капитала  потребовалась дополнительная предпосылка, о том, что инвестиционное решение принимает скорее домохозяйство, чем индивид, чтобы расширить аналогию до решений, касающихся внепроизводственных видов деятельности. Впервые в экономической теории отправным пунктом исследования стало систематическое включение в анализ нерабочего времени. Раскрыто положение о том, что домохозяйства используют в тех или иных сочетаниях время и рыночные товары, с тем чтобы производить базовые потребительские блага, которые непосредственно входят в их функции полезности1.
         Теория человеческого капитала  изменила взгляды экономистов  на природу экономического роста.  В неоклассических моделях экономического  роста Р. Солоу, Т. Шульца, Э.  Денисона акцент был переведён с инвестиций в основной капитал на инвестиции в человеческий капитал. Эта предпосылка оказала большое влияние на развитие «эндогенной теории» экономического роста, в рамках которой человеческий капитал выступает как источник экономического роста, стимулирующий технологическое развитие и рост производительности труда.
         Теория человеческого капитала  продемонстрировала огромную продуктивность, породив новые исследовательские  проекты практически в каждом  направлении экономической теории. Переход от индустриального к информационному способу развития,  обусловленный второй волной НТР в развитых странах в 70-80-х годах ХХ века, способствовал превращению теории человеческого капитала в одно из важнейших достижений экономической мысли столетия.  Можно назвать важнейшие достижения экономической науки, основанные на развитии неоклассической исследовательской программы человеческого капитала:
    Модель распределения личных доходов (Г.Беккер (1967г.);
    Расчёты валовой величины совокупного капитала США (Т. Шульц (1964г.);
    Расчёт прироста ВВП за счёт дополнительных лет обучения (Т. Шульц (1964г.);
    Расширение трактовки понятия «человеческий капитал» (Л. Туроу (1970г.);
    Предпосылка, о том, что инвестиционное решение принимает скорее домохозяйство, и исследование внепроизводственных видов деятельности
         (Г. Беккер (1965г.), Дж. Минцер (1963г.), Д.  Оуэн (1964г.), Э. Дин (1963г.);
    Положение о том, что стоимость жизненных средств в индивидуальном потреблении рабочего не исчезает, а превращается в стоимость его рабочей силы (К. Ланкастер (1964г.);
    Теория распределения времени (Г. Беккер (1965г.);
    Модели определения величин индивидуального и совокупного  человеческого капитала
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.