На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности  социальной работы в решении проблем  детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список  использованных источников…………………………………………..41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  рядом проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды в современном сообществе. Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует  повышенного к ним внимания. Это  дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют разную степень инвалидности.
      Дети-инвалиды – одна из самых уязвимых социальных групп. Теоретически, люди с ограниченными  возможностями получают всестороннюю поддержку государства, и во многих случаях находятся полностью  под его опекой. В реальной жизни  они оказываются абсолютно беспомощными, отвергаемые чиновниками и обществом.  Их  доход значительно ниже  среднего, а потребности в медицинском и социальном  обслуживании  намного выше.   Они в меньшей степени имеют возможности получить  образование,  не могут заниматься трудовой  деятельностью.  Большинство из  них не  имеет семьи и не желает  участвовать в общественной  жизни.  Количество детей-инвалидов с каждым годом растет. Влияет на это плохая экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей, множество нерешенных медицинских, социальных, экономических, психологических проблем. Всё  это   говорит  о  том, что  инвалиды  в  нашем обществе являются дискриминируемым  и сегрегированным  меньшинством.
      Проблемы доступности образования, интеграцию и социализацию детей-инвалидов в обществе, социальную политику и реабилитационные услуги для детей-инвалидов в своих работах рассматривали Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П., Лошакова И.И., Зайцев Д.В., Наберушкина Е.К., Ловцова Е.И. Этими авторами написано большое количество статей, научных монографий, учебных и учебно-методических пособий, среди которых можно выделить такие работы как «доступность высшего образования для инвалидов», «инклюзивное образование детей-инвалидов», «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов», «Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни и взрослой жизни», «Инвалиды в современном российском обществе: социальные проблемы и социальная политика», «Социокультурная политика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению». В трудах Храпылиной Л.П., Рыбаковой И.И., Пузина Н.С., Степанова В.К., Цветкова В.А. рассматривались разработки по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. Основной поток научной литературы посвящается вопросам социально-бытового обеспечения, предоставления социальных услуг (Дементьева Н.Ф., Храпылина Л.П., Сырникова Б.А., Соколова И.А. и др.). Социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и их психолого-педагогическую поддержку, а также теории и методологии социальной работы с детьми-инвалидами рассматривали Холостова Е.И., Ипполитова М.В., Григорьева С.И., Иванова В.Д., Павленко П.Д., Краткова И.П.
      Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
      Задачи курсовой работы:
    Определить основные понятия детской инвалидности
    Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
    Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
    Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.
      Объект  исследования: дети-инвалиды.
      Предмет исследования: социальная работа с детьми-инвалидами. 

      Информационной  основой курсовой работы послужили  нормативно-правовые документы РФ: Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г., Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 12 марта 1997 г., Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г.
      Курсовая  работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Каждая глава состоит из двух разделов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов 

      Понятие детской  инвалидности
 
      Инвалидность как феномен на всех этапах развития цивилизации связана с осознанием человека себя как личности, стремлением осмыслить свое место в мире и в обществе.  Для более четкого понимания  инвалидности рассмотрим основные трактовки данного понятия. Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, принятая Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году в Женеве определяет инвалидность как любое ограничение или отсутствие способности из-за нарушений здоровья осуществлять ту или иную деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры (преграды) полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению его качества жизни.  (1)
      В Российской Федерации определения, касающиеся проблемы инвалидности, закреплены различными нормативными актами. Согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо,  которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (2)
      Постановление Правительства Российской Федерации  устанавливает определенные  правила  признания лица инвалидом. Настоящие  Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания  лица инвалидом. Такими условиями являются:
        а) нарушение здоровья со стойким  расстройством функций организма,  обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами;
      б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином  способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться  или заниматься трудовой деятельностью);
      в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. (4)
      Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния  организма гражданина на основе анализа  его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических  данных с использованием классификаций  и критериев, утверждаемых Министерством  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации.  Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").(6)
      Проблема  детской инвалидности начала формироваться  как самостоятельная и многоплановая  лишь в последние годы, хотя статус ребенка-инвалида впервые был введен в СССР в 1979 году. Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. (15)
      Детская инвалидность — одна из острейших  медико-социальных проблем современного общества. По данным экспертов ВОЗ, количество детей в возрасте до 16 лет с ограничением жизненных  и социальных функций составляет около 10 % населения земного шара, т.е. более 120 млн. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200,8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. Эти данные имеют большое практическое значение, так как контингент детей инвалидов находится под наблюдением специалистов Бюро Медико-Социальной Экспертизы (БМСЭ), что дает возможность не только разрабатывать индивидуальные программы реабилитации инвалидам, но и следить за их выполнением и оценивать эффективность реабилитации детей-инвалидов и их интеграции в семью и общество. (18, 8)
      Исходя  из статистики детской инвалидности в РФ, приведенной выше, можно  с уверенностью сказать, что количество детей инвалидов разных возрастов  увеличивается с каждым годом. И  этому увеличению способствуют различные  причины, такие как травмы, высокая  заболеваемость родителей, врожденные патологии и многое другое. Наиболее распространенными заболеваниями, приводящими к инвалидности в детском возрасте являются: врожденные пороки сердца, дефекты зрения и слуха, косолапость и другие пороки скелета и суставов, детский церебральный паралич, умственная отсталость.  Рассмотрим основные виды и причины детской инвалидности.
      Врожденные  пороки сердца возникают вследствие нарушений нормального развития системы кровообращения в период внутриутробного развития плода. Причинами  заболевания являются неблагоприятные  факторы, такие как вирусные заболевания, перенесенные женщиной в первые три  месяца беременности, — грипп, краснуха, острые респираторные инфекции, герпес и др. Имеют значение также хронические  заболевания матери, профессиональные вредные для организма факторы  у родителей, интенсивное использование  во время беременности различных  лекарств, алкоголизм родителей, курение, наследственное предрасположение. При  тяжелом течении порока дети отстают  в физическом развитии, плохо прибавляют в весе, часто болеют респираторными заболеваниями. Основными жалобами являются быстрая утомляемость, одышка при нагрузке, а затем и в покое. (31)
      При некоторых тяжелых переломах  позвоночника происходит повреждение  спинного мозга, который отвечает за двигательную активность конечностей (рук и ног), вследствие чего происходит их паралич. Позвоночник может быть сломан в разных местах (на различных уровнях). Уровень поражения указывает на отдел спинного мозга, ниже которого чувствительность и движения нарушены или отсутствуют. Их отсутствие может быть полным или частичным, постоянным или временным. Последствия травмы позвоночника бывают различными – в зависимости от того, какая часть спинного мозга повреждена и насколько.
      Детский церебральный паралич (ДЦП) - термин, который  используется для описания группы хронических  состояний, связанных с координацией движения и мускульным тонусом. Эти  состояния обусловлены поражением одного или нескольких отделов мозга  в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич - состояние не прогрессирующее, однако, при определенных условиях может развиваться, могут наступать  улучшения, ухудшения или сохраняться  стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут  привести к улучшению функций. ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, может произойти резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, “танцующая” походка. Кроме того, могут возникать также анормальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии.
      Чаще  всего причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном периоде, причем они не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в  течение первых двух лет жизни. Они  связаны с черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или  мозговыми инфекциями. 
 

      Существуют  три основные вида ДЦП:
    спастический (напряженные и затрудненные движения);
    атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения);
    атаксический (нарушение чувства баланса и ощущения глубины).
      В некоторых людях все эти виды могут сочетаться.
      Людям, имеющим ДЦП, могут потребоваться  услуги поддержки - например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консультирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно. (26)
      Дефекты зрения также являются причиной инвалидности. Нарушение зрения может быть различной  степени – от тотальной слепоты, что встречается редко, до частичной  слепоты, когда человек не может  различать цвет и форму, но может  видеть свет. Среди детей, обучающихся  в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% - потеряли зрение в результате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тенденцию  к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут  достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных  людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости  от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек  может самостоятельно ориентироваться  на местности с помощью трости или собаки-поводыря.
      Статистикой установлено, что примерно у 10% населения  любой страны есть различные формы  нарушения слуха. Исходя из степени  потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих, слабослышащих, позднооглохших, тугоухих. Причинами глухоты чаще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия применения некоторых медикаментов, контузий во время военных действий и т.д. Впрочем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, недолеченного отита и других причин. В некоторых случаях возможно повышение слуха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Не слышащие от рождения дети, как правило, посещают специальные детские сады, обучаются в спецшколах-интернатах. Есть способ воспитания слабослышащих детей в домашних условиях по системе кандидата педагогических наук Э.И. Леонгард. Воспитание глухих детей по этой системе позволяет им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах. (7)
      Синдром Дауна впервые описан во второй половине XIX в. Синдром относится к хромосомным  аномалиям: у человека с синдромом  Дауна не 46, а 47 хромосом. При этом хромосомный набор у родителей  может быть абсолютно обычным. Медициной  до сих пор точно не установлены  причины появления у некоторых  эмбрионов лишней хромосомы. Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную внешность – лицо монголоидного типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорционально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развиваться несколько медленнее, чем его сверстники и позже проходить общие этапы развития. Ему будет трудно учиться, но он сможет делать большую часть того, что делают все другие дети: ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый обладает уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское обслуживание и позитивное отношение общества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один из основных стереотипов – о том, что все они не способны понять другого человека и не обучаемы. Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна. (16)
      Таким образом, можно сделать вывод, что заболеваний, приводящих к инвалидности в детском возрасте большое количество и  всех их не перечислить. Большая часть таких заболеваний не приносит ярко выраженных физических страданий. Но есть и такие заболевания, которые заставляют детей страдать и мучиться. При всем относительном прогрессе современной медицины до сих пор остается много заболеваний, которые невозможно излечить никакими усилиями и деньгами. Но если постоянно проходить определенные курсы реабилитации и лечения, то в скором времени  это приведет хоть и не к полному восстановлению функций организма, но хотя бы к частичному улучшению здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Социальные  и психологические проблемы детей-инвалидов. 

      Государственная политика Российской Федерации в  отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими  гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных и политических прав, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации.
Однако  существует целый ряд насущных проблем, без решения которых невозможны ни реабилитация, ни интеграция ребенка-инвалида в общество.
      С рядом проблем сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными  возможностями. Например, проблемы медицинского характера. К ним можно отнести  невозможность получения своевременной  и полной информации о заболевании  ребёнка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его госпитализация, получение  путёвки в санаторий. В семьях, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями, уровень материальной обеспеченности ниже, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием части матерей в общественном производстве, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы, оформление отпуска без содержания для лечения и содержания ребёнка, затратами на приобретение дефицитных медикаментов, технических средств, оплату консультантов, медицинских сестёр по массажу.
      К проблемам обучения, воспитания и  ухода за больным ребёнком можно  отнести подготовку ребёнка к  школе и помощь в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществление  целенаправленной работы по социальной адаптации ребёнка, формирование навыков  самообслуживания, передвижения, пользования  техническими средствами, общественным транспортом, развитие самостоятельности; организация досуга и игровой  деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций. Также родители, воспитывающие детей инвалидов не имеют возможности повышения профессионального уровня, отказываются от реализации профессиональных планов, вынуждены делать перерывы в работе на период лечения и организации ухода за больным ребенком.(14)
        На сегодняшний день очень  актуальна проблема интегрированности инвалидов в социум, в частности создания «безбарьерной среды». Прежде всего, эта проблема касается детей, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться, таких людей называют «инвалиды-колясочники». В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, создание условий, при которых они не чувствовали бы себя выброшенными за пределы жизни, ненужными и игнорируемыми. Большинство наших каждодневных действий, над которыми мы даже не задумываемся (сходить в магазин, проехать в автобусе и т.д.), для инвалида-колясочника – настоящий подвиг и в одиночку ему не под силу. Потому что на каждом шагу его встречают барьеры: выйти из подъезда не позволяют ступени лестницы, подняться в автобус – высокая посадочная площадка, в лифт на инвалидной коляске нельзя заехать из-за узких дверей. Однако очевидно, что в большинстве городов и сел потребности инвалидов не учтены. Входы в здания, лифты, лестницы, другие пространства общего пользования не дают возможности для перемещения. Это сдерживает их подвижность, а многим и вовсе не позволяет покидать свое жилище. Что говорить о планировке квартир, не позволяющих организовать быт инвалидов колясочников, если даже здания и сооружения, наиболее часто посещаемые инвалидами, в большинстве случаев для них не приспособлены. (23)
      Установка пандусов и лифтов в школах, вузах, где осуществляется обучение инвалидов, также требует значительных затрат, более того все аудитории, помещения, проходы, должны позволять таким  студентам перемещаться свободно. Большинство аптек, медицинских и образовательных учреждений, объектов социального обеспечения, магазинов, домов и т.д. не оборудованы для передвижения инвалидов-колясочников.
      Также является важной проблема доступности  образования. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. В обычных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования могут обучаться дети только с легкой степенью инвалидности. Например, по данным Федерального агентства по образованию только половина детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в адекватных условиях. Высокая наполняемость групп (25-30 человек) приводит к повышению утомляемости, истощению нервной системы обучающихся, трудностях в освоении программы. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. Решение проблемы профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья связано со значительными финансовыми затратами. Руководители регионов зачастую не хотят вкладывать средства в интернатные и образовательные учреждения для инвалидов, так как это большие вложения в обеспечение нужд небольшого контингента населения. По данным управления специального образования при Министерстве образования Российской Федерации, за последние пять лет (1996-2000) прием инвалидов в вузы России увеличился втрое. Число студентов-инвалидов в российских вузах продолжает расти: с 5,4 тыс. человек в 2002 году до 14,5 тыс. в 2003 году. (38)
      Система образования в современной России переживает глубокие изменения.  Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью, хотя общественное мнение по этому сложному вопросу далеко не однородно. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.(37)
      Недостаточно  развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Такие  учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии. Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:  специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.(5)
      Отдельной проблемой является дефицит профессионально  подготовленных кадров для системы  специального (коррекционного) образования, социального обслуживания детей-инвалидов, а также отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программно-методического сопровождения. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся. Недостаточно специальных пособий, учебников, программ.
      Несмотря  на рост числа центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми нарушениями функций организма туда не попадают. (36, 13)
      Если  говорить о личностных проблемах  ребенка-инвалида, то они заключаются  в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства  дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими  людьми. Часто здоровые дети с детской  непосредственностью и жестокостью  оценивают внешние дефекты детей-инвалидов  в их присутствии. В результате у  детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный  темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой  и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального  характера. Часто формируется комплекс неполноценности.
      По  мере взросления дети с ограниченными  возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен.  При этом у них формируется  сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному  снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного  жизненного пространства.
      Рано  или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости  от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое - все это они  получают за счет здоровых людей. Осознание  глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями  становятся отказ от самостоятельности  и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.
      Наиболее  тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и  воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое  развитие личности может происходить  с поэтапной сменой неврозов, пограничных  состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при  описании ими модели своего будущего.
      Исследования  модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению  с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают  об улучшении здоровья и все 100% - о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем  сужено - жизнь планируется на 5 лет  и только в отношении работы. Эмоциональная  окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают  быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в  содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она  отрицательна.
      В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной  стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску  и отражает защитный механизм от возможных  неудач. С другой стороны, низкий уровень  удовлетворенности собой порождает  внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.
      В каждой семье, имеющей ребенка с  ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический  климат, который так или иначе  воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.
      Такой фактор, как включенность отца в  воспитание ребенка-инвалида, значительно  влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто  испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие  обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье. (33)
      Ряд проблем, рассмотренный выше,  показывает, с какими трудностями сталкиваются дети инвалиды и их семьи в современном  сообществе. Для решения этих проблем  одной социальной политики государства  будет не достаточно. Необходимы коренные изменения в отношении таких  детей. Самое главное это не отвергать  таких людей и пытаться помочь им всеми возможными способами, ведь главное для ребенка это понимание и поддержка со стороны окружающих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Возможности социальной работы в  решении проблем детей-инвалидов 

      2.1 Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами 

      Исторически понятия инвалидность и инвалид  в России связывались с понятиями  нетрудоспособность и больной. И  нередко, методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы здоровье - заболеваемость  и больной - инвалид. Специалисты долгое время рассматривали понятие инвалидность, отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, в связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.
Однозначного  понятия инвалидности в истории  не существовало и в различных подходах и концепциях инвалидность рассматривалась по-разному. (20) Рассмотрим самые распространенные подходы к пониманию инвалидности.
      Можно выделить двенадцать различных исторических и современных моделей инвалидности, повлиявших или влияющих на конструируемую социумом социальную политику в области  инвалидности и условно разделяемых  на две парадигмы инвалидности - «старую», то есть традиционную, или  медицинскую, и «новую», то есть посттрадиционную, или социальную, хотя с дальнейшим развитием общества не исключено  и появление третьей, «новейшей» парадигмы инвалидности.
      Так называемая «старая», или традиционная, парадигма инвалидности включает в  себя:
          ·    моральную (религиозную) модель;
          ·    медицинскую модель;
          ·    экономическую модель;
          ·    реабилитационную модель;
          ·    модель функциональной ограниченности. (34)
      Рассмотрим  эти модели более подробно. Моральная  модель инвалидности, вытекающая из базовых постулатов христианской религии, с одной стороны, рассматривала инвалидность как «наказание за грехи», а с другой - причисляла инвалидов к мученикам. Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом и эксклюзией как самого инвалида, так и всей его семьи, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине. Для людей с ограниченными возможностями данная модель является особенно тягостной, поскольку порождает социальный остракизм и самоненависть. (34)
      Медицинская модель инвалидности в течение длительного времени была доминантной и претендовала на особую научность и гуманность (иногда ее еще называют «административной моделью», поскольку она зародилась в недрах систем здравоохранения и социального обеспечения). Медицинская модель инвалидности рассматривает физические и психические отличия между людьми в терминах патологических отклонений и дефектов, то есть «неполноценности».
      Отличительным подходом медицинской модели являлось то, что она рассматривала людей  с ограниченными возможностями  как некомпетентных, неспособных  отвечать за себя и трудиться, нуждающихся  в присмотре и, возможно, опасных  для общества. Медицинское определение  инвалидности в значительной мере довлеет  и над самим явлением инвалидности, и над теми, кого оно затрагивает, как и над всей социальной политикой  и социальной работой. При таком  подходе недуги автоматически исключают  участие инвалидов в обычной  социальной деятельности, в связи с чем необходимо создавать особые медицинские центры, изолированные специализированные интернаты и коррекционные школы. Кроме того, они нуждаются в специальных социальных льготах, пособиях, удовлетворяющих, как правило, только минимальный уровень их материального благополучия. Такой подход способствовал закреплению низкого социального статуса людей с ограниченными возможностями и усиливал социальные стереотипы относительно их несамостоятельности и неуверенности.
      Экономическая модель инвалидности во многом является закономерным продолжением медицинской модели, предполагает перераспределение доходов между различными слоями общества там, где в качестве методологической основы принимается медицинское определение инвалидности. Поскольку лица с ограниченными возможностями рассматриваются как физически неполноценные или психически больные, то отсюда делается вывод о том, что они могут работать с гораздо «меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Таким образом, лица, страдающие неполноценностью, изначально рассматриваются как менее производительные и экономически ущербные», они не могут производить достаточное количество ресурсов, чтобы обеспечивать себя, и, следовательно, являются обузой для общества.
      Из  медицинской модели инвалидности выводится и определение функциональной ограниченности, описывающей неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. В частности, в Законе США от 1975 года «О правах лиц с недостатками развития» говорится о том, что функциональная ограниченность инвалидов может проявляться в трех или более областях человеческой деятельности: невозможность ухода за собой, ограничения в общении, ограничения в обучении, передвижении, самоконтроле, экономическая несамостоятельность в силу ущерба, невозможность независимого существования и др. (33)
      Современное функциональное определение неполноценного развития затрагивает большинство  людей, страдающих серьезными недостатками здоровья, и, как следствие, не учитывает  огромного количества людей, страдающих более легкими формами недугов. Из модели функциональной ограниченности вытекает и реабилитационная модель, которая видит главную проблему инвалида в наличии больного, «ненормального» тела или психики, нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, цель которых - устранение или компенсация возникших функциональных расстройств. Суть реабилитационной модели состоит в том, чтобы адаптировать, приспособить инвалида к социуму, задача же изменения социума в интересах инвалида и поднятие его социального статуса не рассматриваются. Стоит отметить родственную связь моделей функциональной ограниченности, реабилитационной и медицинской. Многие исследователи, говоря о медицинской модели инвалидности, подразумевают смешанный характер этих трех моделей.
      В конечном итоге рассмотренные модели - религиозная, медицинская, экономическая  и функциональной ограниченности - делают упор на то, что у данного  лица лимитировано или отсутствует. Религиозная модель акцентирует  внимание на неспособности инвалидов  к социальной адаптации по моральным  основаниям («божье наказание»), медицинская - на нездоровье, экономическая - на неспособности  к экономическому труду, модель функциональной ограниченности - на неспособности  в широком смысле этого слова. В связи с этим, данные модели инвалидности можно отнести к  «старой» парадигме инвалидности, оказавшей воздействие как на определение самой инвалидности и социальное к ней отношение, так и на конструирование национальных концепций социальной политики в области инвалидности. Эти концепции были направлены на то, чтобы создать для инвалидов отдельные социальные ниши, не пытаясь полноценно вписать их в социум, что вело, в свою очередь, к созданию барьеров общения между здоровыми членами общества и инвалидами, поощрению пассивного социально-профессионального поведения инвалидов и снижению их статуса на рынке труда. (32) 

      Процессы  демократизации и гуманизации, происходящие в  обществе обусловили повышенное внимание исследователей и общественности к проблемам социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровьями. Поиск путей оптимизации интеграции инвалидов по зрению в общество обусловливает актуальность определения новых методологических подходов теории и практики их социальной адаптации и интеграции в общество. Традиционной для психологической науки и практики является "нормоцентрическая" или естественнонаучная парадигма, которая складывается в эпоху Нового времени, развития индустриального общества. Основными моделями инвалидности в нормоцентристской, исторически доминирующей парадигме являются: религиозная, медицинская и реабилитационная. Все эти модели были описаны нами выше.
      Другая  теоретико–методологическая парадигма социальной интеграции инвалидов – гуманистическая, или личностно–ориентированная, которая складывается в психологической науке в середине 20 века. В психологической науке рассматриваемой модели интеграции инвалидов соответствуют идеи экзистенциально–гуманистического подхода.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.