На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Перестройка и её крах

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


на  тему: «Перестройка и её крах» 

ПЛАН: 

Введение 

1. Гласность 

2. Социально-экономический  кризис в СССР 

3. Государственно-политический  кризис в СССР 

4. Проблемы межнациональных  отношений в условиях  кризиса союзного  государства 

5. Попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 г. 

6. Распад Советского  Союза 

Заключение 

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Менее семи лет  прошло от избрания Михаила Горбачева  на пост Генсека КПСС до сложения им с себя обязанностей президента СССР в связи с формально-правовым прекращением существования этого государства, произошедшим вопреки его воле. За короткий промежуток времени произошли грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, которые изменили не только государственные и экономические структуры страны, но и послевоенный европейский и всемирный порядок. 

Из-за ограниченности и провала хрущевских попыток  провести экономическую реформу, иностранные  обозреватели изначально были весьма скептически настроены в отношении реформаторских намерений Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких-либо серьезных изменений в системе, чертами которой являлись политические структуры, лишенные социальной основы, неподвижные, склонные к применению террора; покорное и лишенное внутренних социальных связей общество; господство вездесущей и сплоченной бюрократии; плановая и сверх централизованная экономика; всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии государства на средства массовой информации. 

Но реформа родилась не на пустом месте. Ее основные направления обсуждались сначала в частном и неофициальном порядке, потом в недрах руководящих партийных инстанций. Новое руководство не могли не знать о глубоком кризисе советской экономике и о связанном с ним ослаблении международных позиций страны, когда международная напряженность достигла своего пика. Требовались масштабные реформы, задачи были значительно шире, чем при Хрущеве. Речь шла о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение СССР на международной арене, избавиться от наследия сталинизма и оков административно-командной системы. 

Во всех случаях  истории страны реформы проводились  сверху. Реформа Горбачева началась под тремя лозунгами. "Гласность" можно было бы определить следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось (или открыто сказать то, о чем раньше говорили только в своем кругу); признать наконец наличие не только "проблем", но и общего кризиса системы: экономического кризиса, кризиса партии, бюрократии, экономического аппарата; наконец кризиса идеологической системы, от которой ничего не осталось. 

Вслед за гласностью, с самого начала бывшей не только лозунгом, но и обещанием смягчить цензуру  и облегчить доступ к информации, новое руководство выдвинуло лозунг "ускорения" - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все "перестройка", определявшаяся как настоящая реконструкция советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы. 

Однако в середине 80-х гг. социальный кризис был столь  глубок, что призыв к реформе тотчас нашел отклик в чаяниях "низов" и новые ценности утверждались при  поддержке социальными силами. Призыв вызвал и недовольства и сопротивления, вынудившие Горбачева и сторонников перемен постоянно приспосабливать свои программы к требованиям и ритму движения реформирования, а также разнобоем в рецептах решения социальных и национальных проблем. Начатое движение становилось все более и более трудно удерживать в первоначально намеченных границах. По мере того как процессы обновления ускорялись и приобретали размах и глубину, Горбачев превращался в подмастерье, неспособного эффективно управлять ходом событий и постоянно вынужденного более или менее ловко лавировать между приверженцами реформ и сторонниками возврата к старому. Понемногу отказываясь от определенной и решительной программы реформ, Горбачев был вынужден уступать власть Б. Ельцину. 

1. Гласность 
 

Реформы Горбачева  начались весьма скромно: с освобождения исторической памяти, живой мысли. Может быть, что завоевание свободы слова является главным достижением его политики. Гласность была для Горбачева здоровой критикой существующих недостатков, но не подрывом социализма и его ценностей. Она помогло быстро освободить долго сдерживаемые силы, направленные на либерализацию режима, позволила выйти на поверхность мнениям, существовавшим в среде неформальных объединений и центров свободомыслия, возникших и развившихся в предыдущий период. 

По мере развития гласности управлять ею становилось все труднее. 

Скандальные разоблачения о государственных и политических структур вызывали общественную реакцию. Слово властей перестало быть выражением неопровержимой истины. Стало  возможным не соглашаться с партией, гласность немедленно обратилась к принципиальным вопросам о законности партийной власти - к ее истории. В центр общественного внимания была поставлено и содержание, и стратегия собственно перестройки. Прошлое и настоящее оказались связанными между собой. 

Начиная с 1986-1987 гг. роль цензуры постепенно было ограничена контролем за неразглашением "государственных тайн". Неприкосновенной оставалось долгое время тема Ленина. Но уже с 1989 критика его перестала быть запретной темой. Стала значительно мягче и цензура фильмов и театральных пьес. Свободе культурной жизни способствовала и реорганизация различных творческих союзов, органов прессы, телевидения и театров. 

Кульминационной точкой можно считать снятие запрета  с творчества представителей эмиграции, покинувших или изгнанных из СССР в 70-е гг. В процесс переосмысления прошлого и в идейные дискуссии большой вклад внесли и литературная критика и публицистика, представители которых выступали на политические, социальные и экономические темы. Начав с ежемесячных журналов, гласность быстро распространялось и на другие источники формирования общественного мнения: на еженедельники, на кино и особенно на телевидение. 

Ворвавшаяся в  общество свобода слова должна была неминуемо привести дискуссиям, противодействию  и многочисленным непредвиденным последствиям. Вопрос о сталинизме повлек за собой и вопрос о его истоках. В связи с этим встал вопрос о природе общества, которое из него возникло. Гласность оживила споры между различными группировками: либералами и русофилами, усилило растерянность и разобщенность умов. Она подняла недовольство существующим порядком и поощрила разнообразные формы протеста против него и в итоге политизации и идеологическую поляризацию все более широких слоев общества, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса. Возникли и в конечном счете наиболее опасные для перестройки недовольство в националистических движениях и в огне межнациональных конфликтов. 

В этих условиях новое руководство должно было расплатиться по долгам своих предшественников Сталина и Брежнева. Связанная с национальными отношениями напряженность возникло почти во всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка до возвращения на историческую родину депортированных народов. Вставшие в центр внимания национальные вопросы привели к обострению конфликтов между русскими "колонизаторами" и представителями "коренных" национальностей или между соседними национальностями, сожительствовавшими и мирно, и враждебно по обе стороны искусственно проведенных центральной властью границ. 

Последствия гласности  очевидные и неисчислимы, но она  не улучшила условия жизни, которые  продолжали ухудшаться. Открывая глаза  и рассказывая о происходящем гласность сделала лишения еще более невыносимыми. 

2. Социально-экономический  кризис в СССР 
 

В экономическом  плане годы перестройки представляются катастрофическими. Ситуация в народном хозяйстве не перестала ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал, делая рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Заметно стало сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. Показатели прироста промышленного производства отметили сокращения. Усилились инфляционные тенденции в связи с очень большим бюджетным дефицитом, происходило падение курса рубля. 

Тем не менее, в  этих условиях была предпринята серия  реформ и проведена огромная законотворческая работа. С начала перестройки развитие реформы определяли две основные тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора. "Закон о государственном предприятии" от 1987 был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. 

Предприятия получили свободу планировать свою деятельность и устанавливать прямые связи  с другими предприятиями, некоторым  разрешили даже вступать в контакт  с иностранными фирмами. 

В действительности бюрократия центральных министерств  сразу стала обходить положения этого закона, так как не хотело сдавать свои позиции и отказываться от прежних прерогатив. В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно не оставляло много возможностей для коммерческой деятельности, также оно, помимо приоритета в определении номенклатуры выпускаемой продукции, устанавливало цены и ставки налогообложения. Фактически предприятия остались под жесткой опекой старых структур и не получили реальной возможности контроля и таким образом продолжали пользоваться госсубсидиями, которые позволяли избежать банкротства. 

Наиболее сложной  проблемой, обусловливавшей переход  к подлинной самостоятельности  предприятий и рыночной экономике, оказалась проблема ценообразования. Эту реформу боялись как оппозиция бюрократии, так и руководители страны; первые боялись, что потеряют свои неофициальные доходы и привилегии, а другие, что социальная цена освобождения цен и перехода к рыночной экономике в обстановке всеобщего дефицита и отсутствия пользующихся доверием властных и правовых структур слишком высокая. Этот шаг был сделан только в 1991 г. 

Второе направление  экономической реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. В 1986 г. частная  деятельность была легализовано более  чем в 30 видах производства и услуг (в 1991 г. более 7 млн. заняты в кооперативном секторе, около 1 млн. получили разрешения на занятие индивидуальной деятельности). Установление очень высоких цен и развитие побочных видов деятельности привели к тому, что частный сектор стал банковским кредитом отмывать капиталы теневой экономики. 

При этом частный  сектор охватил большой часть  из людей, которые были заняты в сфере  теневой экономики. 

Несмотря на заявления руководства о поддержке, развитие частной инициативы сталкивалось с различными трудностями: официальными, когда местные власти делали все, чтобы ограничивать деятельность кооперативов; производственными, обусловленными дефицитом материальных ресурсов, вынуждавшим прибегать нелегальным источникам; недоверием народа, которому, столкнувшихся с четырьмя сетями распределения и уровнями цен, экономическая свобода предстала в образе падения жизненного уровня. 

Правительство столкнулось с трудностями тоже в сельском хозяйстве. 

Согласно "арендному  договору" землю можно было брать в аренду на длительный срок и полностью распоряжаться продукцией. К тому же в новом положении о колхозах оговаривалось, что площадь индивидуального участка и поголовье скота будут устанавливаться коллективом каждого колхоза "в зависимости от участия его членов в общем труде". Эти меры на деле дали лишь символические результаты. Колхозы, не получившие подлинной самостоятельности, так и остались под опекой районных властей, которые планировали их производство и поставки государству, определяли нормы площади личных участков. Арендное движение не получило широкого распространения. Возродить сразу дух предпринимательства оказалось тем более тяжело, что самые активные ушли из деревни, не было техники, инфраструктуры. С другой стороны, местные власти с начала перестройки не переставали подавлять крестьянскую инициативу; крестьяне, желавшие работать на условиях аренды, не получили землю на предусмотренные законом срок: арендные договоры могли быть расторгнуты властями с уведомлением за два месяца, имели силу только для заключавшего и не могли быть переданы другому. 

Ни одна из начатых  экономических реформ практически  не дала положительных результатов. С одной стороны, потому что будучи продутом политического компромисса, они не были достаточны радикальными - наиболее болезненные в социальном плане меры были отсрочены: с другой стороны, они были слишком радикальными, вызывая одновременно сопротивление населения, которое ощущало в себе, как ухудшаются условия жизни, и противодействие на всех уровнях бюрократического аппарата. 

Экономические реформы, как и гласность, представляли угрозу для всех его привилегий и  выгод от занимаемого положения. Нельзя забывать, что реформы пытались изменить экономику, в которой в  течение десятилетий отсутствовал рыночный механизм, и процветала коррупция. Эти обстоятельства привели к непредвиденной реакции на предпринятые руководством шаги: в государственном секторе прочно воцарилось меновая, бартерная экономика, а в частном - своего рода экономика казино, в рамках которой новые предприниматели искали немедленной спекулятивной выгоды в ущерб развитию с дальним прицелом производства товаров и услуг. 

В условиях крайне нестабильной политической ситуации речь шла о получении максимальной прибыли в кратчайшие сроки, прежде чем в очередной раз будут изменены правила игры. 

3. Государственно-политический  кризис в СССР 

гласность кризис переворот советский 

В течение тысячи лет Россия управлялась людьми, а  не законами, а задачей перестройки  было уничтожение прежнего порядка  вещей и замена его иным, действительно основанным на научном понимании общества. Тем не менее желание команды Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе с КПСС и СССР в его прежнем виде, основанном на принуждении или непонимании национальных устремлений, особенно ограничивало действенность политических реформ и ускоряло распад системы. 

После двух десятилетий  непоколебимой стабильности и старения партийных кадров в течение пяти лет произошло их массовое обновление и омоложение на всех уровнях. Чистка Политбюро происходила поэтапно, по мере укрепления власти новой правящей группы; из Политбюро и от госдолжностей удалялись наиболее консервативно настроенные деятели, связанные брежневскими временами. Одновременно оно пополнялось руководителями, придерживавшимися схожих (до известной степени) с Горбачевым взглядов и принадлежавшими к его поколению. Обновление политического аппарата прошло и в республиках. Это движение сильно сказалось и на омоложении областных кадров. Перемены вызвали серьезное сопротивление местной партократии; в центральных органах консервативный лагерь стал возглавить Лигачев. 

Оппозиция центра апеллировала главным образом к  идеологическим доводам. 

На периферии  противодействие местных руководителей  объяснялось нападками на привилегии и угрозой со стороны гласности. Их влияние даже росло - в той мере, в какой слабела центральная власть. 

Как бы не определялся  процесс обновления политических структур, он не был не действительно радикальным, ни подлинно демократическим. Тем не менее сопротивление перестройке оказалось достаточно серьезным для того, чтобы вынудить власти вступить на путь радикальной политической реформы с целью оживить институты, которые партия некогда лишила их функций, - Советы и общественные организации. По мнению Горбачева, было необходимо полностью восстановить роль Советов как органов социалистической власти и вернуть общественным организациям их первоначальное значение. 

Второй целью  реформы было перераспределение  власти, но при сохранении ведущей  роли партии. Конституционная реформа, которая привела к установлению двухуровневой представительной системы и учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями, вызвала критику как консерваторов, так и радикалов, сторонников перестройки, возглавленных Ельциным. Для радикалов реформа была ущербной, поскольку предложенная система не была прямой, ни равной и к тому же сосредоточила слишком много власти в руках президента - Генсека КПСС. Помимо этого, избирательный закон в силу своей нечеткости оставлял широкие возможности для различных манипуляций (например: легитимность президента). 

Стремление преодолеть наследие сталинизма, гарантировать  права граждан, желание достойно и цивилизованно выглядеть в  глазах всего мира, можно считать первым основанием перехода к построению правового государства. 

Вторым стала  необходимость создания правовой базы для экономических реформ. Наконец  сама политика демократизации, приведшая  к возникновению многочисленных неформальных объединений, потребовало разработки и принята соответствующих юридических положений и процедур. В связи с этим был принят ряд законов и указов, начата подготовка других. 

Либерализация политического климата ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, считавших себя "политическими", продолжало расти. Многие из них объединились в союзы, ассоциации или народные фронты - прообразы политических партий. В основе создания неформальных объединений не всегда лежала четкая политическая программа, подчас они возникли в процессе решения практических проблем, связанных с обыденной жизнью. 

Проявившаяся  в массах воля к раскрепощению  социальной жизни, обилие комитетов, организаций, групп, народных фронтов все более явно указывали на ограниченность и противоречивость частичной, искаженной демократизации. Ущербность последней наиболее ярко выражалась в стремлении к сохранению однопартийной политической системы, монополии КПСС на анализ общеполитических проблем и разработку стратегических концепций. 

Особенно значительные изменения произошли в области  внешней политики. Они сопровождались последовательной и всеобъемлющей  критикой прежних подходов. Суть "нового мышления" Горбачева состояло в том, что три "мира" человеческой цивилизации - капиталистический, социалистический и третий мир - сегодня находятся в глубокой взаимозависимости. Они принадлежат единому миру, в котором уже невозможно достичь превосходства военными средствами. Но в первую очередь речь шла о сокращении расходов на гонку вооружений, ставших непосильными для Советского Союза. Вторая цель "мирного сосуществования" нового типа состояла в получении от Запада солидных кредитов, особенно важных для обеспечения продолжения импорта зерна и в то же время поставок современной техники и технологии. 

Однако ни кто  иной, как сам Горбачев, в течение  всех лет выступал в роли главного инициатора и руководителя нового политического  курса. За несколько лет он завоевал огромный личный авторитет на международной арене, как на встречах в верхах с руководителями иностранных государств, так и во время пресс-конференций, которые позволили ему проявить свой несомненный талант общения и способности представлять новый облик Советского Союза. Вместе со своими соратниками он определил три основных направления деятельности: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего мирового порядка и расширение экономических связей со всеми государствами, не отдавая более предпочтения государствам марксистско-ленинской ориентации. 
 

4. Проблемы межнациональных  отношений в условиях  кризиса союзного государства 
 

Политика перестройки  и гласности, обвяленная руководством страны во главе с М.С. Горбачевым, привела с середины 80-х годов к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализму в СССР. 

Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных  процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д.А. Кунаеву в Казахстан был прислан В.Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению “социалистической законности” и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они проходили под национал-исламисткими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 года в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось “усмирить” лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа). 

Поначалу национальные движения в советских республиках  девствовали в рамках возникших  в этот период народных фронтов. Среди  них наибольшей активностью и  организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики. 

Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик, набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий  в составе СССР. В основе межэтнических  конфликтов, резко обострившихся  в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис, который был вызван решением руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. Помимо этого, активизировалась борьба за возращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжье. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на 2/3 состоявшее из русских и украинцев. 

На рубеже 80-90-х  гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как  единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки транспортное сообщение и т. п. 

Трагические события  в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М.С. Горбачева и  его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем. 

5. Попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 г. 
 

К осени 1990 г. уже  было очевидно, что после пяти с  половиной лет перестройки Советский  Союз вошел в новую стадию своей  истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений  со всем миром. 

Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем: 

1) проблема политического  плюрализма, органической составной  части всякого процесса демократизации; 

2) проблема создания  рыночной экономики. Основные  положения принятой российским  правительством программы, окрещенной "Мандат доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот "План Ельцина" был представлен как программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертворожденной; 

3) проблема федеративного  договора. В прессе был представлен  первоначальный проект нового  союзного договора, который предполагалось  осенью представить на обсуждение  полномочным делегациям республик.  Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новый федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей. 

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором  политического кризиса, который  в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева. 

19 августа 1991 г. в стране было введено  чрезвычайное положение, на улицы  Москвы и ряда других крупных  городов были введены войска, включая танки. Почти все центральные  газеты, за исключением “Правды”, “Известий”, “Труда” и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена. 

Возглавил переворот  Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и.о. президента СССР Г.И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Обороны О.Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, министр обороны СССР Д.Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А.И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т. е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии. 

Основным политическим соперником центрального руководства  СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР (“Белого дома”) были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных участников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.