На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нормативно правовая база стандартизации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

      Содержание
     Введение……………………………………………………………………3
    Правовая база  стандартизации в Российской Федерации…………..4
    Значение нормативных документов по стандартизации                          в товароведении…………………………………………………...........................6
    Классификация и характеристика нормативных документов в      области стандартизации товаров……………………………………….............10
    Проблемы разработки, утверждения и внедрения                            нормативных документов по стандартизации…………………………………14
    Информационное обеспечение в области стандартизации                товаров …………………………………………………………………………...16
     Заключение………………………………………………………………..22
     Список  используемых источников………………………………………23
 

      Введение
     Стандартизация  сегодня развивается по следующим  основным направлениям:  традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71),  Законом РФ «О техническом регулировании» 2002г); 
     образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
     медицинская (организуется и осуществляется во исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);
     социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).
     Стандартизация  – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.
     Из  определения следует, что стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования  материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.
     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы изучить нормативно-правовую базу стандартизации товаров РФ, рассмотреть ФЗ «О техническом регулировании», а также информационное обеспечение в области стандартизации.
 

    Правовая база  стандартизации в Российской Федерации
     Правовые  основы стандартизации в России обеспечивается законом Российской Федерации (РФ) от 27 декабря 2002 года №184 – Федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании».
     Закон действует во взаимодействии с рядом  других законодательных актов РФ, таких как Закон «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», а также указами президента и нормативными актами правительства РФ, приказами и постановлениями Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии.
     Закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
     Понятие стандартизации Закон толкует как «деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
     Закон «О техническом регулировании» регламентирует:
    цели и принцип стандартизации;
    виды и применение документов в области стандартизации;
    организацию работ по стандартизации;
    международное сотрудничество в области стандартизации, издания и реализации нормативных документов;
    порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
    ответственность за нарушение положений Закона «О техническом регулировании»;
    финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору, экономическое стимулирование  применения государственных стандартов.
     Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.  
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

     Кроме данного закона, отношения в области  стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.
     Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.  

    Значение нормативных документов по стандартизации в       товароведении
     Стандарт  – документ, в котором в целях  добровольного многократного использования  устанавливаются характеристики процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
     Стандарты, обеспечивающие качество продукции можно представить в следующих группах:
    стандарты технической подготовки производства;
    стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации;
    стандарты на системы качества;
    стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции.
     Стандарты технической подготовки производства
     Система стандартов технической подготовки производства. Основой технической подготовки производства изделий машиностроения и приборостроения является конструкторская и технологическая подготовка. В совокупности с НИР она составляет этап создания изделия, на котором формируется качество продукции. На данном этапе должно обеспечиваться также рациональное сочетание интересов заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя.
     Главной задачей этого этапа является создание изделия высокого технического уровня при одновременном сокращении цикла и снижении трудоемкости процессов разработки и освоения новой техники, повышении гибкости производства.
     На  создание продукции высокой эффективности  направлены комплексы стандартов, прежде всего межгосударственных: Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП); Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система автоматизированного проектирования (САПР).
     Большое место в этой совокупности стандартов отведено стандартизации технических документов. Эффективность стандартизации обеспечивается за счет исключения затрат на переоформление документов при их передаче на другие предприятия и в организации; упрощения текстовых документов и графических изображений и связанного с этим снижения затрат на подготовку и применение документов; расширения унификации соответственно при конструировании, разработке технологических процессов, подготовке оснастки и т.д.; учета требований средств вычислительной техники, применяемых при изготовлении и обработке документов; повышения качества разработок, отражаемых в технических документах. Например, при использовании ЕСКД производительность труда ИТР возрастает на 25—30%.
     Конструкторская и технологическая документация — это интеллектуальная документация. На ее долю (по оценкам специалистов) приходится от 30 до 50% стоимости промышленного предприятия.
     Важным  направлением в развитии систем технической подготовки производства является Система автоматизированного проектирования (САПР), которая позволяет резко сократить время конструирования новых моделей.
     Велика  роль системы СРПП в формировании качества продукции на стадиях проектирования и начальных этапах производства продукции. Роль проектирования в обеспечении качества продукции видна из данных Европейской организации по качеству: при оценке причин отказов продукции действует правило «70—20—10», согласно которому 70% отказов происходят из-за недостатков проектирования, 20% — из-за некачественного изготовления и 10% — из-за нарушения правил эксплуатации. В стандартах СРПП регламентирован порядок работы на двух этапах технической подготовки:
    при разработке продукции — процессов создания образцов и технической документации, необходимых для организации промышленного производства;
    постановке продукции на производство — совокупности мероприятий по организации промышленного производства.
     Стандарты, обеспечивающие качество продукции на стадии эксплуатации. В эту группу входят стандарты на эксплуатационные документы (ЭД) — руководства по эксплуатации, паспорта, этикетки. Рядовому потребителю они известны как товаросопроводительные документы. Основополагающим стандартом является ГОСТ Р 2.601 — 2006 «ЕСКД. Эксплуатационные документы». В нем определяются требования к структуре и содержанию ЭД на изделия сложной техники. В частности, стандарт обязывает изготовителей выделять в ЭД раздел «Указания по технике безопасности», а в самом разделе акцентировать внимание пользователей на выполнение отдельных правил эксплуатации за счет предостерегающих указаний типа «Запрещается!», «Помните!».
     Чем грамотнее составлен ЭД, тем эффективнее  потребитель подключается к управлению качеством товара, ведь известно, что 20% случаев преждевременного отказа бытовой техники на этапе эксплуатации связаны с нарушением правил эксплуатации.
     Рассматриваемый стандарт распространяется как на продукцию  производственного назначения, так и на товары народного потребления.
     Стандарты на системы качества.
     Требования  к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандартах ИСО серии 9000-ИСО : 9000-9004. В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.
     В 2000 г. была утверждена третья версия стандартов:
     ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества». Основные положения и словарь;
     ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества». Требования;
     ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности.
     Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые  в третьей версии полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и называются «согласованной парой». При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001. Однако несмотря на такую согласованность, назначение стандартов различно: ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества и используется для целей сертификации; ИСО 9004 предоставляет методическую помощь по системе менеджмента качества для улучшения деятельности организации в целом.
     Стандарты ИСО 9001 и 9004 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004 соответственно, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.
     Требования, содержащиеся в ИСО 9001, являются общими для всех организаций, независимо от их вида, размера и выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Там же, где какие-либо требования ИСО 9001 из-за особенностей организации и ее продукции не могут быть применены, их можно исключить. Но следует иметь в виду, что исключать можно только те требования, которые изложены в одном разделе «Процессы жизненного цикла продукции», и только в случае, если они не влияют на способность организации выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим регламентам.
     В нашей стране введены в действие стандарты по системам качества в отдельных отраслях: ГОСТ Р 51705 по управлению качеством пищевых продуктов; ГОСТ Р 51814 — по системам качества в автомобилестроении.
 

    Классификация и характеристика нормативных документов в области стандартизации товаров
     Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
     К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций.
     В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения (принятия) документа, стандарты различаются по категориям:
      1) международный (ИСО);
     2) государственный стандарт РФ (ГОСТ  Р);
     3) межгосударственный (ГОСТ);
     4) стандарт отрасли (ОСТ);
     5) стандарт научно-технического или  инженерного общества (СТО);
     6) стандарт предприятия (СТП);
     7) технические условия (ТУ).
     Международный стандарт – стандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации. Такими общепризнанными организациями являются неправительственные организации ИСО (ISO). Статус стандартов, принятых ИСО – рекомендательный, добровольный.
     ГОСТ  – государственные стандарты  бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для  стран – бывших республик, входивших  в свое время в состав СССР. Применяются  без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации. ГОСТ по существу является международным стандартом регионального характера.
     ГОСТ  Р – стандарт, принимаемый Госстандартом  России или Госстроем России (Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике). Государственные стандарты обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны в пределах сферы их действия. Государственные стандарты устанавливают требования преимущественно к продукции массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого производства, к изделиям, прошедшим государственную аттестацию, экспортным товарам; они устанавливают также общие нормы, термины. Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации:
      общетехнические и организационно-методические правила и нормы;
      нормы точных изделий межотраслевого применения;
      требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля;
      межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии;
      научно-технические термины, определения и обозначения;
      единицы физических величин;
      государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы;
      методы и средства поверки средств измерений;
      государственные испытания средств измерений;
      допускаемые погрешности измерений;
      системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и  
      ремонтной документации;

      системы классификации и кодирования технико-экономической информации.
     ОСТ – отраслевые стандарты, устанавливаются  на аналогичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение. ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему министерству, утвердившему (принявшему) отраслевой стандарт, и все прочие предприятия и организации, применяющие (потребляющие) продукцию данной отрасли. Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть машины, оборудование, приборы и другие изделия серийного производства, детали и составные части этих изделий; сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые в отрасли; типовые технологические процессы внутриотраслевого применения.
       СТО – стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управления производством.
     СТП – стандарты предприятий, организаций. Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых (разрабатываемых) изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП обязателен для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукции или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности – участников договора.
     Технические условия (ТУ) – документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть пробная продукция или продукция разовой поставки, выпускаемая небольшой партией, а также произведения художественных промыслов.
     Нормативные документы могут содержать обязательные требования, подлежащие безусловному исполнению в соответствии с законодательством РФ и добровольные (альтернативные) требования и положения.
     При сертификации продукции, работ, услуг  наиболее широкое использование в качестве ссылочных документов находят государственные стандарты России ГОСТ Р и межгосударственные стандарты ГОСТ. Рассмотрим состав и обязательность требований стандартов данной категории. В числе требований названные стандарты должны содержать:
    требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии;
    требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
    основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
    правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.
     К добровольным требованиям ГОСТ и ГОСТ Р относятся требования, характеризующие потребительные и иные свойства продукции и услуг, не оговоренные изложенными выше обязательными требованиями стандартов.
 

    Проблемы разработки, утверждения и внедрения нормативных документов по стандартизации
     Разработку  национальных стандартов Российской Федерации  осуществляют для достижения целей стандартизации, определенных Федеральным законом «О техническом регулировании» в соответствии с принципами стандартизации, установленными данным законом.
     Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.
     Для обеспечения доступности данной программы ее размещают в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
     Разработку  и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
    организация разработки стандарта;
    разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение:
    разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);
    подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.
     Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и, учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).
     Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить  федеральным законам, техническим  регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требованиям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов.
     Если  требования действующих стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов или их отмену.
     Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза научно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза действующих стандартов.
     Проект  национального стандарта оформляют  по ГОСТ Р 1.5 в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.
     Применение машинописного способа оформления проекта национального стандарта допускается только по согласованию с заказчиком разработки и/или национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
 

    Информационное обеспечение в области стандартизации товаров
       В России информационное обеспечение организовано на базе положений Закона "О техническом регулировании". Закон исходит из того, что официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных документах, в том числе и международных, должна быть доступна заинтересованным организациям и лицам в той части, которая не рассматривается как государственная тайна.
     Исключительное  право опубликования государственных  стандартов принадлежит государственным  органам управления, утвердившим  эти нормативные документы, причем порядок опубликования определяется Правительством РФ.
     Госстандарту  РФ предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся продукции и услуг, сертифицированных и маркированных знаком соответствия государственным стандартам.
     Все субъекты хозяйственной деятельности, которые принимают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы и сведения о них заинтересованным юридическим и физическим лицам.
     Госстандарт РФ не только организует публикацию официальной информации о российских, международных, региональных, национальных нормативных документах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, но и ведет Федеральный информационный фонд стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.
     Головной  институт в области информационного обеспечения — ВНИИКИ РФ (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству), который ведет фонд отечественных, международных, региональных и зарубежных стандартов, а также имеет автоматизированные банки данных.
     В целях совершенствования системы  информационного обеспечения Госстандартом РФ создан Информационный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). В состав его входят специалисты Госстандарта РФ, национальных органов по стандартизации Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Грузии, представители Академии наук РФ и Международной конфедерации обществ потребителей, федеральных органов исполнительной власти, ТК по стандартизации, ассоциации "Знание" и "Качество", представители Госнадзора. Главная цель ИНФКОС — научно-методическое и практическое руководство работами по информационному обеспечению стандартизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федерального фонда стандартов и автоматизированных банков данных.
     ИНФКОС  взаимодействует с отечественными и национальными органами стран СНГ, Балтии и Закавказья, решая задачи координации деятельности информационных служб, интеграции научных достижений и производства, содействия оперативной обработке и доведению до заказчиков комплексной информации, расширения сотрудничества и формирования соответствующего общественного мнения. ИНФКОС располагает информационно-вычислительной сетью, которая решает практические задачи по предоставлению заинтересованным сторонам отечественных, международных, зарубежных, региональных нормативных документов или информации о них в соответствии с возможностями Федерального фонда стандартов. Текущие задачи — информационное обеспечение технических комитетов по стандартизации, взаимодействие с информационными службами стран СНГ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.