Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение основ формирования внешнеторговой стратегии в условиях глобализации мировой экономики. Анализ интеграции Украины в мировое хозяйство. Тенденции развития хозяйственного потенциала и проблем торгово-экономического взаимодействия со странами СНГ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 02.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство науки и образования Украины
Государственный университет информатики и искусственного интеллекта
Кафедра международной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
на тему: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ СНГ
Выполнил:
студент V курса, гр. ЭМ-05с Р. Н. Шапран
Научный руководитель:
ассистент Н.В. Зайцева
Донецк, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
      1.1 Теоретические аспекты формирования внешнеэкономической политики страны
      1.2 Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
      1.3 Интеграция Украины в мировое хозяйство
    РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ УКРАИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ СНГ
      2.1 Основные тенденции развития экспортного потенциала Украины в рамках СНГ
      2.2 Взаимная торговля государств Содружества на современном этапе
      2.3 Внешняя торговля Украины со странами СНГ в контексте изменения конъюнктуры товарных рынков
    РАЗДЕЛ 3. СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ СНГ
      3.1 Концептуальная модель внешнеэкономических приоритетов Украины
      3.2 Перспективные направления взаимодействия во внешнеторговой сфере Украины со странами СНГ
      3.3 Предложения по гармонизации межгосударственного законодательства стран СНГ
    ВЫВОДЫ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время переживает сложный и переломный момент своего существования в качестве регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве.
Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. На данном этапе Содружеству необходимо создать все необходимые условия для своего нормального функционирования во всех сферах своей деятельности, а особенно в экономической - это внедрение новых таможенных пошлин, создание эффективного валютного механизма для осуществления хозяйственных связей между странами-членами организации, пересмотреть налогообложения
экспорта и импорта товаров, и т.д., что даст толчок для развития внешнеторговых связей стран, а в частности развития торговых взаимоотношений Украины и стран СНГ. Поэтому, тема данной работы является актуальной на сегодняшний день, хотя довольно изученной.
Торгово-экономическое сотрудничество Украины и СНГ освещено в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Гайдуценко А.В., Бланк І.А., Козак Ю.Г., Колесов В.П., Савичев А.П., Петерсен Р.Л., КиреевА.П., Алексеенко Л.В., Ткаченко Н.Б., Фомичев В.И. и др.
Цель работы состоит в исследовании такой экономической категории как внешнеторговые связи, выявлении и изучении путей их усовершенствования на примере торгово-экономических отношений между странами СНГ, а в частности торговое взаимодействие Украины и СНГ.
Объектом исследования данной работы выступают внешнеторговые связи и их составляющие, а предметом - характер торговых взаимоотношений Украины со странами СНГ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить такие задачи:
– изучение теоретических аспектов формирования внешнеторговой стратегии страны;
– рассмотреть влияние процессов глобализации на внешнюю торговлю;
– проанализировать интеграцию Украины в мировое хозяйство;
– изучить основные тенденции развития хозяйственного потенциала и проблемы торгово-экономического взаимодействия стран СНГ;
– проанализировать взаимную торговлю государств Содружества на современном этапе;
– проанализировать внешнюю торговлю Украины со странами СНГ в контексте изменения конъюнктуры товарных рынков;
– рассмотреть концептуальную модель внешнеэкономических приоритетов Украины;
– определить перспективные направления взаимодействия во внешнеторговой сфере Украины со странами СНГ;
– рассмотреть предложения по гармонизации межгосударственного законодательства стран СНГ.
Как метод исследования в работе применялись сравнительный, системный анализ, приём аналитической группировки и классификации, системно-функциональный, метод теоретического обобщения, аналитический и статистический методы.
Теоретической основой работы послужили законы Украины, научно-методическая литература, а также материалы сайта государственного комитета статистики Украины, сайта Министерства экономики и официального сайта Исполнительного комитета СНГ.

РАЗДЕЛ1

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ


1.1Теоретические аспекты формирования внешнеэкономической политики страны


Модификация роли и места национального государства в механизме регулирования внутристрановых и международных отношений находит выражение прежде всего в ликвидации монопольного положения государства. С одной стороны, роль государства снижается и повышается значимость региональных и международных институтов. С другой стороны, роль государства расширяется. Это обусловлено следующим.Процессы интернационализации создают предпосылки для расширения элементов рыночного регулирования экономических процессов, сокращения сфер влияния государства внутри национальной экономики. Вместе с тем эти же процессы вызывают необходимость расширения деятельности государства вследствие повышения роли внешнеэкономического сектора, а также развития международной региональной интеграции, координации деятельности с многими международными экономическими организациями. Данные подходы определяют приоритеты формирования внешнеэкономической политики стран, стратегия и тактика которых обусловлены социально-экономическими особенностями развития конкретной страны [7, с.117].
Внешнеэкономическая политика государства - это мероприятия правительства, направленные на создание благоприятных условий для расширения воспроизводства и международного обмена, регулирования экономических отношений с другими странами, которые обеспечивают защиту, конкурентные преимущества, развитие национального производства и внутреннего рынка, функционирование инфраструктуры, расширение своего влияния на внешних рынках, привлечение и эффективное использование иностранных и внутренних инвестиций, трудовых ресурсов.
Цели внешнеэкономической стратегии Украины:
– интеграция в систему международного разделения труда;
– повышение эффективности украинской экономики;
– обеспечение конкурентоспособности украинских товаров и продвижение их на внешние рынки;
– координация экономической политики;
– создание рыночной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;
– экономическая безопасность страны в рамках открытости экономики и вхождения в систему мирохозяйственных связей[11, c. 79].
Основными принципами организации деятельности во внешнеэкономической сфере являются:
– либерализация внешнеэкономических процессов;
– открытость экономики и вхождение в систему мирохозяйственных связей;
– равномерное распределение приоритетов и сбалансированность внешнеэкономического сотрудничества;
– экономическая целесообразность и равноправие в торговле;
– четкая регионально-страновая ориентация экспорта и достижение экономических выгод от внешней торговли;
– защита украинских товаропроизводителей;
– доступ к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (капитал, технологии, товары и услуги);
– перевод внешней торговли на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
– привлечение и эффективное использование иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала;
– многовекторность внешнеэкономических связей;
– участие в развитии международной региональной интеграции.
Названные принципы позволяют сочетать элементы политики свободной торговли и избирательного протекционизма, что соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики и идет по пути догоняющего развития.
В Украине реализация целей внешнеэкономической политики предопределила проведение смешанной стратегии развития - построение экспортоориентированной и импортозамещающей модели экономики, позволяющей сохранить национальный хозяйственный комплекс, сформировать внутренний рынок, наращивать высокотехнологическое производство, создавать экспортированные кластеры, расширять экспорт, рационализировать импортные потоки, обеспечить экономическую безопасность, осуществлять избирательное и контролируемое вхождение в мировой рынок. Это обусловлено тем, что для страны нецелесообразно развитие по пути либо экспортоориентированного, либо импортоориентированного производства [8, c. 49].
Развитие в Украине экспортоориентированной модели диктуется, во-первых, особенностями специализации на производстве готовой продукции по широкому кругу отраслей, объемы которой превышают по своему потенциалу внутренний рынок Украины; во-вторых, необходимостью за счет
экспортных поставок приобретения импортных товаров для обеспечения потребностей национальной экономики, в том числе сырьевых и энергетических ресурсов; в-третьих, опережающим развитием внешнего рынка по сравнению с внутренним, вследствие чего внешний рынок и, следовательно, экспорт превращаются в основной инструмент улучшения динамики количественных показателей и качественного развития страны (повышение доли экспорта в ВВП, рост валютных поступлений, увеличение заработной платы, прибыли, размеров инвестирования; технологической и
инновационной модернизации производства, занятости, налоговых поступлений; развитие образования, науки, медицины); в-четвертых, повышением значимости экспорта услуг, капиталов, трудовых ресурсов, формирования инфраструктуры, товаропроизводящей и рекламно-маргетиноговой сети за рубежом.
Необходимость развития в Украине модели импортозамещающего производства диктуется следующими целями:
1) Обеспечение защиты национальных отраслей от иностранной конкуренции.
2) Расширение производства товаров, которые импортируют с целью изменения структуры предложения и переориентации потребителей на более дешевую отечественную продукцию, что сопровождается снижением относительных цен импорта.
3) Создание преференциального режима для импорта определенного круга товаров.
4) Противодействие дискриминационным мерам других государств.
5) Постепенное наращивание экспорта товаров, замещающих импорт.
6) Формирование экспортоориентированных кластерных производств, включающих в свой состав собственную базу вспомогательных импортозамещающих предприятий.
7) Рационализация и сокращение ввоза, потребления импортных товаров вследствие внедрения высоких технологий, позволяющих повысить ресурсосбережение, снизить материало- и энергоемкость продукции, модернизации производства и т.д.
8) Замещение ввоза товаров импортом технологий.
9) Увеличение налоговых поступлений в бюджет.
10) Повышение загрузки производственных мощностей и улучшение ситуации на рынке труда[5, c.108].
В Украине определение стратегии сочетания экспортоориентированного и импортозамещающего развития объясняется тем, что развитие экономики по импортозамещающей модели оправдано в период индустриализации, когда страны, решая задачи догоняющего развития, получают возможность использовать мировой опыт технологической реконструкции национального производства.
Однако в последующем проведение преимущественно политики импортозамещения, ориентирующей производителя главным образом на внутренний спрос, как свидетельствует мировой опыт, сопровождается ухудшением основных макроэкономических показателей (снижение ВВП, эффективности инвестиций, рост инфляции), сокращением объемов промышленного экспорта, снижением конкурентоспособности ресурсов и товаров. В связи с этим в перспективе импортозамещающая политика должна содержать нацеленность на развитие экспорта импортозамещающей продукции и выход на внешние рынки, что способно стимулировать экономический рост, укрепить платежный баланс, национальную валюту.
Это обусловливает правомерность сочетания разумной импортозамещающей и экспортоориентированной политики, с тем, чтобы, сокращая импорт промышленных товаров народного потребления и расширяя внутреннее производство, параллельно за счет международной производственной кооперации расширялся как экспорт импортозамещающей продукции в виде полуфабрикатов, деталей, узлов и пр., так и импорт технологий, сырья, оборудования, необходимых для развития отечественной промышленности и производства конкурентоспособной продукции[16, c. 115].
С целью реализации данной модели развития предполагается:
Во-первых, развитие экспортного потенциала как предпосылки стабилизации экономического роста на базе выделения экспортоориентированных отраслей, продукция которых востребована мировым рынком и которые имеют доступ к мировым ресурсам, повышения
конкурентоспособности данной части реального сектора экономики и сферы услуг, что обусловлено спецификой сложившейся структуры национальной экономики республики, ориентацией на вывоз готовой продукции, ввоз сырья и комплектующих изделий в связи с отсутствием своих природных ресурсов и зависимостью от внешних энергетических и сырьевых носителей.
Экспортоориентированными отраслями украинской промышленности являются машиностроение, металлургия, химическая и угольная промышленности. Экспортоориентированный кластерный характер носят машиностроительная и химическая отрасли, на базе которых возможно создание национальных транснациональных корпораций, установление долгосрочных хозяйственных отношений с ТНК (через международную производственную кооперацию, создание СП и др.)[28, c. 58].
Однако в последнее время проблема состоит в расширении интернационализации деятельности предприятий этих отраслей за пределы непосредственного производства, внедрении в сферу международного обращения. Это возможно путем создания данными предприятиями собственной заграничной сети предприятий, торговых представительств, что позволит им наряду с экспортом товаров непосредственно из Украины расширить экспорт за счет реализации продукции зарубежных филиалов на внутренних рынках данных стран. Среди примеров создания производственно-инвестиционной модели экономических связей - ОАО "Концерн Стирол" один из наиболее крупных производителей минеральных удобрений, аммиака в Украине. Концерн сотрудничает со многими предприятиями ближнего зарубежья Качество для концерна - это показатель конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках, залог благополучия всего коллектива в целом и каждого работника в отдельности и главное - сохранения рабочих мест.
Цель политики в области качества состоит в выпуске продукции стабильного качества, а основная задача - в завоевании и в неизменной поддержке репутации надежного поставщика, полностью удовлетворяющего потребителей путем своевременных поставок качественной продукции по конкурентоспособным ценам. Конечный пункт борьбы за качество: обеспечение экономической стабильности и процветания концерна, создания экономической основы для развития концерна и его сотрудников.
Примером завоевания зарубежных рынков через различные формы организации экспорта является деятельность акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" - одно из немногих отечественных предприятий, которое не только выстояло в сложных условиях экономического кризиса, но стабильно работает и развивается, экспортируя наукоемкую технику и оборудование в десятки стран мира.
Акционерное общество активно развивает также партнерские отношения и со странами ближнего зарубежья. К примеру, для российских строителей отправлено несколько колесных подъемных кранов и гидроподъемников, металлургическое и дробильно-размольное оборудование - в Молдову, Беларусь и Узбекистан [20, c. 224].
Во-вторых, рационализация импортных потоков, предполагающая рационализацию и сокращение ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др.
В-третьих, выбор отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в организации импортозамещающих производств, ориентированных на нужды внутреннего рынка страны, повышение их конкурентоспособности и продвижение данной продукции на внешний рынок.
В-четвертых, всесторонняя интеграция украинской экономики в систему мирохозяйственных связей на основе принципа многовекторности, формирования единого экономического пространства, ассоциированного членства в Европейском Союзе (ЕС), членства во Всемирной торговой организации (ВТО).
В-пятых, формирование новой модели организационно-экономического механизма государственного регулирования, ориентированной главным образом на внешнеэкономический сектор и основанной на формах и методах государственного, межправительственного и наднационального регулирования.
Это достигается прежде всего посредством того, что национальные органы управления, реализуя независимую внешнеэкономическую политику, нацеленную на защиту внутренних интересов, принимают решения по проблемам участия в развитии разнообразных форм международных экономических отношений (МЭО). При этом меры, утверждаемые на правительственном уровне, координируются и согласуются с документами и мероприятиями (конвенции, резолюции, соглашения, процедуры, рекомендации и пр.) других стран, наднациональных органов и международных экономических организаций [34, c.126].
Это позволит создать механизм адаптации для вхождения Украины через интеграцию в международные экономические отношения, определить место государства в механизме регулирования, приспособиться к процессам глобализации.
Таким образом, определяющим фактором как национального, так и международного развития является глобализация мировой экономики, которая превращается в доминирующую тенденцию мирохозяйственных процессов. В ходе разработки национальной стратегии развития, которая обеспечивала бы глобальную интеграцию Украины в мировые экономические структуры, необходимо в полной мере учитывать особенности процесса глобализации и ее противоречивый характер.

1.2 Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики


Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку. Мир становится единым рынком для большинства ТНК и к тому же большинство регионов открыто для их деятельности.
Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое (таковой). Глобализация международных отношений -- это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Исходя же из цели исследования, представленного в статье, рассмотрим понятие глобализации применительно только к мировой экономике[19, c. 113].
Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национального производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.
Хотя понятие "глобализация" является в последнее время наиболее часто встречающимся в экономической литературе, до полной ясности этого термина как в концептуальном плане, так и в практическом, еще очень далеко.
Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое понятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные.
С нашей точки зрения, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний (рис 1.1.).
На макроэкономическом уровне глобализация проявляется в стремлении государств и интеграционных объединений к экономической активности вне своих границ за счет либерализации торговли, снятия торговых и инвестиционных барьеров, создания зон свободной торговли и т.п. Кроме того процессы глобализации и интеграции охватывают межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, политического) пространства в крупных регионах мира.
Рис. 1.1. Процессы современной глобализации [19, c.114]
На микроэкономическом уровне глобализация проявляется в расширении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка. Большинству крупнейших транснациональных корпораций приходится действовать в глобальных масштабах: их рынком становится любой район с высоким уровнем потребления, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей везде, независимо от границ и национальной принадлежности. Компании мыслят в глобальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегических альянсов и конкурентов. Различные звенья и стадии проектирования, производства и сбыта продукции размещаются в разных странах, унифицируясь в международном масштабе. Создание и развитие транснациональных фирм позволяет обойти множество барьеров (за счет использования трансфертных поставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учета рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.) [19, c. 115].
Учитывая, что для ТНК (особенно многонациональных и глобальных) внешнеэкономическая деятельность в большинстве случаев имеет более важное значение, чем внутренние операции, они выступают основным субъектом глобализационных процессов. Транснациональные корпорации -- это основа глобализации, ее главная движущая сила.
Настоятельной потребностью становится формирование единого глобального мирового экономического, правового, информационного, культурного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования, создание единого планетарного рынка товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, экономическое сближение и объединение отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс.
Правда, вероятнее всего, по-настоящему глобального рынка мы не достигнем и через десятилетия, и он может вообще по самым разнообразным политическим причинам полностью не состояться. Универсализация режимов торговли и перемещения капитала пока не привела к созданию однородной хозяйственной среды, единого планетарного экономического пространства. Мировая экономика представляет собой полицентрическую структуру, охватывающую более 200 национально-государственных образований, развитие которых протекает неравномерно. Около половины населения развивающихся стран живут в замкнутой экономике, не затронутой ростом и интенсификацией международных экономических отношений. Параллельно существуют два мира: международная и самодостаточная экономика, один из которых (самодостаточная экономика) постепенно сокращается в размерах и значимости в мировом хозяйстве. Взаимосвязи и взаимозависимости между частями этой структуры ассиметричны, разные группы стран втянуты в мировые интеграционные процессы в неодинаковой степени и далеко не на равных [26, c 94].
Мировое экономическое пространство остается существенно неоднородным из-за увеличения технологического разрыва между странами по сравнению с началом индустриальной эры. В развитых странах преобладают четвертый и пятый технологические уклады, в странах среднего уровня развития -- уклады третий и четвертый, а в странах мировой периферии сохраняются доиндустриальные технологии. На этой почве вырвавшиеся вперед страны, используя наиболее эффективные технологии, экспортируют наукоемкие товары и услуги (например, компьютеры, программное обеспечение, сотовые телефоны, услуги космической связи и т.п.) в страны с низким и средним уровнем развития, получая при этом огромные сверхприбыли.
Установлено, что характерной чертой глобализации в экономике становится сочетание процессов автономизации и интеграции. Это нашло отражение в "парадоксе Нейсбитта": "Чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники". Дж. Нейсбитт отмечает движение, с одной стороны, к политической независимости и самоуправлению, с другой, -- к формированию экономических альянсов.
Следовательно, парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, тем выше степень его экономической и социальной консолидации, и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.

1.3 Интеграция Украины в мировое хозяйство


Эффективная интеграция Украины в мировое экономическое пространство является неотложной задачей развития её государственности и экономики. Но для того, чтобы этот процесс действительно принёс ожидаемые результаты, необходимо осознать и реализовать несколько важных исходных положений. Существует ряд необходимых преобразований для интеграции Украины в мировое хозяйство и развития ее внешнеэкономических отношений [28, c. 129]:
1. Выработка механизма внешнеэкономических связей:
– на макроуровне - общегосударственном;
– на микроуровне - предприятий;
– на глобальном и региональном уровнях путем участия в специализированных и многоцелевых экономических международных организациях.
2. Энергетическое самообеспечение является одним из главных условий независимости. Достичь его Украина может, если возьмет курс на модернизацию наличных и сооружение новых экологически чистых угольных и газотурбинных электростанций, на развитие собственного энергетического машино- и котлостроения, эффективное использования энергоресурсов, применение энергосберегающих технологий, воспользовавшись отечественными научными и производственными достижениями развитых стран.
3. Так как Украина имеет как природные, исторические, так и технико-экономические ресурсы, она является носителем огромного экономического потенциала. Но территория Украины слабо изучена в геологическом и гидрогеологическом аспектах. Дальнейшее исследование поможет более продуктивно использовать данные ресурсные возможности.
4. Уровень развития производительных сил является одним из тех технико-экономи¬ческих факторов, которые в наибольшей мере способствуют интеграции Украины. Развивая мощность производительных сил, Украина может быть достойным партне¬ром в мировых экономических связях.
5. Одними из важнейших критериев реализации экономичес¬ких интересов нашей страны являются обеспечение более высокой экономической эффективности отраслей ее национальной экономики, минимизация затрат обществен¬ного труда.
Успех интеграции Украины в мировое хозяйство зависит от чёткой, взвешенной внешнеэкономической политики, которая подразумевает под собой весь комплекс проблем, связанных с внешней торговлей, инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством, обеспечением экономической безопасности. Главная цель государственной внешнеэкономической политики заключается в создании условий для долгосрочных конкурентных преимуществ у отечественных товаропроизводителей[28, c. 131]:
1. Национальное экономическое процветание, которое основывается на высоком уровне производительности труда;
2. В отраслях конкурируют фирмы, а не страны;
3. Динамичное обновление ведёт к устойчивым конкурентным преимуществам, а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат;
4. Конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на протяжении десятилетий или более продолжительного срока;
5. Страны добиваются преимуществ благодаря своим расхождениям, а несходству.
Важным стратегическим шагом касательно создания механизма внешнеэкономических связей Украины является заключение договоров и соглашений как с молодыми независимыми государствами, которые образовались на территории бывшего СССР, так и со многими странами.
Так же для активного включения в интеграционные процессы Украине необходимо развивать региональное сотрудничество, которое базирующееся не только на прибрежной и приграничной торговле, совместном предпринимательстве, но и налаживании производственно-кооперационных и научно-технических связей.
Таким образом, интеграционная деятельность в Украине находится только на начальном этапе своего развития. Этому процессу способствовало принятие независимости Украины, выхода ее из состава СССР, где ее внешнеэкономические связи были блокированы границами Советского Союза[23, c. 78].
В дальнейшем интеграция Украины в мировую экономику требует радикальных рыночных преобразований во всей внутренней хозяйственной системе, которые способствовали бы реализации основных направлений эффективной интеграционной деятельности нашей страны.
Интеграция Украины должна проходить по наиболее эффективным направлениям, которые давали бы возможность нашей стране обеспечить достаточный уровень стабильности экономики и благополучия населения. По мнению различных ученных, существуют следующие пути эффективной интеграции Украины в мировое хозяйство[32, c.84]:
1. Определение специфических сфер сотрудничества со другими странами. Данное сотрудничество должно осуществляться на отраслевой основе, а особенно в научно-технической, энергетической, продовольственной и экологической сферах. Чрезвычайно важным шагом навстречу Европе должны стать такие акции, как присоединение Украины к
соответствующим научно-техническим (например, аэрокосмической, конструирования новых материалов), информационным и другим программам.
2. Участие в общеевропейском экономическом пространстве, которое начинает формироваться. При этом необходим переход к рынку и определение отраслей производства, которые будут составлять профиль международной специализации экономики Украины. Стимулирование этих отраслей и производства методами рыночной экономики покажут приоритеты изменения в народном хозяйстве. Решение указанных задач в подобном контексте возможно на принципе общности интересов европейских стран в обеспечении политической стабильности, создании условий для эффективного функционирования общеевропейского экономического пространства, а также решении стоящих перед всеми государствами континента экологических проблем.
3. Максимально тесное взаимодействие с организацией ЕС, ее отдельными специализированными образованиями, которая все больше и больше будет стимулировать процесс включения экономики Украины в континентальные хозяйственные структуры и взаимосвязи. Нельзя не отметить и тот факт, что за последние годы именно со странами ЕС Украина установила наиболее тесные контакты по международному кооперированию производства на уровне основного хозяйственного звена в виде совместных предприятий, других форм экономического взаимодействия.
4. Либерализация внешней торговли, которая способствовала формированию основных инструментов рыночного механизма, установлению связей между внутренними и внешними ценами, включению отечественных товаропроизводителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства.
5. Выработка четкой позиции участия в Международном валютном фонде, Мировом банке реконструкции и развитии, Генеральном соглашении по торговле и тарифах, Международной организации труда, Всемирной организации торговли, так как данные организации являются ключевыми в международной финансовой, торговой и социальной регуляции.
6. Привлечение иностранного капитала в уже функционирующие хозяйственные объекты и создание иностранными инвесторами фирм и предприятий на территории нашей страны [см. приложение №3]. Подобные формы экономических отношений содействовали бы вводу в производство современных технологий, предоставили бы импульс прогрессивным сдвигом в хозяйственной структуре Украины, обеспечили бы выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.
7. Качественное углубление сотрудничества в Черноморском регионе. Для этого необходимо установление режима свободного передвижения товаров, капиталов и рабочей силы, создание транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Украина располагает благоприятными геоэкономическим положением: занимает обширную территорию на востоке Европы, имеет выход к Азовскому и Черному морям, находится на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, имеет сухопутную и морскую границу с большинством стран, заинтересованных в развитии зоны причерноморской интеграции[32, c. 85].
Следовательно, вопрос о том, как и с кем будет интегрировать Украина остаются открытым. Эта тема обсуждалась во время круглого стола "Международная интеграция Украины и проект единого экономического пространства". Владимир Дубровский, заместитель директора Центра CASE-UKRAIN, предложил: "открыть наш рынок для европейских товаров и поставить отечественные компании в условия жесткой конкуренции". Именно это, по его мнению, лучше всего поможет стать конкурентоспособными тем компаниям, которые сегодня таковыми не являются. Для того чтобы этот удар не оказался смертельным, Ярослав Жалило, заведующий отделом Национального института стратегических исследований, предложил: "считать рынки стран СНГ тем полигоном, где можно отточить методики и технологии конкуренции, с которыми мы можем выйти на мировой рынок"[37].
Таким образом, выбор направления интеграции Украины будет в основном зависеть от стратегических целей, которые будет преследовать наша страна на пути присоединения к мировому экономическому пространству. Но независимо от того, какое из предложенных направлений займет лидирующее место в интеграционной политике Украины, открытым остается вопрос преодоления основных проблем, которые могут в значительной мере негативно повлиять на эффективную интеграцию нашей страны в мировое хозяйство.
Наше государство только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит, прежде всего, возможность дальнейшего экономического и социального развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое пространство для Украины будут характерны следующие основные проблемы[30, c. 146]:
1. Украина ещё не определилась в полной мере с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики с учётом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей и направлений интегрирования в неё Украины.
2. Очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиции активного конкурентного противостояния на мировом рынке.
3. Существуют некоторые противоречия регионального характера, устранение которых возможно только на долгосрочных договорных началах.
4. Попытки активного общения и диалога с международными экономическими и финансовыми институтами - как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и обновления экономики - пока ведут за собой неадекватную реакцию широких кругов украинской общественности.
Для преодоления основных проблем на пути интеграции Украины необходимо:
1. Выработать четкую социальную и экономическую политику прихода к рынку, которая основывалась бы на целях и перспективах развития нашего государства.
2. Создать в Украине структуры, которые бы обеспечивали и координировали функционирование внешнеэкономического комплекса, а также всей инфраструктуры внешнеэкономических связей (страхового и информационного обслуживания, судебных и арбитражных органов).
3. Активно включаться в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их сбалансированности с другими, существующими в мировом экономическом пространстве.
4. Следует чётко определить ориентиры нашего государства в развитии его внутренней экономики, и в поисках его будущего места в мировом хозяйстве[15, c. 137].
Таким образом, для решения основных проблем на пути интеграции Украины в мировое хозяйство требуются глубокие рыночные изменения во всей внутренней экономической и социальной системе нашей страны.
Интеграционная деятельность в Украине должна осуществляться по наиболее эффективным направлениям, основными из которых являются участие в международных экономических организациях, осуществление многостороннего взаимодействия с другими государствами и по возможности либерализация внешней торговли и привлечение иностранных инвестиций. Только направленность нашего государства на вступление в систему мирового хозяйства на равных правах с другими государствами сможет обеспечить населению Украины надежное социально-экономическое положение в будущем[31, c.156].
Так же должно уделяться значительно внимание преодолению основных проблем, которые могут возникать на пути интеграции Украины в мировую экономику.
В конце хотелось бы отметить, что интеграция Украины в международное хозяйство вызовет не только значительные структурные перестройки в экономике нашей страны, но и благоприятно повлияет на мировую экономическую ситуацию в целом и возможно спровоцирует позитивные перемены в других постсоветских государствах.

РАЗДЕЛ2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ УКРАИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ СНГ


2.1 Основные тенденции развития экспортного потенциала Украины в рамках СНГ


Украина, став на путь рыночной трансформации, оказалась в конкурентной внешней среде, к которой ее экономика оказалась не очень подготовленной. Несбалансированность структуры производства, недостаточный учет потребительского спроса, отсутствие стимулов к повышению конкурентоспособности и эффективности производства при высоком уровне монополизма являются основными эндогенными факторами, которые обуславливают неудовлетворительное состояние внешней торговли Украины и ограничивают возможности противодействия иностранным конкурентам на внутреннем рынке.
Усиление сырьевого перекоса в структуре производства и экспорта, деградация перерабатывающих отраслей, пассивное сальдо торгового и платежного балансов, неоправданная потеря традиционных рынков сбыта украинской продукции и прочие отрицательные явления свидетельствуют о том, что состояние внешнеэкономических отношений Украины не отвечает потребностям стабилизации и развития национальной экономики[4, c. 284].
Неблагоприятное состояние внешней торговли, этой основной составной внешнеэкономических отношений, обуславливает актуальность развития экспортного потенциала Украины. Решение этой проблемы имеет не только чисто экономическое, а и огромное политическое значение, так как экспортный потенциал страны определяет ее положение во всемирном разделении труда, а также авторитет и влияние в международных отношениях. Динамичное эффективное развитие экспортного потенциала является залогом обеспечения экономической безопасности государства.
Следует отметить, что наращивание экспортного потенциала -- наиболее сложная задача экономической реформы и, очевидно, без поддержки государства все попытки экспортеров пробиться на рынок и удержаться на нем будут спорадичными и обреченными на неудачу. Формируя экспортную стратегию в Украине, необходимо предусмотреть, прежде всего, решение следующих основных проблем:
– обеспечение диверсификации рынков сбыта отечественных товаров и услуг; преодоление монокультурности экспортных поставок через увеличение доли продукции высокого уровня обработки;
– увеличение поставок наукоемкой, высокотехнологической продукции и доведение удельного веса этой продукции до уровня, присущего развитым странам;
– улучшение механизма управления внешнеэкономической деятельностью, внедрение эффективных форм взаимодействия с зарубежными странами на основе повышения мобильности товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Если Украина в ближайшие года не сможет решить эти проблемы, то на мировом рынке за ней окончательно закрепится роль поставщика сырья, полуфабрикатов и товаров с невысоким уровнем готовности[37].
Возрастающая угроза такого развития событий требует освободиться, в конце концов, от иллюзий и трезво оценить возможности выхода Украины на мировую хозяйственную арену. Учитывая, что вырабатываемая в Украине продукция имеет высокую энерго- и материалоемкость, требования отечественных стандартов на продукцию пока что не отвечают международному уровню, а также наличие еще целого ряда технологических, управленческих, институциональных и других несовместимостей, ожидания на быстрое интегрирование Украины в мировую экономическую систему выглядят ныне очень проблематичными. Поэтому во внешнеэкономической сфере Украине необходимо сохранять и расширять все те рынки, на которые продолжительное время поставляется отечественная продукция, и, прежде всего, рынок СНГ.
При разработке стратегии расширения внешнеэкономических связей необходимо иметь в виду, что экономика Украины сегодня еще не готова к завоеванию новых рынков. Низкий технический уровень производственного потенциала страны не в состоянии обеспечить выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Интересы западных фирм, как правило, ограничиваются стремлением использовать связи с Украиной с целью приобретения ценного и, прежде всего, дешевого сырья, отводя нам роль сырьевого придатка развитых стран Европы.
Реорганизация украинской экономики рассматривается западными странами, прежде всего, как завоевание рыночного экономического пространства, где будет действовать жесткая конкуренция между нашими и иностранными партнерами. Страны Западной Европы в перспективе будут ориентироваться, в основном, на сырьевой импорт из Украины, сохраняя при этом жесткие барьеры на готовою украинскую продукцию. Поэтому, очевидно, что на современном этапе более целесообразно направлять новый украинский промышленный экспорт на традиционный рынок стран Содружества[7, c. 91].
Приоритетность рынка СНГ для украинской экспортной продукции обусловливается следующими факторами:
– низким уровнем транспортных затрат вследствие географической близости торговых партнеров, что, с одной стороны, повышает конкурентоспособность украинских товаров на рынке стран СНГ, а со второй -- снижает цены для потребителей; значительными масштабами и ненасыщенностью, а, значит, и огромной емкостью постсоветского рынка. Правда, этот фактор делает российский рынок чересчур привлекательным не только для Украины, поэтому неопытные украинские дилеры часто проигрывают в торговых "войнах" более ловким заграничным фирмам. Так, затягивание поставок 600 тыс. т украинского свекольного сахара в пределах беспошлинной квоты, возможно, объясняется деятельностью поставщиков более дешевого кубинского сахара-сырца; отсутствием высоких требований к качеству продукции, что позволяет Украине экспортировать в СНГ значительно большую часть готовой продукции, чем в другие страны мира;
– налаженными производственными и торговыми связями.
Развитие торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ дало бы возможность Украине в сжатые сроки увеличить объемы валового внутреннего продукта почти на 50%. В то же время достоверность увеличения этого показателя на основе развития торговли со странами далекого зарубежья ограничена лишь 4-8 процентами и касается в основном экспорта сырьевых товаров. Пренебрежение преимуществами интеграции привело страны СНГ не только к углублению разногласий национальных интересов, но и к конкурентной борьбе между собой на мировых рынках. Из-за отсутствия скоординированных действий на внешних рынках страны СНГ только за 2006-2009 гг. потеряли в совокупности больше 3,0 млрд. долл. США[12, c. 63].
Как показывают исследования Центра изучения конъюнктуры цен и рынка СНГ, за счет улучшения координации внешнеэкономической деятельности стран СНГ есть возможность увеличить суммарный торговый баланс Содружества на 15-20 млрд. долл. США. Главное же заключается в том, что более глубокая интеграция стран СНГ создаст условия для стабильного роста национальных экономик.

2.2 Взаимная торговля государств Содружества на современном этапе


В январе-сентябре текущего года в экономике большинства государств - участников СНГ сохранялась рецессия. В среднем по государствам - участникам СНГ производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилось на 9%
(в январе-сентябре прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2007года был прирост на 7%)(рис. 2.1).
Рост ВВП наблюдался в Азербайджане на 6,1%, Кыргызстане - на 2,9%, Таджикистане - на 2,7% и Узбекистане - на 8%. В остальных государствах - участниках СНГ наблюдалось снижение ВВП. Наибольшее снижение ВВП произошло в Армении на 18,3%, России - на 11,8% и Украине - на 17,8% (первое полугодие)[35, c. 145].
Рис.2.1. Темпы роста ВВП по государствам - участникам СНГ (%)[39]
МВФ, Всемирный банк и другие международные организации считают, что ситуация в мировой экономике с августа-сентября 2009 г. стала улучшаться, так как начались стабилизационные процессы на финансовых рынках, в ряде ведущих стран Европейского союза закончилась рецессия, мировые цены на топливо выросли по сравнению с началом года. В последние месяцы постепенно увеличивается мировой внешнеторговый оборот, повышается инвестиционная активность, в промышленности многих стран мира наблюдается некоторое повышение темпов роста производства по сравнению с предыдущими месяцами текущего года. Тем не менее в различных странах и отраслях экономики положительные изменения происходят крайне неравномерно, в ряде случаев наблюдается временное возвращение к прежней негативной тенденции. Все это сказывается на скорости восстановительных процессов, и в целом за 2009 г. в мировой экономике ожидается экономический спад, а в 2010 г. - небольшой рост[32, c. 160].
Согласно прогнозу ООН (на 28 октября 2009 г.) снижение ВВП в среднем по миру в 2009 г. составит 2,2 %, по прогнозу МВФ (на 1 октября 2009 г.), - 2,3 %, по прогнозу Всемирного банка (на сентябрь 2009 г.), - 1,7 %. В 2010 г., по октябрьским прогнозам ООН, прирост мирового ВВП будет на уровне 2,4 %, а по прогнозам Всемирного банка (на сентябрь 2009 г.) и МВФ (на 1 октября 2009 г.) он составит 2,3 %.
По оценкам ООН (на 28 октября 2009 г.), ВВП в среднем по странам с развитой экономикой в 2009 году снизится на 3,5 %, а в 2010 г. - увеличится на 1,4 %; в странах переходного периода - сократится на 6,4 % и вырастет на 1,6 % соответственно; в развивающихся странах - возрастет на 1,9 и 5,1 %[40].
Эксперты МВФ отмечают, что положительные тенденции в мировой экономике связаны прежде всего с действиями правительств ряда стран по стабилизации ситуации в финансовом секторе и стимулированию внутреннего спроса. В октябре текущего года МВФ пересмотрел среднесрочные прогнозы относительно темпов роста/снижения ВВП по многим странам мира. Согласно его оценкам в среднем по экономически развитым странам в 2009 г. он снизится на 3,4 %, а в 2010 г. - увеличится на 1,3 %; в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах в 2009 году его прирост составит 1,7 %, а в 2010 г. - 5,1 %. Вместе с тем дисбаланс между развитием финансового и реального секторов экономики, высокий уровень безработицы и относительно низкий спрос на потребительском рынке, по мнению экспертов МВФ, будут негативно влиять на темпы роста мировой экономики еще несколько лет.
В 2009 г. в среднем по государствам - участникам СНГ экономический спад может составить, по прогнозу ООН (на 28 октября 2009 г.), 6,6 %, по прогнозу МВФ (на 1 октября 2009 г.), - 6,7 %, по прогнозу Статкомитета СНГ (на сентябрь 2009 года), - 7,5-8,5 %. В 2010 г. прирост ВВП ожидается во всех государствах - участниках СНГ; в среднем по СНГ он составит, по прогнозу ООН (на 28 октября 2009 г.), 1,7 %, по прогнозу МВФ (на 1 октября 2009 г.), - 2,1 %, по прогнозу Статкомитета СНГ (на сентябрь 2009 г.), - от 1 до 3 %[40].
Промышленное производство в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось в среднем по Содружеству на 14 %. В январе-сентябре 2008 г. наблюдался рост на 2 %.(см. табл. 2.1)
Практически во всех государствах - участниках СНГ наибольший спад отмечался в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, металлургии и химической промышленности. Вместе с тем производство многих видов пищевых продуктов в большинстве государств выросло. Существенно ниже, чем в среднем по СНГ, были объемы производства в промышленности Молдовы (снижение на 24,3 %) и Украины (на 28,4 %). Положительная динамика наблюдалась в промышленности Азербайджана (с апреля 2009 г.) и Узбекистана (в течение всего года)[17, c. 247].
В январе-сентябре 2009 г. на предприятиях по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых объемы производства (в постоянных ценах) по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. Возросли в Азербайджане на 7,9%, Казахстане - на 6,6%; снизились в России на 1,8%, Украине - на 5,9%. В топливной промышленности Беларуси прирост составил 12,4%.
Таблица 2.1
Объем и индексы промышленного производства в январе-сентябре 2009 г. в некоторых странах[39]
Государства - участники СНГ
Млрд долларов
% к январю-сентябрю 2008 г.
(в национальных ваклютах)
Январь-сентябрь
2008 г. к январю-сентябрю 2007 г.
(в национальных валютах)
Азербайджан
19,4
105
113,5
Беларусь
32,8
95,5
113,1
Россия
505,2
86,5
100,5
Украина
58,0
71,6
105,1
В основных добывающих государствах - участниках СНГ (кроме России) возросла добыча газа. Добыча нефти (включая газовый конденсат) увеличилась в Азербайджане, Казахстане и России; снизилась - в Украине(см. табл.2.2.)[39].
Таблица 2.2.
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых в ряде государств - участников СНГ в январе-сентябре 2009 г.[38]
Государства - участники СНГ
Нефть, включая газовый конденсат
Газ
Уголь
млн т
% к январю-сентябрю 2008 г.
млрд куб. м
% к январю-сентябрю 2008 г.
млн т
% к январю-сентябрю 2008 г.
Азербайджан
37,8
108
12,2
104
-
-
Казахстан
56,2
107
26
108
68,9
87
Россия
367
100,6
403
81
212
87
Украина
3
95
15,8
102
41
92
Прирост производства важнейших нефтепродуктов в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. наблюдался в Беларуси; уменьшение - в Азербайджане и Казахстане. Сокращение производства топочного мазута в Азербайджане в 3,6 раза связано с более широким использованием природного газа. Автомобильного бензина и топочного мазута в январе-сентябре 2009 г. в России произведено больше, чем за соответствующий период 2008 г.; дизельного топлива и топочного мазута - в Украине. Сократился выпуск автомобильного бензина в Украине, дизельного топлива - в России.
По сравнению с январем-сентябрем предыдущего года производство машин и оборудования (в постоянных ценах) в России и Украине сократилось на 31,7 и 44,8 % соответственно, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 36,1 и 33,5 %, производство транспортных средств и оборудования - на 41,6 и 64,1 %.
Грузовых и легковых автомобилей в России произведено лишь 28 и 38 % их выпуска в январе-сентябре 2008 года, Украине - 19 и 16 %; тракторов в Беларуси - 63 %, России - 42 %, Украине - 12 %.
В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем по государствам - участникам СНГ сельскохозяйственное производство увеличилось на 1 % (в январе-сентябре 2008 года - на 7 %)[20, c. 112].
В Азербайджане объем продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2009 г. увеличился на 2,9 % и составил 2,87 млрд. ман., Беларуси - на 2,4 % и 22 221 млрд. белорусских рублей, Казахстане - на 1,7 % и 1 063 млрд тенге, Кыргызстане - на 5,1 % и 82 млрд сомов, Таджикистане - на 9,5 % и 5,2 млрд. сом., Узбекистане и Украине - на 3,3 % и 8 902 млрд. сумм. и 118,3 млрд. грн соответственно; в Армении объем продукции сельского хозяйства снизился на 1,3 % и составил 407,9 млрд. драм., Молдове - на 10,2 % и 9,4 млрд. лей, России - на 0,8 % и 1 763 млрд. рубл.
Объем инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в среднем по государствам - участникам СНГ снизился на 18 % (в январе-сентябре 2008 г. - прирост на 13 %).
Наибольшее снижение объема капиталовложений в январе-сентябре наблюдалось в Армении на 43,8 %, Украине* - на 43,3 % и Молдове* - на 38,4 %. В то же время высокие темпы роста инвестиций в основной капитал сохраняются в Узбекистане - 128,3 %, Кыргызстане -127 % и Беларуси - 114,5 %.
Во многих государствах - участниках СНГ собственные средства предприятий и организаций по-прежнему остаются основным источником инвестиций в основной капитал, хотя их доля в общем объеме вложений понижается. Так, в Беларуси эта доля составила 37,8 % (против 41,1 % в январе-сентябре 2008 г.), Казахстане - 28 % (38,7 %), Молдове (первое полугодие) - 57,1 % (51,7 %), России (первое полугодие) - 40,1 % (44,3 %) и Украине (первое полугодие) - 66,3 % (60,5 %)[40].
В среднем по государствам - участникам СНГ бюджетные средства составили в январе-сентябре 2009 г. 17 % общего объема инвестиций в основной капитал (в январе-сентябре 2008 г. - 16 %). Наибольший объем инвестиций в основной капитал финансировался из бюджета Азербайджана (36,5 %) и Таджикистана (32,4 %), где они использовались в основном на строительство транспортной инфраструктуры и жилья.
Вследствие освоения ряда совместных с иностранными компаниями проектов в нефтегазовом комплексе значительно возросла доля освоенных средств иностранных инвесторов в общем объеме капиталовложений в Казахстане (с 23,2 до 41,2 %). Вместе с тем этот показатель снизился в Азербайджане (в связи с завершением основного этапа инвестирования в добывающую промышленность), Кыргызстане (из-за уменьшения кредитования строительства объектов обрабатывающей промышленности иностранными банками) и Таджикистане (вследствие окончания строительства Сангтудинской ГЭС)[7, c. 89].
В январе-сентябре 2009г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года перевозки грузов предприятиями транспорта (без трубопроводов) в среднем по государствам - участникам СНГ снизились на 19% (в январе-сентябре 2008 г. - рост на 4%), грузооборот - на 16% (рост на 6%)(см. табл. 2.3).
Внешнеторговый оборот государств - участников СНГ за 9 месяцев 2009 г. снизился относительно аналогичного периода прошлого года в среднем на 45% и составил 491,3 млрд. дол. США, в том числе экспорт - 291,4 млрд дол. США (снижение на 47%), а импорт - 199,9 млрд. дол. США (снижение на 42%). Сальдо торгового баланса сложилось положительным в размере 91,5 млрд. дол. США против 204млрд. дол. США в январе-сентябре 2008 г.(Приложение А).
По оценке, в среднем по государствам - участникам СНГ в связи с падением мировых цен на топливно-энергетические ресурсы средние экспортные цены в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем - сентябрем 2008 г. снизились на 37%, импортные - на 8%; физический объем экспорта и импорта товаров (в постоянных ценах) снизился на 13 и 36% соответственно[39].
Снижение экспортно-импортных операций наблюдалось во всех государствах - участниках СНГ. В Армении оно составило 31%, Беларуси - 39%, Казахстане - 41%, Кыргызстане - 24%, Молдове - 35%, России - 44%, Таджикистане - 29% и Украине - 51%.
Таблица 2.3.
Перевозки грузов и грузооборот предприятий транспорта в некоторых странах в январе-сентябре 2009 г.(без трубопроводов)[40]
Государства -
участники СНГ
Перевозки грузов
Грузооборот
Млн. т
% к январю-сентябрю 2008 г.
Млрд. т-км
% к январю-сентябрю 2008 г.
Азербайджан
91,2
99,3
17,8
92,9
Беларусь
177,6
94,1
38,7
87,5
Казахстан
1 265
88,7
184
89,6
Молдова
5,5
40,8
1,9
49
Россия
2 151
77,1
1 539
84,9
Украина
390,2
70,2
171,4
69,8
Большая часть (59 %) общего объема внешнеторгового оборота приходилась на экспорт и 41 % - на импорт товаров (в январе-сентябре 2008 г. это соотношение составляло 61 и 39 % соответственно).
Положительное сальдо торгового баланса сложилось в Азербайджане, Казахстане и России. В других государствах - участниках СНГ наблюдалось отрицательное сальдо торгового баланса.
За 9 месяцев 2009 г. доля взаимной торговли в общем объеме экспортно-импортных операций государств - участников СНГ составляла 22,3 % (за тот же период прошлого года - 21,7 %), доля взаимного экспорта - 18,8 %, взаимного импорта - 27,6 %.
Объем взаимной торговли за 9 месяцев 2009 г. составил 109,7 млрд. дол. США, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 44 %. При этом экспорт снизился на 44 % и составил 54,6 млрд. дол. США, импорт - на 43 % и составил 55,2 млрд. дол. США Сальдо торгового баланса сложилось положительным только у России[39].
Падение объемов взаимной торговли произошло во всех государствах - участниках СНГ.В структуре экспорта Азербайджана в государства - участники СНГ за 9 месяцев 2009 г. 28,4 % составляли продукты переработки нефти, 23 % - машины, оборудование и транспортные средства; Беларуси - машины, оборудования и транспортных средств составляли 27,5 %, продукты переработки нефти - 11,3 %, мясо и пищевые субпродукты - 5,2 %, одежда и принадлежности к ней - 3 %; Казахстана - 20,8 % составлял природный газ, 9,1 % - нефть сырая, 7,1 % - уголь каменный, по 6,7 % - руды и концентраты железные и черные металлы, 6,4 % - продукты переработки нефти; Кыргызстана - 28,7 % - продукты переработки нефти, 13,9 % - одежда и принадлежности к ней, 11,9 % - машины, оборудование и транспортные средства, 8,2 % - электроэнергия; Молдовы - 7,7 % составляли медикаменты, 5,9 % - сахар белый, 5,8 % - машины, оборудование и транспортные средства, 2,8 % - масло растительное; России - 26,4 % - нефть сырая, 13 % - машины, оборудование и транспортные средства, 6,9 % - продукты переработки нефти, 4,9 % - черные металлы; Таджикистана - 35,9 % - электроэнергия, 21 % - волокно хлопковое[9, c. 6]].
Объем торговых операций со странами дальнего зарубежья за 9 месяцев 2009 г. составил 381,5 млрд. дол. США. При этом объем экспортных поставок снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 48 % и составил 236,9 млрд. дол. США, объем импортных поставок снизился на 42 % и составил 144,6 млрд. дол. США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 92,2 млрд. дол. США[40].
Сокращение внешнеторговых операций со странами дальнего зарубежья наблюдалось во всех государствах - участниках СНГ. Наибольшее сокращение объемов внешней торговли со странами дальнего зарубежья наблюдалось в Казахстане, России и Украине, что в большей мере связано с экспортом товаров топливно-энергетического комплекса.
Мировая цена на нефть марки Юралс в сентябре 2009 г. составляла 490,2 дол. США за тонну (67,2 дол. США за баррель, равный 159 литрам), что на 31 % ниже уровня цен сентября 2008 г., цена на бензин (Нафта) - 593,7 дол. США за тонну и на 30 %, дизельное топливо - 549,2 и на 24 %, природный газ - 222,5 дол. США за 1 000 куб. м и на 57 % ниже цены сентября 2008 г.
В январе-сентябре 2009 г. в общем объеме внешнеторгового оборота государств - участников СНГ со странами дальнего зарубежья на долю экспорта приходилось 62 % против 65 % в январе-сентябре 2008 г., на долю импорта - 38 и 35 % соответственно. Положительное сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья сложилось в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, России и Украине[39].
Несмотря на снижение стоимостного объема импортных закупок машин, оборудования и транспортных средств на эту группу товаров во многих государствах - участниках СНГ приходится наибольший объем импорта из стран дальнего зарубежья. Доля импорта машиностроительной продукции из стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта варьировала от 25 % в Молдове до 58 % в Азербайджане. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено сокращение некоторых видов продовольственных товаров (мяса и пищевых субпродуктов, мяса птицы, злаков, сыров и творога, сливочного масла, цитрусовых, чая, сахара-сырца), а также фармацевтической продукции, пластмасс и изделий из них, каучука, резины и изделий из них, хлопчатобумажных тканей, кожаной обуви, черных металлов.
Основные тенденции в денежно-кредитной сфере Содружества в течение 9 месяцев 2009 г. формировались под влиянием мирового финансового кризиса, падения цен на акции на фондовых рынках, колебаний валютных курсов, снижения общеэкономической активности. В ряде государств - участников СНГ отмечалось сокращение совокупной денежной массы при увеличении в ее составе доли наличных денег[29, c. 125].
Объем совокупной денежной массы (денежный агрегат М2) на конец сентября 2009 г. по сравнению с концом сентября 2008 года уменьшился в Азербайджане на 5,3 %, Армении - на 30,5 %, Беларуси - на 13,4 %, Молдове - на 15,5 %, России - на 5,1 %. В Казахстане денежный агрегат М2 за этот период увеличился на 13,8 %, Кыргызстане - на 3,4 %.
Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат М0) сократился в Азербайджане на 0,3 %, Армении - на 23,9 %, Беларуси - на 17,3 %, России - на 10,5 %; вырос в Казахстане на 0,4 %, Кыргызстане - на 0,7 %, Молдове - на 1,1 %.
На конец сентября самый высокий удельный вес наличных денег (М0) в объеме совокупной денежной массы (М2) наблюдался в Азербайджане 69,3 %, а самый низкий в Казахстане - 16,5 %.
Отношение наличных денег в объеме совокупной денежной массы в странах Еврозоны на конец 2008 г. варьировал от 5,1 % в Нидерландах до 11,7 % в Италии.
Во многих государствах - участниках СНГ продолжается понижение ставки рефинансирования национальных (центральных) банков в целях увеличения доступа кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов и населения. На конец сентября 2009 г. по сравнению с концом сентября 2008 года она снизилась в Азербайджане с 15 до 2 %, Армении - с 7,75 до 5 %, Казахстане - с 10,5 до 7 %, Кыргызстане - с 11,7 до 3,3 %, России - с 11 до 10 %, Таджикистане - с 14 до 10 %; увеличилась в Беларуси с 10,5 до 14 %. Для сравнения: на начало ноября 2009 года ставка рефинансирования составляла в Японии 0,1 %, США - 0,25 %, в странах Еврозоны - 1 %.
Объемы кредитов, представленных кредитными организациями предприятиям, банкам и физическим лицам по сравнению с сентябрем 2008 года возросли в Азербайджане на 17,8 %, Армении - на 10,3 %, Беларуси - на 53 %, Казахстане - на - 10,1 %, Кыргызстане - на 4,6 %, России - на 5,2 %, Таджикистане - на 20,6 %; в Молдове этот показатель снизился на 7,5 %.
Темпы роста долгосрочных кредитов на конец сентября 2009 г. по сравнению с концом сентября 2008 г. опережали темпы роста краткосрочных кредитов во многих государствах - участниках СНГ.
Суммарная просроченная задолженность по ссудам банков на конец сентября 2009 г. по сравнению с концом сентября 2008 г. увеличилась в Азербайджане в 2,2 раза, Беларуси - в 3,6 раза, Казахстане - в 4,3 раза, Кыргызстане - в 1,4 раза, России - в 3,5 раза.
За прошедшие месяцы текущего года в государствах - участниках СНГ заметно ухудшилась ситуация на потребительском рынке, что выразилось в сокращении реальных объемов товарооборота. По сравнению с январем-сентябрем предыдущего года объем розничного товарооборота в постоянных ценах в государствах - участниках СНГ снизился в среднем на 6%.
В текущем году в ряде государств вновь более востребованными стали продовольственные товары, физические объемы продажи которых либо росли при одновременном снижении их по непродовольственным товарам, либо сокращались, но в меньшей мере, чем последние[12, c. 175].
За истекшие 9 месяцев отмечено сокращение по сравнению с тем же периодом 2008 г. продажи товаров как торгующими организациями, так и рынками (в среднем по государствам - участникам СНГ на 7 и 4% соответственно). Одновременно в ряде государств несколько снизилась и доля рынков в общем объеме розничного товарооборота.
Объем платных услуг населению в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. в фактических ценах и тарифах вырос в государствах - участниках СНГ в среднем на 11%, а в постоянных ценах - снизился на 3%. Под воздействием высокого уровня цен и тарифов рынок платных услуг находился в Беларуси, Молдове и Таджикистане, где 81-99% прироста стоимости приходилось на ценовой фактор; в Армении и России при сокращении на 1 и 4% соответственно физических объемов услуг денежные затраты на их приобретение выросли на 6 и 9%. В то же время в Азербайджане примерно две трети стоимостного прироста было получено за счет реализации населению самих услуг[39].
Реальный объем платных услуг, оказанных населению организованным сектором, в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. сократился в государствах - участниках СНГ в среднем на 3%, индивидуальными предпринимателями - на 6%.
В среднем по государствам - участникам СНГ общий объем платных услуг населению на 82% был сформирован официально зарегистрированными предприятиями, а объем услуг бытового характера стабильно на 35-90% формируется неформальным сектором.
В январе-сентябре 2009 г. в большинстве государств - участников СНГ наблюдалось замедление роста цен по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., а в Азербайджане, Кыргызстане и Молдове - даже их снижение по сравнению с началом года(см. табл. 2.4)[25, c. 105].
Традиционно в первом полугодии в государствах отмечался рост цен, тогда как в III квартале в большинстве государств цены росли более низкими темпами или снижались (в основном из-за сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию). В период с января по июнь в Беларуси цены росли в среднем в месяц на 1,2%, а в июле-сентябре - на 0,2%, Казахстане - на 0,6 и 0,3% соответственно, России - на 1,2 и 0,2%, Украине - на 1,4 и 0,2%; в Армении цены в первой половине года в среднем ежемесячно повышались на 0,8%, а в июле-сентябре - снижались на 0,8%, Кыргызстане - на 0,1 и 0,7% соответственно; а в Азербайджане, наоборот, - в первые шесть месяцев они снижались каждый месяц (в среднем на 0,5%), а в последующие три месяца - росли (на 0,4%); в Молдове цены снижались в течение этих двух периодов и практически одинаковыми темпами.
Во всех государствах - участниках СНГ наблюдалось либо замедление темпов роста цен на продовольственные товары, либо их снижение по сравнению с ростом в январе-сентябре 2008 г.
Однако в ряде государств - участников СНГ в сентябре 2009 г. по сравнению с августом продолжали расти цены на сахар: в Армении они выросли на 7,7%, Казахстане - на 6%, Кыргызстане - на 4,3%, Молдове - на 8,7%, России - на 10,4%, Таджикистане - на 1,3%; в Украине отмечено снижение цен на 0,5%. В целом с начала текущего года в Армении, Казахстане, России, Таджикистане и Украине произошло значительное повышение цен на сахар многократно превышающее показатели прироста за аналогичный период прошлого года[39].
С начала года цены на непродовольственные товары выросли в большинстве государств - участников СНГ, а в ряде государств темпы их роста превышают показатели прошлого года. Так, в Армении прирост цен на товары непродовольственной группы в текущем году составил 11,3%, тогда как за аналогичный период 2008 года - 5,2%, Беларуси - 9,3 и 6% соответственно, Казахстане - 6,9 и 6,1% , России - 8,3 и 6,5%, Таджикистане - 5,2 и 4,4%.
С начала года цены на непродовольственные товары выросли в большинстве государств - участников СНГ, а в ряде государств темпы их роста превышают показатели прошлого года. Так, в Армении прирост цен на товары непродовольственной группы в текущем году составил 11,3%, тогда как за аналогичный период 2008 г. - 5,2%, Беларуси - 9,3 и 6% соответственно, Казахстане - 6,9 и 6,1% , России - 8,3 и 6,5%, Таджикистане - 5,2 и 4,4%.
Несмотря на то, что в последние месяцы в ряде государств наблюдается некоторое замедление роста цен или даже незначительное их снижение на бытовую технику, радиоэлектронику и медикаменты, высокий рост цен на эти товары в начале года, вызванный изменением курса национальных валют по отношению к доллару и евро и высокой долей импорта в этой группе товаров, по-прежнему является основной причиной опережающего роста цен на непродовольственные товары в этом году[10, c. 98].
Таблица 2.4.
Темпы роста потребительских цен на товары и услуги в январе-сентябре 2009 г. (% сентябрь к декабрю предыдущего года)[40]
Государства -
участники СНГ
Все товары
и услуги
В том числе
продовольственные товары
непродо-вольственные
товары
Услуги
Азербайджан
98,3
94,6
99
107,4
Армения
102,7
96,6
111,3
109,5
Беларусь
107,9
105,3
109,3
111,6
Казахстан
104,7
102,4
106,9
105,8
Кыргызстан
98,3
93,5
108
104,2
Молдова
97,1
90,5
100,4
100,6
Россия
108,1
105,8
108,3
111
Таджикистан
104,5
102,2
105,2
113,6
Украина
109,1
106,6


В январе-сентябре текущего года в экономике большинства государств - участников СНГ сохранялась рецессия. В среднем по государствам - участникам СНГ производство ВВП по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилось на 9 % (в январе-сентябре прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. был прирост на 7 %).
Промышленное производство снизилось в среднем по Содружеству на 14 %. В промышленности наибольший спад наблюдался в обрабатывающих отраслях; снижение общего объема промышленного производства и сокращение строительной активности обусловили во всех государствах снижение производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Инвестиционная активность во многих государствах - участниках СНГ продолжала снижаться вследствие нехватки у предприятий собственных средств и сложностей с получением кредитных ресурсов. Объем инвестиций в основной капитал в среднем по государствам - участникам СНГ уменьшился в январе-сентябре текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18 % (в январе-сентябре 2008 г. был прирост на 13 %)[39].
Перевозки грузов предприятиями транспорта (без трубопроводов) в среднем по государствам - участникам СНГ снизились на 19 % (в январе-сентябре 2008 г. - рост на 4 %), грузооборот - на 16 % (рост на 7 %).
Во всех государствах - участниках СНГ продолжалось снижение стоимостных объемов внешней торговли (как экспорта, так и импорта); при этом оно затронуло торговлю со странами дальнего зарубежья несколько больше, чем взаимную торговлю. Динамика экспорта определялась в основном падением цен на топливно-энергетические и другие ресурсы и снижением спроса на них на мировом рынке, в то время как по импорту в большей мере уменьшались его физические объемы.
В ряде государств продолжали предприниматься меры по снижению ставки рефинансирования в целях облегчения доступа предприятий к кредитным ресурсам. Вместе с тем просроченная задолженность хозяйствующих субъектов по банковским кредитам во многих государствах - участниках СНГ увеличивалась опережающими темпами по сравнению с динамикой кредитования[40].
В результате спада в экономике снизились темпы, а в ряде государств и объемы поступлений в бюджет; рост расходов бюджетов стал опережать рост доходов.
Ситуация на валютных рынках в большинстве государств - участников СНГ в январе-сентябре 2009 г. характеризовалась снижением курсов национальных валют к доллару, единой европейской валюте и российскому рублю.
В ряде государств увеличилась напряженность на рынках труда. Число трудоустроенных службами занятости не занятых трудовой деятельностью граждан в январе-сентябре в целом по Содружеству возросло, однако реализация программ по борьбе с безработицей в государствах осуществляется с разной степенью эффективности.
В большинстве государств - участников СНГ рост денежных доходов населения опережал инфляцию в потребительском секторе экономики; в то же время в некоторых государствах сохранялась тенденция снижения реальных доходов населения и выросла задолженность по выплате заработной платы[17, c. 212]. В среднем по государствам - участникам СНГ потребительские цены увеличились на 12 % (в январе-сентябре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года их прирост составлял 17 %); замедление роста цен на потребительском рынке происходило в основном за счет цен на продовольственные товары и услуги. Цены производителей промышленных товаров снизились в среднем по СНГ на 7 % (при увеличении в январе-сентябре 2008 г. на 30 %).

2.3 Внешняя торговля Украины со странами СНГ в контексте изменения конъюнктуры товарных рынков


Украина занимает одно из первых мест среди стран мира, в которых внешнеторговый оборот совпадает с ВВП. Это означает, что весомая частица украинского бизнеса так или иначе связанная с внешнеэкономическими операциями. На сегодня от 40 до 56% ВВП приходится на экспорт в страны СНГ. По данным министерства экономики Украины, в создании валового продукта только 17% приходится на конечные циклы производства, что автоматически делает экономику страны импортозависимой на 80%. Объемы экспорта товаров, услуг и работ в 2009 г. возросли на 1,75 млрд. долл. США, или на 9,7% сравнительно с 2008 г. Экспорт товаров в страны СНГ развивался опережающими темпами -- на 11,6%[24, c. 103].
Как и в предыдущие периоды, наибольшую частицу в украинском экспорте занимают черные металлы и изделия из них - 33,9% (6,72 млрд. долл. США), на втором месте - продукция машиностроения -- 11,8% (2,34 млрд. долл. США), на третьему -- продукция агропромышленного комплекса -- 9,2% (1,82 млрд. долл. США), (рис. 2.2). Позитивным итогом экспортной деятельности Украины в 2009 г. стало возрастания удельного веса продукции машиностроения и металлообработки сравнительно с 2008г. с 11,5% до 22,5%[14, c. 229]. Соответственно в структуре вывоза товаров сохраняется высокая частица импортного сырья, энергоносителей, полуфабрикатов, что свидетельствует о снижение конкурентоспособности украинского экспорта.
Реализовать огромный экспортный потенциал украинского агропромышленного комплекса крайне сложно с одной причины: на рынке СНГ никто не желает иметь еще одного конкурента.
Рис. 2.2. Структура экспорта Украины по некоторым статьям в страны СНГ за 2007-2009 гг. в % соотношении[38]
На особое внимание заслуживает увеличение ввоза пищевых продуктов в Украину. Несмотря на то, что рынок пищевых продуктов должен регулироваться государством, ввоз молока и молочных продуктов в Украину возрос в 1,9 раза, мяса и субпродуктов -- в 3,4 раза. Можно сказать, что ситуация с мясными и молочными продуктами является следствием массового уничтожения поголовья скота.
Следует обратить внимание на проблемы отечественных метало- производителей, которые возникли через введение протекционистских мероприятий правительствами стран СНГ и торговой войной с Россией. Нельзя не согласиться с тем, что Россия будет вести торговую войну без серьезных потерь для себя, поскольку украинский импорт из России имеет стратегический характер. Россия может без важных потерь сократить объем украинского экспорта на 30-40%[13, c. 129].
В 2009 г. был определенный и предельный объем экспорта стали и изделий из нее, выше которого начинается вытеснения украинской продукции из мировых рынков. Без овладения конкурентоспособных видов высокотехнологической продукции дальнейшее возрастание украинского экспорта и сохранение большого положительного сальдо в внешнеэкономической торговле Украины будут проблематическими. В условиях затоваривания на мировых рынках зарубежные рынки прежде всего закроются перед снабжением стали и металопроизводителей, выпуск которых уже сегодня значительно превышает потребление.
Отмена СНГ квот на снабжение одежды и текстиля из Украины оказывало содействие положительным изменениям в области. Основным рынком сбыта текстиля из Украины есть довольно емкий рынок стран-участников СНГ. За 2009 г. наблюдается тенденция к возрастанию экспорта продукции, изготовленной не из давальческого сырья, а из сырья собственного производства.
Импорт в 2009 г. товаров в Украину составлял 16,9 млрд. долл. США и возрос сравнительно с 2007 г. на 12% (с 1,8 млрд. долл. США). Основной объем товаров и услуг импортировался из стран СНГ - 54% и из Европы - 31%. Импорт из стран СНГ есть значительной мерой критическим (энергоносителе, сырье) и, итак, его объем не будет снижаться. Можно сделать вывод о том, что украинский рынок и дальше будет оставаться притягательным для заграничного импортера[39].
Увеличения импорта товаров народного потребления на 38% свидетельствует о том, что, во-первых, после двухлетнег и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.