На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Планирование туризма на региональном уровне

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     Введение: 

Современная индустрия туризма является одной  из наиболее динамично развивающихся  сфер в международной торговле услугами. Однако вместе с развитием туризма  возникают, развиваются и актуализируются  проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно, что приводит к снижению конкурентоспособности  этой прибыльной отрасли, отсутствие возможности  наиболее полного удовлетворения растущего  спроса на качественные туристские услуги. Все это показывает на необходимость  использования системного подхода  в планировании туризма. Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Под планированием  развития туризма понимается одна из функций управления, заключающаяся  в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с поставленными  целями и задачами, определяющими  будущее состояние большой открытой социально-экономической системы, которой  является туризм, а также методов  и средств его достижения в  условиях ресурсных ограничений.
Механизм  планирования включает в себя:
• принципы планирования;
• определение приоритетных целей;
• обеспечение взаимосвязи между показателями;
• учет факторов и конъюнктуры развития рынка;
• анализ проблем;
• выбор оптимального варианта развития;
• контроль за осуществлением планов. 

                                    Этапы процесса планирования: 

Первым  этапом является анализ внешней и внутренней среды (сбор и отслеживание информации о компонентах, имеющих наиболее существенное значение для развития туризма в регионе; составление прогнозов развития туризма; оценка реального положения); формулировка проблемы;
После анализа происходит планирование целей (результатов) иногда этот этап предшествует анализу среды;
Третьим этапом являются, планирование средств, необходимых для достижения целей, в том числе ресурсов;
Четвертый этап - принятие решений (выбор оптимального варианта развития (стратегий) и его проработка;
После принятия решений происходит планирование реализации (готовятся среднесрочные и далее годичные и оперативные планы и программы);
Шестой  этап - контроль за осуществлением планов (сравнение теоретических данных с фактическими, анализ и последующее использование в планировании и управлении – выработка рекомендаций по корректировке плана для достижения его окончательных целей).
Результатом процесса планирования является система  планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового  периода. Заметим, что, так как туризм является составной частью социально-экономической  системы региона, то планы развития туризма должны разрабатываться  в контексте социально-экономического развития региона.
Туристское  планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном  уровнях.
На международном  уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии  и рекламные кампании. В качестве субъектов планирования выступают  такие организации, как Всемирная  туристская организация, Международная  организация гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта и др.
На национальном уровне сущность планирования выражается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики, планов и программ по достижению желаемого состояния  развития туризма, а также формированию инвестиционной политики, туристского  законодательства, общей маркетинговой  стратегии и рекламной кампании, разработке стратегических и тактических  методов реализации туристской политики государства. 
 

Сущность  регионального туристического планирования: 

Сущность  регионального туристского планирования находит свое отражение в разработке региональной политики, программ и  планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного  региона. Под туристским регионом в  данном контексте понимается отдельная  территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и  историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой  и воспринимаемая в виде целостного объекта.
Местный уровень планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон  отдыха, парков, транспортных систем и  иных элементов инфраструктуры туризма. Планирование осуществляется на уровне туристского центра, туристского  курорта и туристских аттракторов.
Планирование  на уровне участка - это очень детальное  планирование местоположения и планировки зданий и построек, парковой зоны, ландшафтной  архитектуры и организации инфраструктуры, используемых в туризме.
Все виды планирования могут быть систематизированы  по таким основным классификационным  признакам, как уровень управления, характер планирования, степень охвата, длительность временного интервала, цель достижения.
По степени  охвата конкретных сторон деятельности планирование подразделяют на общее  и частичное.
По длительности временного интервала - на долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.
Долгосрочное  планирование в основном характерно для крупных турпредприятий (туристских комплексов, системы туризма в  целом) и насыщенного рынка. Долгосрочные планы определяют общую стратегию  предприятия. Они содержат главные  стратегические цели на перспективу, сроком от трех до пяти лет и более.
Выделяют  следующие этапы долгосрочного  планирования:
• формирование предпосылок;
• постановка проблем, формулирование целей;
• разработка новых стратегий «продукт - рынок».
Долгосрочные  планы включают в себя среднесрочные  и краткосрочные планы.
Среднесрочное планирование рассчитано на срок от двух до трех лет. В рамках среднесрочного плана конкретизируются прогнозируемые на перспективу показатели. Выявляются расхождения с прогнозами. Среднесрочный  план предполагает детализацию разделов и показателей (план эксплуатационной деятельности гостиничного хозяйства; план по труду; план маркетинга; финансовый; план ресурсного обеспечения; план доходов  и прибыли и т.п.).
Краткосрочное планирование охватывает период до одного года. Краткосрочные планы реализуются  через составление календарных  программ при контроле за их исполнением.
По целям  достижения можно выделить следующие  виды планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.
Задачей стратегического планирования является разработка возможных целей и  стратегий развития туризма (задач, программ и ситуационных планов, инвестиционных, которые в свою очередь зависят  от выбора стратегических решений) и  определении необходимых для  достижения ресурсов, формировании политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. 

Особенности стратегического  планирования развития туризма и его  место в системе  регионального управления 
 

Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации  и распределения ресурсов.
Стержнем  любого плана развития туризма в  регионе является его базовая  стратегия.
Наиболее  распространенными типами базовых  стратегий являются:
•  стратегия роста;
• стратегия стабилизации или ограниченного роста;
• стратегия выживания.
Стратегия роста применяется в случае динамично  развивающейся отрасли. Разработка такой стратегии осуществляется путем систематического значительного  повышения краткосрочных и долгосрочных показателей целей.
Стратегия стабилизации традиционно используется в зрелых отраслях. При этом характерным  является установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом изменений  окружающей среды. Это наименее рискованный  способ действия.
Стратегия выживания - оборонительная стратегия. При этом уровень целей устанавливается  ниже достигнутого.
Выбор того или иного стратегического  подхода в качестве базового зависит  от результатов, полученных на стадиях  стратегического анализа и целеполагания.
Стратегическое  планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с pecypcaми, которые будут использованы для  их достижения. Поскольку эти цели и характер использования ресурсов влияют на перспективное развитие организации, стратегическое планирование ориентировано  в будущее.
Субъектом стратегического планирования развития туризма являются государственные, региональные и муниципальные органы управления туризмом, а также руководящие  структуры предприятий туризма. Объектом стратегического планирования выступают вся инфраструктура туризма, а также социально-экономические  процессы, протекающие в системе  туризма.
Стратегическое  планирование в туризме базируется, с одной стороны, на целях и  задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой стороны - на прогнозах по различным направлениям туристской деятельности, а также  различным областям общественного  развития (экономика, наука, техника  и технология, демография, экология и т.д.).
Стратегическое  планирование развития туризма в регионе - это процесс моделирования эффективной деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства на определенный период функционирования с установлением целей развития туризма в регионе и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствий с ресурсными возможностями региона.
Стратегическому планированию присущи степень неопределенности, временная ориентация процесса планирования и определенный горизонт планирования.
В зависимости  от временной ориентации планирования, Р. Акофф выделяет четыре типа планирования: реактивное (учитывающее только прошлый  опыт), инактивное («осторожное» планирование, приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (ориентированное только на будущие изменения, при этом слабо  используется прошлый опыт) и интерактивное(ориентированное  на взаимодействие всех лучших идей по данным видам планирования в настоящем, прошлом и будущем).
С точки  зрения горизонта планирования или  периода времени стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
Долгосрочное  стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин и, прежде всего тем, что за этот период происходят, как правило, кардинальные изменения в науке и технике, смена основных фондов, изменения  вкусов и предпочтений потребителей в сторону новых видов продуктов  и услуг и т.п.
Среднесрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные  в процессе долгосрочного стратегического  планирования, как бы получают свое экономическое обоснование и  уточнение с учетом тенденций  развития хозяйственной ситуации.
На основе стратегических среднесрочных планов может производиться краткосрочное  планирование. Его конкретным выражением могут быть планы развития отрасли  с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность  состоит в том, что показатели ближайшего года могут корректироваться ежеквартально, а показатели второго  и третьего - каждые полгода или  ежегодно.
В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:
• удовлетворение потребностей туристов;
•создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,
• создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных компаний, гостиничных компаний и т.д.;
• обеспечение развития отдельных видов туризма (социального, яхтенного, лечебно-оздоровительного и т.д.);
• повышение привлекательности региона;
• другие.
В процессе разработки стратегического плана  выполняются следующие содержательные этапы:
• анализ (диагностика состояния региона (дестинации), изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ);
• целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей);
• планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).
На всех этапах планирования необходим сбор селективной информации, формирование банков данных, что позволяет выделить общий массив данных и таким образом  формировать альтернативы развития туризма в регионе.
Итогом  стратегического планирования и  главным инструментом стратегического  управления являются документы стратегического  характера: концепции, планы, программы.
Концепция – генеральный замысел (система  взглядов), определяющий стратегию  действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.
План  – модель намечаемого будущего состояния  экономической системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий, компаний.
Программа – совокупность взаимоувязанных  мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.
Осуществление эффективного стратегического планирования предполагает создание системы стратегического  планирования, включающей совокупность основных элементов, таких как: процесс  планирования, система планов, процесс  управления планированием, а также  обеспечивающих элементов: подсистемы принятия стратегических решений, организационного и информационного обеспечения, интегрированных в упорядоченной  структуре.
Важнейшими  нормативно-правовыми документами, определяющими основы планирования развития туризма, являются принятый 20.07.1995 №115-ФЗ Федеральный закон «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132-ФЗ (с изменениями), в соответствии с  которыми формируется система планирования и прогнозирования на всех этапах управления.
Эффективному  планированию и управлению туризмом будет способствовать хорошо разработанная  система туристского мониторинга.
Региональный  туристский мониторинг - это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в регионе, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы  показателей, с целью эффективного управления ими и возможности  прогнозирования их динамики.
Главная цель регионального туристского  мониторинга состоит в обеспечении  региональных органов управления полной, своевременной и достоверной  информацией о процессах, протекающих  в сфере туризма, о складывающейся социальной ситуации в связи с  развитием туризма.
Субъектом мониторинга является региональный туристский рынок, а объектом - динамика конъюнктуры туристского рынка, происходящие качественные и структурные  преобразования в сфере туризма, прямые и косвенные доходы от туризма.
Туристский  мониторинг как структурный элемент  стратегического планирования развития туризма в регионе должен выполнять  следующие основные задачи:
• наблюдение за ходом процессов, протекающих в сфере туризма;
• характеристика и оценка наблюдаемых изменений;
• анализ причин, вызывающих тот или иной характер их протекания;
• прогноз развития социально-экономической ситуации;
• разработка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и активное развитие позитивных тенденций.
К мониторингу  развития туризма предъявляется  ряд требований:
• Достоверность (объективность) мониторинга
• Оперативность
• Систематичность
• Комплексность
• Независимость и объективность
Для наиболее полного отражения сущности социально-экономических  процессов, происходящих в сфере  туризма, необходимо объединить как  их количественные, так и качественные характеристики.
С этой целью, исходя из особенностей объекта  наблюдения, в организацию мониторинга  закладываются следующие принципы:
• тождественности
• системности
• репрезентативности
• экономичности
• максимальной информативности результатов оценки развития туризма в регионе с позиции принятия адекватных решений на региональном и муниципальном уровнях государственного управления.
• сочетания общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти по решению важнейших экономических и социальных проблем в сфере туризма.
Исходя  из принципов организации мониторинга  и требований, определяется система  мониторинговых показателей (индикаторов) развития туризма в регионе. При  их отборе внимание уделяется соответствию показателей таким требованиям, как:
• комплексность показателя;
• функциональность показателя;
• значимость показателя для оценки социально-экономического развития республики;
• прозрачность и простота расчета;
• по возможности единая форма измерения.
Определение и оптимизация перечня мониторинговых показателей осуществляется на основе их экспертной оценки. 
 

Планирование  воспроизводства  и развития элементов  структуры туризма  в регионе 

Перед гостиничным хозяйством стоит целый  комплекс задач по воспроизводству  гостиничного хозяйства.
Воспроизводственные процессы в туризме можно представить  в виде двух крупных блоков: воспроизводство  материально-вещественной составляющей (объектов размещения, питания, культурно-исторических объектов, баз отдыха, пансионатов, туристского оборудования, рекреационной  среды с наличием в ней водных, лесных, рельефных особенностей и  т. д.) и воспроизводство нематериальной (духовной) составляющей и прежде всего  – воспроизводство потребностей туристов – духовных носителей свойств  аттракторов.
Отдельную группу составляет воспроизводство  человеческого фактора, оказывающего непосредственное влияние на воспроизводство  выше указанных блоков
Обслуживающая туристов материально-техническая  база и материально-вещественные аттракторы, т. е. объекты привлекательности (музеи, памятники культуры, зрелищные мероприятия  и т. п.) подвергаются физическому, экономическому и моральному износу.
Под физическим износом основных фондов понимают материальное снашивание элементов основных фондов, постепенную утрату ими потребительской  стоимости в результате их использования  в процессе труда и под влиянием естественных сил природы.
Моральный износ основных фондов – это старение отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса.
Экономический износ основных фондов – обесценивание  отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса. При этом моральный и экономический износы наступают чаще всего быстрее физического. Однако по-прежнему воспроизводственные циклы в туризме в сфере материального воспроизводства устанавливаются исходя из полезного срока службы элементов (физического износа) материально-вещественной составляющей. Такой подход не совсем корректен, так как он не учитывает целый ряд факторов, имеющих большое значение для развития туризма, а именно: изменение интеллектуального уровня туристов, и, следовательно, их потребностей; моды и вкусов в мировой индустрии туризма и т. д. В связи с быстрым развитием туризма учет этих факторов становится как никогда актуальным.
Исходя  из общепринятой классификации воспроизводства  на простое (возобновление в тех  же размерах) и расширенное (возобновление  во все увеличивающихся размерах, с улучшенными качественными  параметрами), отметим, что перспективное  развитие туризма в условиях конкуренции  в регионе должно базироваться исключительно  на расширенном воспроизводстве  как ориентире повышения качества и улучшения потребительских  свойств туристского продукта.
Процесс воспроизводства является достаточно сложным и нуждается в соответствующем  планировании и управлении, что обеспечит  конкурентное преимущество на отечественном  и мировом туристских рынках и  позволит достичь главных целей  развития туризма в регионе. 

Инновационный процесс в туристской деятельности региона: 

В системе  воспроизводственного процесса нововведения улучшают качественные и количественные характеристики каждого элемента системы  туризма.
К инновациям в туризме следует относить прежде всего те новшества, которые приводят к:
• восстановлению и развитию духовных и физических сил туриста;
• качественно новым изменениям свойств аттракторов;
• повышению эффективности функционирования инфраструктуры туризма;
• повышению эффективности управления устойчивым функционированием и развитием сферы туризма в регионе;
• повышению эффективности процессов формирования, предоставления и потребления туристских услуг;
• прогрессивным изменениям факторов производства (например, уменьшение времени в пути за счет внедрения новых более быстрых видов транспорта, улучшение условий труда работников туриндустрии, внедрение новых прогрессивных методов (механизмов) преобразования факторов производства в услуги и т.д.);
• повышению имиджа и конкурентоспособности предприятий туриндустрии;
• стабилизации и улучшению качества используемой в туризме физико-географической среды.
Инновации (нововведения) в туризме следует  рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающие устойчивое функционирование и развитие туризма в регионе.
Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень  удовлетворенности туриста, а с  другой стороны, в основном благодаря  принятию совместных решений туристскими  предприятиями, органами управления туризмом в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с  туризмом, инвесторами, финансовыми  учреждениями, предпринимателями, поставщиками, подрядчиками и т. д., а также благодаря  оценке туризма местным населением. Комплексность и трансформируемость нововведений, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и, возможно, более сильный) в другой, составляют их сущность в туризме, а  потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.
К основным принципам инноваций в туризме  можно отнести следующие:
1. Принцип  научности, заключающийся в использование  научных знаний, методов, принципов  для реализации инноваций, соответствующих  потребностям туристов.
2. Принцип  системности. Разрабатываемая стратегия  инновационного развития сферы  туризма должна учитывать факторы  и условия, необходимые для  удовлетворения потребностей людей  в отдыхе; ресурсные возможности  региона (экономические, финансовые, кадровые и др.); социальное воздействие  на общество; факторы внешней  среды. 
3. Принцип  адекватности отражения инновации  потребностям туристов. Предлагаются  только те новшества, которые  действительно нужны туристу,  а не те, которые может произвести  и внедрить предприятие (организация,  фирма) туризма. Только в этом  случае новшество будет востребованным.
4. Принцип  позитивности результатов. Неразумное, непродуманное создание и внедрение  новшества, которое может быть  опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия  (средства, затраченные на нововведение, не имеющее коммерческого потенциала, могут привести к его банкротству); в-третьих, для биосферы и общества  в целом (например, нерациональное  использование природных ресурсов  в целях туризма).
5. Принцип  имманентности инвестиционным процессам.  Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью инноваций. После  завершения коммерческой реализации  средства возвращаются инвестору  и в дальнейшем снова могут  быть инвестированы в инновационный  процесс. 
6. Соответствие  инновационной деятельности и  ее результатов (новшеств) уровню  развития общества. Нововведение, которое  для данного общества или организации  не соответствует конкретному  этапу развития, не может принести  пользы и быть востребованным.
7. Принцип  связности. Процесс нововведения  заканчивается появлением на  рынке новшества, которое должно  на определенном этапе жизненного  цикла турпродукта/услуги вызывать  потребность (идею) создания следующего  нового продукта и давать финансовую  возможность этому процессу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.