На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Банк России как орган банковского надзора

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение 

      1. Становление и развитие системы  банковского надзора в России 

     2. Центральный банк Российской  Федерации, его задачи и функции
      Правовой статус
      Функции Центрального Банка РФ
      Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
 
      3. Подразделения Банка России, занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций 

     Заключение 

     Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Важным  условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование.
     Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.
     В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и регулятивных требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.
     Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.
     Банковский  надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.
     В настоящее время в мировой  практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский надзор осуществляют разные органы. В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.
     Независимо  от того, выполняет ли эту деятельность один орган или несколько, банковское регулирование и банковский надзор есть единый процесс, поскольку имеют единую сферу и цели регулирования, различны лишь способы и инструменты, технологии и процедуры достижения этих целей.
     Именно  поэтому банковский надзор следует определить как разновидность государственного (банковского) регулирования, осуществляемого надзорным органом посредством специфических процедур, технологий и инструментов.
     Тема  данной курсовой работы является актуальной, поскольку необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков.
 

      1. Становление и развитие системы банковского надзора в России 

     Правовую  основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
     Первые  банковские законы, регулирующие деятельность Банка России и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Банка России.
     Вместе  с тем в банковском законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.
     Новая редакция этих законов, принятая в 1995 и 1996 г., существенно расширила изложение  этих вопросов.
     С тех пор законодательно зафиксированы  процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению инспекционных проверок.
     Законодательство  четко определило и цель банковского  регулирования и надзора, которая  состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. При этом отмечено, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     Впоследствии  банковское законодательство расширилось за счет ряда новых законов [6]:
     - Федерального закона от 14 октября 1998 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;
     - Федерального закона от 30 декабря  2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», установившего порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками и Банком России;
     - Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их участия в этой системе;
     - Федерального закона от 10 декабря  2003 г. № 173-ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле», согласно которому органами валютного регулирования являются Правительство Российской Федерации Банк России, а органом валютного контроля – Банк России.
     Наряду  с развитием банковского законодательства за эти годы была создана серьезная  нормативная база Банка России, касающаяся банковского регулирования и надзора, существенно расширившая правовую основу банковского регулирования и надзора.
     Нормативные документы Банка России имеют  характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций: они предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.
     Особое  место среди них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.
     Первая  группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. Первоначально их состав, алгоритм расчета и предельные значения были зафиксированы в Инструкции Банка России № 1 от 1991 г. «О порядке регулирования деятельности банков», в соответствии с которой было установлено 10 экономических нормативов, которые, в свою очередь, подразделялись на четыре группы и регулировали: 1-я группа – капитал банка, 2-я – объем обязательств банка, 3-я – ликвидность баланса, 4-я –максимальный размер риска на одного заемщика.
     В апреле 1995 г. в связи с принятием  новой редакции Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», существенно изменившей набор экономических нормативов, была пересмотрена и Инструкция Банка России № 1, принятая 1 октября 1997 г. В соответствии с ней состав экономических нормативов был расширен, впоследствии он изменялся еще несколько раз. В последней редакции данного документа (от 6 мая 2002 г.) экономических нормативов насчитывалось 17, они регулировали: достаточность капитала банка; ликвидность; максимальный размер риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимальный размер вексельных обязательств банка; использование собственных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
     В 2004 г. вместо Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую деятельность: Инструкция Центрального банка Российской Федерации  № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В соответствии с этим документом была существенно изменена система регулирования банковской деятельности.
     Кроме того, в рамках Концепции развития ипотечного кредитования, принятой Правительством Российской Федерации, Банком России в Инструкции от 31 марта 2004 г. № 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацией с ипотечным покрытием» внесены некоторые изменения в методику расчета действующих обязательных нормативов применительно к данной группе кредитных организаций, а также установлен для них ряд дополнительных нормативов.
     Вторая  группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.
     Третья  группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.
     К ним, в частности, относятся [4]:
     - Положение Банка России от 3 октября  2002 г. № 2-П «О безналичных  расчетах в Российской Федерации»;
     - Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
     - Положение Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
     К инструментам надзора, посредством  которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России. 
     К таким инструментам следует отнести: 
     1) Инструкцию Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке  принятия Банком России решения     о государственной регистрации  кредитных организаций  и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельность;
     2) методики по анализу деятельности  кредитных организаций, на основе которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России. Создание таких методик позволяет дать аналитикам Банка России единый инструментарий диагностики кредитной организации, включающий определение основных направлений и методов анализа, информационной базы, способов обобщения аналитической информации;
    Инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятельность Банка России.
     Наряду  с общей инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997-1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций, кредитного портфеля и др.
     Накопление  опыта инспекционных и аудиторских  проверок, изучение международной практики обусловило совершенствование созданного методического обеспечения и разработку новых методических документов.
     В целях повышения эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на качество инспекционных процедур.
     Выводы  инспектора стали формироваться  в виде мотивированного суждения.
     4) инструкции, положения, методические  разработки, касающиеся оценки деятельности  кредитных организаций, классификации  их по степени проблемности.
     С введением системы страхования  депозитов кредитных организаций в 2004 г. была разработана методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (Указания Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой методикой все банки подразделяются на допускаемые в систему страхования вкладов и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка.
     В целом процесс становления и  развития банковского надзора в  России характеризуется следующими особенностями:
     - начиная с 1990-х годов в России  происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;
     - в настоящее время в России  уже сложилась система банковского  надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам;
     - особенностями современной российской системы банковского надзора являются: сосредоточение этой функции у Банка России; превалирование централизованного регулирования банковской деятельности по сравнению с саморегулированием; в основном экстенсивный характер надзора; отсутствие достаточного опыта и квалификации у сотрудников надзорного блока Банка России и его территориальных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Центральный банк Российской Федерации, его задачи и функции 

      Правовой  статус
 
     Как уже говорилось, банковская система России, как большинства стран мира, состоит из двух уровней. Первый (верхний) уровень – это Центральный Банк Российской Федерации, который является главным банком страны, подотчетен Государственной Думе и независим от Правительства РФ.
     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и             деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.
     Согласно  Конституции Российской Федерации, главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)”,  основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России;             обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы             расчетов.
     Реализация  этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной  власти.
     Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
     Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального             банка Российской Федерации – проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
       Государство не отвечает по  обязательствам Банка России, так же,             как и Банк России – по обязательствам государства, если они не  приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5  Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
     Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального             Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и             освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению             Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка             России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой             отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.  Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России [1].
     Банк  России имеет право обращаться в  суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     Банк  России имеет двойственную правовую структуру. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой стороны, как говорилось выше,  банк России является юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, государством в лице Правительства Российской Федерации. 
 

      Функции Центрального Банка  РФ
 
     Основная  цель деятельности Банка России –  защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России [2]:
     - во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации             разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную             политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
     - монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  их             обращение;
      - является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
      - устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской             Федерации;
      - устанавливает правила проведения  банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций,  выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
     - осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций;
     - регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями в             соответствии с федеральными законами;
     - осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства             Российской Федерации все виды  банковских операций, необходимых  для выполнения своих основных  задач;
     - осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления             расчетов с иностранными государствами;
     - организует и осуществляет валютный  контроль как непосредственно,             так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством             Российской Федерации;
     - принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса             Российской Федерации и организует  составление платежного баланса             Российской Федерации;
     - проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в  соответствии с федеральными законами. 
 

      2.3 Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями 

     Банк  России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
       Банк России обязан давать  ответ в письменной форме кредитной  организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Банком России, но не более чем на один месяц.
       В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.
       Банк России не отвечает по  обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
       Банк России не вправе участвовать  в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Это не распространяется на участие Банка России в капиталах Сбербанка РФ, а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.
     Уменьшение  или отчуждение долей участия  Банка России в уставных капиталах  Сбербанка, не приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
     Уменьшение  или отчуждение долей участия  Банка России в уставных капиталах  Сбербанка и Внешторгбанка, приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются на основании федерального закона.
     Банк  России может участвовать в капиталах  и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств.
     Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями  иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
     Для обеспечения контроля и устойчивого  функционирования банковской системы и регулирования кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы [5]:
      - минимальный размер уставного  капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов;
        - предельный размер имущественных  (не денежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Инструкцией ЦБ N49 определено, что предельный размер не денежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10 % в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки не денежной части капитала);
        - максимальный размер риска на  одного заемщика или группу  связанных заемщиков;
        - максимальный размер крупных  кредитных рисков. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственный средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;
     - нормативы ликвидности кредитной организации;
     - нормативы достаточности собственных  средств (капитала);
     - размеры валютного, процентного  и иных финансовых рисков;
     - минимальный размер резервов, создаваемых  под риски;
     - нормативы использования собственных  средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
     - максимальный размер кредитов, банковских  гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам.
     Исторически практикой был выработан широкий  ассортимент методов денежно-кредитной политики. Что касается России, основные из них сформулированы в ст.35 Закона о банке России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
     -  процентные ставки;
     - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
      - операции на открытом рынке;
      - рефинансирование кредитных организаций;
      - валютные интервенции;
      - установление ориентиров роста денежной массы;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.