На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планировка площади универсама

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Южно  –Уральский государственный университет
     Факультет коммерции
     Кафедра «Маркетинг и менеджмент» 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     По  дисциплине организация, технология и  проектирование предприятий
     Тема: Планировка площади универсама 

     Автор работы:
     студент группы Ком- 460з
     ______________/__________/
     «___» ______________2009г. 

     Руководитель  работы:
     __________________________
     ______________/___________
     «____»_____________2009г. 
 

     Работа  защищена
     «___»_____________2009г.
     С оценкой________________ 
 
 

     Челябинск
     2009г.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
     Переход России к цивилизованной рыночной экономике  вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.
     Торговое  предприятие – основное звено  сферы обращения, обладающее хозяйственной  и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров  от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее  собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
       В непростых условиях российской  сферы обращения выживают те  предприятия, которые  наилучшим  образом используют имеющиеся  у него ресурсы для получения  максимального количества прибыли.  Одним из решающих факторов является  правильная организация торговых процессов.
     Этому вопросу посвящена  не одна книга. Внести свою  скромную лепту в  практическое использование существующих теоретических наработок в данной сфере решила и автор данной курсовой работы.
     При этом основную цель данной работы можно  сформулировать следующим образом:
     Показать умение анализировать, систематизировать и излагать материалы о проектировании торговых предприятий и организации их деятельности, а также самостоятельно формулировать выводы.
     Также цель курсовой работы состоит в приобретении практических навыков проектирования торговых предприятий, с учетом новых подходов к организации и технологии торговых процессов, выявлении общей теоретической подготовки и уровня специальных знаний.
     В первой части курсовой работы рассмотрен теоретический материал, касающейся торгового менеджмента.
     Во  второй части курсовой работы, используя предложенную литературу и другие источники информации, практически будут закреплены полученные навыки по организации торговых процессов на примере конкретного предприятия розничной торговли.
     При этом будет решена следующая задача:
    Определение теоретических аспектов организации торговых процессов на универсамах розничной торговли.
      Объектом  исследования выбран супермаркет «Перекресток» (в дальнейшем по тексту работы – предприятие, универсам, магазин самообслуживания), занимающийся продажей продовольственных и сопутствующих товаров населению Москвы. Магазин расположен по адресу: Алтуфьевское шоссе, 49. Ассортимент товаров в магазине с торговой площадью 3200 м2 насчитывает около 11000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки – 42%, непродовольственные товары – 5%. Длина выкладки – 450 погонных метров.
В третьей  части курсовой работы будет сделано проектирование склада универсама общей площадью 2,386 м2. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
      Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
     Торговля  является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляются с помощью разнообразных методов торгового менеджмента. 

     Торговый  менеджмент представляет собой процесс  управления всеми  основными аспектами  деятельности торгового  предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.[3] 

     Как комплексная отраслевая научная  дисциплина торговый менеджмент находится лишь  в стадии зарождения. Основополагающие принципы торгового менеджмента еще не получили комплексного отражения в современной литературе. В связи с этим рассмотрим сущность и основные характеристики этой новой научной дисциплины, имеющей высокое прикладное значение в рыночной экономике. 

     Торговый  менеджмент, базируясь на теории общего менеджмента предприятия, интегрирует  в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно  к специфике деятельности торгового  предприятия. В частности, торговый менеджмент использует обширный арсенал методов производственного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового менеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможных к применению на предприятиях торговли. 

     Важной  особенностью торгового менеджмента  является комплексный характер формирования всех управленческих решений, связанных  с различными сторонами деятельности торгового предприятия. Все эти  управленческие решения теснейшим  образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия. Так, отдельное управленческое решение, направленное на совершенствование организации или технологии торгового процесса, каким бы прогрессивным оно не казалось с позиций инновационного менеджмента, может быть не эффективным с учетом специфики условий экономической деятельности предприятия и вызвать негативные последствия для его финансового состояния. Поэтому торговый менеджмент рассматривается как комплексная система действий, состоящей из разработки взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.[5] 

     Хотя  все торговые предприятия как хозяйствующие субъекты одной отрасли имеют много общих характеристик торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов, различия между их конкретными организационными формами, используемыми технологиями и условиями хозяйствования весьма существенны, что соответственно сказывается как на особенностях процесса управления их деятельностью, так и на конечных результатах этой деятельности. Торговый менеджмент призван учитывать эти различия в процессе разработки управленческих решений по всем аспектам деятельности с тем, чтобы получить наилучшие результаты для данного торгового предприятия. В связи с этим следует предостеречь начинающих предпринимателей - конкретные управленческие решения, используемые в процессе своей деятельности отдельными даже наиболее эффективно работающими торговыми предприятиями, не могут слепо копироваться другими торговыми предприятиями, так как они могут привести к отрицательным последствиям. Торговый менеджмент учит не использованию стандартных управленческих решений, а лишь алгоритму эффективной их разработки в конкретных условиях деятельности предприятия. 

     Даже  наиболее эффективные управленческие решения, разработанные и реализованные  на конкретном торговом предприятии, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры потребительского рынка. Кроме того меняются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому торговому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия.[9] 

     Торговый  менеджмент предусматривает многовариантность  подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать и альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, обеспечивающих достижение высоких результатов деятельности торгового предприятия. Система таких критериев устанавливается самим торговым предприятием. 

     Торговый  менеджмент должен быть ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия. Какими бы выгодными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией(главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития или ведут к снижению эффективности его деятельности в перспективном периоде.[11] 

     Подходы к формированию принципов и методического  инструментария торгового менеджмента, а следовательно и к его  развитию как научной дисциплины, существенно меняются на стадии перехода к рыночной экономике. Это связано прежде всего с коренным преобразованием основополагающих принципов  управления экономическими процессами, существенными и весьма динамичными изменениями ситуации на потребительском рынке, значительным разукрупнением торговых предприятий в процессе их приватизации, корпоратизации, углублением дифференциации денежных доходов населения, расширением  возможностей более полного использования зарубежного опыта управления торговыми предприятиями, наработанного в станах с развитой рыночной экономикой. 

     С учетом основных характеристик торгового  менеджмента формируются его  цели и задачи. 

     Основной  целью торгового менеджмента является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке. 

     Исходя  из этой главной цели торговый менеджмент призван решать следующие основные задачи.
     1. Формирование условий  наиболее полного  удовлетворения спроса  покупателей на  товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Эта задача реализуется путем поиска торговым предприятием своей рыночной ниши на потребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка; формирования эффективной ассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием.
     2. Обеспечение высокого  уровня торгового  обслуживания. Эта задача реализуется путем удовлетворения всех основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары. Эти требования обеспечиваются целым комплексом организационно-технологических мероприятий, формирующих в совокупности необходимый уровень торгового обслуживания.
     3. Обеспечение достаточной  экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. Эта задача реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием.
     4. Максимизация суммы  прибыли, остающейся  в распоряжении торгового предприятия, и обеспечение ее эффективного использования. Эта задача реализуется путем оптимизации объема товарооборота предприятия; эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой, амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли.
     5. Минимизация уровня  хозяйственных рисков, связанных с деятельностью  торгового предприятия. Эта задача реализуется путем эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли. Минимизация уровня хозяйственных рисков обеспечивает предсказуемость финансовых результатов деятельности предприятия и стабильность его развития.
     6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торгового предприятия. Эта задача реализуется прежде всего за счет высокой инвестиционной активности предприятия, его способности эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, на возрастание рыночной стоимости торгового предприятия оказывает влияние его высокая деловая репутация, завоеванные им маркетинговые позиции на потребительском рынке, отработанность внутренней технологии осуществления хозяйственной деятельности и управления , а также другие так называемые "неосязаемые активы", способные приносить торговому предприятию дополнительную прибыль. 

     Все задачи торгового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны. Так, формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей и обеспечение высокого уровня их торгового обслуживания способствуют росту товарооборота, а соответственно и максимизации суммы прибыли торгового предприятия. Этим же целям подчинено и обеспечение экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. В свою очередь, максимизация суммы прибыли, остающейся  в распоряжении торгового предприятия, эффективное ее использование, а также минимизация уровня хозяйственных рисков являются важнейшими условиями возрастания его рыночной стоимости. 

     В то же время ряд задач торгового  менеджмента носят разнонаправленный  характер. Так, например, ряд мероприятий  по обеспечению высокого уровня обслуживания покупателей могут вызвать дополнительные затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а соответственно снизить сумму прибыли предприятия. В свою очередь максимизация прибыли торгового предприятия сопровождается, как правило, возрастанием уровня хозяйственных рисков. Поэтому в процессе торгового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой. 

     В среде предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, весьма распространено мнение, что приоритетной задачей и даже главной целью торгового менеджмента является максимизация прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Такое мнение следует рассматривать как весьма спорное. Дело в том, что максимизация прибыли на конкретном этапе деятельности торгового предприятия не обеспечивает автоматического возрастания его рыночной стоимости. Так, полученная высокая сумма прибыли может быть полностью израсходована на цели потребления, в результате чего торговое предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для обеспечения своего развития (а неразвивающееся предприятие теряет в перспективе свои конкурентные позиции на потребительском рынке, что приводит к снижению его рыночной стоимости). Кроме того, высокая сумма прибыли торгового предприятия может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке. Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, может выступать как важная, но не приоритетная задача торгового менеджмента и уж тем более не как его главная цель. 

     Эффективный торговый менеджмент, в полной мере реализующий свою основную цель и задачи, позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, необходимые темпы экономического развития торгового предприятия в стратегической перспективе, укрепление его финансового состояния и рост рыночной стоимости, формирование конкурентного преимущества торгового предприятия на потребительском рынке.[3] 

     1.2. Функции и механизм торгового менеджмента
     В наиболее общем виде функции любой  управляющей системы сводятся к  следующему алгоритму: анализ - планирование - организация исполнения - контроль исполнения. Вместе с тем, каждая управляющая система, в том числе и торговый менеджмент, имеет свои конкретные объекты управления и конкретные задачи. С учетом рассмотренного ранее круга задач торгового менеджмента состав основных его функций может быть определен следующим образом.
     1. Выбор наиболее  эффективных организационных  форм функционирования  торгового предприятия  и его структурных  единиц. В процессе реализации этой изначальной функции торгового менеджмента на стадии создания нового торгового предприятия или в процессе его расширения обосновывается наиболее приемлемая с точки зрения его учредителей  организационно-правовая форма деятельности; с учетом выявленной рыночной ниши определяется ассортиментный профиль (форма специализации) магазина (или отдельных магазинов, если торговое предприятие состоит из ряда структурных единиц); формируется тип магазина по основным определяющим его характеристикам. Хотя эта функция торгового менеджмента носит, как правило, разовый характер, принятые по этим вопросам управленческие решения относятся к числу наиболее ответственных, так как они существенным образом влияют на последующую организацию всего торгового процесса, экономические показатели и финансовые результаты деятельности торгового предприятия. Последующие изменения этих управленческих решений влекут за собой существенные финансовые затраты и требуют значительного объема времени на их реализацию.
     2. Управление технологическими  процессами. Реализация этой функции связана, прежде всего, с выбором определяющей технологической схемы товародвижения и соответствующей ей технологической планировки магазина; формированием необходимого парка технологического оборудования; разработкой организационных основ товароснабжения, приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; определением систем размещения и выкладки товаров в торговом зале. Формирование торгово-технологических процессов и операций существенным образом сказывается как на уровне торгового обслуживания покупателей, так и на финансово-экономических результатах деятельности торгового предприятия. Реализация этой функции непосредственно связана с инновационным процессом на предприятии.
     3. Управление процессом  обслуживания покупателей. Реализация этой функции прямо связана с миссией торгового предприятия и является определяющим условием формирования его высокой конкурентной позиции на потребительском рынке. Управление процессом обслуживания покупателей предполагает прежде всего обеспечение возможностей наиболее полного удовлетворения их спроса в рамках избранного предприятием сегмента потребительского рынка, что определяет необходимость обоснования и проведения соответствующей ассортиментной политики торгового предприятия. Кроме того, управление этим процессом предполагает создание покупателям удобных условий для совершения покупок, что связано с установлением оптимального для них режима работы торгового предприятия, выбором эффективных методов продажи товаров, предоставлением широкого комплекса дополнительных услуг, организацией рекламы и внутримагазинной информации, а также другими организационно-технологическими мероприятиями.
     4. Управление персоналом. Реализация этой функции представляет определенную сложность, так как применяемые в этой области управленческие решения непосредственно связаны с интересами работников и существенно влияют на уровень торгового обслуживания покупателей и финансово-экономические результаты деятельности предприятия. В силу отраслевой специфики деятельности затраты живого труда на предприятиях торговли довольно значительны. В процессе реализации этой функции в первую очередь обосновывается схема организационной структуры управления торговым предприятием как основа функционального разделения труда его персонала. Кроме того, реализация этой функции предполагает определение необходимой численности и состава персонала, эффективную организацию труда и постоянное управление его производительностью, организацию материального стимулирования, обеспечение подготовки и повышение квалификации работников.
     5. Управление товарооборотом. Реализация этой функции обеспечивает экономическую основу всей деятельности торгового предприятия. так как товарооборот характеризует основной объемный показатель этой деятельности и достигнутые маркетинговые позиции. Эта функция является наиболее массовой и требует постоянной разработки управленческих решений на всех уровнях деятельности торгового предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся анализ и прогнозирование торговой конъюнктуры, осуществляется планирование объема и состава товарооборота, нормирование и планирование товарных запасов, планирование объема и состава закупки и поступления товаров.
     6. Управление доходами. Реализация этой функции связана с формированием собственной финансовой базы развития торгового предприятия, осуществлением его деятельности на принципах самофинансирования ( или по меньшей мере - на принципах самоокупаемости). Так как основу доходов торгового предприятия составляют доходы от торговой деятельности ( они формируются в виде разницы между ценой продажи и ценой закупки товаров ), то в процессе реализации этой функции торгового менеджмента прежде всего разрабатывается ценовая политика предприятия. Кроме того, важная роль в процессе реализации этой функции отводится планированию доходов торгового предприятия.
     7. Управление издержками  обращения. Реализация этой функции связана с формированием условий постоянного снижения уровня текущих затрат ( в торговле они определяются  термином "издержки обращения") по отношению к объему товарооборота. При этом снижения уровня издержек обращения не должно приводить к снижению качества торгового обслуживания покупателей, а осуществляться за счет других направлений их экономии. В процессе реализации этой функции определяется необходимый объем текущих затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торговой деятельности, рассматриваются возможные резервы экономии этих затрат и осуществляется планирование издержек обращения в разрезе отдельных статей расходования средств.
     8. Управление прибылью. Реализация этой функции обеспечивает основное условие самофинансирования деятельности торгового предприятия и возможности возрастания его рыночной стоимости. Управление прибылью торгового предприятия включает два основных аспекта: управление формирование прибыли и управление ее использованием. Процесс управления формированием прибыли связан с управлением доходами и издержками обращения торгового предприятия, разработкой эффективной налоговой политики, обеспечением эффективности коммерческих сделок по закупке товаров.  Управление использованием прибыли подчинено задачам развития торгового предприятия и осуществляется путем оптимизации ее распределения по отдельным направлениям.
     9. Управление активами. Реализация этой функции непосредственно связана с формированием и обеспечением эффективного использования производственного потенциала торгового предприятия. В процессе реализации этой функции исходя из намечаемых объемов торговой деятельности выявляется реальная потребность в отдельных видах активов и определяется общая их сумма; оптимизируется состав активов с позиций эффективности комплексного их использования, а также необходимой их ликвидности для обеспечения постоянной платежеспособности; обеспечивается ускорение оборота отдельных видов активов, в первую очередь товарных запасов, запасов материалов и тары, дебиторской задолженности и денежных средств; определяются формы и источники финансирования различных видов активов.
     10. Управление капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для реализации стратегии развития предприятия; формируется оптимальная его структура; изыскиваются возможности формирования финансовых ресурсов за счет собственных источников; определяется необходимый объем привлечения заемных средств на краткосрочной и долгосрочной основе; оптимизируются формы и источники привлечения заемных средств.
     11. Управление инвестициями. Реализация этой функции связана с обеспечением развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его рыночной стоимости. В процессе реализации этой функции формируются важнейшие направления инвестиционной деятельности предприятия; осуществляется оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и производится отбор наиболее эффективных из них; Формируется инвестиционный портфель предприятия и осуществляется оперативное управление им.
     12. Управление хозяйственными  рисками. Эта функция является одной из наиболее сложных и поэтому ее реализация возлагается на высококвалифицированных специалистов предприятия. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных коммерческих, финансовых, инвестиционных и других рисков, присущих хозяйственной деятельности данного торгового предприятия; оценивается уровень этих рисков и их возможное отрицательное воздействие на результаты хозяйственной деятельности; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных хозяйственных рисков, а также по их внутреннему и внешнему страхованию.
     13. Управление финансовым  состоянием. Реализация этой функции связана с обеспечением взаимоувязки всех направлений финансовой деятельности предприятия и их взаимонаправленности на достижение высоких конечных результатов этой деятельности. В процессе реализации этой функции осуществляется комплексная оценка финансового состояния торгового предприятия и изыскиваются резервы  его укрепления; осуществляется комплексное планирование финансовой деятельности предприятия в разрезе важнейших показателей; организуется мониторинг текущей финансовой деятельности предприятия, обеспечивающий действенный контроль за реализацией намеченных планов.[5] 

     Процесс управления деятельностью торгового  предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма  торгового менеджмента входят следующие элементы.
     1. Государственное  правовое и нормативное  регулирование торговой  деятельности предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений социальной политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют торговую деятельность предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию ( патентованию ) торговой деятельности; законодательное обеспечение защиты прав потребителей; регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети; требования обеспечения охраны окружающей среды; налоговое регулирование; регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие.
     2. Рыночный механизм  регулирования торговой  деятельности предприятия. Этот механизм проявляется прежде всего в сфере потребительского рынка. Спрос и предложение товаров на потребительском рынке формируют уровень цен на них; определяют возможность нахождения новой рыночной ниши или расширения объема деятельности в рамках избранного сегмента рынка" позволяют формировать новую систему хозяйственных связей с поставщиками товаров и т. п. Кроме того, деятельность торгового предприятия связана с проявлением этого механизма и на финансовом рынке, рынке факторов производства, рынке труда и других. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования деятельности торговых предприятий будет возрастать.
     3. Внутренний механизм  регулирования отдельных  аспектов хозяйственной  деятельности торгового  предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого торгового предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения. Так, ряд аспектов хозяйственной деятельности может регламентироваться требованиями устава торгового предприятия. Кроме того, на торговом предприятии может быть разработана и утверждена система целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам организационной, экономической или финансовой сфер его деятельности.
     4. Информационное обеспечение  торгового менеджмента. Механизм информационного обеспечения торгового менеджмента направлен на формирование полной и качественной информации, необходимой для подготовки обоснованных управленческих решений по всем аспектам деятельности торгового предприятия. Система внутренних и внешних источников информации торгового менеджмента базируется на оперативной и статистической отчетности отдельных функциональных служб торгового предприятия, организации финансового и управленческого учета на предприятии, а также публикуемых показателях текущей конъюнктуры потребительского, финансового и других рынков в разрезе соответствующих их сегментов.
     5. Система методов  управления деятельностью  торгового предприятия. В процессе выработки управленческих решений по отдельным аспектам деятельности торгового предприятия используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов; балансовый; экономико-статистические; экономико-математические; сетевого планирования; моделирования; социологические; экспертные и другие.
     6. Система методов  контроля за реализацией  управленческих решений. В составе механизма торгового менеджмента методам внутреннего контроля отводится особая роль, так как они в значительной степени определяют эффективность всей системы управления торговым предприятием. Состав этих методов базируется в основном на обширном арсенале приемов экономического анализа и аудита различных аспектов деятельности торгового предприятия и определяется организацией системы мониторинга экономических и финансовых результатов этой деятельности.
     Стратегия торгового менеджмента непосредственно  связана с формированием стратегии  развития торгового предприятия  и обеспечением эффективной ее реализации. В наиболее общем виде под стратегией торгового менеджмента  следует понимать формирование системы долгосрочных целей деятельности торгового предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения. 

     Формирование  стратегии торгового менеджмента  является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование этой стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий деятельности торгового предприятия, в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента, что является довольно трудоемким процессом. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании стратегии торгового менеджмента идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов стратегических управленческих решений, наиболее полно соответствующих миссии торгового предприятия и задачам его развития. Определенная сложность формирования стратегии торгового менеджмента заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития торгового предприятия. 

     Разработка  стратегии торгового менеджмента  осуществляется по следующим основным этапам:
    определение общего периода формирования стратегии;
    исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на деятельность торгового предприятия;
    оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия;
    выбор определяющей стратегической модели развития торгового предприятия с учетом стадии его жизненного цикла;
    формирование системы стратегических целей с учетом избранной определяющей модели развития;
    конкретизация целевых показателей стратегии торгового менеджмента по периодам ее реализации;
    формирование политики торгового менеджмента по отдельным наиболее важным направлениям деятельности;
    разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей и политики торгового менеджмента;
    оценка разработанной стратегии торгового менеджмента.
 
       К числу основных стратегических  целей могут быть отнесены:
    расширение сегмента потребительского рынка, охватываемого деятельностью торгового предприятия;
    поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш;
    существенное повышение уровня торгового обслуживания покупателей;
    рост суммы прибыли и уровня рентабельности торговой деятельности; снижение уровня хозяйственных рисков;
    рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости предприятия.
 
     Оценка  разработанной стратегии торгового  предприятия проводится по следующим  основным параметрам:
    - согласованность стратегии с внешней средой. В процессе этой оценки определяется насколько разработанная стратегия торгового менеджмента соответствует прогнозируемым изменениям экономики страны, правовым условиям деятельности торговых предприятий, а также конъюнктуре потребительского рынка;
    - внутренняя сбалансированность стратегии. В процессе такой оценки определяется насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и политики торгового менеджмента, а также мероприятия по обеспечению реализации стратегии. При этом особое внимание обращают на их непротиворечивость, логическую последовательность и согласованность во времени;
    - реализуемость стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала предприятия. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности торгового предприятия в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников для обеспечения всех намеченных направлений его развития. Кроме того оценивается уровень квалификации персонала и его технической оснащенности с позиций возможности реализации избранной стратегии;
    - приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией стратегии. Переход к новому качеству и росту объемов торговой деятельности сопровождается, как правило, возрастанием уровня всех основных видов хозяйственных рисков, особенно финансовых и инвестиционных. Поэтому в процессе оценки необходимо определить насколько уровень этих рисков является допустимым для деятельности торгового предприятия с позиций их возможных негативных финансовых последствий;
    - результативность стратегии. Оценка результативности стратегии торгового менеджмента базируется прежде всего на определении экономической эффективности ее реализации. Наряду с этим оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации этой стратегии ( рост деловой репутации торгового предприятия; повышение уровня управляемости структурными единицами и подразделениями; рост уровня торгового обслуживания и имиджа предприятия у покупателей; улучшение психологического климата на предприятии и условий труда персонала и т. п.).
     Разработка  стратегии торгового менеджмента позволяет принимать эффективные управленческие решения во всех сферах деятельности торгового предприятия, связанные с его развитием в перспективном периоде. 

     Основные  положения разработанной стратегии  торгового менеджмента получают свое отражение в бизнес-плане развития торгового предприятия. Необходимость разработки данного документа связана с тем, что в современных экономических условиях торговые предприятия не могут обеспечивать свое стратегическое развитие только за счет внутренних финансовых ресурсов и привлекают для этого значительный объем внешнего финансирования, особенно на инвестиционные цели. В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представление о стратегии бизнеса, его масштабах и формах, важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности; объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии, и сроках возврата инвестиций; рисках, связанных с реализацией стратегии развития торгового предприятия, и других характеристиках его деятельности. 

     Разработка  и изложение бизнес-плана подчинены  определенной логической структуре, которая  носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой ( отклонения от этой общепринятой структуры вызываются лишь отраслевыми особенностями и масштабами деятельности предприятия ). Для предприятий торговли бизнес-план рекомендуется составлять в следующей структуре:
     1. Краткая характеристика проекта  создания ( стратегического развития ) торгового предприятия.
     2. Организационная форма функционирования торгового предприятия и его структурных единиц.
     3. Анализ и прогноз конъюнктуры  потребительского рынка ( по соответствующему  его сегменту ).
     4. Планируемые объем и состав  товарооборота.
     5. Планируемая номенклатура дополнительных  торговых услуг покупателям.
     6. Обеспеченность товарооборота и  торговых услуг материальными  и трудовыми ресурсами.
     7. Финансовый план и стратегия  финансирования.
     8. Оценка рисков и формы их  страхования.
     9. Схема управления реализацией  проекта.
     Разработанный бизнес-план дает возможность как торговым менеджерам, так и предполагаемым инвесторам всесторонне оценить результативность избранной стратегии развития торгового предприятия и ее экономическую эффективность.
 

      2.ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА В УНИВЕРСАМЕ
      Рассмотрим вторую главу на примере супермаркета «Перекресток», ведущего торговую деятельность в городе Москва, адрес магазина: Алтуфьевское шоссе, 49.    Данное предприятие является структурным подразделением (отделом) предприятия с иностранными инвестициями «JBG», и юридически является его филиалом.
      Форма собственности предприятия –  общество с  ограниченной ответственностью. Деятельность таких предприятий  регулируется ст. 87-94 Гражданского кодекса  Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. на 24 октября 1997 г.) и Федеральном законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако в новом ГК существование ТОО не предусматривается. В связи с этим предстоит перерегистрация предприятия в другую организационно-правовую форму.
     Ассортиментным профилем супермаркета является продовольственная и сопутствующая продукция отечественных и иностранных производителей. Ассортимент разбит на товарные группы с совокупным ассортиментным объемом 11000 наименований. Форма продажи товаров – розничная реализация методом самообслуживания. Общая площадь магазина – 3200 кв. м., торговая площадь предприятия – 1200 кв. м., здание построено по типовому проекту, расположение – во встроенном помещении жилого дома. 

     2.1.Ознакомление организацией ТТП

     2.1.1.Понятие торговых и технологических процессов

 
     Оперативные (торгово-технологические) процессы в  магазине – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
     Торговый  процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
     Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.[7]

     2.1.2. Принципы организации оперативных процессов

 
     К данным принципам относятся обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров, обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания, соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения, сохранение физико-химических свойств товаров
     Организация торгового и технологического процесса в магазине, изображенная на рисунке 2.1. зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.
     

     Рисунок 2. 1. Организация торгового и технологического процессов в магазине 

     2.1.3. Приемка товаров

 
     Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с  инструкциями "О порядке приемки  продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров
     Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим актом
     Приемка товаров по качеству – это выявление  качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат) Проводят в установленные инструкциями сроки При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
     Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.[8] 

     2.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование

     2.2.1. Технико-экономические показатели здания магазина

 
     Используются  несколько показателей подобного  типа.
      Отношение торговой площади к общей, смотрите формулу 1: 

     K= Sm / Sо                                                                                                                                   [1]
     где Sm торговая площадь;
     Sо общая площадь. 

     Этот  коэффициент показывает, какую часть  общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
     Общая площадь универсама «Перекресток»  составляет 3200 м2, из них 1200 м2 – торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина, смотрите формулу 2: 

     К = 1200/3200 ?0,38.                                                                                                       [2] 

     Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.
     В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживание покупателей.
      Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала, смотрите формулу 3: 

     Kу= SТ.ОБ.  / SТ.З..                                                                                                                          [3] 

     где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;
         SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3–0,32.
     В универсаме становочная площадь  различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) – 408 м2. Находим установочный коэффициент, смотрите формулу 4: 

     Куст = 408/1200 = 0,34.                                                                                                         [4] 

     Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.

     2.2.2. Рабочее место в магазине

 
     Рабочее место – это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).
     Требования, предъявляемые к  организации и  обслуживанию рабочих мест:
      высокий уровень технического оснащения;
     • соответствие оборудования требованиям  эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);
     •размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;
     • обеспечение безопасности труда  и удобной рабочей позы;
     • бесперебойное пополнение запасов  товаров, упаковочных материалов;
     • своевременный ремонт оборудования и инвентаря.[8]

     2.2.3. Виды помещений (площадей) магазина, технологическая планировка

 
     Помещения (площади) магазинов разделяются  на торговые и неторговые.
     К торговым помещениям магазина относятся:
      торговые залы;
      залы кафетериев;
      места для продажи соков;
      места для игровых автоматов.
     К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:
      помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
      помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;
      административно-бытовые помещения;
      технологические помещения;
      коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
     Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
     Требования, предъявляемые к планировке магазина:
      торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
     • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
     • приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
     • помещения для приема, хранения и  подготовки товаров к продаже  должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;
     • планировка магазина должна создавать  для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;
     • планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
     Виды  технологических  планировок торгового  зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):
     • линейная – размещение товаров и  проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;
     • боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;
     • смешанная – расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;
     • выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;
     • свободная – расстановка оборудования без определенной геометрической системы  в соответствии с формой торгового  зала.
     В универсаме «Перекресток» используется смешанная планировка торгового зала.[10]

     2.2.4. Дизайн универсама

 
     Дизайн  универсама, включающий планировку и  распределение площадей, – неотъемлемая часть организации торгового  процесса, которая создает среду  функционирования.
     Принципы  дизайна в магазине:
      обеспечение в торговом зале свободного передвижения людей, товаров и оборудования;
      создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
      создание привлекательного интерьера магазина путем оснащения его соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения. При принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать следующие факторы величина площади магазина, конфигурация помещении, специфические особенности покупательского контингента, навыки и привычки покупателей, специфика и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает магазин, этажность здания магазина, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара.
 
     В «Перекрестке» выделяют 4 зоны, различающиеся ценностью или объемом товарооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади в зоне, непосредственно примыкающей к передней фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего товарооборота магазина, зона, примыкающая к противоположной от входа стене зала, дает 30% товарооборота, остальные зоны дают соответственно 20 и 10% товарооборота
     При размещении отделов принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать эти товары в торговом зале).

     2.2.5. Виды торгово-технологического оборудования

 
     Существует  несколько видов торгово-технологического оборудования магазинов:
      мебель, которая классифицируется по:
     месту применения (для торговых залов, подсобных  помещений);
     назначению (для приемки товаров, подготовки и продажи, показа товара, выкладки и продажи, транспортировки и  продажи, расчетов с покупателями, обслуживания покупателей);
     товарному профилю (универсальная, специализированная);
     конструкции (неразборная, сборно-разборная).
     К мебели предъявляются следующие  требования:
     эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая, с  большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная), экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства на основе современной технологии),
     эргономические (основные размерные соотношения  мебели должны устанавливаться с  учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость  товаров и свободный доступ к ним),
     эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала),
     санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку);
      торговый инвентарь – приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.