На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегии транснациональных компаний

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 Введение____________________________________________________________________2 
Глава 1. Понятие ,сущность и роль ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике________________________________________________4 
1.1. Понятие, сущность и виды ТНК______________________________________________4 
1.2. Конкурентоспособность ТНК________________________________________________8 
Глава 2. Сущность и основные формы стратегий ТНК____________________________ 11

2.1 Основные формы стратегий выхода ТНК на международные рынки_______________14
2.2 Общие изменения и акценты в стратегической политике современных ТНК________18
Глава 3. Российские ТНК на мировом рынке_____________________________________22
3.1 Формирование ТНК в России_______________________________________________22
3.2 Основные стратегии российских ТНК по завоеванию рынков____________________24
Заключение________________________________________________________________28
Список  используемой литературы____________________________________________29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Создание и воплощение в жизнь конкурентных, корпоративных и глобальных стратегий является одной из наиболее интересных и важных тем в сфере стратегического управления. Невозможно себе представить на сегодняшний день ни одной крупной корпорации, которая не была бы заинтересованной в разработке конкурентной стратегии для каждого своего бизнеса. Так как на самом деле конкурентные стратегии каждого подразделения, филиала внутри компании складываются как мозаика, образуя общую корпоративную стратегию, в которой находит свое отражение практически весь бизнес ТНК и его развитие на ближайшие несколько лет.
      Актуальность и важность данной курсовой работы определяется тем, что в условиях возрастающей глобализации рынков предприятия сталкиваются с необходимостью глубоких изменений в своей структуре и выбора корпоративной стратегии для успешного конкурирования на рынках. В процессе глобализации мировой экономики, характеризующейся международной направленностью предприятий и сращиванием рынков, стратегии транснациональных компаний по своей сути являются стратегиями интернационализации. Поэтому важно изучать и понимать стратегии компаний, так как стратегии интернационализации предприятий могут сильно отличаться друг от друга: во-первых, они могут служить разным целям, таким как расширение на новые или уже существующие рынки, использованию выгод от размещения производства и снижения издержек.
   Во-вторых, интернационализация может быть использована в разных формах: как  через основание, или приобретение дочерних или долевых предприятий, так и через рыночные сделки с третьими предприятиями, а также посредством стратегических альянсов.
     И, в-третьих, разные функции  предприятий могут быть затронуты  интернационализацией в разной  степени.
     Также, стремление к лидерству на определенных рынках заставляет ТНК непрерывно совершенствовать качество продукции и технологии удовлетворения возрастающих потребностей покупателей. Для сохранения лидерства на мировом рынке и поддержания продукции и услуг на конкурентоспособном уровне крупнейшие ТНК прежде всего должны правильно выбрать свою стратегию. В стратегии ТНК большое значение придается поддержанию определенного уровня качества, ассортимента и других конкурентных преимуществ.
   Поэтому целью моей работы является изучение рыночных стратегий ТНК, механизмов их действия, выявление характерных черт для той или иной стратегии. Данный анализ позволит выявить закономерности (или их отсутствие) для каждой из стратегий. 

        Осуществление поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
    Изучение ТНК, их видов, сущности и  роли
    Рассмотрение основных факторов конкурентоспособности ТНК
    Анализ стратегий ТНК и их сущности
    Оценка эффективности стратегий ТНК, и изучение стратегий ТНК в России
 
      В первой главе «Понятие, сущность и виды ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике» исследуется становление и развитие ТНК, а также виды и сущность функционирования ТНК.
    Во второй главе «Сущность и основные формы стратегий ТНК » рассматриваются основные стратегии ТНК и их влияние на деятельность компаний.
     В третьей главе «Российские ТНК на мировом товарном рынке » на примере России изучается процесс формирование ТНК и применение стратегий характерных для ТНК в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, сущность и виды ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике 
1.1. Понятие, сущность и роль ТНК 

      
      Общепризнанно, что ТНК стали на современном этапе основной и движущей силой процесса интернационализации мировой экономики как вширь (глобализация), так и вглубь (регионализация). Это означает, что господство в мировой экономике нескольких сотен крупнейших ТНК определяет основные пропорции мирового производства и сбыта.
     ТНК имеют довольно продолжительную историю. Уже в 1939 г. в мире их насчитывалось около 300, а в 1999 г. общая численность ТНК достигла 59,9 тыс. с 508,2 тыс. филиалами, т. е. увеличилась почти в 200 раз.1 Материнские компании расположены, главным образом, в развитых странах (примерно 72%), а филиалы — в развивающихся (около 65,2%).
    Существуют различные концепции, объясняющие возникновение ТНК и развитие. Одна из них — относительная узость внутреннего рынка в условиях постоянно нарастающих объемов производства при антимонопольном регулировании внутренних рынков в большинстве развитых государств и соответственно объективная необходимость выхода на рынки других стран не просто с товарами, но с конкурентными преимуществами крупных монополий.
        В настоящее время вывоз капитала остается основной формой экспансии как для сформировавшихся, так и для вновь создаваемых ТНК.
       Термин Транснациональная корпорация возник в качестве компромисса в ходе переговоров о мандате деятельности ООН в вопросе ограничения деятельности международных монополий в развивающихся странах. “Группа 77” еще в 1974 г. постаралась терминологически отделить свои многонациональные компании от специфически западных, которые по формальным признакам напоминали некоторые фирмы развивающихся стран (например, Бразилии, Венесуэлы, Индии), но отличались двумя важными чертами: первое — источник происхождения капитала (капитал происходил из одной страны и соответственно приставка “транс” как нельзя лучше отражала направление их операций по отношению к штаб-квартире — головной компании), второе — по масштабам финансовой и технологической базы, возможностям политического, правового и любого иного прикрытия операций. Впоследствии это политическое дистанционирование постепенно стиралось, и международные монополии всех стран стали называться транснациональными.
      По определению ООН, ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.2
     По определению Дж.  Даннинга,  транснациональная корпорация представляет собой
"предприятие,  осуществляющее прямые зарубежные инвестиции и владеющее либо контролирующее механизмы получения добавочной стоимости более чем в одной стране".3
      При этом эксперты ООН относят к международно-оперирующим корпорации, которые осуществляют любую производственную и (или) сбытовую деятельность, главное, чтобы их деятельность была вынесена за пределы национального государства. Однако это определение не является исчерпывающим, поскольку не учитывает важнейших признаков этого современного международного хозяйствующего субъекта, отличающего его от других субъектов МЭ и МЭО. Определим основные признаки ТНК:
    Корпоративность
    Это всегда объединение (корпорация) частной головной фирмы (материнская компания), размещенного в стране происхождения (базирования) ее капитала и филиалов, принадлежащих ей, но размещенных в других (принимающих) странах.
Подразделение ТНК - это относительно самостоятельное предприятие, действующее в экономике этой страны и участвующее в ее внешних экономических связях, ради целей и по направлениям сообразно интересам головной компании.4
    Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.
Филиал. Филиалы ТНК отличаются от филиалов других зарубежных компаний (некорпораций) тем, что головная компания на их создание предоставляет свои средства, а национальный бизнесмен создает фирму и регистрирует ее как национальное юридическое лицо, что открывает ему широкие возможности для деятельности в стране и участия в ее внешнеэкономических связях.5 Финансовые, менеджерские и другие связи филиала с головной компанией более или менее прозрачны, но национальный статус создает ему особо благоприятные условия для его деятельности и обеспечивает для головных компаний ряд преимуществ. Прежде всего это отличное знание местных экономических условий, национального законодательства, практики воздействия государства на частного предпринимателя. Личные связи национальных руководителей и ответственных сотрудников создают возможность вписать их деятельность в рамки и направления государственной политики. В итоге в экономике принимающей страны филиал, будучи внешненациональным6, получает возможность действовать как национальный хозяйственный субъект, что позволяет ему сократить в существенном объеме как политические, так и коммерческие риски.
         На это же работает стратегия размещения филиалов, обеспечивающая максимальное их приближение к ресурсам (природным, трудовым, менеджерским, технологическим, информационным, финансовым), использование передовых технологий управления филиалами, предоставляющее большую самостоятельность в маркетинге, с одной стороны (что позволяет им быстрее приспособиться к условиям принимающей страны), и концентрацию, централизацию финансовых потоков и управление финансами — с другой.      Например, ТНК весьма часто используют дивизионную схему управления филиалами.          Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.
       Независимо от типа филиала ТНК — это всегда имманентная часть корпорации, выполняющая в принимающей стране ее функции. Филиалы ТНК создаются в порядке, установленном законодательством принимающей страны.
       Водораздел между типами филиалов лежит по линии головной компании. Именно это определяет степень юридической самостоятельности филиала и жесткости контроля со стороны головной компании.
Дочерняя  компания. Дочерняя компания является юридическим лицом с собственным балансом. Создание дочерних предприятий — это обеспечение возможности руководства данным филиалом со стороны головной компании. При этом она юридически не отвечает за деятельность дочерней фирмы сверх номинальной цены своего контрольного пакета в ней. Между головным и дочерним предприятиями заключаются любые сделки, отвечающие интересам головной компании. Все прибыли “дочки” могут быть искусственно сосредоточены в головной компании вплоть до частичного или полного ее банкротства. Таким образом ТНК реализует возможности системы участия в капитале, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая головной компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль за громадными капиталами. Как правило, головной компании принадлежит больше половины акций (паев) филиала, а потому она имеет право (и на практике его реализует) осуществлять контроль за его деятельностью, назначать или увольнять большинство членов органов администрации и управления.
ТНК может  применять по отношению к своим  филиалам и более значительную, чем у дочерних предприятий, систему участия с тем, чтобы обеспечить себе непосредственный централизованный контроль за всей его деятельностью. В этом случае в принимающей стране создаются отделения ТНК либо имеющиеся там дочерние предприятия преобразуются в отделения. Так было, в частности, с дочерними фирмами ТНК США после Второй мировой войны. Отличительными чертами отделения является принадлежность всех его акций (паев) родительской компании, а значит, и отсутствие у него права юридического лица и хозяйственной самостоятельности.

Ассоциативные компании. Третий тип филиалов, создаваемых ТНК за пределами национальных границ страны базирования головной компании — ассоциированные компании (ассоцианты). Степень участия головной компании в их деятельности обусловлена тем, что головная компания владеет от 10 до 50% акций (паев) ассоцианта, а потому контроль за их деятельностью со стороны ТНК более ограничен, чем у отделений.7

     Таким образом, в основе корпоративности ТНК лежит система участия. Суть ее состоит во владении акционерной компанией (в данном случае ТНК) ценными бумагами других акционерных компаний (в данном случае филиалов), на основе которых формируется многоступенчатая зависимость большого числа филиалов от головной (материнской) компании. Так формируется и обеспечивается важнейшая форма связи и переплетение капиталов в корпорации. Такая связь дает возможность головной компании распоряжаться капиталом своих филиалов и выкачивать из них прибыль, посредством контроля по всем направлениям их деятельности, особенно за финансовыми потоками, даже если они созданы под “вывеской” принимающей страны. 
 
 

    Внутренний рынок
     Наличие внутри ТНК особого международного внутреннего (internal) рынка, формирующегося вследствие особых экономических связей между материнской компанией и всеми его зарубежными филиалами. Этот рынок регулируется руководителями головной компании и филиалов, специфическими методами — планированием, трансфертными ценами, бартером и т. д., что превращает значительную часть торговых, финансовых, формально международных операций во внутрифирменные.
    Мононациональность
Мононациональность (или преобладание капитала одной  национальности по стране базирования) в уставном капитале. Именно по этому  признаку в специальной литературе и на практике сохраняется определение принадлежности ТНК к той или иной стране
(США,  Германия, Индия и  
т. п.). Как правило, контрольный пакет акций сосредоточен в руках головной компании, штаб которой находится в стране ее базирования.

МНК в  отличие от ТНК имеют многонациональное ядро — контрольный пакет акций, принадлежащий нескольким государствам одновременно. Их акционерный капитал рассредоточен по нескольким национальным фирмам (например, “Юниливер”, “Ройл-дач-Шелл”, “Агфа-Геверт” и др.).
    Монополизированность
Монопольный (олигопольный) и международный характер деятельности корпорации. Этот признак обусловливает систему и образ их действий в мировой экономике, способность трансформировать МЭО, МРТ в направлениях, дающих им возможность обеспечивать лидирующие позиции на ключевых рынках и таким образом получать прибыль на весь авансированный капитал.
    Независимость движения капитала
Относительная независимость движения капитала внутри ТНК, между ТНК и принимающей  страной от процессов, происходящих внутри страны базирования головной компании. 
 
 
 

    Высокая доля иностранных операций
Относительно  высокая доля иностранных операций в деятельности ТНК (продажа, доходы и т. д.). Она должна составлять не менее 25% от их объемов.8 

    Состав персонала
Интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации. 

       Рассмотренные выше признаки позволяют определять ТНК, по меньшей мере, в трех аспектах: как экономическую категорию, как организационно-экономическое образование и как форму международного предпринимательства.
     Как экономическая категория на современном этапе эволюции мировой экономики ТНК отражает явления и процессы, свойственные постиндустриальному этапу развития общественного товарного производства в условиях частной собственности на средства производства.
      Как организационно-экономическое образование ТНК — это особого вида частные акционерные монополистические объединения головной компании и подразделений.
      Как форма международного предпринимательства (бизнеса) ТНК — это способ ведения бизнеса, основывающийся на международном производстве прибавочной стоимости и реализации ее в прибыль на мировых рынках в форме вывоза товара и (или) капитала.
      По методологии UNCTAD,  экономическая деятельность ТНК в целом и ее зарубежной
составляющей в отдельности описывается следующими основными показателями:
FA – зарубежные активы ТНК;
TA – активы ТНК;
FS – объем зарубежной продажи ТНК;
TS – объем продажи ТНК;
FE – численность зарубежных сотрудников в ТНК;
TE – численность сотрудников в ТНК;
FAF – количество зарубежных филиалов ТНК;
TAF – общее число филиалов ТНК в мире.
На основе этих величин рассчитывается показатели, характеризующие зарубежную экспансию ТНК:
1. Индекс транснационализации компании (TNI – transnationality index),  разработанный UNCTAD  для оценки масштабов и степени зарубежной активности ТНК.
TNI = (FA/TA+FS/TS+FE/TE) / 3 · 100 %.
Индекс транснациональности характеризует, насколько значимой является зарубежная деятельность компании и насколько важны зарубежные филиалы на иностранных рынках для той или иной ТНК. Чем выше индекс, тем большее значение для компании имеет активность ее зарубежных филиалов. 

2. Индекс интернационализации (II – internationality index)  рассчитывается путем деления числа зарубежных филиалов на число всех филиалов.
II = (FAF/TAF) · 100 %.
3. Индекс широты филиальной сети (NSI – network spread index):
NSI = N/(N*-1) · 100 %,где  N *–  количество стран мира,  принимавших любые ПИИ,  а N –  количество стран,  где имеются филиалы ТНК.
        Методика составления рейтинга крупнейших нефинансовых ТНК мира, которой придерживается UNCTAD, основана на ранжировании корпораций по объему зарубежных активов (табл. 1).
       Крупнейшие 100  ТНК контролируют 12 %  совокупных зарубежных активов, 16 %  от
совокупного объема зарубежных продаж и 14 % персонала (табл. 1).9
      Анализируя индекс транснациональности с учетом страновой принадлежности компании, можно прийти к выводу, что ТНК из небольших по размерам развитых стран  (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Швейцария) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от ТНК крупных государств, таких, как США, Япония, Германия, по которым индекс транснациональности ниже среднего.10 
 
 
 
 

Таблица 1
Динамика экономических показателей 100 крупнейших нефинансовых ТНК 

Показатель 2008 г. 2009 г. Прирост в 2009 г. По сравнению с 2008 г. (%)
Активы, млрд долл. 8683 9239 6,4
из них за рубежом 4732 5245 10,8
доля зарубежных активов в общем объеме, % 54,3 57 2,3
Объем продажи, млрд долл. 6623 7088 7,0
из них за рубежом 3742 4078 9,0
Доля зарубежной продажи в общем ее объеме, % 56,3 58 1,0
Количество сотрудников, тыс. человек 15107 15388 1,9
из них за рубежом 8025 8582 6,9
доля сотрудников за рубежом в общем их количестве, % 53,1 56 2,7
 
Источник: составлена автором по материалам World Investment Report 2009: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge.  UNCTAD, UN, New York, Geneva, p.27, 2009. 

1.2. Конкурентоспособность ТНК
        Позитивная роль, которую играют ТНК при выходе на развивающиеся рынки, неоспорима. Транснациональная корпорация осуществляет инвестиции, приносит новые технологии производства и управления, увеличивает ВВП, положительно влияет на платежный баланс, увеличивая экспортную выручку или снижая импорт. Все эти изменения неизбежно укрепляют экономику страны, повышают уровень жизни ее граждан. Но для корпораций всегда стоит вопрос о том, как и чем обеспечить свою конкурентоспособность.
        Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК:
    использование преимуществ владения ресурсами (или доступа к ним);
    возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом специфики и конъюнктуры внутреннего рынка;
    использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;
    информированность о товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах;
    одним из основных элементов конкурентоспособности ТНК сегодня является широкое использование результатов НИОКР, проводимых исследовательскими центрами головной компании и зарубежными филиалами;
    выбор правильной стратегии
    Эти факторы помогают быть ТНК конкурентоспособными на мировых рынках.
       Кроме того, современные промышленные гиганты редко гибнут во время кризисов. Их спасают скрытые финансовые резервы, вмешательство мощных банковских групп и государства.11
        Также, ТНК являются одной из важнейших составных частей мировой иерархии НИОКР, поскольку, с одной стороны, доступ к финансовым ресурсам значительно проще, чем для государственных структур, а с другой стороны, НИОКР является, безусловно, очень важной, но не единственной и не главной сферой их деятельности; то есть риски финансовых потерь для ТНК значительно меньше, чем для венчурных инвесторов – это обеспечивает конкурентоспособность корпораций. Доля ТНК в мировом производстве инноваций приближается по разным оценкам к 40?50% от общемирового (рисунок 1).12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 


        Более того, транснациональный концерн располагает крупными производственными подразделениями в разных странах, каждое из которых обладает значительными финансовыми ресурсами. Любое изменение курса валюты в этих условиях приносит выгоду части предприятий, входящих в систему ТНК, не нанося реального ущерба остальным её филиалам. В данных условиях международная корпорация имеет возможность добиваться того, чтобы все убытки остались только на бумаге. Таким образом ТНК имеют возможность осуществлять особый род операций, который называется беспроигрышными валютными спекуляциями. Собственные средства перебрасываются из страны в страну тогда, когда этому особенно благоприятствует соотношение валютных курсов и обычные прибыли концернов дополняются курсовой премией.
     Более того, внутри компаний действуют так называемые трансфертные цены, разительно отличающиеся от рыночных и обеспечивающие каждому звену ТНК устойчивые конкурентные преимущества. Для контроля таких цен и противостояния их разрушительным последствиям у властей развивающихся стран обычно нет квалифицированных специалистов, а в целом ряде случаев – даже простых юридических прав (что особенно касается оффшорных зон). 
На современном этапе, обладая огромным потенциалом единой собственности, ТНК имеют реальную возможность сосредоточить абсолютную управленческую власть и диктовать условия, выгодные для реализации своих стратегий как внутри корпорации, так и в ее дочерних объединениях. Чем менее развит рынок и более новая техника, тем сильнее позиции ТНК. Способность производить новейшую продукцию, когда ее технология либо слишком сложна, либо защищена патентами, укрепляет ТНК в их переговорах с правительством при заключении различных сделок. Без них практически невозможно закрепление на важнейших мировых рынках. Опыт показывает, что ТНК нередко являются существенным, а порой и единственным проводником национальных компаний на мировые рынки.

     В основе же торговли различных ТНК между собой и с другими компаниями все чаще лежат не разовые коммерческие сделки, а долгосрочные производственные связи на базе соответствующих союзов. ТНК незаменимы, когда речь идет о реализации крупных проектов, распространении масштабных инноваций. Они доводят инновации до коммерческого продукта, стремясь опередить конкурентов, создать и закрепить за собой новые рынки и воспользоваться, по крайней мере, временными преимуществами пионеров новых технологий по всему миру.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.