На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема  № 5. Общности осужденных как объект и субъект  воспитательного  процесса. 
 

     ПЛАН:
                                                                                                                       Стр.
    Введение…………………………………………………………………....2
    Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
    Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………………………………………………………..11
    Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними………………………………………...……….18
    Заключение……………………...………………………………………...27
    Список используемой литературы………………………………………29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение: 

     В настоящее время оперативная  обстановка в исправительных учреждениях  характеризуется как стабильно  напряженная. Деятельность персонала  ИУ, в том числе и воспитательная работа, часто сталкивается с организованным противодействием со стороны осужденных. Это противодействие может быть как скрытым, так и открытым. В  основном оно исходит от групп  отрицательной направленности, осужденных, придерживающихся уголовных, так называемых воровских традиций.
     Воспитательный  процесс - определенное, целеустремленное и систематическое воздействие  на психологию воспитуемого, чтобы  привить ему качества, желательные  воспитателю. Воспитательный процесс  в пенитенциарных учреждениях имеет  своей целью исправление и  перевоспитание лиц совершивших  преступления, осужденных к лишению  свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему  мер, осуществляемых по отношению к  осужденным, отбывающим наказание в  виде лишения свободы.
     Нахождение  в местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся  ранее систему отношений человека с людьми, но и для преодоления  чувства одиночества и дефицита в общении подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленников. В итоге на основе общности интересов, чувства симпатии по схожести судеб, профессионального, криминального  опыта или национальному признаку внутри исправительного учреждения и образуются неформальные малые  группы осужденных. Они имеют разную численность, устойчивость и направленность по отношению к целям исправительного  учреждения и общим требованиям  жизни в коллективе осужденных.
     В курсовой работе мне необходимо раскрыть тему: «общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса». Актуальность данной темы заключается в том, что традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминанты закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях осуществляется через специальные воздействия на их лидера, через выявление и пресечение противоправных каналов и способов криминогенного общения и взаимодействия членов асоциальной группы, через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев (например, «воровского общака, «прописки» и др.).
     К настоящему времени пенитенциарные психологи разработали научно обоснованные рекомендации по воздействию на стихийные  социально-психологические явления  в среде осужденных по пресечению слухов, преодолению негативных последствий  «зоновской моды», воздействию на различные  виды толпы и в ситуациях паники осужденных.
     Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
     Объект работы – общности осужденных.
     Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.
     Для раскрытия данной темы мы выделили следующие задачи:
    определение понятия коллектива осужденных, особенностей и этапов развития;
    рассмотрение отрядной системы в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи;
    раскрыть роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними.
 
 
     1.Коллектив  осужденных: понятие,  особенности и  этапы развития.
     Под коллективом понимается организованная общность людей, сплоченных совместной общественно полезной деятельностью. Идея единого коллектива принадлежит  А.С. Макаренко, она воплотилась в  его теоретической концепции  создания и развития коллектива как  особым образом организованной контактной группы, а также в его практической деятельности по воспитанию несовершеннолетних правонарушителей. 1
     «Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива и воспитание коммунаров достигается не путем чьей-нибудь проповеди или нравоучений, а исключительно из жизни, работы, стремления самого коллектива».2
     Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматривал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения социальной и человеческой ценности».3
     Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреплению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости и взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия, которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенное воспитательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного.
     Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому  воспитателю необходимо иметь ясное  представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в  него группировки и о месте  личности в данном коллективе. Главное  место в этой структуре занимает актив. Это группа осужденных, которые  твердо встали на путь исправления, принимают  активное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
     Группа  резерва - это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
     Группа  пассива - осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.
     Последней является группа трудновоспитуемых, к которым относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся активно противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.
     Коллектив осужденных как довольно большая  социальная общность характеризуется  рядом признаков.4
     Во-первых, коллектив осужденных является общностью закрытого типа, он ограничен в связях с другими коллективами, общественными и государственными организациями, не наделен полномочиями выступать от своего имени.
     Во-вторых, коллективу осужденных присущ такой  признак, как строгая регламентация  совместной трудовой деятельности, учебы, досуга и т. п. В целях развития навыков коллективизма у осужденных, поощрения их полезной инициативы, а также использования влияния  коллектива на исправление и перевоспитание осужденных в исправительных и воспитательных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, работающих под руководством администрации  этих учреждений.
     В-третьих, коллектив осужденных характеризуется  большим разнообразием входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и  по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной зараженности.
     Все отношения в коллективе осужденных делятся на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
     В системе официальных отношений  в коллективе осужденных отражаются объективные связи и отношения  лиц, лишенных свободы, возникающие  в процессе выполнения ими разнообразных  функций. Эти отношения являются результатом их официальной расстановки  в соответствии с законом и  ведомственными нормативными актами, которые определяют статус каждого  осужденного в коллективе. Одни осужденные являются руководителями (бригадир, звеньевой, член секции), другие - руководимыми, подчиненными.
     Особое  внимание уделяется подбору, расстановке  и воспитанию актива, организации  действенного трудового соревнования между группами (бригадами, отрядами), правильному сочетанию функций  управления и самоуправления с учетом специфики данного исправительного  учреждения.
     Неофициальная структура коллектива осужденных складывается на основе межличностных отношений, которые возникают стихийно в  связи с общностью взглядов, интересов  людей, отбывающих наказание, а также  симпатий или антипатий, враждебности и других чувств.
     Степень расслоения жизни в исправительном учреждении на официальную и неофициальную, а также степень «социальной вредности» последней различны. «В одних ИТУ неофициальные отношения сближены с официальными и служат делу исправления и перевоспитания осужденных, в других они существенно не влияют на карательно-воспитательный процесс, в-третьих - между официальными и неофициальными отношениями существуют глубокие противоречия, поскольку неофициальная жизнь получает определенное оформление в виде своеобразных «законов», «норм», «традиций»».5
     Отличительной особенностью жизни осужденных в  исправительном учреждении является то, что они объединяются в так  называемые малые группы, которые  возникают стихийно. Малые группы имеются в любом коллективе, на всех стадиях его развития. В исправлении  и перевоспитании осужденных они  играют особую роль: в них с особой силой действуют механизмы подражания, внушения, соперничества и самоутверждения, что нередко оказывает решающее влияние на поведение осужденных.
     В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными  привычками, установками, традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и  личностью осужденного, всегда стоит  малая группа. Воспитатель и коллектив  приходят в соприкосновение с  личностью осужденного не только прямо и непосредственно, но и  через малую группу.
     И от того, на чьей стороне находится  группа, во многом зависит успех  воздействия на конкретную личность.
     Малым группам осужденных присущи следующие  особенности:
    как правило, они создаются стихийно, а не по воле и желанию администрации;
    микрогруппы взаимодействуют друг с другом по-разному (от дружбы до прямой вражды);
    в них существует иерархическая структура отношений и зависимостей («система ролей»);
    члены группы обычно совместно питаются, делят между собой получаемые посылки, продукты, купленные в ларьке;
    в группах хорошо поставлена информация;
    для них характерно избирательное отношение к «своим» и «чужим»;
    в каждой группе действуют свои ценности и ориентации, имеет место групповая убежденность.
     Малые группы осужденных имеют разную численность, устойчивость и направленность. Их деятельность может отвечать требованиям  коллектива и задачам исправительного  учреждения, не соответствовать и  даже противоречить им. Следовательно, нельзя считать, что малая группа всегда является злом. Воспитателю  в любом случае важно учитывать  отношения, складывающиеся в этих группах  и между группами, их отношения  с коллективом, психологические  явления в них и использовать эти знания в интересах дела.
     Особое  место в исправительном учреждении занимает такая малая группа, которая  получила в специальной литературе название «семья».6 Под «семьей» в местах лишения свободы понимается стойкая группа, состоящая из двух и более осужденных, объединенная общей системой взглядов, интересов и традиций, определяющих их поведение и направленность действий.
     Объединяясь в малые группы, подобные «семье», осужденные преследуют общие интересы (совместное питание, защита от посягательства и т. д.), но каждый из них имеет и свои узкокорыстные интересы, которые он маскирует, так как в случае их проявления в том или ином виде осужденный изгоняется из «семьи» со всеми вытекающими для него негативными последствиями.
     В «семье» осужденный пытается утвердиться, завоевать соответствующий статус, чтобы обрести определенную независимость и защищенность, а также разрешить свои психологические проблемы. «Семья» берет на себя такие функции, как содержание личного имущества осужденного и надзор за ним, добыча и распределение материальных благ. «Члены семьи», - отмечает В. Б. Шабанов, - обязаны поддерживать свою жизнедеятельность материальным вкладом.7
     Деятельность  малой группы немыслима без лидера. Основными факторами, предопределяющими  выдвижение осужденного в лидеры, являются: высокий интеллект, организаторские  способности, высокий уровень общительности  и активности, богатый прошлый, как  правило, преступный, опыт, физическая сила и т. д. Большое значение для лидера имеют также такие факты из его биографии, как длительность срока наказания, число прежних судимостей, совершение группового преступления.
     Вывод:
     Таким образом, создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек - индивидуальностей, личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.
     Этот  принцип должен соблюдаться применительно  к различным группам осужденных, находящихся в колониях разного  режима. Но и в колонии каждого  типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило, учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не утверждая, что до личности нам нет никакого дела».8  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Отрядная система  в ИУ: становление,  развитие и воспитательные  задачи. 

     Повышение эффективности работы исправительных учреждений неразрывно связано с  совершенствованием их структуры. Одним  из таких признаков, улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них отрядной системы.
     Как показывает практика, она широко применялась  еще А.С.Макаренко в колониях для  несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея педагогической системы  которого - воспитание в коллективе, для коллектива, посредством коллектива.9 В этой связи В.Ф. Клюкин справедливо отмечает, что направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение, возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде.10
     История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была введена в исправительно-трудовых учреждениях  в 1957 году. В своей работе по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе требований методики коллективного педагогического воздействия.11
     Следует иметь в виду, что отрядная система  создавалась в целях: образования  первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем - начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении основных средств исправления осужденных; создания условий для индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых, исправительно-трудовых признаков личности осужденных.
     По  мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система  была направлена на улучшение трудового  воспитания осужденных, организацию  воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения. Введение отрядов способствовало более  целеустремленной работе по подготовке осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из исправительно-трудовых учреждений.12
     Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам: производственному  и бытовому.
     В соответствии с производственным принципом  отряд в целом решает единую производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном  цехе или на одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет включить весь производственный персонал цехов и участков в состав воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию воспитательной работы с осужденными.
     Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них закрепляется жилое помещение и  прилегающая к нему часть территории жилой зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.
     На  протяжении более 40 лет отрядная система  была официально признана как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает условия для положительного влияния коллектива в воспитательной  работе с осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих, предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде, создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.
     В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной  воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного процесса в исправительных учреждениях.13
     Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и внутренних объективных и субъективных факторов.14
     Справедливости  ради следует подчеркнуть, что впервые  отрядная система нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971 года, согласно которому он является непосредственным воспитателем осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы: но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения придерживается А.В. Шамис, полагающий, что отрядное звено как организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими, определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.15
     Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило более  эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины, инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные интересы общественным.16
     Вместе  с тем отряд - основная база для организации индивидуальной воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы самодеятельных организаций осужденных.
     В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в  исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной системе  в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.
     Анализируя  названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним основных средств исправления, установленных ч. 2 ст. 9 УИК.
     Однако  необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную форму  воспитательного воздействия, которое  в целом доказало свою жизнеспособность и эффективность. Действующая отрядная система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть, что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года, закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов.
     Важно подчеркнуть, что одной из целей  создания отряда является формирование стабильных коллективов.17
     Комплектование отрядов должно осуществляться по основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.
     В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора  при начальнике отряда создается  совет воспитателей. Численность  и персональный состав совета определяется начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.
     Совет воспитателей отряда является постоянно  действующим общественным формированием, призванное оказывать необходимую  помощь и содействие начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного, специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных училищ, представители общественных объединений.
     В своей работе он руководствуется  уголовно-исполнительным кодексом РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, иными законодательными, ведомственными актами Министерства юстиции РФ.
     Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.