На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международные договоры как источники гражданского права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План: 

    Введение.
    Понятие источника гражданского права.
    Понятие и виды международных договоров.
    Международные договоры РФ (ФЗ «О международных договорах РФ»).
    Юридическая сила норм международного права в российском праве.
    Практика применения международных договоров в гражданском праве РФ.
    Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
     Российская  Федерация является частью мирового сообщества и поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.
     В настоящее время Российская Федерация  является участником всех важнейших  универсальных международных договоров  в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.
     Международные договоры РФ имеют своим предметом  прежде всего отношения отечественных  предпринимателей и граждан с  иностранными юридическими лицами и  гражданами. Однако они применяются  и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.
     В ФЗ №101 от 15.07.95г. «О международных договорах Российской Федерации» говорится: «Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств». А также: «Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств».[1]
     Россия  является  активным  участником  международных  экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более  расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как    и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.
     Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок (контрактов), применения гражданско-правовых последствий  причинения  вреда  иностранцам  и  иностранцами  на  территории
России  и др. Складывающиеся при  этом отношения  регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так и нормами специальными, рассчитанными на отношения, "осложненные участием иностранного элемента".
     Вместе  с тем важную роль в регулировании такого рода отношений  играет международное право. Соответствующие указания  на этот счет  содержатся в самой Конституции РФ. В силу п.4 ст.15 Конституции  "общепризнанные принципы и нормы международного права и  международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации.
     Речь  идет, прежде всего, о различных многосторонних международных договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собственном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР).
     Что касается общепризнанных принципов  и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Их примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.
     Российская  Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
     Международные договоры являются одним из важнейших  средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.[2] 

Понятие источника гражданского права. 

     Понятие источника гражданского права формируется  на основе общего понятия источника  права. Строго придерживаясь основных положений юридического позитивизма, сводящего все право, в конечном счете, к актам или, образно говоря, к «приказам» государства, специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер». При этом поясняется, что «установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера».
     Формы выражения гражданско-правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право, называют источниками гражданского права.
     Все источники гражданского права, будучи взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от друга, образуют в рамках общей системы источников российского права свою собственную, частную систему или подсистему.
     Последняя, равно как и вся система  источников российского права, имеет  строго упорядоченный, иерархический  характер. На вершине этой иерархической  системы, как и всей системы российского  права, находится Конституция РФ.
     Если  источник гражданского права признан  государством, то он получает силу важного юридического, а также правоприменяемого источника. Только принятые государством они могут использоваться для регулировки каких-либо отношений. Так что источник, который не был признан, а также входящие в него правила и права не могут иметь никакой юридической силы или значения. В настоящих развитых правопорядках выше всех по значимости находятся нормативные акты, и среди них также высокий уровень занимают законы, в виде актов высшего уровня юридической силы. В области гражданско-правовой они всегда имеют общее название гражданского законодательства.
     Раньше  правопорядок основывался на государственной  экономике, и тогда нормативные  акты, утвержденные государством, были единственным источником гражданского права. Так данное понятие и называлось простой категорией гражданского законодательства.
     Активное  развитие современной мировой экономики потребовало большего количества дополнений, чем ранее и также отражения её в национальном законодательстве международных правовых отношений. Признанные общественностью принципы, нормы общенародного права и общенародные соглашения представляют собой один из компонентов правовой системы. Так что они тоже должны считаться источниками гражданского права[4].
     Источники права, говоря простым языком – это  способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Этот способ обусловлен исторически сложившейся обстановкой. Чаще всего под понятием источника права понимаются нормативно-правовые акты, законы, нормативные договоры, подзаконные акты, т.е. всё, что несёт в себе нормы права. В англосаксонской правовой семье также важную роль играют правовые прецеденты – административные или судебные.
     Обычно  источники права делят на: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный  акт. Это три основные формы. К  правовым обычаям относят те санкционированные  государством нормы, правила поведения, которые сложились в ходе длительного исторического опыта использования и повторения модели поведения, которые передавались из поколения в поколение. Юридический прецедент создаётся в тех случаях, когда решению судебного (судебный прецедент) или административного (административный прецедент) органа по какому-то конкретному делу придается законная нормативная сила. И потом, такой прецедент становится обязательным.
     Необходимо  отметить, что в нашей стране, которая относится к континентальной правовой семье, ни первый, ни второй вид источников права практически не признаются имеющими юридическую силу.
     Многие  юристы относят к источникам права еще довольно много различных документов, но это всё уже вторичные источники.
     Вместе  с тем признание источником права  иных, кроме нормативных актов, явлений  несет в себе определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках. В свою очередь это обстоятельство чревато произволом правоприменителей, в том числе судов, и неустранимыми разногласиями при установлении содержания применимого к данному случаю права. Поэтому, в частности, не могут признаваться формой права правила морали и нравственности, хотя многие из них по существу лежат в основе ряда правовых норм. Они могут иметь определенное значение лишь при уяснении смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники права тоже должны быть по возможности конкретизированы и формализованы как по содержанию, так и по сфере применения[4].
     Источники права считаются факторами, которые  включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то, какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом.
     Существует  и более узко - специальный смысл  понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.
     Понятие “источник права” можно рассмотреть  в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая  норма, форма в которой правило поведения объектировано[8]. По мнению С. С. Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде[7]. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере[9].
     По  мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы[10].
     В течение многих лет ученые России подходили к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса. Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалась в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью была ограниченность и непоследовательность изучения вопросов касающихся источников права.
     Можно сказать, что единый подход к этому  вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к форме права”. В нашей юридической науке нет понятия источника права, которое было бы признано общепринятым.
     Помимо  этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или административные и судебные прецеденты в истории права. Но при этом сами формы, вы-ражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права не-посредственно.
     В некоторых правовых системах не совпадают  сами понятия источник права и  форма права. Например, в странах  Африки в качестве формы права  выступают устные обычаи, которые  были превращены в правовые нормы  с разрешения государства. В мусульманских  странах формой права является мусульманская  доктрина, ранее изложенная крупнейшими  арабскими богословами, а источниками права служит сама деятельность судов, которая была изложена в этих книгах. Но при этом, когда рассматривается закон, то различие понятий источника и формы права принимается во внимание в меньшей степени, ибо законы принимаются в особом порядке.
Понятие и виды международных  договоров. 

     Будучи  основным источником международного права, международный договор представляет собой наиболее распространенный способ юридического оформления результатов сотрудничества суверенных государств. Международный договор закрепляет баланс интересов государств, выражающих их желание развивать взаимовыгодные отношениях [14]. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права. Международный договор является равноправным, если он заключен в соответствии с принципами суверенного равенства, добровольности и невмешательства во внутренние дела его участников.
     Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими  субъектами международного права, заключенное  по вопросам, имеющим для них общий  интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве  международных договоров содержит нормативное определение этого источника: "Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".
     Международными  договорами признаются соглашения, заключаемые  Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995г. "О международных договорах Российской Федерации").
      Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст.1 Федерального закона от 15 июля  1995 г. "О международных договорах Российской Федерации").  Юридическая сила договора не зависит от его наименования.
      Рассмотрим  подробнее. Договоры могут классифицироваться по кругу участников и по объекту. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Основную массу договоров составляют двусторонние акты. Но с развитием международного сотрудничества значительно возрастают удельный вес и роль многосторонних договоров. В создании общеобязательных международно-правовых норм им уже сегодня принадлежит первое место.
      В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными, или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено. Россия имеет с другими странами, например, двусторонние соглашения по пограничным (более 100), консульским (свыше 130) и другим вопросам [14].
      Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права [16].
      По срокам действия различают срочные международные договоры, т. е. заключаемые на определенный срок, и бессрочные (например, соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, 1973).
      Договоры  могут классифицироваться и по объекту  регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и  связи и т.д. К политическим договорам относятся договоры о союзе, взаимной помощи, ненападении, нейтралитете, мирные договоры, договоры по территориальным и пограничным вопросам, в области разоружения и др. В качестве примеров политических договоров можно назвать Устав ООН, мирные договоры 1947 г.. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г., Договор об Антарктике 1959 г.. Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.
     К экономическим договорам относятся торговые договоры, соглашения о поставках товаров и товарообороте, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и др. К этому виду договоров относится Римский договор о Единой энергетической системе 1957 г. и др. Среди договоров третьего вида находятся многочисленные соглашения по самым различным специальным вопросам: в области транспорта, связи, по сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, научному сотрудничеству, о правовой помощи и социальном обеспечении, консульские конвенции. Среди договоров по правовым вопросам особое место занимают многосторонние конвенции, кодифицирующие различные отрасли международного права. Таковы Венские конвенции: о дипломатических сношениях 1961 г., о консульских сношениях 1963 г., о праве договоров 1969 и 1986 гг., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.[13]
     Договоры  могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников (Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества 1957 г.). В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются, например, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, Венская конвенция о праве договоров 1986 года и др.
     Международные договоры делятся на межгосударственные, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России, межправительственные, заключаемые от имени ее правительства, и межведомственные, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.
     Участвовать в международных договорах могут  все основные субъекты международного права, т. е. государства, борющиеся  за независимость нации и межгосударственные организации. Под участниками международного договора понимаются те субъекты международного права, которые окончательно оформили свое участие в договоре и обладают правами и обязанностями, из него вытекающими, и для которых договор находится в силе. Нередко в дипломатической
практике  участником договора именуют правительство. Но правительство лишь представляет государство, а само международной  правосубъектностью не обладает. Кроме  правительства, государство могут  представлять при заключении договоров другие органы и лица: глава государства, министр иностранных дел, различные министерства и ведомства.
     Иногда  заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер[16].
     В системе международных договоров  с участием международных организаций различаются две их разновидности: договоры международных организаций с государствами и договоры международных организаций друг с другом.
     Международные договоры являются одним из важнейших  средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Реализация норм международного права на внутригосударственном уровне происходит в судебной деятельности.
     В Секретариате ООН зарегистрировано более 40 тысяч международных договоров. Россия является участником десятков тысяч действующих международных договоров и соглашений, в том числе тех, обязательства по которым перешли в порядке правопреемства от СССР. Это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Наша страна выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права, подразумевающему свободное согласие и добросовестное выполнение международных обязательств. 

Международные договоры Российской Федерации. (ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). 

     В настоящее время Российская Федерация  является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. В частности международных договоров по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, cемейным, уголовным и иным делам (Приложение 1). Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ и общепризнанных нормах договорного права.
      Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе, как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
     Федеральный закон "О международных договорах  Российской Федерации" имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.
      Международные договоры Российской Федерации заключаются  с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).[2]
     Международные договоры РФ имеют своим предметом  отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Они применяются  также к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства
     Межгосударственные  договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне - от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.[17]
     Международные договоры,  заключенные  ранее  СССР,  по  общему  правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемника,  если  не  было объявлено о прекращении действия таких договоров или изменении  их  условий. Такие международные договоры публиковались в  Ведомостях  Верховного  Совета СССР,  СП  СССР,  отдел  второй  (издавались  в  1981-1991  гг.),  ежегодных Сборниках международных договоров СССР, выпускавшихся МИД СССР.  Публиковались также сборники международных договоров СССР по отдельным вопросам.
     Обычно  в случаях территориальных изменений (слияния государств, их разделения, отделения одного государства от другого) наступает правопреемство государств в отношении международных договоров, которое регулируется нормами международного права, нашедшими свое отражение, в частности, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. В основе этих норм лежит принцип сохранения стабильности международных договоров. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие государства договорились об ином или когда применение данного договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило условия его действия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.