На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление рыночной экономики в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения  в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку  и годовые планы были основными  механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды. Региональные комитеты затем делали конкретные планы по выпуску определенного количества единиц продукции для каждого государственного предприятия и по сельско-хозяственной продукции для каждого колхоза или совхоза. Централизованная плановая система базировалась на предположении если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение будут сбалансированы.
Прибыль, рыночные отношения спроса и предложения  рассматривались как пережитки  капитализма, которые со временем должны себя изжить и исчезнуть. Цены на продукцию устанавливались административным путем, причем искусственно занижались цены на продукцию именно тяжелой промышленности для стимулирования спроса на нее. 
Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов до простых работников. На государственном уровне, около семидесяти министерств и государственных комитетов, отвечали за свои отрасли экономики, контролировали экономическую активность в им подчиненных секторах. Региональные комитеты отчитывались перед государственными за выполнение планов в им подчиненных регионах. 
Планы устанавливались как на добычу полезных ископаемых, так и на производство конечных товаров и услуг для потребления. Теоретически, но не практически, централизованная плановая система обеспечивала баланс выпуска продукции между секторами экономики. При плановой экономике государство выполняло распределяющую функцию, которую выполняют цены при рыночных отношениях. В Советском союзе цены фактически нужны были только для обеспечения учета. Правительство устанавливало цены на все продукты, базируясь на роли каждого такого продукта в экономике и, реже, исходя из себестоимости производства, но никак не на основе экономических критериев (спроса и предложения). Такая система приводила к появлению аномалий. Так, например, цены на хлеб были значительно ниже себестоимости его производства, а промышленность обеспечивалась сырьем и топливом по ценам ниже рыночных. 
Плановая система позволила советским лидерам эффективно перераспределять ресурсы во время кризисов, а также быстро восстановить экономику СССР после второй мировой войны. Быстрое восстановление экономики после войны, а также преимущественное развитие оборонной промышленности в последующие годы сделали Советский союз супердержавой.
 

Предпосылки 

Осенью 1991-го года положение в экономике СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский  рынок практически не существовал. Прилавки магазинах в городах  были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20% урожая. Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991г. страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и  достигли небывало низкого уровня – всего 289,6 т, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали  большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива. 

2 варианта действий 

Экстремально  тяжелое состояние экономики  СССР требовало чрезвычайно быстрых  и решительных мер. Перед Российским правительством во главе с президентом  Ельциным, когда оно взяло на себя ответственность за судьбу страны, открывались два варианта дальнейших действий.
В соответствии с первым вариантом необходимо было стабилизировать экономическую  обстановку при помощи традиционных советских методов – ужесточения  снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного повышения, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров.
Второй вариант  предполагал быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с  некоторыми мерами, направленными на стабилизацию ситуации, - ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной денежной политикой и т.п. Институциональные реформы должны были бы проводиться одновременно с мероприятиями по макроэкономической стабилизации.
     Первый  вариант был более понятен  руководителям всех уровней и  народу, воспитанному в полном доверии к государству и ожидавшему от него быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Однако для реализации этого варианта требовались политические и организационные механизмы, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Но государственные институты были ослаблены, а вертикаль власти практически распалась.
     Второй  вариант был малопонятен и  населению, и хозйяственным руководителям. Ясно было лишь, что он связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро перейти в совершенно новую ситуацию.
     После некоторого колебания президент  Ельцин сделал выбор в пользу второго  варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство, состоявшее в  основном из молодых ученых-экономистов. Первым вице-премьером, определившим экономическую стратегию, а также министром экономики и финансов стал Е.Т.Гайдар, вице-премьером по социальным вопросам был назначен А.Н.Шохин, председателем Комитета по управлению государственным имуществом – А.Б.Чубайс.
     Основными задачами правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночным отношениям и приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий в подобной ситуации входили либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансово-денежной политики, выход из товарного дефицита, отказ от множественности курсов рубля и постепенная стабилизация валютного курса, структурная перестройка и т.д.
     Уже тогда проявился первый конфликт между демократической формой принятия решений и потребностями быстро трансформирующейся экономики в оперативном управлении. В результате на том же Съезде народных депутатов осенью 1991 г. было принято постановление о предоставлении президенту дополнительных полномочий в области принятия решений, связанных с реализацией реформы.
     В октябре 1991г. на Съезде народных депутатов  РСФСР Б.Н.Ельцин официально известил о начале экономической реформы: с января 1992г. государство отказывается от контроля за ценами. Реформы были недостаточно подготовлены, но оттягивать их далее стало невозможно – государство обанкротилось и не могло, как прежде, снабжать население и предприятия товарами и кредитами по твердым ценам.
     В ноябре 1991г. выходит указ, заложивший основы последующей жесткой налоговой системы России: налог на прибыль был установлен в размере 40%, введен налог на добавленную стоимость в размере 28%.
     Тогда же был подписан указ о либерализации  внешнеэкономической деятельности в России, согласно которому экспортом и импортом было разрешено заниматься всем желающим. Был введен плавающий курс рубля и разрешена деятельность обменных пунктов. Выходит указ президента «О приватизации» - уже в 1992 году планировалось приватизировать от 50 до 70% предприятий в разных отраслях.
     В январе 1992 года либерализация цен  вступила в силу: государство перестало контролировать цены почти на все товары и услуги (за исключением энергоносителей, транспорта, хлеба, молока, водки, ряда тарифов). Тогда же Центробанк отменил ограничения на рост кредитных ставок. Устранение жесткого контроля за ценами со стороны государства в стане сразу же привело к небывалому росту абсолютно всех цен: к концу 1992 г. цены выросли примерно в 100-150 раз (при росте средней зарплаты в 10-15 раз).
     Динамика  изменения реального ВВП России за 1991-2009 гг. представлена на рисунке 1.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – динамика изменения ВВП России 

     Была  ликвидирована почти вся система  централизованного распределения  ресурсов, что вместе с либерализацией цен ударило по деятельности товарных бирж, их число стало резко сокращаться.
     После либерализации цен усилился кризис неплатежей: и слабые, и сильные предприятия, лишившись оборотных средств, которые раньше беспрепятственно поступали из Госбанка, были опутаны сложными взаиморасчетами с поставщиками и потребителями, что создавало для них дополнительные трудности в процессе адаптации к рыночным отношениям.
     В августе 1992г. началась массовая ваучерная  приватизация, передавшая большинство  предприятий в частные руки и разгрузившая бюджет.
     В результате летнего ослабления жесткой  кредитно-денежной политики ускорился  рост цен (средне-месячный уровень инфляции достиг 21%) и произошло обвальное  падение курса рубля.
     К концу 1992 г. в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов по вопросу инфляции. Сторонники инфляции выступали за продолжение мощного государственного финансирования народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. Сторонники антиинфляционного варианта – представители бизнеса, сумевшие приспособиться к рынку, - были заинтересованы в макроэкономической стабильности. Борьба между этими группировками в первой половине 1993 г. привела к неустойчивому экономическому положению, что выразилось в колебании уровня инфляции от 12 до 35% в месяц.
     На  смену явной денежной эмиссии  пришла политика «мягкого инфляционизма», суть которой состояла в выборочной поддержке национальных предпринимателей. Государство стало фактически подавлять  конкуренцию во многих отраслях.
     К сентябрю 1993 г. противоречия между властями зашли в тупик и достигли критического состояния.  Законодательная власть стала олицетворять все консервативные силы в обществе, препятствующие реформам. 
       В результате президент Ельцин 21 сентября 1993г. издал указ о  роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Был ликвидирован принятый Верховным Советом федеральный бюджет.
     В течение ноября была проведена почти  полная либерализация сельскохозяйственного  сектора, включая цены на зерно. Президент  издал указ о частной собственности на землю.
     В 1993 г. выходит новая Конституция  РФ. 
     В 1994 г. ваучерная приватизация окончена. Провозглашается второй этап – денежная приватизация. Происходит принятие нового таможенного тарифа, сопровождающегося отменой экспортных квот, отказ от кредитования бюджетного дефицита. Основные институты рынка в стране к этому времени были созданы.
     В 1995 г. принята Комплексная программа  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций в экономику  России.
     Весной 1996 г. МВФ полностью признал российские реформы и в подтверждение этого принял решение о выделении России кредита по программе «расширенного доступа».Поступления этого кредита позволили стабилизировать финансовое состояние хозяйства и вызвали доверие западных инвесторов.

Особенности российского пути развития рыночной экономики

     Россия  начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и опиравшийся  на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Не с чистого листа, а обладая громадным потенциалом, страна выставила себе рыночные ориентиры. Общество поддержало перемены и поверило в то, что рыночная мотивация приведёт к росту эффективности экономики и повышению уже достигнутого на тот момент уровня жизни населения.
     Россия  – единственная в мире страна, обладающая самой большой территорией, которая  покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные  зоны. Вовлечение всей территории в  экономический оборот было одним из результатов советского периода развития. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закреплённой за ними территории. В условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. А это невозможно достичь без учёта территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов. Снять такие противоречия возможно путём гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов, что особенно актуально для российских условий.
     Резкий переход на ориентацию только на частные интересы неизбежно приводит (о чём свидетельствует опыт российского переходного периода) к формированию угрозы целостности страны, созданию основ для противоречий между 89 российскими регионами.  

     Кроме того, само геополитическое положение России, по существу выступающей связующим звеном между  Востоком и Западом, Севером и Югом, даёт несомненные преимущества стране в её рыночном развитии.
Однако структура экономики и хозяйствующих субъектов допереходной России носили смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики.
Особую роль в механизме функционирования российской экономики до 1991 г. играла административно-партийная система. Поэтому когда не стало партийного принуждения, в общественных отношениях возникла пустота, которая долгое время держала экономику в стопоре, ибо важнейшие черты ответственности бизнеса и государства перед обществом, обычные для нормальных демократических условий, на время оказались отодвинутыми из практики российских рыночных преобразований. И в этом также проявилась особенность российского пути к рыночной экономике.
Ценовая политика
     Под инфляцией понимается процесс обесценивания  или снижения покупательной способности  денег. Различают два вида инфляции – открытую и скрытую. Открытая, или ценовая инфляция проявляется в росте общего уровня цен. Скрытая, или подавленная возникает в условиях, когда государство в той или иной степени осуществляет административный контроль за  ценами, препятствуя их повышению, и проявляется в усилении дефицита.
     В механизме ценообразования административной системы в СССР цены устанавливались  и изменялись по решению государственных  органов.
     Либерализация цен привела к усилению неплатежей. Реальная денежная масса сократилась до 12-15% от ее долиберализационного объема. Начались невыплаты зарплаты, отсутствие сбыта.
     Либерализация цен поставила перед предприятиями  проблему самостоятельного формирования стратегии и тактики ценообразования.
     Появилась ценовая дискриминация. Существовало три уровня цен на одну и ту же продукцию. Самый низкий уровень цен предприятия держали для узкого круга своих традиционных потребителей. Цены для новых партнеров - государственных предприятий устанавливались выше в 2-2,5 раза. Самые высокие цены выставлялись для новых негосударственных структур.
     Динамика  цен на потребительском рынке: сначала резкий скачок до состояния гиперинфляции (в результате либерализации цен), затем постепенное затухание. Это обусловлено состоянием оптовых рынков и динамикой доходов.
     Другой  фактор, определявший динамику потребительских  цен, - это спрос. Недостаточно жесткая  эмиссионная политика очень быстро вызвала ускорение инфляции на потребительском  рынке. Ужесточение же денежной политики и сдерживание роста заработной платы постепенно снижали ее.
     Положение с ценами принципиально изменилось после августа 1998 г. Значительное количество средств, замороженных в финансовой системе, привели к общему снижению покупательной способности населения. Вместе с сокращением бюджетного дефицита в результате подорожания нефти на внешнем рынке и умеренной эмиссии это позволило в 1999 г. сократить инфляцию до уровня 36,5%.
     Динамика  показателей инфляции за последние 18 лет представлена в таблице
     Таблица – Индекс потребительских цен
Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Инфляция, % 160,4 2508,8 839,9 215,1 131,3 21,8 11,0 84,4 36,5 20,2
Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009  
Инфляция, % 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8  
 
     Положение предприятий в ходе экономической реформы
     Большинство предприятий страны оказались неготовыми к переходу работы в рыночных условиях, что привело к убыткам и  падению эффективности производства.
     Можно выделить следующие причины, способствующие возникновению проблем с выполнением предприятиями своих обязательств:
     - политическая и экономическая  нестабильность в стране;
     - разрушение единого экономического  пространства в рамках бывшего  СССР;
     - ранее сложившиеся структурные  перекосы в экономике страны  – в результате особенно тяжелое положение в базовых и высокотехнологичных отраслях;
     - отсутствие необходимых оборотных  средств, связанное с резким  ростом цен на потребляемую  продукцию;
     - отсутствие соответствующего условиям  переходного периода налогового  законодательства.
     В конце 1993 г. начался новый этап развития экономических отношений в рамках переходного периода.
     1) Началась структурная перестройка  экономики. При этом наблюдается  тенденция перехода общего кризиса  экономики в структурный кризис  производства в конкретных отраслях: машиностроение, оборонные предприятия, тяжелая промышленность, сельское хозяйство.
     2) Обострились проблемы неплатежей  между предприятиями. В результате  предприятия электроэнергетики,  нефтедобычи, транспорта, сельского  хозяйства, предприятия оборонных отраслей были вынуждены отпускать своим партнерам продукцию без гарантий ее оплаты.
     3) Государство попыталось решить  проблему платежной дисциплины  без осуществления дополнительной  денежной эмиссии, рыночными механизмами. 
     4) В процессе приватизации изменились организационно-правовая форма и собственник большинства бывших государственных предприятий. Началось формирование рынка ценных бумаг приватизируемых предприятий, начали создаваться условия для привлечения инвестиций.
     Промышленное  производство в целом прошло пик своего падения в 1993-1994 гг., после чего началось постепенное сокращение отрицательных приростов, а на рубеже 1998-1999 гг. пройден нулевой рубеж и с 1999 г. началось нарастание темпов роста промышленности. К концу 1990-х годов основные элементы хозяйственного механизма в сфере производства созданы: взаимоотношения предприятий между собой, государством, банковской и другими сферами рынка. Однако, есть определенные проблемы с недостаточным развитием малого бизнеса в России, которые до сих пор остаются одними из важнейших задач функционирования полноценного рынка.
     Расширение  самостоятельности подтолкнуло  предприятия к активной работе с  иностранными партнерами. По мере усиления спросовых ограничений внутри страны кризис сбыта стал толкать предприятия на внешние рынки. Но многие предприятия столкнулись с определенными трудностями, например, неконкурентоспособность отечественной продукции. 

     Приватизация
     Никакой рынок не может существовать без  развитого института частной  собственности. Вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из важных вопросов экономических реформ. Номенклатура, активная часть директората предприятий преподносили экономически малограмотному населению как равнозначные процессы приватизации и разгосударствления, создавая в целом безразличное и отрицательное отношение к ним.
     Приватизация  – это процесс продажи (передачи) частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. Синоним этого – «денационализация». Приватизация является формальной (внеэкономической) предпосылкой для экономической реализации частной собственности в процессе перехода от плановой экономики к рыночной.
     Разгосударствление  – процесс модификации управленческой модели госпредприятия без отчуждения имущественных прав, полного или  частичного изменения юридического статуса.
     До  начала реформ все изменения форм собственности ограничивались арендой и различными формами хозрасчета. С декабря 1990 г. после принятия в России Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в промышленности начали создаваться первые акционерные общества, как правило, с преобладанием государственной собственности.
   С ноября 1991 г. начался этап форсированной  приватизации. В его основу был  положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:
    повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
    создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
    привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
    содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
    создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.
   В РФ Программа  приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе  малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.
     Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.
     На  начало 1991 г. в стране насчитывалось  от 150 до 320 тыс. мелких (до 200 занятых), 22 тыс. средних (200-1000 занятых), 8700 крупных (1000-10000 занятых) предприятий, включая 2700 оборонных, и около ста предприятий-гигантов (свыше 1000 занятых). На начало 1993 г. в Госкомимуществе РФ было зарегистрировано около 205 тыс. госпредприятий на самостоятельном балансе, подлежащих приватизации. К середине 1995 г. были приватизированы только 120 тыс. предприятий, что составило 52,5% предприятий. Если добавить к ним предприятий, созданные вне приватизационного процесса, частный сектор составил к этому времени около двух третей народного хозяйства, создав экономическую базу необратимости реформ.
     Процессы  приватизации включали в себя не только переход в частную собственность  предприятий, но и приватизацию жилья. В июле 1991 г. был издан Акт «О приватизации жилья в России», в  соответствии с которым граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать в наем или завещать свои квартиры. Всего к началу 1995 г. в стране было приобретено в собственность почти 11 млн. квартир. Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики.
     Кроме того, имела место приватизация земли. Противниками приватизации земли были руководителя колхозов, совхозов, чиновники агропромышленного комплекса, стремившиеся сохранить в своих руках функции управления сельским хозяйством. Приватизация земли усложнялась огромными масштабами аграрного сектора, высокой степенью монополизации снабженческо-сбытовых и перерабатывающих организаций АПК. На местах почти не существовала полноценная регистрация земельных площадей, отсутствовали земельные инспектора для ее проведения. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую стандартную форму ассоциаций. Большая часть колхозов была преобразована в форму партнерства. К концу 1993 г. 95% колхозов и совхозов произвели необходимые преобразования. Вторым шагом в осуществлении земельной реформы было дальнейшее развитие семейных ферм, их переход от арендной формы к частному хозяйству.  Еще одним направлением стало развитие личных подсобных хозяйств. Произошла массовая приватизация земельных участков, тем самым увеличилось количество частных собственников земли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современное состояние российской экономики

ВВП России

ВВП
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.