На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АНО ВПО  ЦЕНТРОСОЮЗА РФ
"РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"
 ЧЕБОКСАРСКИЙ  КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
(филиал)
Финансовый факультет 
 
 

Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория» 

Тема:
Проблемы  и экономические  последствия присоединения  Российской Федерации  к ВТО 
 

                Работу  выполнил:  

                Работу  проверил 
                 
                 
                 
                 

Чебоксары 2011 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая интеграция: содержание и формы 5
2 Всемирная торговая  организация, принципы  ее функционирования 11
2.1 История создания  ВТО 16
3 Проблемы вступления  России в ВТО 19
3.1 Проблема паритетности  условий вступления  секторов российской  экономики в ВТО 19
3.2 Правовые проблемы  присоединения России  к ВТО 23
3.3 Социально-экономические  последствия вступления  России в ВТО 28
3.4 Кадровые проблемы  при вступлении  России в ВТО 32
Заключение 35
Список  использованной литературы 37 

 


     ВВЕДЕНИЕ

 
     Мы  твердо приняли решение двигаться  в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.
     Но, подтвердив в очередной раз решимость  России присоединиться к ВТО, президент  тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава  российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах  на вступление в ВТО на нестандартных  условиях».
     Насчет  нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам  пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.
     Ключевой  вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения  к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях  ситуацию в различных секторах российского  хозяйства, в принципе невозможно.
     Сегодня можно достаточно точно назвать  как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это  сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора  и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО.
     Другими словами, отраслевые интересы сегодня  очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.
     «Одним  из негативных моментов вступления в  ВТО является то, что наша наука  не очень хорошо анализирует эти  вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы  не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в  целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях  основываемся прежде всего на диалоге  с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках  нашей науки».
     Невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.
 


     1 Экономическая интеграция: содержание и формы

     Процедура присоединения к Всемирной торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
     На  первом этапе в рамках специальных  рабочих групп (РГ) происходит детальное  рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического  режима присоединяющейся страны на предмет  их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как  правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами  РГ. В рабочей группе по присоединению  России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров[9].
     Прежде  всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются  в двусторонних Протоколах по доступу  на рынки товаров и услуг), а  также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется  в Докладе Рабочей группы).
     В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай  не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.
     В случае противоправных действий со стороны  какого-либо члена организации, любая  страна сможет обращаться с соответствующей  жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны  для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
     В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров  по либерализации доступа на рынки  и условия присоединения оформляются  следующими официальными документами[10] :
     - Докладом Рабочей группы, где  изложен весь пакет прав и  обязательств, которые страна-соискатель  примет на себя по итогам  переговоров;
     - Списком обязательств по тарифным  уступкам в области товаров  и по уровню поддержки сельского  хозяйства;
     - Перечнем специфических обязательств  по услугам и Списком изъятий  из РНБ;
     - Протоколом о присоединении, юридически  оформляющим достигнутые договоренности  на дву- и многостороннем уровнях. 

     Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.
     На  заключительном этапе присоединения  происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного  Генеральным советом. После этого  указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального  законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
     Круг  вопросов, рассматриваемых российской Рабочей группой является стандартным  для всех присоединяющихся стран  и сформулирован следующим образом: «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к  Всемирной торговой организации  на основании Статьи XII и представить  Генеральному Совету рекомендации, которые  могут включать проект Протокола  о присоединении»[11].
     Первое  заседание Рабочей группы по присоединению  России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией  в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами  по Меморандуму. В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного  процесса по присоединению России к  ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению  дальнейшего проведения переговорного  процесса по присоединению России к  ВТО. Все прошедшие годы переговорный процесс то активизировался, то приостанавливался  в связи с определенными политическими  и экономическими проблемами.
     В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем  направлениям [12].
     1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
     К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров  на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению  России к ВТО, которые выразили желание  вступить в такие переговоры.
     В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих  в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению  с сегодняшним днем.
     Уровень таможенной защиты сельского хозяйства  не уменьшается ни по одному из базовых  сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период.
     Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный  уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень  в настоящее время – 10,0 % (при  этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом  эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 2,9 % [14].
     2. Переговоры по  сельскохозяйственной  проблематике.
       Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы   допустимых объемов внутренней  господдержки аграрного сектора  (AMS) в рамках так называемой  «желтой» корзины (субсидии, подлежащие  сокращению), а также уровня экспортных  субсидий на сельхозтовары и  продовольствие. Рассмотрение этих  вопросов, как правило, проходит  в ходе многосторонних консультаций  с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской  группы (ведущие либерально настроенные  экспортеры сельхозпродукции) и  других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно  сложный характер.
     23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах  по сельскому хозяйству принял  участие  Министр сельского  хозяйства Российской Федерации  А.В. Гордеев. Министр представил  аргументы в поддержку позиции  России на переговорах по сельскому  хозяйству, подчеркнув необходимость  согласования заявленного ранее  объема поддержки сельского хозяйства  для реализации Государственной  программы развития сельского  хозяйства и регулирования рынков  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год)[16].
     По  итогам встреч было принято решение  о необходимости продолжения  работы на уровне переговорщиков для  выхода на приемлемые для России и  членов ВТО обязательства по поддержке.
     3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.
     По  итогам завершившихся переговоров  Россия согласилась принять обязательства  примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков  услуг на российском рынке по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть  транспортных услуг, часть медицинских  услуг и пр.). Такая позиция  позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг  от иностранной конкуренции в  будущем.
     4. Переговоры по системным вопросам  посвящены определению мер, которые  Россия должна будет предпринять  в области законодательства и  его правоприменения для выполнения  своих обязательств как будущего  члена ВТО. Основой для переговоров  здесь является проект Доклада  РГ  – ключевого документа,  в котором будут изложены права  и обязательства, которые Россия  примет на себя по итогам  всех переговоров. Сейчас работа  по системным вопросам сконцентрирована  на обсуждении текста этого  документа. 
     В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению  России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены  консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области поддержки сельского  хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского  хозяйства и другим системным  вопросам. Состоялось восемь раундов  трехсторонних консультаций с делегациями  США и ЕС, по результатам которых  удалось существенно сблизить позиции  сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам[17].
     Очередная версия Доклада РГ по присоединению  России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г.  состоялось многостороннее обсуждение  этого документа.
     Вопросы присоединения России к ВТО постоянно  находятся в поле зрения федеральных  органов исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.
     В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную  комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с  Организацией экономического развития и сотрудничества, которую в настоящее  время возглавляет первый заместитель  Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители  ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация  процесса присоединения и выработка  переговорной позиции российской стороны [18].
     Основным  элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского  законодательства и правоприменительной  практики в соответствие с нормами  и правилами ВТО.
     С 2000 года при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию  ВЭД). Одним из основных направлений  его деятельности является выявление  мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых  кругов по вопросам, связанным с  присоединением России к ВТО, а также  координация законотворческой деятельности в этой сфере.
 

     

     2 Всемирная торговая  организация, принципы  ее функционирования

     Всемирная торговая организация (ВТО) – это  международная организация, созданная  для урегулирования торговых проблем  в соответствии с соглашением  крупнейших торговых стран мира о  снижении экспортных и импортных  барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)[1].
     Всемирная торговая организация обеспечивает общие институциональные рамки  для осуществления торговых отношений  между ее членами в вопросах, относящихся  к соглашениям и связанным  с ними правовым документам.
     Таким образом, ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной  торговли товарами и услугами.
     Правовую  основу ВТО составляют:
     -  Генеральное соглашение о торговле  товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),
     - Генеральное соглашение о торговле  услугами (ГАТС);
     - Соглашение о торговых аспектах  прав интеллектуальной собственности  (ТРИПС).
     Соглашения  ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
     Основной  целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с  другом на основе справедливой и свободной  конкуренции.
     Правила ВТО на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом  дели они основаны на трех простых  принципах[2]:
     1)            Принципе наибольшего благоприятствования  (РНБ), который означает предоставление  иностранным товарам и иностранным  поставщикам услуг таких же  условий на внутреннем рынке  государства-участника, какие предоставляются  иностранным товарам и иностранным  поставщикам услуг из третьих  государств-участников. То есть, речь  идет о недискриминации между  товарами (работами, услугами) из различных  стран-участниц;
     2)            Принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам  не следует применять менее  благоприятный режим в отношении  иностранных товаров и услуг,  чем тот, который применяется  в отношении отечественных аналогичных  товаров и услуг. В то же  время в отношении услуг возможно  сделать определенные изъятия,  которые дадут национальным поставщикам  услуг более льготные условия  деятельности на рынке; 
     3)            Принципе транспарентности, который  является ключевым в юридической  системе ВТО. Хотя формально  он закреплен только в Генеральном  соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает  всю систему Соглашений в рамках  ВТО. Он означает, что для обеспечения  доведения до сведения иностранных  поставщиков товаров (работ, услуг)  всей информации, касающейся торговли  соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны  обязаны публиковать документы,  содержащие нормы права, которые  регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется  создать информационный центр,  где другие страны-члены могут  получить информацию о законах  и постановлениях, действующих в  соответствующих секторах экономики.  Принцип транспарентности является  международно-правовым выражением  принципа неприменения неопубликованных  нормативных правовых актов, на  котором основаны правовые системы  всех цивилизованных стран мира.
     Важнейшими  функциями ВТО являются[3]:
     1)            контроль за выполнением соглашений  и договоренностей пакета документов  Уругвайского раунда;
     2)             проведение многосторонних торговых  переговоров между заинтересованными  странами-членами;
     3)             разрешение торговых споров;
     4)            мониторинг национальной торговой  политики стран-членов;
     5)        техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
     6)            сотрудничество с международными  специализированными организациями.
     Главные задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений  в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся  странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
     Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
     Решения на высшем уровне в ВТО принимает  Министерская конференция, которая  собирается как минимум один раз  в два года. Первая конференция  в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила  курс стран-участниц на либерализацию  торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО  три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между  торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок[4] .
     Подробная схема организационной структуры  ВТО представлена в Приложении 1.
     В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.
     В ведении Генерального совета также  находятся два специальных органа:
     - орган по анализу торговой  политики;
     - орган по разрешению споров.
     Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
     Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
     Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами.
     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам.
       Совет по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности,  помимо осуществления контроля  за выполнением соответствующего  соглашения (ТРИПС), занимается также  вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
     Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения[5].
     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены.
     Основные  обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным  советам и комитетам, а также  Министерской конференции, оказывать  техническое содействие развивающимся  странам, проводить анализ мировой  торговли и разъяснять положения  ВТО общественности и средствам  массовой информации. Секретариат также  обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства  стран, желающих стать членами ВТО.
     Рабочие языки ВТО - английский, французский  и испанский. Бюджет организации  на 2008 г. составляет 163 млн. швейц. франков (около 90 млн долларов США).
     Таким образом, подытоживая общую характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно  сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия  стран-членов ВТО могут торговать  друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО  для получения определенных экономических  выгод и повышения конкурентоспособности  свои товаров.

     2.1 История создания ВТО

     Попытки создать Всемирную торговую организацию  были предприняты сразу по окончании  Второй мировой войны. Люди, которые  этим занимались, ясно представляли, что  такой важный участок международного экономического общения, как международная  торговля, не может существовать без  общепринятых правил движения на мировом  рынке.
     В 1947-1948 гг. был создан проект, устав  полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали  и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации  мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный  валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого  не произошло по вине Соединенных  Штатов Америки [6].
     Второй  раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать  это не удалось опять из-за американцев.
     В 1964 г. инициативу проявил Советский  Союз. Тогда из-за сопротивления  западных стран нам реализовать  эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и  развитию. Она действует и сегодня.
     Только  в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная  торговая организация.
     В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой  для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали  условия доступа к рынкам с  тем, чтобы позволить бизнесу  превратить торговые уступки в новые  торговые возможности.
     В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам  по торговле, из которого выросла Всемирная  торговая организация. Чтобы стать  полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжает путь, а не начинает.
     Цель  создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы  рынки оставались открытыми и  чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных  и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО  имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных  мер для ограничения доступа  на свой рынок[7].
     Введение  таких мер возможно в связи  с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или  в связи с нарушением торговыми  партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца  осведомлены о преимуществах  торговой системы ВТО. Основная причина  этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым  людям получить от нее выгоду и  осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что  эта правовая система не только коммерчески  выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет  им большие права.
     Она создана для реализации постановлений, принятых на последней стадии переговоров  о либерализации торговли в рамках ГАТТ, которые получили известность  как Уругвайский раунд и продолжались с 1986 по 1993. К июлю 1995 членами ВТО  стали 96 стран и две зависимых  территории, к январю 1998 - 150 государств, на которые приходится более 95% мировой  торговли. В их числе Соединенные  Штаты, Канада, Япония, большинство  государств Западной Европы и многие страны Восточной Европы, Азии, Латинской  Америки и Африки. 

     В настоящее время полноправными  участниками ВТО являются 153 государства, причем, только 25 из них стали новыми членами [8]
     Более тридцати государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство  из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства  СНГ  находятся на различных стадиях  присоединения к ВТО.
     Помимо  этого, свыше 60 международных организаций  имеют статус наблюдателя в различных  структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО  действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере  мировой торговли.
     Таким образом, подводя итоги изучения истории создания и развития ВТО, можно сделать следующие выводы.
     Дата  начала существования ВТО как  преемницы ГААТ- 1995 года. С этого  самого момента ВТО начинает активно  расширяться, пополняясь новыми странами-участниками. Активизируется и рост числа стран-наблюдателей. По состоянию на 2011 год ВТО включает в себя 151 страну-участницу и более  тридцати стран – наблюдателей.
     История отношений России с ВТО насчитывает  уже почти двадцать лет. Но несмотря на это, четкого понимания экономических  выгод и потерь России от присоединения  к организации как не было, так  и нет. Ясно лишь, что выиграют экспортеры небиржевых сырьевых товаров (рынки  биржевых товаров правилами Всемирной  торговой организации не регламентируются).
 

     

     3 Проблемы вступления России в ВТО

      

3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО

     В секторах монопольного типа, то есть в  так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая  и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными  банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые  услуги [19].
     Противниками  членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые  принято называть реальными секторами  экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли  в ходе реформ и не в состоянии  конкурировать с зарубежными  фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в  сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее  её научному, кадровому, природному и  иному материальному потенциалу.
     Возможно, со временем на «расчищенную» от российских предприятий экономическую площадку придут зарубежные инвесторы со всеми  вытекающими отсюда последствиями. Однако этому процессу может помешать рост социальной напряженности в  стране, который будет усиливаться  по мере развала упомянутых ранее  и других реальных секторов экономики [20].
     В спорах по поводу вступления в ВТО  противники форсирования данного процесса обоснованно отмечают недостаточную  прозрачность позиций российской стороны  на переговорах. Действительно, руководство  страны не освещает в должной мере условия вхождения в ВТО, а  также возможные позитивные и  негативные последствия от членства в ней. Во всяком случае, не излагаются научно-обоснованные аргументы, базирующиеся на конкретных расчетах, которые убедили  бы общество в целесообразности принимаемых  Правительством России мер в данной области. Это, как минимум, дает основание  полагать, что интересы России на переговорах  с руководством ВТО отстаиваются в недостаточной мере.
     Среди множества вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.
     Вызвано это тем, что по правилам ВТО любая  льгота, предоставленная одной стороне  по какому-либо вопросу, сопряжена с  необходимостью уступок в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько  уступили, к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно потребуют  уступок на рынке других товаров.
     В случае вступления России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике  страны может быть нанесен очередной  удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический  кризис.
     Основным  условием обеспечения приемлемых условий  хозяйствования является наличие научно-обоснованного  межотраслевого баланса. Формирование данного баланса – одна из ключевых задач системы государственного управления в области экономики. Без её решения избежать возникновения  диспаритета цен практически  невозможно. Диспаритет же цен, в свою очередь, неизбежно ведет к экономическому, социальному, а затем и к политическому кризису [22].
     Механизм  зарождения кризиса в одной отрасли  и его распространения на всю  экономику схематично заключается  в следующем.
     Известно, что кризис в аграрном секторе  во многом обусловлен несправедливыми  отношениями между сельскохозяйственными  предприятиями и формированиями других отраслей. К примеру, пользуясь  своим монопольным положением, в  течение продолжительного времени  банки существенно завышали стоимость  кредитов, предоставляемых хозяйствам, а перерабатывающие предприятия  слишком явно занижали цены на закупаемую у сельхозтоваропроизводителей  продукцию. Более того, даже по таким  бросовым ценам рассчитывались с  хозяйствами несвоевременно, или  вовсе не рассчитывались[23].
     Это способствовало подрыву экономики  сельхозорганизаций и, тем самым, сокращению сырьевой базы перерабатывающих предприятий. Как следствие, данная практика вскоре отрицательно повлияла уже на состояние  экономики самих перерабатывающих предприятий. В результате из них  выжили, в основном, лишь те, которые  усовершенствовали свои отношения  с сельхозтоваропроизводителями, то есть построили их на более справедливой основе.
     Затем, экономически ослабевшие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия  оказались не способными обновить свою техническую базу, снизили объемы закупок других ресурсов. Это негативно  сказалось на экономике предприятий, производящих для них технику, оборудование и оборотные средства. В связи  с этим цены на средства производства быстро стали расти. Многие это явление  восприняли, лишь как желание машиностроительных и других предприятий увеличить  свои прибыли. Однако, как показывает анализ, это не совсем так. Дело в  том, что многократное снижение объемов  реализации продукции вынуждает  данные предприятия увеличивать  цены на тракторы, комбайны, другую технику  и оборудование. Иначе они не смогут возместить затраты, то есть выжить.
     В конечном итоге, от кризиса в сельском хозяйстве в той или иной форме  пострадали многие секторы экономики, включая торговый и банковский, а  также бюджеты всех уровней. Вызвано  это снижением покупательной  способности населения, уменьшением  средств предприятий на банковских счетах, ухудшением инвестиционной привлекательности  производящих отраслей и т. д. Естественно, эти явления препятствуют росту  конкурентоспособности предприятий  торговли, банков. Поэтому вполне понятны  опасения представителей банковского  сектора, признающих свою неспособность  работать на одном поле с зарубежными  банками. Вместе с тем следует  отметить, что в этом во многом виновны  и сами банки, много лет «рубившие  сук, на котором сидят» [24].
     Нетрудно  спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию  с более сильными и гибкими  зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.
     Таким образом, ущемление интересов одной  отрасли (в данном случае аграрного  сектора) по принципу домино вызвало  цепную реакцию и нанесло ущерб  всей экономике России. Из этого  следует, что в экономике существует такой принцип, как «кризис в  одном секторе экономики приводит к кризису в других секторах». Его наличие и объективный  характер объясняются тем, что национальная экономика представляет собой единый организм. Поэтому, во избежание кризиса, с помощью государственных экономических  регуляторов необходимо формирование условий хозяйствования, приемлемых для всех отраслей.
     Анализ  зарубежного, а также передового российского опыта дает основание  полагать, что доля производителя  в цене готового к употреблению продукта должна составлять примерно 50 % с некоторыми отклонениями, как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости  от глубины переработки продукции [25].
     Важно отметить, что изучая проблемы обеспечения  паритетности условий хозяйствования для различных секторов экономики, можно сделать вывод, что нарушение  или отсутствие научно-обоснованных межотраслевых ценовых балансов является одним из основных факторов развития инфляции.
     Таким образом, из вышеизложенного следует, что секторы российской экономики  могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие не учитывается при вступлении России в ВТО, что создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых  уже говорилось, автоматически потребует  необходимость «сдачи», то есть ущемления  интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что  ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это  приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще  большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного  и других реальных секторов экономики  приобретут крайне жесткий характер.

3.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО

     В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского  законодательства в соответствие с  нормами и правилами этой организации  является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки  требуют не только федеральное, но и  региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и  ее субъектов. В первую очередь это  касается вопросов государственной  поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными [26].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.