На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Правила организации и проведения социологического нблюдения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Белорусский государственный университет
Факультет философии  и социальных наук
Кафедра социологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по МиМСИ
На тему: « Правила организации и проведения социологического наблюдения. » 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 3 курса
Заочного  отделения 
Ковалевич Виктория 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2012
Список  используемой литературы:
    Рабочая книга социолога.
    Е.В. Ковалевская, Социология.
    http://www.bestreferat.ru/referat-207829.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание:
Введение
    Планирование наблюдения.
    Выбор признаков единиц наблюдения
    Требования к наблюдателю.
    Подготовка наблюдателей.
    Разработка инструкции.
    Этапы проведения наблюдения.
    Фиксация результатов.
 
        Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Всякая наука основана на фактах. Собирая, сопоставляя, группируя и обобщая эти свидетельства объективной реальности, она открывает самое дорогое, для чего, собственно, и создана наука, а именно существующие независимо от нашей воли и сознания объективные законы мира. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Особенно урожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался. Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистике и демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым.
 В психологии основные методы научного исследования — наблюдение и эксперимент. В социологии — опрос и анализ документов, нельзя сказать, что наблюдение для социологии находится на положении падчерицы.
  Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи и экономисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о представителях естественных наук, скажем биологах, которые без наблюдения и шага ступить не могут. Развитие этнографии как науки было связано, в частности, с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.Основная нагрузка выпадает на глаза. Наблюдение по существу означает внимательное вглядывание в происходящие события, их правильное восприятие и фиксацию — желательно по особому сценарию и с помощью специальных бланков. Как только человек начал себя помнить и осознавать, он постоянно прибегал к наблюдению — полета птиц, цикла разлива рек, поведения животных, взаимоотношений людей. Наблюдал, вычленял повторяющееся и закономерное, анализировал события, делал выводы и даже пытался прогнозировать будущее. Налицо все элементы научного исследования. Так что наблюдение — древнейший из методов познания. Древнейший — и все еще самый доступный.
  А самым привлекательным делает его удивительная естественность. В этом — его первое преимущество. Позиция наблюдателя значительно ближе природе человека, чем позиция тестирующего. А комфортно чувствующий себя ученый и выводы делает более адекватные. Другое его преимущество — непосредственность. Ученый, подобно акыну, что видит, о том и поет. Социальные явления могут быть зафиксированы особенно удачливым «фотографом» в момент их возникновения, в контексте предшествующих и последующих событий. Для любителей социальной динамики лучшего и не придумаешь. Непосредственность во все времена служила вернейшим индикатором эмпирического знания. Его добывали непосредственно, т.е. с помощью слуха, зрения и осязания, фиксируя все попадающееся под руку. Вначале несистематично, а позже — облекая в сложнейшие типологии и теоретические модели. Таким образом, именно наблюдение стоит у истоков эмпирического знания. Третье преимущество — неквалифицированность. Для того чтобы стать внимательным наблюдателем, вовсе не обязательно оканчивать Гарвардский университет или годы стажироваться в крупном маркетинговом агентстве. Как раз «незамутненный взгляд» часто видит то, что скрыто от перегруженного книжными знаниями мудреца.Отсюда вытекает четвертое преимущество: используя метод наблюдения, исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и от желания членов исследуемой группы быть изученными. Напротив, в социологическом опросе нередко приходится сталкиваться с сопротивлением респондента, который отказывается или уклоняется от анкетирования, например, боясь разглашения каких-то важных для него сведений. Пятое достоинство — отсутствие специальной аппаратуры. Если речь идет об обыденном наблюдении, то никаких вольтметров, тренажеров, типографии для размножения анкет и прочих технических приспособлений не нужно. Принцип наблюдателя — пришел, увидел, победил. Еще одно преимущество — экологичность — весьма сомнительно. Далеко не всегда наблюдение протекает на природе, в горах или лесопарке. Часто ученому приходится рисковать, иногда репутацией, реже — жизнью. Если вы вознамерились провести наблюдение подростковой субкультуры, особенно экстремистского типа, то готовым надо быть практически к любому повороту событий. Только введение дополнительных параметров позволяет выделить научное наблюдение в самостоятельный вид и понять его природу. Оказывается, что это целенаправленное восприятие, обусловленное научными целями и задачами. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента). «Когда мы хотим найти новую информацию о каком-либо явлении, мы в первую очередь используем прямое наблюдение, которое обладает наивысшей степенью точности. Научный метод устанавливает определенную последовательность и правила для объективного, точного и систематичного наблюдения. Прямое наблюдение, которое можно повторить и которое имеет известные параметры, является наиболее надежным, потому что, повторив такое наблюдение при соблюдении тех же параметров, другие ученые могут убедиться в его достоверности». Даже будучи утяжелено научной терминологией — правда, не только ей, а еще, пожалуй, и научной технологией — наблюдение и тогда остается самым универсальным методом, используемых во всех без исключения науках. 

   
 

Планирование  наблюдения: 

  Перед началом исследования надо тщательно разработать план и программу наблюдения, четко установить сроки, определить условия финансирования , число помощников и их квалификацию.
Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:
1) Выявление  цели и задач наблюдения. Цель  определяет направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования  задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в  объекте наблюдения (в составе  исследуемой совокупности, в специфике  ее деятельности, в существующей  социальной ситуации и т.п.), получение  интересующей наблюдателями информации, уточнение и проверка результатов,  полученных при помощи других  методов, выдвижения предварительных  гипотез и их проверка.
2) Выявление  объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения  могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметами  наблюдения могут стать вербальные  и невербальные акты поведения  отдельных индивидов, их групп  (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей  (этносов, территориальных структур - городов, регионов и т.п.), определенные  ситуации, в которых оказываются  изучаемые индивиды и социальные  общности.
3) Выбор  способа наблюдения, как более  эффективно обеспечивающего сбор  необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды  наблюдения.
4) Определение  способов регистрации наблюдаемого  объекта, его действий и изменений.  Регистрация результатов наблюдения  может осуществляться в специально  разработанных карточках и протоколах  наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.
5) Осуществление  контроля наблюдения. Оно может  быть реализовано путем обращения  к документам, связанным с исследуемыми  событиями и ситуациями, верификации  (проверки) результатов собственных  наблюдений с наблюдениями, выполненными  другими квалифицированными наблюдателями  и т.п.
6) Обработка  и интерпретация полученной информации  может осуществляться как традиционными  методами - логическое обобщение  полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так  и методами обработки массивов  полученной информации посредством  компьютеров. Во втором случае  необходимо применение стандартизированных  карточек регистрации наблюдений.
7) Составление  отчета о результатах наблюдения  и полученных выводах. Такой  отчет должен содержать документацию  об объекте, предмете, времени,  месте и обстоятельствах произведенного  наблюдения; информацию о способе  наблюдения и роли наблюдателя;  характеристику наблюдаемых индивидов,  социальных групп, способов их  общения и деятельности в определенных  ситуациях; рекомендации по практической  реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.
 В плане организации и проведения социологического наблюдения определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудования - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным организациям. 

Выбор признаков единиц наблюдения: 

  Перед началом наблюдения при разработке протоколов необходимо разработать систему показателей, которые характеризуют изучаемые свойства. Например, по каким признакам мы будем выделять богатых людей (одежда, машины, особая манера держаться и др.). Эти показатели должны быть количественно выражены. Наблюдаемых показателей должно быть немного, иначе наблюдатель
не успеет зафиксировать их. 

Требования  к наблюдателю: 

 Перед тем как непосредственно приступить к выполнению самой процедуры, необходимо, чтобы каждый наблюдатель прошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности увидеть значимые действия, а также способности к запоминанию и умение вести точные записи.
  Наблюдатель должен быть квалифицированным, добросовестным, внимательным, терпеливым, способным фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, уметь находить общий язык с наблюдаемыми.
 Он должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы свести к минимуму
их влияние  на наблюдаемую ситуацию. Недопустима  подмена информации о процессах или объектах впечатлениями наблюдателя. 

Подготовка  наблюдателей: 

 Перед  началом исследования наблюдатель  должен пройти соответствующую подготовку.
1. Сначала  разрабатывают инструкцию наблюдения, в которой указывают цель исследования.
2. До  начала исследования наблюдателю  надо дать возможность провести несколько пробных наблюдений. Лучше, если он выполнит несколько специальных тренировочных упражнений и научится вести запись специально разыгранных или заснятых на пленке ситуаций. Если такой возможности нет, то исследователь может подготовить помощника на начальных стадиях наблюдения, делая записи параллельно с ним. Затем их сравнивают и разбирают ошибки. Следует указать, как вести наблюдение и как фиксировать результаты, как измерять изучаемые свойства, как оформлять бланк наблюдения никому его сдавать.
3. Важно  научить наблюдателя: 1) тщательно  различать наблюдаемые факты и вызванные ими реакции; 2) уметь выделить в этих фактах максимальное число элементов. Надо помнить о том, что способность к восприятию у человека ограничена. Даже при большом  желании он не сможет охватить всю наблюдаемую ситуацию целиком. В каждый определенный момент человек способен воспринимать от 5 до 9 дискретных единиц одновременно. При достаточно широкой сфере наблюдения лучше поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределив между ними функции. (Один следит за общим ходом изучаемого процесса, другой фиксирует кто и что говорит, третий следит за мимикой).
4. Желательно, чтобы наблюдатель посетил объект  до начала наблюдения. 

Разработка  инструкции: 

 Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка инструкции. Хорошо подготовленная инструкция облегчает работу наблюдателей по сбору и унификации материала.
 В инструкции следует прежде всего определить уровень, на котором наблюдатели будут выносить свои суждения, и, дать точные указания относительно того, по каким критериям те или иные действия, события, явления будут подводиться под ту или иную категорию.
 Здесь же подчеркивается необходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Так, наблюдатель не может отметить проявление агрессивности, если эта категория не отмечена в коде.
 Инструкция должна содержать также требования к способу записи наблюдаемых событий, иными словами, она должна отвечать на вопрос, как фиксировать.   Можно отмечать только наличие или отсутствие в каждый момент какого-либо действия, и конечный протокол будет указывать наблюдаемые частоты.
 В инструкции непременно указывается, должен ли наблюдатель просто регистрировать факты, или в его обязанность входят их кодировка и интерпретация.
 Если при записи требуется интерпретация намерений изучаемых лиц, в инструкции следует либо указать принцип, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить свое суждение. Все это необходимо для того, чтобы все наблюдателя по возможности одинаково оценивали наблюдение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.