На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Классно-урочная система обучения в школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формы и принципы организации  педагогического процесса………..5
      Понятие и сущность формы обучения в педагогической науке……………………………………………………………………………...5
      Типология форм организации учебно-воспитательного процесса…….10
Вывод к 1 главе…………………………………………………………………..18
Глава 2. Организация и перспективы использования  классно-урочной системы обучения………………………………………………………………..19
2.1.    Особенности классно-урочной формы обучения……………………….19
2.2.    Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения………..23
Вывод к 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список  литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Классно-урочная  система обучения – организация  учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), - классы, а ведущей формой обучения является урок.
     В общей схеме организации классно-урочной системы четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса - один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально - один возле другого - располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали. Если группировка учащихся проводится на основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, например между обычными и специализированными классами.
     Классическая  классно-урочная система (как система) возникла уже на рубеже XVI – XVII веков, хотя её отдельные элементы существовали гораздо раньше, ещё в ранних классовых обществах (например, школы писцов в Древнем Египте). Впервые классно-урочная система была описана в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского.
     Выдающиеся  учёные-педагоги, столпы советской  дидактики И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев  выделили следующие «характерные признаки  классно-урочной системы»:
     - постоянный состав учебных групп учащихся; 
          -       учебные планы и программы, определяющие содержание обучения в каждом классе;

     - строго определённое расписание учебных занятий; 
сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

     -     ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательную работу и последовательное изучение преподаваемого им учебного предмета, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к самостоятельной работе в учебных кабинетах и лабораториях, учебных мастерских и на пришкольных участках;
     - систематическая проверка и оценка знаний учащихся. 
          Объектом исследования является классно-урочная система обучения.

     Предметом исследования является выявление особенностей классно-урочной системы обучения в педагогике.
     Цель  исследования являлось теоретическое изучение классно-урочной системы обучения в педагогической науке.
     Гипотеза  исследования: Классно-урочная система  обучения в педагогике является оной из самых распространенных, но в  современных условиях и ее явных  недостатках для эффективного функционирования нуждается в организационных доработках и изменениях.
     Исходя  из цели и гипотезы исследования ставятся следующие задачи:
    Исследовать понятие и сущность основных форм обучения в педагогике;
    Рассмотреть классификацию основных форм обучения в педагогической науке;
    Изучить основные особенности классно-урочной системы обучения;
    Выявить достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.
     В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие  методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 

      Глава 1. Формы и принципы организации педагогического  процесса 

      Понятие и  сущность формы обучения в педагогической науке
 
     В современной системе общего и дополнительного образования обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации учебной работы (формах обучения).
     Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. Система форм обучения развивалась в связи с изменением содержания образования, постановкой новых задач обучения и воспитания, совершенствованием средств обучения [10].
     Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи.
     Если  рассматривать форму применительно  к процессу обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия) педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени (М. И. Махмутов, И. М. Чередов, П. И. Пидкасистый и др.). Способ организации обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, наиболее доступен для изменения, варьирования, совершенствования со стороны педагога [7].
     Одной из первоначальных форм организации  обучения выступает индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому ученика и учителя.
     В XVIII - XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства. Сейчас индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто b силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Имея очевидные достоинства, связанные с ориентацией содержания, методов, темпа занятий на личность обучаемого, эта форма очень неэкономична и непригодна поэтому как невозможности работать в группе, взаимного общения со сверстниками, состязательности, сотрудничества с ними в достижении общих целей.
     Постепенно, начиная с XV-XVI вв., прежде всего в связи с ростом потребности в расширении образования, индивидуальная форма обучения все более заменялась индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся, хотя по сути это была совмещенная по месту и времени та же индивидуальная форма работы (см. схему 10).
     
     Рис. 1 – Организационные формы обучения школьников 

     Развитие  на рубеже XVI-XVII вв. машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном. В странах мира родилась новая форма - коллективная классно-урочная система обучения. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе [3, с. 130-131].
      Когда говорят о формах чего-либо, прежде всего, обращают внимание на внешние, видимые очертания объекта. С этой точки зрения организованная воспитательная деятельность характеризуется в первую очередь количеством вовлеченных в нее участников (воспитанников, учеников): если воспитательная (учебная) работа проводится с одним воспитанником, то это индивидуальная форма воспитания (обучения), если же в воспитательную деятельность одновременно вовлечено несколько воспитанников (группа, в которой воспитатель и воспитанники постоянно находятся в прямом контакте друг с другом), то это групповая форма.
      В том случае, когда учитель одновременно работает со всем классом, руководя однотипной деятельностью учащихся, форма организации обучения и воспитания называется коллективной формой (например, урок, классное собрание и др.). Если же работа проводится с несколькими классами или с учащимися всей школы, района, города (митинг, шествие, демонстрация и т.п.), то это массовые формы организации педагогического процесса.
      Основной  формой учебно-воспитательной работы в современной российской школе является урок. Он и был сформирован Я. А. Коменским в XVII в. по внешнему признаку - числу учащихся, с которыми учитель одновременно вел работу: если до Коменского учитель учил своих учеников поочередно (индивидуальная форма организации обучения), то Коменский обосновал возможность (и реализовал ее на практике) объединить несколько десятков детей одного возраста в группу (класс) и объяснять, повторять одновременно со всеми одну тему (урок).
      Однако  этот ли признак (количество учеников) является самым существенным в характеристике современных форм организации обучения и воспитания? Ведь на уроке в современных школах количество учащихся колеблется от одного (в малокомплектной сельской школе, например) до тридцати - сорока (в школе-новостройке). И на экскурсию воспитатель может пойти как с группой, так и с одним воспитанником. То же самое можно сказать о консультациях, экзаменах и других формах организации учебно-воспитательной работы. Внешний, формальный, наблюдаемый признак в этих случаях изменяется, но сущность формы остается прежней: и с одним учеником учителя проводят уроки по расписанию, и с одним воспитанником экскурсия - все равно экскурсия.
      Форма организации учебного процесса характеризуется тем, что в ее рамках используется несколько средств или почти исключительно одно средство, но с применением нескольких методов его реализации. Например, на уроке используется преимущественно учение как средство воспитания, но ученики слушают объяснение, читают, решают задачи, отвечают на вопросы и т.п., т.е. методы освоения ими учебного материала (методы учения) разнообразны.
     Таким образом, форме присущи применение или возможность применения в ее рамках нескольких методов и даже средств. Их сочетание конструируется так, что планируется и обеспечивается решение не одной какой-либо педагогической задачи, а системы задач определенного уровня, направленности и т.п. Это свойственно всем видам творчества: в изобразительном, в литературном и других видах творчества форма - это сочетание средств и приемов, используемых автором для реализации замысла (создания художественного произведения). Форма педагогического процесса -тоже результат творчества. Это объективно, поскольку в обучении и воспитании не бывает одинаковых ситуаций. Учитель, воспитатель конструирует учебно-воспитательный процесс как индивидуально особенный в каждой отдельной элементарной его части, какой выступает его конкретная форма. Причем осознанно или неосознанно воспитанники (ученики) являются соавторами этого «произведения» [8, с. 19].
      С этой точки зрения формы организации  учебно-воспитательного процесса можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средства - учения, игры, труда, общения: формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультации и др.); игровые формы (имитации, соревнования и др.); формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.); формы общения (прямое, опосредованное и др.). Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.); наглядные формы (выставки, стенды и др.); практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.). Эта классификация в наибольшей степени соответствует особенностям деятельности таких субъектов педагогического процесса, как семья, средства массовой информации и некоторые другие.
     Каждая  форма организации педагогического  процесса многомерна, полиморфна (Б. Т. Лихачев). Даже в случаях элементарной простоты формы ее полиморфность проявляется на уровне индивидуальности отдельного воспитанника: например, решая весь урок одну математическую задачу, ученик одновременно участвует в решении ряда педагогических задач. Причем содержание каждой из задач подвижно: в процессе ее решения включаются в действие, выдвигаются на первый план другие или новые обстоятельства. Это требует соответствующего изменения в сочетании используемых средств и методов, т.е. подвижности формы, которая не должна быть (и не может быть) абсолютно стабильной [13, с. 295-298].
        Изменение формы учебной работы, например, может быть вызвано неспособностью учеников участвовать в беседе из-за слабой подготовленности, вследствие чего учителю придется объяснять им непонятное, заинтересовывая включением в практическую деятельность и т. п.  

      Типология форм организации учебно-воспитательного  процесса
 
     В теории и практике обучения биологии, экологии, основам безопасности жизнедеятельности кроме традиционной формы обучения - урока - обоснована необходимость применения разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса, необходимых для усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков. В частных методиках преподавания естественнонаучных дисциплин и безопасности жизнедеятельности принято выделять ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих форм организации учебной деятельности, которые в самом общем виде можно разделить на обязательные и дополнительные.
     К группе обязательных форм принято относить классно-урочную систему и внеурочную работу (схема 1).
     
     Схема 1 – Обязательные формы обучения
     Классно урочная система представлена разнообразными типами уроков: собственно уроками, уроками - мастерскими, уроками - экскурсиями, лабораторными занятиями, лекционно-семинарскими занятиями. Главным компонентом классно-урочной системы является урок – форма организации процесса обучения в общеобразовательной школе, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение академического часа, по расписанию. Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы, является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих. То есть урок – автономная, логически завершенная организационно-структурная единицу процесса обучения [12].
     Урок  предполагает вариабельность отношений в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», что требует применения определенных способов управления деятельностью учащихся: индивидуальной, групповой и массовой (фронтальной).
     Индивидуальная  работа предполагает использование дифференцированного подхода в процессе индивидуализации обучения, что позволяет, включая процесс мышления, задействовать личный опыт обучающегося в процессе освоения новых знаний.
     Фронтальный способ организации деятельности характеризуется совместной учебной работой учащихся всего класса по общему заданию под наблюдением и руководством учителя, предоставляя возможность управления деятельностью большого количества учащихся, ослабляя индивидуальные отношения в системе «ученик – учитель», не позволяя в должной мере учитывать индивидуальные особенности каждого.
     Под групповой формой работы понимается работа с переменными группами из 5–7 человек, созданными на основе предварительной диагностики особенностей учащихся в зависимости от цели и содержания учебного задания. Групповая форма позволяет использовать дифференцированный подход – распределять задания различной сложности между группами, учитывать интерес к виду деятельности, к изучаемой проблеме.
     Групповой характер работы позволяет привлечь большой фактический материал для установления каких-либо закономерностей, получить более достоверные выводы. В ходе групповой работы легче осуществлять контроль, выявление индивидуальных особенностей и возможностей школьников. Групповая работа способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. В группе легче происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя и свою деятельность «со стороны».
     Урок  – мастерская рассматривается как разновидностьурока, характерной особенностью которого является рефлексия по ходу обучения, где каждый учащийся может себя проявить (Н. И. Белова, Т. А. Янович). Работа мастерской принципиально не отличается от работы в малых группах при обсуждении проблемных вопросов: и здесь и там производится SWOT-анализ и используется «метод ПОПС» (подумай, обсуди с другом, подумайте вместе, скажите об этом всем).
     Экскурсия – форма организации учебного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, изучать предметы, явления и процессы в естественных и искусственно созданных условиях; форма работы с классом или группой учащихся, проводимая обычно вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту [1].
     Предусмотренные учебными программами экскурсии  являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени отведенного программой. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные новые представления, сформированные на экскурсии понятия, широко используются на последующих уроках. Экскурсия, как правило, предполагает выход за рамки времени, предусмотренного для проведения одного урока и, следовательно, может быть отнесена к внеурочной форме работы, хотя подготовка к экскурсии, обработка и представление полученных результатов может происходить на уроке.
     Лекционное  занятие посвящается принципиально важным вопросам школьной программы, характеризуется представлением материала с высокой степенью научной доказательности изложения. На лекции раскрывается сущность изучаемых понятий, процессов, закономерностей. Малое количество учебных часов не позволяет расширить рамки лекции до целого урока, поэтому в школьной практике чаще можно встретить лекционно-семинарское занятие.
     Семинарское занятие заключается в обсуждении учащимися по указанию и под руководством учителя сообщений, рефератов, результатов исследований, проектов по определенному разделу программы. Такие занятия выстраиваются на основе использования неигровых интерактивных методов обучения, таких как дискуссия, анализ конкретных ситуаций и явлений.
     Лабораторные работы представлены самостоятельной работой учащихся с применением эмпирических методов, таких как наблюдение, измерение, эксперимент на значительной части урока, поэтому лабораторные занятия правильнее рассматривать как особый вид урока [4].
     Внеурочная  работа служит продолжением урока. Внеурочная работа - форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных работ, связанных с изучением того или иного школьного курса по индивидуальным и групповым заданиям учителя.
     Необходимость организации внеурочной работы вызвана тем, что многие виды работ, необходимые для освоения программных понятий невозможно выполнить за время урока (не укладываются в рамки учебного расписания). Учащиеся работают по заданиям, полученным на уроке. Задания для внеурочных работ продумываются учителем на уроках в течение всего учебного года; результаты выполнения внеурочных работ подлежат проверке, оцениваются и используются в учебно-воспитательном процессе для решения учебно-познавательных задач. В школьной практике и методической литературе в системе внеурочной работы выделяют домашние работы, летние задания (летние работы), практические работы и экскурсии.
     Домашняя  работаформа организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий дома. В отличие от др. форм внеурочной работы домашняя работа выполняется по заданиям к каждому последующему уроку, в то время как выполнение других видов работ может носить более длительный характер. Домашняя работа дополняет работу школьников на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства со стороны учителя. Связь домашней работы с уроками осуществляется постоянно из урока в урок.
     Практические  работы разнообразнее и сложнее лабораторных, требуют определенного оборудования и материалов, постоянного руководства и контроля со стороны учителя и предлагаются с учетом возможностей учащихся и пропускной способности лабораторий, не могут выполняться фронтально. Учитель, будучи осведомленным о течении всех опытов, проводимых учащимися во внеурочное время, располагает возможностью демонстрировать на уроках опыты на различных этапах их проведения, включать в объяснения нового материала сообщения учащихся о полученных ими промежуточных и конечных результатах. Здесь начинает осуществляться обратная связь, необходимая для прогнозирования и коррекции дальнейшей совместной и индивидуальной деятельности учащихся и учителя.
     Дополнительные  формы обучения – внеклассная  и внешкольная работапозволяют в значительной степени систематизировать и расширить область знаний и умений школьников. Анализ методической литературы показывает, что внешкольная и внеклассная деятельность должна учитывать следующие условия: возрастные особенности школьников, их интересы и склонности; сочетание теоретических и практических занятий; единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды; активную практическую деятельность по изучению проблем окружающей среды и улучшению ее состояния; сочетание игровой и трудовой деятельности школьников.
     Вопрос  о внеклассной работе трактуется однозначно. Ее рассматривают как необязательную (добровольную) форму занятий учащихся, вне расписания, дома или в школе группой учащихся или индивидуально. Внеклассная работа по содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности учащихся классифицируется по трем группам: индивидуальная, групповая, массовая. Все они могут быть поделены на разовые и постоянно действующие; информационные, игровые, соревновательные, деловые формы (схема 2).
          
     Схема 2 – Дополнительные формы обучения
     Индивидуальные занятия представлены самостоятельной работу учащихся: изучение дополнительной литературы по предмету (внеклассное чтение), подготовка рефератов, работы практического характера.
     К групповой видам внеклассной работы относят кружки, секции, группы тренинга, конкурсы, олимпиады, экскурсии.
     Массовые занятия: демонстрации кинофильмов, экскурсии и походы, научные вечера, конференции, олимпиады, конкурсы, выставки работ учащихся, проведение кампаний, издание журналов, газет, альбомов.
     Различные занятия тесно связаны между  собой и органически дополняют  друг друга. Работа кружка может предшествовать выполнению учащимися индивидуальных заданий. Результаты индивидуальной и кружковой работы могут завершаться массовыми мероприятиями, охватывающими учащихся всего класса или нескольких классов.
     Исследование  школьниками реальной жизни в  процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в многокомпонентной окружающей среде.
     Велика  роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека со средой.
     Кроме внеурочной и внеклассной работы различают еще и внешкольную работу, которая выполняется учащимися на базе внешкольных учреждений по специально разработанной программе. Внешкольная работа, как и внеклассная, связана с учебным процессом, расширяет и дополняет полученные на уроках знания и имеет ряд позитивных моментов:
     – отсутствие жестких временных рамок  и строго определенного стандартом содержания;
     – возможность использовать различные комбинации форм, средств и методов обучения;
     – учет реальных интересов учащихся и  уровня их эрудиции;
     – эмоциональная привлекательность мероприятий;
     – возможность привлечения к работе с детьми специалистов разного профиля.
     В опыте ряда школ наблюдается тесная связь внеклассной и внешкольной работы, когда специалисты внешкольных учреждений, организуя занятия кружков, помогают проводить массовые мероприятия в школах. Необходимость такой связи отражена в «Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года», где рассматриваются требования к дополнительному образованию детей, цели, задачи и способы модернизации дополнительного образования. Среди них можно выделить «...сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей; совершенствование содержания, организационных форм, методов...» [6, с. 42-43].
     Обязательные  и дополнительные формы обучения - равноправные взаимодополняющие друг друга компоненты, создающие образовательную среду:
     – предоставляющую возможность для полноценного развития учащихся во всем богатстве их запросов и интересов;
     – способствующую выявлению и развитию потенциальных творческих способностей учащихся, созданию ситуации успеха для каждого участника деятельности;
     – обеспечивающую возможность приобретения опыта взаимодействия со сверстниками, людьми младшего и старшего возраста [5, с. 27-28]. 
 

     Вывод к 1 главе:
     Важная  задача, стоящая перед школой – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе, другим людям, природе, развитие необходимых практических умений и навыков, формирование стремления к самостоятельному овладению знаниями, интереса к исследовательской деятельности. Реализация этих задач будет успешной только в том случае, если работа учителя и учащихся представляет целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве научные понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы [15, с. 154-156].
     Многообразие  форм позволяет разнообразить учебный процесс, устанавливая взаимосвязи, использовать одну форму как дополнение к другой. Использование всей совокупности форм выбор их с учетом содержания, учебно-воспитательных задач, методов обучения позволяет добиваться высоких результатов в обучении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.