На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация управления экономикой

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Глава I. Экономическая система
      Экономическая система и ее элементы
      Типы хозяйственных систем
      Методы исследований в региональной экономике
      Сущность и задачи регионального управления
      Принципы и методы регионального управления
Глава II. Региональное развитие
2.2 Цели и критерии  социально-экономического развития региона
2.3 Методы управления  региональным развитием
Глава III. Организация управления экономикой
3.1 Сущность организации управления экономикой региона
3.2 Типы организационных  структур управления
Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Есть области знаний и жизненный опыт, о которых может рассуждать любой из нас. Кроме политики к таким сферам относится медицина и, конечно, экономика. Каждый человек повседневно сталкивается с экономическими явлениями и процессами. Все мы – активные участники повседневной экономической жизни, но далеко не все имеют полное представление о том, чем является экономика в действительности.
   Актуальность рассмотрения проблемы  разграничения понятий и определений,  выяснения сущностного содержания  некоторых экономических категорий  обусловливаются возросшей ролью  регионального управления, становлением  местного самоуправления, влиянием  территориальных организаций на  социально-экономическое развитие  территорий.
   В связи с этим необходимы:
    Учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;
    Опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;
    Страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления.
 
   Исключительная важность действительно  научного обеспечения радикальных  рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления. 

   Регион- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.
   Важным признаком региона является  управляемость, непосредственно  связанная с административно-территориальным  делением страны. И здесь важно  подчеркнуть, что управляемости  в определенной степени способствует  целостность региона, ибо административно-территориальные  органы должны обеспечивать управление всех элементов общественного хозяйства; материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью. 

   Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
   Экономический район – целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.
   По своему внутреннему содержанию  термин «Экономический район»  соответствует более гибкому  понятию «регион». 

Глава I. Экономическая система
      Экономическая система и ее элементы
 
 Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет  собой экономическую систему этого общества. Поняв суть  системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
   Основными элементами экономической системы являются:
    Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
    Организационные формы хозяйственной деятельности;
    Хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
    Конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
  
      Типы хозяйственных систем
      
   Современная рыночная экономика  представлена несколькими типами  хозяйственных систем. Сами хозяйственные  системы могут подразделяться на несколько типов.
   Под хозяйственной системой понимается  система производственно-экономических  отношений, определяющая порядок  взаимодействия хозяйствующих субъектов  в рамках определенных правил  и условий, оговоренных или  установленных законодательством  данного государства.
   В последние два столетия в  мире действовали различные типы  хозяйственно-экономических систем. В рыночной экономике цены  на товары и услуги устанавливает  рынок под влиянием спроса.
   Согласно действующему на рынке  закону спроса, объем покупок  обратно пропорционален уровню  цен. При  понижении цен сделать  покупку может большее число  потребителей, а при повышении  цен – количество покупателей  сокращается. 

   Рынок позволяет реализовать  частные интересы продавцов и  покупателей, ориентирует разрозненных  участников обменных операций  в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о  том, что производить, в каких  размерах, какими методами, обеспечивая  тем самым общее экономическое  развитие.
   Что исторически и логически  необходимо для возникновения  рыночных отношений? Во – первых, продавцы товара должны быть его владельцами. В рамках общественной собственности отдельный производитель не может владеть продуктом, т.е. свободно им распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное явление прочно связано с распространением(продажи) и в то же время создает личную заинтересованность в удешевлении производства товара, улучшением его качества и потребительских свойств.
   Во – вторых обмен должен стать необходимостью, переход от случайного обмена, акта реализации редких излишков к обмену как процедуре, систематически повторяющейся и жизненно необходимой, связан с разделением труда в обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло и возникают его специализированные отрасли.
   «Рынок - это оптимальная система,  позволяющая сообществу, члены которого  преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных  ресурсных возможностях, уровне  развития экономических отношений,  при других обстоятельствах совокупных  результатов», - говорил еще А.Смит. 

      Методы  исследований в региональной экономике
  
   В исследованиях регионоведов используется широкий комплекс научных методов, важнейшими из которых являются следующие.
   Системный анализ – это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.
   Метод систематизации – речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.
   Балансовый метод.  Данный метод характеризуется становлением отраслевых и региональных балансов.
   Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод, отраслевой, местный метод.
   Картографический метод. Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения.
   Метод экономико-математического моделирования. С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенность социально-экономического комплекса региона.
  
   Основой региональных экономико-экономических  моделей являются следующие положения:
    Социально-экономические аспекты каждого конкретного региона рассматриваются как основная часть общей системы регионов страны;
    Региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.;
    Региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют  ограниченную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.
 
      Сущность  и задачи регионального  управления
       
       С точки зрения современной  российской практики региональный  менеджмент – это управление  социально-экономическими процессами  в регионе в условиях перехода  его хозяйства к рыночным отношениям.
       Суть перехода от планово-директивной  системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как;
    Ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
    Формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;
    Ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри-  и внерегиональных потребителей и организации производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
    Формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
    Переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
    Оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.)
 
Задачи регионального  менеджмента многообразны. В число  основных задач регионального менеджмента  входят:
    Обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества;
    Экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
    Оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
    Обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
    Формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
      Исходя из сущности, содержания  и задач регионального менеджмента,  сформулированных выше, его объект  можно классифицировать по следующим  основным признакам.
   Принадлежность объекта к той  или иной форме собственности  (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).
   Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
   Характер продукции или услуг,  производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном  потребляется внутри региона,  продукция имеет межрегиональное  потребление, экспортная продукция  и др.).
   Воспроизводство условий жизнедеятельности  населения, удовлетворение потребностей  людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворения потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка). 

      Принципы  и методы регионального  управления.
 
   Содержание регионального менеджмента  как совокупности принципов, методов,  форм и средств целенаправленного  воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово.
   К основным принципам регионального  менеджмента относятся:
Децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность  и адаптивность, а так же принцип  выделенной компетенции.
   Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а так же делегирование функций управление функций управления сверху вниз.
   Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
   Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а так же минимальной бюджетной обеспеченности.
   Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организованной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
   Принцип выделенной компетенции ( в отличии от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а так же ресурсное обеспечение реализации каждой функции.
   Методы регионального менеджмента  так же обусловлены системой  рыночного хозяйства региона.  Под методами регионального менеджмента  принято понимать совокупность  приемов и средств воздействия  на хозяйствующие субъекты региона.  В практике регионального иенеджмента  используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредственного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые – по всем другим объектам. 
 

Глава II. Региональное развитие.
2.1 Цели и критерии социально-экономического развития региона. 

   Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.
   Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
    Рост производства и доходов;
    Перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
    Перемены в общественном сознании;
    Перемены в традициях и привычках.
   В настоящее время основной  целью экономического развития  большинства стран мира и их  регионов является улучшение  качества жизни населения. Поэтому  процесс социально-экономического  развития включает в себя три  важнейшие составляющие:
    Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
    Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
    Увеличение степени свободы людей, в том числе их эконмической свободы.
       Развитие любого региона – многоцелевой и многокретериальный процесс. 

       В качестве целей социально-экономического  развития региона используется  такие, как увеличение доходов,  улучшение образования, питания  и здравоохранения, снижения уровня  нищеты, оздоровления окружающей  среды, равенство возможностей, расширение  личной свободы, обогащение культурной  жизни. Некоторые  из этих  целей идентичны, но в определенных  условиях они могут иметь существенные  различия.
       Соответственно целям развития  регионов строится система критериев  и показателей, которые измеряют  эти критерии. Несмотря  на некоторые  различия между странами и  регионами в иерархии ценностей  и в целях развития, международные  организации оценивают степень  развития стран и регионов  по некоторым универсальным интегральным  показателям. Одним из таких  показателей является индекс  развития человека, разработанный  в рамках Программы развития  ООН. Данный показатель ранжирует  страны по восходящей от 0 до 1.
       При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
    Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
    Интеллектуальны потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
    Величина душевного дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
 
   Наряду с интегральными  показателями можно  использовать и  отдельные частные  показатели развития  региона. Среди  них:
    Национальный доход на душу населения;
    Уровень потребления отдельных материальных благ;
    Степень дифференциации доходов;
    Продолжительность жизни;
    Уровень физического здоровья;
    Уровень образования;
    Степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического  развития страны. Среди долгосрочных целей – становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.
   В качестве краткосрочных целей  можно рассматривать преодоление  кризиса и достижение конкретных  величин прироста валового продукта  в следующем году, квартале, месяце  и пр.  Долгосрочные и краткосрочные  цели по своему содержанию  достаточно сильно различаются,  меры по их достижению так  же неодинаковы.
   Нередко в качестве тактических  целей регионального развития  выступают промежуточные задачи, решающие роль необходимых условий  успешного развития.
   Среди таких тактических  целей развития  региона или города  можно назвать:
    Привлечение новых видов бизнеса;
    Расширение существующего бизнеса;
    Развитие малого бизнеса;
    Развитие центра города;
    Развитие промышленности;
    Развитие услуг сферы;
    Повышение уровня занятности населения региона.
   И так, на уровне на уровне  региона можно рассматривать  следующие критерии и соответствующие  им показатели социально-экономического  развития:
    ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
    Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
    Продолжительность жизни, уровень физического и психологического здоровья людей;
    Уровень образования;
    Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
    Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемый медицинских услуг);
    Состояние окружающей среды;
    Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
    Обогащение культурной жизни людей.
   Стандартным способом оценки  экономического развития региона  является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального  производства). Такая оценка является сегодя односторонней и недостаточной. 

2.3 Методы управления региональным развитием
   Местные органы власти любого  уровня – региона, города или  района – выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-,энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.
   Управление развитием может осуществляться  с помощью разнообразного спектра  стратегий, программ, конкретных  действий и одноразовых управленческих  решений, посредством которых   местная администрация  стремиться  стимулировать развитие экономики  региона, создать новые рабочие  места, увеличить налоговую базу, расширить возможности видов экономической активности, в которых заинтересованно местное сообщество (рис1).
Объекты управления функционированием Объекты управления развитием
Дороги Уборка  мусора
Водо-, газо-, тепло-, электроснабжение
Состояние и эксплуатация жилого фонда
Парки, благоустройство
Возникновение новых и развитие старых производств Развитие  городской инфраструктуры, прежде всего  связи и комуникаций
Занятность
Уровень благосостояния
 
 
 
  Все возможные  методы воздействия  региональной администрации  на ход экономического  развития можно  сформулировать так:
    Создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
    Регулирование деловой активности;
    Прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
   Рассмотрим эти методы управления  региональным развитием.
   Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности.
К таким  условиям следуют отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и  соответствующих прав на нее для  развития нових видов экономической  активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
   Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований. 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Организация управления экономикой региона.
3.1 Сущность организации  управления экономикой  региона.
   Организационная структура управления  является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы.
   Структура отражает состав элементов,  внутреннюю форму организации  системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
   Организационные структуры управления  имеют три сферы применения: государственную,  коммерческую и общественную. Государственная  сфера в свою очередь имеет  три уровня: федеральный, региональный  и казенных предприятий. Коммерческая  сфера управления охватывает  различные уровни корпоративного  управления: малого, среднего и крупного  предпринимательства в различных  организационных формах. Это субъекты  хозяйствования – кооперативы,  концерны, холдинги и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.