На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ощущения и их виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

         ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….3
      Общие понятие об ощущении…………………….…………..……5
      Свойства и виды ощущений……………………..……………...…..8
      Классификация ощущений……………………..…………….……11
         ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….16
         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ощущение, как таковое – достаточно непростое  психическое явление, каким кажется  на первый взгляд. Несмотря на то, что  это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах  человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни  человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей  является обыденной первичной формой психологической связи организма  со средой.
       Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.
     В самом начале жизни у людей  помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая  является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в  частности такую, которая несет  большую смысловую нагрузку или  фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов  чувств. Письменная речь чаще выступает  как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы  выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично  или даже невозможно без таких  видов ощущения как зрение, слух, осязание.
     Человек является органической частью природы  и общества, он представляет собой  достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма  направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают  познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения.  На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный  процесс без ощущений?
     Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы  своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы,  как главного органа управления деятельностью  сведения о состоянии внешней  и внутренней среды, наличии в  ней биологически значимых факторов.
     Актуальность  темы заключается в необходимости  оценить роль ощущений в жизни  человека, так как иногда это помогает в организации благополучного существования  личности в обществе, достижения успехов  в деловой среде.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОЩУЩЕНИИ
 
     В процессе познания окружающего мира, в психологии людей  исследователи  выделяют такое немаловажное явление  в жизни каждого человека, как  ощущение.
     Ощущением  называется простейший психический  процесс отражения в коре головного  мозга отдельных свойств предметов  и явлений окружающего мира, которые  воздействуют на мозг, через соответствующие  органы чувств. Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при  помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это – отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.
     Способность ощущения - это единственное явление  организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое  сознание. При всей необходимости  и значимости ощущения, дает  возможность    ориентации  в окружающем  мире.
     Наши  органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов  энергии, определенных свойств предметов  и явлений действительности, которые  являются адекватными раздражителями  для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем  для глаза, а звук - для уха и  т. д. Такая дифференцировка в  области ощущений у человека связана  с историческим развитием человеческого  общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в  виде ощущений. Ощущения считаются  самыми простыми из всех психических  явлений. Способность к ощущениям  имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что  же  касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного  мозга. Это,  в частности,  доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной  системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических  препаратов человек утрачивает состояние  сознания и вместе с ним способность  иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое  происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.
     Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной  оболочкой черепа и не вступает в  непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются  специальные  каналы связи мозга с внешним  миром, по которым и поступает  в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор – это сложный нервный  аппарат, который производит анализ окружающей среды.  Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним  относятся:
     1. Периферический отдел, или рецепторный  (от латинского слова «реципио»  - принимать), являющийся специальным  преобразователем внешней энергии  в нервный процесс. К этому  отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос и кожа)
     2. Проводниковый отдел, который,  как показывает само название, обеспечивает проведение нервного  воздействия от рецепторного  аппарата к центру анализатора  в головном мозге посредством  центростремительных (афферентных)  нервов и от центра к периферийному  отделу – посредством центробежных (афферентных) нервов.
     3. Мозговой, или центральный отдел  – высший отдел анализатора,  осуществляющий сложные функции  анализа. Здесь возникают ощущения  – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. 
     Механизм  действия анализатора заключается  в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в  нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический  процесс – возбуждение, последнее  по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический  процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое.
       Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СВОЙСТВА  И ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ
 
     Переходя  к рассмотрению свойств ощущений, приведем еще одно определение, предложенное одним из основателей американской психологии Эдвардом Титченером: «Ощущениями  мы называем те элементарные сознательные процессы, которые соединены с  телесными процессами в определенных телесных органах» [106, 22]. Оно подчеркивает связь характерных особенностей ощущений с определенным органом  чувств, его рецепторным аппаратом.
     Вопрос  заключается в том, имеют ли эти  элементы нашего сознательного опыта  свои характерные свойства или атрибуты. Поскольку в ощущениях отражаются отдельные свойства стимула или  раздражителя', то мы логично переходим  от проблемы элементарного образа к  проблеме элементарного (простейшего) стимула, т. е. тех физических параметров, которые задают следующие свойства ощущений как элементов сознательного  опыта.
     1. Специфичность энергии стимула,  действующего на соответствующий   рецептор, определяет сенсорное  качество или модальность ощущений, например: в зрении  цвет поверхности,  в слухе  высоту тона, во  вкусовых ощущениях  сладкость  раствора.
     2. От интенсивности энергии стимула  зависит интенсивность ощущения, например: в зрении  светлота светового  пятна, в слухе  громкость  звука. 
     3. Распределение стимульной энергии  в пространстве задает протяженность  ощущения в пространстве (световой  круг: большой  маленький, слева  или справа от наблюдателя;  звук: локальный  объемный; прикосновение  к коже руки может быть точечным  или охватывающим все запястье.
     4. Длительность стимула во времени  характеризует длительность ощущения (звук: короткий  длительный, боль: короткая, колющая или длительная, ноющая).
     5. Э. Титченер выделял еще одно  качество ощущения как элемента  опыта  это его ясность. Ясность  ощущения характеризует его место  в сознании индивида: то, что находится  в центре сознания, будет более  ясным, отчетливым, чем то, что  находится на периферии сознания,  неясным, туманным.
     Необходимо  отметить, что, несмотря на уникальность указанных выше сенсорных качеств, они не являются независимыми друг от друга: при изменении одного качества может измениться другое.
     Например, при изменении яркости цветового  пятна меняется его цветовой тон  и насыщенность, при усилении давления на кожу заостренного предмета чувство  прикосновения переходит в болевое  ощущение. Очень громкий звук и  очень короткий звук (интенсивностью 120 дБ длительностью 3 мс) ощущается  как короткий щелчок, а звук той  же интенсивности, но длительностью 150 мс кажется болевым раздражителем.
     Естественно, что кроме физических параметров стимуляции особенности ощущений определяются функциональными особенностями  органов чувств, вносящими свои ограничения  в отображение стимульной энергии  в сенсорные качества. Так, например, хорошо известны высокая световая чувствительность кошек в темноте и, наоборот, неспособность  человека различать цвета в условиях плохой освещенности или сниженная  способность ощущать высокочастотные  звуки пожилыми людьми.
     Далеко  не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Более  того, диапазон стимульных энергий, адекватно  отражающийся в нашем сенсорном  пространстве I , весьма ограничен, но в  целом соответствует условиям жизнедеятельности  человека, его экологии. Так, люди не обладают высокой чувствительностью  к дистантным тепловым излучениям, запахам, электромагнитным излучениям. Таким образом, далеко не весь поток  энергии, исходящий от предмета может  улавливаться нашими органами чувств и ощущаться.
     В разных школах по-разному относятся  к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория  ощущений» выделил наибольшее число  ощущений:
     Дистантные  ощущения
     - Зрение
     - Слух
     - Обоняние
     Контактные  ощущения
     - Вкус
     - Тактильные ощущения или осязание
     - Боль
     - Температурные ощущения
     - Вибрационные ощущения
     Глубинные ощущения
     - Чувствительность от внутренних  органов 
     - Мышечная чувствительность
     - Вестибулярная чувствительность 
     - Головокружение (симптом) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ
 
     В настоящее время насчитывают  около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействия внешней  и внутренней среды на рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать  их в системы и представить  связи взаимозависимости.
     Разделение  ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.
     По  расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.
     К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Она является самой большой  группой ощущений. Они доводят  до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней  средой. Всю группу принято условно  разделять на две подгруппы: контактные и дистантные.
     Дистантные  ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям  относятся слух и зрение. Следует  отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение  между контактными и дистантными  ощущениями, занимает промежуточное  положение, поскольку обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного  рецептора, несомненно, принадлежат  данному предмету. В этом и заключается  двойственность положения, занимаемого  обонянием в классификации ощущений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.