На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Грация"

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 10.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 

      Дипломная работа:   с.,    табл.,   рис.,  50 ист., 3 прил.
      КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ,  ФАКТОРЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА, РАДАР  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАТРИЦА  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
      Объект  исследования – общество с ограниченной ответственностью «Грация».
     Цель  дипломной работы: организация и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.
     В работе определена экономическая сущность конкурентоспособности, рассмотрены методы оценки конкурентоспособности организации и  продукции и проанализированы проблемы и пути повышения конкурентоспособности организации.
      Сделан  вывод об эффективности деятельности и перспективах развития ООО «Грация» на основе его финансовых и технико-экономических показателей за три года. Проведен анализ конкурентной позиции предприятия на рынке, исследованы показатели конкурентоспособности продукции и организации. 
     Сделан  вывод конкурентоспособности продукции  ООО «Грация»  и на его основе разработан комплекс мероприятий по улучшению ее повышению, включающий предложения по открытию представительства ООО «Грация» в Санкт-Петербург, совершенствованию упаковки корсетных изделий и проведению рекламной компании продукции. Предложенные мероприятия имеют практическую значимость и могут быть применены на практике с целью повышения конкурентоспособности продукции.
        

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 6
1. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции 9
1.1.Конкурентоспособность  продукции, как экономическая  категория 9
1.2.Факторы,  критерии и показатели конкурентоспособности  продукции 15
1.3 Основные  методы оценки конкурентоспособности 23
1.4. Пути  и методы повышения конкурентоспособности  товара 33
2. Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Грация» 39
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей 39
2.2. Оценка  конкурентной позиции предприятия  на рынке 43
2.3. Анализ  конкурентоспособности продукции  на основе графических методов 50
2.4. Анализ конкурентоспособности  продукции  с использованием аналитических методов 54
3.Направления повышения конкурентоспособности продукции ООО «Грация  
69
3.1 Разработка рекламной компании 69
3.2 Обоснование  расширения рынков сбыта  73
3.3 Совершенствование упаковки товара за счет установки оборудования NS-X3  
78
Заключение 82
Список  использованных источников 83
Приложение               89 

 


ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
      Конкуренция имеет важное значение в механизме  рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию  они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.
     Конкуренция выполняет следующие важнейшие  функции:
    утверждение суверенитета потребителей;
    постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
    стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
    обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
    саморегулирование товаропроизводителей;
    дифференциация товаропроизводителей;
    распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
     Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. 

     Реализация  функций конкуренции приводит к  необходимости создания в экономике конкурентной среды, как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.
     Разнообразие методологических подходов к определению конкурентоспособности предприятия не позволяет установить сущность этого понятия, состав его смыслообразующих элементов, которые необходимы для разработки методов оценки конкурентоспособности предприятия и принятия управленческих решений по моделированию ее уровня. Разное понимание одного и того же явления субъектами рынка при совместной их деятельности может препятствовать согласованным действиям. В настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющее всех субъектов рынка методов оценки конкурентоспособности не только предприятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран).
     Тема  данной дипломной работы весьма актуальна, поскольку только организация, производящая конкурентоспособную продукцию,  способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий,  для  которых существует необходимость производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу.
     Целью данной дипломной работы является определение  конкурентоспособности продукции  и выявление направлений ее повышения.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - определить экономическую сущность  понятия «конкурентоспособность  продукции»;
     - установить факторы, определяющие  конкурентоспособность продукции;
     - определить основные методы оценки  конкурентоспособности продукции;
     - проанализировать конкурентоспособность продукции ООО «Грация»;
     -выявить  пути повышения конкурентоспособности  продукции.
     Объектом  исследования является ООО «Грация».
     Предмет исследования - производственный потенциал  предприятия и его влияние  на конкурентоспособность продукции.
     Информационной базой являются Законы Республики Беларусь, постановления Правительства, справочные и нормативные материалы, а также  документы отчётности ООО «Грация».
     При исследовании применяются методы системного и логического анализа, экономико-статистические методы, а также методы математической статистики и экономико-математического моделирования.
     Временной лаг  исследования – 2007-2008 г. 
 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 

    1.1 Конкурентоспособность продукции, как экономическая категория 

     Развитие  рыночных отношений неразрывно связано  с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  получения максимальной прибыли. В  научной литературе и обыденном  общении подобное столкновение интересов  получило название конкуренция [3, с.58].
     Понятие конкуренции лежит в основе такой  экономической категории, как конкурентоспособность.
     Конкуренция — экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и                            предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [9, с. 245].
     Прежде  всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта.
     Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [19, с.5].
     Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных  уровнях и сегментах рынка.
     Термин  «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных  и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность  – это, прежде всего, способность  конкурировать или соперничать [37, с. 422] Дальнейшее уточнение данного термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет ответить на следующие вопросы:
    С кем (чем) конкурировать?
    По каким критериям и показателям?
    На каком уровне конкурировать?
     Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.
     Рассмотрим  особенности трактовки конкурентоспособность  на нескольких уровнях:
    конкурентоспособность страны;
    конкурентоспособность региона (отрасли);
    конкурентоспособность предприятия;
    конкурентоспособность товара.
     Между понятиями конкурентоспособности  на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
     С одной стороны, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.
     Но  с другой стороны, выпуск конкурентоспособной  продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом.
     Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.
     В своей работе «Конкурентоспособность: экономика,                                  стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. [32, с. 51] определил конкурентоспособность всех уровней как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар,    улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара.
     На  наш взгляд, все уровни конкурентоспособности  имеют двустороннюю связь (рис.1.1). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
     Однако  не всегда повышение конкурентоспособности  объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.
     Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности стран.
     В самом общем виде страновую конкурентоспособность  можно определить как способность  страны в условиях свободной конкуренции  производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка,
реализация  которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан [9, с.107].
       

Рисунок 1.1 - Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях. Источник: [8, с. 45] 

     Свое  понятие конкурентоспособности страны вводит в своей теории Майкл Портер [37, с. 341]. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция — это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован.
     Различия  в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в  истории - все это в той или  иной степени влияет на конкурентоспособность  национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
     Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
    факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;
    условия спроса, то есть, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью;
    родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
    стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке [32, с. 28].
     Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:
    случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать;
    государственная политика.
     Рассматривая  конкурентоспособность на региональном уровне, необходимо отметить, что современные  концепции экономической мысли по -разному трактуют понятие региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые, такие как предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона – обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни. Способность региона сделать это зависит не от какого-то понятия «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, а также труд и капитал. Вероятно это и так, но интегрирует эти и другие преимущества региона именно понятие конкурентоспособности [20, с.11].
     Что касается конкурентоспособности предприятия, то, опять же, единого определения  данного термина еще не выработано. Одним из наиболее удачных определений, на мой взгляд, является определение Яшевой Г.А., где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала [23, с.20]. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное – систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции.
     Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.
     Нередко конкурентоспособность  продукции  отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций  качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.
     Существует  множество определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина [16, с. 211] конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке.
     Однако, на мой взгляд, при определении конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.
     На  мой взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации. 

     
      Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции
     В настоящее время существует большое  количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые  из них:
     1. Классификация Гарбацевича [10, с. 45].
     - внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
     -   внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.
     2.Классификация  Трубилина [30, с. 48].
     -  факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
     - показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
     -  экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.
     3. Наиболее подробно и комплексно, на мой взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у  Р. Фатхутдинова [31,с.54]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
     Внешние факторы:
    уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
    уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
    активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).
     Внутренние  факторы:
    патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
    Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
    Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
    Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
    Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
     Необходимо  отметить, что во всех приведенных  классификациях факторов конкурентоспособности  продукции можно выделить одну общую  особенность, а именно: их деление  на внешние и внутренние.
     Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых  факторов, среди  которых первостепенное значение имеют  издержки производства,  производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий   [4, с.66].
     Издержки  производства – это выраженные в  денежной форме затраты фирмы, связанные  с приобретением факторов производства и их использованием.
     Производительность  труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
     Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.
     В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
     В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности  товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.
     Рассмотрим  критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность.
     Всякий  товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности  к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить  конкурентоспособность товара, производитель  должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью критериев, существенных с точки зрения потребителя.
     Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.) [34, с. 18].
     Число критериев конкурентоспособности  зависит от вида и сложности продукции  в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой  точности оценки, цели исследования и  других факторов.
     От  правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, т. е. проведения маркетинговых исследований.
     Помимо  основных свойств продукции, которые  определяют ее качество, очень важен  анализ «окружении продукта», к которому относится: послепродажный сервис, надежность поставки, удобство приобретения, престиж  торговой марки и цена.
     Для определения конкурентоспособности  продукции на основе выбранных критериев  используют различные показатели.
     В работах многих авторов в основе оценки конкурентоспособности товара лежит расчет и анализ комплексного показателя. Если значение этого показателя меньше единицы, то это позволяет сделать вывод, что данная продукция является не конкурентоспособной на данном рынке при существующей конъюнктуре. Значение комплексного показателя равное единице говорит о том, что продукция данного предприятия является аналогичной по конкурентоспособности с выбранной базой сравнения. И значение комплексного показателя большее единицы позволяет сделать вывод, что продукция анализируемого предприятия является абсолютно конкурентоспособной по сравнению с эталонной на данном рынке.
     Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, его  характеристики с точки зрения способности  товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств  товара, определяющие его качество, называются показателями качества     [8, с.390].
     Виды  показателей качества товара:
    показатели назначения товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели;
    показатели надежности товара, отражают сохраняемость свойств и долговечность товара;
    показатели экологичности и безопасности применения товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду;
    показатели транспортабельности товара, обусловленные его габаритными и весовыми параметрами;
    показатели эргономичности товара используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям;
    показатели технологичности товара характеризуют уровень соответствия требованиям существующей технологии и организации производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта;
    показатели эстетичности товара оценивают влияние на чувственное восприятие человеком изделия в целом, а также его внешнего вида;
    показатели стандартизации и унификации используются для оценки уровня конструктивной унификации, как самого товара, так и его отдельных элементов;
    патентно-правовые показатели товара используются для оценки его патентной защиты и патентной чистоты [22, с. 28].
     При этом качественные показатели можно  разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».
     «Жесткие» параметры описывают важнейшие  функции товара и связанные с  ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут  осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными  принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры.
     Особую  группу «жестких» параметров составляют параметры соответствия международным  и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т. д., при чем для товаропроизводителя  этот аспект чрезвычайно важен, так  как, прежде всего, необходимо оценит принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиции соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым нормативными стандартами и нормами. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его не конкурентоспособности.
       «Мягкие» параметры характеризуют  эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т. д.). В настоящее  время, когда рынок заполнен  разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» параметрами, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках массового спроса, но и для товаров производственного назначения.
     Для сопоставления величины различных  показателей, характеризующих конкурентоспособность  товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две  большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.). При этом по совокупности критериев самый высокий уровень конкурентоспособности товар имеет на этапе роста и зрелости.  

     1.3 Основные методы  оценки конкурентоспособности 

     Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее оценки, при помощи определенных методов, при этом практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно – технического прогресса.
     Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами  базы сравнения. Базой сравнения  могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта [15, с.14].
     Начальным этапом оценки конкурентоспособности  любого товара является определение  цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения  положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.
     Следовательно, совокупность качественных и стоимостных  характеристик товара, способствует созданию превосходства данного  товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.
     Как отмечают специалисты, в применяемых  теоретических и методических подходах оценки конкурентоспособности не нашел  отражения тот факт, что конкурентоспособность  товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.
     Для оценки конкурентоспособности продукции  можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К аналитическим методам можно отнести: [7, с. 149].
    Модель Розенберга;
    Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
    Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
    Модель с идеальной точкой;
    Методика Гребнева.
     Графические методы оценки конкурентоспособности включают:
    Матрица БКГ;
    Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
    Построение карт стратегических групп;
    Матрица Портера.
     Модель  Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей
     Она выражается формулой (1.1) [32, с. 211]: 

                                                  Аj =
Iij ,                                                 (1.1)

где    Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);
    Vj — важность мотива для потребителя;
    Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
     С точки зрения работы с товаром  использование модели связано с  множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.
     Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.
     При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов определим формулой (1.2): 

                                                       Qi = ,                                                       (1.2) 

где   Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
     Pi — величина i-го параметра товара;
     Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.
     Рассчитывается  интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности) по формуле (1.3): 

                                                 К = ,                                                       (1.3) 

где    n — число оцениваемых параметров;
     ?i — вес i-го параметра.
     Очевидно, чем ближе К приближается к  единице, тем ближе по набору оценочных  параметров данный товар соответствует  эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
     При оценке конкурентоспособности конкретного  товара его можно сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 — превосходит. При равной конкурентоспособности К=1.
     При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар  были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей [5, с. 154].
     Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара по формуле (1.4)  [36, с. 472]:
                                
                                    Qj =
k
|Bjk – Ik|r ,                                             (1.4)
 

где    Qj — оценка потребителями марки j;
     Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);
     Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
     Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
     r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
     Смысл этой формулы: товар следует предпочесть  другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше [6, с. 122]. Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте. Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
     При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом: 

                                                   B0i = ,                                                  (1.5) 

где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;
     М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.
     Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит  экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
     Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается  влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.
     Алгоритм  расчета конкурентоспособности  товара Гребнева включает следующие этапы [38, с. 359]:
     1. Разработка на основе знания  рынка и требований к товару  совокупность показателей его  качества.
     2. Выбор из этой совокупности  несколько важнейших показателей  (параметров качества).
     3. Получение количественных характеристик  значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.
     4. Формирование модели эталона,  т. е. образца товара в разрезе  выбранных параметров с позиции  покупателей, с заданием его  количественных оценок.
     5. Разработка количественных оценок  тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию конкурентов.
     6. Оценка уровня качества или  потребительского эффекта своего  товара и товара конкурентов  по формулам (1.6, 1.7): 

                                                    К = ,                                                  (1.6)
                                                   К = ,                                                 (1.7) 

где   n — количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;
     n — количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.
     7.Расчет  цены потребления своего товара  и определение цены потребления  товара конкурента с учетом  отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товара.
     8.Расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  своего товара по формуле (1.8) [40, с. 140]: 

                                                                                                 (1.8) 

     9.Если  товар планируется экспортировать, то необходима проверка выбранных  параметров качества на соответствие  интернациональным или национальным  стандартам предполагаемого импортера.  Если хотя бы один из нормативных параметров не соответствует установленному стандарту, необходимо такое несоответствие устранить (1.9) [32, с. 215] . 

                                                     ,                                              (1.9) 

где    Пк — произведение всех показателей:
     Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,
     Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту.
     Считается, что если коэффициент конкурентоспособности  меньше единицы, то предприятие предлагает на рынок явно не конкурентоспособный товар, и необходимо изменить его технические и экономические характеристики. Более того, считается, что превышение данного значения на 10-20% слишком мало, чтобы быть уверенным в успехе на рынке. Однако если это превышение составляет 30-50%, то считается, что предприятие занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50-70% говорит о верности выбранного направления действия фирмы на рынке.
     В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке.
     Наиболее  конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рисунок 1.2) [2, с.35].
     Преимущество  метода заключается в том, что  при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
     Недостатками  метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и  осложнение выработки управленческих решений.
     
     Рисунок 1.2 - Матрица Бостонской консалтинговой группы.
Источник: [13, с. 121].
     Модель  «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников (рисунок 1.3) [2, с.36].
 
      
 
Высокая
                    
Привлекательность      рынка
 
Средняя
                    
        
Низкая
                    
                   Малые      Средние      Большие
              Преимущества  по отношению к конкурентам
Рисунок  1.3 -  Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции». Источник: [13, с. 123].
     Данная  матрица позволяет определить положение  рассматриваемого товара/предприятия  на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению  уровня конкурентоспособности товара/фирмы.
     К недостаткам модели можно отнести  следующие:
    определение факторов модели требует большого количества информации, которая чаще всего бывает просто недоступна;
    трудно количественно оценить качественные характеристики;.
    модель статична и отражает только заданный промежуток времени.
     Карта стратегических групп характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т. е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов.
     После построения карты необходимо провести ее анализ относительно:
     а) совпадения позиций предприятия  и его конкурентов в конкуренции  на рынке;
     б) расстояния между позициями предприятия  и его конкурентов и их опасности;
     На  основании данного анализа принимается  решение о необходимости перепозиционирования предприятия относительно конкурентов  и его направления.
     Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка [13, с.122].
     На  основе факторов, наиболее значимых для  конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рисунок 1.4):
       Преимущество  товара Преимущество  себестоимости
     Вся отрасль Дифференцированность Лидерство по затратам
     Один  сегмент рынка      Концентрация  на сегменте
Рисунок 1.4  - Матрица Портера. Источник: [13, с. 144].
     Лидерство по затратам: все действия и решения  фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.
     Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов  и иметь нечто неповторимое с  точки зрения потребителей.
     Концентрация  на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе.
     Недостатки  концепции конкурентной стратегии:
     - данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций;
     - концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий;
     - основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности предприятия используются  различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.  

        Пути и методы повышения конкурентоспособности товара
 
     Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя [9, c.108].
     На  основании определенной нами ранее  двусторонней взаимосвязи между  различными уровнями конкурентоспособности  можно утверждать, что пути повышения  конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.
     B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное  назначение, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
     Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:
    добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
    выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;
    отыскать новое применение выпускаемым товарам;
    своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;
    найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
    осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;
    регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
     Интерес представляет анализ конкретных шагов  и действий, которые предпринимают  производственные и технические  лидеры высоко развитых государств для  того, чтобы осуществить очередной  рывок  «за лидерство».
     Это, прежде всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента выпускаемой  продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию  производительности труда, повышению  гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.
     В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий  ассортиментный набор [9, c.110].
     Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.
     Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
     Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика [30, с. 215].
     В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.
     В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых  рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны  аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.
     В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности [6, с.31]:
    изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
    изменение порядка проектирования продукции;
    изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;
    изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;
    изменение порядка реализации продукции на рынке;
    изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
    изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    изменение системы стимулирования поставщиков;
    изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
     Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов.
     В странах ЕврАзЭС особое значение имеет экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды. Можно отметить основную возможность, открывающуюся на экологическом рынке – это улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка.
    изменение порядка проектирования продукции;
    изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;
    изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;
    изменение порядка реализации продукции на рынке;
    изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
    изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    изменение системы стимулирования поставщиков;
    изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
     Таким образом, конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. По моему мнению, понятие конкурентоспособности является многоаспектным и должно анализироваться с разных сторон с использованием различных показателей, в  этом я согласна с автором Фатхутдиновым Р.А.
 

      2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ                  ООО  «ГРАЦИЯ»

     2.1 Краткая характеристика  предприятия и  анализ основных  технико-экономических  показателей

 
     ООО «Грация» образовано 13.07.2001 года.  В настоящее время свою  деятельность  ООО «Грация»  осуществляет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях», который определяет общие экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития  рыночных отношений; Гражданским кодексом Республики Беларусь, уставом общества и Законом  РБ «О предприятиях» [1].
     Уставный  фонд ООО «Грация» равен 3968388 тыс. руб. (473988 акции). Владельцами акций являются работники предприятия, а также его бывшие сотрудники (2796 человек). Физические лица владеют 48506 акциями, что составляет 11 % от общего пакета акций. Юридические лица владеют 425482 акциями, что составляет 89% от общего пакета акций.
     ООО «Грация» зарегистрирована распоряжением №29 от 29.12.2000 г. администрацией свободной экономической зоны "Витебск". Предприятие имеет швейное производство, раскройный участок, конструкторское бюро и собственную торговую сеть.
     На  все виды деятельности имеется соответствующие  лицензия и сертификаты. Директором предприятия является Сипаров Ю.Г.
     ООО «Грация» размещает свое производство на арендованных площадях общей площадью 4300 м2.
     Предприятие производит: корсетные изделия, бельевой и верхний трикотаж, купальники. На предприятии работают около 70 специалистов и 400 рабочих.
     Предприятие постоянно сотрудничает с такими мировыми производителями как: “Triumph International” (Германия), ООО "Шарм" (Россия), ЗАО "Милавица" (Беларусь), «Utenos trikotazas» (Литва), Laum (Латвия), выпускающими продукцию, соответствующую мировым стандартам.
     В настоящее время производство укомплектовано оборудованием ведущих фирм: «Pfaff», «Singer», «Juki», «Union SP», «Mauser SP», «Minerba»  и др. Рассматривая парк машин по типам, то на предприятии имеются  следующие машины:
    плоскошовные;
    оверлоки;
    двухигольные;
    универсальные;
    зигзаги;
    закрепочные п/а;
    петельные п/а.
     Т.е. на предприятии имеется все необходимое  оборудование для производства корсетных, трикотажных изделий и купальников. Нами постоянно приобретается новое  оборудование, которое по своим характеристикам позволяет производить продукцию, которая будет удовлетворять всем основным требованиям наших заказчиков.
     На  предприятии внедрятся система  межоперационного контроля продукции. Использование данной системы позволяет  повысить качество производимой на нашем предприятии продукции, так как в конечном итоге от качества нашего конечного продукта во многом зависит конкурентоспособность нашей фирмы. Рассматривая систему качества необходимо отметить следующее: по роду своей деятельности мы сотрудничаем с зарубежными фирмами, которые предъявляют к выпускаемой нами продукции очень высокие требования. Поэтому для того чтобы полностью им удовлетворять приходится постоянно обучать персонал.
     Предприятие ООО «Грация» на протяжении всего периода существования фирмы показывает стабильный рост объема производства продукции и услуг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.