На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности одаренности детей младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение......................................................................................................................3 

ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности  детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1. Понятие способностей, одаренность…………………..……………….……...6
1.2.Способности  и одаренность в младшем школьном возрасте……….....…….19
1.3. Особенности обучения одаренных детей………………..…...………………21
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по исследованию одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
2.1. Определение исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста………………………...................................................................................27
2.2. Опытно – экспериментальная работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства....................................................................................................................30 

Заключение...............................................................................................................40
Список  литературы................................................................................................43
Приложение………………………………………………………………………...46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В настоящее время в педагогике резко усилился интерес к изучению проблем одаренности, что отражает потребность общества в выявлении  и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными  становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одаренных учащихся.
     Одним из основных направлений в этой области  является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой  творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте (И.С. Аверина, Е.Н. Задорина, Г.Д. Чистякова, Н.Б. Шумакова, и др.) и в дошкольном детстве.
     Большое внимание уделяется расширению средств  диагностики творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с известными (методики диагностики интеллекта Станфорд-Бине, Векслера, Г.Дж. Айзенка; тест творческого мышления П. Торренса; тесты креативности Д.Б. Богоявленской; Школьный Тест умственного развития, разработанный М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Г. Зархиных, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой под руководством К.М. Гуревича, и др.) создаются новые методики, например, методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (И.С. Аверина. Е.И.Цебланова. Е.Н. Задорина). Все это дает реальную возможность достаточно надежно выявлять уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей и школьников.
     При этом целый ряд проблем до сих  пор остается недостаточно изученным. Это касается влияния содержания обучения на развитие способностей, динамики развития общих и специальных способностей, дифференциации детей по типу одаренности и т.д.
     Предметом острых дискуссий остается вопрос о  природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
     Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности  в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность.
     Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. 
     Недостаток  информации, которую можно усвоить  и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
     Чаще  всего внимание к одаренным детям  привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
     Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той  сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
     Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
     Цель  работы: исследовать особенности одаренности детей младшего школьного возраста.
     Для достижения поставленной цели выделяется ряд задач:
1. Изучить  понятие способности и одаренность.
2. Рассмотреть  способности и одаренность в  младшем школьном возрасте.
3. Исследовать  особенности обучения одаренных  детей
4. Организовать экспериментальное исследование особенностей одаренности детей младшего школьного возраста.
5. Разработать мероприятия направленные на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.
     Объект  работы: дети младшего школьного возраста.
     Предмет работы: одаренность. 
 

ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности  детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие  способностей, одаренность
    Значительные  трудности в определении понятий  способности и одаренности связаны  с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.
    При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование  к чему-либо, а дарование как  способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
    Из  сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
    В советской психологии, прежде всего  трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности[19].
    Иногда  способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный  анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
    Задатки - врожденные анатомо-физиологические  особенности организма. К ним  относятся прежде всего особенности  строения головного мозга, органов  чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания [19].
    Задатки и сами развиваются, приобретают  новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой  способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.
    На  развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Более подробно я остановлюсь на вопросе анатомо-физиологических особенностей одаренных людей в приложении № 3. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.
    Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания ( структуре ) и степени развития.
    Качество  способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой  они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.
    По  широте различаются:
    1) общие;
    2) специальные способности
    Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим маcтерством.
    Никакая отдельная способность не может  быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью[5].
    Как и отдельные способности, одаренность  может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным  видам деятельности).
    Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.
    Качественное  своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.
    Таким образом, благодаря качественному  своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.
    Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества[15].
    Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
    Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно  реализуемых знаний, проявляющихся  через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
    В целом же можно представить одаренность  как систему, включающие следующие  компоненты:
    биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
    сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
    интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
    эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
    высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других [20].
    А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н. С. Лейтес, В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. В. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Понамарев и многие другие ), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее :
    доминирующую  роль познавательной мотивации;
    исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
    возможности достижения оригинальных решений;
    возможности прогнозирования и предвосхищения;
    способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки [17].
    При этом А. М. Матюшкин считает принципиально  важным отметить, что одаренность, талантливость  необходимо связывать с особенностями  собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:
    задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
    интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
    любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
    быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
    склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;
    проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
    эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;
    настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
    творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п.;
    интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
    сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
    способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16].
    Несколько по-другому, более интегрально можно  представить проявление одаренности  через:
    доминирование интересов и мотивов;
    эмоциональную погруженность в деятельность;
    волю к решению к успеху;
    общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
    понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
    бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");
    стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
    многовариантность решений;
    быстроту решений, оценок, прогнозов;
    искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
    Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:
    сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;
    проявление творчества;
    проявление интеллекта;
    динамика деятельности;
    уровни достижений;
    эмоциональная окраска.
    По  каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.
    Выделим основные типы творческой деятельности:
    научно-логический;
    технико-конструктивный;
    образно-художественный;
    вербально-поэтический;
    музыкально-двигательный;
    практико-технологический;
    ситуативный (спонтанный, рассудительный).
    Проявление  творческого поиска можно представить  по следующим признакам:
    реконструктивное творчество;
    комбинаторное творчество;
    творчество через аналогии.
    Проявление  интеллекта представляется возможным  фиксировать по:
    пониманию и структурированию исходной информации;
    постановке задачи;
    поиску и конструированию решений;
    прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.
    Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:
    медленный;
    быстрый;
    сверхбыстрый.
    Уровни  достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:
    желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);
    достичь результата высшего класса;
    реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.
    В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:
    вдохновенный (иногда эйфорический);
    уверенный;
    сомневающийся.
    Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные  типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности [16].
    Беда  в том, что современная психологическая  наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания [9]. Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.
    Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.
    Материализация  продуктов чувствительности состоит  из трех видов способностей:
    способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на этот процесс);
    способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез - завтра сделать то- то и то-то. );
    способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами) [9].
    Способность отражения и психомоторику человек  научился усилять многократно с  помощью огромного множества  приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.
    Таким образом, назрела необходимость  поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы - это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.
    Человеческая  психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя - человек познает, а познавая - действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи” [9].
    Невозможно  в данной работе охватить все процессы и элементы таланта. Поэтому я  хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой взгляд, - воображении.
    Воображение - это не способность фантазировать  без цели, а интуитивная способность  видеть сущность параметров - их природную  логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ  неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.
    Воображение человека - его способность заглянуть  вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.
    Поэтому прошлое в каждый момент жизни  человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью  в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:
    новизна воспринятого “что-то”;
    осознание его как чего-то неизведанного, интересного;
    импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком [1, 9].
    Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную  меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.
    Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
    По  линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования  самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.
    По  линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок  постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
    Развивается творческое воображение, когда ребенок  не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.
    Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. 
 

1.2. Виды одаренности
     Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности. Например:
     - Художественная одаренность
     Этот  вид одаренности поддерживается и развивается в специальных  школах, кружках, студиях. Он подразумевает  высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
     - Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
     Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 
     Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
     Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном  языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
     - Творческая одаренность
     Прежде  всего, продолжаются споры о самой  необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано. 
     Вместе  с тем исследования показывают, что  дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания?) к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент [5].
     - Социальная одаренность
     Это исключительная способность устанавливать  зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
     Существует  множество определений лидерской  одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
     Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.   

    1.3. особенности обучения одаренных детей
    При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
    Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность  требует широты материала для обобщения.
    Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться  в них. Эта потребность редко  удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться  в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
    Способность подмечать, рассуждать и выдвигать  объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в  специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
    Обеспокоенность, тревожность в связи со своей  непохожестью на сверстников. Включение  в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку  лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
    Существуют  разные стратегии обучения одаренных  детей, которые могут быть воплощены  в разные формы. Для этого разрабатываются  специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
    Вопросы темпа обучения являются предметом  давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его  эффективность для одаренных  учащихся. Другие считают, что установка  на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
    Занятия одаренного ребенка в обычном  классе по стандартной учебной программе  похожи на тот случай, когда нормального  ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии [17].
    Но  ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
    Основные  требования при включении учащихся в учебные программы, построенные  с использованием ускорения, следующие:
    1) учащиеся должны быть заинтересованы  в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
    2) дети должны быть достаточно  зрелыми в социально-эмоциональном  плане; 
    3) необходимо согласие родителей,  но не обязательно их активное  участие. 
    Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
    Существуют  некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.
    Возможно  и ускоренное прохождение стандартной  учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.
    Занятия в другом классе. Одаренный ребенок  может обучаться тому или иному  предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.
    Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет  социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.
    Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух   основных стратегий — ускорения и обогащения.
    Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в  зависимости от поставленных целей  и задач. Но существует ряд недостатков  в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна  и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
    Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных  программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить  специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем”  учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
    Личность  учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением  и ситуация с учителем для одаренных  детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов  и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно  эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
    По  мнению некоторых исследователей, поведение  учителя для одаренных детей  в классе, в процессе обучения и  построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.