Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение……………………………………………………………….
Глава 1: Теоретическая часть…………………………………………....
    Политика выплаты дивидендов………………………………………...
    Метод мёртвой точки (критический объёма продаж).……………….
    Кассовый бюджет………………………………………………………….
    Доходность и риск инвестиционного портфеля……………………….
Глава 2: Практическая часть………………………………………..
    Задача 1. Политика выплаты дивидендов……………………………...
    Задача 2.  Метод мёртвой точки (критический объёма продаж).
    Задача 3. Финансовое планирование…………………………………….
    Задача 4. Доходность и риск инвестиционного портфеля…………….
Заключение……………………………………………………………..
Список  использованной литературы………………………………. 

 

Введение.
Актуальность  темы работы обусловлена тем, что  финансовый менеджмент является важным элементом управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности производства.  
Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений (при любой форме собственности), поскольку эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики.  
Исходя из роли факторов, влияющих на доходность предприятия, вытекает актуальность и значение и необходимость изучения финансовой деятельности предприятия. Благодаря изучению финансовой деятельности улучшается качество принимаемых управленческих решений по всем направлениям деятельности предприятия. Анализ эффективности финансовой деятельности предприятия является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определить воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования  
Цель работы изучение теоретических, методологических и практических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия.  
Цель работы конкртизируется через задачи:  
- рассмотреть теоретические основы финансового менеджмента предприятия;  
- определить основные элементы системы финансового менеджмента предприятия.

- решить ряд  задач по финансовому менеджменту.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
При выполнении данной курсовой работы были применены: СVР-анализ, метод оценки доходности и риска инвестиционного портфеля. 
Глава 1: Теоретическая часть.

    1.Политика выплаты дивидендов.
Прибыль акционерного общества после уплаты налогов в пользу государства и отчислений в обязательные фонды используется в двух направлениях: на расширение деятельности (реинвестиции) и на выплату дивидендов. Размер последних зависит от итогов работы акционерного общества, т. е. размера полученной им прибыли и проводимой им дивидендной политики. В среднем обычно половина чистой прибыли общества идет на выплату дивидендов, другая — на нужды его самого. Если общество быстро развивается, то доля дивидендов в чистой прибыли обычно невелика. Если рыночная цена акции испытывает понижательную тенденцию, то одним из путей преодоления последней является увеличение размера дивидендного дохода, приходящегося на акцию.
Решение о выплате  дивидендов и их окончательном размере  принимает общее собрание акционеров.
Дивиденд — это приходящаяся на одну акцию чистая прибыль акционерного общества по итогам текущего года, распределяемая среди акционеров пропорционально числу имеющихся у них акций соответствующих категорий и типов.
Дивиденд устанавливается  в денежном выражении или в  процентах к номиналу.
В соответствии с законом «Об акционерных обществах» дивиденд не может быть больше размера, рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества.
Выплачиваемые акционерным обществом дивиденды  можно классифицировать по различным  видам в зависимости от используемых классификационных характеристик: 

Табл.1Классификационные характеристики
 
Виды  дивидендов
    По привилегированным акциям
    По обыкновенным акциям
Категория акций Обыкновенные акции:
    Удостоверяют участие в акционерном обществе и предоставляют право голоса;
    Дают право на получение дивидендов и части имущества акционерного общества при его ликвидации после удовлетворения требований кредиторов и отстствия иных задолженностей.
 
Преимущества  привилегированных акций:
    Владельцы данных акций первыми получают доход акционерного общества;
    При ликвидации акционерного общества держатели привилегированных акций получают преимущственное право по отношению к держателям обыкновенных акций на получение части имущества в соответствии с долей, выраженной стоимостью акций.
Период  выплат
    Квартальные
    Полугодовые
    Годовые
Способ  выплат
    Денежные
    Оплачиваемые имуществом (в том числе собственными акциями)
Размер  выплат
    Полные
    Частичные
 
Дивиденды начисляются  и выплачиваются только по тем  акциям, которые находятся на руках у акционеров и полностью ими оплачены.
Акции, по которым  дивиденды не начисляются. По некоторым  группам выпущенных (размещенных) акций  дивиденды не начисляются.
Акции, по которым  дивиденды не начисляются и не выплачиваются:
    Не размещенные (не выпущенные в обращение)
    Приобретенные и находящиеся на балансе акционерного общества по решению совета директоров
    Выкупленные и находящиеся на балансе общества по решению общего собрания акционеров или по их требованию
    Поступившие в распоряжение общества из-за неисполнения покупателем обязательств по их приобретению
Решение собрания акционеров о дивидендах. В соответствии с законом акционерное общество может принять решение о полной или частичной выплате дивидендов или о их невыплате по итогам отчетного  года.
Закон устанавливает ситуации, при которых акционерное общество не может принимать решение о выплате дивидендов.
Решение об объявлении годовых дивидендов не может быть принято:
    До полной оплаты уставного капитала
    Если не соблюдается требование о размере стоимости чистых активов
    До выкупа всех акций по требованию акционеров
    Если есть или появятся в результате выплаты дивидендов признаки банкротства акционерного общества
Дивиденд может  быть выплачен как акционерам, так  и номинальным держателям акций, внесенным в реестр акционеров общества в установленном порядке.
Если в реестре  акционеров числится номинальный держатель, то дивиденды начисляются ему, и на нем лежит ответственность за перечисление начисленных дивидендов его депонентам (конкретным акционерам).
Если после  даты составления списка лиц, имеющих право на дивиденды (даты закрытия реестра), акции или их часть будут проданы другому лицу, то право на дивиденды остается за их прежним владельцем. Приобретатель вправе получить в этом случае дивиденды только на основании доверенности, выданной продавцом, включенных в список лиц, имеющих право на дивиденд.
Дивиденды в  акционерном обществе устанавливаются  и выплачиваются раздельно по привилегированным и обыкновенным акциям.
Владелец привилегированной  акции имеет преимущество в получении дивидендов по сравнению с владельцем обыкновенной акции.
В свою очередь  владельцы различных типов привилегированных  акций могут иметь разную очередность  в их получении. Согласно закону «Об  акционерных обществах» дивиденды  в первую очередь выплачиваются  по тем привилегированным акциям, которые предоставляют владельцам преимущество в очередности получения дивидендов. Если финансовые условия акционерного общества позволяют по этому типу акций дивиденды выплатить, рассматривается возможность выплаты дивидендов по кумулятивным акциям, по которым в предшествующих периодах дивиденды не выплачивались или выплачивались частично. Если могут быть выплачены дивиденды по перечисленным двум типам привилегированных акций, рассматривается возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям, по которым размер дивиденда определен уставом общества. Затем может быть принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям, по которым размер дивиденда не определен. И в последнюю очередь принимается решение о выплате дивидендов по обыкновенным акциям. 
 

Рис.1

Дивиденд может  выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом, как правило, акциями дочерних предприятий или  собственными акциями.
Если дивиденды  выплачиваются собственными акциями, то такая практика носит название капитализации доходов, или реинвестирования. В мировой и российской практике выплата дивидендов собственными акциями довольно распространена. При этом дивиденд устанавливается либо в процентах к одной акции, либо в определенной пропорции с учетом даты их приобретения (например, 4 акции на 10 акций, ранее приобретенных за год владения или 1 акция на 10 ранее приобретенных акций за 1 полный квартал владения).
Модель капитализации  дохода
Теоретическая цена акции в данной модели базируется на том, что она есть сумма дисконтированных дивидендов, выплачиваемых по ней
                                                                          (1)
    — теоретическая цена акции в текущий момент времени;
    — дивиденд по акции в -ом периоде.
Если по акции  выплачивается примерно одинаковый дивиденд каждый год (период), как это  имеет место, например, в привилегированных  акциях, то вышеприведенная формула  сильно упрощается:
                                          
    — одинаковый размер дивиденда, выплачиваемого по акции на протяжении многих лет.
Если по акции  выплачивается дивиденд, размер которого возрастает ежегодно на один и тот  же небольшой процент, то формула 1 принимает  вид:
                                            
    — дивиденд, выплачиваемый в первом периоде;
    — ежегодный прирост дивиденда (в долях) (при условии, что r > g).
Основная проблема данной модели состоит в прогнозировании  размера дивиденда, который под  влиянием самых разнообразных причин обычно не остается одинаковым и о его будущих размерах можно говорить только на сравнительно небольшом промежутке времени, обычно исчисляемом месяцами;
Срок выплаты  годовых дивидендов может быть определен  уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате годовых дивидендов. Если уставом общества или решением общего собрания акционеров дата выплаты годовых дивидендов не определена, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате годовых дивидендов.
Если решение  о выплате дивидендов принято, то их выплата становится обязанностью акционерного общества.
Однако закон  «Об акционерных обществах» устанавливает, что общество не может выплачивать  объявленные дивиденды по акциям, если на день выплаты:
    общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или они появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
    стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, определенной уставом, над их номинальной стоимостью или она станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов.
При прекращении  указанных обстоятельств обязательства  общества по выплате дивидендов возобновятся.
Акционерное общество является агентом по сбору и своевременному перечислению удержанных с дивидендов налогов в бюджет.
При выплате  начисленных дивидендов акционерное  общество производит удержание налогов. 
 
 
 
 

    2. Метод мёртвой точки (критический объёма продаж).
Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.
  Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.
  Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.
  Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.
  Метод уравнения
  В качестве исходного уравнения для анализа  принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
  Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
  Если выручку  представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:  

  Qкр?P?Qкр?VC -  FC=Q.                    (2)  

  Исходя  из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:
  
  (3) 
  где Qкр объем производства продукции в критической точке (количество      единиц);      
    Р – цена единицы продукции;    
    VC – удельные переменные затраты на единицу продукции;    
    FC – постоянные расходы.
  Критическую точку можно рассчитать и в  стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции.
  СVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.
  В точке  безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:
Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.    

 
 

  Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений.
  Маржинальная  прибыль – это разность между  выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.
  Преобразование  формулы (3) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:   

  
 
 

  где d– относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);    
   (1-d) – относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.
  Графический метод дает наглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль».
В прямоугольной  системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (рис. 2).  

  
 
 

  Рис. 2. График поведения затрат, прибыли и объема продаж  

  По вертикали  откладываются данные об издержках  и доходе, по горизонтали – количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:
  1. Чтобы  нанести на график линию переменных  расходов (VC), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и А.
  2. Чтобы нанести линию постоянных расходов (), отметим на оси ординат точку, соответствующую 70 000 ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.
  3. Чтобы  нанести на график линию выручки  (TR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.
  Критическая точка (точка перелома)1 образуется в месте пересечения линии выручки 0Д и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.
  Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.
  Проекция  точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг).
  Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.
  Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет  сделать важные для предприятия  выводы:
  1. Предприятие  может получить прибыль (выручка  за минусом постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации продукции большего объема, чем критическая точка К.
  2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ТС) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.
  3. Точка  пересечения кривой постоянных  издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат.
  4. С повышением  цен на производимую продукцию  минимальный объем производства, который соответствует критической  точке, уменьшается, а при снижении  цены – возрастает.
  5. С увеличением  постоянных расходов минимальный  объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.
  6. Сохранение  безубыточного объема производства  при росте переменных расходов возможно при прочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства.
При проведении СVР-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия и др. 
3. Кассовый бюджет.
В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета (ПБУ) 2 "Баланс", оборотные  активы - это денежные средства и их эквиваленты, которые предприятие может без ограничений использовать, а также другие активы, которые предназначены для реализации или потребления в течение финансового года или операционного цикла.
Операционный  цикл - это промежуток времени между  приобретением запасов и получением денежных средств от продажи произведенной из них продукции.
В настоящее время на больших предприятиях контроль и управление движением денежных средств, как правило, осуществляет финансовый директор. На малых и средних предприятиях, к сожалению, системно этим не занимается практически никто. И как свидетельствует практика, это приводит к печальным последствиям для предприятий.
Как видим, денежные средства входят в состав оборотных  активов. Состав оборотных активов (в том числе и денежные средства) представлен во втором разделе активов  Баланса (форма №1). Оборотные средства инвестируются предприятием в свои текущие хозяйственные операции во время каждого операционного цикла. ПБУ 4 "Отчет о движении денежных средств" определяет денежные средства как наличные средства, средства на счетах в банках и депозиты до востребования. Далее будем вести речь о тех денежных средствах, которые предприятие может оперативно и без ограничений использовать по своему усмотрению.
При эффективном  финансовом управлении деньги предприятия, подобно потокам крови в живом организме, должны поддерживаться в циркулирующем состоянии. Говорят: "Деньги должны работать". На рис. 3 показана упрощенная схема движения денежных средств производственного предприятия. Для непроизводственного предприятия схема будет такой же, за исключением отсутствия таких элементов, как сырье и незавершенное производство.
Рис. 3

С одной стороны, наличие значительной суммы денег  на текущем счете предприятия  позволяет ему оперативно рассчитываться по всем возникающим обязательствам и авансовым платежам, придает некоторую уверенность его руководителям. С другой стороны, инфляция может уменьшить реальную стоимость этих денег, или банк, в котором находятся деньги, может обанкротиться, или налоговые органы по каким-либо причинам заблокируют банковский счет предприятия. Но самое главное - эти "пассивные" деньги не приносят дохода предприятию.
"Высшим пилотажем"  финансового руководителя считается,  когда предприятие обеспечивается  наиболее "дешевыми" деньгами  в нужное время и в необходимых  размерах. Если они будут получены поздно, то предприятие может понести убытки в виде утерянных возможностей, сорванного контракта или в виде штрафных санкций за несвоевременную уплату (в том числе и налогов). Если деньги будут получены очень рано, то они будут лежать без применения и не принесут дохода. Поэтому управление денежными средствами предприятия - это балансирование между рисками.
Бюджет денежных средств (кассовый бюджет) является составной  частью основного бюджета предприятия. Кассовый бюджет представляет собой подробную смету планируемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период. Он включает не только статьи и суммы поступлений и выплат, но и предполагаемое время их осуществления.
Кассовые бюджеты  должны включать все предполагаемые денежные поступления и выплаты (см. табл. 2).
Таблица 2
Денежные 
поступления выплаты
Продажа товаров, работ, услуг  Покупка сырья, материалов,...
Поступления по дебиторской задолженности  Расчеты с кредиторами  и долгами,...
Авансовые платежи  Авансовые платежи
Продажа активов  Зарплата, страхование,...
Доходы  от инвестиций Покупка ОС, финансовые инвестиции, дивиденды 
Ссуды, кредиты полученные Ссуды, кредиты  выданные
Вклады  капитала Налоги, сборы, пошлины,...
... Штрафы, неустойки,...
... ...
Необходимо определить, какие статьи кассового бюджета  оказывают наибольшее влияние на денежные потоки. Это позволит сосредоточить  основное внимание на составлении смет этих статей, например, таких, как объем  продаж и производства.
Поскольку будущее трудно прогнозировать, желательно, чтобы бюджет составлялся на каждый месяц (квартал) и предусматривал альтернативные варианты.
Заложенные в  кассовом бюджете показатели основываются на субъективных оценках, например на прогнозе продаж и периода погашения дебиторской задолженности. Это необходимо учитывать при использовании бюджета.
Основным документом для анализа денежных потоков  является "Отчет о движении денежных средств". С его помощью можно анализировать текущую платежеспособность предприятия, выявлять причины недостатка или избытка денег, увидеть реальные источники их поступления и использования. Сравнивая данные Отчета о движении денежных средств и кассового бюджета за прошедший период, можно увидеть отклонения от запланированных показателей и проанализировать их причину. При наличии больших отклонений возможны внесения корректив и уточнений в последующий кассовый бюджет. Периодичность составления Отчета о движении денежных средств должна совпадать с периодом составления кассового бюджета для удобства их сравнения.
Конечная цель любого коммерческого предприятия - прибыль. Основными источниками  получения прибыли и денежных средств являются клиенты предприятия - покупатели. Поэтому покупатели (дебиторы) - основной и регулярный источник поступления  денег. В структуре оборотных средств многих предприятий (особенно производственных и оптовой торговли) дебиторская задолженность составляет значительную часть.
Дефицит денежных средств требует со стороны любого предприятия особого внимания к  получению оплаты от покупателей и вынуждает искать новые подходы в ценовой и кредитной политике. С одной стороны, реализация продукции по предоплате устраняет риск неплатежей, повышает платежеспособность, устраняет необходимость кредита извне, но при этом может уменьшиться количество покупателей. С другой стороны, продажа в кредит (с отсрочкой платежа) позволяет увеличить количество покупателей, но одновременно увеличивает риск неплатежей, потерь из-за инфляции, повышает вероятность необходимости кредита извне. Учет реальных потерь или выгод от принимаемых решений может использоваться как инструмент увеличения продаж и, как следствие, притока денег на предприятие.
Существует несколько  способов контроля и управления дебиторской  задолженностью.
1. Анализ дебиторов позволяет определить важность покупателей для предприятия и их надежность. Обычно покупателей делят на три условные группы:
- клиенты с  положительной кредитной историей, от которых предприятие имеет  большие и долгосрочные заказы, оплата которых производится  в оговоренные сроки (VIP-клиенты);
- клиенты с  положительной кредитной историей, от которых предприятие имеет  средние и небольшие, но постоянные  заказы, оплата которых производится  в сроки, близкие к договорным (наиболее многочисленная группа);
- клиенты с  ненадежной или неизвестной кредитной историей, от которых предприятие имеет небольшие непостоянные или разовые заказы.
Исходя из этого  предприятие строит в отношении  этих клиентов свою политику цен, предоставления скидок, отсрочек платежа, очередность  и срочность выполнения заказов и т. п. Удержание постоянных и надежных покупателей обеспечивает регулярное и прогнозируемое поступление денег на предприятие.
Разработка стратегии  заключения договоров увеличивает  приток денежных средств и минимизирует неплатежи за поставленную продукцию. Договоры должны иметь гибкие условия и способы платежа, которые основываются, с одной стороны, на финансовом анализе, а с другой - на их привлекательности для покупателей.
2. Система скидок должна поощрять покупателей либо больше покупать, либо раньше платить. Если полная предоплата невозможна, можно применять частичную предоплату. Хотя скидки оправданны тогда, когда они приводят к более высокой общей прибыли, они могут предоставляться и с целью увеличения притока денег в определенный период, когда предприятие испытывает их дефицит, например, при приближении срока уплаты налогов.
Существуют различные  категории скидок: за предоплату, за большой объем покупки, для долгосрочного  контракта, для VIP-клиента, за высокий  кредитный рейтинг покупателя, за невысокое качество продукции, за негарантированные сроки поставки и т. д.
При рассмотрении вопроса о штрафах за просроченный платеж, при всех прочих равных условиях, необходимо отдавать предпочтение скидкам  за предоплату и более ранние платежи, так как поощрение всегда действует лучше, чем наказание. Можно разработать такую шкалу скидок, которая бы сопоставляла сроки оплаты с величиной скидок и включила в себя дополнительные платежи (а по сути - штрафы) за более позднюю оплату.
3. Кредитная политика предприятия должна содержать критерии, по которым принимаются решения - кто из покупателей может получить товарный кредит и на каких условиях. Эффективность кредитной политики обеспечивается: экономическим обоснованием, оценкой кредитного риска, контролем за платежами по кредиту, анализом финансовых результатов по ранее предоставленным кредитам, корректировкой кредитной политики (в случае необходимости).
Для принятия решения  о предоставлении крупного кредита  необходимо собрать и проанализировать информацию о платежеспособности покупателя. Такая информация может быть получена на основе анализа истории платежей по предыдущим договорам с данным покупателем, из его финансовых отчетов, от его партнеров, от обслуживающего его банка и т. п.
Часть продаж в кредит может резервироваться для перспективных клиентов, у которых отсутствуют деньги в настоящий момент, для новых важных рынков сбыта и для других чрезвычайных случаев.
4. Анализ дебиторской задолженности по срокам давности позволяет определить эффективность действий предприятия в отношении скидок и кредитов (см. рис. 4). 

Рис. 4
Анализ  дебиторской задолженности  по срокам давности

Представленный  графический пример позволяет наглядно определить:
- эффективность  кредитной и ценовой политики  предприятия;
- тенденции и  прогноз поступления денег в  различные временные интервалы; 
- области, в  которых необходимы усилия по  возврату долгов;
- какие из  просроченных долгов, возможно, необходимо  признать     безнадежными и не рассчитывать на них в будущем.
5. Оценка реальной дебиторской задолженности дает более правдивый прогноз получения денег от дебиторов в будущем. Чистая реализационная (реальная) стоимость дебиторской задолженности определена ПБУ 10 как сумма текущей дебиторской задолженности за поставленную продукцию за вычетом резерва сомнительных долгов. В пунктах 8 и 9 данного стандарта представлены правила и подробный пример определения резерва сомнительных долгов. К сожалению, практика свидетельствует об отсутствии должного внимания со стороны финансовых служб многих предприятий к его расчету.
6. Использование "товарных" векселей при продаже больших партий товаров в кредит является одним из надежных инструментов дальнейшего погашения дебиторской задолженности покупателями.
Среди оборотных  активов, представленных во втором разделе активов Баланса (форма №1), есть статья "Векселя полученные". ПБУ 2 определяет ее как задолженность покупателей и других дебиторов за поставленную им продукцию или другие активы, которая обеспечена векселями. Казалось бы, это та же дебиторская задолженность. Однако полученные "товарные" векселя выделены в отдельную статью и учитываются в валюте баланса по своей номинальной стоимости, а просто дебиторская задолженность - лишь после вычета из ее первоначальной стоимости резерва сомнительных долгов. Тем самым в балансе подчеркивается более высокая вероятность погашения дебиторской задолженности, обеспеченной векселями, чем просто дебиторской задолженности.
Это следует  и из самой сути векселя. Вексель  рассматривается как ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления указанного срока определенную сумму денег владельцу векселя.
Продавцу товара (владельцу векселя) важно, что вексель  после выполнения всех определенных законом процедур позволяет безусловно получить от покупателя (векселедателя) в определенное время договорную сумму денег. Для продавца предпочтительнее вексель, авалированный банком или другим надежным авалистом. (Авалирование - это принятие каким-либо лицом обязательства оплатить вексель за одно из обязанных по векселю лиц при неоплате векселя плательщиком в срок.)
Кроме того, при  заключении договоров с новыми крупными клиентами желательно, чтобы они  предоставляли банковские гарантии (авалирование банком векселя - одна из таких гарантий). Для долгосрочных договоров можно практиковать выставление промежуточных счетов, что обеспечивает постоянный приток денег по мере выполнения этапов договора. В некоторых случаях предприятию выгодно заключать договора комиссии, так как при этом оно сохраняет отданные на реализацию товары в своей собственности до тех пор, пока они не будут проданы комиссионером и за них получены деньги.
Отсутствие денег  в нужное время может привести к серьезным последствиям для предприятия не только в настоящем, но и в будущем (см. табл. 3).
Таблица 3
Действия, вызванные отсутствием денежных средств  Последствия
Возникновение задолженности перед бюджетом Пеня и штрафные санкции, административная или уголовная ответственность
Задержка  в выплате заработной платы  Индексация  задержанной зарплаты, отток кадров, уголовная ответственность 
Возникновение просроченной задолженности банкам по кредитам Штрафные санкции, плохая кредитная история в будущем
Рост  кредиторской задолженности перед  поставщиками Отказ в предоставлении торгового кредита в будущем, потеря постоянных поставщиков 
Задержки  с покупкой сырья  Задержки с  продажами, потеря постоянных покупателей 
А в итоге  все это прямо или косвенно приводит к необходимости дополнительных денежных затрат. Чтобы избежать таких ситуаций, предприятию необходимо принять все доступные меры для срочного получения денег в такой критический период.
Прежде всего  необходимо проанализировать внутренние возможности предприятия превратить принадлежащие ему активы в денежные средства.
В первую очередь  предприятию надо попытаться получить предоплаты от своих покупателей  в счет будущих поставок товаров. При этом, возможно, надо будет предоставить таким покупателям специальные скидки.
После этого  провести инвентаризацию всех активов  предприятия на предмет их продажи.
Проведя анализ дебиторской задолженности, следует  обратиться к дебиторам, у которых  уже просрочены или наступили  сроки платежей, с требованием  погасить задолженность.
Необходимо проанализировать экономический эффект и возможность продажи предприятием своей дебиторской задолженности - факторинга.
При факторинге одна сторона (продавец) заключает договор о продаже своей дебиторской задолженности другой стороне (фактору). Затем продавец сообщает дебитору о покупке фактором его долга, вследствие чего дебитор должен производить все дальнейшие расчеты с фактором. После этого фактор осуществляет расчеты с продавцом, независимо от того, заплатил ему дебитор или нет. За предоставление такой услуги фактор получает от продавца скидку с номинальной суммы долга. Таким образом, факторинг позволяет ускорить поступление денег продавцу, хотя и требует дополнительных расходов.
Имея информацию о факторинговых скидках, можно  попытаться предложить своим дебиторам скидки (но не более факторинговых) за срочность погашения своей задолженности.
Проведя анализ эффективности использования основных средств на предприятии, можно выявить  машины и оборудование, которые без  ущерба для производственной деятельности могут быть проданы или сданы в аренду. При глубоком экономическом анализе может быть поставлен также вопрос о продаже (сдаче в аренду) убыточной или не приносящей прибыли части предприятия. Незавершенное строительство должно быть проанализировано на предмет возможности его дальнейшего финансирования, сроков его завершения и перспектив его использования в будущем.
Особое внимание следует уделить остаткам производственных запасов. Нередко их размер значительно  превышает оптимальный уровень, обеспечивающий непрерывность операционного цикла. Продажа излишков запасов и основных средств, кроме пополнения денежных ресурсов, может снизить затраты на содержание их оставшейся части.
Критический пересмотр  инвестиций может выявить ошибочность  прогнозов в получении от них той прибыли, на которую рассчитывало предприятие. В этом случае стоит рассмотреть возможность превратить хотя бы часть их в деньги.
Только после  анализа внутренних резервов можно  переходить к поиску внешних заемных  источников денежных средств.
Лучшим вариантом, конечно, было бы получение беспроцентной  ссуды. При отсутствии такой возможности  следует рассмотреть варианты получения  кредитов банка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.