На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологическое состояние земельного кадастра

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1 земельный кадастр  города ……………………………………..   .3
1.1 Особенности  становления земельных отношений  в современной России……………………………………………………………………………..  3
1.2 Земельный  кадастр России. Особенности, структура,  содержание…..  6
1.3 Государственная  кадастровая оценка земель……………………………9
1.4 Особенности  земельного кадастра на землях  поселений……………   11
1.5 Основные положения  городского земельного кадастра……………….13
2 экологическая  составляющая земельного кадастра  города…   …………………………………………………………………….16
2.1 Общая характеристика  процессов, влияющих на инженерно-строительное  состояние городских земель………………………  ………...16
2.2    Процесс захламления городских земель………………… …………..18
3 Оценка загрязнения  городских земель……………… …..20
3.1 Общая характеристика  процесса химического загрязнения…………..20
3.2 Загрязнение  почвы……………………………………………………….22
3.3 Охрана земель  от химического загрязнения……………………………25
4 Идентификация  показателей экологического состояния  земель города по аэрокосмическим  снимкам…………....................................................................................................... 27
4.1 Перечень и  классификация методов дистанционного  зондирования   27
4.2 Сравнительные  характеристики фотографической  съемки… ………..29
5. Оценка экологической  составляющей городских земель……………………………………………………………  …………...31
5.1 Общая характеристика  карстово-суффозионных процессов………….31
5.2 Подтопление  территории…………………………………………  ……..33
5.3 Оползневые  и эрозионные процессы ………………..…………  ……...33
5.4 Процесс деградации  растительности……………………………………35
6. Экология города……………………  ………………………………   37
6.1 Экологическая  опасность при осуществлении  строительства и создании городской  инфраструктуры…………… ………………………………37
6.2  Оценка экологической обстановки по Москве  ……………... ….……40
6.3  Причины нарушения городской природной среды  …… …… ………43
6.4. Некоторые  аспекты экологической опасности  электромагнитного загрязнения  природной среды……… … …………………  ………………….47
7. Стоимость  аэрокосмических съемок города…  ……. .51
Заключение………………………………………………………………   52
Приложения…………………………………………  …………………….53
Список литературы…………………………………………………….54
Введение
Природные ресурсы  являются  национальным богатством народов,  естественной основой устойчивого социально-экономического развития, определяя, в конечном счете, саму возможность существования человека. Одним из важнейших природных богатств в нашей стране являются земельные ресурсы. Среди земель разного назначения городские, на которых сосредоточено основное национальное богатство, созданное трудом человека, представляют наибольшую ценность. Бесплатность землепользования, много лет определявшая бесхозяйственное отношение к земле в нашей стране, способствовала расточительному, нерациональному использованию ценнейшего ресурса - городских земель. Надежная информация о земле имеет исключительно важное значение для управления земельными ресурсами, будь то развитие устойчивого сельского хозяйства или управление развитием городов. Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра  становятся очень полезным инструментом для управления городскими землями. Этим объясняется актуальность темы дипломной работы. Исходя из актуальности создания информационных кадастровых систем, определяется цель написания дипломной работы, которая заключается в том, чтобы показать оценку экологической составляющей земельного кадастра территории города по материалам аэроснимков.
В соответствии с поставленной целью предстоит  решить ряд задач:
·        Определен земельный кадастр города.
·        Исследована оценка загрязнения городских земель.
·        Исследована экология города.
·        Установлена стоимость аэрокосмических съемок города.
 

1. земельный  кадастр города
1.1.                    Особенности становления земельных отношений в современной России
История Российского  земельного кадастра на протяжении последних  веков отражает развитие земельных  отношений в нашем государстве, когда радикальные преобразования и земельные революции чередовались откатами и консерватизмом. Только в XX в. земельный строй России менялся  трижды: в 1917 г. столыпинская капитализация  земли сменилась национализацией  земли, но уже в 1991 г. было покончено  с государственной монополией на землю, и мы вернулись к ситуации, существовавшей в дореволюционной  России.
Земля - это основа жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующих территориях; как уникальное природное тело. Земля является пространственным базисом социально-экономического развития, главным средством производства в сельском и лесном хозяйствах, естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов, а также средой обитания животного мира. Наряду с этим, согласно гражданскому законодательству, земельные участки являются объектом гражданских прав.
Сегодня государства  — члены Европейского Союза все  больше говорят о роли земли с  позиций пространственного развития общества, а фактор невосполнимости  и ограниченности земельных ресурсов все чаще ставит земельные вопросы во главу угла государственной политики стран и союзов [31, c.75].
Российский земельный  кадастр берет свое начало в середине XVII в., когда впервые были проведены  «писцовые межевания», за которыми через век последовали генеральное и специальное межевания 1766-1882 гг. В результате этих действий устанавливалась принадлежность земель по их владельцам, описывалось качество земли, а особо пашня, определялись на местности и согласовывались с соседними собственниками границы (межи), что в то время позволило избежать междоусобиц. Позднее определялся состав земельных угодий и выполнялась их оценка. Уже тогда эти данные учитывались при налогообложении, а также для целей стимулирования освоения и рационального использования земель.
После установления в 1917 г. государственной монополии  на землю, как одного из главных завоеваний Октябрьской революции, с российским кадастром было покончено: дореволюционные  архивы в своем большинстве безвозвратно исчезли.
Однако уже  через 60 лет советской плановой экономике  срочно потребовался соответствующий  этой системе государственный земельный кадастр, и 10 июля 1977 г. Совет Министров СССР принимает Постановление № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» [36, c.14].
Государственный земельный кадастр велся по единой для СССР системе и за счет государства  с использованием доброкачественных  планово-картографических материалов, которые в зависимости от вида съемок обновлялись раз в 5-10 лет, при этом государство всегда находило на эти цели необходимые средства. За правильность сведений в государственном земельном кадастре отвечали два лица: главный инженер-землеустроитель района и председатель рай (гор) исполкома.
В России в 1991 г., в очередной раз, меняется земельный  строй, при этом ликвидируется государственная  монополия на землю.
Переход России к рыночной экономике потребовал создания нового и адекватного современным условиям земельного кадастра, который бы явился информационной инфраструктурой, поддерживающей зарождающийся рыночный механизм.
Осознавая исключительное значение государственного земельного кадастра в деле становления рыночной экономики страны, Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 августа 1996 г. № 923 утвердило Федеральную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации». Всемирный Банк выделил России заем в 80 млн дол. США для создания и развития системы земельной регистрации (проект ЛАРИС). ГОСКОМЗЕМ России, наряду с силовыми ведомствами, включается в программу автоматизации федеральных органов
Следует отметить, что активное развитие государственного земельного кадастра в 90-е годы происходит в отсутствие главных законодательных актов: Государственная Дума Федерального Собрания РФ годами не принимает Земельный кодекс, что сдерживает разработку закона «О государственном земельном кадастре». И только в 1998 г. принимается решение о подготовке Федерального закона «О государственном земельном кадастре», который был введен в действие с середины 2000 г.
Закон «О государственном  земельном кадастре» регулирует правовые отношения, возникающие при  создании, ведении государственного земельного кадастра.
В законе нашли  отражения такие важнейшие принципы, как единство в подходах к построению кадастра на всей территории Российской Федерации, необходимость актуализации данных, совместимость кадастра с  другими информационными системами, защита прав собственников земельных  участков.
Принципиальным  моментом создания государственного земельного кадастра является обязательный обмен  информацией и взаимодействие с  другими государственными органами и информационными системами (регистрационной  палатой, бюро технической инвентаризации и пр.), необходимой для комплексного представления информации в кадастре.
Заложенный в  законе принцип «комплексного представления  информации» объединяет в едином доступном формате всю имеющуюся  у органов управления информацию о земельном участке, расположенных  на нем объектах недвижимости и владельцах (собственниках, пользователях). Четкая взаимосвязь и возможность проследить всю цепочку - «земля – здания - владелец» - позволит решить проблемы неуплаты налогов  и наличия «бесхозных объектов», а также будет способствовать большему контролю за взиманием земельного налога и арендной платы со стороны  местных органов власти.
Несмотря на некоторые недочеты, этот закон в  целом представляет собой вполне проработанный документ, позволяющий  создать в Российской Федерации  современную систему кадастрового учета земель на основе соблюдения прав и обязанностей собственников  земель и интересов государства [24, c.19-24].
Таким образом, в России завершен первый этап земельных  преобразований: произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю, ликвидирована  монополия государственной собственности  на землю, разработана необходимая  нормативно-правовая база для дальнейшего  развития земельных отношений в России и создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра (АС ГСК).
1.2. Земельный  кадастр России. Особенности, структура,  содержание
Государственный земельный кадастр - систематизированный  свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных  зонах и наличии расположенных  на земельных участках и прочно связанных  с этими земельными участками  объектов.
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в  Едином государственном реестре  земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют  однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить  его качественную и экономическую  оценки.
Государственный земельный кадастр создается  и ведется в целях информационного  обеспечения:
·        государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
·        государственного контроля за использованием и охраной земель;
·        мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
·        государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним землеустройства;
·        экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
·        установления обоснованной платы за землю;   

Одним из важнейших  источников формирования базы данных земельного кадастра является государственная  статистическая отчетность, сбор которой  осуществляется земельными комитетами всех административно-территориальных  уровней. На основе представляемых земельными комитетами субъектов РФ материалов осуществляется ежегодный анализ и  внесение в базу данных сведений о  наличии, распределении, использовании  и состоянии земель в регионах.
Важным компонентом  государственного земельного кадастра федерального уровня является блок данных об административно-территориальных  границах субъектов Российской Федерации, а также территориальных зонах, пересекающих границы двух или более  субъектов РФ. Подведомственными  организациями Росземкадастра разработан перечень таких территориальных  зон, на основе которого осуществляется сбор сведений о них.
В целях унификации используемого в государственном  земельном кадастре картографического  материала разрабатываются методические документы, обеспечивающие унификацию содержания кадастровых планов и  карт, осуществляется подготовка отраслевых стандартов по оформлению планов земельного участка. Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы  государственного земельного кадастра" предусматривает внедрение передовых  технологий сбора и обработки  данных, включая геоинформационные  технологии.
Важным источников формирования баз данных государственного земельного кадастра являются материалы  работ по инвентаризации и межеванию  земель. На Росземкадастр возложена  ответственность за организацию  межевания земель с установлением  на местности государственной границы, административных границ субъектов  Российской Федерации, границ муниципальных  образований, а также границ земельных  участков, находящихся в собственности, владении или пользовании граждан  или юридических лиц. Земельные  органы выполняют также техническое  оформление материалов межевания земель.
Росземкадастр и его территориальными органами осуществляется работа по обеспечению  проведения кадастрового зонирования  территории страны в целях присвоения земельным участкам уникальных кадастровых  номеров, позволяющих однозначно идентифицировать каждый земельный участок.
Для обеспечения  эффективного функционирования системы  государственного земельного кадастра при земельных комитетах субъектов  Российской Федерации создаются  специализированные организационные  структуры - земельные кадастровые  палаты, на которые возлагаются функции  создания и ведения автоматизированного  кадастра, а также обеспечения  межведомственного взаимодействия в данной области.
1.3 Государственная  кадастровая оценка земель
Деятельность  Росземкадастра в области осуществления  государственной земельной политики в области оценки земель направлена на установление единого для всех субъектов Российской Федерации  порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью  определения нормативной цены земли, используемой для исчисления земельного налога и иных земельных платежей, а также определения выкупной цены земельных участков, передаваемых гражданам и юридическим лицам  государственными и муниципальными органами на платной основе. Разрабатываются  методы проведения оценки рыночной стоимости  земли, которая с формированием  рыночных отношений станет основой  для определения ставок земельного налога и арендной платы за землю. На земельную службу возложена также  ответственность за разработку методик  массовой оценки земель различных категорий  для целей налогообложения и  их апробацию в различных регионах России, в первую очередь, в городах  и других поселениях, районах добычи полезных ископаемых и других сырьевых ресурсов. Росземкадастр организует составление списков плательщиков земельного налога и арендной платы  за землю, предоставляемую на условиях аренды государственными и муниципальными органами гражданам и юридическим  лицам.
В современном  обществе кадастровая оценка земель используется в следующих целях:
·        в фискальных целях для налогообложения недвижимости, установления ставок земельного налога и величины арендной платы;
·        для информационной поддержки рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки;
·        для оценки эффективности существующего функционального использования территории, расчетной поддержки проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера;
·        для информирования широкого круга заинтересованных лиц о стоимости городских земель для осуществления их прав и обязанностей в отношении принадлежащей им недвижимости и планируемых сделок с недвижимостью.
Одним из важнейших  направлений в данной области  является обеспечение государственной  поддержки частных оценщиков, деятельность которых связана с функционированием  вторичного земельного рынка. Росземкадастр  ведает вопросами организации государственного регулирования деятельности частных  оценщиков на основе лицензирования и сертификации. На него также возложена  ответственность за законодательное  определение их ответственности  за достоверность результатов производимой ими оценки земельных участков. Наиболее важными целями, которые стоят  в области оценки земель на данный момент, являются следующие:
·        Создание государственной системы оценки земли для целей налогообложения;
·        Определение правового статуса оценщиков земли и их взаимоотношений с государственными органами и заинтересованными лицами;
·        Включение в сферу регулирования федеральным законодательством процедуры установления показателей государственной кадастровой оценки земельных участков;
·        Закрепление принципов оценочного зонирования с целью последующего определения показателей оценки земель по зонам;
Основным правовым документом, регламентирующим сферу  государственной кадастровой оценки земель, является принятое в августе 1999 года постановление Правительства  Российской Федерации "О государственной  кадастровой оценке земель".
Важнейшим инструментом выявления объективной рыночной стоимости земель является использование  торгов при продаже прав на земельные  участки. Для оказания помощи устроителям  таких мероприятий разработаны  рекомендации по проведению торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных  участков.
Специалистами Росземкадастра проводится анализ ставок нормативной цены земли, действующих  в разных субъектах Российской Федерации, а также осуществляется сбор и  обработка данных, отражающих дифференциацию средних ставок земельного налога в  городах и поселках городского типа. По результатам проведенных аналитических  работ готовятся сводные данные по России в целом. Проводятся работы по созданию механизмов установления нормативов компенсационных платежей за ограничения, налагаемые на использование  земель различных категорий, а также  при обременении прав собственника правами других лиц. Ежегодно специалистами  Росземкадастра готовится государственный  статистический отчет "Арендная плата  и цена земельных участков".
1.4 Особенности  земельного кадастра на землях  поселений
Земельный кадастр  городских территорий является составной  частью государственного земельного кадастра (ГЗК). При этом специфика городских  земель определяется в несколько  раз более высокой стоимостью этих территорий по отношению к другим категориям, в связи с высокой  степенью их урбанизации (вложенных  капитальных затрат). При социалистической системе планирования экономики  фактор стоимости земель игнорировался, и, как следствие, приводил в вопросах землепользования к волюнтаристским, спонтанным решениям. В отличие от кадастра сельскохозяйственных земель, который действительно был достаточно развит (см. выше раздел.1.1), дифференцировавшего  все земли по системе бонитетов, ни классификационные признаки, ни система оценки городских земель до последнего времени не существовали. Более того – утвержденная и введенная  в действие «Система классификаторов  для ведения Государственного земельного кадастра» (Москва, ФКЦ «Земля», 2000) содержит около 100 видов целевых  назначений земель сельхозназначения, и только 7 – для земель поселений (причем 2 – только для земель сельских населенных пунктов). Подобный низкий уровень структуризации с одной  стороны является положительным  фактором, так как расширяет возможные  сферы деятельности на земельных  участках, с другой стороны не позволяет  учитывать степень рентабельности того или иного вида деятельности, и в связи с этим резко сужает востребованность кадастровой информации.
Методика оценки земель поселений также утверждена только в 2000 г. (при этом методика оценки земель сельхозназначения утверждена Постановлением Правительства РФ, что  повышает ее статус, методика оценки городских  земель – Приказом Росземкадастра, что сужает сферу применения до отраслевой) и практического применения пока не нашла. Применение западного опыта  реализации городских кадастровых  систем в России практически невозможно, в связи с тем, что в их основе лежит рыночный механизм установления кадастровой стоимости, у нас, в  отсутствии института частной собственности, определить реальную рыночную стоимость  земельных участков невозможно. 
Если на федеральном  уровне основными задачами кадастра являются: фискальная составляющая, сбор статистической отчетности и продвижение  государственной земельной политики (в частности политики в области  создания АИС ГЗК) на территорию, то кадастр населенного пункта имеет  большое значение для органов  местного самоуправления в целях  оперативного управления территорией, планирования, контроля за использованием земельных ресурсов, контроля за рынком земли. Также система АИС ГЗК  позволяет на своей базе создавать  градостроительный кадастр, который  разрабатывается с учетом перспектив развития города.
1. 5 Основные  положения городского земельного  кадастра
Государственный градостроительный кадастр –  государственная информационная система  сведений, необходимых для осуществления  градостроительной деятельности, в  том числе для осуществления  изменений объектов недвижимости. Основой  государственного градостроительного кадастра является государственный  земельный кадастр .
Градостроительный кадастр позволяет реализовать  стратегию развития города, заложенную на определенный срок, например, стратегия  «зеленый город», стратегия выноса промышленных гигантов с территории города и т.д. Также на базе земельного и градостроительного кадастров  может разрабатываться генеральный  план города.
Государственный  градостроительный  кадастр города Москвы (ГГК города Москвы) в объеме, необходимом для решения базовых задач управления градостроительным развитием города Москвы,  создан, внедрен в промышленную эксплуатацию и интенсивно используется органами исполнительной власти города, юридическими и физическими лицами.
Вместе с тем,  возможности ГГК города Москвы  реализуются  не полностью ввиду нерешенности ряда проблем,  к важнейшим из которых относятся следующие:
- не проводится  предусмотренный  Градостроительным  кодексом Российской  Федерации  мониторинг  объектов градостроительной деятельности, который является эффективным инструментом осуществления политики  Правительства  Москвы  по  управлению городом в условиях вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и предстоящего разграничения государственной собственности на землю;
- не осуществлено  прямое подключение к  ресурсам  ГГК  города Москвы префектур административных округов, комплексов, департаментов и комитетов Москвы;
- практика применения  ГГК города Москвы вызвала  необходимость в совершенствовании  нормативно-методического обеспечения  ГГК города Москвы,  создании  новых,  перспективных  технологий и ресурсов ГГК города Москвы, в первую очередь, оценки инвестиционного потенциала городских территорий;    
- не в полной  мере отлажен обмен информацией,  используемой в ГГК города Москвы, между организациями Москомархитектуры, Комплекса архитектуры,  строительства,  развития и  реконструкции  города Правительства Москвы,  других комплексов Правительства Москвы; существующий межкомплексный информационный обмен не автоматизирован;
не используются возможности Интернета;           
 Достоверная  кадастровая информация позволяет  принимать более эффективные  решения на уровне города, более  точно прогнозировать и моделировать  уровень рыночных цен на землю,  что важно для пополнения бюджета,  а также воздействовать на  рынок земли и недвижимости, обеспечивать  надежность операций с землей  и недвижимостью прежде всего  в сфере ипотечного кредитования.
Создание городского кадастра позволяет обеспечить интересы физических и юридических лиц, которым  кадастровая информация необходима для инициируемых ими действий в  сфере гражданского оборота земли (купля - продажа, дарение, завещание, ипотека  и т. д.), а также для информационного  обеспечения предпринимательской  деятельности банков, страховых компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и  др., а также интересы органов  государственной власти и местного самоуправления: государственная защита прав землепользователей; массовая кадастровая  оценка земель в целях налогообложения. Систему земельного кадастра необходимо рассматривать как элемент инфраструктуры города, обеспечивающий создание единого  экономического пространства в условиях рыночной экономики, без которого невозможно развитие инвестиционного процесса.

Рис. 1.1 Сбор платы  за землю в Российской Федерации  в 1994-1999 г.*
Ежегодно увеличивается  прирост земельных платежей во все  уровни бюджетов в 1999 г. – свыше 18000 млн. руб. (см. рис. 6).  
Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование  территорий.
Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые  системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного  процесса.
 

2.             экологическая составляющая земельного кадастра города
Наша страна относится к странам мира с  наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды  достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера  и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая  проблема номер один загрязнение  окружающей среды. Последовательно  ухудшается здоровье людей. Средний  возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый  ребенок рождается умственно  или физически неполноценным  вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей  имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ  при ООН народ РФ находится  на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических  ситуаций. Только 15-20% жителей городов  и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям.            
 Общая характеристика  процессов, влияющих на инженерно-строительное  состояние городских земель
Данный аспект важен для оценки городской застройки, а также земель под отдельными объектами (например, архитектурно-исторических памятников). При этом рассматривается  «физическая» возможность строительства  на интересующем участке города отдельно взятого здания, сооружения или коммуникаций при современном уровне строительной техники. Правовые аспекты, взаимодействие сооружений с городской средой в  данном контексте не обсуждаются. Развитие процессов, негативно сказывающихся  на инженерно-строительном состоянии  городских земель, обусловлено природно-климатическими условиями территорий, а также  интенсивностью ее использования. Рассматривается  состояние рельефа и геологической  среды (недр) в пределах города, а  также конкретные факторы природно-техногенного воздействия (экзогенные и эндогенные процессы и т.п.).
Негативные последствия  ряда процессов, протекающих в городских  недрах, ведут к повышению геологического риска проживания людей на территории городов. Нарушение устойчивости геологической  среды провоцирует преждевременные  деформации зданий и сооружений, ускоряет разрушение коммуникаций и наносит  существенный материальный ущерб городу.
Интенсивность опасных геологических процессов, влияющих на инженерно-строительное состояние  городских земель, во многом зависит  от характера геологической среды. Эта среда, в том числе и  деформации земной коры, определяет вид  возникающих процессов и многие специфические черты их динамики. Обязательной является оценка качества грунтов, их гранулометрического состава  и несущей способности (по нормативному давлению на грунты оснований, кг/кв.см).
На инжинерно-строительное состояние городских земель оказывает  влияние и освоение подземного пространства на глубину до 200 м, и связанные  с этим отрицательные процессы и  явления (утопление грунтов, активация  карстово-суффозионных процессов, нарушение  температурного режима пород), а также  захламление городских земель промышленными  и бытовыми отходами (вплоть до возникновения  мощного слоя техногенных отложений).
Недоучет конкретных инженерно-геологических условий  на различных стадиях проектирования и строительства приводят к значительным амортизационным издержкам при  эксплуатации зданий, сооружений и  инженерных коммуникаций, обусловленных  их деформацией и разрушением. В  связи с этим состояние геологической  среды необходимо учитывать уже  на начальных стадиях градостроительного проектирования для обеспечения  эффективности инженерных защитных мероприятий.
Экологическое и санитарно-гигиеническое состояние  городских земель показывает степень  измененности, урбанизированности окружающей природной среды и ее пригодности  для человеческой жизнедеятельности. На экологическое и санитарно-гигиеническое  состояние земель в городе влияют в различной степени практически  все виды человеческой деятельности. Большинство экологически-опасных  видов деятельности отрицательно влияет непосредственно на состояние городских  почв.           
 Процесс  захламления городских земель
Захламление –  процесс накопления на городских  землях коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, строительных материалов, оборудования и т.п. в  непредусмотренных для этих целей  местах. Захламление относится к  техногенным негативным процессам, влияющим на многие аспекты состояния  городских земель в результате ухудшения  возможности освоения последних. Несанкционированное  размещение отходов является грубым нарушением норм земного законодательства. Особую экологическую опасность  представляет крайний случай процесса захламления – образование несанкционированных  свалок, под которыми понимаются образование  геологического тела из отходов и  производственной сферы площадью не менее 0,5 га при мощности техногенных  отложений более 1 м (объем более 5000 куб.м).
Процесс захламления  земель достаточно просто дешифрируется  на аэрофотоснимках. Основной способ его  профилактики, кроме архитектурно-планировочных  решений, - это недопущение захламления  путем упорядочения землепользования и повышения ответственности  землепользователей за состояние занимаемых ими участков, а так же прекращения  завоза не качественных грунтов для  строительства и благоустройства.
Таблица 2.1
Распределение площадей несанкционированных свалок в Москве
Сизов А. П. Мониторинг и охрана городских земель.
Административный округ
Количество свалок,
единиц
Количество свалок,
% от  суммы
Площадь под свалками, га
Площадь под свалками,
% от  общей площади под валками
Центральный 2 2,3 3,1 0,8
Северо-Восточный 12 13,6 23,4 6,1
Восточный 6 6,8 7,5 1,9
Юго-восточный 6 6,8 57,5 14,8
Южный 19 21,6 66,6 17,2
Юго-западный 16 18,2 55,1 14,2
Западный 14 15,9 139,2 35,9
Северо-Западный 8 9,1 16,2 4,2
Северный 5 5,7 19,1 4,9
Всего по Москве 88 100 387,7 100
К методам реабилитации земель относятся локализация и  ликвидация в городской черте  свалок и захламленных территорий, в том числе рекультивация  свалок как комплекс инженерных и  санитарно-гигиенических мероприятий, суть которых заключается в восстановлении хозяйственной ценности нарушенных и снижении неблагоприятных экологических  воздействий на природную среду  и население города.   
Помимо захламления  городских земель происходит также  и загрязнение городских земель. Эту проблему я рассмотрю в  следующем разделе. 

3.  Оценка загрязнения городских земель
3.1 Общая  характеристика процесса химического  загрязнения
Химическое загрязнение  земель – это изменение их химического  состава в результате антропогенной  деятельности, способное вызвать  ухудшение качества земель. Оно относится, в соответствии с причиной возникновения, к техногенным негативным процессам. Бывает, в зависимости от территориального охвата, глобальным, региональным и  локальным (импактным). Оценивается  по загрязнению почв или снежного покрова, в отдельных случаях  – и воздуха.
Этот процесс, в силу своего исключительного важного, хотя и негативного значения для  городской среды имеет развитую нормативно-правовую базу для оценки и анализа, в том числе и  самого высокого уровня - государственные  стандарты. Основным методом, применяемым  при мониторинге химического  загрязнения земель, является повторное  картографирование, но в последнее  время получает распространение  и дистанционное зондирование.
Загрязнение земли  и почвы содержат физические, химические и биологические агенты, отрицательно влияющие на окружающую природную среду  и здоровье населения. Количество загрязняющих веществ находятся в них выше фоновых или установленных нормативами (ПДК или ОДК). Эти земли подлежат контролю загрязнения, т.е. для них  проводятся периодически проверки соответствия фактического содержания химических загрязняющих веществ в почве установленным  нормам и требованиям. Загрязняющее почву химическое вещество, которое  подлежит контролю в первую очередь, называется приоритетным. К таким  относят для условий города соединение тяжелых металлов (Hg, Pb, Cd. Zn, Cu, Co, Ni), мышьяка, некоторых углеродов, бензапирен и  др. Комплексный анализ загрязнения  земель в случае присутствия в  почве ряда загрязняющих веществ  осуществляется на основании расчета  суммарного показателя концентрации химических элементов, находящихся в почве  в аномальных количествах (СПК или Zc). Известны его апробированные связи  с показателями здоровья населения (табл. 2).
Таблица 3.1  
Оценочная шкала опасности загрязнения  городских земель химическими веществами
Сизов А. П. Мониторинг и охрана городских земель.
Величина СПК
(Zc)
Уровень загрязнения Категория загрязнения Оценка  экологической
обстановки
Изменение показателей  здоровья в очагах загрязнения
<=16 Минимальный (низкий) Допустимая Относительно  удовлетворительна
Наиболее низкий уровень заболеваемости детей и  минимальная частота встречаемости  функционирования отклонений
17-32 Средний Умеренно опасная Напряженная, критическая Увеличение  общей заболеваемости
33-128 Сильный (высокий) Опасная Кризисная Увеличение  общей заболеваемости, числа часто  болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и нарушениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы
>128 Максимальный Чрезвычайно опасная Катастрофическая Увеличение  заболеваемости детского населения, нарушение  репродуктивных функций женщин (увеличение токсикоза, числа преждевременных  родов, гипотрофия новоржденных
           Пробоотбор  для анализа процесса химического  загрязнения земель осуществляется  по точкам полностью или случайно  упорядоченной сети опробования.  Масштабы выбираемой сети аналогичны  применяемым при анализе подтопления.  В каждой точке загрязнения  характеризуется уровень ее загрязнения. 
3.2 Загрязнение  почвы                             
      
 В  Москве  естественный  почвенный  покров  на  большей  части  города
уничтожен. Зеленые  насаждения скверов,  бульваров  и  газонов  создаются  на искусственных гумусированных почвенных субстратах мощностью  от  30  до  100 см.     
 Большинство   выбросов   токсических   веществ   в   городскую   среду
сосредоточиваются  на  поверхности  почвы,  где  происходит  их  постепенное депонирование, что ведет к изменению химических и физико-химических  свойств субстрата.
Одним из  основных  факторов  стресса  и  гибели  древесных  насаждений
является вытаптывание. Из-за него в парках и скверах  происходит  деградация живого напочвенного  покрова,  уплотнение  почвы,  изменение  ее  физических свойств, биохимических и микробиологических процессов.  Уплотнение  ведет  к резкому   снижению    водопроницаемости    и    воздухообмена    в    почве.
Водопроницаемость на тропинках снижается до  7  раз.  При  этом  уменьшается структурность  и  пористость.  Влага  либо  стекает  с  поверхности,    либо испаряется,  не  достигая  корнеобитаемого  слоя.  На  вытоптанных  площадях увеличивается в 2-3 раза глубина промерзания.   
 Сильное отрицательное  воздействие городской среды  на почву выражается в ее   загрязнении   отходами   деятельности   человека.    Соединения    ряда
микроэлементов, диоксиды азота  и  серы  вызывают  нарушение  биологического равновесия в почве, они оказывают токсическое воздействие на растительность и организм человека. Основными источниками  загрязнения  в  Москве  являются выбросы промышленных предприятий, ТЭЦ и  автотранспорта.  Наиболее  опасными загрязнителями признаны тяжелые металлы (ТМ), хлорорганические соединения  и другие токсические вещества.      
 Большинство   выбросов   токсических   веществ   в   городскую   среду
сосредоточиваются  на  поверхности  почвы,  где  происходит  их  постепенное депонирование,  что,  ведет  к  изменению  химических  и   физико-химических свойств субстрата.
Большинство   выбросов   токсических   веществ   в   городскую   среду
сосредоточиваются  на  поверхности  почвы,  где  происходит  их  постепенное депонирование,  что,  ведет  к  изменению  химических  и   физико-химических свойств субстрата. Городские почвы, кроме  почв  лесопарков,  имеют  повышенные  количества тяжелых металлов   в верхних искусственно созданных слоях. Содержание  тяжелых металлов  в  почвах  газонов  вдоль  автомагистралей возрастает по мере приближения к центру города. Содержание их максимально  в почвах  средней  части  газонов,  разделяющих  двухстороннее   движение   на автомагистралях.  Содержание  ТМ,   имеющее   аккумулятивный   характер,   в естественных почвах  Измайловского  и  Филевского  парков,  Воробьевых  гор, парка-Заповедника Коломенское в 1,5-2 раза выше, чем  в  дерново-подзолистых почвах Подмосковья. Здесь тяжелые металлы максимально накапливаются  в  слое 0-5 см. Значительно содержание их  в Центральном парке  культуры  и  отдыха, здесь ТМ обнаружены в  основном  в  нижней  части  почвенного  профиля.  Это объясняется тем, что парк  частично  разбит  на  месте  городской  свалки  с большим   количеством   строительного   загрязненного   грунта.   Повышенное содержание ТМ  обнаружено  также  и  в  почвах   спорткомплекса  Лужники,  в пониженной  части  которого  (пойма  р.  Москвы)  скапливаются   газопылевые выбросы промышленных предприятий и автотранспорта. Весь  исторический  центр  Москвы  также  сильно  загрязнен   тяжелыми металлами, особенно веществами I и II  класса опасности -  цинком,  кадмием, свинцом, хромом, никелем и медью. Они обнаружены в почве, листьях  деревьев, траве газонов и детских песочницах. Растительный покров вблизи автомагистралей  и  промышленных  предприятий часто находится в угнетенном состоянии, что выражается в изреженности  трав.    
 Трансформация  и  деградация  экологических  функций   городских   почв происходит по ряду следующих причин:
·        ливневые и талые воды минуют  почву  по  асфальту  или  по  уплотненной поверхности, поверхности, смывают с нее загрязнения  и  непосредственно  попадают  в речную сеть;
·        вода сама загрязняется. Проходя через почву (урбаноземы), выходит иного состава (ТМ, токсические вещества);
·        при сильном загрязнении почва не служит фильтрационным барьером, а сама отдает загрязненные вещества в растворы;
·        дополнительный  приток  воды  из  водопроводной   сети   (подтопление, заболачивание почвы);
·        защитный  барьер  почвы  может   отсутствовать   (насыпные   пески   с    
 малоплодородным  маломощным слоем);
·        геохимическая связь (почва-грунт) может отсутствовать (например,  почва на коммуникационной сети);
·        грунт сам является источником биологического и химического загрязнения;
·        почва поглощает газовые примеси, в том числе  автотранспорта,  заводов, ТЭЦ;
·        почва пылит и увеличивает пылевые взвеси с ТМ;
·        при уплотнении почвы происходит затрудненный газообмен;
·        под плотной (утоптанной) коркой почвы наблюдается парниковый эффект;
·        в почве изменяется соотношение анаэробных и аэробных микроорганизмов;
·        в  почвы  часто  попадает  дополнительный  приток  газов  из   газово-    
 коммуникационных  труб;
·        в почве барьер для токсичных газов может отсутствовать.
·        в почвах падает биопродуктивность;
·        городские почвы как среда обитания  значительно  обеднены  по  составу, структуре, функционированию всех видов биоты.    
 В  условиях  городской  среды   изменяется   состав,   численность    и устойчивость микробных сообществ по сравнению с ненарушенными  территориями. Почвенные   биосистемы   города   подвергаются   существенным    структурным преобразованиям.
3.3 Охрана  земель от химического загрязнения            
 Главными  источниками химического загрязнения  земель являются выбросы промышленных  предприятий и продукты сгорания  автомобильного топлива, поэтому  существует тесная связь между  загрязнением земель, почв и воздуха.  Химическое загрязнение земель  часто бывает и следствием  их захламления. В силу сказанного  ведущими профилактическими мерами  борьбы с загрязнением земель  являются такие, как внедрение  газо - и пылеочистных установок  (ГОУ) и модернизация технологии  производств на стационарных  источниках загрязнения, а также  уменьшение выбросов от автотранспорта.         
 К радикальным  защитным мерам могут быть  отнесены мероприятия по реконструкции  и перепрофилированию вредных  производств вплоть до их ликвидации  или вывода за пределы городской  черты. Кроме того, важно вести  постоянную локализацию или ликвидацию  захламления земель как потенциальных  источников загрязнения.        
 К реабилитационным  мероприятиям относится рекультивация  земель с полной или частичной  заменой загрязненных почв и  грунтов на кондиционные.
Состояние земель в Москве будет контролироваться  с помощью аэрофотосъемки. Сейчас Москва занимает площадь около 100 тыс. га, и  контроль  за  такой огромной  территорией  необходимо  осуществлять   на   совершенном   уровне. Московские  власти  намерены  более  продуктивно  использовать   возможности воздушной  фотосъемки   для   обнаружения   в   столице   свалок,   объектов незавершенного строительства,  самостроя,  а  также  источников  загрязнения окружающей  среды.  Такая   система   контроля   будет   создана   на   базе Мосгоргеотреста.   
 Результаты  аэросъемок необходимы Москомархитектуре  для ведения  контроля за строительством, Москомзему - для мониторинга земель и  создания  цифровых и кадастровых карт, Москомприроде – для  создания  эколого-геоинформационных систем.
 

4. Идентификация  показателей экологического состояния  земель города по аэрокосмическим  снимкам
4.1 Перечень и  классификация методов дистанционного  зондирования
Материалы дистанционного зондирования Земли находят все  более широкое применение при  ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Это  обусловлено, во-первых, относительной  дешевизной обследования единицы площади  дистанционными методами по сравнению  с наземными, особенно при обследовании значительной территории. Во-вторых, при  дистанционном зондировании отсутствует  непосредственный контакт между  объектом исследования и техническими средствами, производящими измерения  различных характеристик объекта, что обеспечивает неизменяемость объекта  в процессе обследования. В-третьих, и что главное, дистанционное  зондирование в целом дает более  информационные материалы, характеризующие  состояние объекта исследования: в результате зондирования получают продукцию, характеризующую количественно  без пробелов и разрывов целые  обследуемые площади как совокупность множества отдельных точек. При  наземных обследованиях в большинстве  случаев количественно фиксируется  значение интересующего показателя лишь для ряда отдельных точек  проботбора, а значение его для  промежуточных точек приходится аппроксимировать.         
 Методы дистанционного  зондирования земной поверхности  подразделяются на аэрометоды (съемка  производится из атмосферы) (снимок 4.1) и космические методы (съемка  производится из космоса) (снимок 4.2). При дистанционном зондировании  проводят 3 основных вида работ:
·        получение материалов съемки,
·        их обработку,
·        создание карт и иных (не картографических) материалов по обработанным снимкам.
Аэрокосмические съемочные средства можно классифицировать:
·        по используемому при съемке диапазону спектра электромагнитного излучения;
·        по способу приема электромагнитного излучения;
·        по способу доставки результатов съемки потребителю.
По используемому  при съемке диапазону спектра  электромагнитного излучения выделяют средства, работающие в оптическом диапазоне и работающие в радиодиапазоне. Классификация по этому принципу должна быть продолжена с постепенным  разделением на более узкие спектральные интервалы.
По способу  приема электромагнитного излучения  выделяют следующие средства:
фотографические, в которых пространственное распределение  яркостей не посредственно записывается на светочувствительных материалах в виде двухмерного непрерывного изображения;
оптико-электронные, в которых яркости дискретно  изменяются с помощью фотоэлектрических, термоэлектрических и других приемников через промежуточные регистрирующие устройства;
радиофизические, в которых информация, получаемая через радиоволны, принимается антеннами.
По способу  доставки результатов съемки потребителю, выделяют средства оперативные, в которых  информация о местности может  быть передана по радиоканалам в реальном времени, и неоперативные, продукция  которых доставляется только транспортными  средствами.
4.2 Сравнительные  характеристики фотографической  съемки
Фотосъемка –  это регистрация видимой и  ближней, инфракрасной, области спектра  электромагнитных излучений местности  в диапазоне волн 0,4-1,1 мкм на светочувствительных  слоях. Именно на этот интервал приходятся максимум энергии солнечного излучения  и минимальная потеря ее за счет рассеяния и поглощения атмосферой. Съемка в этой зоне позволяет получить наибольшее линейное и энергетическое разрешение. В настоящее время  фотосъемка является одним из основных методов дистанционного зондирования, так как дает наибольший объем  информации при ее геометрической определенности.
Использование материалов аэрофотосъемки при ведении  мониторинга городских земель носит  в настоящее время традиционный характер и подробно рассмотрено  в литературе; возможности космической  съемки исследованы меньше.
По назначению фотографические системы можно  разделить на топографические, снабженные ортоскопической оптикой, и дешифровочные (фотометрические), оптика которых обеспечивает высокую точность регистрации энергетической информации. По принципу построения изображения  фотографические системы делятся  на кадровые, в которых вся плоскость  кадра экспонируется одновременно; панорамные, изображения в которых  формируется последовательно при  поперечном угловом движении объектива  или зеркала, и щелевые, в которых  изображения получают с помощью  неподвижного объектива последовательно  на движущую фотопленку через узкую  поперечную щель.
Полнота и достоверность  создаваемых и обновляемых топографических  и тематических карт в значительной мере определяется качеством проведения работ по дешифрированию снимков. Качество дешифрирования, в свою очередь, прямо  зависит от свойств фотоснимка. Способность  фотоснимка передавать в доступной  для дешифрирования и интерпретации  форме подробности ландшафта, естественных и искусственных объектов в их статическом и динамическом состоянии  называется их информационными свойствами, к которым относятся изобразительная  способность, измерительная способность  и информационная емкость.
Таким образом, качество дешифрирования снимков определяется их информационными свойствами. На основе анализа информационных свойств  снимков, получаемых различной съемочной  аппаратурой, формулируется требования к аэро - и космической информации, предназначенной для решения  разнообразных задач мониторинга  городских земель.        

  
5. Оценка экологической составляющей городских земель

Экологические составляющие городских земель включает в себя следующие характеристики: карстово-суффозионные процессы, процесс  подтопления, оползневые и эрозионные процессы, процесс захламления, процесс  загрязнения земель, процесс деградации растительности.
Далее рассмотрим более подробно все эти характеристики.
5.1 Общая  характеристика карстово-суффозионных  процессов        
 К карстово-суффозионным  процессам относят опускания  участков дневной поверхности  вследствие уменьшения объема  почвенно-грунтовой массы, вызванного  выщелачиванием растворимых солей  или переупаковкой минеральных  частиц под влиянием смачивания.         
 Кастовые  процессы связаны с растворением  карбонатных пород, карстово-суффозионные  – с вымыванием и выносом  заполнителя из глинистой и  суглинистой толщи. Процессы механической  суффозии – с выносом мелкозема  подземными водами из песчаной  толщи и трещиноватых известняков.  Они часто стимулируются нарушением  геодинамического режима, изменением  уровня грунтовых вод в результате  откачек и проявляются на поверхности  в виде западин, трещин, воронок  и т.п.; приводят к опаснейшим  и трудно прогнозируемым явлением  на территории города – образованию  глубоких провалов, ям и не  равномерному оседанию отдельных  участков поверхности земли.          
 Основными  методами, применяемыми при мониторинге  карстово-суффозионных процессов,  являются дистанционное зондирование  и повторной картографирование.  Интенсивность проявления карстово-суффозионных  процессов принято оценивать  количеством воронок, приходящихся  на единицу территории (табл. 3).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.