На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Влияние учебного процесса на организм студента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение 2
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
2.Влияние  учебного процесса  на организм студента 6
2.1 Общие данные 6
2.2 Сидячий образ  жизни 10
2.3 Неправильное питание 11
2.4 Невроз и переутомление 12
3.Пути  решения 13
3.1Двигательная  активность 13
3.2 Режим питания 14
3.3 Психологическое  саморегулирование 16
Список  литературы 19
Плиложение 1. Таблица 4.2 «Степень развития утомления  при умственном труде». 20 

 


Введение
       Успешность  усвоения  знаний  в  ВУЗе  во  многом  зависит от  здоровья  студента.  В свою очередь  условия  и  режим  обучения,  несомненно,  способны  повлиять  на  развитие  ряда заболеваний. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Вуз должен создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Сегодня  совершенно  обоснованным  становится  требование  о  необходимости межсекторального взаимодействия в сохранении и укреплении здоровья студентов. Минздрав РФ  выдвигает задачу  превращения образовательных учреждений  в важный  элемент в системе охраны  здоровья  подрастающего поколения.  Вместе  с тем,  результаты социологических  опросов  показывают,  что  преподаватели  не  рассматривают сохранение здоровья  студентов  как  одну  из  задач  ВУЗа.  По  их  мнению,  основная  его  задача — образовательный процесс.  Однако  есть  реальные  предпосылки изменения позиции преподавателей.  Для этого они должны  знать возможности анализа и коррекции здоровья студентов в повышении качества и эффективности образовательного процесса.
       Состояние  здоровья  современных  студентов  вызывает  тревогу.  Свыше 80% студентов ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. В таких условиях у молодежи остается немного шансов для полноценной профессиональной и семейной жизни. Родители отмечают отчетливую усталость студентов (73,8%), ухудшение их здоровья за время обучения  в  ВУЗе (38,5%). По  мнению  самих студентов,  обучение   не улучшает  самочувствия (47,9%). Отрицательное  влияние  на  здоровье  оказывают негативное  восприятие  студентом  своего ВУЗа,  группы (21,9%), боязнь  преподавателей (8,3%). Психологически комфортно чувствуют себя лишь 56,9-70,9% студентов.
       Примечательно, что 70,8% студентов в ряду жизненных ценностей ставят здоровье на первое место (выше материального достатка — 51,0%). Однако в силу своих возрастных психологических особенностей беспокойство по поводу проблем со здоровьем проявляют лишь 27,1% студентов.  Личные  проблемы  и тревога о будущем оказываются куда значимее (55,2%).
       Крайне  важно  уловить  ту  грань,  когда  психическое, интеллектуальное  и  социальное  развитие студента  не  будет оказывать негативного влияния на  процессы  его физического и психического  развития.  Хрестоматийный  образ милого хрупкого послушного слабенького «очкарика-отличника» привлекателен только для родителей, но не для медиков и будущих работодателей. Важно,  чтобы учебная нагрузка  соответствовала  возможностям  студента,  оценка  учебы была объективной, а пребывание в ВУЗе — комфортным и радостным. Вполне очевидно, что любое управленческое решение педагогического коллектива должно базироваться на точных знаниях о состоянии здоровья и резервных, адаптивных возможностях учеников.
       Один  из  путей  оптимизации  процесса  обучения — изменение  критериев  оценки успеваемости,  более  точное  определение  успеха  и  отношения  к  учебе,  стремление  к снижению тревожности студента за счет повышения уверенности в себе, ориентирование учебно-воспитательного  процесса  на  личность  студента,  создание  условий успеха  для каждого.
 


      Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
 
       Существует  много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствиеболезней и физических дефектов».
       С физиологической точки зрения определяющими  являются следующие формулировки:
      индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
      здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
      индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
      здоровье ? это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев).
       Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
      физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем (если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается);
      психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств;
      нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе (отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни).
 


       2.Влияние учебного процесса на организм студента 

          2.1 Общие данные 

       В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел ? головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов ? восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2?2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15?20% используемого организмом. В течение 1 минуты мозгу необходимо 40?50 см? кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно ? на 500?1000 ккал выше, чем уровень основного обмена. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного, пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом:
      кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца;
      уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга;
      ухудшается венозное кровообращение (когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется, сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются;
      ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга;
      уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.
       Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа ? замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, ? все это неизменно сказывается на циркулярном аппарате кровообращения.
       Так, до начала учебной работы у студентов  была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин (при выполнении относительно спокойной учебной работы ? 77,4 удар/мин). Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на конференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях ? на 50?300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).
       При эмоционально напряженном труде  дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000?9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению ? более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).
       Все эти изменения часто более выражение проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом. Наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.
       В процессе длительной и напряженной  учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство ? усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.
       Усталость ? психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.
       Степень усталости студент может оценить  баллами: не устал ? О баллов, легкая усталость ? 1, средняя усталость ? 2, сильная усталость ? 3, очень сильная усталость ? 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направленных на компенсацию усталости.
       При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти ? быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.
       Основной  фактор утомления ? сама учебная  деятельность. Однако утомление, возникающее  в процессе ее, может быть значительно  осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).
По приведенным  в табл. 4.2. признакам можно ориентироваться  в степени развития утомления при умственном труде.
 


       2.2 Сидячий образ жизни  

       Во время обучения студентам приходится долгое время  сидеть без движения, что приводит к застою лимфатока, нанося вред всему  организму, так как лимфатическая  система одна из самых важных систем организма человека. Иммунитет, эндокринная  система напрямую связаны с лимфатической  системой. Если лимфасистема будет давать сбои, иммунитет человека упадёт, от чего постоянные простудные заболевания, обострения хронических заболеваний, так как лимфатическая система выполняет функции биологического «фильтра», это инфекционные заболевания, различные виды опухолей и метостаз, вплодь до рака различных органов.
       Важнейшим фактором является искревление осанки и нарушение  нормальной работы позвоночника. От этого  – развитие скалеоза, остеохандроза, искривления позвоночника, нарушение  работы опорно-двигательного аппарата, развитие венозной тромбоэмболии.
       В районе шейных позвонков  кровь слабо поступает в мозг, и начинаются головные боли, ухудшается зрение и т.д.
       От позвоночника зависит работа всех остальных органов. Необходимо, чтобы позвонки были всегда выпрямлены.
       Сидячий образ жизни  негативно сказывается на здоровье ног. Особенно это касается женщин, которые привыкли ходить на каблуках. Каждая женщина слышала о варикозном заболевании. Оно связано с неэластичностью сосудов и их расширением. В сидячем положении кровь в ногах очень плохо циркулирует. Риск заболеваний увеличивается, если сидеть «ногу на ногу». В таком случае сосуды пережимаются, и кровь просто не куда поступать.
 


       2.3 Неправильное питание 

       Между парами в ВУЗах  существуют перерывы 5 и 20 минут. За такое  короткое время у студентов нет  возможности нормально питаться. Они ограничиваются перекусами фастфудами и полуфабрикатами, которые зачастую имеют сомнительное качество и происхождение. Быстро пережевывая пищу из-за недостатка времени, студенты нарушают все пищеварительные функции организма. Не позволяя выделять нужные сигменты желудочного сока.
       Полуфабрикаты, широко используемые в сетевых фастфудах, как и другая еда «фабриного»  производства, могут содержать множество  химических пищевых добавок. Фастфуд  опасен для нервной системы человека: богатая сахаром и насыщенными  жирами, (а также пищевыми разрыхлителями, красителями, ароматизаторами) диета  приводит к повреждению структуры  мозга, разрушает нервные ткани  и запускают воспалительные процессы. Фастфуды нарушают иммунитет человека, увеличивают риск развития диабета, онкологических заболеваний. Снижают  количество тестостерона, нарушают обмен  простагландинов (регулирующих множество  процессов в организме и находящихся  практически во всех тканях и органах). Также нарушают работу поджелудочной  железы, желудка, кишечника. Разрушают  клетки печени. Засоряют почки, сосуды и капилляры.
 


       2.4 Невроз и переутомление 

       Невроз – заболевание  нервной системы, заключающееся  в болезненном изменении функций  нервной ткани при анатомической  целости её. Сюда относятся: истерия, неврастения, эпилепсия. Дело в том, что у студентов при большой физической и эмоциональной нагрузке, а особенно при перегрузке, могут возникать состояния утомления, переутомления и перенапряжения.
       Утомление представляет собой физиологическую реакцию  на нагрузку и проходит после определенного  периода отдыха.
       Переутомление ? это крайняя степень утомления, особое состояние, возникающее после большой и длительной нагрузки, как однократно, так и длительно применяемой. Оно характеризуется общей усталостью, вялостью, ощущением необходимости отдыха и т. п. Функциональные пробы при переутомлении ? неудовлетворительные, так как функциональное состояние ухудшается, однако в различных органах и системах степень снижения функционального состояния может быть различной. При переутомлении снижаются также и иммунобиологические свойства организма, что делает такого студента более подверженным влиянию отрицательных факторов внешней среды, и в частности инфекции.
       Во время сдачи  экзаменационных сессий, студенты часто  становятся нервными и раздражительными из-за испытываемых стрессов.
 


       3.Пути решения 

           3.1Двигательная активность 

       Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие  здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.
       Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т.д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.
       Научно-исследовательский  институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:
      учащихся ПТУ и средних учебных заведений - 10 - 14 часов;
      студентов - 10 - 14 часов;
       Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.
 


    3.2 Режим питания 

       Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
            Первый закон ? равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия.
            Второй закон ? соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
       Промежутки  между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.
       Вредно  во время еды читать, решать сложные  и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать  большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая  еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии.
       Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др.
       Тщательное  пережевывание, измельчение пищи в  известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.
         Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, учёбы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма ? сохранения постоянной температуры тела.
       Очень важно иметь свободное время  для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
 

       
       3.3 Психологическое саморегулирование  

       Если  человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди.
       Но  все меняется, если настроение плохое. Он еще ничего не сказал, но уже можно  ожидать неприятностей. Будто возникает некая отрицательная энергия, она передается другим, вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает, теряется интерес к учёбе, все становится скучным, неприятным, безысходным.
       Наше  настроение определяется в первую очередь эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции - это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания.
       Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контролируются сознанием, подчиняются психике. Но настроение имеет не только психическую, но и психофизиологическую основу, управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов в первую очередь подчинена психике.
       Именно  психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступает в роли главного судьи и распределителя.
       Следует четко осознать, что хорошее настроение можно произвольно создавать, его можно поддерживать, наконец, способность быть в хорошем настроении можно и нужно тренировать. Огромное значение при этом имеет общее функциональное состояние, и в первую очередь работоспособность. Именно она является той силой, которая обеспечивает согласованную деятельность всех компонентов функциональной системы. Если работоспособность снижается, четкое взаимодействие элементов системы нарушается. Поступки становятся шаблонными, хуже получаются даже привычные операции, снижается реакция, нарушается координация движений. Ухудшается эмоциональная устойчивость, многое начинает раздражать.
       Начните утро с гимнастики. Ведь гимнастика - это не просто физические упражнения, она не только помогает нашему организму перейти от сна к бодрствованию, активной деятельности. Гимнастика, если мы вдумываемся в смысл того, что делаем, - это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день.
       Каждое  упражнение не только дает специальную  нагрузку на мышцы, улучшает кровообращение, обмен веществ, оно еще и влияет на ту или иную функцию нашего организма, способствует оптимизации его работы. Необходимо помнить, что, делая гимнастику, надо четко осознавать смысл и функциональное назначение каждого движения.
       Во  время сна организм находится  в особом функциональном состоянии. Теперь надо восстановить привычные взаимосвязи между мозгом и мышцами. Мышцы должны четко и послушно выполнять все поступающие команды. Для этого их надо настроить. Двигательная активность, сопряженная с фиксацией внимания на положительных мышечных ощущениях, способствует выработке гормонов, создающих положительные эмоции, бодрость, уверенность.
       В сознании должно сформироваться четкое представление о том, что движение не самоцель. Оно нужно, в частности, для стимуляции «производства» нашим организмом биологически необходимых веществ, вызывающих положительные эмоции, снижающие чувство напряженности, тоски, депрессии.
       Особенно  стимулирует психику новизна  впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
 


       Список литературы 

1. Ильин  А.Г.,  Агапова  Л.А.  Функциональные  возможности  организма  и  их  значение  в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. №5. С. 43-45.
2. Куликов A.M. От «невроза  сердца»  к  соматоформ-ной  вегетативной  дисфункции: эволюция представлений // Рос. семейный врач. 1999. №4. С.23-28.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.