Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социология как наука, ее предмет и метод. Место социологии в системе наук

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 

     Кафедра гуманитарных и социально-политических наук
      
      
      
         

     Контрольная работа №1
     На  тему:   Социология как наука, ее предмет и метод.
                             Место социологии  в системе наук
     По  дисциплине: Социология
      
      
      
                                                                              Выполнил: студент 4 курса
                                                                                   Специальности – М-160901
                                                                                         Шифр – М-092791
                                                        Макаров А.А.
                                                   Проверил:  
      
       
       
 
 

     Москва, 2011
     Содержание 

    Введение…………………………………………………………………...стр. 3
       1. Определение социологии……………………………………………стр. 5
       2. Предмет и метод социологии……………………………………….стр.10
       3. Место социологии в системе наук….……………………………...стр.13
       4.Социология в системе гуманитарных наук….……………………..стр.17
       5. Категория «Социальное»…………………………………………...стр.21
    Заключение………………………………………………………………..стр.22
    Список использованной литературы……………………………………стр.24
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
       Особое  внимание следует обратить на многообразие подходов к определению предметной области социологии, выяснить, почему нет однозначного ответа на данный вопрос. Важно подчеркнуть, что на определение предметной области  науки влияли не только различные  научные школы, но и развивающийся  социальный мир, потребности социальной практики в решении социальных проблем, а также развитие самой науки.
       Названием наука социология обязана своему создателю О. Конту. Термин «социология» состоит из двух корней.  Первый происходит от латинского societas, т.  е.  «общество», второй — от греческого loros, означающего в узком смысле «слово», а в широком — «учение», «наука».  Таким образом, термин «социология» переводится как «наука об обществе».
       Следовательно, объектом изучения социологии, как  и других общественных, социальных наук, является человеческое общество. Но человеческое общество изучают и другие общественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика, политология и т.  д.  Каждая из них изучает свою сферу общества, т. е. имеет свой предмет исследования.  Есть он и у социологии.
       За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.
       В обыденном сознании социология ассоциируется  с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые  редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью  оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставшие  в последнее время особенно популярными  опросы населения, выясняющие мнения людей  по различным вопросам, не столько  прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.
       Социологическое знание - это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия  любых действий, повышать эффективность  деятельности и уменьшать возможность  ошибок. Имея прямой выход на все  виды человеческой деятельности, социологическое  знание может помочь человеку реализовать  свои способности, проявить деловые  качества и занять достойное место  в социальной организации.
       Происходящие  в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют  все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений  индивидов и их групп. Каждый индивид  включен в различные группы и  в своей жизнедеятельности зависит  от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые  носят название социальных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Определение социологии
       Социоло?гия (от лат. socius — общественный; др.греч. ????? — наука) — это наука  об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
     Люди  не могут существовать вне общения, поэтому они вынуждены учитывать  намерения друг друга в своих  поступках. Поведение человека, ориентированное  на поведение других людей, называется социальным действием. Согласно М. Веберу, социальным можно назвать такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Социальное действие может осуществляться по привычке (традиционно), под влиянием страсти (аффективно), на основе расчета  или подражания образцу (ценностно-рационально). Социология изучает факторы, формы, механизмы и результаты социального действия.
     Основателем социологии считается французский  философ О. Конт (1798—1857). Он ввел в употребление сам термин «социология» и доказал, что общество можно изучать так же, как и природу. Поэтому он включил социологию в свою классификацию наук: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. Вместе с тем Конт отмечал, что законы существования и развития общества складываются в процессе взаимодействия людей, а сам этот процесс и является объектом социологии.
     Анализ  зарубежных источников показывает, что  чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или  в социальных условиях. Цель такого изучения - понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. Социология ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология - это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.
     Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. Каждое из определений имеет рациональное зерно.
     Большинство ученых склонны полагать, что предметом  социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако здесь  можно возразить. Общественные явления  изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией  права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным  наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные  стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые  их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства - только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности.
       Люди  повседневной совместной деятельностью  создают и изменяют порядок собственной  жизни. Наука об обществе не может  быть нейтральной по отношению к  объекту своего исследования, как, например, нейтральна астрономия по отношению  к движению небесных тел. Общество представляет собой продукт объективации человеческих намерений и стремлений, и социологи как участники этого процесса заинтересованы в том, чтобы он развивался в определенном направлении. Им трудно освободиться от этой заинтересованности при анализе общественной жизни. Однако только не предвзятое изучение последней может дать точные сведения о ее состоянии и тенденциях, что и составляет задачу социологии, как и любой науки. Это противоречие присуще социологии на протяжении двух столетий ее развития.
       Социология  преподается в зарубежных вузах  с конца XIX в. Тогда же, в Европе появились первые социологические факультеты. В России первое отделение социологии было открыто на факультете общественных наук Петроградского университета в 1920 г., но в конце 30-х годов преподавание социологии было прекращено. В качестве обязательной учебной дисциплины социология изучается в Российской Федерации с 1990 г.
       Отдельные эмпирические социологические исследования проводились в зарубежных странах  еще в XIX в., систематическими же они  стали лишь в первой половине XX в. В 20-е и 30-е годы в нашей стране также был осуществлен ряд  исследовательских проектов. Регулярные эмпирические исследования ведутся  лишь со второй половины 50-х годов. Сейчас практически нет такой сферы  человеческой жизни, которая не изучалась  бы социологами.
     Социологию  можно разделить на общую и  специальную. Общая социология рассматривает  универсальные проблемы социального  действия, возникающие в любой  сфере и в любое время. Специальная  социология изучает особенности  социального действия в различных  областях общественной жизни. Она состоит  из множества отраслей, основными  из которых являются, экономическая, этническая, политическая социология, социология труда, управления, семьи, молодежи, образования, науки, культуры, религии  и др.
     Общая социология разрабатывает теоретические  подходы к изучению социального  действия, отраслевые социологии на базе этих подходов создают теоретические модели, с помощью которых они собирают, анализируют, обобщают и объясняют факты, наблюдаемые в соответствующих им предметных областях.
     В социологии существуют два уровня анализа  социального действия: теоретический  и эмпирический. На теоретическом  уровне в рамках общей и специальной  социологии разрабатываются конструкции, которые проверяются данными, полученными  с помощью эмпирических исследований. На основе последних социология выявляет устойчивые структуры сознания и  поведения людей. Теоретический  анализ этих структур позволяет обнаруживать тенденции и законы социального  действия. На самом деле социологическое  исследование предполагает постоянный переход от одного уровня к другому. На основе теоретического и эмпирического  знаний разрабатываются практические рекомендации, образующие научную базу для создания или совершенствования  технологий социального действия.
     Следовательно, социология — это наука о родовых  свойствах и основных закономерностях  общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное  восприятие единственным средством  достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись  и 'новые возможности проникновения  во внутренний мир личности, понимания  ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир —  социальную среду, общности, в которые  он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. Причем система рассматривается  социологией не только как функционирующая  и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная  социология и пытается изучить причины  кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Предмет и метод социологии
         Предметом социологии является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
          Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
           1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
           2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
           3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
           4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
         В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
       Поэтому более рационально предметом  социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих  между собой.
         Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
       Еще одним отличительным признаком  социологии как науки является набор  методов исследования.
       Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
       Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
       Первый  уровень охватывает общенаучные  методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
       Второй  уровень отражает методы смежных  социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
       Методы  первого и второго уровней  основываются на универсальных принципах  познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности. Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории. Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.
       К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
       Собственно  социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Место социологии в системе  наук
 
       Социология  занимает общее, а не частное место  среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно-обоснованную об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, электронике, учению о свете и т.д.
       Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая  проблематика решалась в течение 2,5 тыс.  лет, пока в XIX в.  не стала  самостоятельной наукой.  Именно из философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные  идеи, методы и терминологию.  Очень  тесные связи социология имеет с  такими науками, как экономика, этнография, антропология.  Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи у социологии с  физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками (рис.1). 

         

       Науки не может быть без математики. Рассмотрим «взаимоотношение»  социологии и математики.
       Анализ  истории развития науки говорит  о том, что общие закономерности вряд ли могут  быть найдены без  математики. И это касается не только естественных наук, но и социологии. Как только исследователь находит  что-то общее между двумя объектами, создается  основа для применения математического аппарата: общее усматривается на базе определенных логичных рассуждений; посредством рассмотрения схожего в разных объектах  создается возможность применять обобщающий метод познания.  В социологии трудно создавать адекватные реальности математические модели, но, похоже, другой дороги для развития науки, в том числе и социологии,  нет.
       Покажем на примере рассмотрения истории  развития социологических методов, что  рано или поздно  для решения  любого класса задач  возникают такие  подходы к их решению, которые  можно назвать математическими. Наработки теории вероятностей с XVII века постепенно проникали в социологию. Более того, если говорить о науке XVII – XIX веков, то следовало бы говорить  о взаимовлиянии, взаимном «подталкивании»  друг друга социологии и теории вероятностей. Описанные  ниже  факты, надеемся,  покажут также, что  поиск именно общих закономерностей сослужил хорошую службу развитию социологии.
         Родившись под воздействием  азартных  игр, теория вероятностей довольно  быстро начала использовать результаты  социальной статистики. Так, имеются  сведения, что Я.Бернулли,   пришел  к открытию  закона  больших  чисел, опираясь не только на  законы азартных игр, но и  на результаты, полученные в рамках  рождающейся  политической арифметики  (Граунт, Петти): открытия постоянства  эмпирических частот,  описывающих  достаточно однородные совокупности  людей. Великие математики, опираясь в своих открытиях на социальную статистику, делали  интересные социологические выводы.   Так, широко известен тот факт, что   крупнейший математик Лаплас доказал, что крестьяне из окрестностей Парижа чаще «подкидывают» обеспеченным горожанам новорожденных девочек, чем новорожденных мальчиков. Подчеркнем, что тут интересно не столько то, что Лапласом был установлен этот факт, сколько то, каким образом он пришел к пониманию необходимости   проанализировать соответствующие статистические данные (это позволили ему сделать некоторые   соображения, лежащие в основе зарождающейся тогда математической статистики).
       Известные социологи, думая об изучении человеческих мнений, получали математические результаты, предлагали пути использования математики в социологии. Так,  в теории экспертных оценок до сих пор пользуется известностью «парадокс Кондорсе», который французский ученый описал при изучении механизма голосования в парламенте. Тот же ученый первым четко сказал, что человеческие мнения   можно изучать. До тех пор считалось, что этого делать нельзя, что мнение человека – слишком  неопределенная, изменяющаяся  материя, чтобы быть предметом научного анализа. И  Кондорсе первым сказал, что это – не препятствие для научного анализа, это – повод для использования теории вероятностей.
       Чтобы перевести изучение человеческих мнений в научное русло, достаточно предположить, что мнение человека о чем бы то ни было не точечно, а представляет собой некоторое распределение  вероятностей.  Эта идея была конкретизирована  Терстоуном,  который стал отождествлять  мнение одного  человека с нормальным  распределением, что привело к  рождению всем известный методов  измерения:  одномерной установочной шкалы Терстоуна, метода парных сравнений  и многих других способов шкалирования. Это – яркий пример использования  генерализирующего подхода и  математического языка  в рамках изучения  мнения одного человека, с  последующим обобщением соответствующих  положений на группу людей. Подчеркнем, что анализ того, как  статистический подход  перешел от изучения общества в целом к изучению отдельных  личностей  хорошо иллюстрирует  имевшее место в прошлом стремление  социологов  к адекватному подбору  математического  метода для решения  социологических задач. Такая разработка была естественным стремлением исследователей успешно работать в области социологии.
      Социология  давно усвоила, в частности,  то, что математический язык может быть очень полезным при изучении субъективных смыслов. Примерами  активно использующих математический язык методов  такого рода   служат т.н. психосемантические методы – метод семантического дифференциала  Осгуда,  предложенные Келли методы  поиска конструктов в сознании каждого  человека и т.д. Не будем говорить о том, что  в середине XX века теория вероятностей и математическая статистика перестали удовлетворять и социологию, и многие другие науки, опирающиеся  на эмпирические исследования. Родилась еще одна ветвь науки – анализ данных, от которого пару десятков лет назад отпочковалась современное его направление интеллектуальный анализ данных. 
       Для более яркой характеристики нашей  позиции отметим, что нам часто  приходится слышать о том, что  использование в социологии математического  аппарата можно расценивать как  пример интеграции наук  (социологии и математики). Такое утверждение  в принципе представляется нам неправильным.   Использование математического  аппарата в процессе решения социологической  задачи, на наш взгляд, целесообразно  рассматривать  как использование  своеобразного (математического) языка  в качестве естественного фрагмента  языка социологии.
       Таким образом, постепенно преодолеваются трудности, обусловленные большим приближением к жизни  содержательных представлений  социолога. И математика здесь играет не последнюю роль: появляются новые  математические методы, отражающие новые  реалии, новые   тенденции в  осознании социологов   используемых ими моделей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         4. Социология в системе гуманитарных наук
       Совершенно  очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно  соприкасается с другими общественными  и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано  от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая  может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.
       Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.
       Другой  существенной причиной тесной взаимосвязи  многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между  собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования. Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области. Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными. Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.
       Социология  же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его  взаимодействия с другими членами  общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику  общностей разного типа и уровня.
       Рассмотрим связь социологии и биологии, в частности, экологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.