На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фонд обязательного медицинского страхования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Содержание
     Введение…………………………………………………………………….4
    Развитие системы обязательного медицинского страхования в РФ...6
      История образования фонда медицинского страхования……..6
      Сущность медицинского страхования  в России……………..12
      Нормативно-правовое регулирование………………………...16
    Фонд медицинского страхования в РФ………………………………23
    2.1     Система обязательного медицинского страхования в России.23
    2.2     Добровольное медицинское страхование. Основные отличия ДМС от ОМС…………………………………………………………..28
     3.  Проблемы ОМС в России. Зарубежный опыт……………………….30
          3.1     Проблемы обязательного медицинского страхования в России                                        и пути их решения………………………………………………………………30
          3.2     Зарубежный опыт в системе медицинского страхования…...32
     Заключение……………………………………………………………….35
     Список  используемой литературы……………………………………...36
     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных  последствий различных непредвиденных явлений.
     Медицинское страхование – это совокупность видов страхования, предусматривающих  обязанности страховщика по осуществлению  страховых выплат в размере частичной  или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванного обращением застрахованного в медицинское  учреждение за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
     Целью данной работы является изучение обязательного медицинского страхования как одного из видов медицинского страхования, а также изучение различных аспектов и особенностей обязательного медицинского страхования в отличие от добровольного страхования.
     Основными задачами данной работы являются:
     - определение сущности и назначения обязательного медицинского страхования;
     - рассмотрение этапов исторического развития обязательного медицинского страхования начиная с момента его зарождения и заканчивая современным состоянием;
     - определение особенностей обязательного медицинского страхования в сравнении с добровольным страхованием;
     - изучение законодательной базы, регламентирующей деятельность в области обязательного медицинского страхования;
     - перспективы развития обязательного медицинского страхования в России, основные проблемы и возможные пути их решения.
     Необходимость изучения вопросов обязательного медицинского страхования обусловлена его актуальностью в современном мире.
     Ограниченность  базовой программы обязательного  медицинского страхования, отсутствие мотивации у медицинских работников, недоступность современной клинической  и лабораторной базы в условиях ухудшения  финансирования здравоохранения привели  к обострению проблем, связанных  с получением квалифицированной  медицинской помощи.
     В первой главе речь пойдет об истории  образования, развития системы обязательного  медицинского страхования в России и оценка современного состояния.
     Во  второй главе мы подробнее остановимся  на фонде обязательного медицинского страхования, а так же рассмотрим добровольное медицинское страхование  и выявим основные отличия между  ними.
     Третья  глава будет посвящена основным проблемам в развитии фонда обязательного  медицинского страхования в России на сегодняшний день и возможным путям их решения, примерам из опыта зарубежных стран в медицинском страховании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Развитие системы  медицинского страхования
1.1 История образования  медицинского страхования
      Предоставление социальной помощи  гражданам  в  случае  болезни   имеет достаточно давнюю традицию. Еще в  Греции  и  Римской  империи  существовали организации  взаимопомощи  в  рамках  профессиональных   коллегий,   которые занимались сбором и выплатой средств при  наступлении  несчастного  случая, получении   травмы,   утраты   трудоспособности    вследствие  длительного заболевания  или  увечья.  В  средние  века  защитой населения   в случае наступления или наступления инвалидности занимались цеховые или  ремесленные гильдии (союзы) и церковь.  В  первом  случае  помощь  оказывалась  за  счет цеховых касс, созданных из членских взносов. Во втором  случае  материальная и  лечебная  помощь  предоставлялась  нуждающимся   безвозмездно   за   счет пожертвований.
      Однако форму  медицинского  или,  как тогда было  принято называть,
больничного страхования социальная помощь при  болезни  получила  только  во второй половине XIX в. Именно в это  время  начало  активно  проявлять  себя профсоюзное рабочее движение, одним из  важных  результатов  которого  стало создание во многих европейских странах страховых больничных касс. Эти кассы образовывались за счет взносов  работодателей  и  работников  и  управлялись соответственно  представителями  администрации предприятия и профсоюзного комитета. Кассы предоставляли своим членам денежную помощь в  виде  пособия, частично  возмещающего  трудовой  доход,  потерянный   во   время   болезни, единовременной  выплаты  и  пенсии  семье   в   случае   смерти   работника,
компенсации роженицам. Кроме того, предусматривалось оказание медицинской и лекарственной помощи. Пионерами в больничном страховании выступали Англия  и Германия. Именно в Германии  в  1833 г.  был  издан  первый  государственный Закон «Об обязательном больничном страховании рабочих».
      В России становление системы  помощи населению при болезни  связывается, в первую очередь, с развитием в конце XIX в.  земской  медицины,  дотируемой за счет  казны,  ассигнований  губернских  и  уездных властей. Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения  в силу ее аграрности и очень малого периода пореформенного  капиталистического развития.
      Зарождение элементов социального  страхования и  страховой   медицины  в России началось в  XVIII  –  начале  XIX  вв.,  когда  на  возникших  первых
капиталистических предприятиях появились первые  кассы взаимопомощи.  Сами рабочие стали создавать за свой счет (без  участия  работодателей)  общества взаимопомощи  –   предшественников   больничных   касс.   Первое   страховое товарищество  в  России,  которое  занималось  страхованием  от   несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.
      Развитие и формирование системы  обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.
      1 этап. С марта 1861 г. по июнь1903 г. В 1861  г.  был  принят  первый
законодательный акт, вводивший элементы обязательного  страхования в  России.
В соответствии с  этим  законом  при  казенных  горных  заводах  учреждались товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по  временной  нетрудоспособности,  а  также  пенсий участникам  товарищества  и  их  семьям,  прием  вкладов  и   выдача   ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие,  которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3% заработной  платы).
В 1866 г. был  принят  Закон,  предусматривающий  создание  при  фабриках  и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик  и заводов предъявлялось  требование  иметь  больницы,  число  коек  в  которых исчислялось  по  количеству  рабочих  на  предприятии:  1   койка   на   100 работающих.
      Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в.  на  крупных  заводах  больницы  были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской  помощи.
В  целом  медицинская  помощь   фабрично-заводским   рабочим   была   крайне неудовлетворительной.
      Фабричные  страховые  кассы   начали  создаваться  в   начале   XX   в.
преимущественно на крупных предприятиях Москвы и  Санкт-Петербурга.  Принципы их организации и функционирования были аналогичны западноевропейским.
      2 этап. С июня 1903 г. по июнь 1912 г.  Особое значение  в  становлении
обязательного медицинского страхования в России  имел  принятый  в  1903  г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного  случая,
рабочих и служащих, а равно членов их  семейств  на  предприятиях  фабрично-заводской,  горной  и  горнозаводской  промышленности".  По  данному  Закону работодатель  нес  ответственность  за  ущерб,   нанесенный   здоровью   при несчастных   случаях   на   производстве,   предусматривалась    обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения  потерпевшим  или  членам их семей в виде пособий и пенсий.
      3 этап. С июня 1912 по июль 1917 г.  В  1912  г.  III  Государственной
Думой было сделано немало для социального  обновления  страны,  в  том  числе 23.06.1912 г. был принят Закон «О страховании рабочих на  случай  болезни и несчастных  случаев»  – закон   о   введении    обязательного   медицинского страхования для работающих граждан.
      В декабре 1912 г. был учрежден  Совет по делам  страхования.  В  январе
1913  г.  в  Москве  и  Санкт-Петербурге  открылись  Присутствия  по   делам
страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы  больничные  кассы  на  многих территориях  Российской  Империи.  В  январе  1914  г.   начали   появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих  при  несчастных  случаях.  По закону  1912г.  врачебная  помощь  за   счет   предпринимателя   оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:
1. Первоначальная  помощь при внезапных заболеваниях  и несчастных случаях.
2. Амбулаторное  лечение.
3. Родовспоможение.
4. Больничное (коечное) лечение с полным  содержанием больного.
      К  1916 г.  в  России  уже   существовало   2403   больничные   кассы,
насчитывающие  1961 тысяч членов.  Такие   кассы   просуществовали   до
революции, а после принятия запрета о  введении государственной  монополии  в страховании они потеряли не только свою актуальность, но и легитимность.
      4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года. После Февральской  революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство,  которое с первых  шагов своей деятельности  начало  реформы  в  области  обязательного  медицинского страхования  (Новелла  от  25.07.1917 г.),  включающие  следующие   основные концептуальные положения:
- расширение  круга  застрахованных,  но  не  на  все категории работающих
   (поскольку одномоментно это   технически  было  сделать   невозможно,  были выделены категории застрахованных);
- предоставление  права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие   кассы  без  согласия  предпринимателей  и  Страхового  присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
-  повышены  требования  к  самостоятельным   больничным  кассам  по   числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
-  полное  самоуправление  больничных   касс   работающими,   без   участия
   предпринимателей.   Временным   правительством   были   приняты    четыре законодательных акта  по  социальному  страхованию,  в  которых  серьёзно пересматривались  и исправлялись многие недостатки  Закона,  принятого  III Государственной Думой в 1912 г.
      5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть начала  свою
деятельность  по  реформе  социального  страхования  с  Декларации  Народного комиссара труда от 30 октября (12  ноября)  1917  г.  о  введении  в  России "полного социального страхования".
      Основные положения Декларации  были следующие:
- распространение  страхования на всех без   исключения  наемных  рабочих,  а  также на городскую и  сельскую бедноту;
 - распространение страхования на  все виды  потери  трудоспособности  (на
   случай болезни, увечья, инвалидности,  старости,  материнства,  вдовства,
   сиротства, безработицы).
      Проводимые    Советским    правительством    реформы    способствовали
осуществлению   полного   социального   страхования   на   началах    полной
централизации.
      Логическим продолжением начатой  политики слияния  наркомздравовской  и страховой медицины стало принятие  Декрета  от  31.10.1918г.,  которым  было утверждено  "Положение  о  социальном  обеспечении  трудящихся".   В   новом Положении термин "страхование" был  заменен  на  термин  "обеспечение".  Это соответствовало концепции Советского правительства  о  том,  что  через  год после Октябрьской революции  капитализм  уже  ликвидирован  и  Россия  стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт  социального страхования должен  был  уступить  свое  место  социалистическому  институту социального обеспечения.  Содержание  Декрета  от  31.10.1918  г.  полностью этому соответствовало.
      19 февраля 1919  г.  В.И.  Ленин   подписал  Декрет  "О  передаче  всей
лечебной   части   бывших    больничных    касс    Народному    Комиссариату
Здравоохранения",  в  результате  чего  все   лечебное   дело   передавалось
Народному Комиссариату  Здравоохранения  и  его  отделам  на  местах.  Таким образом, этим Декретом  кассовая  медицина  упразднялась.  Результаты  такой реформы на первых порах в деле борьбы  с  инфекционными  заболеваниями  были достаточно  убедительными.  Значительно  снизились  уровень   заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность  и т.д.
      6 этап. С ноября  1921  г.  по  1929  г.  C  1921  г.  в  стране  была
провозглашена новая экономическая  политика  (НЭП),  и  Правительство  вновь обратилось  к  элементам   страховой   медицины,   о   чем   свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929  г.
15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном  страховании  лиц,  занятых
наемным  трудом",  в  соответствии  с  которым  вновь  вводится   социальное
страхование, распространяющееся на все случаи  временной  и  стойкой  утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай  болезни были установлены  страховые  взносы,  ставки  которых  определялись  Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа  занятых  на предприятии лиц и условий труда.
      Впервые этим Декретом устанавливался  порядок  взимания  взносов,  при
этом основными сборщиками стали комиссии  по  охране  труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных  Комиссаров  №  19  ст.124  от 23.03.1926 г.  из  всех  средств социального   страхования   образовывались следующие операционные фонды:
   1) Фонды, находящиеся в непосредственном  распоряжении органов социального страхования.
   2)  Фонды  медицинской  помощи  застрахованным  (ФМПЗ),   находящиеся   в распоряжении органов здравоохранения.
      7 этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот  этап можно охарактеризовать  как
период  государственного  здравоохранения,  в  течение   которого   в   силу
объективной политической и экономической ситуации  сформировался  остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.
      В советское время надобность  в медицинском страховании   отсутствовала, поскольку  существовало  всеобщее  бесплатное  медицинское  обслуживание,  а сфера   здравоохранения    полностью    содержалась    за    счет    средств государственного   бюджета,   государственных   ведомств,   министерств    и социальных фондов самих предприятий.
      8 этап. С июня 1991 года по настоящее  время. И лишь с принятием  Закона
РСФСР "О медицинском страховании  граждан в РСФСР"  28  июня  1991  г.  можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении  социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
      В  период  проведения  экономических   и  социальных  реформ,   резкого
снижения  уровня жизни, острой нехватки бюджетных  и ведомственных средств  на содержание медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон  о  введении  в России медицинского  страхования  граждан  в  двух  формах:  обязательной  и добровольной.  Причем  все  положения  этого  закона,   которые   касались обязательного  медицинского  страхования,  вводились  в  действие,   начиная только  с   1993 г.   До   этого   времени   необходимо   было   подготовить организационно-нормативную  базу  для  управления  и  финансирования   новой государственной страховой системы.
      В настоящее  время  сложилась   полисубъектная  система финансирования здравоохранения.  Однако   подавляющую   часть   средств   медицине предоставляют   бюджетные   ассигнования   на    обязательное    медицинское страхование. 

      1.2 Сущность медицинского  страхования  в  России. 

      В комплексе проводимых в настоящее  время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины, переход к которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. Медицинское страхование позволяет каждому человеку напрямую сопоставлять необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерять потребность в медицинской помощи и возможность ее получения следует вне зависимости от того, кем произведены затраты: непосредственно индивидуумом, предприятием, предпринимателем, профсоюзом или обществом в целом.
В мировой  практике организации медико-санитарного  обслуживания сложились три основные системы экономического функционирования здравоохранения – государственная, страховая и частная:
    государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и гарантирует бесплатную медицинскую помощь;
    в основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских компаний (организаций);
    частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в частной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов.
В экономико-социальном отношении переход на страховую  медицину в России является объективной  необходимостью, которая обусловлена  социальной незащищенностью пациентов  и работников отрасли, а также  ее недостаточной финансовой обеспеченностью  и технической оснащенностью. Низкий уровень заработной платы медицинских  кадров, выплачиваемой из бюджетных  средств, способствовал социальной незащищенности работников государственного здравоохранения. Неудовлетворительная обеспеченность объектов здравоохранения оборудованием и инструментарием, медикаментами, большая степень износа существующего медицинского оборудования свидетельствовали об их невысоком организационно-техническом уровне.
Кризис  экономики страны привел к падению  производства изделий медицинского назначения, разрыву кооперационных и внешнеэкономических связей, закрытию ряда нерентабельных объектов медицинской  промышленности. Разрыв хозяйственных  связей вызвал неблагополучную ситуацию со снабжением государственных лечебных учреждений лекарственными средствами, современной медицинской техникой.
Растущий  дефицит бюджета обусловил нехватку финансовых средств, обострения ситуации в отраслях, финансировавшихся по остаточному принципу, а слабая моральная  и материальная мотивация труда  медицинского персонала – снижение качества лечебно-профилактической помощи, «инфляцию» звания врача и клятвы Гиппократа. Этому способствовали также  рост цен и дефицит товаров  народного потребления, бытовая  неустроенность работников отрасли.
Для кардинального  преодоления кризисных явлений  в сфере охраны здоровья необходимо в первую очередь осуществить  преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизацию собственности, а также переход  здравоохранения на путь страховой  медицины.
Основные  принципы организации страховой  медицины:
    сочетание обязательного и добровольного характера медицинского страхования, его коллективной и индивидуальной форм;
    всеобщность участия граждан в программах обязательного медицинского страхования;
    разграничение функций и полномочий между республиканскими (бюджетными) и территориальными (внебюджетными) фондами медицинского страхования;
    обеспечение равных прав застрахованных;
    бесплатность предоставления лечебно-диагностических услуг в рамках обязательного страхования.
Систему медицинского страхования целесообразно  рассматривать в двух аспектах. В  узком смысле медицинское страхование  представляет собой процесс поступления  финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. При  этом медицинское страхование дает гарантию получения этой помощи, при чем ее объем и характер определяется условиями страхового договора.
Медицинское страхование, способствуя накоплению необходимых средств, а также  формированию системы платной медицины, выступает как эффективный источник финансирования здравоохранения. В  условиях страховой медицины реализуется  принцип: «Здоровый платит за больного, а богатый – за бедного».
Государственное здравоохранение было основано на обезличенной и безадресной аккумуляции средств  в общем бюджете. Развитие страховой  медицины предполагает целевое образование  фондов охраны здоровья и их концентрацию преимущественно на уровне районного  или областного звена системы  медицинского обслуживания. Направления  и формы распределения средств в значительной мере определяют местные органы здравоохранения. При этом возрастает роль населения соответствующего региона в решении вопросов реализации этих фондов. Одновременно расширяются рамки сферы местного самоуправления, и повышается мобильность управления здравоохранением. Центр тяжести в управлении здравоохранением с уровня вышестоящих государственных органов переносится на уровень местных структур власти.
В рамках концепции финансово-экономической  реформы здравоохранения и организации  медицинского страхования населения  программами страхования предусматривается  внедрение новых для отечественной  практики методов оценки качества медицинской  помощи. Используются выборочные проверки эффективности диагностики и лечения по записям в историях болезни, анкетирование и другие формы социологического обследования пациентов. Для этого создаются экспертные комиссии различного уровня по линии:
    системы страховой организации;
    учреждений здравоохранения или органов управляющих здравоохранением;
    предприятий, с которыми заключатся договора о страховании.
Переход к медицинскому страхованию неизбежно  предполагает определенную степень  коммерциализации здравоохранения. Поэтому  формирование тарифов на медицинские  услуги, нозологических нормативов (КСГ  болезней) позволит контролировать расценки не только за услуги, но и за медицинскую  технологию.  

     1.3 Нормативно-правовое регулирование
     Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 333-ФЗ "О  бюджете Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов"
     Установлены основные характеристики бюджета ФФОМС  на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. 
В 2011 г. доходы составят 335 968 300 тыс. руб., в 2012 г. - 369 166 400 тыс. руб., в 2013 г. - 403 541 600 тыс. руб. Расходы определены в аналогичных суммах. Дефицит не предусмотрен. 
Для финансового обеспечения территориальных программ ОМС в рамках базовой программы в бюджете зарезервированы ассигнования на 2012 г. в сумме 100 541 274,7 тыс. руб., на 2013 г. - 379 861 880 тыс. руб. 
В ФСС России направляются межбюджетные трансферты на оплату медпомощи, оказанной женщине во время беременности, родов и послеродовой период (по 3 тыс. руб. и 6 тыс. руб. соответственно). Речь также идет о диспансерном наблюдении ребенка, поставленного на учет в течение 1 года жизни и до 3 месяцев. 
В 2011 г. 4 млрд руб. выделяются на дополнительную диспансеризацию работающих граждан; 890,7 млн руб. - на диспансеризацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и сирот. 
Продолжается реализация программ модернизации здравоохранения.

( Приложение 2, 3)
     ФЗ  РФ «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 года №326-ФЗ
     Субъекты  и участники системы обязательного
     медицинского страхования :
     Федеральный закон N 326-ФЗ в соответствии со ст. 1 и ст. 9 определяет правовое положение и регулирует деятельность следующих лиц:
     - субъекты ОМС:
     1) застрахованные  лица;
     2) страхователи;
     3) Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования  (далее - ФОМС);
     - участники ОМС:
     1) территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования (далее - территориальные  фонды);
     2) страховые медицинские  организации;
     3) медицинские организации.
     Непосредственно страховые  отношения складываются между субъектами ОМС. Между указанными лицами договор  ОМС не заключается, правовые отношения  возникают в силу закона. Участники  ОМС осуществляют страховое обеспечение  при наступлении страхового случая. 
     А) Застрахованные лица
     Статья 10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.