На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок: понятие, участники, инфраструктура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение. 

             Определенные общественные  условия  – разделение труда, экономическое  обособление производителей –  вызывают необходимость производить  продукты в качестве товаров,  т.е. с целью обменять их  на другие продукты или услуги. Эта необходимость реализуется с помощью механизма, сводящего вместе желающих обменятся, т.е. продавцов и покупателей, и называемого рынком. 
             История перехода к рынку России  – сложная, неоднозначно определенная; сам процесс перехода к рынку  – противоречивый и крайне напряженный.
            Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
   В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а  так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и  объекты. Изучим содержание рыночных отношений, структуру и инфраструктуру рынка. Проанализируем преимущества и недостатки рынка, роль государства в решении социально-экономических проблем и границы вмешательства государства в рыночную экономику.
            Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Рынок: общая характеристика. 

   Рынок — это не только общеэкономическая  категория, присущая в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное  социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
   Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Если говорить более обобщенно, то  рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. [1, Т.2, С.23] 
 
 

      Понятие рынка, его функции.
 
 
   Рынок -  место,  где  происходит купля-продажа  товаров по свободноскладывающимся ценам.
   Рыночная  экономика - это система  экономических  отношений  по поводу  купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
   Функции рынка:
   Сущность  рынка находит свое выражение  в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка. [1.Т.3, С.15]
   1. Информационная  функция. Ее суть состоит в  том, что через систему целого  ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.
   2. Посредническая  функция. Рынок соединяет в  единую систему экономически  обособленных, товаропроизводителей  и потребителей. В результате  продавцы и покупатели находят  друг друга, у каждого из  них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.
   3. Регулирующая  функция. Рынок дает ответы  на вопросы:
   что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной  конкуренции идёт бесконечный перелив  капиталов и ресурсов, что в конечном счёте формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
   4. Ценообразующая  функция. Известно, что у каждого  товаропроизводителя складываются  свои индивидуальные затраты  и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.
   5. Функция  экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
   6. Стимулирующая  функция. Ориентир рыночных цен  на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
   7. Эквивалентная  функция. Рынок сопоставляет индивидуальные  затраты труда отдельного производителя  с общественным «эталоном», соизмеряя  затраты и результаты, а также  выявляя ценность товара.
   8. Созидательно-разрушительная  функция. Рынок обеспечивает динамичное  изменение всех хозяйственных  пропорций между отраслями и  регионами. Он как бы взрывает  старую структуру хозяйства и  на каждом новом этапе развития  формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России. [1.Т.3, С.15]
   9. Санирующая, оздоровительная функция. В этом  смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
   10. Дифференцирующая  функция. Рынок расслаивает, дифференцирует  товаропроизводителей, т. с. обогащает  одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).
   Вопрос  о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.
   Выше  при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных  преимуществ, достоинств и оказывает  на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:
   • стимулирует  рост производства, ускоряет темпы  его развития;
   • повышает эффективность производства, побуждает  экономить труд и ресурсы;
   • формирует  структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;
   • в  определенной мере рынок создает  саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;
   • многовековой опыт использования рынка свидетельствует  о его естественной природе, которая  отвечает нуждам общества;
   • рынок  обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества: [1.Т.3, С.25]
   • как  саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;
   • одной  из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;
   • рыночная система не обеспечивает полного  использования ресурсов. Ей свойственны  неполная занятость вещественных и  трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально  драматичны;
   • рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
   • рынок  не учитывает так называемых отрицательных  внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия.
   • рынок  не в полной мере учитывает влияние  положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т.п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг; [1.Т.3, С.25]
    •  рынок безразличен к производству  так называемых общественных  благ и услуг (национальная  оборона, охрана общественного  порядка, воспитание детей и  т. п.);
   • рынок  не только обогащает, но и неизбежно  разоряет часть предприятий и  часть домашних хозяйств;
   • рынок  не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
   • рынку  чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок  по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».
   Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о  том, что рыночный механизм нуждается  в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная  экономика.
      Объекты и субъекты рынка.
 
   Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
   Субъекты  рынка – это физические и юридические  лица, вступающие в экономические  отношения товарообмена и услуг  в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.1
   Домашнее  хозяйство – это экономическая  единица в составе одного или  нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство  человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).
     Домашние хозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), с  одной стороны, являются покупателями  товаров и услуг, с другой  – имеют в своем распоряжении  факторы производства (труд, землю,  которую они могут продать  или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.
   Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:
   Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый  уровень потребительского спроса, без  которого невозможно функционирование рыночного механизма. [5.Т.7, С.67]
   Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень  важно в условиях развивающейся  экономики.
   В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).
   В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для  формирования производства и реализации человеческого капитала.
   В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом. 
 

   Рис 1. Взаимосвязи и  взаимодействие субъектов  рынка 
 

   
   
     

     

     
 
 
 
 
 

   Предприятия, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
            Предприятие в рыночной экономике выступает на  различных рынках:
   производственных  ресурсов и готовой продукции; ориентируется  на  локальный, национальный или  даже международный рынок. Предприятие  в рыночном  механизме выступает  агентом  спроса  и  агентом  предложения,  предлагает  свои  цены потребителям и поставщикам и одновременно  учитывает  сложившийся  на  рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает  (в  той  или иной степени) предложения других  рыночных  агентов,  строит  свою  рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом  рыночной  структуры и текущей ситуацией.
               Характерным   признаком   деятельности   предприятия    является хозяйственный  риск. Рыночные отношения требуют  от  предприятия  производства качественной и конкурентоспособной продукции.  Ключевой  момент,  лежащий  в основе хозяйственного риска, - соотношение между  предполагаемыми  затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают  затрат,  это значит,  что  либо  предприниматель   не   сумел   эффективно   организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась  конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий  производства  все время   заставляет   изыскать   новые   технологические   решения,   снижать себестоимость продукции и т.д.
             Свобода  предпринимательства,  свобода  выбора  и  личный  интерес формируют  отношения   состязательности,   конкуренции   между   участниками рыночного обмена. [5.Т.7, С.87]
   В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и предприятиям свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги. [8.Т.2, С.26]
   Кроме предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные выплаты  фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.
   Модель  кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь  всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка  зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
   Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют  свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений. 

Объекты рынка:
   Объекты рынка – специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру,способу и целям потребителя. [4.Т.3, С.45]
   Объекты рыночных отношений – это средства труда, продукты труда, услуги, научные  идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.
   Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики  — это товар.
   Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики — это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:
   1. товар создает стоимость, причем  большую, чем он сам стоит  (или, точнее сказать,чем оценивает  его работодатель);
   2. ни одно производство невозможно  без привлечения данного вида  товара;
   3. от рабочей силы зависит степень  (эффективность) использования основных  и оборотных производственных  фондов, экономика хозяйственной  структуры в целом.
   Стоимостный критерий рабочей силы зависит от многих факторов, таких как соотношение уровня безработицы и занятости, степени развитости социального партнерства, региона, отраслевой принадлежности предприятия и многих других.
   Оценка  рабочей силы исполнителя — это  заключение о выполнении работником его трудовой функции. Она выражается в официальной и систематической оценке руководителем своих подчиненных. В большинстве случаев строится на субъективном восприятии, зависящем от "рекомендационных отзывов" конкурирующих работников или "полезных" партнеров. В результате стоимость высококвалифицированной рабочей силы снижается, а затем компетентные кадры вообще вытесняются с рынка труда, заменяясь менее компетентными и менее квалифицированными, но "удобными" работниками. Особенно часто процесс попрания интеллектуального потенциала наблюдается в научной сфере, где наиболее существенное значение при расстановке кадров имеют родственные и свойственные связи.
   Ценные  бумаги - необходимый атрибут всякого  рыночного хо-зяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эми-тированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек. [5.Т.7, С.69]
   Ценными бумагами в юридическом смысле являются ценные документы, которые ценны  не сами по себе, как бумаги - материальные предметы : в силу своих естественных свойств, а в силу содержащегося  в них права на некоторую ценность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
      Структура рынка и критерии классификации рынков.
 
   Характеристику  рынка как совокупности актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования. [6.Т.3, С.90]
   Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
   Признаками  любой структуры являются: 
   а) тесная связь между ее элементами
   б) определенная устойчивость этих связей;
   в) целостность, совокупность данных элементов.
   Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
   Можно выделить следующие критерии для  характеристики структуры и системы рынка:
   Первый : по объектам:
   • рынок  товаров и услуг (потребительский  рынок);
   • рынок  факторов производства;
   • финансовый рынок;
   • рынок  научно-технических разработок, патентов;
   • рынок  информации;
   • рынок  средств обращения;
   • рынок  отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
   • рынок  лицензий и др.
   Рынок товаров и услуг (потребительский  рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
   Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. [6.Т.7, С.76]
   Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка : рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.
   На  рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране, в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфический характер. Он глубоко национален, исторически традиционен. Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные, очень существенные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т. д.
   Рынок рабочей силы организуется в форме  биржи труда, где непосредственно  формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.
   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.