На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Осуществление таможенными органами валютного контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал 

Кафедра административного и таможенного  права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине «Таможенное право»
Студента Бойко Ольги Игоревны
группа 131форма обучения очная
факультета  таможенного дела
на тему: «Осуществление таможенными органами валютного контроля»
Руководитель: А.Л.Скакун,
доцент
Оценка_____________________
Подпись____________________
«___»_______________2011 г. 

Владивосток 

2011
 

Содержание 

Введение                                                                                                              3
Глава 1. Основные положения валютного контроля                                      5
     1.1.Понятие, цель и объект валютного контроля                                  6
     1.2. Принципы валютного контроля                                                      10
     1.3. Валютные операции                                                                         11
     1.4. Органы и агенты валютного  контроля                                           12
     1.5.Таможенные  органы как агенты валютного контроля                  14
     1.6. Нормативно-правовая база валютного  контроля, осуществляемого таможенными  органами                                                                                    19
Глава 2. Осуществление  валютного контроля                                                19
     2.1. Валютный контроль экспортных  операций                                   20
     2.2.Валютный  контроль импортных операций                                     22
     2.3.Валютный  контроль за бартерными операциями                           23
     2.4. Осуществление валютного контроля  в неторговом обороте       23
Глава 3. Юридическая  ответственность лиц за нарушение  валютного законодательства                                                                                               26
     3.1.Юридическая  ответственность за нарушение лицами валютного законодательства                                                                                               26 
     3.2. Обзор судебной практики по ответственности за нарушение валютного законодательства.                                                                          31
     3.3. Действия должностных лиц органов и агентов валютного контроля в случае выявления факта административного правонарушения                36
Заключение                                                                                                        39
Список использованных источников                                                            41
Введение 
 

    Представленная  работа посвящена теме " осуществление  таможенными органами валютного  контроля". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях. Об этом свидетельствует  частое изучение поднятых вопросов.
    Можно выделить основные проблемы валютного  контроля по следующим направлениям направлениям:
    экспортные операции;
    импортные операции;
    внешнеторговые бартерные операции;
    организационно – технические вопросы.
    взаимодействие с уполномоченными банками;
    общие проблемы для всей системы таможенно – банковского валютного контроля;
    Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий  при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного  исследования.
     Актуальность  данной работы обусловлена, с одной  стороны, большим интересом к  данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.
Объектом  данного исследования является анализ " Осуществление таможенными органами валютного контроля".
     При этом, предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
     Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки  зрения новейших отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
    Изучить теоретические аспекты и выявить природу
      исследование нормативно – правой основы осуществления валютного контроля;
      выявление основных целей и направлений валютного контроля на основе действующего законодательства;
      исследование системы органов и агентов валютного контроля;
      Изучение таможенных органов как агентов валютного контроля;
    Практические аспекты по изученной теме.
 


Глава 1. Основные положения  валютного контроля 

      Понятие, цель и объект валютного контроля
 
 
          Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответствующий вид контроля получил название валютный контроль.
 В самом  общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте [20]
 Цель  валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения
 Следует особо отметить, что целью контроля не является воздействие на режим  осуществления той или иной валютной операции. Выполнение требований контролирующих субъектов по предоставлению информации не должно затруднять или делать невозможным  проведение законных операций с валютой.[14]
 Объект валютного контроля это валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности.  
 

 1.2. Принципы валютного  контроля 
 

     Специальными (отраслевыми) принципами валютного  права являются основные, общеобязательные положения правового регулирования валютных отношений, закрепленные в законодательстве.
 Отраслевые принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации сформулированы в ст. 3 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, к которым относятся:
  1) приоритет  экономических мер в реализации  государственной политики в области  валютного регулирования;
  2) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;
 3) единство  внешней и внутренней валютной  политики Российской Федерации;
 4) единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;
  5) обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении  валютных операций.[14]
 Указанные принципы являются общими как для  правового воздействия на валютные отношения, так и для иных способов государственного регулирования данной сферы. В целом они отражают стремление законодателя создать механизм валютного регулирования и валютного контроля как составной элемент системы регулирования национальной экономики.
 Принцип приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
 Данная  мера свидетельствует о снижении роли императивного метода воздействия на валютные отношения и законодательном стимулировании органов валютного регулирования в преимущественном использовании экономических средств воздействия на участников валютных отношений.
 Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего принципа, но носит главным образом декларативный характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций.
 В связи  с этим целесообразно обратить внимание на ст. 8 Конституции РФ, гарантирующую свободное перемещение финансовых средств, свободу экономической деятельности, а также на ст. 35, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.
 Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).[20]
 Принцип единства внешней  и внутренней валютной политики Российской Федерации. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общих целей, что предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ, и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
 Принцип единства системы  валютного регулирования и валютного контроля. В наиболее общем плане этот принцип закреплен в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которым валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение исключило возможность на региональном уровне дифференцировать подходы к правовому регулированию валютных отношений и организационному обеспечению валютного регулирования и валютного контроля.[20]
 Кроме того, данный принцип, на мой взгляд, предполагает сочетание мер валютного регулирования с мерами валютного контроля в едином комплексе государственного воздействия на участников валютных отношений. В качестве примера организационного проявления данного принципа можно привести одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями как по валютному регулированию, так и по осуществлению валютного контроля.
 Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Государственная деятельность по валютному регулированию объективно должна обеспечивать защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.
 Автор Д.Г. Алексеева выделяет единые принципы, распространяющиеся в равной степени как на валютное регулирование, так и на валютный контроль.
 законность — состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;
 обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля, при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций.
 обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны  - органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий;
 институционалъность - заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию.
 разграничение компетенции проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля; разграничение компетенции между Правительством РФ, Банком России, Федеральной службой финансово - бюджетного надзора и агентами валютного контроля[14] 

 1.3. Валютные операции 
 

     К валютным операциям, выступающим в качестве предмета валютного контроля, следует относить такие юридические и фактические действия, которые влияют на валютно-финансовое положение страны, на состояние ее платежного баланса.
 Можно сделать вывод, что не всякие действия субъектов денежных отношений по поводу валюты могут быть квалифицированы как валютные операции. Хранение валюты собственником не валютная операция, хотя собственник вступает в правоотношения с определенным кругом лиц, обязанных воздерживаться от нарушения его права собственности на валютные ценности. Собственник может проводить с валютой различные манипуляции: пересчитывать, помещать на хранение, перевозить. Из этих действий только перевоз валюты через государственную границу относится к валютным операциям.
 Ошибкой была бы и другая крайность - отнесение валютных операций к сделкам. Пример с переводом валюты через границу показывает, что валютными операциями могут быть не только сделки, т.е. действия, влекущие изменения прав и обязанностей участников валютных отношений. Равным образом, сделка, как правило, не исчерпывается валютной операцией, так, во внешнеторговой сделке совершение валютного платежа будет всего лишь одним из условий сделки.
 Сделав  выводы, можно сформулировать следующий  термин. Валютные операции - это предусмотренные валютным законодательством действия экономических субъектов, совершаемые в отношении валюты и валютных ценностей и подлежащих государственному регулированию и контролю для целей защиты национальной валюты.
 Валютные  операции можно разбить на следующие  группы:
    операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
    операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, жемчугом;
    операции, связанные с расчетами в валюте РФ, между резидентами и нерезидентами.[16]
 
 
 1.4. Органы и агенты валютного контроля 
 

 В соответствии с частью 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.[14]
 Центральный банк РФ издает нормативные акты в пределах своей компетенции, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и публикует статистику по валютным операциям. Также Центральный банк Российской Федерации реализует валютную стратегию государства, оказывает значительное влияние на механизмы валютного курсообразования, контролирует деятельность подотчетных ему уполномоченных банков, проводит операции на межбанковском рынке.
 Правовой  статус Банка России закреплен:
 1)На  конституционном уровне – в  Конституции РФ (ст. 71, 83, 103)
 2)На  законодательном уровне – в  Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ «О Центральном  банке РФ (Банке России)»; в  Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173 – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
 3)На  подзаконном уровне – в нормативных  правовых актах, принятых самим  Банком России и закрепляющих  правовое положение отдельных  подразделений и служб Банка  России (департаментов, территориальных  управлений и др.)
 Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.
 К агентам  валютного контроля в соответствии с законом относятся:
 а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;
 б)  государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
 в) не являющиеся уполномоченными банками  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, в том числе держатели  реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг
 г) таможенные органы
 д) налоговые органы 
 

 1.5.Таможенные органы как агенты валютного контроля 
 

 В системе  валютного регулирования и валютного  контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.
 В соответствии с законодательством РФ в области  валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:
    полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
    обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
    эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
    законностью операций неторгового характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
    соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.
 Субъектами, реализующими функции по валютному  контролю, являются:
      в Федеральной таможенной службе России (ФТС России) — Управление валютного контроля;
      в региональном таможенном управлении (РТУ) — отдел валютного контроля;
      на таможне — отдел (отделение) валютного контроля или отдел валютного контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного оформления и таможенного контроля;
      на таможенном посту — должностные лица, ответственные за осуществление соответствующих процедур.
 При этом вышестоящий таможенный орган  полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.
 Управление  валютного контроля ФТС России осуществляет общее методическое руководство  и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроля за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).
 Отдел валютного контроля регионального  таможенного управления организует и координирует деятельность, в том числе осуществляя и методическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов, по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним, контроля за перемещением валюты и валютных ценностей в соответствии с нормативными правовыми документами ФТС России.
 Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.[11] 
 

 1.6. Нормативно-правовая база валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 
 

 Валютный  контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.
 Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.
 В силу  того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.
 Прежде  всего это касается иерархической  организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 1.1).
   
 
 
 
 
 
 
 

 Рис. 1.1. Состав нормативной базы валютного  регулирования и валютного контроля.[12]
     
 Главный принцип, лежащий в ее основе, - строгое  соответствие нормативных актов  более низкого уровня иерархии нормативным  актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным  условием действенности нормативной  базы валютного регулирования, и  значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.
      Высший уровень организации нормативной  базы валютного регулирования  воплощается в Конституции РФ. В ней закреплены положения  о федеральном ведении решения  вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным  регулированием (ст. 71), и его законодательном  оформлении. (ст.76) [20]
      Средний уровень рассматриваемой  иерархии - законодательный. Его  составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие  основные направления действия  механизма валютного регулирования.  Данный уровень представлен:
    «Гражданским кодексом РФ» от 30.11.1994 № 51 – ФЗ
    «Таможенный кодекс таможенного союза» от 27.11.2009 N 17
    «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
    Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ
    Федеральным законом от 27.06.2002 № 86 – ФЗ «О Центральном банке РФ» (Банке России)
    Федеральным законом от 02.12.1990 № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности»
    Федеральным законом от 08.12.2003 № 164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
    Федеральным законом от 22.04.1996 № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг»
    Федеральным законом от 26.03.1998 № 41 – ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях и др.»
 Особое  место в составе нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный  закон от 10.12.2003 № 173 – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».[14] Это – законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ – основу нормативно – правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.
      Нижний уровень иерархической  организации нормативно – правовой  базы валютного контроля, на котором   ее специфика проявляется наиболее  полно, составляет совокупность  различного вида подзаконных  актов. Их основное содержание  регламентируют вопросы организации  валютного контроля, функционирования  его механизма, устанавливает  порядок взаимодействия контролирующих  органов, алгоритм действий их  должностных лиц, формы документов, принимаемые при осуществлении  валютного контроля, порядок их  оборота и т.д. 
      Состав рассматриваемого уровня  нормативно – правовых основ  валютного контроля неоднородна.  В него входят нормативные  акты, различные по своему статусу  и значению; указы и распоряжения  Президента РФ, постановления и  распоряжения Правительства, акты  органов валютного регулирования,  акты органов валютного контроля (инструкции, положения, приказы,  распоряжения,  методические рекомендации  и др.). Примером подобного   рода документов могут служить:
    Указ Президента РФ от 18.08.1996 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
    Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово - бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);
    Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля - справки о валютных операциях, паспорта сделки);
    Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258«О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;
    Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;
 Важным  отличительным признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно – правовой  базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положения федеральных законов.[12] 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Осуществление валютного контроля
 2.1. Валютный контроль экспортных операций 
 

 Целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки: денежных средств в иностранной  валюте или валюте государств –  членов таможенного союза, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в  качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Таким образом, обязательным требованием валютного  контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом  внешнеэкономической деятельности на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке.
 Основной  принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в  обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить  за поступлением указанной выручки  на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической  сделке, необходимые для осуществления  контроля, излагаются экспортером в  стандартизированной форме и  фиксируются уполномоченными органами. [18]
 Основной  документ валютного контроля – паспорт  экспортной сделки (ПС)
 Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором  содержатся все необходимые для  осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт –  это договор или соглашение между  резидентом и нерезидентом,  предусматривающий  экспорт товаров с территории таможенного союза и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте государств – членов таможенного  союза. Паспорт сделки оформляется  в уполномоченном банке либо его  филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.
 При осуществлении функций валютного  контроля должностные лица таможенных органов осуществляют:
            Проверку наличия документов, необходимых для целей валютного контроля;
            Проверку соответствия условий внешнеэкономических договоров (сделок) и иных документов, требованиям валютного законодательства и правовым актам.
            Проверку соблюдения порядка оформления паспорта сделки.
    При совершении экспортной операции агенты валютного контроля обращают внимание и на срок поступления валютной выручки. Следует отметить, что ранее такой  срок составлял 90 дней с даты фактического их вывоза. В настоящее время субъект  внешнеэкономической деятельности может предусмотреть во внешнеторговом контракте и более длительный срок возврата денежных средств . Однако при этом он должен обеспечить поступление валютной выручки в течении этого периода времени. А таможенный орган подтверждает дату фактического вывоза товаров за границу.[14] 
     

 2.2.Валютный контроль импортных операций 
 

 Валютный  контроль при осуществлении импортных  операций в целом осуществляется по такой же схеме, как и экспортный валютный контроль. Модель деятельности предприятия – импортера выглядит так: заключение импортного внешнеторгового  контракта – перечисление денежных средств в счет оплаты – ввоз товара в страну.
 Импортные операции являются одним из основных способов сокрытия валютных средств  за рубежом. Чаще всего используется такой прием, как заключение импортного контракта, по которому деньги переводятся на счет иностранной фирмы за якобы ожидаемую поставку продукции по заключенному контракту (обычно 100 % предоплата в валюте).[16]
 По  каждому заключенному внешнетрговому контракту импортер составляет паспорт  импортной сделки. Он содержит сведения из договора, предусматривающего оплату в валюте или валютных ценностях (например,в векселях) ввозимых на таможенную территорию таможенного союза.
 Разработанный в законодательстве механизм контроля по импортным операциям заключается  в соблюдении следующих правил:
    осуществление расчетов по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, только через счета резидентов, от имени которых заключены сделки с нерезидентами, через уполномоченные сделки, подписавшие паспорта сделок;
    оформление паспорта сделки по каждому заключенному импортером контракту, который подписывается одним уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счет импортера;
    ввоз импортных товаров резидентами, заключившими сделки, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечение возврата этих средств в установленные сроки.
 
 
 
 
 
 
 
 2.3.Валютный  контроль за бартерными операциями 
 

 Бартерные сделки относятся к числу товарообменных операций. В правоведении под «бартером» понимаются сделки, осуществляемые в счет договоров, предусматривающих двусторонний обмен товарами, при которых поставка товаров в одном направлении заменяет полностью или частично денежный платеж за поставку товаров в обратном направлении.
 Увеличение  удельного веса бартерных сделок в международной торговле объясняется обострением международной валютной ликвидности, то есть способности данной страны или группы стран своевременно рассчитываться по своим внешним долгам и обязательствам приемлемыми платежными средствами.
   Правовую основу данному виду контроля придал Указ Президента РФ №1209 от 18.08.96 г. "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"[16]. В этом Указе впервые дается определение понятия «внешнеторговые бартерные сделки»: это сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. В Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» говорится, что в установления запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, осуществляемой с использованием внешнеторговых бартерных сделок.[3] Кроме того, этот же Федеральный закон, определяет порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы  представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
 Основные  этапы контроля таможенными органами внешнеторговых бартерных сделок включают в себя:
    рассмотрение представляемых документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением бартерных сделок;
    проверку соответствия паспорта внешнеторговой бартерной сделки требованиям, предъявляемым к его форме, условиям договора, а также условий договора действующему законодательству;
По окончании  проверки таможенными органами составляется акт, в котором делается вывод  о наличии либо отсутствии в действиях  субъекта нарушений требований валютного  законодательства. [18] 
 

 2.4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте 
 

  Валютный  контроль в неторговом обороте - это  одна из давних основных функций таможенной службы в России. Хотя в последние годы акцент деятельности таможни все больше смещается в сторону контроля за торговыми операциями, вопросы перемещения валюты и валютных ценностей физическими и юридическими лицами через таможенную границу остаются в сфере деятельности таможни.
 Таможенные  органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью  обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через  таможенную границу юридическими и  физическими лицами иностранной  валюты, ценных бумаг , драгоценных  металлов и камней
Основным  законом регулирующим данный вид  контроля является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[14]. Статьей 15 настоящего Закона устанавливаются критерии ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
    Ввоз на Таможенную территорию таможенного союза иностранной валюты и (или) валюты государств членов Таможенного союза, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
    При единовременном ввозе на Таможенную территорию таможенного союза физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты государств – членов таможенного союза, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта государств – членов таможенного союза, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты государств членов таможенного союза, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
    Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из таможенной территории таможенного союза наличную иностранную валюту и (или) валюту государств – членов таможенного союза в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта государств – членов таможенного союза, была ранее ввезена или переведена
    При единовременном вывозе из таможенной территории таможенного союза физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты государств – членов таможенного союза в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта государств – членов таможенного союза не подлежит декларированию таможенному органу.
    Также валютный контроль в неторговом обороте регулируется Федеральным закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[4]. Закон установил способы государственного регулирования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Среди них:
    1)нормативно-правовая  регламентация действий организаций  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными  металлами и драгоценными камнями  на внутреннем и внешнем рынках; специальный учет указанных организаций  и индивидуальных предпринимателей;
    2)определение  Президентом Российской Федерации  порядка ввоза и вывоза драгоценных  металлов и драгоценных камней;
    3)особый  порядок таможенного контроля  за ввозом на территорию России  и вывозом с такой территории  драгоценных металлов и драгоценных  камней, а также изделий из  них. 
    Глава 3. Юридическая Ответственность  лиц за нарушение  валютного законодательства 
     

    3.1.Юридическая ответственность за нарушение лицами валютного законодательства
    

  Согласно  статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты  и нерезиденты, нарушившие положения  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Федеральный закон, не конкретизировав  виды ответственности, предусмотрел  отсылочную норму к иным отраслям  российского законодательства, прежде  всего административного и уголовного.
          Рассмотрим положения об обязательности зачисления валютной выручки.
Иностранная валюта, получаемая организациями-резидентами, обязательно должна зачисляться  на их счета в уполномоченных банках (банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на проведение операций с валютой).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.