На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психологическое консультирование как  один из основных видов  деятельности практического  психолога 

Содержание
    Введение…………………………………………………………………2
Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога
1.1   Основные виды деятельности практического психолога……………….4
1.2   Психологическое консультирование……………………………………16
1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования…15
1.4 Общие правила  психологического консультирования………………...….23
Глава II. Определить эффективность психологического консультирования
2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы...27
2.2 Второй этап: работа с проблемой…………………………………………..28
2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы…………………………………………………………………………30
2.4 Четвертый этап: анализ полученных результатов…………………………34
Заключение……………………………………………………………………...49
Список  использованной литературы 
 

Введение
   Практическая психология – одна из самых «молодых» специальностей, активно вошедшая в нашу действительность на волне гуманизации общественной жизни в конце XX в. В сегодняшней России она стала неотъемлемым признаком современности. Если профессии психолога-исследователя и преподавателя психологии появились еще в конце XIX в., одновременно с обретением психологией положения отдельной новой области знаний, самостоятельной науки, то официальное признание статуса практического психолога в России стало возможным только в конце 80-х гг. XX в. [1, 65 c.]
В современной  психологии выделяют три основных структурных элемента: научный, прикладной, практический. Важно отметить, что здесь есть и переходные, или промежуточные, звенья, которые позволяют говорить о следующих составляющих современной психологии: научно-исследовательская, научно-прикладная, практико-прикладная и практическая.
Условно выделяя составляющие современной  психологии, мы не противопоставляем  их, а стремимся показать характер той связи, которая заключается  в единстве, неразрывности и невозможности  отдельного существования. При этом допускаем, что каждая составляющая имеет внутреннюю логику своего развития, связанную с ее сущностью и историей возникновения и становления. В данном контексте необходимо выделить роль и место психологической науки как источника и фундамента всей конструкции, в которой происходит постоянный процесс взаимообогащения.
Сегодня большинство специалистов отмечают, что первоочередная функция практического  психолога – помочь людям обнаружить в себе внутренние ресурсы и использовать их для преодоления внутренних трудностей. В этом смысле можно сказать, что современный практический психолог – это специалист по обеспечению психологического здоровья личности в условиях той или иной социокультурной среды. Такую помощь он оказывает через разные виды работ, среди которых одно из центральных мест занимает консультирование.
Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога
Задачи:
    Изучить литературу по исследованной теме;
    охаректиризовать виды деятельности практического психолога
    Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога
    Исследовать эффективность психологического консультирования
    Объект  исследования: виды деятельности практического  психолога
    Предмет исследования: Консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога 
     
     
     
     

1.1 Основными видами деятельности практического психолога

Основными видами деятельности практического психолога  являются:

психологическое просвещение;

психологическая профилактика;

психологическое консультирование;

психологическая диагностика;

психологическая коррекция;

психолого-педагогический консилиум.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Деятельность  практического психолога включает различные виды работ: психологическая  профилактика, диагностика, психологическая  коррекция, работа по развитию личности учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве. [2, 39 c.]
Школьному психологу необходимо владеть всеми  видами работы, так как только в  совокупности они дают возможность на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед ним задачи.
На семинарских  занятиях следует подробно обсудить содержание основных видов работ  психолога. Для более глубокого  понимания каждого из этих видов  деятельности их можно выстроить в иерархический ряд в зависимости от степени углубления знаний о психическом развитии ребенка, что позволит усилить влияние психолога, учителей, родителей.
Психологическое просвещение - самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Основной смысл работы заключается в том, чтобы: а) знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологии, учащихся - с основами самовоспитания; б) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; в) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития. [5, 123 c.]
Основные  формы этого вида работы школьного  психолога - лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем не обязательно всю эту работу проводить школьному психологу лично - можно приглашать разных специалистов. Однако содержание всех этих форм обеслечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили только на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента учащихся, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников.
Психологическая профилактика - на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка. Задачами психопрофилактики являются: а) формирование ответственности за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника на каждом возрастном этапе; б) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии; в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. [4, 167 c.]
Психопрофилактическая работа может проводиться как  с отдельными учащимися или группами учащихся - классами, возрастными параллелями, так и с членами педагогического  коллектива, родителями, другими взрослыми, которые могут оказать влияние  на формирование личности школьника.
1.2 Психологическое  консультирование
Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Нередко потребность в консультации осознается после просветительной и профилактической деятельности психолога. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Центральным моментом консультации является процесс взаимодействия психолога и консультируемого (или консультируемых), установление доверительных взаимоотношений между ними. [7, 128 c.]
В процессе изучения рекомендованной литературы и на семинарских занятиях необходимо раскрыть и понять основной психологический  смысл консультации: помочь человеку самому решить возникающую проблему. Только таким образом накапливается опыт решения жизненных проблем. Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами пациента - в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию, в большинстве случаев заинтересованные в контакте с психологом, надеются на быстрое решение своих проблем и, главное, на подтверждение собственного восприятия ситуации. Особенно это относится к учителям, с которыми постоянно взаимодействуют школьные психологи. Учителя нередко испытываю! бессилие в решении проблем, связанных с особенностями воспитания, обучения, поведения тех или иных детей. Причину этих проблем и трудностей они стремятся искать в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные и личностные качества. Поэтому во время консультации учителя сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс всестороннего анализа и решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Школьный психолог не должен в таких случаях идти на поводу у учителя.
На семинарских  занятиях следует глубоко проанализировать процедуру консультирования в рамках школьной психологической службы, познакомиться  с различными видами и методами консультативной работы.
Следующие виды деятельности школьного психолога  требуют особенно высокой профессиональной подготовки: психологическая коррекция - устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника; работа по развитию способностей, личности ребенка; психологическая диагностика - углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка.
Безусловно, в любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться  на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. [8, 178 c.]
В настоящее  время психодиагностика занимает одно. ш главных мест в психологической  службе, так как в школе существуют многочисленные психологические проблемы.
При этом необходимо иметь в виду, что диагностика  в школе не является самоцелью. Ее -данные необходимы для того, чтобы: 1) определить программу дальнейшей работы психолога с ребенком - акцентировать  деятельность на развитии или коррекции; 2) проверить эффективность психо-профилактических мер; 3) дать правильное направление консультативному процессу; 4) выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и пр.
Процедура диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работы сложна, объемна и ответственна. На семинарских занятиях следует изучить, а во время практики реально опробовать основные этапы проведения этой работы в системе школьной психологической службы: 1) изучение практического запроса; .2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор методов исследования; 5) формулировка психологического диагноза; 6) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 7) осуществление этой программы; 8) контроль за ее выполнением.[9, 203 c.]
Запрос  к психологу. Когда перед школьным психологом встает задача психодиагностики? Когда к нему приходят учителя, родители или сами учащиеся с той или  ниой проблемой, т. е. когда к психологу  поступает запрос?
Любой запрос, формальный он или неформальный, является для психолога сигналом возникновения проблемы учащегося (или группы учащихся, класса). Следует  отметить, что во многих случаях  жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер.
Наиболее  распространенные запросы к психологу  со стороны учителей и родителей  связаны с нежеланием некоторых  учеников учиться, с низкой успеваемостью  отдельных учащихся по всем или каким-то определенным учебным предметам, с  жалобами на несоответствие - уровня учебной деятельности потенциальным возможностям ученика. Учащиеся обращаются к психологу с просьбой помочь им овладеть определенными умениями и навыками, развить свою память, стать внимательнее, сосредоточеннее на уроке, научить рационально распределять свое время и пр. [11, 234 c.]
Помимо  учебных, много запросов по так называемым личностным проблемам учащихся, таким, как тревожность ребенка (особенно обусловленная школьной дезадаптацией), различного рода комплексы, трудности  в поведении, во взаимоотношениях с другими людьми. Учащиеся часто обращаются к психологу в связи со сложностями в общении со сверстниками, особенно лицами противоположного пола, трудностями во взаимоотношениях с учителями и родителями. Многие школьники, особенно подростки и юноши, стремятся развить определенные личностные качества, составить программу самовоспитания, определить для себя будущую профессию, поэтому они испытывают потребность в квалифицированной психологической помощи. [12, 45 c.]
К психологу  приходят запросы, касающиеся составления программы воспитательной работы с "трудными" классами (чаще всего - с подростковыми), с детьми из неблагополучных семей с целью предупреждения или преодоления межличностных конфликтов среди учащихся, учителей, родителей, налаживания контактов между школой и семьей.
Многие  обращения к психологу связаны  с профессиональной ориентацией  тех учащихся, выбор профессии  для которых осложняется отставанием  их в учебе, не определившимися интересами, частичными недостатками в структуре их способностей и пр.
Нередко к психологу обращаются с просьбой определить целесообразность ускоренного  прохождения учебного курса ("перешагивание" через классы) ребенком в связи  с его яркой одаренностью или  высоким уровнем развития способностей. Таким образом, запросы носят очень разнообразный характер.
Для определения  точности запроса, для наполнения конкретным содержанием затронутой проблемы требуется  проведение специальной беседы с  человеком, сделавшим запрос. Такая  беседа имеет и дополнительное значение - она служит для сбора первичной информации об учащемся, помогает прояснить его трудности перед взаимодействием с ним психолога.
Кроме того, школьный психолог, условно говоря, может сделать запрос самому себе по поводу какого-либо конкретного  школьника или группы учащихся, если особенности поведения, общения и обучения привлекут его внимание и он почувствует необходимость выяснить причины этих особенностей с целью их коррекции или развития.[16, 138 c.]
Определение психологической  проблемы. На основе запроса или требования, идущих от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается путем сбора и изучения возможно более полной информации об ученике. Сбор информации обычно происходит в процессе наблюдений за ребенком на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий" бесед с классным руководителем, другими учениками" родителями, товарищами. Психолог сопоставляет эти данные с "личным делом" школьника, в котором фиксируются все результаты психологических обследований" случаи обращений к школьному психологу, ход и результаты диагностической и коррекционно-воспитательной работы.
Очень важно, чтобы психолог получил данные об истории развития ребенка, это  должно стать основным фоном всего  дальнейшего исследования.
Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии учащегося, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов. При этом следует помнить, что в ходе исследования необходима гибкая тактика. Психолог на основании новых данных, дополнительных сведений, результатов выполнения школьником того или иного задания, углубленного знания истории его развития может, в случаенеобходимости, менять исходные предположения и формулировать новые.
Например, учительница русского языка и  литературы обратилась к психологу  с жалобой на поведение мальчика во время уроков: невнимателен, не слушает  объяснений учителя, плохо пишет  сочинения.
Понаблюдав  за ребенком на уроках, психолог сначала  предположил, что у мальчика не развит интерес к o чтению, литературе, поэтому он скучает на уроке, не слушает учителя, отвлекается, испытывает трудности при написании сочинений. На основании этого психолог наметил программу работы с ребенком. Но в процессе этой работы он обнаружил, что мальчик очень начитан, увлекается литературой, у него очень развито воображение. Когда его упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, но в его воображении возникают образы и сюжеты ярче oи интереснее, чем те, о которых рассказывает учитель. Ему не интересен урок - серый, формальный, скучный, а не предмет - литература.
Особенности его воображения проявляются  и при работе над сочинением. Ученику  очень трудно начать сочинение на заданную тему: эта тема идет не от него, она ему навязана, чужда. В процессе работы над сочинением юн тратит много времени на то, чтобы совместить свои представления с данной формулировкой темы, так или иначе отходит от темы, расширяет ее рамки, в результате не успевает написать в срок, вызывая тем самым очередное недовольство учителя. Сочинение же на свободную тему мальчик начинает писать сразу, как будто в голове у него множество готовых сюжетов и образов. Но писать такие сочинения учительница предлагает детям редко.
На основании обследования и предварительной работы с ребенком психолог формулирует новое предположение - противоположное первому: трудности данного ученика обусловлены его литературными способностями, богатым воображением, самостоятельностью мышления.
Выбор метода обследования - один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы психолога. В процессе ответа на конкретный вопрос практики психолог применяет различные методы изучения или обследования учащегося. Поэтому он должен владеть самыми разнообразными методами как высокоформализованными (типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы пр.). [17, 145 c.]
Тестовые  методики обладают целым рядом достоинств: по существу, хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах, и дает четкий инструментарий в руки психолога.
Одна  из сложностей использования любых  стандартных методик заключается  в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основе результатов тестирования. Неопытному практическому психологу кажется, что сопоставление полученных им данных с "ключом" той или иной стандартизированной методики определяет диагноз. Это неверно. Даже прекрасное знание тестовых методик не дает права на категорическое экспертное решение - нужен еще глубокий психологический анализ и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике. Особенно это важно учитывать в работе школьного психолога - полученные в результате тестовых исследований данные могут не раскрывать ближайших возможностей школьника. Л. С. Выготский убедительно показал, что наличное состояние возможностей ребенка еще не дает правильного представления о ходе его психического развития, т. к. существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, что он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его "зона ближайшего развития" (Выготский Л. С. Мышление и речь.//Собр. соч.: в 6-ти т., т. 2. М., 1982. С. 235-269).
Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психолог анализирует в единстве данные, полученные в результате наблюдения, собственных  впечатлений и с помощью тестовых и других объективных методик. Практическому психологу следует быть чрезвычайно наблюдательным и, проводя любое обследование, обращать внимание на состояние ребенка, на особенности его поведения, мимики, жестикуляции и пр.
Психологический диагноз производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях ("жизненные показатели"). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем анализ с учетом "зоны ближайшего развития" ребенка.
Значительные  трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением школьного психолога о границах своей профессиональной компетенции. Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы, требующие патопсихологической медицинской диагностики; и временные отставания в психическом развитии, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здоровых детей. Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался бы поставить диагноз самостоятельно, а в тактичной форме рекомендовал родителям обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка. Психологический диагноз должен ставиться школьным психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция.
Формулировка  диагноза обязательно должна содержать  прогноз, т. е. на основе всех пройденных этапов исследования нужно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет. Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития школьника. Сообщая диагноз тому, кто его запрашивал (учителям, родителям, учащимся), необходимо "перевести" его на доступный язык, "очистить" от научной терминологии, иначе он не будет понят, и труд психолога будет напрасным.
Практические  рекомендации. Последним этапом является разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований. Д. Б. Эльконин замечал, что в отношении всех детей, как отстающих в своем развитии, так и опережающих своих сверстников, стоит вопрос о своевременной диагностике с целью предупреждения возможных отрицательных последствий для развития личности, своевременной педагогической коррекции (Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989).
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется  и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем (директором школы, классным руководителем, родителями - в зависимости от того, кто будет работать с ребенком) и выполняется педагогами и родителями под постоянным наблюдением и с помощью школьного психолога.
Рекомендации, даваемые учителям, родителям, учащимся, должны быть конкретными и понятными  тем, кому они адресованы. Содержание и адрес рекомендаций зависят  от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог несет ответственность за осуществление рекомендаций и конечный результат.
На семинарских  занятиях следует обратить внимание на роль личности самого психолога, осуществляющего  диагностико-коррекциоиную, диагностико-воспитывающую деятельность. Высокий профессионализм психологического заключения является не только следствием удачно подобранных методов, но также результатом личного взаимодействия психолога и испытуемого, которое требует от диагноста выдержки, терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способности вызывать у ребенка чувство симпатии и доверия. Психолог развивает в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека.  
 
 

1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования
Популярность  и эффективность  данного вида профессиональной деятельности практического  психолога связана, прежде всего, со следующим:
• его доступностью;
• отсутствием каких-либо специальных требований к клиенту;
• одинаковыми возможностями для каждого.
Но за внешней доступностью и неприхотливостью требований к его организации  и процедуре, скрыто то, что делает данную работу одним из сложнейших видов профессиональной деятельности практического психолога и психолога-практика. В первую очередь, это:
• кропотливая, систематическая работа по подготовке каждой встречи;
• глубина, напряженность и сложность внутренней работы тех, кто консультирование проводит;
• серьезные требования к профессиональному опыту, личности консультанта и т. п.
Рассматривая  вопрос о перспективах практической психологии, следует отметить тот  факт, что появление и совершенствование  различных коммуникационных систем позволяет развиваться новым  способам оказания психологической  помощи. В частности, виртуальной психологической службе (ВПС), которая рассматривается рядом специалистов как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы интернет-средой (Рубцов А. В., Лебедева С. В., 2002).
В центре внимания специалистов, занимающихся проблемами развития такого рода психологической  помощи, стоит вопрос о том, насколько  функциональная структура, содержательное наполнение сайта, техническая поддержка  смогут обеспечить различные формы организации совместной работы пользователей этой службы.
Среди основных проблем, решаемых в этом направлении, можно выделить следующие:
• какие классы задач обеспечены возможностями того или иного портала;
• выявление целей потенциальных пользователей, т. е. потребностей потенциальных клиентов-посетителей, и дальнейшее соотнесение этих целей с условиями работы в ВПС;
• выявление способов организации работы различных групп клиентов друг с другом и способов построения работы между клиентом (клиентами) и психологом;
• возможности контроля динамики появления информации во время взаимодействия пользователей, хода дискуссии, огромного количества очень быстро меняющихся условий работы и т. п.
XXI век  немыслим вне информационных  систем. В первую очередь это касается использования различных экспертных систем, позволяющих психологу быть в курсе самых современных данных о профессиональной деятельности и получать поддержку в практической работе независимо от места нахождения.
Современная техника оказывает все большее влияние на развитие психологической практики. Достижения в этой области сегодня неразрывно связаны с уровнем развития компьютерных технологий и техническими возможностями компьютеров.
На основе современных информационных технологий сегодня разрабатываются различные инструменты, обеспечивающие поддержку профессионального роста практического психолога. Однако ни один из ныне развиваемых подходов не позволяет решать проблему комплексно, обеспечивая как интерактивность доступа молодого специалиста к знаниям профессионалов, так и полноту необходимых ему знаний в области диагностики и консультирования.
В области  прикладной информатики и искусственного интеллекта средства, обеспечивающие аккумуляцию знаний специалистов высокого класса для передачи их молодым специалистам, стали разрабатываться еще в 90-е годы XX века и получили название экспертных систем. Экспертные системы используются в плохо формализуемых предметных областях – таких как медицина, например, – где доказали свою необходимость для повышения эффективности практической деятельности профессионала в информационном обществе.
Одним из достижений последних лет, способствующих повышению эффективности работы практического психолога, стало  создание комплекса аппаратно-программных  средств, обеспечивающего доступ начинающего практического психолога к интегрированному знанию опытных специалистов. Работающий в интерактивном режиме инструмент позволит пользователю прибегать к помощи «коллективного супервизора» в любой сложной для него профессиональной ситуации психологического консультирования и диагностики. В рамках Инновационного образовательного проекта МГППУ была разработана экспертная система «Психология».  
 
  Руководители проекта: доктор психологических наук, профессор Ю. М. Забродин, доктор физико-математических наук, профессор Г. С. Осипов. 

Используя семиотический подход к  формированию базы знаний по практической психологии, авторы экспертной системы  добились того, что она отражает логику и семиотику процессов  работы практического психолога. В  частности, экспертные знания, представленные в данной системе, касаются не содержательной стороны отдельных моментов консультирования, а тех ключевых моментов самого процесса работы с клиентом, грамотный учет которых и обеспечивает качество проведенной работы. Консультативный процесс также можно рассматривать как знаковую систему, в которой знаки установления контакта с клиентом, завершенности определенной стадии консультирования, собственные эмоции и переживания консультанта и т. п. должны быть своевременно выделены и верно «прочитаны».
Экспертная  система «Психология» дает экспертное заключение не по клиенту, а по процедуре  работы с ним. Описания же методик  и описания специфических особенностей различных направлений психотерапии представлены в комментариях, что  позволяет использовать систему и как справочно-библиотечную. Устроенная таким образом база знаний создает систему, не подменяющую специалиста в работе с клиентом, а консультирующую самого психолога.
Принципиально важным для такого класса информационных технологий, как экспертные системы, является использование экспертного знания. Данные фундаментальной психологии позволяют выделять такие специфические свойства экспертного уровня знаний, как ассоциативность и метафоричность, насыщенность личностными смыслами, гетерархичность и наличие множества вложенных контекстов, широта спектра альтернативных гипотез, богатый арсенал эвристик, открытость системы знаний, опора на прототипы в ментальных репрезентациях. Использование такого рода знаний в экспертной системе обеспечивает переход в интеллектуальной деятельности практических психологов к целостной стратегии переработки информации, повысит уровень осознанности применяемых схем и выбранных методик диагностики, создает условия для рефлексии личностных оснований деятельности консультанта, что в целом способствует повышению уровня квалификации молодых специалистов и качества оказываемой психологической помощи.
Разработанная авторами экспертной системы «Психология» схема позволяет полностью учесть особенности предметной области и реализовать критически важные для компьютерных систем профессиональной поддержки практического психолога функции:
• предоставление практическому психологу помощи в проведении квалифицированного анализа случая;
• учет всех существенных признаков;
• формирование исчерпывающего набора рабочих гипотез;
• проведение их многокритериальной оценки и проверки на соответствие реальности;
• предоставление объяснения предлагаемого системой решения.
В результате обращения к системе по поводу проблем консультирования пользователь может:
• получить набор маркеров (категорий анализа) поведения, состояния и жалоб клиента, критичных для выдвижения гипотезы;
• получить набор маркеров переживаний консультанта, возникающих в консультативном взаимодействии, критичных для выдвижения гипотезы;
• получить набор маркеров успешности/завершения данного этапа консультирования;
• получить набор маркеров препятствий, специфичных для данного этапа консультирования;
• получить рекомендуемый набор маркеров препятствий, специфичных для данного случая.  
Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004. С. 58. 

В этом плане психопрофилактика системообразующий вид деятельности практического психолога образования, обеспечивающий следующее:
• предупреждение возможного психологического неблагополучия в развитии ребенка;
• создание психологических условий, предохраняющих психологическое здоровье развивающейся личности;
• своевременное взаимодействие со всеми субъектами образовательных сред, направленное на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
В таком  контексте консультирование рассматривается как один из основных видов работы практического психолога, состоящий в особом, специально организованном взаимодействии с клиентом, помогающем последнему своевременно избежать возможного психологического неблагополучия, сохранить и укрепить свое психологическое здоровье.
Основная  цель учебных занятий по консультированию – обеспечение профессиональной компетенции практических психологов, позволяющей им эффективно организовывать и проводить психологическое консультирование. Данная цель реализуется через решение ряда задач, которые направлены на то, чтобы помочь будущему специалисту понять, открыть и «присвоить» следующие знания:
• о сущности и основной проблематике консультирования как вида психологической практики;
• об особенностях психологического консультирования в образовании;
• о специфике психологического консультирования субъектов образовательной среды;
• о возможных способах организации и проведения учебных занятий, направленных на понимание сущности консультирования.
Соответственно  выстроена и структура данного  пособия. В его первой части раскрываются такие важные вопросы как:
• соотношение науки и практики;
• место и роль консультирования в современной психологической практике;
• процессуальные и содержательные проблемы психологического консультирования;
• критерии эффективности психологического консультирования и требования к консультанту;
• этические аспекты профессиональной деятельности специалиста-консультанта;
• специфика консультирования в практической психологии образования.
Соответственно  можно говорить и о типах задач, решаемых психологией в целом:
• собственно научные (научно-исследовательские) задачи;
• научно-прикладные задачи;
• задачи прикладной практической психологии;
• задачи психологической практики.
Если  кратко охарактеризовать их содержание, то получится следующее.
1. Специфика решения собственно научных (научно-исследовательских) задач предполагает абстрагирование от отдельных свойств реальности, так как здесь на первый план выходят сущностные проблемы исследуемых психологических феноменов, которые проявляются относительно независимо от контекста. Целью такой работы может быть выделение самого феномена, его природы, установление общих психологических закономерностей, внутренних механизмов его существования и развития и т. п.
2. Решая же научно-прикладные задачи, психолог-исследователь направлен на то же самое, но уже в рамках заданной области, сферы приложения. Здесь он обнаруживает частные свойства выделенного феномена, специфику проявления его природы и т. п.
3. Другое дело – решение практико-прикладных задач. Здесь на первое место выходит не открытие феномена, не исследование как таковое и не установление частных свойств психологического феномена, а те изменения в нем, которых необходимо добиться с помощью конкретных действий специалиста в контексте задач, выдвинутых заказчиком. Естественно, что речь идет только об изменениях, направленных на психологическое благополучие людей. Это не исключает исследований как таковых, но они здесь имеют статус средства (инструмента), с помощью которого может быть, например, получена специфическая информация, необходимая для реализации практической помощи в данной сфере.
Изучать закономерности и особенности психологической  перестройки развивающейся личности при переходе из младшего в среднее  звено школьного обучения в условиях определенных образовательных сред – это не одно и то же, что решать задачи психологической поддержки детей в данный период и осуществлять комплекс превентивных мер, направленных на избежание психологически неблагополучных последствий такого перехода. В то же время, при решении таких задач практический психолог опирается на уже установленные в теоретических и научно-прикладных исследованиях закономерности и использует их в обосновании целей и задач, выбора тех или иных средств и т. п., в целом, «в фундаменте» своей конкретной программы.
4. Психологическая практика – это та составляющая целостности, называемой психология, где специалист решает задачи человека, напрямую обратившегося за помощью, где психолог работает непосредственно с внутренними составляющими личной жизни конкретного клиента (или группы клиентов), абстрагируясь от всех других составляющих его (их) жизни.
Специалисты, работающие в этой области, достаточно четко различают тип задач, заданных клиентом, и берутся за их решения  только в том случае, если они относятся к феноменологии той предметной области, с которой работает данный практик. В качестве грубого примера можно сказать, что если это задачи, относящиеся к феноменологии психоанализа, то высокопрофессиональный практик, работающий в парадигме поведенческой или гуманистической психологии, скорее всего посоветует пришедшему к нему клиенту обратиться все же к психоаналитику.
    4 Общие правила психологического консультирования
 
    Общие правила и установки  консультанта, структурирующие  процесс консультирования и делающие его эффективным: 

     
    Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте  уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.
    В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.
    Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
    В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
    Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональны и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
    Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи – решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу, завершаются успехом.
    Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.
    Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.
    Некоторые проблемы – это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.
    Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.   
 
 
           Оценка  результатов психологического консультирования 

     Одно  из важных этических требований, предъявляемых  консультанту, - это осознание истинных результатов своей работы и эффективности  применяемых в консультировании методов. В общем, возникает вопрос: оказывает какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование (или психотерапия)? На это, казалось бы, простой вопрос ответить нелегко. Как отмечает Кори (1986), существует несколько трудностей. Во-первых, консультанты, в силу личностных особенностей исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования, поэтому почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить эффективность психологического консультирования. Во-вторых, результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность в процессе консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта. Наконец, в-третьих, на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Например, весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми действиями членов семьи клиента. Выделяют также еще одну трудность – отсутствие общепринятых конкретных целей  и установление только общих направлений работы. Очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки, перестройка структуры самости. Наконец, большинство консультантов собственно оценку результатов рассматривают как процедуру, угрожающую их профессиональному достоинству, и часто предпочитают иллюзорную жизнь действительности.
     Для оценки результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев. Блошер (1966) выделяет четыре основных:
     -социальная  приспособленность;
     - личностные особенности;
     - профессиональная приспособленность;
     - успешность учебы.
     Критерий  социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка). Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т.п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.
     Обычно  основным источником информации об эффективности  консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта – помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.
     Оценка  результатов терапии консультантом  тоже существенна, хотя ее далеко недостаточно для окончательных выводов. Окончательное  консультирование сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.
  
Глава II. Определить эффективность психологического консультирования
Развитие  ребенка теснейшим образом связано  с особенностями его мира чувств и переживаний, которые существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.
Для развития детей необходим определенный уровень  работоспособности. Во всех жизненных  сферах одаренные дети имеют право  на проявление своих незаурядных  способностей. Соревноваться друг с другом в решении самых разнообразных задач - естественная потребность детей. Поэтому спорт высоких достижений в детском возрасте в принципе следует признать положительным явлением.
Спорт высоких достижений в детском  возрасте может выполнять следующие функции:
    - стимулировать физическое, психическое и духовное развитие;
    - способствовать практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;
    - приобщать детей к коллективу и формировать социальное поведение;
    - расширять опыт и обогащать эмоциональную жизнь ребенка путем рациональной организации досуга.
    Дети хорошо приспосабливаются к высоким физическим нагрузкам; тренировка с учетом уровня физического и психического развития детей, т.е. тренировка, организованная в соответствии с возрастом занимающихся, не наносит ущерба здоровью детского организма.
    Однако завышенные ожидания родителей или тренера часто порождают в ребенке неуверенность в своих способностях. Реальные достижения ребенка не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. Это вызывает у ребенка чувство тревожности.
    У ребенка с повышенной тревожностью легко возникают опасения, волнения, страхи, даже незначительные перемены в ситуации, вызывают стресс. Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе центральной нервной системы: повышается как физическая, так и умственная утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память. Может развиться астения - состояние нервного истощения. Длительное переживание тревоги является причиной различных психосоматических заболеваний.
    Поражение, проигрыш, значимый неуспех - одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка.
    В нашем случае к психологу обратилась мама девочки 7 лет. Женщина переживает по поводу неудач дочери в спорте.
    С ней будет проведена консультация, в ходе которой будет выявлена проблема, даны рекомендации по ее устранению. Затем будет проведен анализ полученных результатов.
2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы
    Клиент - Ирина, 34 года.
    Запрос: Переживания в связи с неудачами ребенка в спорте.
    Ход консультации
Приветствие, знакомство.
Психолог: Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь. Меня зовут Анна.
Клиент: Меня зовут Ирина.
Зондирование.
Психолог: Сколько Вам лет? Вы замужем?
Клиент: Мне 34 года. Я замужем, моей дочери 7 лет.
Запрос.
Психолог: Какие проблемы у Вас возникли? Что бы Вы хотели обсудить?
Клиент: У меня в семье возникла большая проблема. Моей дочери семь лет. Она профессионально занимается художественной гимнастикой. По моему мнению, дочь очень талантливая девочка. Лиза (дочь) регулярно участвует в соревнованиях, при выполнении упражнений без предмета все идет хорошо. Лиза радуется, следит за предварительным рейтингом. Как правило, на этом этапе она занимает лидирующие позиции. Но как только наступает время упражнений со скакалкой - баллы резко уменьшаются. Упражнение не получается, скакалка улетает за пределы ковра и т.п.
Что это? Неотработка? Или нам не дано ловить эту несчастную скакалку? Ребенок  переживает... Я переживаю. Дочь тренируется  целыми днями по 3-5 часов..., а результат  один! Просто жалко ребенка, а как  помочь не знаю? Правда, упражнению всего 2 месяца, бросков раньше не было... А тренер говорит: ребенок просто не думает... Может действительно не думает? Хотя знаю прекрасно, что мой ребенок старается!
Психолог: Не волнуйтесь, мы во всем разберемся.

2.2 Второй этап: работа с проблемой

Психолог: Скажите, а ваша дочь хочет быть гимнасткой?

К.: Мне кажется, да. Но когда возникают такие трудности, ребенок очень расстраивается. Кроме того, я считаю, что тренер требует слишком многого и уделяет недостаточно внимания тренировкам с дочерью.

П.: Ваша дочь не думала бросить занятия гимнастикой?

К.: Вы знаете, вообще дочь с радостью занимается, мечтает занимать первые места. Но когда случаются такие неудачи, ребенок так сильно переживает, что иногда говорит об этом. Раз не получается - нечего и браться.

П.: А занятия гимнастикой - это выбор дочери или Ваш?

К.: Ну что вы! Дочь сама решила заниматься спортом. Сама выбирала вид спорта. Мы интересовались всем, что предлагали спортивные школы, и Лиза остановилась на художественной гимнастике.

П.: А вы сами не мечтали стать гимнасткой?

К.: Нет, не мечтала. Я была и остаюсь, очень далека от спорта. Поэтому на профессиональных занятиях дочери не настаивала. Это целиком ее выбор.

П.: Вам кажется, что у Вашей дочери есть все возможности реализовать свои желания?

К.: Думаю да, у нее должно все получиться. Она очень старается, я помогаю ей всем, чем могу. Во всем стараюсь ее поддержать.

П.: Вы считаете, что тренер уделяет Вашей дочери недостаточно внимания?

К.: Нет, ну он конечно выполняет свою работу. С одной стороны у меня нет к нему претензий. Дочь на него не жалуется. С другой стороны, ведь он же ее учит. Почему тогда у нее не получается. Наверное, тренер учит мою дочь недостаточно хорошо.

П.: Давайте поговорим о Вашей дочери. Как Лиза реагирует на свои неудачи?

К.: Лизонька очень расстраивается, иногда даже плачет. Были случаи, когда она отказывалась выступать в следующих соревнованиях. Иногда были порывы бросить занятия.

П.: Чем она это мотивировала?

К.: Она говорила, что все равно у нее ничего не получится, что она не хочет выглядеть в глазах других «неумехой». Не хочет расстраивать меня своими неудачами. Все равно у нее ничего не получится.

П.: Вы испытывали такие же чувства, когда в Вашей жизни случались подобные моменты? (отражение чувств)

К.: Да, такое было. И вот ребенок теперь получается в этой же ситуации. Вы хотите сказать, что это «замкнутый круг»?

П.: Ну Вашему ребенку еще только 7 лет, он еще не в том возрасте, чтобы столкнуться с этой проблемой и решать ее. Может быть проблема в том, что Вы ждете от ребенка достижений, но не получаете их? (интерпретация)

Пауза.

К.: Нет! Вы не правы, причем тут мои желания! Я волнуюсь, что у ребенка не получается, а вдруг это дело всей ее жизни, и если сейчас ей не помочь, то она не сможет реализовать себя в будущем?

П.: А Вы непременно хотите этого?

К.: Ну, это же естественное желание каждого родителя, а как же иначе?

П.: Вы очень переживаете за успехи и неудачи дочери. Вам не кажется, что это и есть причина волнений дочери? (резюмирование)

К.: Мне кажется, что может быть, но я ее поддержу, не брошу с этим чувством. Если скажет, что не хочет быть спортсменкой, я пойму это и мы найдем другой вариант (рефлексия).

П.: То есть Вы считаете, что способны принимать ребенка таким, какой он есть?

К.: Ну а как же иначе.

П.: Скажите, Вы когда-нибудь сами предлагали ребенку бросить занятия? Были ли случаи, когда Вы сравнивали успехи дочери с успехами других детей?

К.: Да, такие случаи были. Я сравнивала выступления Лизы с другими девочками, и говорила о том, что кто-то из них выступил лучше, чем моя дочь. Я за объективность. И бросить занятия тоже предлагала, раз не получается.

П.: Ваша дочь сейчас в возрасте 7 лет. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным, как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить. И от Вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя - как успешного, полноценного и уверенного человека.

Если  Ваша дочь потеряет интерес к гимнастике, Вы будете искать причину в ней самой или в тренере. На самом деле, причина может быть в Вас. Вы просто пытаетесь создать идеальный образ ребенка, сравнивая его с другими и желая, что Ваша дочь была не хуже.

Вы  предлагаете дочери бросить то, что не получается, тем самым закладываете в ребенке фундамент неуверенности в себе. Это в свою очередь порождает у ребенка страх перед новыми испытаниями. Таким образом, Вы бессознательно закладываете фундамент невротизации ребенка. В дальнейшем ребенок может отказаться от спорта навсегда. Если вследствие вашего неправильного воспитания у ребенка возникнут неврозы, они особенно четко проявятся в подростковом возрасте - ваш ребенок начнет усиленно сопротивляться вам, его могут вообще исключить из школы и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.