На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская культура 17 века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          С О Д Е Р Ж  А Н И Е  

                                                   стр.
1. Введение .............................................. 2 

2. Материальная  культура ..................... 3 

3. Устное народное  творчество .............. 4 

4. Научные знания .................................. 8 

5. Литература ..........................................  10 

6. Зодчество  ............................................  11 

7.  Скульптура  и резьба .........................  12  

8. Живопись ...........................................   13 

9. Музыка театр  .....................................   14 

10. Заключение .......................................  15 

11. Список литературы ..........................   16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    ВВЕДЕНИЕ 
 

                                 Умом Россию не понять,
          Аршином общим не измерить,                               У ней особенная стать:
                                 В Россию надо верить. 
 

                                          Ф.И. Тютчев 
 

    Русская культура - это, по выражению  Д.С.  Лихачева,  громадное
разнообразие  возможностей,  идущее  от  множества  истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных  славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных  славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура  при  рождении  была
комбинацией культур  многих центров Киевской земли),  свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и  как  разрушение)
и, конечно, широкие  иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все  ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке  и  на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.
    Проникновение  идей и форм европейской культуры,  идейные  споры,
приведшие к  расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-
не, постижению сущности, весьма характерны для нового  столетия. По-
является неудержимое  стремление  к  описательности,  декоративности.
Художественное  творчество из священного занятия  превращается  в ре-
месло.  Слабеют  связи,  соединяющие  искусство  с  другими  сферами
культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.
    Вершиной  кризиса средневековой идеологии  стала реформа патриарха
Никона и возникновение  старообрядчества. Церковная  реформа  явилась
отходом не только от средневековой культуры, но и  от отечественной,
традиционной : от саобытного типа культуры страна  не  отказывалась,
но внимательнее учитывала западные тенденции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА    

   Семнадцатый  век занимает особое место  в истории России феодально-
го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй
еще более укрепился  в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-
чальная стадия зарождения буржуазных связей в  недрах феодально-кре-
постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-
ного разделения труда, рост товарного производства и  обращения были
условиями и  проявлениями начинающихся изменений  в общественно-эконо-
мической жизни  России. Новые явления в  области  культуры  затронули
прежде всего  города. Сосредоточение больших масс населения в крупных
по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-
ми подрывали  вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.
Активная роль человека проявлялась в занятии  торговлей.  Начало про-
мышленного производства, поиски полезных ископаемых,  далекие походы
в Сибирь и в  другие районы значительно  расширили  кругозор  русских
людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся
заметными, они  проникают и в церковное зодчество  и  живопись,  и  в
прикладное искусство.
   События  первого десятилетия XVII в.  привели  к  разорению значи-
тельной территории Российского  государства  и  подрыву  его матери-
альной культуры. Военные действия того времени тяжело  отразились на
положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства
оставалось земледелие. Орудиями земледельческого  труда  также  были
прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.
    В  области ремесленного производства  произошли значительные сдви-
ги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском
хозяйстве, производившая  холсты,  канаты,  сермячные  сукна,  обувь,
одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-
бенно наиболее крупных,  отчетливо  определяется  процесс  массового
превращения ремесла  в мелко товарное  производство.  Более  того,  в
XVII в. возникли  первые русские мануфактуры, что  привело к значи-
тельному обогащению материальной культуры.
    Широкое  распространение получила обработка  металлов -  в Москве,
Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие  мастера обработки
железа производили  в массовом количестве  топоры  и  дверные  петли,
подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С  большим мастерст-
вом выделывались сложные и хитроумные  замки.  Было  налажено произ-
водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.
   Русские  мастера-крестьяне, вызванные из  Устюжского  уезда,  Ждан,
его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х  годах XVII в. сделали
башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичани-
на Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие
механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с  винтовой нарезкой.
   Высокого  технического уровня достигла  обработка  благородных ме-
таллов - золота и серебра, особенно в специальных  мастерских - золо-
той и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-
товлялись различные  предметы царского обихода и  другие  драгоценные
вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.
Важное значение имела чеканка монет.
   В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного  года  был
отлит колокол  весом 12500 пудов. Замечательные колокола  были отлиты
в конце XVII в. мастерами  Фролом Терентьевичем и Филипом  Андреевым с
сыном для митрополитного двора в Ростове.
    Многовековую  традицию имела к XVII веку  обработка  дерева. Осо-
бенно большого искусства достигли в этом мастера  в северных, богатых
лесом районах. Там возводились  замечательные  постройки.  Поморские
плотники умели  строить прочные и удобные  суда - не только речные, но
и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной  промысел,  а
также производство поташа. Возникли  центры  массового  производства
изделий из льна и пеньки, холстов, канатов  в  Пскове  и  Новгороде,
Ярославле и  Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-
ботали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.  Развивалось  также
производство  по переработке шерсти,  например  изготовление  вяленой
обуви, крупным  центром которого стал Углич.
   Значительно  большее по сравнению с предшествующими  временами раз-
витие получило каменное строительство.  В XVII в. в  России изготов-
лялся высококачественный  кирпич,  делались  обеспечивающие  большую
прочность растворы извести. Техника возведения крупных  сооружений
достигла высокого уровня.
   В 30-х  годах XVII века появился первый стекольный завод в России.
Материальная  культура в XVII столетии получила большое  развитие. Ее
творцами  и  создателями   были   многие   тысячи   народных  масте-
ров-умельцев, воплотивших  в своих творениях творческую силу народа.
    В  этот период сложились устойчивые  группы высококвалифицирован-
ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев произ-
водство на этих предприятиях начиналось  с  приглашения  иностранных
мастеров, русские  люди быстро овладевали необходимым мастерством и
выполняли сложные  технические  работы  с  большим  искусством. 
 

             УСТНОЕ НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО 

   В XVII в.  появились первые записи  фольклора,  дошедшие  до  нас,
благодаря чему мы имеем более конкретное  представление  о  народном
творчестве того времени. Семнадцатый век с его  острыми  социальными
конфликтами и  длительной борьбой России против  внешних  врагов  был
временем значительного  подъема народного творчества.  Характерно ши-
рокое распространение  исторических песен, проникнутых чувством глу-
бокого патриотизма. Продолжали быть  популярными  различные  былины,
песни, сказки, сложенные  еще в предыдущее время.
   Весьма  интересны пословицы, записанные  в особых  сборниках  конца
XVII века. В пословицах  ярко воплощалась народная оценка человеческ-
их качеств  и общественных отношений. Недаром  многие из них дожили до
наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят",  "взялся  за
гуж не говори, что  не дюж". Народные пословицы  отразили критические
отношения простых  людей к церковникам и церковным обрядам: "из одно-
го дерева икона  и лопата", "молебен нет, а  пользы нет". Для XVII ве-
ка характерна насмешка над людьми, не желающими  учиться грамоте:
"Аз, буки, веди  страшат, что медведи". В пословицах  отражалось недо-
верие крестьян к феодалам: "в боярский двор  ворота  шиороки,  а  со
бвора  узки",  "обещать  -  по  дворянски,  а   слово   держать   по
крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ
- послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз,  а воевода - при-
воз"; возникающее  в народе сознание своей силы: "холопье  слово, что
рогатка". Одним  из любимых героев произведений  народного творчества
стал вождь  крестьянской войны Степан Тимофеевич  Разин.  Вокруг  его
имени уже в XVII веке  стали  складываться  многочисленные  легенды,
песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими  чертами, оказы-
вался "заговоренным от смерти". Древние былины  перерабатывались,  и
Степан Разин  оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья
Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья  Мурамец ока-
зывался есаулом  на корабле Разина. Народные песни  рисуют  восстание
как праздник: 

              На матушке Волге праздник -
              Сходись, голытьба,  на праздник.
              Готовтесь, бояре на праздник. 

    Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело   определенные  и
антицерковные тенденции. Оно  стало  сильнее  оказывать  влияние  на
письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей  основой
развития демократического, светского направления в  литературе  XVII
века. Усиление влияние народного творчества на литературу  имело од-
ной из важных своих  предпосылок значительное  расширение  количества
грамотных людей  в семнадцатом веке.
    Хотя  масса населения  крепостной  страны  продолжало  оставаться
неграмотной, тем  не менее количество грамотных людей  в XVII  в. зна-
чительно возросло, особенно в среде посадских  людей.  Развитие го-
родской жизни, а также системы государственного  управления  вызвало
боьшую потребность  в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,
сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке  в  России
среди помещиков  было 65% грамотных, купечества 96%,  посадских  людей
- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков  - 1%. Мож-
но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в
различных слоях  русского общества был выше, нежели в  первой полови-
не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-
гих занятий, грамотные  люди могли вступить на службу в  государствен-
ные учреждения, приказы и тем самым освободитться  от тягла.  К концу
семнадцатого  века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450
подьячих. Кроме  того, в городах были еще так  называемые  "площадные
подьячие", которые  за плату составляли всякие  челобитные  и  другие
документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-
щее делопроизводство.
    Помимо  значительно  расширявшейся   письменности,  все   большее
распространение получали и  рукописные  книги.  Несмотряна  развитие
книгопечатание, рукописные книги пользовались все  более возраставшим
спросом. Расширялось  производство книг на продажу наряду  с изготов-
лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.
Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди
хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники,
в которых  модержались  различные  материалы  -  и  духлвенского,  и
светского содержания, отрывки из летописей, сказания.  В  монастырях
были срециальные  хранилища книг во главе с  книгодержателями.  Часть
книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло
письменное делопроизводство государственных учреждений - московских
приказов, приказных  изб в городах.
    С  1671 г. для царя стали изготовляться  рукописные  "Куранты"  -
своеобразные  газеты, состоящие из переводных иностранных  известий.
    В  середине века были предприняты  попытки организации производст-
ва бумаги в  России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали  две "бумаж-
ные мельницы", отданные правительством на оброк  голандским предпри-
нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и  в Рос-
сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из  Франции  и Гол-
ландии.
    Кроме  того, в XVII веке писали также  на  бересте  -  сохранились
берестяные грамоты  и даже целые книги сбора ясака  в Сибири.
    Как  и прежде, писали специально приготовленными   чернилами, при-
сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-
зили песок  целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с
Воробьевых гор.
    Книги  "одевали" в деревяные, обитые  кожей доски. На коже выделы-
вались различные  металлические украшения. В виде  украшений выполня-
лись и обычно массивные застежки на книге, нередко  переплеты покры-
вались тканями - бархатом, атласом. Искусство  изготовления рукопис-
ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.
     Большим  совершенством отмечена книжная  миниатюра семнадцатого
века. Так называемый растительный  "травный  орнамент"  получил  в
этой  период широкое распространение наряду со старопечатным орна-
ментом.
     Со  второй половины столетия стал  заметен переход к новому
стилю книжной  миниатюры - так называемому "прусскому  барокко", ха-
рактерной чертой  которого  было сочетание изображения  раститель-
ного мира с  геометрическими фигурами - эллипсами  и спиралями.
     Особенно  богато украшались орнаментами,  заставками, инициала-
ми царские  грамоты, писавшиеся на пергаменте.
     На  ряду с рукописными книгами  и грамотами все более распрос-
транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял
собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором  работа-
ло 165 человек. В  первой половине столетия было издано около 200
названий книг. Распространение книг приобрело  значительно более
широкое значение,  чем  в предыдущее время. В больших количествах
распространялась  переводная литература. Стали составлять обширные
библиотеки.  Большие собрания книг на русском, латинском, поль-
ском,  греческом  языках были у патриарха Никона,  князя В.В. Го-
лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.
    Дальнейшее  распространение  рукописности  печатной  литера-
Туры выдвигало  потребность более   организованного   обучения
грамоте и письму.
    Обычно  дети и подростки обучались  грамоте у духовных  лиц,
подъячих или  родителей,  причем  женщины,  как  правило,  даже  в
семьях знати  оставались неграмотными. Возможность  печатного издания
учебных пособий  значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-
терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-
вались широким  спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"
патриаршего дъякона  Василия Бурцева были распроданы за один день.
    В  40-х г.г. XVII в. один из видных  правительственных деятелей -
Ф.М. Ртищев пригласил  из Киева около 30 ученых монахов для организации
школ в Андреевском  монастыре. Молодые дворяне и  сам Ртищев стали обу-
чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие
представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в
самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные
школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий
возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х  г.г. свяще-
ник Иван Фомин  на свои средства построил школу в  Барашах при Введенс-
кой церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском  монастыре, во
главе которой  стал Семен Полоцкий. В этой школе  обучали подъячих
русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся
"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Ки-
тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах
Тимофей учил в  этой школе греческому языку 30 учеников, набранных
при ее открытии.
     Первые  частные школы в Москве подготовили  основание в 1687 г.
Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными гре-
ками Иоанием  и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-
ние, ставившее  своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла-
тинская академия открывалась для людей "всякого  чина, сана и воз-
раста" и предназначалась  для подготовки высшего духовенства  и чинов-
ников государственной  службы. Академия сыграла большую  роль в раз-
витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины
XVIII в.
    Распространение  грамотности и просвещения в  России продрывало
вековое господство религии и церкви, все более  расходилась по рукам
светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял  важное
место в истории  русского просвещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ  

    Начавшееся  ослабление позиции церкви, развитие ремесленного
производства  и торговли, рост связей с зарубежными  странами создали
предпосылки для  дальнейшего накопления научных  знаний XVII в. Коне-
чно, и в это  время продолжала распространяться старая литература о
природе с ее богословско-мистическим истолкованием различных явле-
ний. Но наряду с  этим появлялся интерес к научной  литературе западно-
европейского  Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлени-
ям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого
ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование
и распространение  научных взглядов. Сами условия жизни  Российского
государства в XVII в. требовали перехода к более  конкретному и реали-
стическому изучению природы, отказа от богословско-символического и
мистического  ее истолкования. При этом развивалась  чисто пракитеская
сторона научных  знаний, в то время как ее теоретическая  сторона оста-
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.