Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы эффективного налогообложения доходов физических лиц, а также пути его совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется  большое внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения  по хозяйственным интересам и  отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
     Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами).
     С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям  в экономике появились новые  формы собственности, экономические  виды деятельности, в отношении которых  поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.
     На  современном этапе экономического развития Республики Беларусь создание эффективной системы налогообложения выступает одним из важнейших условий построения социально ориентированной рыночной экономики. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к налогообложению и физических лиц.
     В налогах отражаются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества.
     Большинство специалистов успех эффективного перехода к рыночным отношениям связывают  с проведением реформы подоходного налогообложения. Без гибкого и действенного механизма управления налогами нельзя представить себе развитой рынок. Налогообложение является наиболее сложным и важным процессом законодательной и исполнительной деятельности государства.
     Формирование  в обществе эффективной системы  налогообложения доходов предполагает прежде всего изучение истории данных налогов, накопленного мировой практикой опыта налогообложения.
     В данной курсовой работе освещаются вопросы сущности и значения налогов на доходы физических лиц, их функции, принципы построения эффективной налоговой системы, обоснование оптимального уровня налоговой нагрузки на различных уровнях.
     Курсовая  работа написана на основе учебной литературы, с использованием новейших данных из статей  периодической печати.
     Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ налогообложения доходов физических лиц.
     Исходя  из поставленной цели работы при написании курсовой работы ставились следующие задачи:
     - ознакомиться с историей развития налогообложения доходов физических лиц;
     - охарактеризовать сущность и значение налогообложения доходов физических;
     - изучить действующую систему исчисления и взимания налогов на доходы физических лиц;
     - определить основные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц. 

ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 
 
 

      1.1    История       развития       налогообложения     доходов
физических  лиц 
 

     Налог на доходы физических лиц возник в середине XIX -начале XX в. в Великобритании, где впервые в 1798 г. был введен как утроенный налог на роскошь. В Японии данный налог был введен в 1987 г., в Пруссии - в 1873 г., в США - в 1913 г., во Франции - в 1917 г.
     Основные  принципы организации обложения доходов физических лиц едины для большинства стран. Отличия есть в подходах к определению величины облагаемого дохода и входящих в него составных частей, технике, масштабах и направлениях налоговых льгот, в способах изъятия налогов.
     В большинстве государств используется «глобальная» система построения личного подоходного обложения, в соответствии с которой налоги взимаются с совокупного дохода. Впервые данная система появилась в Пруссии в 1891 г.
     Вместе  с тем исторически «глобальной» предшествовала «шедулярная» система, впервые появившаяся в Великобритании в 1842 г. Она предполагала деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода, каждая из которых облагалась по своим ставкам. Так, в Великобритании использовались пять шедул:
     «А» - доходы от недвижимости;
     «В» - доходы от лесов, используемых в коммерческих целях;
     «С» - доходы от государственных ценных бумаг;
     «Д» - торговая и промышленная прибыль;
     «Е» - заработная плата, жалование, пенсии.
     В 1973 г. Великобритания перешла к «глобальной» системе, но шедулы остались для представления налоговых скидок и льгот. [8, с.168]
     Подоходный  налог в большинстве стран  взимается по прогрессивной шкале. При этом доход разбивается на ряд частей, каждая из которых облагается по отдельной ставке по возрастающей шкале. Прогрессия в разрезе стран в отдельные периоды колеблется от 10-30% до 50-90%.
     Прогрессия  более интенсивна в отношении  низких и средних доходов, а для крупных растет медленно и на определенном уровне вообще прекращает рост.
     Реформирование налогообложения доходов в развитых странах выразилось в сокращении количества и снижении уровня налоговых ставок, расширении используемых налоговых льгот и скидок, что привело к расширению налоговой базы и еще большему возрастанию роли данного налога в формировании доходов бюджета. [1, с.357] 

      1.2   Общая    характеристика    налогообложения   доходов
физических  лиц 

     В Республике Беларусь, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в белорусском законодательстве с 1990-х гг. обобщенным термином – физические лица.
     Налог на доходы физических лиц  является прямым налогом с присущими ему  всеми обязательными и необязательными  элементами любого налога.
     При этом, так как налог на доходы физических лиц прямой, носителем налога, т.е. лицом, которое несет налоговое бремя или тяжесть налога, выступает сам субъект. [6, с.99]
     Необходимость данного налога вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений. [13, с.134]
     Экономическая сущность налога на доходы вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.
     Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.
     Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам  вообще. Но при этом они служат и  средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними. [15, с.43] 

      1.3 Сущность    и    значение    налогообложения    доходов
физических  лиц в Республике Беларусь 

     Без налогов не обходится ни одно государство. Каждый человек в какой-то мере ощущает  это на себе. Принцип налогообложения заложен и в белорусском законодательстве: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных налогов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» (Статья 56 Конституции РБ).
     В отечественной экономической литературе налоги определяются как «Обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части собственного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».
     В налоговой системе Республики Беларусь налоги с физических лиц занимают существенное место и представлены такими основными платежами, как подоходный налог, платежи за землю, налог на недвижимость.
     Налогообложение физических лиц основывается на принципе, что каждый гражданин должен участвовать в поддержке государства частью личных доходов. Поэтому налоги граждан отражают причастность налогоплательщика к формированию общегосударственных доходов. В то же время налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с местными органами власти и управления, они дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных ресурсов, формируемых за счет налогоплательщиков. [1, с.173]
     В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в их основе лежат общие принципы налогообложения: всеобщность охвата налогами, применение пропорциональных или прогрессивных ставок налога, позволяющих изымать лишь часть дохода, и др.
     Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных или иных фондов.
     Сущность  налога на доходы физических лиц и  его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни  государства.
     Особая  роль в системе налогообложения  физических лиц отводится подоходному  налогу.
     В Беларуси подоходный налог взимается  по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населения (средний процент изъятия подоходного налога - 10 - 11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты заработной платы, то становится очевидной необходимость снижения налоговой нагрузки как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.
     Заслуживает внимания опыт Российской Федерации  в части введения пропорциональной ставки подоходного налога в {размере 13%.). [3, с.55]
     По  данным Министерства по налогам и  сборам Республики Беларусь, подоходный налог обеспечивает поступление  порядка 7 - 9% консолидированного бюджета Республики Беларусь: в консолидированном бюджете 2006 г. он составил 7,4% или 3,5% к ВВП; на 2007 г. его доля в доходах бюджета определена на уровне 6,8% или 3,0% к ВВП.
     Законодательную базу исчисления и уплаты подоходного  налога с физических лиц в Республике Беларусь по состоянию на 07.07.2007 г. составляют:
     - Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О по 
доходном налоге с физических лиц»;

     - Закон Республики Беларусь от 16 ноября 2005 г. «О вне 
сении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь 
"О подоходном налоге с физических лиц"»;

     - Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 190-3 
«О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Рес 
публики Беларусь по вопросам налогообложения». Принят Па 
латой представителей 11 декабря 2006 г.

     Как и другие налоги, подоходный налог  является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой - формирует доходную часть бюджета. [12, с.49] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2
ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ
НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 
 
 

      2.1 Подоходный налог 
 

     2.1.1 Плательщики и  объект налогообложения 

     Плательщиками подоходного налога являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с п. 6 ст. 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь:
     -    граждане Республики Беларусь;
     - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 184 дня и более;
     - иностранные граждане и лица без гражданства, которые 
не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня и менее.

     Объектом  налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.
     Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности.
     Круг  доходов, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь, достаточно широк. Основными из них являются следующие:
     1)  заработная плата, премии и  другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе и по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам и аспирантам;
     2) доходы от выполнения работ  по гражданско-правовым договорам,  в том числе по авторским  договорам; 
     3) доходы, получаемые работниками  бухгалтерий за выполнение письменных  поручений работников о перечислении  из причитающейся им заработной платы страховых взносов по договорам страхования;
     4) дополнительные доходы от индексации;
     5) суммы, полученные под отчет,  при условии, что в установленные  законодательством сроки источнику их выплаты не предоставлены документы и отчеты об их расходовании и не сданы неизрасходованные остатки таких сумм  и в пределах тридцатидневного периода со дня истечения указанного срока источником выплаты таких сумм не принято распоряжение об удержании задолженности по ним в бесспорном порядке;
     6) сумма превышения размера единой квартирной платы и тарифов, устанавливаемых с учетом льгот, для населения, проживающего в домах государственного и общественного жилищного фонда, над фактически вносимой физическими лицами платой за проживание в жилых помещениях;    
     7) сумма арендной платы, получаемой арендодателем, а также стоимость улучшений сдаваемого в аренду имущества. Кроме случаев, когда:
     - арендодатель в соответствии  с законодательством возмещает  арендатору расходы, понесенные  им в связи с проведенным  улучшением арендуемого имущества;
     - улучшение было произведено в  результате необходимого капитального  ремонта в связи с произошедшей  аварией при наличии оформленной  компетентными органами документов, подтверждающих факт свершения  указанных событий и их последствия
     - в процессе эксплуатации арендатором имущества проводилось 
техническое обслуживание автомобиля в установленные сроки и в 
предусмотренных объемах, текущий ремонт с заменой незначительных 
частей, которые пришли в негодность;

     8) стоимость имущества, полученного физическим лицом по договору мены;
     9) компенсация морального вреда, а также суммы в возмещение иных видов вреда в части, составляющей упущенную выгоду. [1, с.170]
     Законодательно  установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Не признаются доходом физического лица:
     - суммы полученных им страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам страхования, взносы по которым уплачены физическим лицом за счет собственных средств; суммы по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее трех лет) страхования 
жизни, добровольного страхования дополнительных пенсий и добровольного страхования гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни или здоровью работника;

     - суммы возмещенных страховщиками расходов физического лица - страхователя, произведенных в связи с расследованием обстоятельств страхового события, установлением размера ущерба, судебных расходов, а также иных расходов страхователя возмещаемых страховщиками в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и условиями до говора страхования;
     - суммы средств, израсходованных юридическими лицами или предпринимателями на проведение культурно-массовых мероприятий; суммы понесенных ими представительских расходов;
     - суммы в возмещение причиненного физическим лицом вреда, который, в соответствии с законодательством, обязаны возместить другие лица, - для физического лица, фактически причинившего его;
     - разница в размерах сумм, установленных учебным, заведением в качестве платы за оказываемые им образовательные услуги для различных категорий обучающихся;
     - суммы в размере фактических расходов нанимателя на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников в порядке и в случаях, устанавливаемых республиканским органом государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в сфере труда;
     - суммы расходов юридических лиц и предпринимателей в оплату за услуги но приглашению физических лиц на работу, по их проживанию и прописке, если законодательством Республики Беларусь на них возложена обязанность по несению таких расходов;
     - стоимость обучения работников в системе повышения квалификации, переподготовки кадров, в том числе на учебных семинарах, в магистратуре, целевой аспирантуре и докторантуре, оплаченная за счет средств юридических лиц, предпринимателей, которые для обучающегося являются местом основной работы (службы, учебы);
     - стоимость медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения, содержащимися либо финансируемыми  юридическими лицами и предпринимателями на условиях до левого участия в соответствии с заключенными договорами. [2, с.155]
     Доходы  в натуральной форме для целей  налогообложения учитываются по регулируемым ценам (тарифам), а при  их отсутствии - по свободным ценам (тарифам) на дату исчисления дохода физического лица у данного юридического лица или предпринимателя (источника выплаты дохода).
     Доходы  в иностранной валюте для целей  налогообложения пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на даты их получения.
     В течение календарного года исчисление налога производится в порядке и размерах, предусмотренных для соответствующей категории плательщиков и видов доходов (ежемесячно, поквартально, по факту получения дохода).
     По  окончании календарного года производится перерасчет налога исходя из совокупного  годового дохода.
     Совокупный  годовой доход определяется по окончании календарного года как общая сумма всех доходов (кроме доходов, не включаемых в облагаемый совокупный годовой доход) физического лица, полученных от всех источников за календарный год. [4, с.79]
     Сумма облагаемого дохода определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки налога.  

     2.1.2 Доходы, не подлежащие  налогообложению 

     Система льгот по подоходному налогу имеет  очень широкий спектр действия. Законодательство Республики Беларусь освобождает от обложения подоходным налогом целый ряд доходов физических лиц и видов выплат.
     Предоставляемые льготы относятся к различным  категориям граждан и преследуют различные цели.
     Итак, не подлежат налогообложению следующие  доходы:
     1. Пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком).
     2. Алименты, получаемые физическими  лицами.
     3. Стипендии, получаемые студентами, учашимися, слушателями учебных заведений в размерах, определяемых Президентом и (или) Правительством Республики Беларусь, а также суммы стипендий, выплачиваемые в период профессионального обучения из государственного фонда содействия занятости.
     4. Доходы, получаемые учащимися общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений за выполняемые ими работы, связанные с учебно-производственным процессом, т. е. включенные в образовательные программы учебных заведений.
     5. Все виды получаемых пенсий, назначаемых в порядке, установленном белорусским законодательством, за исключением дополнительных пенсий, выплачиваемых предприятием из прибыли, остающейся в его распоряжении, после уплаты налогов и других обязательных платежей.
     6. Доходы, получаемые физическими лицами за сдачу крови, другие 
виды донорства, сдачу материнского молока, а также суммы, получаемые 
работниками медицинских учреждений за сбор крови.

     7. Денежные пособия, стоимость путевок  (компенсация), выдаваемых 
государством физическим лицам, пострадавшим в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

     8. Доходы, получаемые в возмещение  вреда при утрате трудоспособности,  связанной с увечьем иным повреждением здоровья, а также в связи с потерей кормильца, суммы в возмещение морального вреда.
     9. Доходы по месту основной работы  и от осуществления предпринимательской   деятельности, получаемые (в том  числе безвозмездно) лицами, состоящими  на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и направляемые в течение отчетного календарного года в пределах фактических размеров на приобретение, строительство или реконструкцию жилых помещений или на погашение кредитов (включая проценты), использованных на эти цели, а также предоставляемые одноразовые безвозмездные субсидии на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений.
     10.  Взносы (доли), возвращаемые физическим  лицам при прекращении строительства  квартир и жилых домов, а  также возвращаемые паевые взносы в случае выбытия из членов жилищно-строительных, гаражно-троителъных кооперативов, в том числе и проиндексированные.
     11. Доходы, получаемые физическими  лицами от продажи в течение  пяти лет принадлежащих им  на праве собственности одной  квартиры; одного жилого дома; одной дачи; одного земельного участка; от продажи в течение календарного года автомобильного  или другого транспортного средства; доходы, получаемые от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), принадлежащего физическим лицам на праве собственности, кроме доходов от продажи этого имущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
     12. Доходы в виде наследства, получаемые  наследниками, независимо от места  их получения; детьми (в том  числе усыновленными); супругом (супругой); родителями (усыновителями) умершего; ребенком умершего, родившимся после его смерти; родными братьями и сестрами умершего, его дедом и бабкой, как со стороны отца, так и со стороны матери; внуками и правнуками (в случае, если они являются наследниками по закону); иждивенцами, получившими обязательную долю в наследстве.
     13. Доходы, получаемые в результате  дарения от близких родственников,  независимо от их размера; доходы, получаемые в результате дарения  от других физических лиц, постоянно  находящихся на белорусской территории, - в пределах двухсот базовых величин по каждому подарку, но не более пятисот базовых в год.
     14. Гуманитарная помощь, получаемая  физическими лицами в соответствии  с белорусским законодательством.
     15. Стоимость призов в денежной и натуральной форме, получаемых на 
конкурсах и соревнованиях, - в размере до двадцати базовых величин в течение календарного года на момент выдачи.

     16. Материальная помощь, оказываемая  в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными и другими обстоятельствами, приведшими к нарушениям условий жизнедеятельности граждан, человеческим жертвам, а также в случаях, когда такая помощь оказывается в соответствии с белорусским законодательством.
     17. Единовременная материальная помощь, оказываемая по месту 
основной работы юридическими лицами и предпринимателями одному из близких родственников умершего работника этих юридических лиц и предпринимателей, а также единовременные суммы материальной помощи, оказываемой работникам по месту основной работы в связи со смертью близких родственников, - в размере до пятисот базовых ветчин по каждому случаю.

     18. Материальная помощь, стоимость  подарков, средства на цели социальной  защиты, выдаваемые по месту основной  работы (службы, учебы) физических  лиц юридическими лицами и  предпринимателями, - в размере до тридцати базовых величин в течение календарного года на момент выдачи.
     19. Материальная помощь, включая надбавки  к пенсиям, выплачиваемая юридическими  лицами и предпринимателями пенсионерам,  ранее работавшим у этих юридических  лиц и предпринимателей, - в размере до двадцати базовых величин в течение календарного года на момент выдачи.
     20. Стоимость путевок в оздоровительные  учреждения для детей в возрасте  до 18 лет, оплаченных за счет  средств юридических лиц и  предпринимателей. [8, с.243]
     Таким образом, все вычеты можно разбить на три группы, сформированные на основе присущих им общих признаков:
     - стандартные вычеты;
     - имущественные вычеты;
     - социальные вычеты. 

     2.1.3 Ставки и исчисление  налога
     Налог исчисляется и удерживается ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года.
     Ставки  налога в цифровом изложении публикуются в печати Министерством по налогам и сборам.
     Подоходный  налог с облагаемого дохода, полученного  в течение календарного года, и  с облагаемого совокупного годового дохода взимается исходя из сумм среднемесячных базовых величин (СБВ), сложившихся в календарном году, в следующих размерах (кроме случаев, предусмотренных законом), представленных в виде таблицы.
Таблица 2.1 – Ставки и исчисление налога
Размер  налоговой базы за налоговый период Ставка налога, %
1. До 240 среднемесячных базовых величин 9
2. От 240 среднемесячных базовых величин  + 1 р. до 600 среднемесячных базовых величин 21,6 среднемесячной  базовой величины + 15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных базовых величин
3. От 600 среднемесячных базовых величин  + 1 р. до 840 среднемесячных базовых величин 75,6 среднемесячной  базовой величины + 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных базовых величин
4. От 840 среднемесячных базовых величин + 1 р. до 1080 среднемесячных базовых величин 123,6 среднемесячной  базовой величины + 25% с суммы,  превышающей 840 среднемесячных базовых величин
5. От 1080 среднемесячных базовых величин  + 1 р. и выше 183,6 среднемесячной  базовой величины + 30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных базовых величин
 
     Среднемесячная  базовая величина определяется с  точностью до одного знака после  запятой как отношение суммы  базовых величин, действовавших  в налоговом периоде, к 12 (число месяцев в налоговом периоде (календарном году)). При этом за месяцы, которые на момент исчисления налога не наступили, применяется размер базовой величины, действующей на дату исчисления налога. [14, с.121] 

     2.1.4 Налогообложение  доходов, получаемых  физическими лицами
по  месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года 

     К доходам по месту основной работы относятся любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами:
     - состоящими в трудовых и связанных с ними отношениях с  юридическими лицами и предпринимателями, основанных на трудовом договоре, а также на членстве в кооперативах, предприятиях, товариществах и организациях;
     - являющимися адвокатами;
     - работающими на предприятиях с иностранными инвестициями и у иностранных юридических лиц, в их филиалах, отделениях, представительствах и в учреждениях, создаваемых на территории Республики Беларусь с участием иностранных организаций, фирм и органов управления, в международных объединениях и организациях, иностранных фирмах, банках и их представительствах, в дипломатических, консульских и иных официальных представительствах иностранных государств;
     - военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в связи с исполнением обязанностей несения службы;
     - работающими (включая священнослужителей) в религиозных организациях.
     Местом  основной работы физического лица является наниматель.
     В доход физического лица нарастающим  итогом включаются получаемые от юридического лица и предпринимателя по месту основной работы (службы, учебы) доходы от выполнения трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, а также от выполнения работ по гражданско-правовым договорам и другие доходы.
     Налог исчисляется и удерживается юридическими лицами и предпринимателями, которые  являются источниками выплаты дохода ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года.
     Налог исчисляется и удерживается с  облагаемого дохода физического  лица, исчисленного как сумма его  дохода, уменьшенная на величину доходов, не подлежащих налогообложению по существующим ставкам, с зачетом ранее удержанной суммы налога.
     Налог исчисляется по доходам того месяца, за который производится выплата, и удерживается при выдаче дохода за этот месяц
     Налог с премий и вознаграждений любого характера и периодичности удерживается либо при их выплате из фактически начисленных сумм премий и вознаграждений по установленным ставкам без осуществления социальных вычетов, либо с вычетом доходов в размере базовой величины.
     При представлении физическим лицом  справки, выдаваемой налоговыми органами, на осуществление вычетов, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны, налогообложение премий и вознаграждений любого характера и периодичности производится с осуществлением вычетов. При исчислении налога за месяц его сумма определяется исходя из начисленного дохода нарастающим итогом с начала календарного года по существующим ставкам с зачетом ранее удержанной суммы налога.
     Если  суммы премий и вознаграждений любого характера и периодичности начислены  в размерах менее сумм, вычитаемых из дохода физического лица, то в момент их выплаты налог не удерживается.
     При уходе работника в отпуск налог  исчисляется с начисленного с начала календарного года дохода и начисленной суммы отпускных, с учетом не облагаемых налогом доходов.
     Суммы, начисленные за время отпуска, приходящегося  на следующий календарный год, включаются в доход нового календарного года.
     Аналогичный порядок применяется при начислении пособий по временной нетрудоспособности.
     Дополнительные  доходы от индексации подлежат налогообложению по совокупности с доходами того календарного года, в котором они начислены.
     Не  удерживается налог с доходов  по гражданско-правовым договорам, выплачиваемым  физическим лицам при предъявлении ими свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя в Республике Беларусь.
     При выплате указанным лицам доходов  без удержания причитающихся сумм налога в документе на перечисление денежных средств на расчетный счет предпринимателя указываются учетный номер налогоплательщика (УНН), присвоенный предпринимателю, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, наименование органа, его выдавшего. При выплате доходов наличными денежными средствами аналогичные сведения указываются в расходном кассовом ордере.
     Во  всех случаях удержание налога производится с начисленного дохода, подлежащего налогообложению, независимо оттого, производятся из этого дохода какие-либо удержания по распоряжению самого работника или по решению суда либо иных органов.
     Юридические лица и предприниматели обязаны предъявлять платежные документы, а банки, соответственно, перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога с доходов физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов нанимателей в банке причитающихся работникам сумм, а также при получении денежных средств на выплату премий и вознаграждений любого характера и периодичности.
     Юридические лица и предприниматели, производящие оплату труда из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или в натуральной форме, предъявляют платежные документы на перечисление в бюджет исчисленных и удержанных сумм налога, а банки, соответственно, исполняют их не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда в расчете за месяц.
     При недостаточности денежных средств  на счетах юридических лиц и предпринимателей, необходимых для оплаты труда и выплаты других доходов и для одновременного перечисления в бюджет исчисленных и удержанных сумм налога, налог перечисляется в размере пропорционально остатку денежных средств на счете, о чем делается запись в платежной инструкции учреждению банка на перечисление налога в бюджет.
     Чеки  на получение средств для оплаты труда и других доходов оплачиваются, а платежные инструкции на перечисление средств на счета физических лиц (кроме предпринимателей) исполняются учреждениями банков только при одновременном перечислении в бюджет налога.
     При предъявлении в учреждение банка  чека на выдачу средств для оплаты труда работникам, уходящим в отпуск либо уволенным, выплат по гражданско-правовым договорам, выплат заработной платы за первую половину месяца и т. п. (кроме премий и вознаграждений любого характера и периодичности) в промежуточные периоды между установленными сроками выдачи заработной платы платежные инструкции на перечисление налога могут не представляться, и эти суммы налога перечисляются в установленные для нанимателей сроки в расчете за месяц при выдаче заработной платы за вторую половину месяца. Если сроки выдачи заработной платы не установлены, то платежные инструкции на перечисление представляются в учреждение банка одновременно с представлением чека на получение средств для оплаты труда и других доходов.
     Запрещается перечисление налога с доходов физических лиц за счет денежных средств юридических лиц и предпринимателей (за исключением случаев выдачи ссуд, займов, кредитов).
     Юридические лица и предприниматели, нарушившие установленный порядок перечисления налога, привлекаются налоговым органом к ответственности в виде штрафа в размере уплаченных сумм налога. При этом подлежащий налогообложению доход физических лиц увеличивается на сумму налога, уплаченного источником выплаты дохода. [8, с.220] 

     2.1.5 Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной
работы (службы, учебы) в  течение календарного года 

     К этой категории доходов относятся  любые доходы, получаемые физическими лицами не по месту основной работы (службы, учебы) от юридических лиц и предпринимателей.
     К ним относятся также доходы, полученные физическими лицами по прежнему месту  основной работы (службы, учебы) после  их увольнения или в тех случаях, когда физическое лицо не имеет основного  места работы (службы, учебы). При  этом в доход физического лица нарастающим итогом включаются получаемые не по месту основной работы доходы от выполнения этими лицами работ по совместительству, а также от выполнения работ по гражданско-правовым договорам и другие доходы.
     Налог с доходов, полученных не по месту  основной работы, исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юридическими лицами и предпринимателями в том же порядке, что и с доходов, получаемых по основному месту работы.
     Налогообложение указанных доходов может производиться по ставке 20 % при условии подачи физическим лицом соответствующего заявления по месту выплаты доходов. В заявлении физическое лицо указывает период в течение календарного года и вид дохода, подлежащий обложению по ставке 20 %, либо заявление подается в отношении каждой выплаты.
     Сумма облагаемого совокупного дохода, облагаемого по ставке 20 %, определяется без учета льгот и социальных вычетов.
     Доходы, налогообложение которых производится по ставке 20 %, в совокупный годовой  доход не включаются и декларированию не подлежат.
      Декларирование  физическими лицами доходов, полученных не по месту основной работы, кроме облагаемых по ставке 20 %, Производится в соответствии с установленным порядком декларирования совокупного годового дохода. [1, с.388] 

     2.1.6 Налогообложение доходов иностранных граждан, лиц без
гражданства 

     В целях налогообложения иностранные  граждане и лица без гражданства  подразделяются на постоянно находящихся  на территории Республики Беларусь и  не относящихся к постоянно находящимся.
     Определение облагаемого дохода, исчисление и  удержание налога с доходов иностранных  граждан и лиц без гражданства, которые рассматриваются как  постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, производятся в общем, выше описанном порядке.
     Не  подлежат обложению подоходным налогом  следующие категории иностранных  граждан и лиц без гражданства:
     - члены персонала представительства иностранного государства, имеющие дипломатический и консульский статус, члены административно-технического персонала представительства, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Беларусь, - по всем доходам, кроме доходов из источников в Республике Беларусь, не связанных с дипломатической и консульской службой;
     - члены обслуживающего персонала представительства, а также домашние работники сотрудников представительств, которые не являются гражданами Республики Беларусь или не проживают в Республике Беларусь постоянно, - по всем доходам, получаемым ими по своей службе, кроме других доходов из источников в Республике Беларусь.
     Льготы  по подоходному налогу с доходов  иностранных граждан и лиц  без гражданства, постоянно находящихся  на территории Республики Беларусь, предоставляются в порядке, как и для граждан Республики Беларусь.
     Для иностранных граждан и лиц  без гражданства, которые не относятся  к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, установлен следующий  порядок налогообложения.
     С сумм доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, налог исчисляется и удерживается по ставке 20 %:
     - источником выплаты дохода;
     - налоговым органом в случаях, когда на источник выплаты дохода не возложена обязанность по удержанию налога. При этом налог исчисляется налоговым органом на основании представляемой декларации.
     Доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, является любой доход, выплачиваемый (выдаваемый) юридическими лицами, предпринимателями или физическими лицами, расположенными на территории Республики Беларусь.
     Налог с доходов, получаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, исчисляется и удерживается юридическими лицами и предпринимателями в порядке, установленном для доходов, полученных физическими лицами по месту основной работы, и перечисляется в бюджет источником выплаты дохода. [1, с.363] 

     2.1.7 Налогообложение доходов от предпринимательской
деятельности 

     Налогообложению подлежат доходы, получаемые физическими лицами от осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, а также от осуществления частной нотариальной деятельности.
     Доход определяется как разница между  выручкой в денежной и натуральной форме от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), доходами от внереализационных операций и документально подтвержденными расходами.
     В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг).
     При определении дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) принимаются в расчет расходы, приходящиеся на практически реализованную продукцию (товары, работы, услуги).
     Состав  расходов и порядок их исключения из выручки определены Положением о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями и порядке их исключения из выручки (НРПА№ 88, 8/5979. 2001 г.).
     Физические  лица, осуществляющие виды деятельности, ил которые законодательством Республики Беларусь не установлены фиксированные суммы подоходного налога, самостоятельно исчисляют налог ежеквартально нарастающим итогом с начала года с суммы облагаемого дохода.
     Расчеты о полученных доходах и сумме  подлежащего уплате налога представляются в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика Республики Беларусь не позднеч-20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
     Не  требуется представление расчета, если предприниматель, в отчетном году осуществляет виды деятельности, по которым установлены фиксированные суммы налога, либо по которым законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок налогообложения.
     Прекращение предпринимательской деятельности в установленном порядке в течение квартала не освобождает предпринимателя от представления расчета за указанный квартал и декларации о совокупном годовом доходе. За последующие кварталы года, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором прекращена деятельность, расчет не представляется. Ставки налога публикуются в периодической печати и изменяются в зависимости от размера базовой величины.
     Предприниматели, осуществляющие виды деятельности, на которые законодательством Республики Беларусь установлены фиксированные суммы налога, исчисляют и уплачивают их и порядке и сроки, определенные Правительством Республики Беларусь, в размерах, установленных областными и Минским городским Советом депутатов. [8, с.190] 
 

     2.1.8 Налогообложение других доходов 

     К другим доходам относятся доходы физических лиц, не отнесенные к рассмотренным ранее категориям доходов, налогообложение которых в соответствии с Законом не возложено на источник выплаты дохода.
     Они включают доходы, полученные за границей или из-за границы (независимо от вида таких доходов), а также доходы, полученные от физических лиц, не являющихся предпринимателями, в том числе по трудовым и гражданско-правовым договорам.
     К другим доходам, в частности, относятся:
     - суммы, выданные под залог имущества, включая ценные бумаги, и не возвращенные в установленные сроки, а также суммы, причитающиеся физическому лицу от реализации такого имущества, если источником выплаты подоходный налог не удерживался;
     - суммы, полученные в возмещение морального вреда;
     - доходы от возмездного отчуждения в течение 5 лет принадлежащих физическим лицам на праве собственности более одной квартиры, более одного жилого дома, более одной дачи, более одного садового домика с хозяйственными постройками, более одного гаража, более одного земельного участка, от возмездного отчуждения в течение календарного года более одного автомобиля или другого транспортного средства;
     - доходы от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение установленного порядка;
     - доходы, полученные в результате дарения от физических лиц, постоянно находящихся на территории Республики Беларусь, превышающие 500 базовых величин в год, а также доходы, полученные в результате дарения от физических и юридических лиц за границей или из-за границы;
     - стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных спортсменами непосредственно на международных соревнованиях;
     - суммы, перечисленные на счета в учреждениях банков, находящихся на территории Республики Беларусь, за стационарное лечение физических лиц, в размере превышения фактических расходов на стационарное лечение;
     - доходы, полученные физическими лицами, являющимися гражданами Республики Беларусь, от дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, если источником выплаты подоходный налог не удерживался;
     - доходы, полученные от физических лиц за сдачу в аренду (субаренду), наем (поднаем) имущества.
     Налог исчисляется с суммы облагаемого  дохода, размер которого определяется с учетом законодательно установленных льгот.
     Для физических лиц, получивших авторские  вознаграждения, доходы от сдачи в аренду, наем имущества, в том числе жилых (нежилых) помещений, доходы от возмездного отчуждения имущества, облагаемый доход уменьшается на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода.
     При получении дохода в течение года физические лица в 30-дневный срок со дня получения дохода представляют в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика Республики Беларусь декларацию по установленной форме, в которой указывают размер фактически полученного дохода и размер предполагаемого дохода до конца календарного года.
     Представление указанной декларации не требуется, если предполагаемый на текущий год  доход указан в декларации о совокупном годовом доходе за истекший календарный  год, на основании которого плательщику  исчислены суммы налога на текущий год.
     В течение года физические лица вносят в бюджет платежи по 1/3 годовой  суммы налога, исчисленной налоговым  органом по фактическому и предполагаемому  доходу по ставкам, указанным в шкале.
     Налоговый орган осуществляет расчет налога и в 15-дневный срок со дня представления физическим лицом декларации вручает платежное извещение.
     Исчисление  фиксированных сумм налога производится в соответствии с порядком, установленным  Правительством Республики Беларусь.
     Для уплаты налога устанавливаются следующие  сроки: 15 мая, 15 августа, 15 ноября.
     В случае, если до конца календарного года получение дохода не предполагается (прекратился источник дохода либо получение дохода носило разовый характер), в декларации указывается нулевой предполагаемый доход и исчисление налога производится из фактического дохода согласно представленной декларации. Уплата налога производится через месяц после вручения платежного извещения на уплату налога. [5, с.83] 

     2.1.9 Особенности налогообложения  отдельных доходов 

     К особым доходам, имеющим специфику  в налогообложении, относятся:
     - доходы, получаемые физическими лицами в виде дивидендов по акциям, а также доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе); указанные виды доходов облагаются налогом по ставке 15 % при их выплате;
     - суммы авторских вознаграждений, выплачиваемых юридическими лицами и предпринимателями наследникам авторов и наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав, повторно (неоднократно); налог взимается в размере 40 % при выплате вознаграждения;
     - доходы физических лиц, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица; исчисление налога производится по ставке 15 % при выплате указанных до ходов. При этом указанные доходы подлежат налогообложению в части их превышения над обложенными налогом дохода ми физического лица, использованными им на создание (приобретение) доли (пая) в уставном фонде юридического лица посредством внесения вклада, паевого взноса, приобретения акций;
     - выплата налога не имеет места в случае, если доля (вклад, пай) физического лица в уставном фонде (имуществе) реорганизуемого юридического лица направляется на формирование уставного фонда вновь образующегося юридического лица, учредителем (участником), собственником имущества которого является это физическое лицо;
     - доходы, выплачиваемые за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата; налог взимается в размере 15 % при выплате указанных доходов;
     - выданные физическим лицам ссуды, займы, кредиты (кроме выданных лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилых помещений) юридическим лицам (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).
     Налог исчисляется по шкале ставок. При  этом уплаченный юридическим лицом  за счет собственных средств налог  не уменьшает размера выданных физическому  лицу ссуды, займа, кредита.
     По  мере погашения физическими лицами долга по ссудам, займам, кредитам ранее  уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности  по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившим его юридическим лицам. Возврат осуществляется юридическим лицом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, - в бюджет перечисляется сумма налога, уменьшенная на причитающуюся к возврату. Эти правила не применяются в случае, когда заем имеет характер коммерческого.
     Налог с вышеперечисленных доходов  удерживается источником выплаты и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем, в котором они были выплачены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.