На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Влияние  развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей» 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

        ВВЕДЕНИЕ
    Характеристика  познавательного развития в дошкольном возрасте
    Развитие личности детей дошкольного возраста
    Понятие игры и ее виды
    Значение игры в формирование личности
    Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
    Сущность и особенности развивающих игр
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ  

     Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.
      И.М. Сеченов говорил о «прирождённом  и крайне драгоценном свойстве  нервно-психической организации  ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
     Содержание  развивающей функции дошкольного  обучения заключается в активизации  процесса познания, логическими операциями, приемами мысли, суждениями, умозаключениями, в формировании интереса к учению и познанию окружающего мира, в формировании положительных мотивов учения, развития способностей.
     Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
     Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это  не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
     Игра  — наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
     Выдающийся  исследователь в области отечественной  психологии Л. С. Выготский подчеркивал  неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
     Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.
     Вопросам  игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты  в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте в настоящее время активно используются развивающие игры Б.П.Никитина.
     Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и познавательной  деятельности происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование познавательных способностей и личности, является актуальным.
     Целью данной работы является изучение влияния развивающих игр на познавательное и личностное развитие  дошкольника.
         Объектом исследования является формирование элементарных математических способностей в процессе игровой деятельности.
     Предметом исследования являются развивающие игры, как средство формирования личности  и познавательных способностей дошкольников.
       Исходя из этого задачами данной работы являются:
    Изучить и проанализировать психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
    Охарактеризовать особенности развития познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста
    Изучить понятие игры и ее виды, влияние игры на формирование личности
    Определить специфику  игры детей дошкольного возраста в процессе  формирования элементарных математических представлений
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, программ по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Характеристика  познавательного развития в дошкольном возрасте
 
     Стремление к познанию, к овладению  навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.      
     Наблюдения показывают, что развитие  этой познавательной потребности  идет неодинаково у разных  детей. У одних она выражена  очень ярко и имеет «теоретическое»  направление. У других она больше  связана с практической активностью  ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко учаться бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по сто и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в  сравнении, то в  обобщениях, то в  измерения и т. п.
     Исследования  детского мышления, проводившиеся группой  психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Этот процесс имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность. Например, в исследовании О. М. Концевой, сделанном под руководством А. В. Запорожца, было показано, что дети даже 6—7 лет, поставленные перед задачей подобрать к басне соответствующий рассказ, идут по линии сходства изображенных в них ситуаций, а не по сходству мыслей, выраженных в том и другом произведении.
     По  данным, полученным в исследованиях  А. В. Запорожца и его сотрудников, первоначально познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций.
     Исследование сотрудницы А. В. Запорожца Е. А. Коссаковской, показало, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решением головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой — у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучиться решать трудные задачи.
     Надо  отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
     1.  Постепенное   обогащение  опыта   ребенка,   насыщение  этого   опыта новыми знаниями и сведениями  об окружающем, которое и вызывает  познавательную активность дошкольника.  Чем больше перед ребенком  открывающихся сторон окружающей  действительности, тем шире его возможности     для     возникновения     и     закрепления     устойчивых познавательных интересов.
     2.  Данную    линию   развития    познавательных   интересов    составляет постепенное   расширение   и   углубление   познавательных   интересов внутри одной и той же сферы действительности.
     При этом каждому возрастному этапу  присуща своя интенсивность, степень  выраженности, содержательная направленность познания.
     У детей 2-3летних объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
     Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и  места для разворачивания игр.
     В возрасте 3-4 года дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
     В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
     Объектом  познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.
     В четыре года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются четыре основных направления познавательного развития :
     -  знакомство с предметами и  явлениями, находящимися за пределами  непосредственного восприятия и  опыта детей;
     -  установление связей и зависимостей  между предметами, явлениями и  событиями, приводящих к появлению  в сознании ребёнка целостной  системы представлений;
     -   удовлетворение первых проявлений  избирательных интересов детей  (именно с этого возраста целесообразно  организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
     -    формирование положительного отношения  к окружающему миру.
     Дети  старшего дошкольного возраста познают уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
     Познавая  различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
     На  протяжении дошкольного возраста ребёнок  непосредственно включается в овладение  способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
     - постановка цепи и планирование;
     - прогнозирование возможных эффектов  действия;
     - контроль за выполнением действий;
     - оценка результатов и их коррекция.
     Благодаря содержательному общению  и обучению, развитию познавательной  деятельности у ребенка формируется  образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.). 

    Развитие  личности детей дошкольного возраста
 
  Личность  начинает складываться в дошкольном детстве. У детей  дошкольного  возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют  отследить становление произвольности поведения.
  Содержание  понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.
  Развитие  личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что  ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
  У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое  состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни  и способности оценить собственные  поступки, действия по сравнению с  другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:
  - в перестройке мотивационной  стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.
  - в формировании социальной позиции,  навыков саморегуляции и произвольности.
  -в   формировании самостоятельности  в практической и познавательной  деятельности.
  - в способности адаптации к  изменяющимся условиям.
  О развитии личности ребенка можно  судить по изменениям во всей структуре  психической деятельности, по смене  ведущей деятельности, по изменению  активности и появлению основных новообразований личности.
  Развитие  ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
  Базисные  характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.
  Основными психологическими новообразованиями  личности детей старшего дошкольного  возраста являются:
  1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.
  2. Соподчинение мотивов. В деятельности  ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.
  3. Самостоятельность — качество  личности, своеобразная форма ее  активности, отражающая актуальный  уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.
  4. Креативность — способность к  творчеству. К показателям креативности  относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.
  5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.
  Старший дошкольный возраст  является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.
  Дошкольный  возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания. 

    Понятие игры и ее виды
 
     Игра  – одно из замечательных явлений  жизни, деятельность полезная и вместе с тем необходимая. Игра как жизненное  явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них отражает одно из проявлений многогранного и разнообразного явления игры, которые своеобразно отражают подлинную ее сущность. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
     Большинству игр присущи четыре главные черты:
     1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
     2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
     3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция,  аттракция и т.п. (чувственная  природа игры, «эмоциональное напряжение»);
     4) наличие прямых или косвенных  правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
     Различаются следующие  виды игр:
     - Сюжетно-ролевые игры
     - игры с правилами
     Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.
     Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
- Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.
    В  структуре ролевой игры выделяют  компоненты:
- роли, которые исполняют дети в процессе игры;
- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
- игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
-отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
     В первые годы жизни при обучающем  воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
     Первый  такой этап – ознакомительная  игра. Относится к возрасту ребенка  – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую  деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
     На  втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни  ребенка) появляется отобразительная  игра, в которой действия ребенка  направлены на выявление специфических  свойств предмета и на достижение с его помощью определенного  эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
     Третий  этап развития игры относится к концу  второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная  игра, в которой дети начинают активно  отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).
     Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая  игра.
     Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. 
     Психолог Д. Б. Эльконин говорит, что «ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».

     Самодеятельный  характер игровой деятельности детей  заключается в том, что они  воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и  своеобразно. Своеобразие обусловлено  особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.       
      Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия. 
        Психолог А. В. Запорожец писал: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

     В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения  и отражения фактов и явлений  окружающей жизни огромная роль принадлежит  воображению. Именно силою воображения  создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые  в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
     В сюжетно-ролевых играх отчётливо  выступает оптимистический, жизнеутверждающий  характер, самые трудные дела в  них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
     Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
     В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
     Чаще  всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
     С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.