На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функции процесса управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Процессный подход к управлению…………………………………….5
           1.1. Понятие процесса управления на предприятии…………………….5
           1.2. Составляющие процесса управления………………………………..8
Глава 2. Основные функции управления……………………………………..13 
          2..1 Планирование………………………………………………………...13
          2.1. Организация…………………………………………………………..18
          2. 3. Мотивация…………………………………………………...……….24
          2.4. Контроль…………………………………………………………..…..28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………..….34
 

Введение 

Процесс управления — это совокупность отдельных  видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов  в интересах достижения стоящих  перед ними целей.
В общем  виде управление следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
В экономике  формируются, функционируют и развиваются  различные объекты, как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.
Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Изучение этого вопроса весьма актуально в данный период времени – период перехода к рыночным отношениям. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные  функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них имеет большое значение для системы управления любой структурой, что и обуславливает актуальность данной темы исследования.
Цель работы – изучить процесс управления и его функции.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить процессный подход к управлению;
- рассмотреть составляющие процесса управления;
- дать характеристику функций управления.
Объектом  исследования является система менеджмента, предметом – функции и процессы управления.
В процессе исследования были использованы учебники, тексты научных статей, информация с сайтов. 
 
 

Глава 1. Процессный подход к управлению 

. Понятие процесса управления на предприятии 

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление  представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
В системе  производства продукции управление занимает определяющее место.
Характер  и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается  уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью, необходимым  элементом. Основные задачи управления — обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства. Сложность и динамичность современных  технологических процессов, информационных потоков, производственных и хозяйственных  связей, значительный объем работ  по сбору и обработке информации — все это обуславливает повышение  требований к организации управления предприятием. Функциональное назначение управления — обеспечить единство, соответствие и согласованность  всех звеньев производства, для того, чтобы производственно-хозяйственная  деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов.
Процесс управления состоит из ряда этапов:
         1. Получение и обработка информации  о состоянии управляемого объекта.  Информация — это передача  сведений о состоянии управляемой  системы объекта. Совокупность  таких сведений может быть  представлена в виде количественных  значений переменных, характеризующих  систему. Для оптимального использования  обработанной информации необходимо  знать конкретные цели и задачи. Однако прежде чем определять  конкретные цели, необходимо сформулировать  принципы хозяйствования и выявить  хозяйственные ориентиры.
2. Определение  хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач. Принцип хозяйствования  — это основополагающее, кардинальное  направление деятельности предприятия.  Принципам хозяйствования обычно  свойственны стабильность и постоянство,  однако они при необходимости  могут подлежать корректировке  и пересмотру. Современные принципы  хозяйствования существенно отличаются  от традиционных. Это связано  с принципиально иными подходами  к пониманию целей производственной  деятельности, осознанию важности  учета социальной составляющей  менеджмента, сохранению окружающей  природной среды и др.
Хозяйственный ориентир — это весьма отдаленная цель. Хозяйственным ориентирам необходима большая, нежели принципам хозяйствования, конкретность и оперативность. При  этом желательно иметь их расчетное  выражение. Они определяются в зависимости  от изменения внешней и внутренней среды предприятия. Число достигаемых  ориентиров имеет связь с этапами  развитая предприятия. Так, для небольшого предприятия обычно достаточно единого  ориентира, который, как правило, определяется прибылью. Хозяйственная деятельность крупного предприятия определяется необходимостью достижения множества  разнообразных ориентиров. При этом приоритеты у различных предприятий  могут меняться. Примеры наиболее важных хозяйственных ориентиров: рост доли освоения рынка; увеличение доли новой продукции; прибыль на вложенный  капитал; улучшение ассортимента продукции; рационализация производства; расширение сбытовой сети: улучшение условий  труда; рост социального имиджа предприятия  и т.д.
Цели предприятия  отражают более конкретный уровень  принятия решений. Они могут выражаться в количественных и качественных показателях.
Различают общие цели предприятия и специальные. Общие цели разрабатываются для  предприятия в целом. Они отражают основную концепцию развития компании (основные направления программы  развития) и разрабатываются на достаточно длительную перспективу. Примерами  общих целей могут быть: обеспечение  оптимальной рентабельности производства; обеспечение устойчивости положения  фирмы на рынке: разработка новых  направлений развития или новых  видов производственно-хозяйственной деятельности и т.д.
Специальные цели определяются на основе общих  целей предприятия по основным видам  и направлениям деятельности в каждом из производственно-хозяйственных  подразделений.
Задачи —  это, по существу, развернутый план действий. Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров или услуг с учетом выявленных потребностей на основе имеющихся  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение  эффективности деятельности предприятия  и его стабильного положения  на рынке. Перечень задач, решаемых предприятием, может быть чрезвычайно разнообразным. В качестве примера отметим лишь некоторые наиболее важные: освоение новых рынков сбыта продукции; повышение квалификации персонала; постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия; автоматизация производства; создание лучших условий труда и т.д.
Качество  работы менеджера по выполнению поставленных задач и достижению намеченных целей  получает оценку лишь в результате реализации произведенной продукции  на рынке.
3. Выработка решений. Следующее звено процесса управления — выработка решения, которое следует в максимальной степени оптимизировать путем достижения заявленных целей предприятия при минимальном использовании ресурсов. Решения являются основным средством воздействия менеджера на производственный коллектив. Методы обоснования решений выбираются с учетом специфики объекта, на который обращается решение.
4. Выдача команды, реализация решения, изменение объекта. Завершающие звенья процесса управления — выдача на основе принятого решения команды, призванной обеспечить реализацию принятого решения, изменение управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.
Таким образом, процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов  в интересах достижения стоящих  перед ними целей. Процесс управления начинается с получения и обработки  информации о состоянии управляемого объекта. Информация — это передача сведений о состоянии управляемой  системы объекта. Совокупность таких  сведений может быть представлена в  виде количественных значений переменных, характеризующих систему. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и  задачи. Первое правило эффективного руководства: «Хорошо обдумайте  цели и задачи, стоящие перед предприятием». Однако прежде чем определять конкретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйствования и выявить хозяйственные  ориентиры. [5, с. 45]. 
 
 
 

. Составляющие процесса управления 

        В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество  значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. [3, с. 27].
Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем  организует ресурсы, которые потребуются  для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили  ранее. Такая повседневная работа затрагивает  целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным  подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в  системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция  как категория менеджмента характеризует  существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид  отношений между людьми как области  проявления сущности менеджмента. [7].
Функция менеджмента  как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных  между собой действий по выработке  средств и методов воздействия  и их реализации применительно к  решению конкретной проблемы. Поэтому  функция рассматривается как  объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную  и пространственную определенность и конечную результативность.
Деление единого  процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при  описании системы управления как  интегрированного процесса, направленного  на достижение четко определенной цели.
Сущностная  характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения. Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.
Сущностная  особенность менеджмента обуславливает  наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему  право на выполнение функций по руководству  людьми. [1, с.134].
В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные  с выполнением данных функций  и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.
Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает  условия принятия правильных решений  в области формирования и функционирования систем менеджмента.
Отметим главные  особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических  отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.
Важная особенность  функций менеджмента, обусловленная  спецификой российской экономики, заключается  в потребности высокой степени  адаптивности к изменениям внешней  и внутренней среды.
Функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных  систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.
Под адаптивностью  понимается способность сохранения качественной определенности функции  менеджмента при изменениях социально-экономической  среды. В систему адаптивных элементов  системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что  система средств воздействия  и взаимодействия по каждой функции  должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении  социально-экономических и организационно-технических  факторов.
Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным  решениям и негативным явлениям в  системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как  бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостной процесс.
  Все многообразие функций управления  разделяют на общие и конкретные.
 Общими  функциями являются: прогнозирование  и планирование; организация, координация  и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ.
  К числу  конкретных функций относят производственные  функции управления (обеспечение  сырьем, технологические, организации  труда и т.п.), экономические функции  по обслуживанию производства, функции  управления научно – техническим  прогрессом и др.
    Функции интересны тем, что  в систематизированном виде могут  дать полное представление о  процессах мотивации, воздействия  и взаимодействия от зарождения  идей до их реализации, оценки  результата и появления последствий.  Основные функции характеризуют  воздействие, обусловливая его  определяющие средства, реализация  которых может обеспечить требуемый  результат. [2, с. 115].
В следующей  главе мы подробно рассмотрим основные  функции управления.  
 
 

Глава 2. Основные функции управления 

2.1. Планирование 
 

В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации  эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его  производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта  деятельность опирается на выявление  и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и  перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что  должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей.
В общем, в  процессе планирования можно выделить:
- процесс целеполагания (определение системы целей);
- процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
- процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Целеполагание - это процесс разработки системы  целей, начиная от общих целей  организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит  в основе всего процесса планирования.
Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При  этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия  в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее №  млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание  цели и средства ее достижения. Как  результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия  по достижению целей, сроки, средства и  исполнители. [2, с. 137].
Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную  систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована  эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут  реализованы без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как без этого  организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация  занимает в отрасли (регионе, стране).
Весь процесс  планирования в организации разделяется  на два уровня: стратегический и  оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система  управления организацией на текущий  период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом  с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации  действий.
Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Слово “стратегия”  произошло от греческого strategos, “искусство генерала”.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.
Стратегический  план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить  себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.
Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма  должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах.
Стратегический  план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет  ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу  для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия  или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. [4, с. 98].
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что  стратегическое планирование представляется единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска  при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать  единство общей цели внутри организации.
Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации.
Основная  общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя  Среда по отношению к фирме,  которая определяет рабочие принципы  фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Чтобы выбрать  соответствующую миссию, руководство  должно ответить на два вопроса: “Кто наши клиенты?” и “Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?” Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами.
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
1. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
2. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большенстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
3. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективнисти организации.
4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Цели будут  значимой частью процесса стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно  их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует  о них и стимулирует их осуществление  во всей организации. Процесс стратегического  управления будет успешным в той  степени, в какой высшее руководство  участвует в формулировании целей  и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы. [2, с. 31].
Стратегическое  планирование приобретает смысл  тогда, когда оно реализуется.
После выбора основополагающей общей стратегии  ее необходимо реализовать, объединив  с другими организационными функциями.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.
Разработка  и последующая реализация стратегического  плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации  применяют метод “внедрить немедленно”  по отношению к планированию и  катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.
При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
2. Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
3. Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
5. Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.