На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «История государства и права»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)

Факультет –  юридический
Специальность – правовое обеспечение национальной безопасности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История государства и права»

Вариант 12

 
студентки 1 курса, группы ЮНБЗ-101
                                                                    Долговой Ольги Романовны 
 

                              Преподаватель
                                                                    Кабанов Павел Александрович 
 

                                                    Дата сдачи:_______________ 

                                                    Оценка:__________________ 

Тольятти 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1. Понятие нормы права………………………………………………………....4
2. Официальное и неофициальное толкование норм права………………….10
3. Нормативное и казуальное толкование……………………………………..11
4. Способы толкования………………………………………………………....13
Заключение…………………………………………………………..17
Список  использованных источников…………………………….18
 
     Введение 

     К числу важнейших категорий теории государства и права является понятие нормы права. Нет в  правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности. Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.
     Правовая  норма – это первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятие права и нормы права совпадают. Право и единичная правовая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.
     В нормах права закрепляется воля народа, возведенная в закон, в них  содержатся государственные установления (предписания) общего характера. Правовые нормы являются правилами, образцами, эталонами, масштабами поведения (деятельности) людей и составляют содержание права. Они получают внешнее выражение в статьях нормативных правовых актов. 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие нормы права 

     Нормы права являются основными, ведущими элементами в юридическом содержании права. Они обладают общими признаками, характерными для нормативно-правовых предписаний и права в целом. Однако в отличие от иных нормативно-правовых предписаний они носят представительно обязывающий характер, выступают в виде правил, эталонов, образцов поведения, имеют специфическую структуру, что позволяет им занимать своеобразное место в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.
     Норма права как общеобязательное правило лежит в самой основе конкретно регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.
     В свою очередь норма имеет сложную  структуру, прежде всего ядро - правило поведения, вокруг которого «вращаются» ее элементы, появляются ее признаки. Норма права может видоизменяться, делиться, укрупняться и ее не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую она окутана в процессе своего появления на свет, где бушуют социальные страсти, политические баталии, на свет общественной жизнедеятельности.
     Норма права - это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.
     Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими  социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения  индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающих соответственные общественные отношения и состояния.
     Вместе  с тем норма права - это и  особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.
     Норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием  городов-государств и других видов  государственности, новых форм семейно-брачных  отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т.п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и что может быть, самое главное, возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.
     Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности. Обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения.
     Норма права - это правило не только для  единичного случая, но и для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.
     Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и  социально важных процессов общественного  бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально-ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому нормативное содержание права - это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации.
     Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов труда и их распределения, норма права распространила свое действие и на политические, социальные структуры общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал формирования и осуществления государственной власти.
     Норма права еще и потому создает  социально-равновесное состояние, что  у каждого из индивидов формирует  ожидание соответствующего поведения другого члена общества, то есть предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свое отношение к другому члену общества.
     И социальная ценность нормы права  заключается как раз в том, что создавая эту психологическую  установку индивида, она формирует  социально устойчивое общественное состояние.
     Словом, норма права - это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний.
     Норма права - это правило поведения, установленное  или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обоснованно, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.
     Норме права как части системы в  той или иной степени свойственны  существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению  права в целом.
     Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.
     Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение  понятия предполагает выяснение  присущих норме права специфических  признаков (свойств).
     Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, т.е. рассматривают поведение как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные и текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации.
     Следовательно, нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа  конкретных индивидуальных отношений (поступков), которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию.
     Во-вторых, норма права является повелительным  предписанием независимо от того, каков  его характер: запрет, обзывание  или дозволение. Предписание в  любом случае находится под охраной  государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры принуждения в случаях его нарушения.
     В-третьих, норма права представляет собой  определенный метод воздействия  на регулируемые отношения. В этот метод  включаются: обстоятельства, при которых  применяется норма; круг участников, регулируемых этой нормой отношений; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.
     В-четвертых, норма права - общеобязательное правило  поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для  всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного отношения.
     Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных  лиц. Это происходит потому, что норма  права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие, а, следовательно, и «захватить» в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.
     В-пятых, абстрактность нормы права вовсе  не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием.
     Таким образом, норма права как общее правило поведения регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права - общее и общеобязательное правило поведения.
     В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на упорядочение которых  она направлена. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентаций государства и других факторов.
     Норма права - правовая реальность даже в  том случае, если она ни разу не применялась  для регулирования фактических отношений.  
     Таким образом, норма права - это общее  правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта  общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.
       В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности», упорядочение их структуры и системы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Официальное и неофициальное толкование норм права 

     По  юридическому значению (или по субъектам толкования) различают следующие виды толкования:
а) официальное;
б) неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).
     Официальное толкование - это вытекающее из компетенции  государственных органов и должностных  лиц разъяснение ими содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике.
     Виды  официального толкования:
а) аутентическое;
б) делегированное (легальное);
в) нормативное;
г) казуальное.
     Аутентическое толкование - это официальное разъяснение  содержания нормы (норм) права тем  органом, который ее (их) установил.
     Делегированное (легальное) толкование - это официальное  разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.
     Аутентическое и делегированное толкование может  быть нормативным и казуальным.
     Неофициальное толкование- это разъяснение содержания норм права, которое не является юридически обязательным для применения на практике.
Различают следующие виды неофициального толкования:
а) обыденное, т. е. разъяснение содержания норм права  не юристами;
б) профессиональное, т. е. разъяснение содержания норм права  юристами-практиками (прокурорами, судьями, адвокатами и т. д.);
в) доктринальное, т. е. разъяснение содержания норм права  юристами-учеными.
3. Нормативное и казуальное толкование 

     Нормативное толкование — это официальное  разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший изъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным- Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.
     Казуальное  толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.
Нормативное и казуальное разъяснения по своему coflqmarano подразделяются на судебное и  административное.
     Судебное  толкование — это разъяснение  смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.
     Административное  толкование — это разъяснение смысла норм Права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Способы толкования права 
 

     Способ  толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.
     Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.
     Грамматический (филологический, языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа  текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает прежде всего выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т.д.). Главное – понять тот смысл слова, какой вклады вал в него законодатель.
     Устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений. При определении смысла предложений  немаловажную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т.д.
     Языковой способ предшествует всем остальным и во многом предопределяет их результаты. Однако следует учесть, что ни один из приемов немыслим изолированно, вне связи с другим.
     При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно  от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.
     На  логической структуре правовых норм отражаются особенности законодательной  техники. Правоприменителю необходимо осуществить мысленное преобразование в процессе участия. Необходимость логических преобразований объясняется внутренней структурой правовых норм. Иногда внутренняя структура норм права не совпадает с внешней формой, выраженной в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта либо в других нормативных актах. Большинство статей Уголовного кодекса построены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, а диспозиция подразумевается и должна быть выражена словами: «Запрещается совершать (не совершать) что-то...» Статьи, предусматривающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения, диспозицию содержат в другом нормативном акте.
     Иногда  законодатель в целях лаконичности, экономии места в нормативном акте при формулировании норм права перечисляет какие-либо обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не дает их исчерпывающего перечня, а использует обороты: «и другие», в аналогичных случаях.
     Поэтому деятельность по уяснению правовых норм требует знаний законов и правил формальной и диалектической логики, правильного их применения.
     Систематическое толкование – это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.
     Данный  способ толкования предопределяется внутренними  свойствами права, его системностью, Правовые нормы в общей системе  правового регулирования связаны  между собой многочисленными  отношениями. Поэтому, чтобы полностью  уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, установить связь между регулятивными и охранительными нормами. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.
     Систематическое толкование позволяет выявить факты  коллизий (противоречий) между правовыми  нормами. Такой способ толкования важен  при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти  норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.
     Специально-юридическое  толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций и т.д. Это обусловлен но тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, категорий, конструкций и т.д.
     Этот  способ обусловлен и тем, что наука  может формулировать новые юридические  понятия и категории, используемые законодателем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.
     С помощью историко-политического  толкования выясняются:
во-первых, исторические условия издания нормативного акта;
во-вторых, социально-политические цели, которые  преследовал законодатель, издавая  этот акт.
     Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержание нормы права.
     Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т.д.
     Историко-политическое толкование помогает выявить такие  правовые нормы, которые хотя формально  и не отменены, но фактически уже  не действуют, т.е. не существует тех  общественных отношений, которые норма  регулировала.
     Все это способствует более точному  установлению смысла правовой нормы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Нормы права являются одной из разновидностей социальных норм. Правовые нормы могут сочетать в себе черты других видов социальных норм.
     Проанализировав существующие определения норм права, предложенные различными правоведами, можно отметить, что они едины во мнениях, что правовые нормы являются регулятором общественных отношений, создают и предлагают определенную модель поведения, устанавливаются и охраняются государством, обращены к неопределенному кругу лиц и применяются многократно.
     Вокруг  вопроса о структуре норм права  в юридической литературе развернулась дискуссия. Существует множество мнений по данному вопросу, но большинство  правоведов считают, что необходимо рассматривать логическую структуру норм - правил поведения, как основную, состоящую из трех элементов. В этом случае говорят о наличии гипотезы, диспозиции и санкции.
     Практически каждую норму права можно подвести к определенному виду классификации. Поэтому можно говорить о значимости классификации для теории права. Она позволяет определить положение определенного вида норм, в системе права, раскрыть значение определенных видов правовых норм в правовом регулировании, определить пределы и сферы этого регулирования для соответствующих норм и правоприменения.
     Нормы права не являются чисто теоретической категорией. Они имеют огромное практическое значение. Определяют и регулируют поведение граждан, они «несут» право в реальную жизнь, донося его до участников общественных отношений.  
 
 

Список  использованных источников 

1.   Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
2.   Теория права и государства : Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: Право и Закон, 1996.
3.   Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
4.   Алексеев С.С. Государство и право : Начальный курс. – М., 1996.
5.   Коваленко А.И. Теория государства и права : Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1997.
6.   Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986. С. 86
7.  Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.
8.  Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.

9.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.