На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Машиностроительный комплекс РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Машиностроительный  комплекс составляют машиностроение и  металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального  производства, науки, культуры, сферы  услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования.
     Актуальность  данной темы заключается в том, что  машиностроение служит основой экономики  любой страны и в наше время  играет решающую роль в создании материально  – технической базы хозяйства. В  современных условиях ему принадлежит  исключительно важная роль в ускорении научно – технического прогресса. Машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, путем выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства.
      Целью курсовой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
      Задачи  работы:
    проанализировать структуру машиностроительного комплекса РФ;
    определить особенности размещения машиностроения;
    выявить современную ситуацию в машиностроении РФ;
    выделить инновации машиностроительного комплекса;
    определить и проанализировать проблемы и перспективы развития машиностроения.
      Методы  исследования: исторический; метод системного анализа; статистический, картографический.
    Структура машиностроительного комплекса РФ.
     Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой  индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.
     На  долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции  промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов.
     Ассортимент выпускаемой продукции российского  машиностроения отличается большим  разнообразием, что обусловливает  глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных вид од продукции.
     В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей  и производств.
     К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и  используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
     Долгое  время машиностроение развивалось  темпами, опережавшими развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический  прогресс и, в первую очередь, станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислительной техники.
     Достижения  машиностроительного комплекса  характеризовались не только ростом объемов его производства, но и  созданием и выпуском прогрессивных  видов  продукции, внедрением более современных технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производства, переднеприводного микролитражного легкового автомобиля.
     В настоящее время практически все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Но на большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. В результате экономический эффект от разгосударствления предприятий пока еще не получен.
     График 1. Структура продукции машиностроительного комплекса РФ.
     
     Машиностроение  занимает важное место в экономике  крупных экономических районов  России. В структуре промышленного  производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.
     За  последние десятилетия в структуре  машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал выделению таких самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др.
     В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства.
     Карта 1. Машиностроительный комплекс РФ.
     
     Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении, одного продукта, части  продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.
     Развитие  специализации является важным условием интенсификации производства машиностроения. Специализация производства дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессоворамный, кузнечно-прессовый и автосборочный, оснащенных оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.
     Производственно-технический  потенциал отрасли характеризуется  тремя основными показателями. К  ним относят объем выпускаемой  товарной продукции (измеряемый в рублях или натуральных показателях), размеры основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численность промышленно-производственного персонала.
     Удельный  вес этих показателей по отдельной  отрасли в общих показателях  машиностроения позволяет определить ее направленность. Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей, например тяжелое машиностроение. Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих, например, приборостроение, электронная промышленность. 
 
 

     2. Особенности размещения  машиностроения РФ.
     2.1 Тяжелое машиностроение.
     Группа  отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической  обработке  и  сборке крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли  затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %,затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.
     Заводы  тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
      - Центральный экономический район (Электросталь).
      - Уральский экономический район  (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
- Сибирь (производство  металлургического и горного  оборудования в
городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в  г. Новосибирске)
      - Северо- Западный:  Санкт- Петербург  - исторически сложившийся центр
        тяжелого машиностроения (завод  "Электросила", выпускающий        турбогенераторы)
      - новые центры, связанные с производством  атомных реакторов – завод        "Автоммаш" в г. Волгодонске.
     Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.
     На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).
     Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции.
     Мощные  турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт- Петербург), Уральский (Екатеринбург)  и Западно- Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт- Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование – мощные дизели для судов - выпускают в Санкт- Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.
     Преимущественно вне металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и  кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и  нередко по индивидуальным заказам  для отечественных и зарубежных заводов.
    Вне  металлургических баз размещается  и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями- смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они наплаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр- Санкт- Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.
     Речное  судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.
    Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов. [5, с.202] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Общее машиностроение
     Группа  отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих  оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов  и пластмасс. Предприятия общего машиностроения -одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих  районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %,затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %,затраты на электроэнергию 3 - 5 %.
    Сельскохозяйственное машиностроение  располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного  сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:
- производство  зерновых комбайнов - на Северном  Кавказе (Ростов- на-
 Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
      - производство картофелеуборочных  машин - в Центральном районе
        (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).
        Различные сельскохозяйственные  машины и оборудование производят        заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.  

     2.3 Среднее машиностроение                                                                                                             
    Среднее  машиностроение объединяет предприятия  малой металлоемкости, но повышенной  энергоемкости и трудоемкости. Основными  технологическими процессами в  среднем  машиностроении  являются  механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узко специализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и  крупносерийная,  она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов,  комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования  для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
     Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая – автомобилестроение. Оно ориентировано на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий – смежников – поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов. Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны: Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге), Волго – Вятский (заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Галицыно), Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).
     В восточных районах, где нет необходимых  условий для развития отрасли,  автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами.
     В основном та же группа факторов (наличие  высокой технической культуры и  научно – производственного потенциала, высококвалифицированных кадров и  т.п.) определяет размещение авиационной и ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения, производства различного рода точных машин, инструмента и т.п.
     Основная  часть авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части страны (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск). Предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.
     Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем  классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно- исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия- смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.
     Ракетно-космическая  промышленность выпускает разного  рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.
     Производство  вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента, отличающееся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных городах многих районов ( Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону). [3, с.291-292]
     Индекс  производства транспортных средств  и оборудования в сентябре 2010г. по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года составил 141,9%, в январе-сентябре 2010г. - 131,0%.
  В % к Январь  – сентябрь 2010г, в % к январю – сентябрю 2009г
сентябрю, 2009г августу, 2010г
Производство  автомобилей, прицепов и полуприцепов 193,7 126,8 164,9
Производство  судов, летательных  и космических  аппаратов и прочих трансп. средств  114,7 102,8 113,2
 
     Таблица 1. Производство транспортных средств и оборудования
     Источник: [7]
        Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.    Тракторные заводы размещены в Санкт- Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных – в Чебоксарах.
     Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов  по мощности: от небольших
садовых в несколько  лошадиных сил до мощных машин  в несколько сотен
лошадиных сил. С увеличением количества тракторов  для обработки посевов
резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования   и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов.
     В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли
крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения  этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для
сельскохозяйственных  работ, но и для промышленных нужд (на их основе
выпускаются землеройные  машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других
отраслей выпускаются  тягачи, трелевочные тракторы. Для  нужд сельского
хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.
          Одной из главных задач развития  машиностроительного комплекса  является коренная   реконструкция   и   опережающий   рост   таких   отраслей,    как станкостроение,   приборостроение,    электротехническая    и    электронная промышленность. Важное  значение  придается  сохранению  научно- технического потенциала,  разработке  и внедрению   новых   технологий,   восстановлению производства в отраслях  машиностроения,  способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить  поставленные  задачи,  требуется оживление инвестиционной   активности   и   государственная   поддержка   предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий. 
 
 
 
 
 
 

     3. Современная ситуация в машиностроении РФ с 2005 по 2011г.           
     3.1 Состояние машиностроительного  комплекса России.
     Машиностроительный  комплекс представляет сложное межотраслевое  образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому  сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.
       В настоящее время в машиностроении  по степени технической оснащенности  выделяют пять уровней технологического  уклада.
     Технологический уклад — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Термин введен в науку российскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым.
       Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.
   Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.
   Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.
     Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.
   Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это — производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность. [5, с.194]
     Исходные позиции нельзя признать выгодными. Следует учитывать, что в развитых зарубежных странах в настоящее время используются технологии, которые относятся к четвертому и пятому технологическим укладам, но четвертый уже идет на спад, а пятый находится на пике подъема,  есть примеры появления и технологий шестого уклада.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.