На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа США как центр экономического роста: факторы динамики, проблемы изменения роли в мировой экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….……3
1.1 Особенности  экономической модели США………………….……………….…………..……..5
1.1.1 Динамика  экономического развития: показатели  и факторы ..………………………….…...5
1.1.2   Состояние бюджета………………………………...…………………………………………..7
1.2  Структурные  сдвиги, динамика и эффективность роста экономики США до 2020 г……….8 

1.2.1  Численность  и структура  занятых………………………………………………..…..………8 

1.2.2   Эффективность  экономического роста…………………………….………………..………10 

1.3   Приоритеты  экономической политики и стратегии………………………………..………...11 

1.3.1 Основные  цели стратегии…………………………………………………………..…………11 

1.3.2   Роль  государства…………………………………………………………………..………….12 

1.3.3   Направления  внешнеэкономической политики………………………………….………...13 

Глава 2.  Научно – технические ресурсы США…………………………………...……….………17 

2.1  Наука и  техника в системе высшего  образования………………………….……….…....……17 

2.1.1  Функции  университетов……………………………..………………………….…….………18 

2.1.2  Объемы  финансирования и его источники………………………………..…...…….………18 

2.1.3  Использование  средств…………………………………………………..….…………....……20 

2.2  Наука и  техника в промышленности и  бизнесе…………...…………..……………….………20 

2.2.1 Рост частных  инвестиций в науку и технику…………………….…………………..……….20 

Глава 3. США в  мировой экономике……………………………………….……………..…………24 

3.1 Факторы мирового  влияния США………………………………………………………………………...24 

3.2  Рост масштабов  глобализации американской экономики………………………………………………27 

3.2.1  Значение  внешней торговли……………………………………………………………………………..27 

3.2.2   Рост  масштабов движения капитала……………………………………………………………………29 

Список используемой литературы…………………………………………………………………………….30 

Введение

 
       США - ведущая и наиболее динамично развивающаяся страна мира, доминирующая в мировом хозяйстве, одна из крупнейших по территории и населению государств мира. В стране с площадью около 7% проживает более 300 млн человек (4,6% населения мира). По масштабам своего хозяйства США значительно опережают любую страну мира. В 2005 г. на долю США приходилось 27% ВМП, рассчитанного на базе текущих валютных курсов, и 20% ВМП, рассчитанного на основе покупательной способности доллара.
       США - одно из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Сегодняшний уровень экономики этой страны является результатом длительного исторического развития, основанного на использовании ресурсов практически всего мира. На их долю приходится до 25% мирового потребления. При этом США сами выделяются богатством ресурсной базы и высокой степенью самообеспеченности. Их недра содержат крупные запасы нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Плодородные почвы и благоприятный климат основных сельскохозяйственных районов страны способствуют ведению высокопроизводительного сельского хозяйства.
       Американское экономическое превосходство  оказывает значительное влияние  на мировое хозяйство, непосредственно  воздействуя на цикл и хозяйственную  обстановку в других странах,  на структуру международного  экономического обмена. Развитие  воспроизводственных процессов  в американской экономике осуществляется  под воздействием не только  растущего вывоза товаров, услуг  и капиталов, но и огромного  притока в США специалистов, товаров,  услуг и капиталов из-за рубежа.
     В связи с этим для нас представляет интерес изучение США, как наиболее богатой, и следовательно наиболее сильно влияющей на развитие мирового хозяйства страны.
     На  протяжении последних десятилетий  экономика США претерпевала существенные изменения. В воспроизводственной  и отраслевой структуре основным фактором, определявшим направленность, масштабы и глубину изменений  на всех уровнях, был научно-технический  прогресс, «поскольку сами структурные  сдвиги – это материальное воплощение, следствие и один из главных результатов  практической реализации достижений  научно- технического прогресса».
     Структурная трансформация экономики США  проходила в весьма сжатые исторические сроки. Этому в немалой степени  способствовали новейшие формы и  методы управления инновационными процессами, сократившие время адаптации  различных отраслей и сфер экономики  к нововведениям. Структурная перестройка  и повышение эффективности хозяйства  сопровождались неуклонным усилением  роли не материальных элементов производственных ресурсов общества – научных знаний, образования, информации, квалификации, активно дополнявших материальные элементы: сырьевые, энергетические, технико-технологические. Радикально менялись состав и содержание труда, отраслевая структура занятых, доля научного и инженерно-технического персонала, функции рабочей силы, соотношение объективного и субъективного факторов производства, комбинация его ресурсов. Существенные сдвиги происходили и в структуре потребностей населения, в техническом базисе не только производства, но и быта.
     Достижения  современной электроники, воплощающиеся  в широчайшем спектре высокоэффективных  технических средств, дают все основания  полагать, что и в прогнозном периоде  электронная и электронифицированная  техника будут теми инструментами, которые позволят значительно расширить  возможности дальнейшей экономии и  повышения эффективности использования  всех видов ресурсов общества.  Одним  из наиболее примечательных структурных  изменений на протяжении последних  десятилетий,  был опережающий  рост группы наукоемких отраслей и  высокотехнологичных производств: машиностроительного комплекса и химической промышленности. Не подлежит сомнению увеличение производства продукции этих отраслей и в прогнозном периоде.
     Актуальность  исследования заключается в том, что в первые десятилетия XXI в. дальнейшее развитие получат основные направления структурных сдвигов и тенденции повышения эффективности, сформировавшиеся в экономике США за предшествующий период.
     Цель  данной работы:
- рассмотреть  основные черты экономической  модели США;
- выявить  уровень жизни и экономического  развития страны;
- определить позицию Соединенных Штатов Америки в мировой экономике. 
 

     Работа  состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения, и библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ США. 
 

     1.1  Динамика экономического развития: показатели и факторы 

          1.1.1  Экономический рост 

     В каждой стране складывались и складываются свои  специфические  факторы развития. Америка в этом плане не является исключением. Обширная  территория (9,3 млн. кв. км), богатство природных ресурсов,  огромный  потребительский рынок (население — более 266 млн. чел.), развитые рыночные отношения  —  всё это способствовало экономическому прогрессу.
         Находясь далеко от театров  военных действий, США  не  испытывали  ударов мировых войн, а, напротив, использовали  их  как  мощный  фактор  расширения рынков. За годы второй  мировой  войны  страна  удвоила  свой  экономический потенциал, оставив далеко позади  себя  конкурентов  из  Западной  Европы  и Японии, став абсолютным лидером.
         В 60-е гг. в развитии американской  экономики существенную  роль  сыграли ее кейнсианские меры государственного регулирования,  направленные,  главным образом, на ускорение темпов хозяйственного роста,  сокращение  безработицы, использование федерального бюджета для активизации инвестиций.
         В 70—начале 80-х гг. отчетливо  выявились ограниченные  возможности   всех этих благоприятных факторов. Ресурс экстенсивного экономического  роста  был исчерпан.  Глубокие  циклические   потрясения   сопровождались   длительными структурными  кризисами  (энергетическим,  сырьевым,   стагфляцией).   Темпы хозяйственного развития резко снизились, повысился  уровень  безработицы.  В 1982 г.  произошло абсолютное  снижение  уровня  производительности  труда.
     Норма валовых накоплений в промышленности составила 10—11%, что было  в  1,8 раза ниже, чем  в  Японии,  и  в  1,2  раза  ниже,  чем  в  ФРГ.  Наметилось устойчивое падение нормы прибыли.
         80-е гг. явились  переломным  рубежом  экономического  развития  страны. Произошел поворот экономической стратегии  частного  бизнеса  к укреплению роли рынка в регулировании хозяйства.
         Растущая мощь крупных корпораций  рассматривалась как одно  из  важнейших средств повышения эффективности  производства.  В  «клубе  500»  лидирующих промышленных  компаний  США  на  первые  100  компаний  к  концу  80-х  гг. приходилось около 75% прибылей. [1]
         Централизация  капитала  стала   использоваться  не  только  как   способ наращивания потенциала крупных компаний, но и как фактор их  реорганизации, модернизации, слияния,  перестройки  в  целом  институциональной  структуры американской промышленности. В результате структурной реорганизации крупные корпорации владеют сейчас множеством предприятий в  различных  отраслях:  в торговле, на транспорте, в кредитной сфере. Они имеют систему разнообразных связей  с  другими  такими  же  компаниями.  Система  межотраслевых  связей базируется на диверсификации — многоотраслевых инвестициях.
         Рост мировых цен на  сырье   и  энергоносители  подтолкнул  корпорации  к масштабному финансированию и внедрению новых технологий.  Затраты  сырья  и энергии на единицу продукции существенно снизились. В результате  экономика страны   к   90-м   гг.  перешла   на   новый   этап   высокотехнического ресурсосберегающего развития.
             1980-1990-е годы были отмечены усилением позиций США в мировой экономике. Их ВВП, промышленное производство увеличились в 1,7 раза. Среднегодовые темпы прироста превышали 3% и превосходили подобный показатель всех развитых стран, в 2000-е годы они несколько снизились.
(таблица 1)
     Рост  отличался достаточной устойчивостью, хозяйство пережило один спад производства в 1991 г. И частичный спад в 2001 г.  

     Таблица 1. Рост производства США,%
            ВВП      Промышленность      Услуги
            1990-2000      2000-2008      1990-2000      2000-2008      1990-2000      2000-2008
     США      3,5      2,4      3,7      1,2      3,4      2,9
     Япония      1,1      1,6      -0,3      1,9      2,0      1,6
     Мир      2,9      3,2      2,4      3,0      3,1      3,2
     Источник: World Development Inducators.2010; Growth of output. 2010. World Bank 

     Относительно  высокие темпы экономического роста  не сопровождались соответствующим  повышением нормы накопления. США  не выделялись высокой нормой сбережений и капиталовложений ( таблица 2). Они значительно уступают общемировым показателям и показателям всех развитых стран на 3-6 пунктов и в 1,5 раза Японии. Невысокую долю капиталовложений связывают со снижением цен на инвестиционные товары относительно других составных частей ВВП. Подсчеты капиталовложений в основной капитал на базе неизменных цен показывают, что их доля остается относительно стабильной в течение последних десятилетий . Норма капиталовложений значительно – в 1,4 раза- опережает соответствующий показатель сбережений. [2] 

     Нормы сбережений и капиталовложений в  США, % ВВП 

  1977-1984 1985-1992 1993-2000 2001-2006
Сбережения 19,6 16,3 16,4 14,8
Капиталовложения 20,7 18,4 18,0 19,3
             В 90-е гг. экономика США демонстрирует динамичный  рост  производства  и занятости  в  сочетании   с   низким   уровнем   инфляции   и   сокращением несбалансированности бюджета.
         Объем валовых частных инвестиций  в  американскую  экономику   в  1996  г. достиг 1056,6 млрд долл. (в 1970 г. он составлял 426,1 млрд долл.,  в  1985 г. 823,8 млрд долл.).
         Уверенно растут капиталовложения  в НИОКР. В 1996 г. они почти   удвоились по сравнению с 1970 г. и составили 140,9 млрд долл.
       Рост промышленного производства  в 1997 г. Составил 3,3%, а ВВП- 3,8%. В  конце 90-х гг. достигнут самый  низкий за последнюю четверть  века уровень безработицы -4,6% от общего числа занятых, инфляция  сохраняется на уровне не выше 2,5% в год. Объем производства  ВВП на душу населения превысил 26  тыс. долларов. Высокими темпами  растет производительность труда. 
         Значительно  улучшилась  ситуация  с  федеральным  бюджетом.  Усилия  по сокращению  его  хронического  дефицита  дали   свои   результаты.   Дефицит федерального бюджета, достигавший в 1992 г. 290  млрд  долл.,  сократился  в 1997 г. до  22  млрд.  В 1998  г.  США удалось достичь сбалансированного бюджета.
     Однако  большой государственный внутренний  долг  продолжает оставаться одной  из острейших проблем американской экономики. [1]
     К концу 2000 г. Темпы роста американской экономики замедлились, а в 2001 г. Имел место очередной циклический  спад производства.  В III кв. 2001 г. падение составило 1,3%, более чем на 20% сократился объем инвестиций, безработица в течение года достигла уровня в 5,8%.
     Помимо  циклического кризиса экономика  США испытала шок от террористических атак 11 сентября 2001 г., которые привели  к прямым и косвенным потерям  ВВП на сумму более чем в 150 млрд долл. Отрицательное влияние  на деловую конъюнктуру в США  оказали и корпоративные скандалы 2001-2002 гг., обвал фондового рынка, война США в Ираке, заметно  повлиявшая на рост бюджетного дефицита. Несмотря на отмеченные негативные тенденции, к 2003 г. экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период подъема, но не очень быстрого и стабильного. Данные 2004-2006 гг. подтверждают продолжение экономического роста. Годовые темпы роста ВВП в этот период были весьма внушительными: 4,4% в 2004 г., 3,2% - в 2005 и 2006 гг. При этом динамика экономического роста в США заметно выше, чем в других странах. [3]  
 
 

1.1.2   Состояние бюджета 

     Крупнейший макроэкономический результат США последнего десятилетия XX в. - достижение в 1998 г. профицита федерального бюджета. Борьба с бюджетным дефицитом неизменно объявлялась одним из главных приоритетов экономической политики за последние 30 лет.  После рекордного объема дефицита в 290,4 млрд долл. в 1992 г. (4,7% ВВП – один из наиболее высоких показателей после 1982 г., когда он превысил 6% ВВП) в 1998 фин. г., закончившимся 30 сентября, положительное сальдо федерального бюджета составило около 70 млрд долл., или примерно 0,9% ВВП США. В 1999 фин. г. Размер профицита составил уже 125 млрд долл., что стало рекордом по абсолютным значениям за всю историю США и наивысшим значением с 1951 г., рассчитанным по доле к ВВП (1,3%). В 2000 фин. г.  размер профицита еще увеличился и составил рекордную величину в 236,4 млрд долл.
         Но в 2001 г. профицит бюджета оказался значительно меньше ожидаемого – 127 млрд долл. ( вместо предполагавшихся 350 млрд долл). Примерно 66% снижения профицита обусловлены влиянием циклического спада, 19% - преодолением последствий террористических актов 15% снижением налогов в результате нового налогового законодательства.
     В 2002 г., после четырех лет профицитов, федеральный бюджет США был вновь  сведен с дефицитом в 158 млрд долл.  В дальнейшем – в 2003-2004 гг. – дефициты федерального бюджеты еще больше возросли – до 375 и 412 млрд долл. соответственно , составив 3,5 и 3,6% ВВП. Начиная с 2005 г. Проявляется тенденция постепенного сокращения размеров дефицита бюджета – он составил 318 млрд долл.( 2,6% ВВП). В 2006 г. бюджетный дефицит уменьшился до 1.9% ВВП(248 млрд долл.), в 2007 г. – до 1,8% ВВП, в 2008 г. - до 1, 6% ВВП и в 2009 г. – до 1,2%.
     Как результат масштабных бюджетных  дефицитов растет совокупный государственный  долл: в 2005 г. Он составил 7,9 трлн долл. (64,7% ВВП), а в 2006 г. – 8,6 трлн долл. (66% ВВП) . [3]  

     1.2 Структурные сдвиги, динамика и эффективность роста экономики США до 2020 г. 

     1.2.1  Численность и структура  занятых 

     Настоящий прогноз,  основан на предположении  о сохранении в перспективе тенденции к сокращению прироста численности занятых как в экономике США в целом, так и в частном ее секторе, причем в отдельных отраслях вероятно дальнейшее абсолютное сокращение численности занятых.
Эта тенденция  прослеживается на протяжении уже нескольких десятилетий. По данным министерства труда  США, ежегодный прирост общей  численности занятых, составлявший в 1980 г. 2.8%, сократился до 1.6 в 1990 г. и 1.1% в 2000 г. Ожидается, что этот показатель составит 0.4% в 2020 г. и 0.6% в 2050 г. Наиболее очевидной причиной этой тенденции является рост производительности труда.
          Прирост численности занятых в экономике США, составивший в целом за 1980-2000 гг. 42%, может сократиться до 21% в 2000-2020 гг., а в частном секторе экономики – с 45 до 22%. Занятость в отраслях материального производства к 2020 г., возможно, также сократится на 11%, а в сфере услуг увеличится на 32% против сокращения соответственно на 4% и роста на 73% в 1980-2000 гг. Вероятно дальнейшее сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Причем если в сельском хозяйстве это сокращение будет определяться ростом производительности труда и уровня капиталовооруженности, то в добывающей промышленности оно будет результатом дальнейшего уменьшения объема производства.
          В 1980-2000 гг. наблюдалась тенденция постепенного сокращения занятости в обрабатывающей промышленности. Весьма существенным это сокращение может оказаться в прогнозном периоде – примерно на 1/5. Однако подобная тенденция не будет характерной для всех обрабатывающих отраслей. «Весьма умеренным будет сокращение в машиностроительном комплексе,  не более 15%, поскольку, несмотря на значительный прогресс в организации производства и уровне автоматизации, машиностроение все еще будет оставаться весьма трудоемким. В ретроспективе численность занятых в отрасли сильно зависела от уровня загрузки производственных мощностей и изменялась в весьма широком диапазоне – от 6.5 до 8 млн. человек. Очевидно, что подобные колебания возможны и в будущем.
         Доминирующей тенденцией в отраслях материального производства будут, однако, не количественные, а дальнейшие качественные изменения структуры занятых, а именно – сокращение численности производственных рабочих с одновременным ростом числа ученых, инженерно-технического персонала, менеджеров, специалистов в области маркетинга и, особенно в области электроники, в частности, программистов, ремонтников и других.
        Продолжится, хотя и весьма умеренный, рост занятости в строительстве. Главная причина – большие затраты маломеханизированного труда, прежде всего в отделочных работах, составляющих в среднем 60% общих трудозатрат в строительстве,  и в целом общий низкий уровень капиталовооруженности  в 2000 г. он был примерно в пять раз ниже, чем в среднем по обрабатывающей промышленности. Еще одним фактором роста занятости в отрасли, будет, по оценке экономистов, увеличение объема работ, в первую очередь в жилищном строительстве.
        В целом можно ожидать, что во втором десятилетии XXI в. в основном завершится преобразование отраслей материального производства США в такой народнохозяйственный комплекс, для которого будет характерно сочетание относительно небольшого числа рабочих мест непосредственно в производственных процессах, с одной стороны, и, возможно, превосходящих их по численности служб технологического, экономического, научно-технического, социального и прочего обеспечения – с другой.
     Продолжится рост численности занятых в отраслях сферы услуг, однако он будет существенно  меньшим, нежели в ретроспективном  периоде. Главная причина – значительное повышение технической оснащенности труда. Большинство отраслей именно сферы услуг и, в частности, торговля, финансовые учреждения, информационные, профессиональные и деловые услуги, а также здравоохранение и  образование выступают ведущими потребителями разнообразной информационной техники, наиболее широко использующими в своей работе высокоэффективные информационные технологии.
     С учетом этого обстоятельства настоящий  прогноз исходит из предположения  о вероятности значительного  повышения производительности труда  в отраслях сферы услуг в перспективе и дальнейшей ее трансформации из своеобразного «резервуара» с традиционно низкой производительностью труда, поглощающего излишки рабочих рук, в высокоэффективную сферу хозяйства, оснащенную наиболее современной техникой. 

     1.2.2  Эффективность экономического роста 

     Прогноз величины и динамики основного капитала (таблица 3) учитывает две наблюдающиеся  тенденции в последние десятилетия: замедление темпов роста основного  капитала и снижение капиталоемкости  продукции. Эти тенденции были обусловлены  активным технико - технологическим  перевооружением экономики, а также  динамизмом, характерным для воспроизводственных  процессов и  структурных изменений, прежде всего в активной части  основного капитала. На протяжении как минимум последних десяти лет в среднем 85% капиталовложений направлялось на возмещение выбытия  машин и оборудования. Высокая  интенсивность их эксплуатации в  сочетании с сочетающимися сроками  практического освоения новейших достижений НТП обусловила тенденцию к сокращению сроков физической и особенно моральной  службы машин и оборудования.  

     Объем и структура  основного капитала в частном секторе экономики  США 

   Млрд. долл в ценах 2000 г. Структура, %
1980 2000 2020 1980 2000 2020
Частный сектор экономики, всего 6069.8 10426.1 17300.0 100.0 100.0 100.0
Отрасли материального производства 1909.7 2833.9 3950.0       31.5
31.5  22.8 
 
Сфера услуг
4160.1 7592.2 13350.0 68.5 72.8 77.2
 
     В целом можно сделать вывод, что  процессы качественного совершенствования  основного капитала, его постоянного  обновления на современной технической  базе явно доминируют над количественным его расширением. Традиционная инерционность  накопленной массы основного  капитала с нарастающим грузом устаревшего  оборудования и машин со снижающейся  эффективностью все больше уступает место динамическим процессам, ускоряющим темпы его оборота и повышающим эффективность эксплуатации. Одним  из свидетельств этого и является снижение капиталоемкости продукции. Долговременный характер отмеченных тенденций  дает основание полагать, что в  период 2000- 2020 гг. в среднем 75-80% производственных капиталовложений в частном секторе экономики США будет направляться на возмещение выбытия основного капитала, 20-25% - на его расширение.
     В таблице 4 приведены основные итоговые показатели, характеризующие фактические масштабы вовлеченных в производство ресурсов и эффективность их использования за 1980-2000 гг., и возможные тенденции и величина их изменения в первые 20 лет XXI в.  Таким образом, настоящий прогноз предполагает и в перспективе до 2020 г. интенсивный характер развития экономики США, дальнейшее повышение эффективности экономического роста. [4] 

     Масштабы  и эффективность использования  ресурсов производства, рост (снижение) за период, % 

  Частный сектор экономики в целом Отрасли материального производства Сфера услуг
1980-2000 2000-2020 1980-2000 2000-2020 1980-2000 2000-2020
Продукция 191 219 173 187 197 230
Численность занятых 145 122 96 89 173 132
Основной  капитал 172 166 148 139 183 176
Производительность  труда 132 180 180 210 114 174
Капиталовооруженность труда 118 136 155 156 105 133
Капиталоемкость продукции 89 76 86 74 92 76
 
     Таблица 4 

     1.3   Приоритеты экономической политики и стратегии 

     1.3.1 Основные цели стратегии 

     Повышение уровня конкурентоспособности и сохранение лидирующих позиций в мировом хозяйстве – неотъемлемые элементы стратегии всех без исключения американских администраций начиная с 1940-х годов.
     Достижение  этих целей формируется в рамках национальной экономической безопасности тесно с ней увязывается. Особое внимание уделяется разработке и реализации глобалистской по форме и экспансионистской по содержанию стратегии, направленных на закрепление лидирующих позиций в политической, экономической и технологической сферах. Таким образом, экономическая стратегия США тесно увязывается с задачами в области оборонной и внешней политики США на международной арене. На их долю приходится 2/5 военных расходов в мире. Они производят свыше 40% мирового объема вооружения. Их военная мощь превосходит суммарную военную мощь десяти последующих за ней крупнейших держав мира.
     Администрация США видит основную угрозу безопасности в нарушении мирового порядка, обеспечивающего  процветание американской нации. В  связи с этим целью стратегии  является поддержание "превосходящей  американской силы". Военное доминирование  США гарантирует политическую стабильность для экономической взаимозависимости. В рамках комплексного подхода к  решению проблем экономической  безопасности страны и в целях  укрепления механизма межведомственной координации политики в этой области  в начале 1993 г. в США был создан Национальный экономический совет, которому был придан профессиональный аппарат во главе с помощником президента по экономической политике. В современных условиях экономическая  стратегия пытается синтезировать  в себе самые различные задачи и интересы национального, регионального  и местного характера.
     Основное  место занимает стимулирование структурной  перестройки экономики на основе достижений нового этапа НТП. Наряду с модернизацией производственного  потенциала традиционных отраслей, стимулируется  быстрое развитие новейших отраслей. Содействие оказывается развитию наиболее конкурентоспособным секторам экономики  США, прежде всего в сфере производства машин, компьютеров и электронного оборудования, а также информационных и финансовых услуг.
     Действенным средством в этой области служат изменение налогового обложения  и амортизационная политика, выдача субсидий и гарантированных займов, обучение рабочей силы. Используются прямые и косвенные методы (последние  преобладают). На содействие структурной  перестройке в США ежегодно расходуется 100–200 млрд. долл. [2] 

     1.3.2   Роль государства 

       Американская федеральная администрация  является наиболее мощной организацией  в мире. Ее бюджет больше ВВП  любой другой страны за исключением  КНР, Японии и Германии. Государство  берет на себя значительную  часть расходов на проведение  НИОКР – 46,4%, больше, чем в других  ведущих индустриальных странах,  за исключением Франции. Государство  финансирует более половины фундаментальных  исследований, практически полностью  – создание наиболее сложных  и дорогостоящих установок фундаментальной  науки. Высока доля государственных  расходов в здравоохранении (13,4%).
     Государственные органы оказывают поддержку частным  фирмам в укреплении конкурентоспособности. Важнейшим приоритетом декларируется  ускоренное развитие гражданских технологий, обеспечивающих перспективы стабильного  экономического роста, повышающих производительность труда. В 80–90-е годы предпринимались  меры косвенного регулирования НТП: были введены налоговые субсидии для фирм, расширяющих научные  исследования и разработки, уменьшены  налоговые ставки для капитала, сокращены  сроки амортизации для научного оборудования, предусмотрены налоговые  льготы для промышленных капиталовложений в университетскую науку.
     Немаловажное  значение уделяется концентрации и  централизации капитала, что призвано содействовать усилению международной  конкурентоспособности ТНК. Стимулирующее  воздействие на процессы концентрации производства оказывают государственные  военные заказы, предполагающие гарантированный  сбыт продукции.
     Предпринимались шаги по снятию законодательных ограничений, препятствующих усилению концентрации в области экспортно-импортных  операций. В 80-е годы администрация  и конгресс по существу аннулировали многие положения антитрестовского законодательства, которое и раньше не содержало детально регулируемых требований.  

     1.3.3   Направления внешнеэкономической политики 

       Являясь крупнейшим экспортером  капитала в форме прямых инвестиций, США активно добиваются создания  необходимого инвестиционного климата  для своих корпораций за рубежом,  оказывая им всестороннюю поддержку,  включая военное давление. Основные  усилия в этой области направлены  на создание либеральной инвестиционной  системы для американских инвесторов  и защиты их собственности.
     Содействие  экспорту частного капитала оказывается  через государственную корпорацию частных капиталовложений за границей (ОПИК). Она предоставляет инвестиционные гарантии, осуществляет непосредственное финансирование, проводит подготовительную работу по осуществлению зарубежных инвестиционных проектов. Финансовые условия предоставления заемных  средств носят льготный характер. Новым направлением стало расширение деятельности ОПИК на Центральную и  Восточную Европу, а также на страны СНГ. Проводя политику стимулирования экспорта капитала, США предпринимают  меры по созданию механизма защиты инвестиций, в котором важное место  отводится двусторонним и многосторонним соглашениям. С 80-х годов усилилась  тенденция к сотрудничеству американских ТНК с местным капиталом. Начиная  с 1977 г. около половины американских прямых инвестиций осуществляются в  форме смешанных предприятий  с местными партнерами.
     Для иностранных прямых капиталовложений в США установлен национальный режим. Официально они ограничиваются только исходя из интересов национальной безопасности в ряде отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, в том числе авиационной, судостроительной, в атомной энергетике, морском судоходстве, авиационном  транспорте, радиовещании и космических  коммуникациях. В этих случаях на иностранных инвесторов распространяется режим наибольшего благоприятствования. Одновременно американская администрация  усилила наблюдение и контроль над  процессами притока и функционирования иностранного капитала. В связи с  этим был принят ряд законодательных  актов.
     Важным  средством содействия зарубежной деятельности американских компаний выступают программы  экономической помощи США иностранным  государствам. Соглашения о предоставлении помощи нередко определяются обязательствами стран-получателей создать инвестиционный климат для деятельности американского капитала, гарантировать его от национализации. Приняты поправки к законам о помощи иностранным государствам, которые уполномочивали президента прекращать экономическую помощь странам, национализировавшим имущество американских компаний или граждан и не предоставившим или не принявшим меры по компенсации. Они уполномочивали и представителей США в международных организациях выступать против предоставления многосторонней помощи тем странам, которые экспроприировали американскую собственность.
     В сфере постоянного внимания администрации  находятся внешнеторговые позиции  страны. В области внешней торговли осуществляется двойственный курс, направленный на обеспечение свободы торговли в мире и защиту своего рынка. Администрация  ограждает интересы отдельных социальных слоев и групп от излишнего  иностранного влияния, учитывая взгляды  сторонников своей партии. Масштабы протекционизма в США весьма значительны. В число товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами, входят одежда, обувь, табак и табачные изделия, овощи и продукты из них. Особенно сильный ущерб наносится экспорту продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран. Протекционистская  политика проводится на избирательной  основе.
     В отношении целого ряда стран, курс которых  неугоден США, проводится политика запрета  экономических связей. К странам, в отношении которых проводятся торговые запреты, выдвигаются обвинения  в терроризме или нарушении режима нераспространения, нарушении прав человека, относятся Ирак, Сирия, КНДР, Вьетнам, Куба, Ливия.
     Импортная политика отражает структурные сдвиги в экономике и способствуют их осуществлению. Обычно более высокое проникновение импорта отмечается в менее перспективных отраслях, что позволяет снижать издержки производства за счет использования более дешевых импортных товаров.
     Правящими кругами широко используется лозунг "свободы торговли", как бы символизируя верность идеалам американского  капитализма. В 80–90-е годы он постоянно  присутствует в выступлении всех президентов. Курс на свободную торговлю напрямую увязан с главной стратегической задачей обеспечения американского  лидерства в мире, что одновременно вызывает стремление США установить контроль над всеми международными передачами новейшей технологии.
     Государственное регулирование внешней торговли, прежде всего направлено на форсирование экспорта. Такой подход объясняется тем, что экспорт в целом ряде стран выступает важным фактором их роста, особенно в наукоемких и сельскохозяйственном производствах. Несмотря на относительно скромную роль экспорта во внутреннем производстве (7%), за 1986–1996 гг. он обеспечивал более трети увеличения ВВП страны.
     Главная роль в системе государственного стимулирования экспорта принадлежит  Экспортно-импортному банку (ЭИБ), который  выдает и гарантирует экспортные кредиты, проводит программы льготного среднесрочного кредитования, производит переучет векселей частных коммерческих банков с целью понижения процентной савки по их экспортным кредитам, выдает совместные с частными банками кредиты в размере 50% общей суммы кредита. Содействие экспорту осуществляется также с помощью государственного финансирования поставок по программам помощи. Проходит это через "связанную помощь".
     Поддержание экспортной деятельности осуществляется на региональном уровне и уровне штатов, а также крупных городов. Местные  органы власти предоставляют займы  и кредиты, осуществляют выпуск облигаций, гарантирование займов, налоговые скидки и другие стимулы. В стране создано  свыше 1300 предпринимательских зон.
     На  международной арене укреплению экспортных позиций американских ТНК  служит содействие либерализации международной  торговли, в том числе в рамках поддержки институтов мирового и  регионального, международного экономического сотрудничества (ВТО, Североамериканская зона свободной торговли и др.) и  обеспечение ведущих позиций  в них. [2] 

     Выводы: динамика экономического развития в США на рубеже XXI в. характеризуется достижением целого ряда высоких макроэкономических результатов. В последнее десятилетие XX в. США пережил самый длительный в своей истории циклический подъем – более 10 лет необычно низкие показатели безработицы( 4% в 2000г.) и инфляции(1,5-2% в год), рекордный профицит федерального бюджета(236 млрд долл. В 2000 г.), возросшие темпы роста производительности труда(2,6% в период 1995-2000ггю_,снижение доли населения, живущего за чертой бедности. Эти результаты были достигнуты во многом за счет роста частных инвестиций, увеличения и потребительских расходов населения и общей либерализации экономики. Важными факторами длительного экономического роста стали также прекращение «холодной войны», низкие цены на энергоносители в 1990-е гг. и эффективное государственное регулирование.
     К началу XXI в. в США сформировался новый технологический уклад производства, по существу, новая модель в экономике. В ее основе лежат: 1) ориентация на гибкое диверсифицированное производство , основанное на использовании новых типов производственного оборудования; 2) рост наукоемкости производства, который характеризуется общим увеличением затрат на НИОКР(315 млрд долл.в 2006 г., или 2,7% ВВП), на фоне становления и расширения группы отраслей с высокой зависимостью их производственных результатов от затрат на НИОКР; 3) становление масштабной информационной инфраструктуры экономики, создание комплексной индустрии обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи; 4) повышение роли и значения сферы услуг, являющейся крупнейшей сферой приложения общественного труда, многие отрасли которой- наука, образование, здравоохранение , профессиональные услуги и т.п.- стали «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития стираны; 5) повышение значения человеческого фактора в общественном производстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ США 
 

     2.1 Наука и техника в системе высшего образования 

     К началу XXI в. США остались единственной страной, имеющей возможности осуществлять исследования и разработки по всему спектру направлений науки и техники. Уровень национальных расходов на эти цели в США превысил совокупные расходы всех остальных стран «большой семерки» ,вместе взятых: в 2004 г. США затратили на финансирование научно-технических работ 312,1 млрд долл., из которых около 30% поступило из федерального бюджета; менее 1% - из бюджетов штатов и муниципальных органов власти; около 2% составили собственные средства университетов и других организаций системы высшего образования и 67% были инвестированы частным бизнесом.
     Эти средства поступили в различные  организации, которые составляют научно- технический комплекс США: в лаборатории  и другие научно- технические организации  бизнеса – основная доля 219,2 млрд долл., в исследовательский сектор учреждений высшей школы – около 42 млрд долл. в государственные лаборатории  – около 28 млрд и в различные  бесприбыльные организации науки  и техники – 8, 7 млрд долл.
     В американском обществе глубоко укоренилось  представление о том, что научно- технический комплекс – это особая подсистема, развивающаяся по присущим только науке и технике законам. Основным результатом ее функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые затем трансформируются другими общественными подсистемами в новые товары и услуги, формы и методы их производства, что в конечном счете приводит к росту экономики и уровня жизни, укреплению безопасности страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.