На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка основных проблем антикризисного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ
     КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
     Тульский  филиал 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

     Дисциплина: Антикризисное управление
     Тема: «Оценка основных проблем антикризисного     управления»
     Выполнила: студентка группы 331 Воробьева В.А.
     Проверил: Здоров И. И.
     Работа сдана на проверку «____»    декабря   2011г.
     Методист: Вуколова Л. М.           ________________ 
 
 
 
 
 

     Оценка  выполненной работы__________________ 
 
 
 
 
 

     Тула, 2011
 

       Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления……………………………………………………………………….5
1.1. Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии………...5
1.2. Сущность антикризисного управления на предприятии…………………7
1.3. Последствия кризиса для предприятия……………………………………14
Глава 2. Анализ системы антикризисного управления ОАО «Электротех»…………………………………………………………………….25
2.1. Характеристика деятельности ОАО «Электротех» ……………………...25
2.2. Оценка системы антикризисного управления  ОАО «Электротех»…….26
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..33 

 


     Введение 

     Цель  курсовой работы состоит в изучении теории антикризисного управления и  проведения анализа деятельности и  финансового состояния предприятия  ОАО «Электротех».
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучение причин возникновения  кризисных ситуаций на предприятии;
     - изучение сущности антикризисного  управления на предприятии;
     - рассмотрение последствий кризиса  для предприятия;
     - изложение характеристики деятельности предприятия ОАО «Электротех»;
     - дать оценку системы антикризисного управления  ОАО «Электротех».
     Объектом  исследования является ОАО «Электротех».
     Предмет – система антикризисного управления
     В качестве теоретической и методологической базы была использована учебная и учебно-методическая литература, научно-публицистические издания.
     Актуальность  избранной подтверждается недостаточной  проработанностью вопросов теории и  практики несостоятельности, методологии  диагностирования, прогнозирования  и профилактики финансовой несостоятельности. Этим вызвана необходимость разработки методов и инструментальных средств по формированию рациональных и практически реализуемых стратегий управления ситуацией по максимальному «смягчению» кризиса, «смягчению» его последствий для предприятий, либо выводу предприятий из кризисного состояния и обеспечению их финансовой устойчивости.
     Проблемы  антикризисного управления стали приобретать  особую актуальность в период проведения рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути реформ в России стало быстро нарастать число убыточных предприятий. Сначала их число достигало 50%, затем стало 40%. Для того чтобы предупредить банкротство предприятия необходимо постоянно анализировать его финансовое состояние, и тогда можно будет избежать этого.
     Задолженность колхозов Госбанку периодически списывалась. Многие убыточные колхозы преобразовывались в совхозы, а убытки при этом покрывались за счет дотаций из бюджета. Все эти меры можно считать элементами антикризисного управления, осуществляемого в условиях планово-распределительного хозяйства, хотя понятие "антикризисное управление" тогда не применялось.
 

     
     Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления на предприятии 

     1.1. Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии 

     В различных источниках можно встретить разное объяснение понятия «предприятие», но в принципе все они имеют схожие моменты. Предприятие - это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.
     Так существует ли реальная угроза существованию предприятия в виде кризиса? К сожалению, такая угроза существует всегда.
     Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние. [1, c. 451]
     Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих  состояние экономики, в которой  осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.
     Для каждого отдельного предприятия  существует свое соотношение внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие  по структуре и организации предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие - находиться на грани банкротства, а третьи - извлекать выгоду. В чем причина? Их может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними.
     Но  может быть и другая ситуация, когда  предприятие входит в кризис при вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятий решений, некачественный маркетингу многие другие. [2, c. 359]
     Опасность возникновения кризиса в организации  существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.
     Первая  возможность кризисов связана с функцией денег как средством обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар - деньги - товар. В нем процесс обмена разделен на два противоположных и различных по времени акта:
     - продажа: товар - деньги;
     - покупка: деньги - товар.
     Продажа одного товара не означает одновременной  покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар - товар). Покупка другого товара может произойти значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства.
     Вторая  возможность кризисов связана с  функцией денег как средства платежа. В этом случае также происходит разрыв во времени между актом купли товара в кредит и актом платежа за него. Покупатель к моменту истечения срока его долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным. [3, c. 24]
     Для выживания в условиях кризисных  ситуаций требуется сплоченность всех структур - экономических, финансовых, управленческих.
     В настоящее время разработано  множество программ по диагностированию и мониторингу кризисных ситуаций.
     Но  прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно проанализировать структуру социально-экономической системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда каждой системы сугубо индивидуальна.
     Вообще, во время всего периода существования социально-экономической системы необходимо наблюдать за внешними и внутренними факторами, потому что все процессы находятся в условии динамического развития.
     Таким образом на предприятие влияют внешние  факторы ( на которые предприятие не в силах повлиять) и внутренние факторы , которые фирма в силах устранять, и регулировать. 

     1.2. Сущность антикризисного управления на предприятии 

     Антикризисное управление - это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.
     Принимая  во внимание определение, данное выше, зададимся вопросом: всякое ли активное воздействие на экономику с целью  обеспечения ее эффективного функционирования относится к антикризисному управлению? В принципе, ответ можно дать утвердительный.
     Но  следует иметь в виду, что антикризисное  управление включает в себя использование  важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и  тактическое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их при этом в единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предупреждения, нейтрализации и преодоления кризиса. [4, c. 35]
     Управление  осуществляется в социально-экономической  системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые, так или иначе, разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др. [6, c. 338]
     Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.
     Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации  в полосу кризисного развития. Игнорирование  этого положения имеет отрицательные  последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.
     Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении  кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. [5, c. 99]
     Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
     Необходимость антикризисного управления отражает потребности  преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать. [9, c. 445]
     Необходимость антикризисного управления обусловлена  также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика - это область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное в антикризисном управлении - необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начинается с управления.
     В экономическом антикризисном управлении тоже возникает необходимость поиска - типов диверсификации производства, конверсии. [6, c. 97]
     Наиболее  опытные менеджеры рассматривают  антикризисное управление как набор принципов и определенных видов деятельности, управленческих шагов, предпринимаемых в соответствии с определенной методикой.
     Методика  антикризисного управления - это серия действий и управленческих шагов, направленных на предотвращение, управление и борьбу с кризисами. Охарактеризуем ее основные элементы.
     Выявление и оценка уязвимых сторон организации  и возможного ущерба от каждой из них. Практически каждому кризису  предшествуют определенные симптомы или  сигналы опасности. Успешное ведение дел в организации предполагает отслеживание таких симптомов и осуществление предупреждающих действий, что снижает вероятность перетекания кризиса в более тяжелую форму. [8, c. 93]
     Снижение  количества уязвимых сторон организации. Эффективный бизнес означает уверенность, что слабые стороны компании не оказывают существенного (т.е. препятствующего достижению организационных целей) негативного влияния на ее деятельность. Жесткие, трудные решения должны приниматься незамедлительно, а не откладываться «на завтра».
     Разработка  плана выхода из потенциального кризиса. Успешная компания всегда исходит из того, что любой бизнес неизбежно  столкнется с кризисом, и рассчитывает возможный ущерб. Кризисное планирование предполагает расчет необходимых ресурсов для разработки эффективных мер по выходу из потенциального кризиса и способствует предотвращению серьезных последствий от неуправляемого кризиса. С этой целью разрабатываются различные сценарии; чем их больше, тем лучше.
     Осознание факта наступления кризиса и  определение конкретных мер по борьбе с ним. Организация с действующей системой антикризисного управления вовремя осознает, что кризис произошел, и намечает необходимые срочные шаги по предотвращению его негативных последствий. Проблема не может быть решена, пока она не идентифицирована как проблема. Ключ к эффективному управлению кризисом состоит в том, что необходимо предпринимать быстрые, решительные действия в целях его пресечения, пока он поддается воздействию.
     Осуществление активных коммуникаций во время кризиса. Следующим шагом по предотвращению негативных последствий кризиса является определение стратегии организации в области коммуникаций с собственным персоналом, клиентами, акционерами, СМИ и т.д. Коммуникации должны носить открытый, честный, достоверный характер. Провал в организации коммуникаций, сокрытие информации часто ведут к труднопреодолимым препятствиям на пути антикризисного управления.
     Отслеживание  и оценка проявлений кризиса, гибкость мер по борьбе с ним. Достаточно сложно оценить правильность действий, предпринимаемых во время и после кризиса. Хорошо организованный антикризисный менеджмент предполагает налаженную систему мониторинга мнений. [7, c. 95]
     Изоляция  подвергнувшегося кризису направления  деятельности организации (бизнес-единицы) от остальных направлений, не затронутых кризисом. Успешный бизнес всегда стремится к поддержанию максимального уровня уважения, доверия и надежности со стороны собственных работников, клиентов, продавцов, политиков, государственных и муниципальных органов и СМИ. «Доброе имя», сформированное за долгие годы работы на рынке, позволяет компании преодолеть кризис с гораздо меньшими издержками.
     Каждый  шаг важен. Эффективное урегулирование кризиса - это не событие, а продолжительный, систематический и регламентированный процесс. Он направлен на определение уязвимых мест организации, предотвращение повторения подобной ситуации в будущем и предполагает проведение планирования на случай возникновения наиболее вероятных кризисных ситуаций, организацию эффективного обмена информацией до и после кризиса, проверку и оценку реального положения дел и в случае необходимости проведение инноваций. [9, c. 45]
     Во  многих случаях кризису предшествуют некоторые предупредительные сигналы, которые должны быть замечены. Однако это бывает не всегда, что делает предварительную подготовку к возможному кризису и планирование антикризисных мероприятий еще более необходимыми.
     Суть  антикризисного управления выражается в следующих положениях:
     а) кризисы можно предвидеть, ожидать  и вызывать;
     б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
     в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
     г) кризисы можно смягчать;
     д) управление в условиях кризиса требует  особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
     е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
     ж) управление процессами выхода из кризиса  способно ускорять эти процессы и  минимизировать их последствия. [11, c. 100]
     Объектом  воздействия государства на неплатежеспособные предприятия является такой механизм управления ими, все звенья которого нацелены на преодоление кризисных явлений.
     Кризисы различны, и управление ими также  может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах  управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления (рисунок 1.1). Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
     Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
     - гибкость и адаптивность, которые  чаще всего присущи матричным системам управления;
     - склонность к усилению неформального  управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
     - диверсификация управления, поиск  наиболее приемлемых типологических  признаков эффективного управления  в сложных ситуациях;
     - снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
     - усиление интеграционных процессов,  позволяющих концентрировать усилия  и более эффективно использовать  потенциал компетенции. [11, c. 160]
     Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:
     - мобильность и динамичность в  использовании ресурсов, проведении  изменений и преобразований, реализации  инновационных программ;
     - осуществление программно-целевых  подходов в технологиях разработки  и реализации управленческих решений;
     - повышенная чувствительность к  фактору времени в процессах  управления, осуществлению своевременных  действий по динамике ситуаций;
     - усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих  решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;
     - использование антикризисного критерия  качества управленческих решений  при их разработке и реализации. Механизм управления, характеризующий  средства воздействия, также имеет  свои особенности. Не всегда  обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
     В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
     - мотивированию, ориентированному  на антикризисные меры, экономии  ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
     - установкам на оптимизм и уверенность,  социально-психологическую стабильность  деятельности;
     - интеграции по ценностям профессионализма  и компетентности;
     - инициативности в решении проблем  и поиску наилучших вариантов развития;
     - корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
     Все это в совокупности должно найти  отражение в стиле управления, который надо понимать не только как  характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности. [10, c. 102]
     Состав  типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками. [10, c. 112]
     Таким образом, антикризисное управление состоит не только в нейтрализации и преодолении кризисов, но и в профилактике возможности появления кризисных ситуаций. 

1.3. Последствия кризиса для предприятия 

     В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и  последствия. Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.
     Однако  следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям.
     В таблице 1.1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие  в результате наступления кризиса  в организации.
     Таблица 1.1
     Возможные последствия наступления кризисного состояния организации [12, c. 14]
Позитивные Негативные
Ослабление  кризиса Усиление кризиса
Финансовое  оздоровление организации (преодоление  кризисного состояния)
Переход к новому кризису
Сохранение  организации как юридического лица Ликвидация  организации (распродажа имущества организации)
Реструктуризация (преобразование) организации Смена собственника
 
     Вообще  последствия кризисов теснейшим  образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.
     Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными  и краткосрочными, качественными  и количественными, обратимыми и  необратимыми.
     Разные  последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое  может или смягчать, или обострять  кризис. Возможности управления в  этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности. [12, c. 15]
     Негативные  последствия кризиса  для организации
     Эффективное антикризисное управление приводит в конечном счете к укреплению позиций организации в отрасли, повышению ее конкурентоспособности, повышению качества менеджмента. Однако это имеет место только в том случае, если кризис успешно преодолен. Преодоление кризиса предполагает нейтрализацию его негативных последствий. Типичными из них являются следующие.
     Существенно подмоченная репутация. Даже если компания успешно преодолела кризис, ее репутация в глазах клиентов, поставщиков и других стейкхолдеров может пошатнуться. Обычно репутация бывает испорчена не только у компании, но и у людей, которые были ответственны за принятие важных решений во время кризиса. Последние могут быть надолго заклеймены ярлыками типа «не умеющий решать сложные проблемы» или «тот, при котором случился кризис». [14, c. 125]
     Снижение  уровня доверия компании, степени  ее надежности в глазах клиентов. Доверие и надежность являются ключевыми элементами репутации компании. Создать, сформировать их - сложно, потерять - легко. Необходимо длительное время для того, чтобы доказать сотрудникам, клиентам, продавцам и другим стейкхолдерам, что компания надежна, что ей можно доверять, что она независима. К сожалению, если не управлять подобного рода кризисами, то имидж компании может быть разрушен в течение нескольких дней или даже часов. А на восстановление утраченного в глазах клиентов доверия понадобятся годы и годы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.