На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Налоговые платежи организаций в бюджет

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 

     Введение……………………………………………………………………4
     ГЛАва 1. Система налогообложения юридических лиц: сущность, виды………………………………………………………………...8
     1. 1. Сущность и функции налогов и сборов………………………………..8
     1. 2. Специальные налоговые режимы……………………………………..15
     1. 3. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы...…...38
     ГЛАВА 2. Анализ платежей предприятий в бюджет………44
     2. 1. Анализ платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области..44
     2. 2. Финансово-экономический анализ деятельности ООО "Служба быта"………………………………………………………………………………...54
     2.3. Анализ состояния взаимоотношений ООО "Служба быта" с бюджетом…………………………………………………………………………...61
     ГЛАВА 3. Направления совершенствования налоговых взаимоотношений предприятия с бюджетом………………...…65
     Заключение……………………………………………………………..68
     Список  использованной литературы………………………...72
     Приложения……………………………………………………………...76 

 

      Введение 
 
 

     Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который  воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
     В настоящее время с развитием  рыночной экономики во все сферы  хозяйственной деятельности проникают  новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая  система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий. Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ.
     Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан  в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный "налоговый климат", который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.
     Целью данной дипломной работы является анализ платежей предприятий в бюджет. Основные задачи исследования:
     - раскрыть сущность и функции  налогов и сборов;
     - рассмотреть налоговые режимы и особенности упрощенной системы налогообложения;
     - проанализировать платежи юридических  лиц в бюджет Тюменской области;
     - провести финансово-экономический  анализ деятельности предприятия;
     - проанализировать состояние взаимоотношений предприятия с бюджетом;
     - предложить направления совершенствования  налоговых взаимоотношений предприятия  с бюджетом.
     Представляется  необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. В работе необходимо использовать не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.
     Предмет исследования – многогранное изучение налоговых платежей предприятия в бюджет.
     Объектом исследования в данной дипломной работе, является предприятие ООО "Служба быта". Предприятие оказывает бытовые услуги населению – (пошив и ремонт женской и мужской одежды, вязка и ремонт трикотажных изделий, изделий из кожи, ремонт часов, услуги фотографии, ремонт обуви, ремонт металлоизделий, теле-радио аппаратуры, ремонт бытовой техники, услуги ксерокопии).
     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     Во  введении рассказывается об актуальности темы, определяются цели и задачи работы, предмет и объект исследования, рассматривается степень изученности проблемы, методы исследования, структура дипломной работы и ее практическая значимость.
     В первой главе будут рассмотрены сущность и функции налогов и сборов, специальные налоговые режимы, а так же особенности упрощенной системы налогообложения, распределение налогов между звеньями бюджетной системы.
       Вторая  глава посвящена анализу платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области, финансово-экономическому анализу деятельности ООО «Служба быта» и анализу состояния взаимоотношений данного предприятия с бюджетом.
     В третьей главе будут предложены направления совершенствования налоговых взаимоотношений предприятия с бюджетом.
     В заключении излагаются выводы о проведенной  работе и даются общие рекомендации по изученной тематике.
     Методологическую  базу исследования составили монографии российских и зарубежных ученых по проблемам налоговых платежей, публикации в периодической печати. В процессе работы так же были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Тюменской области, финансовая и бухгалтерская отчетность.
     В работе использованы следующие методы исследования: экономико-статистический, анализ, синтез, обобщение, наблюдение, метод анкетирования и др. 

 

      1. Система налогообложения юридических лиц: сущность, виды 
 
 

     1.1. Сущность и функции налогов и сборов. 
 
 

     Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.
     Налог – обязательный взнос юридических  и физических лиц в бюджет или  во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством [15, с. 35]
     Отдельный налог характеризуется набором  типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:
     - Целевые признаки;
     - Организационные;
     - Системные;
     Целевыми  признаками являются:
      - Поддерживаемые органы управления;
     - Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
     - Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).
     Организационными признаками налога являются:
     - Объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
     - Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);
     - База налога – сумма, с которой взимается налог;
     - Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
     - Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог.
     Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:
     - Доля налога в бюджетных поступлениях;
     - Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
     - Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;
     - Степень собираемости налога;
     - Экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);
     - Расходы на сбор налога [25,с. 65]
     - Структура налога.
     Каждый  налог содержит следующие элементы:
     - субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
     - носитель налога – физическое или юридическое лицо, которое, в конечном счете, несёт издержки и ущерб по уплате налога.
     Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку  иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной, какой либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путём надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога.
     - сфера действия налога – совокупность носителей налога, на которых, в конечном счете, ложится его бремя.
     - объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, земельный, подоходный, и др.
     - источник налога – доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог. По некоторым налогам объект и источник совпадают.
     - масштаб налогообложения – единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.
     - единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, акр и т. д.). [13,с. 54]
     Разница между масштабом и единицей обложения  заключается в том, что в масштабе единица обложения берётся как  принцип, единица обложения берётся  как мера.
     Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты. [34,с. 23]
     В зависимости от построения налогов различают твёрдые и долевые ставки.
     Твёрдые ставки устанавливаются в сумме  на единицу объекта.
     Долевые ставки выражаются в определённых долях  объекта обложения.
     - налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
     - налоговый порог – расчётная величина налогового оклада к доходам.
     - налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).
     Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум (безналоговая зона) – часть объекта, полностью освобождённая от налога.
     Наличие субъекта налогообложения (личная налоговая  повинность), предмета налогообложения (материальная налоговая повинность) и ставки налогообложения задают схему обложения налогом. [43,с. 65]
     Функции налогов – это проявление его  сущности в действии, способ выражения  его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
     Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:
     Регулирование торгово-денежных отношений, то есть государство  выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;
     Финансово – экономические методы воздействия  государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления, и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.
     Таким образом, рыночная экономика регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги. [12,с. 34]
     Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется через:
     - Изменение системы налогообложения;
     - Изменение налоговых ставок;
     - Предоставление налоговых льгот.
     Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать  производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей. [2,с. 15]
     Изменяя налоговые ставки, государство создаёт  дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.
     Государственное налоговое регулирование возможно на двух уровнях.
     Верхний – это регулирование, реализуемое  за счёт разницы налогов. Введение разных ставок на долгосрочный и краткосрочный кредит, регулирование курса валюты, разных обязательств и резервов для этих видов кредитов оказываются регуляторами для потоков, вкладываемых капиталов.
     Нижний  уровень регулирования – это  отдельные налоговые льготы внутри какого – либо сектора.
     Фискальная  функция заключается в изъятии  части доходов предприятий и  граждан для формирования финансовых ресурсов государства, необходимых для его жизнедеятельности. С её помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.
     Эта функция, способствующая огосударствлению части национального дохода в денежной форме, создаёт объективные предпосылки государственного регулирования экономики. [18, с. 35]
     То  есть эти две функции взаимосвязаны  друг с другом, вытекают одна из другой и находятся во внутреннем единстве. Увеличение значения фискальной функции позволяет расширить налоговую базу, создать объективное предпосылки для более глубокого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время, успешное регулирование налогами обеспечивает экономический рост, повышает благосостояние населения, что в свою очередь, создаёт благоприятную базу для фискальной функции.
     В России фискальная роль налогов всегда выдвигалась на первый план, не изменилась такая политика и сейчас. Руководители министерства финансов прямо считают её "важнейшей из всех функций, что бы ни говорилось по этому поводу". [45, с. 28]
     Вместе  с тем в обязанности государства  входит обеспечивать прогрессивное  развитие общества, и оно должно гибко использовать как фискальную, так и стимулирующую функцию.
     Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.
     Распределительная функция заключается в том, что  посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.
     Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли  с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды.
     В процессе сбора и использования  налогов возникают распределительные  и пере распределительные отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать распределительные возможности налогов.
     Благодаря контрольной функции оценивается  эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.
     Учётно-контрольная  функция позволяет налоговой системе, и в целом системе государственного управления учитывать доходы предприятия и различных групп населения, движение финансовых потоков и прогнозировать эти показатели на будущее.
     Социальная  функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С большей суммы дохода должна взиматься большая доля в виде налога. При этом всегда низко обеспеченная группа населения считает, что рост ставки с повышением дохода недостаточен, а высоко обеспеченная группа утверждает, что изъятие налогов сдерживает инвестиционный рост.
     Самыми  социально несправедливыми являются косвенные налоги, поскольку они  в одинаковой степени оказывают  налоговое давление на всё население, но в относительном значении наиболее сильно воздействуют на лиц с низкими  доходами. Через налоги поглощается более высокая доля личного дохода при покупке товаров. Высокодоходные слои населения направляют часть средств на накопление, где нет косвенного налога, тем самым снижается косвенное налоговое давление. В российской налоговой системе пока эта функция проявляется слабо.
     Часть социальной функции является социально  – воспитательной, которая проявляется  в различном подходе к налогообложению  тех или иных товаров и услуг. Так государство вводит высокие акцизные налоги на вино водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья. [32, с. 56]
     Различают, твёрдые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки.
     Твёрдые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.
     Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без  учёта его дифференциации его  величины.
     Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возраста дохода. При прогрессивной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
     Регрессивные  – средняя ставка регрессивного  налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
     В общих чертах видно, что прогрессивные  налоги – это те налоги, бремя  которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами. [26, с. 58] 
 
 

     1.2. Специальные налоговые режимы. 
 
 

     Налоговая система РФ включает общий налоговый  режим и специальные налоговые  режимы. Специальным налоговым режимом считается особый порядок внесения и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который устанавливается Налоговым кодексом РФ. [1,с. 194]
     При традиционной системе налогообложения  юридические лица уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН и другие налоги, и сборы. [13,с. 45]
     Прямые  налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, ЕСН и т. д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
     Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.
     Виды  косвенных налогов: налог на добавленную  стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. [38,с. 345]
     Налогоплательщиками единого социального налога признаются:
     1) лица, производящие выплаты физическим  лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
     2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты.
     Объектом  налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками  в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     Не  относятся к объекту налогообложения  выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
     При определении налоговой базы учитываются  любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса). (в ред. Федерального закона от 20. 07. 2004 N 70-ФЗ)
     Не  подлежат налогообложению: (в ред. Федерального закона от 29. 12. 2000 N 166-ФЗ)
     1) государственные пособия, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательными  актами субъектов Российской  Федерации, решениями представительных  органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
     2) все виды установленных законодательством  Российской Федерации, законодательными  актами субъектов Российской  Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; (в ред. Федеральных законов от 29. 12. 2000 N 166-ФЗ, от 31. 12. 2001 N 198-ФЗ).
     Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на имущество предприятий Российской Федерации отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей, автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляются в центральные бюджеты указанных административных образований и в районные, городские бюджеты по месту нахождения плательщиков.
     Плательщиками налога на имущество являются все  предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами, а также филиалы указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
     От  уплаты налога освобожден только узкий  круг юридических лиц: бюджетные  учреждения и организации, религиозные  объединения и организации, предприятия  и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.
     Объектом  является имущество в его стоимостном  выражении, находящиеся на балансе  предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных запасов, затрат и нематериальных активов.
     Освобождаются от уплаты налога:
     - предприятия городского пассажирского транспорта и метрополитена, получающие дотацию из бюджета Москвы;
     - предприятия, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляет не менее 50%;
     - предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, если в общем объеме реализации (работ, услуг) эти услуги составляют не менее 70%;
     - предприятия в сфере материального производства и бытового обслуживания, в среднесписочной численности которых инвалиды составляют более 35%, либо инвалиды и пенсионеры – более 50%;
     - предприятия, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому заказу.
     К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся:
     - ведомственное жилье;
     - объекты пожарной безопасности и охраны природы и т. д.
     Авансовые платежи по налогу на имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогам с начала года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится окончательный перерасчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу.
     Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного  платежа в бюджет в первоочередном порядке, и относятся на финансовые результаты деятельности предприятия.
     Уплата  налога производится по квартальным  расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за квартал, а  по годовым расчетам – в десятидневный срок.
     Налог на прибыль предприятий был введен с 1 января 1992 года. Он регулируется Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     Субъектами  налога на прибыль являются предприятия  и организации (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того, плательщиками являются филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Следует иметь в виду, что не распространяется действие Закона о налоге на прибыль на предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. В своей предпринимательской деятельности на территории РФ эти предприятия должны руководствоваться Законом Российской Федерации "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
     Полностью освобождены от налога на прибыль  предприятия любых организационно-правовых форм – по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.
     Объектом  налогообложения является облагаемая налогом прибыль предприятий  и организаций. На промышленном предприятий различают несколько показателей прибыли, а если к этому добавить и те, которые введены Законом о налоге на прибыль, то получается система показателей.
     Показатели  прибыли, имеющие отношение к  расчету налогооблагаемой базы.
     Балансовая  прибыль, представляющая собой сумму  прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества и от доходов от внереализационных операций, уменьшенных на величину потерь от внереализационных операций.
     Валовая прибыль, отличающаяся от балансовой тем, что для целей налогообложения прибыли используется несколько иной расчет при определении прибыли от реализации основных фондов, нематериальных активов, МБП, а также при проведении бартерных и других аналогичных операций; в состав валовой прибыли дополнительно входят суммы превышения расходов на оплату труда.
     Прибыль от реализации работ, услуг, продукции, определяемая как разница между  выручкой от реализации без НДС и  акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции (работ, услуг).
     Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. При определении этой прибыли учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.
     Доходы  от внереализационных операций, в  состав которых включаются доходы:
     - полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;
     - от сдачи имущества в аренду;
     - (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам принадлежащих предприятиям;
     - прибыль, полученную инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции;
     - доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.
     Льготы, предоставляемые по налогу на прибыль, можно разделить на пять групп, предусматривающих:
     - полное освобождение от уплаты налога на прибыль специализированных предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их уставной деятельности;
     - понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий, если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа их работников;
     - освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая направляется на осуществление определенных, установленных законом целей;
     - наряду с общими льготами для всех предприятий – предоставление специальных льгот предприятиям малого бизнеса;
     - разрешение для предприятий использовать так называемый "перенос убытков", что довольно широко применяется в мировой практике. Относительно к Российскому законодательству это означает, что для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих 5 лет.
     Не  облагается налогом прибыль:
     - религиозных объединений и предприятий;
     - общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий;
     - специализированных протезно-ортопедических предприятий;
     - музеи, библиотеки, театры и т. д.
     За  отсутствие учета затрат на производство и прибыли или за ведение его  с нарушениями установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение прибыли за проверяемый налоговой инспекцией период, установлен штраф в размере 10% доначисленных сумм налога. За непредставление документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога взимается штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
     В случае задержки уплаты налога в бюджет с предприятия взыскивается пеня в размере 0,7% неуплаченной суммы  налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока  уплаты налога.
     Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для  отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
     Для организаций - резидентов особой экономической  зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться  пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента. (абзац введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 75-ФЗ) (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
     Налоговым периодом по налогу признается календарный  год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     По  итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют  сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей (в ред. Федерального закона от 29. 05. 2002 N 57-ФЗ).
     Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых  деклараций за соответствующий налоговый  период статьей 289 настоящего Кодекса.
     Авансовые платежи по итогам отчетного периода  уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (в ред. Федерального закона от 29. 05. 2002 N 57-ФЗ).
     Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (в ред. Федерального закона от 29. 05. 2002 N 57-ФЗ).
     Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые  платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (в ред. Федеральных законов от 31. 12. 2001 N 198-ФЗ, от 29. 05. 2002 N 57-ФЗ).
     По  итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода (в ред. Федерального закона от 29. 05. 2002 N 57-ФЗ).
     1 января 1992 на территории России был введён налог на добавленную стоимость (НДС). Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
     НДС является косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя. Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством России и инструкцией Государственного таможенного комитета РФ и Государственной налоговой службы РФ.
     В соответствии с Законами Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками НДС являются:
     - предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятие с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
     - полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
     - индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
     - филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории России, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары;
     - международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
     Объектом  налогообложения являются обороты  по реализации товаров, работ и услуг.
     Объектом  налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретаемых на стороне.
     При реализации услуг объектом налогообложения  является выручка, полученная от оказания услуг (пассажирского и грузового транспорта; по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу; связи; бытовых; жилищно-коммунальных; рекламных; и всех других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли и т. д.).
     Система НДС предполагает два способа  освобождения от налога.
     При первом способе товары (работы, услуги) обладают правом вычета сумм налога, уплаченных поставщиком, т. е. весь налог по использованным на их изготовление сырью, материалам, комплектующим и другим изделиям, топливу, электроэнергии, работам, услугам принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисленным по собственной реализации, либо возмещается налоговыми инспекциями на основе представленных счетов. Вторым способом освобождения от НДС товаров (работ, услуг) является освобождение от этого налога без предоставления права вычета уплаченного поставщикам налога. При таком методе уплаченные суммы налога становятся фактором издержек производства и соответственно включаются в цену товара, работ, услуг.
     Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
     1) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 27.11.2010 N 309-ФЗ)
     2) услуг по международной перевозке товаров; работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации), а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию Российской Федерации для переработки на территории Российской Федерации; услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств; (пп. 2.4 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ); работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации; (пп. 2.5 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ); работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; (пп. 2.6 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ); услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации; работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта.
     3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации;(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 27.11.2010 N 309-ФЗ)
     4) услуг по перевозке пассажиров  и багажа при условии, что  пункт отправления или пункт  назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; (в ред. Федерального закона от 29. 12. 2000 N 166-ФЗ)
     5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
     6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам; (п. п. 6 в ред. Федерального закона от 24. 07. 2002 N 110-ФЗ)
     7) товаров (работ, услуг) для официального  пользования иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
     8) припасов, вывезенных с территории  Российской Федерации. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания; (пп. 8 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ)
     9) выполняемых российскими перевозчиками  на железнодорожном транспорте:
     - работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с территории Российской Федерации продуктов переработки на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ)
     - работ (услуг), связанных с указанной в абзаце втором настоящего подпункта перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).
     10) построенных судов, подлежащих  регистрации в Российском международном  реестре судов, при условии  представления в налоговые органы  документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. (пп. 10 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
     Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации: некоторых продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера; (в ред. Федерального закона от 29. 05. 2002 N 57-ФЗ); медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
     Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных  в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи (п. 3 в ред. Федерального закона от 07. 07. 2003 N 117-ФЗ).
     Уплата  налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого  налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. (в ред. Федерального закона от 29. 12. 2000 N 166-ФЗ). Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по установленной форме.
     К специальным налоговым режимам  относятся:
     - упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, которая введена Федеральным законом 24. 07. 2002 № 104 - ФЗ (гл. 26. 2 Налогового кодекса РФ);
     - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26. 3 Налогового кодекса РФ), введенный Федеральным законом от 24. 07. 2002 № 104 – ФЗ;
     - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26. 1 Налогового кодекса РФ);
     - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26. 4 Налогового кодекса РФ). [1,с. 319]
     Упрощенная  система налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями  применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 N 101-ФЗ). Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 N 101-ФЗ).
     Применение  упрощенной системы налогообложения  организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 22.07.2008 N 155-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
     Иные  налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством  о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
     Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором  организация подает заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. руб. (п. 2.1 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ)
     Не  вправе применять упрощенную систему  налогообложения:
     1) организации, имеющие филиалы  и (или) представительства;
     2) банки;
     3) страховщики;
     4) негосударственные пенсионные фонды;
     5) инвестиционные фонды;
     6) профессиональные участники рынка  ценных бумаг;
     7) ломбарды;
     8) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством  подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
     9) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся игорным  бизнесом;
     10) нотариусы, занимающиеся частной  практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
     11) организации, являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
     12) утратил силу. - Федеральный закон  от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
     13) организации и индивидуальные  предприниматели, перешедшие на  систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ)
     14) организации, в которых доля  участия других организаций составляет  более 25 процентов. Данное ограничение  не распространяется:
     на  организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
     на  некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
     на  учрежденные в соответствии с  Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
     на  учрежденные в соответствии с  Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими  учебными заведениями, являющимися  бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям; (пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 310-ФЗ)
     15) организации и индивидуальные  предприниматели, средняя численность  работников которых за налоговый  (отчетный) период, определяемая в  порядке, устанавливаемом федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
     16) организации, у которых остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов, определяемая  в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
     17) казенные и бюджетные учреждения; (пп. 17 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
     18) иностранные организации. (пп. 18 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ)
     Организации, переведенные в соответствии с главой 26. 3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 19.07.2009 N 204-ФЗ).
     Организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ).
     Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения (абзац введен Федеральным законом от 31. 12. 2002 N 191-ФЗ).
     Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
     Организации, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ), (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не вправе до окончания  налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 N 101-ФЗ).
     Если  по итогам отчетного (налогового) периода  доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
     При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения. (п. 4.1 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ)
     Налогоплательщик  обязан сообщить в налоговый орган  о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с  пунктами 4, 4.1 настоящей статьи, в  течение 15 календарных дней по истечении  отчетного (налогового) периода. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 19.07.2009 N 204-ФЗ)
     Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему  налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с  начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 N 101-ФЗ).
     Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы  налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения (в ред. Федеральных законов от 31. 12. 2002 N 191-ФЗ, от 21. 07. 2005 N 101-ФЗ).
     Объектом  налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
     Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением  случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей  статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. (п. 2 в ред. Федерального закона от 24.11.2008 N 208-ФЗ)
     Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. (п. 3 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
     Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     В случае если объектом налогообложения  являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
     В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
     Налог исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
     Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
     Уплата  налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального  предпринимателя). (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
     Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 N 101-ФЗ)
     Суммы налога зачисляются на счета органов  Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ) 
 
 

     1.3. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы. 
 
 

     В основу распределения налоговых  полномочий между бюджетами разных уровней могут быть положены следующие  критерии:
     1) степень мобильности облагаемой  базы. Чем выше степень мобильности облагаемой базы, тем более высокому уровню власти она должна соответствовать, так как в данной ситуации особую актуальность приобретает равномерность распределения налогового бремени в территориальном разрезе. Считается, что самой высокой степенью мобильности обладают труд и капитал (в первую очередь, в денежной форме), а самой низкой - имущество (капитал в материально-вещественной форме) в виде недвижимости и природные ресурсы;
     2) экономическая эффективность отдельных  видов объектов обложения. В  зависимости от экономического значения объекта облагать его следует на общенациональном или региональном уровнях. Если увеличить масштаб экономически важных для страны мероприятий до уровня Федерации, то за счет этого может возникнуть экономия и повышение эффективности отдачи. Напротив, при незначительном эффекте мероприятий на федеральном уровне приближение уровня обложения к объекту обложения приводит к экономии на административных издержках;
     3) необходимость осуществления функции  макроэкономического регулирования, что объективно требует закрепления за федеральным уровнем основных налогов, через которые осуществляется макроэкономическое регулирование (подоходный налог, налог на прибыль).
     Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральным, региональными и местными бюджетами является исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней. Это обеспечивает самостоятельность бюджетов, как на уровне региона, так и на уровне местного самоуправления. [46,с. 209]
     Однако, параметры, заложенные в Законе о федеральном бюджете, существенно отличаются от фактических налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
     При составлении регионального бюджета  его доходная структура должна полностью  контролироваться властями соответствующего уровня, то есть она должна формироваться преимущественно региональными и местными налогами и сборами.
     Такая ориентация налоговой политики дает возможность обеспечить независимость  территориальных бюджетов, так как  чем меньше территориальные бюджеты  зависят от внешних доходов, тем  слабее постороннее политическое влияние  на них.
     По  данным Министерства финансов РФ в настоящее время наиболее весомый вклад в налоговую составляющую бюджетных доходов  вносят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и акцизы. [43,с. 78]
     Для более наглядного представления  роли доходов по отдельным налогам  для бюджета рассмотрим данные: таблица 1.3.2, 1.3.3. Необходимо иметь ввиду, что в таблице 1.3.2 представлены выборочные данные статистики доходов федерального бюджета. Так, например, в таблице отсутствует строка "доходы целевых бюджетных фондов". Поэтому сумма "налоговых доходов" и "неналоговых доходов" не равна общей сумме доходов федерального бюджета.
     Таблица 1.3.2
     Доходы  федерального бюджета за 2010 год
Показатели  бюджетных доходов Утвержденный  бюджет на 2007 Фактическое исполнение на 1 мая 2007 (то есть за первые 4 месяца)
  трлн. рублей в % к ВВП трлн. рублей в % к
        ВВП утвержденному бюджету на 2007 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.