Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация внутреннего туризма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Содержание 
 

Введение                                                                                                                        3
Глава 1 Теоретические основы внутренней среды организации                     4
1.1 Сущность и основные элементы внутренней среды организации                     4
1.2 Анализ внутренней среды организации                                                             11
Глава 2 Краткая организационная экономическая характеристика ТК «Интурист» за 2009-2010 гг.                                                                                    21
2.1 Общие сведения                                                                                                    21                                                                                         
2.2 Анализ основных экономических показателей                                                 27                            
Глава 3 Анализ внутренней среды организации на примере ООО  «Интурист»                                                                                                                33                                                                                                                                                                                                                     
Заключение                                                                                                                  38
Список литературы                                                                                                     39
 

Введение
      Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае если, среда допускает его  осуществление. Элементы внутренней среды организации должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. В связи с этим, тема курсовой работы является актуальной.
      Цель  настоящего исследования – выяснить, что такое внутренняя среда организации, проанализировать ее на примере ООО  «Интурист».
      В соответствии с выбранной целью  были определены задачи исследования:
      1. изучить теоретические основы внутренней среды организации;
      2. дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Интурист» за 2009-2010гг.;
      3. проанализировать внутреннюю организацию в ООО «Интурист».
      В качестве объекта исследования выбрано  ООО «Интурист».
      Предмет исследования – внутренняя среда  организации.
      Теоретической базой при написании курсовой работы послужили законодательные, нормативные акты Российской Федерации, труды ученых и практиков по исследуемой проблеме.
      Информационной  базой исследования явились данные первичной бухгалтерской и финансовой отчетности ООО «Интурист».
      Методы  исследований: монографический, исторический, экономико-статистический, сравнения и др.
      Глава 1 Теоретические основы внутренней среды организации 

      Сущность  и основные элементы внутренней среды  организации
 
      Общая характеристика
      Внутренняя  среда организации -  это управленческий  производственный потенциал предприятия. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели, структура, технологии, задачи, люди. Все они взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга (рис. 1) [15].
      Все внутренние переменные, как и организация  в целом, - следствие реализации ранее  принятых решений. Однако в конкретный момент не все переменные полностью контролируются. В этом плане внутренние переменные могут быть разделены на: а) в основном контролируемые (регулируемые) и б) в основном неконтролируемые, но которые необходимо учитывать. Классическим примером здесь является монотонная работа при использовании конвейерных технологий [5]. 
 


      Рисунок 1 - Взаимосвязь внутренних переменных организации 

      Цели
      Цель - это желаемый результат или желаемое конечное состояние организации [12].
      Достижение целей осуществляется в системе ограничений. Могут быть выделены внутренние ограничения организации, связанные в первую очередь с ее ресурсами, и внешние. Внешние ограничения будут рассмотрены при характеристике внешней среды организации. Общий процесс достижения целей организации может быть представлен в виде ряда этапов.
      1. Руководство организации:
- разрабатывает  цели организации;
- определяет  цели подразделений организации;
- сообщает  эту систему целей подразделениям.
      2. Руководство подразделений:
- конкретизирует цели подразделений;
- сообщает  цели и ставит задачи перед  конкретными работниками - членами  коллектива.
      3. Члены коллектива:
- соотносят  свои цели и цели организации  и подразделений;
- соотносят  свои цели и цели других  членов коллектива;
- действуют.
      4. Руководство подразделений и  организации в целом оценивает  результаты деятельности членов  коллектива в соответствии с  целями организации. Полученная  информация используется при  обосновании целей следующего  периода.
      Цели  организации образуют сложную систему и могут быть классифицированы по ряду критериев (табл. 1) [10].
      Таблица 1- Система целей организации
Критерий  классификации Цель
1 2
    Характер организации:
- коммерческая - некоммерческая (государственные органы, больницы и т.д.)
 
Получение прибыли, доля рынка, объем продаж Снижение затрат, увеличение числа получателей услуг
2. Уровень  организации: - организация как единая система
- подразделение
- отдельные группы
 
Цели  организации Цели подразделений
Цели групп
Окончание таблицы
1 2
3. Характер сферы деятельности: - производство
- маркетинг
- финансы
 
Повышение производительности, качества, освоение новых моделей Анализ рынков, продвижения товаров
Рентабельность
 
      Структура организации
      Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации [14].
      Функциональная область - это перечень работ, выполняемых определенным подразделением организации. Это понятие связано с категорией “функция управления”, но не тождественно ему. Например, в выполнении такой функции, как планирование принимают участие и плановый отдел, и другие подразделения организации, в частности, линейные руководители производственных подразделений.
      Формирование структуры организации осуществляется на основе горизонтального и вертикального разделения труда.
      Горизонтальное разделение труда - это разделение труда между специалистами, способными более эффективно выполнить данную работу. Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности. В крупных организациях специалистов одного профиля объединяют в группы, создают соответствующие подразделения (например, диспетчерское бюро, финансовое управление, отдел маркетинга, группа аналитиков и т.д.) [13].
      Вертикальное разделение труда включает разделение двух уровней. На первом уровне происходит отделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности. На втором уровне на основе преднамеренного вертикального разделения труда формируется иерархия управленческих уровней.
      Важнейшими  характеристиками иерархической структуры  являются:
-подчиненность - кому и скольких подчиненных;
-сфера контроля - т.е. число лиц, подчиненных одному руководителю;
-объём управления - определяется сферой контроля и уровнем подчиненных.
      При узкой сфере контроля руководитель имеет немного подчиненных и  организация при прочих сопоставимых характеристиках имеет больше уровней  управления, чем при широкой сфере контроля. Таким образом, существует обратная зависимость между числом подчиненных и числом уровней управления.
      Сфера контроля зависит от уровня управления, функциональной области, размера организации. Совершенствование организации  проявляется в первую очередь в стремлении все более четко определить содержание компетенции на каждом уровне. Отсюда – необходимость контроля и координации через выработку заданий и сбор информации об их выполнении. 

      Задачи организации
      Задача - это работа или ее часть, которая должна быть выполнена способом и в сроки, определенные в плане [5].
      Должностные обязанности включают решение ряда задач, выполнение совокупности работ.
      По  повторяемости различают неповторяющиеся, эпизодически повторяющиеся, постоянно  повторяющиеся, однообразные задачи.
      По  мере углубления разделения труда происходит рост многообразия решаемых задач, повышение  уровня сложности, усиление их взаимосвязи. 

      Технологии  
      Технология - это способ преобразования исходных ресурсов в готовые продукты и услуги, информацию [5].
      Основными этапами развития технологий являются:
      1. Стандартизация и механизация. Здесь ключевую роль играет обеспечение соответствия изделия, его частей определенному эталону, стандарту, что дает возможность взаимозаменять их при сборке или ремонте. Стандартизация создает условия для углубления специализации, применения оборудования для массового производства.
      2. Конвейерные сборные линии (вначале перемещение работников, потом изделия). Узкая специализация работников, снижение требований к их квалификации. Однако возросла монотонность работы, что привело к снижению производительности.
      3. Предметно-замкнутые участки. Результатом деятельности является готовое изделие или узел. Смена рабочих мест для ослабления негативного влияния монотонности, обогащения содержания труда.
      Классификация технологий:
а) по Вудворд- единичные (мелкосерийные); массовые и непрерывные.
б) по Томпсону - многозвенные (сборка); посреднические (купля-продажа); интенсивные (редактирование текста, монтаж фильма).
      Эти классификации взаимосвязаны. Так, многозвенные технологии характерны для  крупносерийного и массового производства, интенсивные - для индивидуального (единичного). Посреднические технологии учитывают требования потребителей, но предполагают определенный минимум стандартизации. Классификация по Вудворд больше подходит для промышленных предприятий, а по Томпсону - для непроизводственной сферы [6]. 

      Люди
      Организация - это прежде всего группа людей [3]. В данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации:
- поведение  отдельных членов организации;
- поведение  людей в группах;
- поведение  руководителя;
- поведение  лидера и его влияние на  поведение других людей.
      В процессе взаимодействия работника  и его внешней среды формируется  шаблон поведения. Задача организации - создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.
      Рабочая среда - это совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации [4].
      Важнейшими элементами рабочей среды являются группы и лидерство.
      Спонтанно возникшие или организованные группы характеризуются разделяемыми членами установками, ценностями и ожиданиями относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие и мешающие достижению этих целей. 
      Лидерство - это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей [8].
      Эффективность влияния зависит от:
а) характеристик  руководителя как лидера (его ценностей, взглядов, отношения к подчиненным, самооценки, личности);
б) характеристик  работников;
в) ситуации. 

      1.2 Анализ внутренней среды организации
      Внутренняя  среда организации — это та часть общей среды, которая находится  в рамках организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. [9].
      Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая  так же, как вышеперечисленные  срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая «и успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.
      Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако тем не менее есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые организационная культура придает организации. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организаций с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.
      Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они коммуницируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быть улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае, если в организации работники продвигаются быстро и по результатам индивидуальных достижений, можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.
      Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно предположить с высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной организационной культурой. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.
      Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
      Суммируя  вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
      Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и  угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для: формулирования стратегии организации [1].
      Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей (рис. 2). После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.

      Рисунок 2 - SWOT-матрица 

      Слева выделяются два раздела (сильные  стороны, слабые стороны), в которые  соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
      На  пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находигся на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
      Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
      Для успешного применения методологии SWOT-анализа окружения организации  важно уметь не только вскрыть  угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
      Для оценки возможностей применяется метод  позиционирования каждой конкретной возможности  на матрице возможностей (рис. 3).
      Влияние возможностей на организацию
 
 
Сильное влияние   Умеренное влияние   Малое влияние 
Высокая вероятность  ПОЛЕ "ВС"  ПОЛЕ "ВУ"  ПОЛЕ"ВМ" 
Средняя вероятность  ПОЛЕ "СС"  ПОЛЕ "СУ"  ПОЛЕ "СМ" 
Низкая  вероятность  ПОЛЕ "НС"  ПОЛЕ "НУ"  ПОЛЕ'НМ" 
      Рисунок 3  - Матрица возможностей  
      Данная  матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ » и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
      Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 4). Сверху откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
      Влияние угроз на организацию
 
 
Разрушение  Критическое состояние   Тяжелое состояние   "Легкие ушибы"  
Высокая вероятность  ПОЛЕ "ВР"  ПОЛЕ "ВК"  ПОЛЕ "ВТ  ПОЛЕ "ВЛ" 
Средняя вероятность  ПОЛЕ "СР"  ПОЛЕ "СК"  ПОЛЕ "СТ  ПОЛЕ "СП" 
Низкая  вероятность  ПОЛЕ "HP-  ПОЛЕ "НК"  ПОЛЕ "НТ  ПОЛЕ "НЛ" 
      Рисунок 4 - Матрица угроз
      Те  угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «HP», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.
      Попавшие  на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
      Наряду  с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для  анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
      Метод составления профиля среды заключается  в следующем. В таблицу профиля  среды (табл. 2) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:
• оценка его важности для отрасли по шкале: 3 — сильное значение, 2 — умеренное значение, 1 — слабое значение;
• оценка его влияния на организацию по шкале: 3 — сильное влияние, 2 —  умеренное влияние, 1 — слабое влияние, 0 — отсутствие влияния;
• оценка направленности влияния по шкале: +1 — позитивная направленность, -1 — негативная направленность.
      Таблица 2 - Профиль среды
Факторы среды  Важность для  отрасли А  Влияние на организацию  В 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.