Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Налогообложение малых предприятий

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        
®

ТУЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ИНФОРМАТИКИ
Негосударственная образовательная  организация
Высшего профессионального  образования некоммерческое партнерство 

Форма обучения _____Заочная_____            Кафедра  ________Экономики 
                                                  (очная, заочная)                                                               (аббревиатура)
Специальность _____Бухгалтерский учет, анализ и аудит_________________ 
Специализация    
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

Тип работы ____________дипломная работа                                                         
                                                (дипломная работа, дипломный проект)
Тема________Особенности налогообложения на малых предприятиях______
_________(на примере ООО «ЦентрЭнергоСервис»)  
 
 

       
Студент _____Балакина Е.Д._____  
                               (Ф.И.О.)                                                                                     (подпись)
                                                « 01 »   февраля       2012 г. 

Руководитель ___Карпова Т.Е.___         
                                         (Ф.И.О.)                                                                        (подпись)
                                                       « 11 »    января          2012 г. 

 Рецензент  _______________________                            
                                   (Ф.И.О.)                                                                                  (подпись)
                                                       « 25 »      января         2012 г.
  

Председатель  комиссии по предварительной  защите 

_______Иванова И.А.______                          
                      (Ф.И.О.)                                                                                                 (подпись)
                                                       «____» ___________________ 20___ г. 

Тула  2012 г.
 

 

 

 

 


Содержание
Введение 6
ГЛАВА 1. Проблемы и пути совершенствования  налогообложения  в сфере малого бизнеса
1.1 Изменения законодательства  о налогообложении  малого бизнеса 10
1.2 Недостатки действующей  налоговой системы  и способы совершенствования 24
Глава 2. Налогообложение  ООО «ЦентрЭнергоСервис»
2.1 Краткая характеристика  и основные показатели  деятельности ООО  «ЦентрЭнергоСервис» 40
2.2 Виды налогов,  уплачиваемых предприятием 46
2.2 Налоговое бремя 56
ГЛАВА 3. Совершенствование  налогообложения  в ООО «ЦентрЭнергоСервис»
3.1 Схемы минимизации  налогов и сборов 58
3.2 Резервы как один  из элементов налогового  планирования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список  литературы 72
 


Введение

     Российское  малое предпринимательство в  своем становлении прошло множество  этапов, прежде чем добилось сегодняшнего положения.
     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые  предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И  вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства  в общем количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики  России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП 1/4 всей прибыли по народному  хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых  внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике.
     Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.[5]
     В мировой экономике функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии  число МП превышает 12 млн., а в  Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и  две трети прироста новых рабочих  мест. Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
     Существенный  вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей  высокомонополизированной экономики  имеет первостепенное значение.
     Нельзя  также забывать, что малые предприятия  оказывают не меньшее воздействие  и на экологическую обстановку.
     Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление  прорыва по ряду важнейших направлений  НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В  нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс  конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его  развитие существенным фактором и составной  частью реформирования экономики России.
     По  словам президента РФ Дмитрия Медведева, в сфере малого бизнеса "на сегодня, к сожалению, больше проблем, чем видимых достижений". Он напомнил, что президент Путин ставил задачу, чтобы доля населения страны, занятого в малом бизнесе, к 2020 году составляла 60-70 процентов.
     По  определению главы  государства, "малый  бизнес - это основа развития предпринимательской активности и расширение среднего класса". "Кроме того, развитие малого бизнеса - один из решающих факторов обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы, ответственности", - заявил он.
     Дмитрий Медведев считает одной из приоритетных задач обеспечение доступа малых  предприятий к ресурсам, поскольку  ситуация с помещениями, с присоединением малых предприятий к энергетическим и коммунальным сетям очень тяжелая. Одно из направлений, полагает он, это - создание технопарков, технико-внедренческих и производственных зон, бизнес-инкубаторов.
     Существенную  помощь «малому бизнесу» могут оказать  и региональные венчурные и гарантийные  фонды, грантовая поддержка начинающих производств. [6]
     Дмитрий Медведев отметил, что по-прежнему высокой  для малого бизнеса остается текущая  стоимость капитала. Мелкий бизнес не может "потянуть" ни залоговых  требований, ни обеспечительных мер. В этой связи - нужны финансовые институты, учитывающие эту специфику. Необходимо также заложить правовые основы для  микрокредитования и развития кредитной  кооперации. А лицензирование отдельных  видов деятельности можно замещать обязательным страхованием ответственности  или финансовыми гарантиями.
     Как сообщил президент РФ, на 1 октября 2011 года в России было зарегистрировано около одного миллиона 100 тысяч организаций малого бизнеса и около 3,5 миллиона индивидуальных предпринимателей, в том числе и 255 тысяч крестьянских хозяйств.
     Таким образом, тема, касающаяся налогообложения  в сфере малого бизнеса, является актуальной.
     Актуальность  выбранной темы дипломной  работы заключается  в том, что отношения  между бюджетом и  предприятием очень  важны. Предприятие уплачивает в бюджет налоги и сборы, государство - направляет полученные средства на улучшение жизни населения страны. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. [14]
     В настоящее время выбранная тема весьма актуальна, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы  является залогом успешного решения  проблем стоящих перед страной. Кроме того, налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим  или, наоборот, угнетающим фактором деятельности коммерческого предприятия.
     Цель  работы - исследование особенностей налогообложения  в сфере малого бизнеса и путей  его совершенствования.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     1. Исследовать изменения законодательства  о налогообложении малого бизнеса.
     2. Выявить недостатки действующей  налоговой системы и способы  совершенствования.
     3. Рассмотреть налоговое планирование  как законный способ уменьшения  налоговых платежей.
     4. Дать краткую характеристику  и выделить основные показатели  деятельности ООО «ЦентрЭнергоСервис».
     5. Выявить виды налогов, уплачиваемых  предприятием.
     6. Рассмотреть возможные пути совершенствования  налогообложения ООО «ЦентрЭнергоСервис».
     Решение поставленных задач и рассмотрение перечисленных вопросов поможет  более глубоко раскрыть тему работы.
     Объект  исследования - ООО «ЦентрЭнергоСервис».
     Предмет исследования - налогообложение предприятий  малого бизнеса.
     Методы  исследования - описание, анализ, сравнение, изучение литературы.
     Практическая  значимость работы определяется конкретными  рекомендациями, разработанными для  объекта исследования.
 

ГЛАВА 1. Проблемы и пути совершенствования налогообложения в сфере малого бизнеса

1.1 Изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса

     Федеральными  законами от 18.07.2011 № 235-ФЗ и от 19.07.2011 № 245-ФЗ внесены серьезные изменения  в Налоговый кодекс РФ. Изменения  затронули как часть первую НК РФ, так и отдельные главы части  второй НК РФ. Наиболее серьезные новации  затронули главу 21 НК РФ, о которых  мне хотелось рассказать в своей дипломной работе.

     Измнение стоимости  отгруженных товаров (работ, услуг).

     Предоставление  покупателям скидок при реализации товаров (работ, услуг) является обычной  практикой в деятельности хозяйствующих  субъектов. Скидки, в частности, при  реализации товаров могут предоставляться  как в момент отгрузки товаров, так  и после их отгрузки. Практика предоставления скидок (премий) после даты отгрузки товаров получила более широкое  распространение с дополнением  статьи 265 НК РФ пунктом 19.1, предусматривающим  возможность учета в составе  внереализационных расходов, премий (скидок), выплаченных (предоставленных) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в  частности, объема покупок.
     Однако  с внесением данных изменений  возникли многочисленные споры с  порядком исчисления НДС при предоставлении премий (скидок) после даты реализации. Внесенными Федеральным законом  от 19.07.2011 № 245-ФЗ в НК РФ изменениями  рассмотрены ситуации корректировки  стоимости отгруженных товаров (в  случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) и имущественных прав, как  в сторону увеличения, так и  в сторону уменьшения.  Для реализации данных изменений предусмотрен новый документ - корректировочный счет-фактура.
     В соответствии с новым абзацем, дополнившим  пункт 3 статьи 168 НК РФ, продавец при  изменении стоимости отгруженных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных  дней со дня составления договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости  отгруженных товаров (выполненных  работ, оказанных услуг).
     При изменении стоимости отгруженных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) в сторону уменьшения, разница  между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) до и после такого уменьшения подлежит вычету у продавца. Соответственно, у покупателя в таком случае суммы  налога в размере такой разницы  подлежат восстановлению. [16]
     В соответствии с порядком, определенным в подпункте 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ, восстановление сумм НДС производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
    дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
    дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
     Т. е. рассматривая вариант, когда в договоре предусмотрено предоставление продавцом покупателю скидки, например за «выбранный объем», по результатам работы за месяц продавцу необходимо будет выставить корректировочные счета-фактуры и заактировать либо иным образом зафиксировать факт исполнения условий договора в части снижения цены товара (работы, услуги). Необходимо заметить, что выставление корректировочных счетов-фактур может оказаться крайне трудоемким, так как требования к корректировочному счету-фактуре предусматривают необходимость указывать сведения по каждой операции, каждому товару (работе, услуге) и каждому счету-фактуре, в отношении которых имеет место изменение стоимости отгруженных товаров. Т. е. на каждую счет-фактуру, в которой содержатся данные по товарам, стоимость отгрузки по которым была изменена, необходимо будет выписать корректировочную счет-фактуру.
     В случае увеличения стоимости отгруженных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) возникающая разница учитывается  при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров (работ, услуг), а у покупателя данная разница  подлежит вычету (п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 154 НК РФ). Данный порядок определен  новым пунктом 13 статьи 171 НК РФ. [1]
     Согласно  пункту 10 статьи 172 НК РФ вычет суммы  разницы как у покупателя, так  и продавца производятся на основании  корректировочных счетов-фактур и документов, подтверждающие факт изменения стоимости  товаров (работ, услуг).

     Оформление корректировочного  счета-фактуры.

     Изменениями, внесенными в главу 21 НК РФ, введен новый  вид счета-фактуры - корректировочный*. Согласно пункту 1 корректировочный счет-фактура  служит основанием для принятия продавцом  товаров (работ, услуг) сумм налога к  вычету при изменении стоимости  отгруженных товаров (работ, услуг). К данной категории счетов-фактур предъявляются требования, предусмотренные  пунктом 5.2 и 6 статьи 169 НК РФ. Аналогично счетам-фактурам на реализацию ошибки в корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам  при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговую ставку и сумму  НДС не являются основанием для отказа в принятии к вычету суммы НДС. 
     Перечень  реквизитов, обязательных к заполнению в корректировочном счете-фактуре  предусмотрен пунктом 5.2 статьи 169 НК РФ, и он в целом дублирует обычный  счет-фактуру на реализацию. Однако в корректировочном счете по большинству  «содержательных» показателей подлежат отражению как сведения, отраженные в первоначальном счете-фактуре, так  и сведения с учетом изменений.
     Данный  порядок касается следующих  показателей:
    количество (объем) товаров (работ, услуг) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (работ, услуг);
    цена (тариф) за единицу измерения до и после изменения цены (тарифа);
    стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре без налога до и после внесенных изменений;
    сумма НДС, определяемая до и после изменения стоимости отгруженных товаров;
    стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров
    разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг). [12]
     Следует отметить, что при этом в случае изменения стоимости отгруженных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения соответствующая  разница между суммами налога, исчисленными до и после их изменения, указывается с отрицательным  знаком.
     Корректировочные  счета-фактуры согласно статье 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ подлежат применению с 1 октября 2011 года. Таким образом, со вступление в силу данных изменений «отрицательные» счета-фактуры становятся правомерными.
     Напомним, что согласно пункту 8 статьи 169 НК РФ форма счета-фактуры и порядок  его заполнения, формы и порядок  ведения журнала полученных и  выставленных счетов-фактур, книг покупок  и книг продаж устанавливаются Правительством РФ. Таким документом в настоящее  время является Постановление Правительства  РФ от 02.12.2000 № 914. С введением в  статью 169_НК РФ новой формы счета-фактуры, возникает необходимость внесения соответствующих изменений и  в данный документ, т. е. утверждения непосредственно формы корректировочного счета-фактуры и порядка его отражения. Учитывая, что изменения в НК РФ вступают в силу с 1 октября 2011 года, применение корректировочных счетов-фактур с этой даты будет обязательным, независимо от внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства от 02.12.2000 № 914.

     Отмена начисления НДС с суммовых разниц.

     Изменения, внесенные Федеральным законом 19.07.2011 № 245-ФЗ, коснулись сделок, обязательства  об оплате которых предусмотрены  в рублях в сумме, эквивалентной  определенной сумме в иностранной  валюте, или условных денежных единицах. Новым пунктом 4 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что в данном случае моментом определения  налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). При  этом при последующей оплате товаров (работ, услуг) корректировка налоговой  базы не производится. Возникающие  суммовые разницы у продавца учитываются  в составе внереализационных  доходов или внереализационых расходов в зависимости от изменения курса  ЦБ РФ на дату поступления денежных средств. «Симметричный» порядок применяется  у покупателя - налоговые вычеты не корректируются, а суммовые разницы  учитываются также в составе  внереализационных доходов/расходов (п. 1 ст. 172 НК РФ). [28]

     Уточнения перечня  операций, не подлежащих налогообложению.

     Напомним, что статья 149 НК РФ определяет перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
     Наиболее  серьезные изменения в данную статью внесены Федеральным законом  от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений  в часть вторую НК РФ в части  совершенствования налогообложения  некоммерческих организаций и благотворительной  деятельности».  В частности, изменения затронули следующие положения:
    предусмотрена возможность освобождения от НДС услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы (ранее данное освобождение предоставлялось только государственным и муниципальным учреждениям социальной защиты). Основанием для применения освобождения является наличием заключения организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты (подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    ограничено применение освобождения в части оказания услуг по содержанию детей в дошкольных учреждения. Данным освобождением могут воспользоваться только организации, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Как и ранее освобождение по НДС распространяется на услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп.4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    более четко сформулировано освобождение от НДС, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ. С учетом внесенных изменений не подлежит налогообложению реализация «продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемы ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям»;
    уточнен порядок применения освобождения по НДС при оказании услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, а также при оказании услуг в сфере культуры и искусства (подп. 14 и 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    введен подпункт 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, предусматривающий освобождение от налогообложения услуг по социальному обслуживанию населения, в том числе несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей  иных лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации. В рамках данного подпункта предусматривается также освобождение от НДС услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости;
    с учетом внесенных изменений освобождена от налогообложения передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, но и передача имущественных прав (подп. 12 п. 3 статьи 149 НК РФ);
    предусмотрено освобождение при безвозмездном оказании услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы с учетом требований предусмотренных новым подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
     Изменениями, внесенными Федеральным законом  от 19.07.2011 № 245-ФЗ более подробно определены критерии и порядок подтверждения  освобождения в части выполнения работ (услуг) по сохранению объектов культурного  наследия. Внесенными изменениями предусмотрено, что освобождение по НДС распространяется на широкий перечень работ (в том  числе, консервационные, противоаварийные, ремонтные и т. п.), связанный с сохранением объекта культурного наследия (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     Также данным законом предусмотрено освобождение от НДС в отношении:
    реализации товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25% (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    оказания услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.
     Кроме того разъяснен порядок признания  объектов производственного назначения при оказании услуг застройщика  на основании договора участия в  долевом строительстве. Напомним, что  подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ сделано исключение в части освобождения от НДС услуг застройщика, оказываемых  при строительстве объектов производственного  назначения. Внесенными изменениями  определено, что к объектам производственного  назначения относятся объекты, предназначенные  для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

     Новые случаи восстановления НДС.

     Рассматриваемым законом внесены изменения в  статью 170 «Порядок отнесения сумма  налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)»  НК РФ. Пункт 3 данной статьи дополнен новыми положениями, предусматривающими необходимость  восстановления в следующих случаях:
    дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, т. е. речь идет о случаях применения нулевой ставки по НДС. При этом восстановленные суммы НДС подлежат вычету в том налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг);
    в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
     При этом суммы налога, подлежащие восстановлению в данном случае, не включаются в  стоимость товаров (работ, услуг), а  учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
     Также внесенными изменениями предпринята  попытка решить проблему с порядком применения пропорции  при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности при оприходовании объектов основных средств и нематериальных активов. Напомним, что проблема состоит в следующем - пропорция определяется по итогам деятельности налогоплательщика за налоговый период (квартал), соответственно, приобретая имущество в первом или втором месяце квартала, пропорция облагаемой и необлагаемой деятельности еще не определена. В связи с изложенным пункт 4 статьи 170 НК РФ дополнен положением следующего содержания: «По основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав». С учетом данных изменений расчет пропорции будет зависеть от месяца постановки на учет основного средства.
     Кроме того уточнено «правило 5 %», предусмотренное пунктом 4 статьи 170 НК РФ. С учетом внесенных изменений, предусмотрено, что налогоплательщик имеет право не применять положения данного пункта, т. е. частично предъявлять НДС, а частично учитывать в расходах (стоимости материалов, объектов основных средств и нематериальных активов), к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на приобретение производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом вся сумма НДС подлежит вычету.  Ранее в данном абзаце был сделан акцент только на расходах на производство товаров (работ, услуг).

     Изменения в признании  объекта налогообложения.

     Изменениями, внесенными в подпункт 5 пункт 2 статьи 146 НК РФ, уточнено, что не признается объектом налогообложения по НДС  не только передача на безвозмездной  основе объектов ОС органам государственной  власти и местного самоуправления, а также государственным и  муниципальным учреждениями, государственным  и муниципальным унитарным предприятиям, но и оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование  объектов ОС данным категориям лиц.
     Ранее неоднократно возникали споры между  налоговыми органами и налогоплательщиками  при предоставлении имущества во временное безвозмездное пользование. Неоднократно судами отмечалось, что  из содержания подпункта 5 пункта 2 статьи 146 НК РФ не следует, что данная норма  подлежит применению только в случае перехода права собственности на объекты основных средств (Определение  ВАС РФ от 24.03.2009 № 7246/08, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по делу № А45-17387/2009).
     Таким образом, с учетом внесенных изменений  можно говорить о разрешении еще  одной спорной ситуации. Налоговая  база по НДС не будет возникать  ни при передаче в собственность  объектов основных средств, ни при передаче таких объектов во временное пользование  на безвозмедной основе.

     Изменения в порядке  определения места реализации товаров, работ (услуг) ...

     Рассматриваемым законом внесены уточнения в  порядок определения места реализации товаров (работ, услуг). Данные изменения  носят «точечный» характер и затрагивают  ограниченный круг налогоплательщиков, но не обращать на них внимание было бы не правильно.

     ... в части места  реализации товаров

     Изменениями, внесенными в статью 147 НК РФ, предусмотрено, что местом реализации товаров признается территорию РФ, не только в том случае, если товар находится на территории РФ, либо в момент начала отгрузки находится  но на территории РФ, но и в том  случае, если товар находится/отгружается  с иных территорий, находящихся под  ее юрисдикцией РФ.
     Напомним, что согласно части 2 статьи 67 Конституции  РФ Российская Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации.

     ... в части места  оказания аудиторских услуг

     Кроме того важно отметить, что, уточнено место оказания аудиторских услуг. Наряду с консультационными, юридическими и бухгалтерскими услугами место  оказания аудиторских услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. [26]
     В данном случае следует обратить внимание на постановление от 28.01.2011 № КА-А40/17618-10 по делу № А40-70846/10-107-362. При проведении выездной налоговой проверки налоговым  органом было установлено, что общество оказывало услуги по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности или стандартами ГААП (GAAP) иностранным организациям, не осуществляющим деятельность на территории РФ, в связи  с чем в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации данных услуг территория РФ не была признана. По результатам проведенной проверки инспекцией был сделан вывод, что «поскольку аудиторские услуги не поименованы в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в перечне работ и услуг, предоставляемых российской организацией иностранному юридическому лицу, то в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке». [25]
     Признавая решения инспекции недействительным, суды исходили из того, что «аудиторские услуги представляют собой сочетание бухгалтерских, консультационных и юридических услуг, в связи с чем в силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация не признается местом их оказания».

     ... в части места  реализации работ (услуг), носящих  вспомогательный характер

     Важные  уточнения внесены в пункт 3 статьи 148 НК РФ. С учетом изменений предусмотрено, что вспомогательный характер работает по отношению к реализации других работ (услуг) следует рассматривать  внутри каждой конкретной организации. Т. е. говорить о наличии вспомогательных работ и определять место их оказания по месту реализации основных работ (услуг) правомерно только в отношении организации или индивидуального предпринимателя, которыми оказывается несколько видов деятельности, часть из которых носит вспомогательный характер по отношению к  реализации других работ (услуг).
     Также внесенными изменениями уточнен  порядок определения места реализации в части услуг по организации  транспортировки природного газа трубопроводным транспортом, а также выполнения работ (оказания услуг) в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного  сырья.

     Иные изменения 21 главы НК РФ

     В завершении рассмотрим, какие положения  подверглись изменения в связи  с Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ:
     1. При подтверждении применения  ставки НДС 0 %, в том числе экспорта, из перечня документов исключена обязанность предоставления выписки, подтверждающей поступление денежных средств. Т. е. подтверждение оплаты при подтверждении нулевой ставки НДС теперь не требуется.
     2. Уточнено, что налоговая база  при реализации товаров (работ,  услуг), предусмотренных пунктом  1 статьи 164 НК РФ, в случае расчетов  по таким операциям в иностранной  валюте определяется в рублях  по курсу ЦБ РФ на дату  отгрузки (передачи) товаров (выполнения  работ, оказания услуг). Таким  образом, корректировка налоговой  базы при применении нулевой  ставки по НДС не требуется  (п. 3 статьи 153 НК РФ).
     3. Предусмотрено применение нулевой  ставки по НДС в отношении  следующих видов деятельности:
    услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, а также транспортно-экспедиционных услуг (подп. 3.1. п. 1 ст. 164 НК РФ);
    работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также работ (услуг), связанных с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки);
     4. Уточнено, что при уступке первоначальным  кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации  товаров (работ, услуг), или при  переходе данного требования  к другому лицу на основании  закона, налоговая база определяется  как сумма превышения суммы  дохода, полученного первоначальным  кредитором при уступке права  требования, над размером денежного  требования, права по которому  уступлены (п. 1 ст. 155 НК РФ).
     5. Определено, что при реализации  имущества и (или) имущественных  прав должников, признанных банкротами, налоговая база определятся как  сумма дохода от реализации  этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется  по каждой операции отдельно. Налоговыми агентами в рассматриваемом  случае признаются покупатели  конфискованного имущества, которые  обязаны исчислить НДС расчетным  методом, удержать из выплачиваемых  доходов и уплатить в бюджет  соответствующую сумму НДС (п. 4.1. ст. 161 НК РФ);
     6. Уточнен порядок применения заявительного  порядка возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ). В частности, исключено  требование к банка, предоставляющим  банковскую гарантию, о наличии  зарегистрированного уставного  капитала банка в размере не  менее 500 миллионов рублей. Вместе  с тем дополнено, что банковская  гарантия предоставляется в налоговый  орган не позднее пяти дней  со дня подачи налоговой декларации, т.е. одновременно с подачей  заявления о применении заявительного  порядка возмещения НДС.
     7. Пунктом 6 статьи 171 НК РФ предусмотрена  возможность вычета сумм НДС,  предъявленных налогоплательщику  подрядными организациями (заказчиками-застройщиками)  не только при капитального  строительства, но и при ликвидации  основных средств, а также при  разборке, демонтаже основных средств.  Также рассматривая норма дополнена  порядком восстановления ранее  предъявленных сумм НДС по объектам недвижимости (основных средств) в отношении которых была проведена модернизация (реконструкция) и которые стали использоваться для осуществления операций, поименованных в пункте 2 статьи 170 НК РФ.

1.2 Недостатки действующей налоговой системы и способы

совершенствования

     Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны  предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов  и рядовых налогоплательщиков.
     Многим  не нравится, что налоги слишком  высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство  устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства  распространяется и на налоги: хочу - плачу, хочу - скрываю. Но при этом все  дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата  заработной платы работникам бюджетных  учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ.
     Далее, предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой  системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое  налогообложение физических лиц  при небольшой по сравнению с  западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку  в других странах оно выше; слишком  жесткие финансовые санкции к  уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность  принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных  налогов; низкое налогообложение природных  ресурсов. [17]
     Обобщить  и свести воедино все эти точки  зрения невозможно, хотя во многих критических  высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно.
     Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой  подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а  порой просто дилетантских.
     России  остро не хватает собственной  научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать  действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все  экономические и социальные последствия  от проведения в жизнь того или  иного комплекса мероприятий.
     Оценивая  прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивалась в  условиях экономического кризиса. В  тяжелейшей ситуации она сдерживала нарастание бюджетного дефицита, обеспечивала функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяла, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечала текущим задачам  перехода к рыночной экономике. К  созданию налоговой системы РФ был  широко привлечен опыт развития зарубежных стран. [7]
     Естественное  и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения  обороноспособности государства. С  другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может  расти только тогда, когда учитываются  интересы товаропроизводителей. В 70--80-е  гг. все страны признали учение А. Лэффера  о соотношении налоговых ставок и доходов.
     Однако  нельзя и снижать налоги сверх  меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.
     Налоговая система не сможет быть застывшей. Она  реформируется сейчас и должна реформироваться  дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической  реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики  пока проявляется лишь как тенденция  в условиях продолжающегося спада  производства и инфляции. Реформирующаяся  налоговая система призвана противостоять  экономическому и финансовому кризису.
     В течение года в Налоговый кодекс РФ поправки  вносятся 2 раза в месяц (за 2010 год - поправки вносились в НК РФ - 26 раз, в 2009 году - 35 раз). За новшествами не успевают следить даже профессионалы, а что говорить о простых бухгалтерах и юристах? 
     В настоящее время ООО «ЦентрЭнергоСервис» сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчислении бюджетных платежей.
     Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются  без достаточного экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между  тем при установлении ставок налогов  необходимо учитывать их влияние  не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается  тенденция к перераспределению  доходов в пользу тех, которые  облагаются налогом по наименьшей ставке. [27]
     Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов  вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью  ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог  с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут  в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя  не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.
     Как видим, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также  препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
     В настоящее время во всем мире наблюдается  тенденция к упрощению налоговой  системы. В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.
     Однако  такая масса платежей приводит к  тому, что бухгалтерия предприятий  очень часто ошибается при  отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную  уплату налога. Такое впечатление, что  налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
     Кроме того, многие законы, в которых установлены  ставки налогов, и доходы из которых  они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько  месяцев после опубликования  Закона (который тоже не всегда можно  найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать. [15]
     Еще один недостаток нашей налоговой  системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.
     Ситуация  в России, резко отличается от мировых  тенденций, так как доля косвенных  налогов в значительной мере превышает  долю прямых. Причем в России такая  ситуация изменяется в сторону уменьшения доли прямых налогов. Но доля подоходного  налога с физических лиц мала, хотя в настоящее время появилась  тенденция к ее увеличению, что  связано с введением налоговой  декларации и улучшением учета доходов  с физических лиц.
     В последнее десятилетие у нас  много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования "среднего класса", обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных  актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако даже невооруженным  глазом видно, что, несмотря на все это  жить представителям малого бизнеса  в России легче не стало. И самая  главная причина этому - непосильные  налоги. [13]
     По  сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:
     1. Она сложна и запутанна. Фактически  не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая  формулировку актов законодательства  о налогах и сборах таким  образом, чтобы "каждый точно  знал, какие налоги и сборы  и в каком порядке он должен  платить". Сегодня уплата налогов  требует от предпринимателя профессиональных  знаний по учету и налогообложению  либо найма высокооплачиваемых  специалистов по бух. учету  и налогам. 
     2. Чрезмерно высоко налоговое бремя.  Очевиден приоритет фискальных  интересов государства над всеми  остальными.
     3. Нестабильность законодательства.
     Сегодня необходимо снижать налоги и возвращать отмененные ранее льготы, прежде всего  инвестиционную. Напомним, что в  свое время именно этой преференцией пользовались многие промышленные предприятия  для ухода от налогообложения. Теперь их руководители заявляют, что честь  бизнес мундира для них дороже сомнительных сделок и пользоваться столь щедрым подарком они будут  исключительно с целью обновления основных фондов.
     Средний срок службы станков на отечественных  предприятиях составляет двадцать один год, в то время как на Западе их меняют каждые 7-9 лет.
     Также предлагается снять с плеч фирм часть  налоговой нагрузки и переложить ее на плечи граждан. Во многих развитых странах физические лица отдают в  госказну едва ли не больше денег, чем  юридические, а вот в России налоговая  система - это калека, стоящий на одной ноге. Страна, которая хочет  быстро развиваться, должна брать меньше налогов с бизнеса. В этой связи, по мнению экономистов, налог на добавленную  стоимость следует снизить до 10-12 процентов. Только тогда сами люди будут вкладывать средства в свои пенсии, а у предприятий появится мощный стимул для дальнейшего роста. При этом, конечно же, бизнесмены должны поднять зарплаты сотрудникам.
     Страховые взносы в нынешнем виде не дают развиваться российским предприятиям, препятствует росту заработной платы, а стало быть, и привлечению квалифицированной рабочей силы. Поэтому их надо снижать как минимум в два раза. Также снизить нагрузку на фирмы возможно, если сдвинуть границу пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и 55 лет.
     Кроме того, отмечается, что развитию малых, средних, да и крупных компаний препятствуют главным образом система налогового администрирования. Причем за свои неправомерные  действия они не несут абсолютно  никакой ответственности.
     Варианты  снижения НДС активно обсуждаются  в Госдуме, как, впрочем, и перспективы  уменьшения ставки налога на прибыль. В правительстве все еще витает идея замены налога на добавленную  стоимость налогом с продаж.
     Стремление  превратить налоговую систему в  образец простоты и эффективности, снять все налоговые преграды на пути экономического роста - таковы основные стимулы реформирования налогообложения  во всех развитых странах мира. Положительный  эффект при этом достигается лишь при соблюдении важнейшего принципа любой налоговой системы - приоритета производства над интересами бюджета. [3]
     Если  не следовать этому основополагающему  правилу, то налоговая политика правительства  неизбежно приведет к негативным последствиям, а именно: к постоянному "вытеснению" капиталов из производственного сектора и отсутствию нормального инвестиционного процесса, поскольку сформировавшаяся система налогообложения станет блокировать важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате образуется постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала.
     Мы  выяснили, что налоговая система  в России имеет множество недостатков, несмотря на то, что было проведено  несколько реформ в области налогообложения, и постоянно вводятся какие-то изменения  в налоговое законодательство и  т.д.
     Поэтому можем говорить о том, что налоговую  систему необходимо совершенствовать.
     Мы  рассмотрим некоторые направления  совершенствования налоговой системы. [23]
     1. Достижение стабильности и определенности  налоговой системы. Основными  способами реализации являются:
    Определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;
    Установление предельных ставок региональных и местных налогов;
    Отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;
    Сокращение числа налогов;
    Устранение противоречий налогового и иных видов законодательства;
    Выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот;
    Упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.
     2. Установление фискальных стимулов:
    Введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей;
    Введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;
    Постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства на сферу обращения;
    Применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.
     3. Повышение собираемости налогов  посредством;
    Последовательного перехода к исчислению налогов по отгрузке;
    Налогообложения у источника выплаты;
    Введение механизма реального контроля доходов физических лиц;
    Совершенствования методов банковского контроля;
    Усиления контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению;
    Предоставления льгот лишь при условии полной уплаты налогов в предыдущем году.
     Таким образом, налоговая политика государства  связана в первую очередь с  созданием прочного экономического базиса в стране и стабильных политических условий развития общества. Просматривается  также смещение основного акцента  в формировании налоговых доходов  бюджета с чисто фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской активности.
     В настоящее время одна из первоначальных задач - обеспечение баланса между  снижением налогового бремени и  сокращением льгот, которые деформируют  любую налоговую систему и  снижают конкурентоспособность  отечественных компаний. [18]
     Кроме перечисленных направлений совершенствования  налоговой системы нашей страны, можно привести еще следующие  возможные варианты решения ее проблем.
     Некоторыми  экономистами видится, что возможности  наращивания доходов бюджета  за счет увеличения номинального налогового бремени исчерпаны, поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и  совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимости в доходах бюджета  налогов с физических лиц. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых, как  для государства, так и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приоритетом налоговой реформы должно стать не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства.
     Таким образом, направления совершенствования  налоговой системы следующие:
    совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;
    пересмотр и отмену налоговых льгот;
    объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;
    совершенствование норм и кодификацию правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;
    установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение “теневых” экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
    четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).
     Многие  экономисты убеждены, что для стабилизации налоговой и бюджетной системы  нужны пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том  числе, по налогу на прибыль, подоходному  налогу, НДС. В необходимых случаях (и частности, предприятиям обществ  инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.
     Налоговому  законодательству необходимо придать  большую четкость и “прозрачность”, не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм. [31]
     Должны  быть предприняты меры по борьбе с  предоставлением незаконных льгот  и с ведением не отражаемой в бухгалтерском  учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением  наличных денег в легальном секторе  и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными  банковскими счетами юридических  и физических лиц (в том числе  за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой  осуществления расчетов за реализованную  продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений  и “третьих лиц”.
     Существует  еще одно мнение относительно совершенствования  налоговой системы России.
     Среди недостатков существующей налоговой  системы выделяется несовершенство законодательной базы, возникшее  из-за того, что в России не уделялось  должного внимания налоговой науке. В действующих новых главах НК РФ выявляется по мере их применения большое  число недостатков, мест, требующих  толкования, которые, впрочем, были заметны  специалистам сразу, еще до их проверки практикой. В налоговом законодательстве ощущается отсутствие отечественной  научной школы. Сказывается, что  несколько десятилетий важнейшая  отрасль экономической науки - налогообложение - в Российской Федерации не развивалась. Научные труды, исследовавшие зарубежный опыт, оценивали его главным образом  с позиций критики. В течение  всего ХХ века теория налогообложения  шла вперед в западных странах, рождая новые концепции, а российские ученые оставались по идеологическим мотивам  лишь созерцателями. Не удивительно, что  современное налоговое законодательство во многом опирается на западный опыт. Но при этом теряются специфические  черты российской экономики, особенности  того исторического этапа, на котором  она находится.
     Российский  НДС является одним из наиболее высоких  среди развитых стран, не считая скандинавских  стран, где он доходит до 25 % (Швеция, Дания). Большинство экономистов  являются сторонником снижения НДС  по мере роста производства. Но они  считают, что это должен быть постепенный  процесс - на 1-2 пункта, но ни в коем случае не революционное уменьшение в 1,5-2,0 раза, чего бюджет просто не сможет выдержать. [20]
     Также, касаясь перспективных задач, связанных  с совершенствованием НДС, ставится вопрос не только об определении его  оптимальной ставки, но и вопрос о правильном определении понятия "добавленная стоимость", очищенного от добавок, приближенного к тому, как определяется добавленная стоимость  в развитых странах.
     Глава 22 НК РФ придает акцизам преимущественно  фискальный характер. Сохраняется действующая  в последние годы тенденция роста  ставок акцизов на спиртовую и  винно-водочную продукцию, табачные изделия, нефтепродукты. В сочетании с  увеличением ряда таможенных пошлин, с введением регионального налога с продаж это означает политику дальнейшего  повышения роли косвенных налогов.
     Высказываются мнения о том, что возможности  роста доходов бюджета через  увеличение ставок косвенных налогов  почти исчерпаны и что в  ближайшем будущем предстоит  искать новые подходы к косвенному налогообложению. Уже сейчас нужно  выдвигать проблему увеличения собираемости косвенных налогов, а не их ставок. Динамику ставок косвенных налогов  на товары народного потребления  следует сопоставлять не с потребностями  в расходах бюджета, а с динамикой  средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая  динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов  ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен  делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение  такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной  продукции. Поэтому в ближайшем  будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен.
     Современные реалии требуют, чтобы ставка налога на имущество физических лиц была увеличена, а сам налог дифференцирован  в зависимости от вида имущества. Для того чтобы налог на имущество  был реально собираем, нужно разработать  и ввести систему оценки и учета  имущества, находящегося во владении частных  лиц. Поэтому внесение изменений  в налогообложение имущества  физических лиц должно стать одним  из приоритетных направлений в дальнейшем проведении налоговой реформы в  России.
     Контроль  расходов граждан должен быть усовершенствован, так как в настоящее время  если сумма проверенной покупки  превысила годовой доход, то этим начинают заниматься. То есть получается, что контролируются не реально крупные  расходы, не люди, живущие не по своим  доходам, а просто изучается огромный массив ненужной информации. Предлагается изменить законодательство так, чтобы  речь шла о действительно крупных  покупках и действительно дорогих  вещах, таких, как крупная недвижимость, дорогие антикварные вещи. Также  считается необходимым уточнить законодательство относительно сумм, которые человек указывает как  взятые в долг.
     Можно выделить еще одну точку зрения, касающуюся совершенствования налоговой  системы России - проект Ассоциации “Налоги России”.[24]
     Предлагаемая  авторами структура налоговой системы  предполагает разделение налогов на две основные группы: условно-постоянные и условно-переменные налоги. К первой из названных групп предлагается относить налоги, не зависящие от результатов  хозяйственной деятельности налогоплательщика (налог на трудовые ресурсы, налог  на сокращение рабочих мест). Ко второй группе относятся налоги, напрямую связанные с деловой активностью  налогоплательщика (налог на добавленную  стоимость, акцизы).
     Новым в предлагаемом проекте является всесторонне обоснованная разработчиками (методологически и методически) необходимость отмены налога на прибыль, и введение нового налога на средства предприятий, направляемые на потребление (налог на потребление).
     Предлагаемая  концепция налоговой реформы  исходит из необходимости максимально  возможного стимулирования инвестиционной активности предприятий. При этом одним  из главных способов решения данной проблемы провозглашается увеличение доли условно-постоянных налогов в  суммарной налоговой нагрузке. Стимулирующая  функция таких налогов, по мнению разработчиков, реализуется путем  снижения их удельного веса по мере улучшения показателей хозяйственной деятельности предприятий. С другой стороны, предлагаемый налог на потребление призван в максимальной степени ограничить поток средств, направляемых налогоплательщиками не на инвестиционные цели.
     К преимуществам данного варианта налогового реформирования следует  отнести:
    четкое решение проблемы инвестирования средств, предполагающих развитие промышленности, строительных отраслей и сельского хозяйства. Это, в частности, достигается, по мнению разработчиков, полным освобождением от налогообложения прибыли предприятий;
    за счет снижения налоговой нагрузки будут увеличены размеры налогооблагаемой базы (совокупной величины реального налогового потенциала);
    снятие проблем непродуктивного “сжигания” финансовых ресурсов страны. В настоящее время этот процесс провоцирует, по мнению авторов, неконтролируемое потребление, банковское накопление капитала, открытые каналы ухода экспортных доходов за рубеж;
    правомерность обоснований разработчиков по снижению ставок налога на добавленную стоимость. В их расчетах четко увязана процессуальная часть методики исчисления суммы налога на добавленную стоимость с показателями, характеризующими ход инфляционных процессов. Такой подход должен привести к снижению инфляционной составляющей в налоговой системе.
     К недостаткам данного проекта  можно отнести излишне высокую  ставку налога на потребление -- 70%. За счет поступлений по данному налогу предполагается финансировать потребности как  федерального, так и региональных бюджетов, а также потребности  внебюджетных фондов.
     Высокая ставка налога на потребление ставит под сомнение следование принципу стимулирования инвестиций. Являясь в первую очередь  налогом на заработную плату, налог  на потребление может быть охарактеризован  как мощнейший фактор ограничения платежеспособного спроса. Тот факт, что плательщиками данного налога признаются юридические лица, означает в первую очередь перенесение тяжести налогового бремени с физических лиц (освобожденных от подоходного налога) на предприятия. Этот подход не может быть признан как соответствующий целям стимулирования инвестиционной активности. Отсутствие стимулов к повышению размеров заработной платы сделает невозможным рост платежеспособного спроса и, вероятнее всего, деформирует нормальное развитие производственного сектора.
     Таким образом, предлагается фактически налоговая  система, стимулирующая производство не ради потребления, а ради самого производства. Подобный подход означает невозможность реализации произведенной за счет возросших инвестиций продукции и, следовательно, отсутствие возможности развития производства.
     В качестве стимулов эффективности использования  трудовых ресурсов авторы предлагают налоги на использование трудовых ресурсов и на сокращение рабочих мест. Плательщиками  данных налогов также признаются предприятия. Введение дополнительного  налогового бремени на предприятия. При этом налоговый пресс усиливается, прежде всего, для крупных производственных предприятий.
     Серьезным недостатком рассматриваемого документа  может быть признано введение совершенно новых видов налогов. При введении в действие предложенной модели налогообложения  реализация международных договоров  об избежании двойного налогообложения, одной из сторон которых является Россия, станет затруднительным. Возможность  увеличения объемов иностранных  инвестиций в данном случае представляется сомнительной, тем более в состоянии  сегодняшней зависимости федерального бюджета от международных кредитов.
     Общее число налогов разработчики характеризуемого законопроекта предполагают снизить  до девяти. Это крайне актуально  сегодня. Для переходной экономики  России можно вообще установить особый режим налогообложения, например: один-два  налога на производителя, один на работника. Такая не экономическая и крайняя  мера способна внести, наконец, ясность  в налоговые взаимоотношения  и стабилизировать кризис государственных  финансовых ресурсов.
     Проект  не решает проблемы межбюджетных отношений. Не предусматривается введение местных  налогов. Финансирование потребностей местных бюджетов предполагается производить  за счет зачисления в них отдельных  региональных налогов (на использование  трудовых ресурсов, на сокращение рабочих  мест, налог на предпринимателей). Федеральный  бюджет формируется за счет НДС, государственной  пошлины, а также части акцизов  и налога на потребление. Основным регулирующим налогом остается налог на потребление.
     Таким образом, мы рассмотрели несколько  предложений и проектов, целью  которых является совершенствование  налоговой системы в России.
     Многие  из них имеют действительно эффективные  идеи, некоторые полны недостатков, но так или иначе, учитывая состояние  налоговой системы России в настоящее  время - она нуждается в совершенствовании. 

 


Глава 2. Налогообложение ООО «ЦентрЭнергоСервис»

2.1 Краткая характеристика  и основные показатели  деятельности ООО  «ЦентрЭнергоСервис»

     Общество  с ограниченной ответственностью «ЦентрЭнергоСервис»  находится по адресу: г. Тула, ул. Рязанская, 5.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.