На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Ростовский  Государственный  Экономический Университет  

 
 
Кафедра Экономической теории 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Налоги и  налоговая система  в рыночной экономике»
(№51) 
 
 
 

Выполнил  студент                                                  Петров А.А.
Факультета                                                            Планово-экономического
группы                                                                     114
номер зачетной книжки                                         02085
Научный руководитель:                                         к.э.н., доцент Сидорова Л.В. 
 

Ростов-на-Дону

2003 
 
 

ПЛАН

    Введение…………………………………………………………………… 3
   1.Налоговая  система как часть экономической  системы общества…….5
      Экономическая сущность налоговой системы……………………….5
      Организационная структура налоговой системы………………….. 10

    2.Экономическая  роль налогов. Их виды………………………………. 18

    3.Особенности  налоговой системы в Российской  Федерации…………28

    Заключение………………………………………………………………..34
    Литература…………………………….…………………………………..36
    Рецензия…………………………………………………………………...38
 

Введение 

      Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
      Налоги  известны очень давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными  потребностями.
      В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяло лишь общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникала сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство взяло часть функций на себя: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика. И, наконец, третий, современный этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
      Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Бесспорно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц.
      Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
      Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:
      а) гасить возникающие «сбои» в системе  распределения;
      б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
      Сколько веков существует государство, столько  же существуют и налоги, и столько  же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
      Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.
 

      1.Налоговая система как часть экономической системы общества 

      1.1.Экономическая сущность налоговой системы 

      Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта как на макро, так и на микроуровне.
      Рыночная  экономика в современных условиях – это система организации  хозяйства в масштабах страны, в основе которой лежат товарно-денежные отношения, многообразие форм собственности, экономическая свобода и конкуренция граждан (как собственников своей рабочей силы) и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.
      В рыночной экономике взаимодействуют три специфических основных рынка:
      1. товаров и услуг;
      2. труда;
      3. финансовых ресурсов.
      На  рынке товаров и услуг проявляются  экономические отношения между  производителем и потребителем по поводу объема, структуры и потребительских свойств предлагаемой к реализации продукции, с одной стороны, и объема, структуры и качества необходимой продукции (спроса) – с другой стороны.
      Особые  экономические отношения складываются на рынке труда по поводу занятости  трудоспособного человека в качестве наемного работника (путем предложения своей рабочей силы) и в связи с потребностью хозяйствующего субъекта (работодателя) в рабочей силе определенного количества и качества.
      На  рынке финансовых ресурсов проявляются  экономические отношения между  хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу мобилизации и перераспределения (через банковскую систему и др. кредитные учреждения) временно свободных денежных ресурсов для кредитных целей.
      Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования. Для этих рынков общей формой реализации экономических отношений является соотношение спроса и предложения, в котором связующим звеном выступают цена, прибыль, зарплата, процент. Спрос и предложение представляют собой взаимосвязанные стороны экономического процесса. Связи эти характеризуются постоянной возобновляемостью (с разной степенью соотношения), выражая тем самым экономический закон спроса и предложения.
      Вместе  с тем именно рынок товаров  и услуг определяет параметры функционирования рынка труда и рынка финансовых ресурсов.1
      Производители и потребители, покупатели и продавцы в отношениях между собой стремятся  получить наибольшую выгоду. Экономические  интересы каждой пары субъектов рыночных отношений прямо противоположны, отражая объективные противоречия между условиями производства, товаров и услуг и условиями их реализации (потребления). Это порождает состязательность производителей с одной стороны и потребителей – с другой за более привлекательные условия реализации и приобретения товаров.
      Таким образом, появляется в рыночной системе  другой экономический закон –  закон конкуренции. Результатом  его действия является улучшение  условий производства и реализации товаров, улучшение их качества и  снижение общественно необходимых затрат труда, понижение индивидуальной стоимости продукции и получение избыточного дохода в форме добавочной прибыли. Появление на рынке монополистов ослабляет конкуренцию. В этом случае вступает в силу регулирующая роль государства.
      Историческая  эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики:
    либеральная модель — незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы, узкий государственный сектор экономики, широкая свобода хозяйствующих субъектов, минимальное участие государства в решении социальных задач; государственное регулирование носит опосредованный монетарный характер и ограничивается главным образом макроэкономическими процессами. Патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения. Этой модели придерживаются США, Англия, Франция;
    социально ориентированная модель — большая, чем в либеральной степень государственного регулирования, значительный госсектор, высокая степень регламентации рынка не только на макро-, но и на микроуровне, государственный патернализм направлен почти на все слои населения. Этой модели придерживаются Германия, Норвегия, Швеция, Австрия, Япония.
      Разумеется, та или иная модель, принятая государством на вооружение, имеет свои исторические корни, учитывает традиции хозяйства и управления, новые явления (к примеру, возрастающая роль международных компаний, предприятия которых действуют по законам государств с различной налоговой политикой).
      Реформирование  экономики России с самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. Имелось в виду, что именно саморегулируемый механизм нарождающейся рыночной системы расставит всех и вся по своим «нишам» и создаст новую структуру форм собственности, иную систему разделения труда в российской экономике.
      Первые  годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, снижением  уровня жизни подавляющей части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,5 раза, а сводный индекс потребительских цен — в 26 раз. Инфляционные процессы, обусловленные ростом цен и неплатежей, негативно сказались на устойчивости денежного обращения и финансово-кредитной системы. Вносимые коррективы в монетаристскую стратегию осуществления реформ ощутимых перемен не принесли: стабилизация в экономике и финансах не наступила. Объем валового внутреннего продукта в 1992 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 19%. Дефицит бюджета составил около 11% расходов государства. Увеличился государственный долг России (внутренний и внешний).
      В Послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского  государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» отмечены резервы реформирования экономики, в числе которых:
    создание системы регулирования рыночной экономики;
    демонополизация производства и формирование конкурентной среды;
    эффективное преобразование налоговой системы (имея в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).
      Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
      Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов (см. Приложение 2, стр.36). Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
      Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справедливо подчеркивал К. Маркс.2 В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
      Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
    работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход:
    хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
      За  счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
      А. Смит в своем классическом сочинении  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н. И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
      Перечисленные принципы налогообложения учитывались  и при формировании налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Од основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом». 

      1.2.Организационная  структура налоговой  системы 

      Для успешной реализации экономического назначения налогов каждая экономическая система  в лице государства и его соответствующих институтов формируют налоговую систему. Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов. В налоговой системе устанавливаются такие ее обязательные элементы:
    виды налогов с обязательным указанием налогоплательщиков по каждому налогу, объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки, а также порядка и сроков уплаты налога;
    источники налогов;
    принципы взыскания налогов;
    уровни изъятия налогов.
      По  набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям  различных уровней власти, налоговой  базе, сфере действия, льготам эти  системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:
        Постоянный конкретный поиск  путей увеличения налоговых доходов  государства; 
      2. Построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
      Первая  из этих черт реализуется в форме  широкомасштабных или частичных  налоговых реформ, введением новых  налогов, изменением налоговой базы, соотношением различных видов налогов, манипуляциями с прогрессивным и пропорциональным обложением, перераспределением налогового бремени и т.п.
      Что касается второй черты, то принципы построения налоговых систем в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории. Тем не менее эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений. В целом эти принципы можно представить следующим образом. 
      Налоги  и сборы, носящие налоговый характер, от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер. Различия в налогах зависят от характера облагаемых  доходов и расходов, природа этих доходов и расходов  лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:
      1. На рынке товаров и факторов  производства (труда, земли и капитала);
      2. С домашних хозяйств или компаний;
      3. С источника доходов или со  статьи расходов;
      Налоги  в развитых странах (за редким исключением) принимают под разными названиями следующие основные формы:
      - подоходный налог с физических лиц;
      - подоходный налог с юридических лиц налог на добавленную стоимость;
      - налог с оборота;
      - взносы в фонд социального страхования;
      - особые виды налогов на потребление.
      За  рамки этих налогов, основанных на обложении  потоков доходов и расходов, возникающих  в процессе производства и обращения  товаров, выходят лишь налоги базирующиеся на обложении накопленного богатства. Их основные виды: поимущественный налог и налог на наследства и дарения.
      Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических, и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что дало повод экономистам и социологам разработать ряд требований для создания оптимальной системы. Наиболее важные из них следующие:
    распределение налогового бремени должно быть равным, или иными словами, каждый должен вносить свою “справедливую” долю в государственные доходы;
    налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);
    налоговая система должна быть экономически гибкой, т.е. способной адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов;
    при использовании налоговой политики для достижения социально-политических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
    налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста  страны;
    налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятой налогоплательщиком;
    административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
      Принцип равенства и справедливости обложения  – основной при построении налоговой  системы. Существуют два подхода  к его реализации в зависимости:
    от получаемых налогоплательщиком выгод от государства;
    от платежеспособности плательщиков.
      Согласно  первому  подходу, справедливой налоговой  системой считается та, при  которой  налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, соответствуют выгодам, которые они получают от услуг государства, т.е. справедливость налогообложения системы зависит от структуры государственных расходов.
      Второй  подход основывается на принципе “способности платить”, согласно которому налоговая  проблема рассматривается сама по себе независимо от политики государственных  расходов, т.е. при данной потребности в налоговых доходах каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от способности платить.
      Ни  один из этих подходов не является удовлетворительным или легко осуществимым на практике, оба имеют преимущества и недостатки, и, как правило, каждая налоговая система содержит элементы обоих подходов.
      Рассмотренные выше критерии не в полной мере согласуются  между собой. Так, налог, привлекательный  с точки зрения одного критерия, может быть неудовлетворительным по другому. Тем не менее, принимая во внимание все выдвинутые критерии, удается выбрать приемлемые компромиссные налоговые системы.
      Не  менее сложную проблему при построении налоговых систем представляет учет перераспределения последствий от применения различных налогов. Эти последствия зависят от способа взимания налога, структуры налоговых ставок, определения налоговой базы и сферы действия налога. Реакция экономики страны на налоговую систему в свою очередь зависит от условий спроса и предложения, структуры рынков и периода адаптации к новым налоговым условиям. Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков, распределения налогового бремени.
      Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства,  а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.
      Существенное  значение имеют следующие замечания:
      - универсальный (всеобщий) налог на  потребление не оказывает влияния  на выбор товаров, акцизы же  такое влияние оказывают;
      - подоходный налог влияет на  выбор между настоящим и будущим  потреблением, а универсальный налог  на потребление такого влияния  не оказывает;
      - частичный налог на доходы  от капиталов нарушает инвестиционный  процесс;
      - при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает снижаться;
      - издержки прогрессивного подоходного  обложения значительно выше, чем  издержки пропорционального обложения;
      - выбор между налогами является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;
      - распределительную систему можно  сделать оптимальной, применяя  налогообложение товаров,  связанных  с досугом и потребляемых лицами с высокими доходами, с одной стороны, и субсидированием товаров, потребляемых обычно лицами с низкими доходами, для которых эти товары являются заменителем досуга, - с другой стороны.
      Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
      Субъекты  налога выступают либо в виде налогоплательщика (физического и юридического лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несет юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.
      Объектами налогообложения выступают:
    прибыль (доход);
    стоимость определенных товаров;
    добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
    имущество юридических и физических лиц;
    передача имущества (дарение, наследование);
    операции с ценными бумагами;
    отдельные виды деятельности;
    другие объекты, установленные законом.
      Один  и тот же объект облагается налогом  данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год)
      Объект  обложения неразрывно связан с источником налога – валовым национальным доходом (ВНД), т. к. все предметы обложения представляют собой ту или иную форму реализации национального дохода. ВНД образует первичные доходы участников общественного производства: доход, получаемый от труда (заработная плата); доход, получаемый с капитала (прибыль). Эти формы дохода, а также доходы, получаемые налогоплательщиками в результате процесса перераспределения денежных доходов (рента, дивиденды, проценты по вкладам и т.п.) выступают в качестве конкретных источников налоговых платежей. «…Все налоги и всякий основанный на них доход – все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода – в конечном счете получаются из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или ренты с земли»3.
      Одновременно  отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельные значения, и поэтому объект обложения и источник налога не всегда совпадают. Например, при одном и том же источнике обложения – заработной плате, в случае ее прямого обложения, объектом обложения будет выступать заработная плата, а при косвенном – стоимость потребленных товаров (налог с продажи, акцизы и т.д.)
      Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме (рубль дохода, га земли). С точки зрения равенства и справедливости распределение налогового бремени вопрос о единице обложения представляет одну из наиболее трудных проблем налогообложения.
      Принцип равенства и справедливости распределения  налогового бремени, составляющий основу современной системы налогообложения, лежит в основе построения налоговых  ставок, или величины налога на единицу  обложения. Налоговые ставки могут  быть твердыми (абсолютная сумма с объекта обложения) или процентными (как доля его стоимости). В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными.
      Пропорциональные  ставки построены по принципу единого  процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная – деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой. Сложная прогрессия применяется, например, при формировании подоходного налога с физических лиц в РФ.
      Не  менее могущественной является система  налоговых льгот, ведущая к уменьшению налоговой оценки облагаемого объекта. Она имеет разнообразные формы и строится для каждого налога с учетом приоритета национальной фискальной политики.
      В мировой практике сформировались следующие  принципы взимания налогов:
    у источника дохода;
    в момент расходования дохода;
    в процессе потребления товара или услуги.
      В качестве примера взыскания налога у источника дохода можно привести сложившуюся практику изъятия подоходного  налога с физических лиц в нашей  стране: в момент получения заработной платы.
      Яркой иллюстрацией принципа взимания налогов  в момент расходования дохода является оплата покупателем в составе  цены товара налога с продажи, налога на добавленную стоимость.
      Примером  взимания налогов в процессе потребления  товара или услуги может служить налог на владельцев автотранспортных средств.
      Налоговые системы разнятся по уровню изъятия  налогов. Как правило, в мировой  практике используются двух (федеральный  и муниципальный) и трехуровневые (федеральный, региональный и муниципальный) системы налогообложения. В России, США, Франции сформированы трехуровневые налоговые системы. В Японии функционирует двухуровневая налоговая система.
      В целом система построения отдельных  видов налогов формируется, как  правило, с учетом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Экономическая роль налогов. Их виды 

      «Под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»4.
      В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
      В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?
      Основная  роль налогов – фискальная (от. лат. fiscus – государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функцию реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых и бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций — оборонных, социальных, природоохранных и др.
      Следующая функция налогов – регулирующая. Она начала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Другое дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
      Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
    регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
    регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
      Регулирующая  функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством  налогового механизма. В налоговом  регулировании имеются три подфункции:
    стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения: изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка и др. Действующее налоговое законодательство предусматривает стимулирование таких категорий плательщиков, как субъекты малого предпринимательства, предприятия, привлекающие на работу инвалидов, сельскохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные вложения в собственное производственное развитие, а также занимающиеся благотворительностью и т. д.
      При обложении прибыли, например, льготы стимулируют:
      1) финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство;
      2) малые формы предпринимательства;
      3) занятость инвалидов и пенсионеров;
      4) благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах.
      Некоторые авторы выделяют стимулирующую подфункцию как отдельную функцию5. Но мы считаем, что это не играет существенного значения. Можно рассматривать как тот, так и другой вариант.
    дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить протекционистские меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.
      Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические  отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, и всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
    подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи: за пользование природными ресурсами; в дорожные фонды; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
      Выделяют  также распределительную функцию налогов. Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта6.
      Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.
      С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
      Выделяют  также контрольную функцию налогов. Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций7. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции
      Из  всего вышесказанного видно, что  указанное разграничение функций  налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно. Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.
      Вся совокупность законодательно установленных  налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны еще с древнейших времен. Группировка же в соответствии с этими критериями тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-политических отношений в стране и сложившихся традиций в налоговых отношениях.
      Первая  классификация налогов была построена  на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог — это прямой налог, остальные — косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами — на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.
      Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров. Прямые налоги – это налоги на собственность и доход. Косвенные – налоги, падающие на обращение и потребление.
        К числу прямых налогов относятся:  налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на  прибыль корпораций (фирм);  на  социальное страхование и на  фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные  налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
      Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги разнообразнее прямых, так как спектр несхожих между собой объектов налогообложения достаточно широк.
      Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
      Косвенные налоги  переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые  этими  налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.