Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование, создание и функционирование коммерческих банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  по образованию и науке
Государственное образовательное учреждение
Среднего  профессионального образования
Пермский  промышленно-коммерческий колледж
Предметно-цикловая комиссия специальности 030503
      «Правоведение»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правовое  регулирование, создание и функционирование коммерческих банков
Курсовой  проект 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель И.Г. Едовина
Студент гр. 52 – Ю З/О О.Г. Иванова
 
 
 
 
 
 
 
2010
 

Содержание 

Введение  3
Глава 1 Теоретико-правовые основы деятельности коммерческих банков 5
1.1 Появление  банков на территории России 5
1.2 Понятие  коммерческого банка 8
Глава 2 Создание коммерческих банков 11
2.1 Законы, регулирующие порядок создания  и лицензирования коммерческих  банков 11
2.2 Порядок  создания коммерческих банков 12
Глава 3 Функционирование коммерческих банков 19
3.1 Принципы  деятельности коммерческих банков 3.2 Функции коммерческих банков
19
  20
Заключение  23
Библиографический список 24
 

Введение  

    Неотъемлемой  частью банковской системы Российской Федерации являются коммерческие банки, деятельность которых является важнейшим фактором и одновременно важным средством обеспечения функционирования экономики в целом.
    В ходе деятельности коммерческих банков возникают вопросы формирования их ресурсной базы, связанные с  этим проблемы управления пассивными операциями коммерческих банков, а также диалектически связанные с ними вопросы осуществления активных операций.
      В современных условиях, связанных  с высокой степенью вовлеченности  всей структуры банковской системы  в частности, и экономики государства в целом, в мировую финансовую систему, особую актуальность приобретают вопросы обеспечения возвратности кредитов, как основы кредитной политики коммерческих банков.
    Основные  вопросы выбранной нами темы изложены в работах российских ученых: С.А.Авакьян, М.М.Агаркова, О. Н. Антипова, Л.П. Белых, А.Г. Братко, И.Л. Бубнова, Т.П. Варламова, С.Э. Жилинского, Е.Ф Жукова, Д.А. Калимова, С.А. Лёвина, О.М.Маркова, А.В. Печникова, А.В.Пригожина и других.
    В силу разнообразных целевых направленностей исследования перечисленных ученых фрагментарно освещают проблематику анализа и управления эффективностью деятельности коммерческих банков. Недостаточно внимания уделено теоретическим и практическим аспектам эффективного функционирования банков в условиях роста конкуренции.
    В качестве основы курсовой работы использованы нормативно-правовые акты различных  уровней, ключевыми из них являются Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ1», Гражданский кодекс РФ2 и другие.
    Целью курсовой работы является исследование правового регулирования, создания и функционирования коммерческих банков.
    Для реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
      Изучить появление банков на территории России;
      Дать определение коммерческому банку;
      Рассмотреть порядок создания коммерческих банков;
      Определить законы, регулирующие порядок создания и лицензирования коммерческих банков;
      Дать характеристику функциям коммерческих банков;
      Определить принципы деятельности коммерческих банков.
     Курсовая  работа состоит из: введения, трех глав (включая шесть подглав),  заключения и библиографического списка.
     Указав  структуру работы можно перейти  к последовательному раскрытию  темы курсовой работы: «Правовое регулирование, создание и функционирование коммерческих банков». 

 

      Глава 1 Теоретико-правовые основы деятельности коммерческих банков
     1.1 Появление банков  на территории  России 

     До  середины 18 столетия в Российской империи практически отсутствовали кредитные учреждения. Исключение составляла так называемая монетная контора, которая осуществляла первые банковские операции в 1729 и 1733 годах в царствование императора Петра 2 и императрицы Анны Иоанновны. Однако объем этих операций был невелик.
     Позднее, в царствование Елизаветы Петровны, указом 1754 года были учреждены дворянские заемные банки и купеческий банк. Однако купеческий банк не оказал серьезного влияния на торговую деятельность. В 1770 году он прекратил выдачу ссуд, а в 1782 году передал свои капиталы дворянскому заемному банку. В 1758 году по проекту графа Шувалова был создан медный банк (в 1763 году он был закрыт из-за того, что взятые капиталы помещики и заводчики часто не возвращали). В 1786 году был образован государственный ассигнационный банк, который выпускал в обращение ассигнации и обеспечивал размен ассигнаций на звонкую монету3.
     В 1817 году для оживления оборотов промышленности и для содействия торговле в кредитах был создан коммерческий банк, который почти все свои оборотные средства предоставлял заемному банку, основанному для содействия земледелию.
     Переход России на путь капиталистического развития не замедлил отразиться и на организации банковского дела. В 1860 году был учрежден государственный банк. С этого времени начинает стремительно расти количество частных кредитных учреждений, которых к 1873 году насчитывалось уже 26. К началу промышленного подъема в 1894 году в России функционировало 37 акционерных коммерческих банков с 138 отделениями внутри страны. Во главе банковской системы дореволюционной России стоял государственный банк, имевший в 1914 году 10 контор и 124 отделения. К государственному банку было приписано 791 государственное казначейство, которые производили простейшие банковские операции.
     Социалистическую  банковскую систему лидер революционной  России В. И. Ульянов связывал с созданием  единого государственного банка, располагающего разветвленной сетью своих учреждений. Эта жестко централизованная схема управления банками легла в основу финансово-кредитной системы тоталитарного государства рабочих и крестьян. Одним из первых мероприятий советского правительства в области кредита явился декрет ВЦИК о национализации банков от 14(27) декабря 1917 года. Этим декретом все акционерные банки были слиты в один государственный банк, впоследствии переименованным в народный банк РСФСР. Земельные банки были совершенно ликвидированы, а прочие кредитные учреждения, не имевшие корней во вновь создавшейся экономической обстановке постепенно прекратили деятельность.
     В эпоху военного коммунизма национализация промышленности и торговли, переход  на систему бюджетно-сметного финансирования, незначительная роль денег в хозяйстве страны - сделали излишним существование кредитного органа и народный банк РСФСР был слит с народным комиссариатом финансов.
     С переходом к НЭПу возникла необходимость  в организации кредита. В 1921 году был создан государственный банк РСФСР, в 1923 году переименованный в Госбанк СССР. В 1922 году на акционерных началах был создан Промышленный банк, впоследствии переименованный в Торгово-промышленный банк СССР. Советское правительство выдало концессию представителю иностранных капиталистов на организацию российского коммерческого банка, впоследствии переименованного в банк для внешней торговли СССР4.
     В основу кредитного дела в СССР было положено плановое начало. Государство, которое фактически монополизировало кредит, направляло средства в те отрасли народного хозяйства, в развитии или поддержании которых оно было заинтересованно. Каждый банк или система банков обслуживали самостоятельную отрасль народного хозяйства. Таким образом, саморегулирующийся экономический механизм наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов подменялся централизованной системой административного распределения.
     В годы Великой Отечественной войны банковская система СССР сыграла важную роль в мобилизации материальных и денежных ресурсов для кредитования военной промышленности и оказания помощи эвакуированным предприятиям. В 1959 году была реорганизована система банков долгосрочных вложений. Функции финансирования и долгосрочного кредитования многих отраслей были переданы Стройбанку СССР, а сельского хозяйства, лесного хозяйства, потребительской кооперации - Госбанку СССР. В 1963 году в систему Госбанка СССР были переданы сберкассы. В 1987 году банковская система СССР была реорганизована по принципу отраслевой специализации банковского дела. Эта система объединила в себе Госбанк СССР и пять государственных специализированных банков: Промстройбанк, Внешэкономбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк и Сбербанк СССР5. В 1988 году в стране началось создание кооперативных, инновационных банков, а также коммерческих банков территориального и отраслевого типа, универсальных или специализированных на выполнение определенных операций. С января 1991 года начал самостоятельно функционировать Центральный банк России. Появились центральные банки и в других регионах Союза. Примерно год сохранялось взаимодействие-противостояние Госбанка СССР и центральных банков регионов, а затем началась ликвидация Госбанка и специализированных банков бывшего СССР. 

     1.2 Понятие коммерческого банка
     Банк- это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности6.
     Основное  назначение банка - посредничество в  перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов  к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
     Во-первых, для банков характерен двойной обмен  долговыми обязательствами: они  размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
     Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров7.
     В России банки могут создаваться  на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность  создания банков, основанных исключительно  на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций понимаются:
     - совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
     - иностранные банки - банки, уставной  капитал которых формируется  за счет нерезидентов;
     - филиалы банков-нерезидентов8.
     Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается  Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.
     По  способу формирования уставного  капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и  паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
     Если  на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников9.
     У банков, функционирующих как акционерное  общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Например, Определение ВАС РФ от 16.04.2007 N 3605/0710. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности. 
 

 

Глава 2 Создание и  деятельность коммерческих банков
     2.1 Законы, регулирующие порядок создания и лицензирования коммерческих банков 

     Универсальные коммерческие банки являются кровеносной системой экономики, без которых невозможно в настоящий период функционирование любого предприятия, так как все платежи проходят через коммерческие банки, все денежные потоки сосредотачиваются в банках, банки выступают фактором мобилизации денежного капитала в экономике.
     В силу такой их важности и значимости в экономике они не могут обособленно  существовать, образовываться сами по себе. Они, как и любое коммерческое учреждение, независимы, но подотчетны.
     В условиях возрастающего значения коммерческих банков во всех странах был введен контроль за созданием и образованием коммерческих банков.
     В настоящее время для открытия и осуществления деятельности коммерческих банков он должен получить соответствующее  разрешение, лицензию на проведение банковских операций.
     В соответствии с основными банковскими  законами центральные банки разрабатывают  порядок создания коммерческого  банка, перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требования к такому банку, прежде всего требования по размеру капитала, финансовому положению учредителей, квалификации руководящего состава.
     В России к наиболее важным законам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся Законы: «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)11», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах12», Гражданский кодекс РФ.
     В соответствии с этими документами  коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн евро.
 
2.2 Порядок создания  коммерческих банков
     Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (если они не противоречат законам, вытекают из устава банка)13.
     По  Закону РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» банк это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ (в дальнейшем по тексту - Банк России) предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
     В основе деятельности банка лежит  идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными.
     По  характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и  коммерческими. В первом случае это  означает, что продуктом банка  является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения.
     По  срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно  долгосрочные и краткосрочные ссуды. Задача таких банков - обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности14.
     Банки образуются на основе любой формы  собственности, предусмотренной законодательством  России. Большинство коммерческих банков представляют собой по организационно-правовой форме товарищество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Однако порядок создания коммерческого банка, как части единой банковской системы России, имеет ряд особенностей.
     Во-первых, коммерческий банк считается созданным и приобретает права юридического лица после регистрации его устава в Центральном банке России. Юридическим документом на совершение круга банковских операций является лицензия, выдаваемая Центральным банком России.
     Во-вторых, число учредителей коммерческого банка не может менее трех.
     В-третьих, нельзя использовать для формирования уставного капитала банка средства органов власти всех уровней и  их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Не могут быть участниками банка предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные несостоятельными (банкротами) или неплатежеспособными.
     В-четвертых, уставный капитал банка формируется  за счет собственных (а не привлеченных) средств участников. В частности, не допускается формирование уставного капитала банка за счет банковских кредитов.
     В-пятых, доля любого из участников в уставном капитале не должна превышать 35 процентов15.
     Для создания и дальнейшей деятельности коммерческого банка разрабатывается его устав. Этот процесс начинается после подписания учредителями коммерческого банка договора о порядке осуществления ими совместной деятельности по созданию банка.
     Учредительный договор подписывают учредители - юридические и физические лица, выступившие инициаторами создания коммерческого банка. В учредительном договоре определяются:
     - характер банка (паевой, акционерный)  и т.д.;
     - предполагаемый размер уставного  капитала и доля учредителей  в уставном капитале. (Доля учредителей  не должна быть менее 25% величины уставного капитала в течение первых двух лет после его создания);
     - ответственность сторон за выполнение  принятых по этому договору  обязательств;
     - стороны, рассматривающие споры,  вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц его подписавши16.
     В том случае, когда взносы учредителей  покрывают лишь часть уставного  капитала, в учредительном договоре обговариваются условия, на которых предполагается привлекать акционеров (пайщиков) банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, на основе которых акционеры или пайщики сообщают о своем решении участвовать в учреждении коммерческого банка. Подписные листы служат основанием для перечисления акционерами (пайщиками) банка установленного в учредительном договоре взноса средств на временный расчетный счет учредителей.
     После регистрации банка остаток средств с этого счета перечисляется в уставный капитал коммерческого банка. Основанием для этого служит открытие банку корреспондентского счета в Центральном банке РФ. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации банка, остаток средств со временного расчетного счета возвращается участникам банка по их заявлению17.
     Для регистрации коммерческого банка  учредители представляют в Главное  управление Центрального банка по месту  своего нахождения, но не позднее чем  через 3 месяца после проведения учредительного собрания, следующие документы:
     1. Ходатайство о регистрации устава  и выдаче лицензии на совершение  банковских операций за подписью  председателя Совета банка.
     2. Устав банка, утвержденный собранием  акционеров (пайщиков), за подписью  Председателя Совета Банка или уполномоченного на это собранием или Советом банка лица.
     3. Учредительный договор и подписные  листы участников, подписанные участниками  банка и заверенные их печатями. (Подписи физических лиц, а  также организаций, временно не  располагающих печатями удостоверяются нотариально).
     4. Протокол учредительного собрания, содержащий решения о создании  банка, учреждении устава, избрании  Совета банка, ревизионной комиссии  и исполнительного органа (совета  директоров, правления) банка..
     5. Список пайщиков или акционеров банка с указанием их:
     - полных наименований и ведомственной  принадлежности;
     - почтовых адресов и телефонов;
     - платежных реквизитов;
     - размеров вносимых паев, а также  доли в предполагаемом уставном  капитале, подписанный Председателем  Совета банка. (Отдельно выделяются сведения по учредителям). На долю учредителей должно приходиться не менее 25% паевого взноса в уставном капитале банка).
     6. Заключение аудиторской организации  о финансовом положении участников  банка (контрольно-ревизионной службы  Министерства финансов, Центрального банка, вышестоящих организаций, или независимых от проверяющих организаций служб, которые уполномочены осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности).
     7. Декларации о доходах (для физических  лиц - участников банка).
     8. Экономическое обоснование создания  банка, включая расчетный баланс  банка на конец его первого  года работы и расчет плана  доходов, расходов и прибыли  банка на первый год его  деятельности.
     9. Справка о фактической задолженности  по ссудам и остаткам средств на расчетных, депозитных и других счетах юридических и физических лиц, принимаемых на обслуживание банком с указанием банка, в котором они обслуживались ранее.
     10. Копия платежного документа, подтверждающего  внесение в бюджет платы за  регистрацию банка.
     11. Данные о руководителях банка  (председателе, директоре), главном  бухгалтере, их заместителях, заверенные  подписью председателя Совета  банка18.
     Центральный банк РФ рассматривает ходатайство  банков о выдаче им лицензий на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения всех предусмотренных для этого документов.
     Сообщение о регистрации публикуется Центральным  банком РФ в печати. В случае отказа в регистрации учредители извещаются об этом письменно. (Мотивированный отказ направляется учредителям в течение недели после принятия данного решения).
     Центральный банк РФ может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава коммерческого  банка по следующим основаниям:
     - несоответствие учредительного  договора и устава действующему  в РФ законодательству (в частности,  речь может идти о включении  в состав участников банка  юридических или физических лиц,  которым запрещено формировать  уставный капитал банка; превышении  квоты в 35% одним из участников и т.д., например, постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 № 09АП-9297/2009-АК по делу № А40-2862/09-94-2419
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.