На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Вопросы по истории беларуси

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          ВОПРОС№1:Предмет, значение и цели курса «Истории Белоруссии». Периодизация истории Белоруссии. Источники изучения курса.
       Слово «история» греческого происхождения-«сведения  о прошлом».Т.о. История-наука о прошлом. Историю человечества принято делить на мировую(всеобщую) и историю отдельных стран и народов. В курсе «История Белоруси в контексте мировой цивилизации» изучается прошлое и современность бел. народа.В истории Белоруси выявлено много «белых пятен»-БНР, ВКЛ, создание БССР и т.д.Наша задача- дать объективный анализ историческим фактам. История Белоруси насчитывает ни одно тысячалетие, она представляет собой важную составную часть слав., европ. и мир.цивилизаций. Бел народ в общ-культ. развитии сыграл значительную роль в мире.У него всегда существовала своя промышленность, гос-венность, культура и т.д.Прошлое бел народа-его неотъемлимое богатство, обязательный фактор нац отличительности, способствующий росту нац самосознания.
       К периодизации истории человечества сущ ряд подходов.Первая попытка периодизации сделана др греками. Свою периодизацию сделали Дарвин и Морган:1)дикость, 2)варварство, 3)цивилизация.Формационная концепция (на ее основе сост. учебники СССР):1) первобытно-общ строй, 2)феодализм, 3)капитализм, 4)эпоха социализма, 5)эпоха коммунизма. Форм концепция неточна т.к. трудно объяснить необх переходных периодов.
     Мы  будем пользоваться цивилизационной периодизацией.Цивилизация(лат.-гражданский, гос-венный)-совокупность мат. и дух. ценностей общества.Под цивилизацией мы будем понимать устойчивый тип соц организации одного или неск обществ когда они связаны примерно одинаковыми полит,экономич,правов и т.д. традициями, кот могут передаваться от одного этносу к другому. Поэтому история того или иного общества имеет общечеловеч ценности.
                                         Цивилизационная концепция:
     I период.Др об-во(100-40тыс лет до н.э.-сер I тыс.н.э.)
                     а) каменный век(40 тыс до н э -3 тыс лет до н э)
                     б) бронзовый век(2 тыс до н э-нач I тыс до н э)
                     в)железный век(нач I тыс  до н э-сер I тыс.н.э.)
     II период.Средневековье(конV-XV вв н э)
                     а)нач перехода к классовому общ-ву и возникн гос-ва на Бел(VI-пер пол XIII)
                     б)развитие феодальной системы (сер XIII-XV)
     III период.Новое время (XVI-начXX в)
                     а)оформление феод системы и назревание ее кризиса(XVI-кон XVIIIв)
                     б)генезис и укрепление капитализма(конXVIII-1917)
     IV период.Новейшее время (1918-наши дни)
            Источники по истории Белорусии состоят из 6 основных групп:   1)археологические,2)этнографические,3)лингвистические,4)устные,5)письменные,
     6)кино-фото-фонодокументы. 

     2. Первобытное общество  на территории  Беларуси 
Самыми древними стоянками первобытных людей, обнаруженными на территории Белоруссии, являются стоянки около деревень Бердыж Чериковского района и Юровичи Калинковичского района Гомельской области. Они датируются 40 — 30 тысячелетиями до н. э. 
Первоначально первобытные люди вырабатывали орудия труда из камня. Для палеолита характерны самые примитивные способы обработки камня — отколы, ретуширование и т.д. В мезолите люди уже использовали грубообработанные каменные топоры, долота, наконечники стрел, копии, ножи и т.д. В эпоху неолита каменные орудия труда уже изготавливались с использованием таких видов обработки, как пиление, шлифование и сверление. В Белоруссии палеолит датируется 40 — 9-м тысячелетиями до н. э., мезолит — 8—5-м тысячелетиями до н. эры, неолит — 4 — 3-м тысячелетиями до н. э. 
Основными занятиями первобытных людей в эпоху палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Жили первобытные люди в небольших землянках, построенных из костей мамонтов, жердей, больших камней и плит, взятых из мореных отложений. Крышей служили шкуры животных, убитых на охоте. В центре жилья размещался очаг для костра К 40-му тысячелетию до н.э. первобытные люди жили уже отдельным семьями. 
В эпоху позднего палеолита зародились религия и искусство. Первоначально люди поклонялись зверям, птицам, рыбам, растениям. Такая религия называется тотемизмом. Позже возник культ потусторонней жизни, что привело к появлению погребальных обрядов 
В эпоху мезолита и неолита в жизни первобытных людей произошли значительные изменения. Это было связано с совершенствованием орудий труда. Люди изобрели лук и стрелы, научились лепить из глины посуду, пилить, шлифовать и сверлить камень. Появились земледелие и животноводство. С их возникновением возросла роль мужчины, что привело к замене матриархата патриархатом. 
веком металлов. Первыми металлами были медь и бронза. В VII в. до н.э. население Белоруссии научилось выплавлять и железо. 
С появлением железных орудий труда главным занятием первобытных людей стало земледелие (подсечное), а основными посевными культурами — пшеница, горох, полевые бобы, просо и др.. Развитие земледелия способствовало повышению хозяйственного значения животноводства, а появление железных орудии труда — развитию домашних промыслов. Все это вело к резкому повышению производительности труда, накоплению запасов материальных ценностей, зарождению имущественного неравенства. А это уже вело к разложению первобытнообщинного строя. Результатом стало разложение родовой общины и появление соседской (территориальной) общины. 
В этот период в жизни людей значительно возросла роль вооруженной части населения, защищающей общину от нападении извне. Воины на своих собраниях решали все дела, касающиеся жизни общины. Из наиболее знатных воинов формировалась привилегированная часть общества. Такой общественно-политический строй на последней стадии первобытного общества получил название военной демократии. 
Разложение первобытного общества на территории Белорус сии совпало по времени с заселением ее славянами. Славяне при шли на территорию Белоруссии из Висло-Одерского междуречья в VI — VII вв. н. э. Расселяясь, они ассимилировали балтов. На территории Белоруссии осели три группы (союза) восточно-славянских племен: в верховьях Днепра и бассейне Западной Двины — кривичи (полочане), в бассейне реки Припять — дреговичи, между Днепром и Сожем — радимичи. Позже они составили основу белорусской народности. 
3.переселения народов: индоевропейцы на территории Беларуси. 
С приходом индоевропейцев начинается на территории Беларуси бронзовый век, который охватывает период 2 - начало 1 тысячелетия до н.э. Как и в других районах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), в Беларуси бронзовые орудия труда встречаются крайне редко, основными материалами остаются кремний, кость, дерево. 
В VI в. славяне вторгались в пределы Ви­
     зантии. В «Церковной истории» Иоанна Эфесского говорится, что в конце VI в. славяне жили на территории Византии, «они богаты, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия, они научи­лись вести войну лучше, чем римляне». Осваивая Европу, славяне разделились на южных, западных и восточных. Славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове, стали предками сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев, бол­гар. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти од­новременно с западными и южными славянами вы­делилась третья группа - восточные славяне, пред­ки современных белорусов, русских и украинцев. 

     4. Происхождение названия "Белая Русь"
     Наряду  с существованием нескольких теорий этногенеза белорусского народа, имеют  место и разные версии происхождения  названия «Белая Русь». Проблема «Белой Руси» уже давно привлекает внимание ученых. Одним из первых ей стал интересоваться Сигизмунд Герберштейн – дипломат Священной Римской империи («Записки о московитых делах», XVI в.). В XVIII столетии исследованием этнонима «Белая Русь»  занялся известный русский историк  В,Н. Татищев, а также Белорусский  архиепископ Г. Конисский. Последний  в своей «Истории Русов и Малой  России» (1846 г.) разделил Русь на «Чермную», под которой подразумевалась  земля, «производящая красильные травы  и червец в стране полуденной», и  «Белую», названную так «по великим  снегам, выпадающим в стороне северной».  
В дореволюционной России проблемой происхождения названия «Белая Русь» интересовались многие известные историки, лингвисты, этнографы, в частности, Е.Ф, Карский, А.А. Потебня, А.Н. Пыпин. В.И. Ламанский, В. Ластовский, А.В. Соловьев и многие другие. В историографии XX века интерес к этой проблеме проявляли и проявляют М.Ф. Пилипенко, В.И.Пичета, С.А.Подокшин, В.К. Чаропко, И.А. Юхо, Н.Н. Улащик. Все они имеют свои собственные версии происхождения этнонима «Белая Русь». Вот некоторые из них. По мнению М.О. Кояловича, Е.Ф. Карского и некоторых других ученых, понятие слова «белая» следует отождествлять с преобладанием в одежде жителей белорусских земель белых тонов, а также с наличием у белорусов светлых волос и светло-серых глаз, Заслуживает внимания и религиозно-конфессиональная версия, согласно которой Русь делилась на «Черную» (там долго сохранялось язычество) и «Белую», где очень быстрыми темпами шли процессы христианизации. В последующем под «Черной Русью» стали подразумеваться земли, заселенные в основном католиками, а под «Белой» — православными. Наиболее вероятна версия целого ряда ученых, в том числе М.П. Драгомапова, А.А. Потебни, Е.E. Ширяева о том, что понятие «Белая» следует толковать, как «свободная», «независимая». Впервые название «Белая Русь» появилось в XII веке и относилось к Ростово-Суздальскому княжеству. В последующем, когда это княжество было разорено монголо-татарами, название «Белая Русь» стало эмигрировать на запад. В определенное время оно закрепилось за Полоцким и Витебским княжествами и сохранялось за ними до тех пор, пока они не вошли в состав Великого княжества Литовского.  
Согласно мнению историков В. Насевича, М. Спиридонова и других, термин «Белая Русь» в иностранных источниках стал появляться в XIV веке, но без определенной локализации. В местном использовании он стал встречаться в конце XVI — начале XVII века и относился к территории Витебской и Могилевской губерний. На всю остальную часть Беларуси он распространился только в конце XIX столетия. В прошлом веке, в связи с образованием Белорусской Народной Республики, а также Белорусской Советской Социалистической Республики, название «Беларусь» приобрело политическое содержание и окончательно закрепилось в качестве названия наших земель, а наш народ приобрел имя — белорусы. 
5. Религия, быт
     Религиозные верования славян были языческими. Они обожествляли окружающую природу (землю, небо, солнце, деревья), стихийные силы
     природы (молнию, дождь, ветер). Различные верования переплетались и создавали сложный пантеон Богов (Сворог - Бог неба, Велес - Бог солнца, ПеРУн - Бог грома). Священным считался огонь, которому отдавали тело умершего, возле огня в купальскую ночь водили хороводы, с огнем провожализиму. Боги задавали в жизни человека определенные мировоззренческие ориентиры. Чем лучше человек осуществлял свое предназначение на земле, тем более угоден он был богам. На первый план выходили Ценности, обеспечивающие физическое существо-
     вание человека, жизнь последующих поколений. Боги требовали от человека поклонения, которое осуществлялось в виде жертвоприношения идолам. Существовало много обрядов, связанных с землей, началом и окончанием земледельческих работ. Земля занимала особое место в жизни человека. Во многих языках слово «родина» в дословном переводе - это земля рождения. В традиционных обществах высоко ценилась семья. Объединение родственников по мужской линии вело общее хозяйство, несло ответственность перед обществом за своих членов. Семья в древности была замкнута, отгорожена от внешнего мира, ориентировалась на поддержание и воспроизводство социального, нравственного опыта старших поколений. Уважение к главе семейства было основой в семейной иерархии. Дети должны были служить родителям, выполнять их волю. Эти семейные отношения, сложившиеся тысячи лет назад, проявляются и сегодня в праздновании Дедов, Радуницы. Кроме множества богов в жизни древних людей присутствовало верование в духов (в основном зловредных), животных, обладающих способностью наносить вред человеку. Деревья, реки выступали также как носители определенных сил. Таким образом, древний человек никогда не был предоставлен сам себе. Он был окружен кем-то, кто постоянно контролировал его, формируя определенные ритуалы и культуру поведения.  

     6.Введение христианства на беларуских землях
     Распространение христианства в западнорусских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. Истоки этого  явления – в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного. В земли Белой Руси – Полоцкое княжество – вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. Вслед за Киевом христианство приняла высшая знать Полоцка – приближенные князя Изяслава (сына святого Владимира), поставленного после Крещения Руси на княжение в Полоцке в 992 г. [29] с основанием епископских кафедр в Полоцке (992 г.), Турове (1005 г.) [30].
     Именно  эта дата стала началом бытия  Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. С принятием  христианства начался основополагающий этап Белорусского государственного строительства. 

     7Киевская Русь. Полоцкое княжество
     В конце IX в.завершилось формирование крупного государственного объединения в Восточной Европе - Киевской Руси. В 882 г. Новгородский князь Олег (882-912) подчинил себе Киев, сделав его столицей, занял Смоленск и Любеч, подчинил земли древлян, северян, радимичей. Олег, а затем князь Игорь (912-945) совершили ряд походов на Константинополь, укрепили положение на Доне, Дунае, завоевали выход к морю.                         Киевская Русь была раннефеодальным государством. Она представляла собой объединение княжеств, подчиненных великому князю киевскому. Единство этого государ­ственного образования держалось на силе оружия. В течение IX-XI вв. происходил процесс расширения территории Киевской Руси. Новгородский, а затем Киевский князь Владимир (980—1015) ликвидировал удельные княжества, назначив правителями в регионах своих сыновей.
       ВIX-X вв на восточнославянских землях формируются племенные объединения с центрами в Полоцке, Турове, Витебске, Слуцке, Но-вогрудке, Друцке и других городах. Наиболее выгодное географическое положение было у По­лоцка, первое летописное упоминание о котором относится к 862 г.
     Полоцкая земля находилась на пути «из варяг в греки». Шло соперничество Киева, Новгорода, Полоцка за объединение восточнославянских земель.Оно привело к подчинению Полоцка власти киевского князя. Кривичи платили дань Киеву, участвовали в походах киевских князей на Византию (911, 944). Однако в 40-70-е годы X в. Полоцк вышел из-под власти Киева. В последней четверти X в. здесь правил Рогволод, который пришел с «заморья, имяше волость свою в Полотьске». По преданию, он отправил дружину по главе с Туром по Днепру, Припяти и основал г. Туров. 

     №9. Формирование ВКЛ
     Великие князья Витень (1293-1316), затем Гедимин (1316-1341) продолжили политику объединения земель. Витень присоединил Брестскую землю, ввел княжеский герб, печать «Погоню». При Гедимине были присоединены Витебская, Минская, Туровская земли, Волынь. Собирание земель Великого княжества Литовского шло поразному: путем военного захвата, через заключение династических браков, путем переговоров. О многообразии объединительного процесса свидетельствовал политический статус присоединенных территорий. Некоторые из них, как, например, Витебская и Полоцкая, сохранили широкую автономию, местные законы, суд, органы управления, исключительное право местных бояр занимать должности в управлении.Постоянные нападения галицко-волынских князей, татар, крестоносцев привели к тому, что Гедимин принял решение о переносе столицы в Вильно. Для защиты страны от внешней агрессии он построил крепости в Троках, Медниках, Вильно, Лиде, Креве. Великий князь вел активную внешнюю политику, использовал все возможные средства длярасширения своего влияния на востоке, а также борьбы с крестоносцами. С разрешения Константинопольского патриарха он создал для ВКЛ самостоятельную митрополию с центром в Новогрудке, в которую вошли Полоцкая и Туровские епархии.  

     13Письменность на Беларуси 9-13ст.
      Потребность в знаниях и письменности на беларуских землях возникла в связи с образованием сильного Полоцкого княжества, укреплением княжеской власти, развитием хозяйства. Начиная с 11 века в Полоцкой земле стала распространяться кирилличная азбука (содержание 43 буквы), составленная в 863г. Братьями Кирилом и Мефодием. Об этом свидетельствовали, например, надпись на так называемых «Борисовых камнях», найденных в русле Западной Двины, а также надпись на «Рогволодовом камне» возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты – березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены в Витебске и Мстиславле. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане.
      В первой половине 11в. Началось летописание  – запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале 12 в. Монахом Несторм было создана «Повесть временных лет» - летопись, содержащая, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, битве на Немиге  и других событий в истории восточных славян. Есть сведения, что существовала Полоцкая летопись, но она не сохранилась до наших дней. Самой ранней рукописной книгой на территорий Беларуси является создание в 11 веке «Туровское евангелие» украшение заставки – разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент – специально изготовленная кожа телят. Обложкой было две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжи. 

     14Формирование белорусского этноса
     В XIII-XVI вв. на этнической территории Беларуси сформировался самостоятельный белорусский язык как разновидность индоевропейкой языковой семьи. На этом языке были подписаны договоры Полоцка, Витебска, Смоленска в XIII-XIV вв. Особенностями белорусского языка в фонетике стали: «дзеканне» (дзещ), «цеканне»
(мащ - мать), «аканне» (карова), «яканне» (зямля земля), твердое «р» (рыцар - рыцарь), фрикативное «г», в синтаксисе - использование союзов «каб», «калЬ>, частиц «щ, чы». Развитию древнебелорусского языка способствовало то, что он являлся в ВКЛ государственным в XIV-XVII вв. Статут 1588 г. законодатель
но закрепил эту роль. Но уже во второй половине XVI в. началось активное наступление польского языка. Подписание Люблинской унии, которая закрепила лидирующую роль Польши, создало условия для сужения сферы применения и постепенного вытеснения белорусского языка. В 1696 г. решением сейма Речи Посполитой государственным язы­
ком на территории ВКЛ был объявлен польский. В процессе формирования белорусского
этноса в материальной и духовной культуре появились общие и присущие только этой культуре черты, традиции в организации жилья, одежде, питании, поведении. Духовное единство проявилось в этническом самоопределении народа, его гордости за свою страну. 

     15.возраждение белоруси.Ф Скорина.
     В XVI в. на территории Великого княжества Литовского также происходит процесс становления культуры Возрождения. Культура Возрождения набелорусских землях утвердилась несколько позже, чем в большинстве европейских государств. В отличие от Центральной и Западной Европы ее развитие происходило не в условиях разрушения, а укрепления феодальных отношений, под влиянием двух мощных культурных традиций: греко-византийской и западной. Развитие ренессансной культуры в Беларуси оказалось незавершенным. Однако она внесла свой вклад в формирование европейской цивилизации, явила образцы высокого духовного творчества. В Беларуси появилось национальное книгопечатание, создаются библиотеки и театр, развивается образование, литература, изобразительное искусство. Наиболее яркой фигурой эпохи Возрождения является Франциск Скорина (около 1490-1551) - ученый, писатель, публицист, переводчик, гуманист-просветитель, основатель книгопечатания на восточнославянских землях. Получив европейское образование, Ф. Скорина 6 августа 1517 г. в типографии в Праге на церковнославянском языке напечатал книгу «Псалтырь». Надо сказать, что изобретенное Гуттенбергом в 1440-х годах книгопечатание к концу XV в. получило широкое распространение. В Европе было созда­но около 200 типографий. Чехия одной из первых освоила это изобретение. В течение 1517-1519 гг. Скорина перевел и издал с комментариями и< иллюстрациями 23 книги «Библии». В начале 1520 г. он переехал й Вильно и основал первую в ВКЛ типографию, в которой издал «Малую подорожную книжку» (1522), «Апостол» (1525). В предисловиях книг Ф. Скорина обращался к читателям со словами, проникнутыми заботой о человеке, о разумном устройстве государства и духовном развитии общества, развитии национальной культуры. Книги Скорины пользовались большой популярно­стью в ВКЛ, Польше, России, других европейских странах.
     Весомый вклад в развитие европейской культуры внесли белорусские поэты, писатели. Одним из значительных славянских поэтов был Николай Гусовский (около 1480 - около 1533). В 1523 г. в Кракове была издана его поэма «Песня о зубре», написанная по заказу папы Римского Льва X. Автор красочно описывает охоту на зубра, но не менее ярко и с любовью он характеризует обычаи, традиции белорусского народа, воспевает государственную деятельность великого князя ВКЛ Витовта.  

     16. Брестская церковная  уния.
     Наступление католицизма в Речи Посполитой повлияло на заключение в 1596г. Брестской церковной унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую грекокатолическую униатскую церковь. Идея унии православной и католической церквей возникла уже вскоре после разделения христианской церкви до сегодняшнего дня. Однако она не получила поддержки со стороны православного населения ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть активизировала свои действия по заключению церковной унии. В этом процессе участвовали руководители католической и православной церквей в Речи Посполитой. Первые хотели через унию еще больше укрепить свои позиции в ВКЛ, особенно на территории с православным населением. Вторые надеялись вернуть утраченные позиции, а затем на равных с католической церковью влиять на политическую жизнь государства, например, участвовать в работе сейма.
     В 1595г. римский папа в Ватикане торжественно объявил унию православной и католической церквей. По ее условия православные верующие признавали управление униатской  церковью со стороны папы римского, однако сохраняли свои прежние церковные  обряды. Идея унии была поддержана со стороны  православной церкви. Одним из ее инициаторов  и организаторов стал Ипатий Потей.
     Подготовка  унии продолжалось с 1590 по 1596г. За это  время было разработано восемь вариантов  текста унии. После утверждения унии на церковном собрании 1596г. в Бресте верховная власть Речи Посполитой стала на путь насильственного навязывания униатства. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо белорусского. Это вызвало сопротивление православного населения. Во время одного выступления в Витебске в 1623г. был убит униатский архиепископ И. Кунцевич, который жестокими методами вводил новую веру. В результате получилось, что уния не объединила, а разъединила население ВКЛ. После этого руководство Речи Посполитой приостановило гонения на православных, признало православную церковь и разрешило ее деятельность.
     В последующем православная церковь  все же не смогла сохранить свои позиции в ВКЛ, особенно в Беларуси. Руководство униатской церкви сделало  многое для того, чтобы привлечь в униатство православное население. Например, по обрядности униатская  церковь стала мало отличаться от православной. Это содействовало  быстрому расширению униатства на белорусских  землях. В конце 18в. Около ? населения  Беларуси были униатами. Положение  в униатстве явилось то, что  оно спобствовало сохранению белорусского  этноса (народа). Униатская церковь воспрепятствовала его окатоличеванию, сохранила белорусский язык при проведении обрядов и народные традиции. 

     17.Реферма  на Беларуси. В.  Тяпинский С. Будный
     Реформация в Беларуси получила распространение в середине XVI в. и была связана с именами крупных магнатов Радзивиллов, Carter, Воловичей и других. Реформационное движение они использовали для ослабления польского влияния на территории ВКЛ. Канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный, например, в своих владениях закрыл 187 костелов и открыл 134 кальвинистские церкви, основал в 1553 г. первую протестантскую общину в Вильно, затем - в Клецке, Несвиже, Орше и Других городах. К 60-м годам в кальвинизм перешло большинство белорусских магнатов, значительная часть шляхты. 
     К этому времени в кальвинизме появляется радикальная оппозиция, которая представляла интересы горожан и крестьян. Сторонники этого течения называли себя антитринитариями или арианами. Они требовали социальных изменений в обществе, отмены крепостного права и частной собственности, равноправия сословий, формирования правового государства без войн и насилия. Видными представителями этого течения были С. Будный, В. Тяпинский, П. Ганезий, М. Чеховиц, Павел с Визны, Л. Кришковский и др. В 1562 г. С. Будный вместе с М. Ковечинским и Л. Кришковским основал в Несвиже типографию, в которой на белорусском языке издавались книги, пропаган­дирующие реформационные идеи.
     В 1580 г. В. Тяпинский в своем имении Тяпино (Чашницкий район) издал на белорусском языке «Евангелие», предварив его предисловием.
     Известным просветителем, гуманистом XVI в. является С. Будный (около 1530-1593). Он стал талантливым проповедником протестантского учения. В 1562 г. в Несвижской типографии Будный издал на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед Богом». Он издавал также литературу на латинском и польском языках: «Библия» (1572), «Новый Завет» (1574), «Об основах христианской веры» (1576). В своих литературно-публицистических произведениях С. Будный призывал к просвещению народа, развитию белорусской культуры, критиковал средневековую схоластику, религиозный фанатизм.  

     18.Лублинсая  уния. Образование  «Речи Посполитой»
     Новое государство с названием «Речь  Посполитоя» образовалась 1569г..
     В 1569г. состоялся Любленский сейм, который продолжался 6 месяцев. На сейме польской шляхте удалось добиться от ВКЛ значительных территориальных уступок. Ряд богатейших и огромных земель ВКЛ был включен в состав Польши.
     Подписание  соглашения об объединении двух государств в Речь Поспалитую состоялось 1 июля 1569г. Высшим органом власти становится общий сейм, который мог собираться только на территории Польши (отдельных сеймов как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривалось). Глава государства избирался феодалами ВКЛ и Польши сообща.Первым таким руководством Речи Посполитой стал Стефан Баторий (1576-1586 гг.). В годы Ливонской войны под ее началом был отвоеван Полоцк. Резиденцией (место постоянного пребывания) Батория стал Гродно, где для него был перестроен замок и где он занимался своим любимым делом – охотой. Отдельными для ВКЛ и Польши остовались:
     - административный аппарат (государственные  посты);
     - законодательство (в ВКЛ оно было  представлено Статутом 1588г.);
     - судебная организация (высшим  судебным органом в ВКЛ с  1581г. является Главный трибунал);
     - войско (его основой в ВКЛ в  16в. Было «посполитое рушение» - всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и солдат-военнообязанных мужчин, которых выставлял со своих земельных владений каждый шляхтич);
     - сохранилось официальные названия  государств при существовании общего названия «Речь Посполитоя»;
     - печать с символом государства  (в ВКЛ – изображение «Погони», в Польше – изображение «Орла»);
     - язык официального делопроизводства (старобелорусский – в ВКЛ,  польский и латинский – в  Польше). 

     19.лад  Речи Посполитой. Положение Белорусских земель в ее составе.
     Итогами Люблинской унии оставались недовольна большая часть магнатов ВКЛ, которой теперь нужно было делить политическую власть с феодалами Польши. Особенно недовольны магнаты ВКЛ были тем, что польская шляхта получило право на земельные владения в пределах Княжества. Шляхта ВКЛ практически потеряла подобное право в тех районах, которые по условия унии отошли к Польше. Антипольские настроения в ВКЛ нарастали и вскоре приобрели практический характер. В 1588г. под руководством канцлера ВКЛ Льва Сапеги был подготовлен и издан Статус ВКЛ. В нем было записано, что занимать государственные посты и получать земли в Княжестве могут только граждане ВКЛ.
     Люблинская уния положила начало так называемой полонизации – ополячиванию прежде всего шляхты ВКЛ через присоединение ее к «польским шляхетским вольностям». Так, в 1696г. шляхта ВКЛ, подобно польской шляхте, были даны права полного кантроля за деятельностью высших должностных лиц Княжества, а также короля. В условиях наступления католической церкви на земли ВКЛ многие магнаты переходили в католическую веру. Это открывало путь к занятию ими высших государственных постов. За магнатами потянулась остальная шляхта ВКЛ. Через католицизм она стала приобщаться к польской культуре и языку. В 1696г. все официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного. Со временем в ВКЛ сложилось новая общность – «народ шляхетский » - объединение шляхты не только со своими особыми правами (привилегиями), но и единой верой (католицизм) и единым языком (польским). 

     21. Экономическое развитие  Беларуси в 16-18 вв.
     Введение  волоки озночало дальнейшее закрепощение крестьян. Юридически закрепощение крестьян в 16 в. Было оформлено Статутами ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг.
     Многие  земельные владения государства, церкви, магнатов здавались в аренду. Арендаторы стремились заполучить как можно больше денег от крестьян. Поэтому зачастую крестьяне боролись не со своими хозяевами, а с арендаторами. Примером тому – восстание в Кричевском старостве под руководством Василия Ващилы в 1740 – 1744 гг. Востание было жестоко подавлено войском князя Радзивилла, которому принадлежало Кричевское староство.
     Рост  обмена продуктами между городом  и деревней, расширение товарно-денежных отношений привели в 16 в. к количественному росту городов и городского населения ВКЛ – урбанизации. В большинстве тогдашних городов проживало от 1,5 до 3 тыс. жителей. Значительными центрами с население более 10 тыс. человек были Брест, Могилев, Пинск, Витебск. Практически все города в 16 в. пер. половине 17 в. получили Могдебургское право (право на самоуправление). Обособленные части города, которые находились под властью магната или церковного заведения, назывались юридическими. На них не распространялась власть органа городского самоуправления – магистрата. Руководящие должности в магистрате занимали богатые горожане. Они перекладывали основные налоги на простых горожан. Магдебургским правом также пользовались некоторые местечки – населенные пункты переходного от деревни к городу типа. Их количество постоянно росло.
     В 16 в. в белорусских городах, от 25 до 50 % населения занимались ремеслом, возникали цеха. Это были организации мастеров по разным специальностям. Ремесленник, который не входил в такую организацию, не мог продавать свою продукцию на местном рынке. Чтобы добиться высокого звания мастера, нужно было сначала побыть его учеником, потом подмастерьем. Необходимо было также сдать экзамен на звание мастера – создать шедевр (оригинальную вещь которую называли «штука»). 

     22. Разделы речи Посполитой. Присоединение земель Беларуси к Российской империи
     Причины раздела Речи Посполитой заключались прежде всего во внутриполитическом положении самого государства. Оно характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На заседания сейма еще со второй половины 16 в. действовало право «либерум вето» (от лат.«не позволяю»). Согласно ему, когда хотя б депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание сейма прекращалось. Единогласие – главное условие принятия постановления сейма. В результате этого абсолютное большинство сеймов было сорвано. Таким образом, безвластию в Речи Посполитой содействовало то, значительная часть шляхты считало право «либерум вето» свидетельством сваей шляхетской вольности, используя это право для непринятия на сейм нежелательных постановлений. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти(правление Понятовского).
     В 1772 г. Санкт-Петербурге был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. К России отошла восточная часть Беларуси. Попыткой спасти государство от гибели стало объявление сеймом 3 мая 1791 г. Конституции Речи Посполитой – второй в мире после Конституции США 1787 г. и первой в Европе. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой из кризиса. Однако время на реформирование государства было упущено.
     В 1793 г. Россия и Пруссия под предлогом  помощи представителям шляхетского сословия – некатоликам – осуществили интервенцию (вооруженное вмешательство) Речи Посполитой. Это озночало ее второй раздел. К России отошла центральная часть белорусских земель.
     В 1795 г. было подписано соглашение о  третьем, окончательном, разделе Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. К России отошли западные белорусские земли. Речь Посполитая как государство прекратила свое существование. 

     23, Развитие литературы  и науки в Беларуси  в 16-18 вв.
     Книгоиздательская деятельность связана с последователем Ф. Скорины Сымоном Будным. В 1562 г, в Несвиже он издал первую белорусскую книгу на территории Беларуси «Катехизис», что значит «Наука древняя христианская от святого письма для простых людей языка русского, в вопросах и ответах собранная», а так же книгу «Опровдание грешного человека перед Богом».
     В 1564 г. в Москве русские первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец издали «Апостол». Однако из-за преследований духовенства они вынуждены были переехать в ВКЛ, где 1569 г. в Заблудове издали «Евангелие учительное». Предположительно в 1570 г. Тяпинский издал на собственные средства в своем родовом имении Тяпин «Евангелие» на церковном и белорусском языках. В 1588 г. в Виленской типографии, основанной  П. Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ 1588г. на белорусском языке. В 1619 г. в местечке Евье была издана «Грамматика» Смотрицкого. Она на протяжении 17-18 вв. служила учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. В 1631 г. в типографии Кутейно известный белорусский просветитель Спиридон Соболь напечатал «Букварь».
     Основателем литературы о путешествиях считают  одного из представителей магнатского  рода Радзивиллов, сына Николая Радзивилла Черного Николая Криштофа по прозвищу «Сиротка». В 1601 г. в Пруссии был издан дневник путешествий Сиротки, написанный во время путешествия в Египет, на Ближний Восток в Святые места (Палестина, Иерусалим). «Хождения» Сиротки – первое в Беларуси научно-популярное географическое издание, единственный до 19в. справочник по Ближнему Востоку для жителей Речи Посполитой.
     Система образования на территории Беларуси была представлена начальными школами  при православных братских и протестантских сборах; школах при католических орденах  францисканцев, бернардинцев, Августином; иезуитскими коллегиумами, а также старешим учебным заведением на территории Беларуси и Литвы – Виленской иезуитской академией, имевшей университетский статус. Ее первым ректором стал инициатор церковной унии, сторонник контрреформации, автор известной 1557г. книги «О единстве церкви Божьей» иезуит Петр Скарга. Иезуитская академия в Вильно была создана в 1579г. по привилею (грамоте) великого князя литовского и короля польского Стефана Батория на базе иезуитского коллегиума, начавшего свою деятельность в 1570г. Иезуитская система образования в ВКЛ, с одной стороны, преследовала приобщение молодежи к католичеству, а с другой, обеспечивала высокий уровень знаний по природоведческим гуманитарным наукам. В 1617г. в Слуцке при кальвинистском храме мнатом Янушем Радзивиллом была открыта кальвинистская школа, которую считали прообразом первой белорусской гимназии. 

     25. общественно-политическое  положение белорусских  земель. Восстания  1794 и 1830-1831 гг.
     Общественно- политическое положение белорусских  земель было обусловлено проведением  в жизнь лозунга российской императрицы  Екатерины 2 «Отторженная возвратих». Это означало, что ранее отторженные Польшей восточнославянские земли с их населением возвращаются в состав России и под опеку русской православной церкви. На присоединенных территориях вводилось новое административное деление: вместо воеводств и поветов создавались генерал-губернаторства. Все население, за исключение крестьянства, приводилось к присяге на верность российской императрице. Абсолютное большинство магнатов и шляхты приняли присягу. Тем самым они сохранили свои усадьбы (земельные владения) и получили права, равные с русским дворянством. Российское правительство осуществило так называемый «разбор шляхты» - проверку документов о дворянском происхождении, в результате которого значительная часть шляхты была исключена из дворянского сословия. Магнаты и шляхта потеряли прежние права (избирать короля, иметь свои войска, крепости).
     Для создания на присоединенной территории надежной опоры Екаерина 2 и ее преемник Павел 1 начали широкую раздачу земель вместе с крепостными крестьянами своим генералам и крупным чиновникам.
     Попыткой  сохранить суверенитет  Речи Посполитой стало восстание 1794г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко. В нем активое участие приняли патриотически настроенная шляхта, мещанство (городские жители), крестьянство, священники. Михаил Клеофас Огинский написал «Марш восставших 1794г.», а позже – знаменитый полонез «Прощание с родиной».
     В 1830-1831 гг. вспыхнуло шляхетское восстание, которое охватило Польшу, Литву и  Беларусь. Оно проходило под лозунгом восстановление Речи Посполитой. Одной из активных участников восстания была 25-летняя уроженка Витебщины поэтесса Эмилия Пляттер. Переодевшись юношей, она возглавила отряд повстанцев. Погибла в одной из боев. Ее подвиг стал темой стихотворения Адама Мицкевича. Некоторые исследователи сравнивают Э. Пляттер с героиней французского народа Жанной д`Арк. Восстание было подавлено российскими войсками.
     26. Беларусь в войне  1812г.
     В июле 1812 г. 600тыс. армия французкого императора Наполеона Бонапарта вступила в пределы Российской империи. Боевые действия начались на территории, еоторая вошла в состав России после разделов Речи Посполитой.
     Положение Беларуси во время войны характеризовалось  тем, что здесь с приходам Наполеона столкнулись интересы различных групп населения. Польская и ополяченная шляхта надеялись на воссоздание Наполеоном Речи Посполиой, в том числе Великого Княжества Литовского.
     Сторонники  идеи воссоздания ВКЛ с началом  войны поддержали французскую армию. Они приветствовали приход Наполеона и пошли на службу в его армию. Так княз Доминик Радзивилл сформировал на собственные деньги полк улан. Приказом Наполеона было создано Временное правительство ВКЛ, которому было вменено, прежде всего, обеспечение французской армии необходимыми продуктами. Общественным стало заявление Наполеона делегации местной шляхты в Вильно: от вас требуется только одно – хлеба, хлеба и хлеба.
     В вочйсках российской армии служили рекруты из белорусских губерний, которые были набраны на 200летний срок службы. Менее значительная часть жителей Беларуси была призвана на службу в армию Наполеона. Из нах было сформировано 6 дивизий французской армии.
     Крестьянство  Беларуси с приходом французских  войск связывало надежду на освобождение из-под крепостной зависимости. В  соседней Польше личная зависимость  крестьян от помещиков была ликвидирована  Наполеоном. Однако Наполеон не пошел  на освобождение белорусских крестьян. В итоге это, а также бесконечные  реквизиции и мародерство вызвали  массовое сопротивление крестьянства, а также городских жителей. В  Беларуси развернулось партизанское движение против французских войск. 

     27.Образованиие, наука и литература  в Беларуси в  18-19вв.
     Основными языками обучения во всех типах школ первоначально был польский. До 1830-1831-х  гг. учебные заведения Беларуси были центрами, в которых сохранились  позиции польской культуры. Такое  положение было связанно с общим  направление политики самодержавия, ориентированной на поиск союзников  среди местной ополяченной шляхты. По этой причине среди шляхты, студенчества были широко распространены воссоздания  Речи Посполитой в пределах 1772г.
     После подавления восстания 1830-1831 гг. Витебский  университет в 1832 г. был закрыт. Каждый третий его студент принимал участие  в восстании. В 1836 г. преподавание во всех типах учебных заведений  было переведено на русский язык, а  сам он вводился в качестве обязательного  предмета. Польский язык был исключен из учебных программ.
     В конце 19 в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Преимущественное большинство  населения, прежде всего крестьянство, оставалось не грамотным.
     В технических науках ученым европейского уровня стал профессор Якуб Наркевич-Йодка. Он предложил и обосновал метод электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Изобретенный им прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам стал, по существу, первым радиоприемником при передаче электрических сигналов на расстояние.
     На  протяжении 19 в. происходил процесс  становления белорусского литературного  языка на основе живого многодиалектного народного наречия. Первыми белорусскими поэтами стали выходцы из среды ополяченной белорусской шляхты. Писать по-белорусски они начали привычной для них латинкой, употреблявшееся в польском языке. Поэма «Тарас на Парнасе» - выдающийся образец литературной обработки средневекового языка. Поэма впервые была опубликована в 1889г. в газете «Минский листок».
     Белорусский фольклор плодотворно использовал  в своем творчестве польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Осужденный по делу общества филоматов в 1824г., он был вынужден навсегда покинуть свою родину и жить в ссылке в России, а потом в эмиграции. Тоску по родине поэт выразил на страницах романической поэмы «Дзяды», в своих балладах и романах.
     Первым  классиком новой белорусской  литературы стал Винцевич Дунин-Манциркевич. В двуязычной комедии-опере «Сялянка» («Идылия»), напечатанной в Вильно в 1846г., он воплотил реальности тогдашней жизни, когда мужики говорили по белоруски, а паны – по-польски. В этом произведении впервые зазвучал живой белорусский говор. 

     28. Разложение феодально-крепостнического  строя и отмена  крепостного права  в Беларуси
     Причины отмены крепостного права заключались в том, что существование феодально-крепостнических отношений обусловило социально-экономическую и военно-техническую отсталость страны, желание правительства предупредить крестьянский бунт путем реформы.
     Условия освобождения помещичьих крестьян от крепостной зависимости бвли определены в манифесте, общем и местном «Положения» их дополнительных «Правилих», подписанным Александром 2 19 февраля 1861г. Крестьяне получили личную свободу и определенные гражданские права, которые коренным образом изменили их положение. Среди этих прав были следующие: самостоятельно распоряжаться собой и своим имуществом, основывать промышленные и торговые предприятия, непосредственно обращаться в государственное учреждение и суд, поступать на службы или в учебное заведение, записываться в сословия мещан ил купцов.
     Буржуазные  реформы 60-70-х гг. 19в. имели непосредственный и противоречивый характер. Открывая путь для развития капитализма и  становления буржуазного общества, они не затронули основ самодержавной  власти, не ликвидировали сословные  и национальные неравенства населения. Процесс модернизации в Беларуси был замедлен в результате военного положения, введенного в связи с  восстание 1863-1864гг. и отмененного  только в 1870г. 
 
 

     29,32.Развитие  капитализма в  промышленности и  сельском хозяйстве  Беларуси в конце  19-начало 20в.
     Развитие  промышленности Беларуси в начале 20 в. стало продолжением начатой с отменой крепостного права 1861г. модернизации – постепенного перехода от феодального к капиталистическому способу производства. Процесс индустриализации был связан с промышленным переворотом, или промышленной революцией. Она началась в Беларуси еще в 30-е гг. 19в. характеризовалось возникновением первых фабрик, переходом от ручного к машинному труду, формированием и ростом новых производительных сил: промышленной буржуазии фабричного пролетариата.
     Промышленное  развитие Беларуси имело свои особенности. В 60-80-е гг. 19в. окончательно определилось специализация белорусской промышленности по переработке местного сельскохозяйственного, лесного минерального сырья. В начале 20в. развивалось, прежде всего, картонно-бумажное, спичечное и лесохимическое производство. Большинство фабрик и заводов были расположены преимущественно в сельской местности, ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силе. Наибольшее развитие получили здесь винокурение и деревообработка.
     Развитие  сельского хозяйства в начале 20в. во многом определила новая аграрная реформа. Она получила название «столыпинской» по фамилии ее инициатора, председателя Совета Министров России империи с 1906г. П.А.Столыпина. Знакомство Столыпина с системой подворного землепользования в Гродненской губернии необходимость решения вопроса о наделении крестьян землей, ставшего одной из причин революции 1905-1907гг. определили основные направления реформы.
     Будучи  крупным земледельцем, Столыпин предложил  реформу, которая исходила из интересов помещиков. Главный феодальный пережиток того времени – дворянско-помещичье земледелие – реформой не затрагивался. Возможность превращения Российской империи в великую державу Столыпин связывал с созданием опоры самодержавия среди крестьянства. В условиях расслоения пореформенной деревни на бедняков, середняков и зажиточных крестьян (они составляли соответственно 60, 30 и 10%) Столыпин видел такую опору в увеличении слоя зажиточных крестьян (сельской буржуазии). 

     31.Формирование  Белорусского этноса.
     Формирование  белорусской нации происходило  в эпоху складывания буржуазных отношений, когда белорусское земли  не имели собственной государственности  и входили в состав Российской империи.
     В конце 19- начале 20вв. название «белорусы» закрепилось за всей территорией  проживания белорусского этноса. В  некоторых местностях продолжали существовать региональные названия населения, например, «полешуки» - в Полесье. Часть населения Беларуси назвала себя «тутэйшими».Общность хозяйственной жизни проявлялось в расширении торгово-экономических связей между различными регионами Беларуси, осознании их жителями себя как представителей единого белорусского этноса.
     Литературный  язык как наиважнейшее средство общения  и взаимопонимания людей, является основой развития национальной культуры и национального самосознания. Именно культура обеспечила сохранение этнической самобытности белорусского народа. 

     35.Развитие  культуры Беларуси  в начале 20-го века.
     Система образования в начале 20в. в связи с революцией 1905-1907гг. и буржуазными преобразованиями в ходе реформы Столыпина значительно обновилась и расширилась. В сельской местности школы православно-церковного ведомства постепенно заменялись народными учениями. В городах появились четырехклассные начальные училища. Были разрешены частные школы. Возросло количество гимназий и реальных училищ. С 1906г. во всех народных школах Российской империи ученики получили возможность учиться на родном языке, что было большим завоеванием первой Российской революции. Однако это не затруднило белорусских и украинских учеников.
     В начале 20 в. получило дальнейшее развитие белорусоведение. В новой исторической ситуации, связанной с формированием белорусской нации, необходимо было утвердить в сознании белорусов убеждение в их самобытности, оригинальности культуры, восстановить подлинную картину исторического пути белорусского народа.
     Большой вклад в развитие белорусоведения внес известный историк и этнограф Митрофан Довнар-Запольской.
     Под влиянием событий революции 1905-1907гг. появились десятки независимых  периодических изданий.
     Развитие  белорусской литературы стало одним  из важнейших признаков становления  белорусской нации. Как создатель  классического национального эпоса  вошел в историю культуры Янка Купала (Иван Луцкевич).
     Творчество  Я. Коласа, как и Я. Куплы, отразило особенности национального характера, мировосприятия и миропонимания белорусов, поиски ими свободыи счастья, добра и справедливости.
     Особое  место в белорусской литературе начала 20 в. зинимает творчество поэта Максима Богдановича.
     Театральная жизнь в Беларуси в начале 20в. была отмечена появлением первого профессионального театра под руководством Игната Буйницкого. 

     33.Революция на Беларуси 1905-1907гг.
     Основные  события первой российской революции 1905-1907гг. в Беларуси были связаны прежде всего с выступление рабочих в связи с событиями «Кровавого воскресенья» 9мая 1905г. в Петербурге. В этот день царскими войсками было расстреляно мирное шествие к Зимнему дворцу (резиденция царя Николая 2), что означало расстрел веры рабочих «в доброго царя». Весной – летом 1905г. в Беларуси наблюдался подъем экономических и политических забастовок в связи с празднованием дня солидарности рабочих – 1 Мая. Летом под воздействием рабочего движения усилилась борьба крестьян с помещиками. В деревне появилась новая форма борьбы – общие забастовки крестьян. Произошли также солдатские волнения в Минске и Витебске.
     18 октября в городах Беларуси  был объявлен Манифест Николая  2 от 17 октября 1905г., согласно которому  Государственная дума, созданная  в августе 1905г. кА совещательный  орган при царе, наделялось законодательными  полномочиями. Впервые в истории  России объявились демократические  свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, неприкосновенности  личности. В связи с подписанием  Манифеста Николая 2 образовалась  партия «Союз 17 октября» (октябристы). Ее представители – основная часть буржуазии – были удовлетворены возможностью провести своих депутатов в Государственную думу.
     Истки буржуазно-демократических революций  в Беларуси определялся тем, насколько были решены задачи, связанные с модернизацией – переходом к буржуазным отношениям в политической и экономической областях. События 1905-1907гг. были первым этапом буржуазно-демократической по своему характеру революции. Выборы в созданную царем и наделению законодательными полномочиями Государственную думу привели буржуазию к ограниченному в условиях существования самодержавия управлению страной. Впервые в истории России были объявлены демократические права и свободы. Революция 1905-1907гг. показала, что основной двужущей силой революционных преобразований стал пролетариат, который вышел на арену политической борьбы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.