На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1 Общая характеристика субъектов малого предпринимательства……….5
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий..5 
1.2 Правовые основы функционирования малых предприятий и основные правила (принципы) бухгалтерского учета……………………………………….8

Глава 2 Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях…………12
2.1 Учетная политика...……………………………………………………………12
2.2 Формы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях………22
2.3 Состав отчетности малых предприятий…..………………………………….32
Заключение….……………………………………………………………………..36
Список  литературы..………………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Роль  малого предпринимательства в современной  экономике трудно переоценить. В  развитых странах производимая в  этом секторе продукция составляет большую часть валового национального  продукта и экспорта, в нем сосредоточено  значительное число рабочих мест. В целом можно отметить, что  малое и среднее предпринимательство  является сегодня ядром устойчивого  экономического и политического  развития.
     Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят  характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и  других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны  государства.
     В отличие от крупного, малое предпринимательство  в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует  больших первоначальных вложений капитала. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые  стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое  предпринимательство создает благоприятные  условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной  структуре крупных предприятий). Важным преимуществом малых хозяйственных  форм является невысокая капиталоемкость  и короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции  прежнего по сравнению с крупными объектами.
     В Российской Федерации в последние  годы предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства.
     Целью предпринимательской деятельности предприятий является получение  прибыли, которая служит основным источником и предпосылкой расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и  его собственников. Этой цели можно  достигнуть лишь при оптимальной  организации бухгалтерского учета и финансов на предприятиях, которое позволит не только укрепить финансовое положение предприятий, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.
     Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен тем, что эффективная  деятельность предприятий, стабильность их работы и конкурентоспособность  в современных экономических  условиях в значительной степени  определяются уровнем организации  и ведения бухгалтерского учета, которое невозможно осуществлять качественно  без постоянного контроля законодательной  базы.
     Цель  курсовой работы – изучить особенности  организации бухгалтерского учета  на малых предприятиях.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий; 
- изучить правовые основы функционирования малых предприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета

- изучить учетную политику
- рассмотреть  формы организации бухучета на малых предприятиях
- изучить  состав отчетности малых предприятий 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Общая характеристика субъектов малого предпринимательства 

1.1 Критерии  отнесения предприятия к категории  малых предприятий
    Общие положения в области государственной  поддержки и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации, формы  и  методы государственного  стимулирования и регулирования деятельности субъектов  малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Действие закона № 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого предпринимательства, но и на субъекты среднего предпринимательства.
    Согласно  ст. 4 Федерального закона  № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    – для юридических лиц – суммарная  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц  не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов  акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
    – выручка от продажи товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и  среднего предпринимательства.
    При определении численности  работающих в Законе № 209-ФЗ установлено, что  средняя численность работников (определяемая за календарный год  с учетом всех его работников, в  том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:
    – от 100 до 250 человек включительно для  средних предприятий;
    – до 100 человек включительно для малых  предприятий;
    – до 15 человек для микропредприятий.
    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже вышеизложенных предельных значений, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
    Вновь созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели  и крестьянские (фермерские) хозяйства  в течение того года, в котором  они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и  среднего предпринимательства, если их показатели средней численности  работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости  основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня  их государственной регистрации, не превышают предельные значения.
    Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год  определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в  порядке, установленном Налоговым  кодексом Российской Федерации.
    Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
    Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нужно считать полезным, поскольку при его отсутствии предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом № 209-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки, и защищать свои законные права и интересы.
    Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов  деятельности) относятся к таковым  по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или годовом  объеме прибыли. В течение года эти  показатели определяются нарастающим  итогом с начала года.
    Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться: объем  выручки от продажи или объем  прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в  течение отчетного года.
 
 

1.2 Правовые  основы функционирования малых  предприятий и основные правила (принципы) бухгалтерского учета
     Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем сегодняшнего времени. Это объясняется, прежде всего тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономического кризиса.
     Малые предприятия все более последовательно  выполняют функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного  состояния Российского капитала.
Однако  в развитии малого предпринимательства  сохраняется ряд негативных тенденций:
- значительное  число прошедших регистрацию  предприятий либо не приступают  к хозяйственной деятельности, либо  быстро ликвидируются, кроме того  особое беспокойство вызывают  недостаточные темпы развития  малых предприятий в таких  отраслях, как промышленность, строительство  и т.д.
- в отдельных  регионах не уделяется должного  внимания и не оказывается  обязательной поддержки развитию  малых предприятий.
     Малое предприятие - юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества (АО и ООО) или в форме хозяйственного товарищества.
     Некоммерческая  организация, не может иметь статус малого предприятия.
     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малое предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности, классифицируется по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме продаж или в годовом объеме прибыли.
     Правовые  основы функционирования малого предприятия  и общие принципы организации  бухгалтерского учета в них отражены в следующих документах:
1. Федеральный закон РФ « О бухгалтерском учете» 129-ФЗ от 21.11.96 года.
2. Типовые  рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства. Утверждены  приказом МИНФИНА РФ от 21.12.98 г.  № 64-Н.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 и 2.
4. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 93 г. № 88 - ФЗ.
5. Положения  по ведению бухгалтерского учета  и отчетности РФ. Утверждено приказом  Минфина РФ  от 29 июля 98 г. №  34-Н.
6. План  счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организации и инструкция по  его применению. Утвержден приказом  Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94-Н.
7. ПБУ  1/2008 «Учетная политика», ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», ПБУ 18/02 - могут не применять «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений», ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
8. Инструкция  по применению журнально-ордерной  форме счетоводства для небольших  предприятий и организаций, утверждена  Минфином СССР от 8 июня 1960 г. №176.
9. Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержден  Минфином РФ 13.07.95 г. №49.
10. Альбом  новых унифицированных форм первичной  учетной документации, утвержден  постановлением Госкомстата России  в апреле 2001 г. № 26.
11. Приказ  Минфина РФ № 131 от 22.12.1995 г. « Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности» и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
12. Глава  26 Налогового кодекса РФ.
13. Инструкция  по заполнению организациями  сведений и численности работников  и использовании рабочего времени  в формах федерального государственного  статистического наблюдения. Утверждена постановлением Госкомстата России №72 от 04.08.03 г. (учет среднесписочной и средней численности) и т.д.
    Основной  принцип организации бухгалтерского учета в организации – это  максимальное упрощение  процедур  ведения  бухгалтерского учета без  нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых  предприятий он особенно актуален в  связи с ограниченными финансовыми  ресурсами, поэтому эффективность  деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.
    Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.
    Грамотная постановка бухгалтерского учета в  организации позволяет определить следующие задачи:
    1) обеспечить сохранность имущества;
    2) обеспечить эффективность управления  ресурсами;
    3) исчислить финансовый результат  деятельности;
    4) определить налоговые обязательства.
    Знать эти задачи крайне важно для руководства  любой организации, так как выбор  оптимальных путей их решения  является как основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета, так и управления организацией.
  Основные  правила ведения бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, следующие:
  1. Обязательность двойной записи  хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.
  2. Учет объектов учета в рублях  и на русском языке. Первичные  учетные документы, составленные  на иных языках, должны иметь  подстрочный перевод на русский язык.
  3. Осуществление в бухгалтерском  учете текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
  4. Обязательность документирования  хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель утверждает также правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
  5. Для систематизации и накопления  информации, содержащейся в учетных документах, использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
  6. Оценка объектов учета в денежном  выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
  7. Обязательность проведения инвентаризации  имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
  8. Формирование учетной политики  для ведения бухгалтерского учета  в организации в соответствии  с установленными допущениями и требованиями. 

Глава 2 Особенности бухгалтерского учета  на малых предприятиях 

2.1 Учетная  политика
     Очень важным вопросом организации и ведения  бухгалтерского учета на предприятии  является принятие учетной политики.
     Под учетной политикой организации  понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
     Наличие на предприятии учетной политики – это одновременно и право, и  обязанность предприятия. И Законом  о бухгалтерском учете, и Положением по ведению учета и отчетности предусмотрено, что организация  самостоятельно формирует учетную  политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. При этом необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина России и органов, которым федеральным законодательством предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
     Учетная политика является важным условием правильного  ведения бухгалтерского учета, соблюдения его методологии, выведения финансовых результатов деятельности, а также  элементом одновременно налоговой  политики предприятия и налогового контроля со стороны налоговых органов.
Это связано  с тем, что финансовые результаты, получаемые по данным бухгалтерского учета, достаточно субъективны и  лишь приблизительно отражают реальное состояние предприятия на определенную дату. Такое положение складывается в силу принятия той или иной методики ведения бухгалтерского учета.
     В учетной политике предприятия должны быть оговорены те положения по ведению бухгалтерского и налогового учета, по которым законодательство предусматривает многовариантность отражения. То есть предприятием выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского и налогового учета, то, формируя учетную политику, организации разрабатывают соответствующий способ самостоятельно, исходя из положений по бухгалтерскому и налоговому учету.
     К способам ведения бухгалтерского учета  относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
   Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
   Учетная политика формируется на основании  ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
   На  основании требований Типовых рекомендаций по организации бухучета в обязательном порядке должны быть утверждены:
    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
    способы оценки активов и обязательств;
    правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    порядок контроля за хозяйственными операциями;
    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
   При формировании учетной политики нет  необходимости расписывать в  ней те положения по ведению бухгалтерского или налогового учета, по которым  законодательством установлен лишь один вариант отражения хозяйственной  операции в учете и не допускается  иное. Если же некоторые положения  учетной политики не будут соответствовать  требованиям законодательства, то они  будут являться недействительными.
При формировании учетной политики предполагается, что:
    активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
    организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
    принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
    факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
   При формировании учетной политики организации  по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
    полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
    своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
    большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
    отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
    рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
     Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности.
     Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
     К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной  политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации  основных средств, нематериальных и  иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания  выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.
   Состав  и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
   Принятая  малым предприятием учетная политика подлежит оформлению соответствующей  организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
   Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с первого  января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно - распорядительного  документа.
В принятой малым предприятием учетной политике, утвержденной приказом руководителя, определяются:
- рабочий  план счетов бухгалтерского учета;
- формы  первичных учетных документов  для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;
- порядок  проведения инвентаризации;
- методы  оценки видов имущества и обязательств;
- правила  документооборота и технология  обработки учетной информации;
- порядок  контроля хозяйственных операций, а также другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.
     Рабочий план счетов бухгалтерского учета на малом предприятии должен содержать  синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и бухгалтерской  отчетности. Он утверждается на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Документирование хозяйственных операций, возникших на малом предприятии, должно быть сплошным и осуществляться путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Первичные документы по хозяйственным операциям должны удовлетворять следующим требованиям:
- составляться  в момент совершения хозяйственной  операции или сразу после ее  совершения;
- содержать  достоверные сведения о хозяйственных  операциях;
- служить  основанием для формирования  данных в регистрах аналитического  и синтетического учета.
     Для документирования хозяйственных операций малое предприятие может применять:
- формы,  содержащиеся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, разработанных Росстатом;
- отраслевые  или ведомственные формы;
- самостоятельно  разработанные формы, содержащие  обязательные реквизиты, предусмотренные  Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" (ст. 9) и обеспечивающие  достоверность отражения в бухгалтерском  учете совершенных хозяйственных  операций:
- наименование  документа (формы), код формы. Наименование  документа должно отражать финансово-экономическое  содержание хозяйственной операции, иметь четкое наименование. Документ  может не содержать код формы  или иметь код, установленный  самой организацией и представленный  в ее учетной политике. Наличие  кода формы обязательно в том  случае, если он обрабатывается  автоматизированным способом;
- дату  составления, которая дает возможность  определить конкретную дату совершения  операции, оформленной документом, и необходима для реализации  в бухгалтерском учете принципов  полноты, достоверности, временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности, а также для формирования  данных в налоговом учете. Датой  составления документа является дата его подписания, утверждения, а для акта (например, торгово-закупочного акта, акта о сдаче-приеме выполненных работах и др.) - дата совершения события;
- наименование  организации, от имени которой  составлен документ. Оно позволяет  установить принадлежность первичного  учетного документа к той или  иной организации;
- содержание  хозяйственной операции, которое  должно точно соответствовать  наименованию оформляемого документа;
- измерители  хозяйственной операции (в натуральном  и денежном выражении);
- наименование  должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и правильность ее  оформления, личные подписи и  их расшифровки. В соответствии  с приказом руководителя организации  право подписи документов закрепляется  за определенными должностными  лицами для контроля правомерности  совершения хозяйственных операций. В связи с этим в документах  должны быть расшифровки их  подписей. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичном  документе, отсутствует, его может  подписывать лицо, являющееся исполняющим  обязанности или заместитель  этого должностного лица. В таком  случае обязательным является  указание фактической должности  лица, подписавшего документ, и его  фамилии.
     Отсутствие  в первичном учетном документе  реквизитов, определенных законодательством  о бухгалтерском учете, считается  нарушением правил бухгалтерского учета  со стороны малого предприятия.
     Определяя порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств малого предприятия, следует руководствоваться  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина  России от 13.06.1995 N 49н. В соответствии с ними инвентаризации должно подлежать  все имущество малого предприятия  независимо от его местонахождения  и все виды обязательств. Это осуществляется в целях контроля сохранности имущества и приведения в соответствие состояния расчетов, формирования достоверных данных в бухгалтерском учете и отчетности.
Проведение  инвентаризации на предприятиях малого бизнеса обязательно:
- при  передаче имущества организации  в аренду, при его выкупе, продаже  и в других предусмотренных  законодательством случаях;
- перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности (кроме имущества, инвентаризация  которого проводилась не ранее  1 октября отчетного года). При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;
- при  смене материально ответственных  лиц;
- при  установлении фактов хищений  и порчи ценностей;
- в случае  стихийных бедствий, пожара, аварий  и т.п.;
- при  ликвидации (реорганизации) организации  перед составлением ликвидационного  (разделительного) баланса и в  других предусмотренных законодательством  случаях.
     Для проведения инвентаризации малое предприятие  в приказе руководителя должно утвердить  состав постоянно действующей и  рабочей инвентаризационных комиссий, формы и сроки проведения плановых и внезапных инвентаризаций по каждому  виду имущества и обязательств организации.
     Методы  оценки видов имущества и обязательств, используемые малым предприятием, должны соответствовать их совокупности, разрешенной  соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
     Правила документооборота на малом предприятии  реализуются с помощью разрабатываемого графика документооборота, который  необходим для упорядочения работы по составлению и контролю первичных  учетных документов, формируется  в виде схемы или отдельного приказа  руководителя и включает перечень работ  по составлению, проверке и обработке  документов, выполняемых исполнителями  с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения. График разрабатывается в соответствии с требованиями, содержащимися в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105.
   Контроль  соблюдения графика ведет главный  бухгалтер организации, а лица, составившие  и подписавшие первичные учетные  документы, несут ответственность  за соблюдение графика, своевременное  и качественное составление документации, за выполнение временных критериев  по передаче документов для целей  бухгалтерского учета, отчетности и  налогообложения, а также достоверность  сведений, содержащихся в них.
   Изменение учетной политики организации может  производиться в случаях:
    изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
    существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией,  изменением видов деятельности и т.п.
   Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
   Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения
   В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую  информацию:
- причину  изменения учетной политики;
- содержание  изменения учетной политики;
- порядок  отражения последствий изменения  учетной политики в бухгалтерской  отчетности;
- суммы  корректировок, связанных с изменением  учетной политики, по каждой статье  бухгалтерской отчетности за  каждый из представленных отчетных  периодов, а если организация  обязана раскрывать информацию  о прибыли, приходящейся на  одну акцию, - также по данным  о базовой и разводненной прибыли  (убытку) на акцию;
- сумму  соответствующей корректировки,  относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным  в бухгалтерской отчетности, - до  той степени, до которой это  практически возможно. 

2.2 Формы  организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

     Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров, предназначенных для группировки  и обобщения информации, отражаемой на счетах.

Грамотно  построенная система учетных  регистров позволяет:

    аккумулировать  всю необходимую информацию;
    группировать информацию в необходимых синтетических и аналитических разрезах;
    обеспечивать удобство пользования учетным регистром;
    обеспечивать рациональное отражение операций в учетных регистрах (простота заполнения, отсутствие излишнего дублирования информации и т. д.). Данное условие особенно важно в условиях ручной обработки информации, что характерно для организаций малого бизнеса.
Правильный  выбор формы бухгалтерского учета  является одним из необходимых условий  эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.
На малых  предприятиях можно применять следующие  формы бухгалтерского учета:
    мемориально-ордерную форму;
    единую журнально-ордерную форму (утв. письмом Минфина СССР от 08.03.60 № 63);
    журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утв. письмом Минфина СССР от 06.06.60 № 176);
    упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренную Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н (далее Типовые рекомендации));
    простую форму, предусмотренную Типовыми рекомендациями;
    книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов; утв. приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.