Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация 
 

      Тема  дипломной работы: Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием на примере ОАО «Угольная компания «Алмазная» г. Нерюнгри.
      Актуальность выбранной темы дипломной работы связана с необходимостью профессионального управления финансами и необходимостью применения анализа, позволяющего оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования.
      Основная  цель дипломной работы заключалась в том, чтобы на основе бухгалтерской отчетности произвести финансовый анализ ОАО «Угольная компания «Алмазная» и дать примерные рекомендации по улучшению его финансового положения на основе имеющихся возможностей и ресурсов.
      Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
    рассмотрены теоретические основы анализа финансового состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности;
    проведен анализ финансового состояния ОАО «Угольная компания «Алмазная» на основе бухгалтерской отчетности за период 2008-2010 годов;
      Дипломная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, приложений. 
 
 
 

      Содержание

 

Введение

 
      Особенностью  цивилизованных рыночных отношений  является усиление влияния таких  факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед руководством предприятия встает множество вопросов:
    Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия?
    Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего «процветания»?
    Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?
    Каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?
      На  эти и другие, жизненно важные вопросы  может дать ответ объективный  анализ финансово-хозяйственной деятельности, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
      С помощью анализа изучаются тенденции  развития, глубоко и системно исследуются  факторы изменения результатов  деятельности, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается стратегия его развития.
      Другими словами, анализ позволяет выявить  достоинства и недостатки деятельности хозяйствующего субъекта и направлять работу предприятия на увеличение первых и устранение последних. Если раньше, роль регулятора деятельности предприятий выполняло государство, то сейчас, в условиях рынка, его место занял финансовый анализ предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности является научной базой для принятия управленческих решений в бизнесе, для их обоснования необходимо выявить и прогнозировать существующие потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъектов хозяйствования. В системе управления производством анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет связующее звено между сбором информации и принятием управленческих решений. Его значение состоит в том, что он является главным средством комплексного изучения финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
      Профессиональное  управление финансами неизбежно  требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает актуальность, приоритетность и роль анализа финансовой деятельности, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования, а также прогнозирование уровня доходности капитала. Это и определило актуальность выбранной темы дипломной работы.
      Основная  цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы на основе бухгалтерской отчетности произвести финансовый анализ ОАО «Угольная компания «Алмазная» и дать примерные рекомендации по улучшению его финансового положения на основе имеющихся возможностей и ресурсов.
      Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
    рассмотрены теоретические основы анализа финансового состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности;
    проведен анализ финансового состояния ОАО «Угольная компания «Алмазная» на основе бухгалтерской отчетности за период 2008-2010 годов.
 

ГЛАВА 1 Бухгалтерский баланс и его роль в управлении  
предприятием

      1.1 Финансовая бухгалтерская отчетность предприятия: ее сущность

      и содержание

 
      Для целей анализа, контроля, принятия решений, налогообложения необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Эта необходимость приводит к составлению бухгалтерской отчетности. Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Отчетные показатели формируются на основе данных синтетического и аналитического учета, обобщенных и сгруппированных установленным образом.
      Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о финансовых результатах ее деятельности за отчетный период; по существу, это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства, его подразделений за определенный период1.
      Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, благодаря чему обеспечивается возможность отражения в ней разносторонней предпринимательской деятельности организации. Отчетность может содержать количественные и качественные характеристики, стоимостные и качественные показатели. Отчетные данные сгруппированы в учетных регистрах и не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых нет в текущих учетных записях. Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается тогда, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.
      В системе нормативного регулирования  учета бухгалтерская отчетность рассматривается как единая система  данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе информации бухгалтерского учета, подготовленный по установленным формам за определенный отчетный период. К основным нормативным документам, определяющим порядок составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, относятся2:
      – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ;
      – ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
      – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению;
      – Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67н ;
      – Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности;
      – Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;
      – Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию и др.
      Процедура обобщения учетной информации необходима предприятию для уточнения и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности. Отсюда бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, которые оказывают влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, прибылей и убытков.
      Содержание  отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
      Принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности является одним из определяющих принципов, положенных в основу методологии бухгалтерского учета. Применяемые отчеты подразделяются на виды по трем основным признакам:
      – объему сведений, включаемых в отчеты;
      – целям, для которых составляются отчеты;
      – периодам, охватываемым отчетностью.
      По  объему содержащихся в отчетах сведений различают внутреннюю и внешнюю  отчетность. Внутренняя включает информацию о работе на одном каком-то участке деятельности организации, это вызывается потребностью самого хозяйства. Внешняя отчетность призвана удовлетворять широкий спектр интересов ее разнообразных пользователей: инвесторов – сведения о доходности и риске инвестиций; кредиторов – о способности возвратить займы и выплатить проценты; поставщиков – о платежеспособности предприятия; клиентов – о жизнеспособности предприятия; правительственные учреждения – об эффективности деятельности, налоговых поступлениях, а также статистическая информация; общественные организации – о тенденциях развития экономики.
      В зависимости от периода, который  охватывает отчетность, различают текущую и годовую. Текущая отчетность в свою очередь может быть посменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной, квартальной, полугодовой. Текущая отчетность за наиболее короткие отрезки времени называется оперативной. По уровню специализации – на общую, характеризующую итоги хозяйственной деятельности предприятия в целом, и специализированную, раскрывающую отдельные стороны этой деятельности3. По степени обобщения отчетных данных – на индивидуальную, т.е. отчетность отдельных организаций, и сводную, обобщающую отчетность нескольких организаций одной отрасли или региона. Разновидностью сводной отчетности является консолидированная отчетность, обобщающая отчет дочерних предприятий в рамках материнской компании.
      Годовой бухгалтерский отчет представляется собственниками, государственной налоговой инспекции, органом статистики. И подлежит публикации в средствах массовой информации или специальных изданиях и становится публичной. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете годовую бухгалтерскую отчетность обязаны публиковать акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные учреждения, страховые организации, биржи, инвестиционные и другие фонды, созданные за счет взносов частных, общественных и государственных средств.
      С учетом разнообразных запросов на информацию внешних пользователей внешняя  отчетность является строго формализованной, коммерческая тайна делает ее строго дозированной. Сроки предоставления отчетности определены Законом о бухгалтерском учете в пределах 30 дней по истечении отчетного периода для квартальной отчетности и 90 дней для годовой отчетности.
      Значение  отчетности в ее достоверности, целостности, своевременности, соблюдении строго установленных  процедур оформления и публичности.
      Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации. Внешние показатели бухгалтерской информации получают возможность по данным отчетности:
      – принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;
      – избежать выдачи кредитов ненадежным партнерам;
      – оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;
      – правильно построить отношения с заказчиками;
      – оценить финансовое положение партнеров;
      – принять в расчет возможные риски.
      Бухгалтерская отчетность позволяет определить, в частности, на отчетную дату:
      – финансовое положение;
      – состояние и стоимость имущества;
      – величину, состав и структуру источников средств;
      – движение денежных средств;
      – величины собственного и заемного капиталов в динамике;
      – состояние расчетов с бюджетом, дебиторами и кредиторами;
      – кредитоспособность организации.
      Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Организация любой организационной  – правовой формы обязана составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.
      Применение  международных стандартов финансовой отчетности – основная работа, которая предполагается процессом реформирования бухгалтерского учета. Международные стандарты финансовой отчетности – это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов предприятий во всем мире. В нашей стране международные стандарты в основном используются крупными компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками, например, ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Внешэкономбанк», «Альфа-банк». Это связано с тем, что акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, должны готовить отчетность в соответствии с МСФО. В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО – их адаптация, предполагающая постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, следовательно, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию систем учета и отчетности.
      В настоящее время организация  самостоятельно разрабатывает и принимает формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России в Приказе от 22.07.2003 № 67н.
      По  каждому числовому показателю бухгалтерской  отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный год, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Организация может раскрывать данные по каждому числовому показателю более чем за два года. В этом случае ей следует при разработке, принятии и изготовлении бланков форм предусмотреть достаточное количество граф, необходимых для такого раскрытия.
      При разработке и принятии форм бухгалтерской  отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, кодируются организациями самостоятельно. Коды показателей, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики, проставляются в соответствии с Приказом Госкомстата России №475, Минфина России №102н от 14.11.2003.
      Представлять  отчетность с использованием образцов форм, рекомендованных Минфином России, организация может только в том случае, если при этом соблюдаются требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
      В формах представляемой бухгалтерской  отчетности обязательно наличие следующих данных:
      – наименование формы бухгалтерской отчетности;
      – указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность.
      – полное наименование юридического лица;
      – идентификационный номер налогоплательщика;
      – вид деятельности;
      – организационно-правовая форма / форма собственности;
      – единица измерения.
      – местонахождение;
      – дата утверждения;
      – дата отправки / принятия.
      В общем случае годовая бухгалтерская  отчетность коммерческих организаций включает:
      – Бухгалтерский баланс;
      – Отчет о прибылях и убытках;
      – Отчет об изменениях капитала;
      – Отчет о движении денежных средств;
      – Приложение к Бухгалтерскому балансу;
      – пояснительную записку;
      – аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности4.
      При этом Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому балансу и пояснительная записка являются пояснениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках и представляются в составе годовой бухгалтерской отчетности. Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
      Месячная  и квартальная бухгалтерская  отчетность является промежуточной.
      Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
      – Бухгалтерский баланс;
      – Отчет о прибылях и убытках.
      В состав промежуточной бухгалтерской  отчетности может включаться пояснительная записка в тех случаях, когда это необходимо для понимания показателей бухгалтерской отчетности заинтересованными пользователями.
      Бухгалтерская отчетность организации обобщает показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

      1.2 Бухгалтерский баланс – главная форма бухгалтерской отчетности

 
        Представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами регулируется МСФО  «Представление финансовой отчетности», в соответствии с которым в полный комплект финансовой отчетности включается:
        – бухгалтерский баланс;
        – отчет о прибылях и убытках;
        – отчет, показывающий все изменения в капитале; изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с владельцами; отчет о движении денежных средств; учетную политику и примечания.
        Баланс5 как минимум должен включать линейные статьи, которые представляют: основные средства, нематериальные активы, финансовые активы, инвестиции, запасы, денежные средства и их эквиваленты, задолженность покупателей и заказчиков и другую дебиторскую задолженность, налоговые обязательства и требования, резервы, долгосрочные обязательства, долю меньшинства, выпущенный капитал и резервы.
        По своему построению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой. Это состояние равновесия – важнейший признак формы бухгалтерского баланса. Баланс представляется в виде двухсторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, правая – пассивом.
        В Российской Федерации  актив баланса строится в порядке  возрастающей ликвидности средств, т.е. в порядке возрастания скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму
        Так, в разделе I актива баланса показано имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.
        В разделе II актива баланса  показаны такие элементы имущества  предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела I. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.
        Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения обязательств в порядке ее возрастания. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная часть баланса. За ним следуют остальные статьи.
        Наиболее важными  задачами анализа баланса являются:
    оценка доходности капитала;
    оценка финансовой устойчивости;
    оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
        Баланс позволяет  оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.
        На основе изучения баланса внешние пользователи могут  принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.
        Далее рассмотрим характеристику и правила оценки статей бухгалтерского баланса. Средства организации отражаются в балансе в следующей оценке.
        Строка 110 «Нематериальные  активы». В составе нематериальных активов могут учитываться: произведения науки, литературы и искусства; объекты смежных прав; программы для электронных вычислительных машин и базы данных; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства; товарные знаки и знаки обслуживания; иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ. С 01.01.2008 из состава НМА исключены организационные расходы организации.
        Объекты НМА принимаются  к учету на счет 04 «Нематериальные  активы» по фактической стоимости, которая определяется в порядке, установленном п. п. 7 – 15 ПБУ 14/2007. Стоимость объектов НМА погашается посредством начисления амортизации, которая учитывается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов. По строке 110 Бухгалтерского баланса в графах 3 и 4 указывается остаточная стоимость нематериальных активов организации на начало отчетного года и на конец отчетного периода.
        Строка 120 «Основные  средства». Объекты основных средств – это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией. К объектам ОС относятся здания и сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
        ОС принимаются  на учет по счету 01 по первоначальной стоимости, которая определяется в соответствии с требованиями п. п. 8 – 13 ПБУ 6/01. Первоначальная стоимость ОС погашается путем начисления амортизации. Суммы начисленной по ОС амортизации отражаются на счете 02 «Амортизация основных средств». В течение срока полезного использования начисление амортизации по объектам ОС не приостанавливается, за исключением случаев перевода на консервацию на срок свыше трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. По строке 120 Бухгалтерского баланса указывается остаточная стоимость ОС организации на начало отчетного года и на конец отчетного периода.
        Строка 130 «Незавершенное строительство»6. В составе незавершенного строительства на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08–3 «Строительство объектов основных средств», учитываются фактические затраты организации по строительству объектов, осуществленные до окончания работ по строительству и ввода этих объектов в эксплуатацию. По строке 130 Бухгалтерского баланса указывается величина вложений организации в незавершенное строительство. Данная величина равна сумме дебетовых сальдо по счету 08, субсчет 08–3, и счетам 07 и 15.
        Строка 135 «Доходные вложения в материальные ценности». В составе доходных вложений в материальные ценности на счете 03 учитываются ОС, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода. ОС, которые учитываются на счете 03 в составе доходных вложений в материальные ценности, принимаются на учет по первоначальной стоимости, которая определяется в соответствии с п. п. 8 – 13 ПБУ 6/01. По строке 135 Бухгалтерского баланса указывается остаточная стоимость доходных вложений в материальные ценности.
        Строка 140 «Долгосрочные  финансовые вложения». К финансовым вложениям организации могут относиться:
        – государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена;
        – вклады в уставные капиталы других организаций;
        – предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях;
        – дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;
        – вклады организации-товарища по договору простого товарищества и пр.
        По долгосрочным финансовым вложениям показывается их текущая рыночная стоимость по данным аналитического учета по счету 58.
        Строка 145 «Отложенные  налоговые активы». Под отложенными  налоговыми активами понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
        Отложенные налоговые  активы отражаются в бухгалтерском  учете по дебету счета 09 «Отложенные  налоговые активы». По строке 145 Бухгалтерского баланса в графах 3 и 4 указывается  сумма отложенных налоговых активов  по состоянию на начало и конец отчетного периода.
        Строка 210 «Запасы». По данной строке Бухгалтерского баланса  отражается информация о запасах организации, а именно:
        – о предметах труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд;
        – средствах труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте;
        – затратах в незавершенном производстве;
        – готовой продукции;
        – товарах и т.п.
        Вышеперечисленные материальные ценности отражаются в  балансе по фактической себестоимости.
        Остановимся на характеристике отдельных статей Бухгалтерского баланса.
        Строка 213 «Затраты в  незавершенном производстве». К  незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Незавершенное производство отражается по фактической производственной себестоимости или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов), издержки обращения – в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров в организациях торговли и общественного питания.
        Строка 214 «Готовая продукция  и товары для перепродажи». Готовая  продукция является частью МПЗ, предназначенных  для продажи. Готовая продукция – это конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. Готовая продукция принимается к учету по фактической производственной себестоимости, которая определяется в порядке, установленном п. 7 ПБУ 5/01, абз. 5 п. 16, п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
        Строка 215 «Товары  отгруженные». По данной строке показывается стоимость ценностей, выручка от продажи которых определенное время  не может быть признана в бухгалтерском учете. Такая ситуация может иметь место при отгрузке этих ценностей на экспорт, по договорам комиссии и иным аналогичным посредническим договорам, по договорам с особым порядком перехода права собственности, по договорам мены. Товары отгруженные учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости) и расходов по реализации продукции.
        В строке 216 расходы  будущих периодов показаны в сумме  фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим  отчетным периодам.
        Строка 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По данной строке отражается остаток сумм «входного» НДС, которые контрагенты предъявили организации к оплате при приобретении ею товаров, при этом организация на конец отчетного периода не приняла их к вычету и не включила в стоимость приобретенных товаров или в состав расходов. Этот остаток учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
        Строка 230 «Дебиторская задолженность». По данной строке показывается величина долгосрочной дебиторской задолженности, которая в соответствии с условиями договоров должна быть оплачена не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты. Отчетной датой является последний календарный день месяца. Информация представлена в сумме, признанной дебиторами.
        Строка 250 «Краткосрочные финансовые вложения». По данной строке показывается информация о финансовых вложениях организации, срок обращения которых не превышает 12 месяцев.
        Строка 260 «Денежные  средства» – остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах – в рублях, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода.
        Далее рассмотрим источники  средств организации, которые отражаются в пассиве Бухгалтерского баланса.
        Строка 410 «Уставный  капитал». По данной строке отражается величина уставного капитала организации в размере, определенном учредительными документами.
        Строка 411 «Собственные акции, выкупленные у акционеров». По данной строке показывается стоимость акций, выкупленных акционерным обществом у своих акционеров, учитываемая на счете 81 «Собственные акции».
        Строка 420 «Добавочный  капитал». По этой строке отражается величина добавочного капитала организации, учитываемого на счете 83 «Добавочный капитал».
        Строка 430 «Резервный капитал». По данной строке отражается величина резервного капитала организации, образованного как в соответствии с учредительными документами, так и в соответствии с законодательством – в сумме неиспользованных средств этого капитала.
        Строка 470 «Нераспределенная  прибыль» – как конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
        Строка 510 «Займы и  кредиты». По данной строке показывается информация о долгосрочных кредитах и займах, привлеченных организацией. Задолженность по краткосрочным займам и кредитам отражается на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
        Строка 620 «Кредиторская  задолженность». По данной строке показывается краткосрочная кредиторская задолженность организации, информация о которой приведена в строках 621 – 625, а именно:
        – перед поставщиками и подрядчиками;
        – перед покупателями и заказчиками;
        – перед бюджетом и внебюджетными фондами;
        – перед персоналом по оплате труда и по прочим операциям;
        – перед учредителями;
        – перед прочими кредиторами.
        Строка 630 «Задолженность перед участниками по выплате доходов». По данной строке отражается задолженность перед учредителями по выплате доходов от участия в организации, т.е. в виде распределяемой прибыли. Эта задолженность является краткосрочной. При заполнении граф 3 и 4 строки 630 Бухгалтерского баланса используются данные о кредитовом сальдо по счету 75, субсчет 75–2, и о кредитовом остатке по счету 70, являющимся работниками организации) на начало года и конец отчетного периода соответственно
        В строке 640 «Доходы  будущих периодов» информация представлена в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.
        Строка 650 «Резервы предстоящих  расходов». По данной строке отражаются остатки резервов предстоящих расходов, т.е. резервов, созданных в целях равномерного включения предстоящих расходов в состав затрат на производство отчетного периода в сумме неиспользованных резервов в течении года и в сумме резервов, переходящих на следующий год – в балансе на конец отчетного года.
        Для определения  показателей рентабельности и деловой  активности предприятия необходимо обратиться к дополнительным сведениям о предприятии, которые могут быть получены из Отчета о прибылях и убытках. Основное назначение формы №2 заключается в характеристике показателей финансовых результатов деятельности организации за отчетный период, таких как:
        – валовая прибыль;
        – прибыль от продаж;
        – прибыль до налогообложения;
        – чистая прибыль отчетного периода.
        Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов:
    Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
    Прочие доходы и расходы.
        В каждом разделе  приводится информация по показателям  за отчетный период и за аналогичный  период предыдущего года.
        Основная идея Отчета об изменениях капитала состоит в  последовательной корректировке остатка капитала за предыдущий отчетный период путем вычитания начисленных дивидендов и результата переоценки инвестиций и прибавления результата переоценки основных средств, чистой прибыли за отчетный период и дополнительной эмиссии, что дает в итоге величину капитала компании на конец отчетного периода.
        Форма №4 бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств характеризует деятельность организации в отчетном году, раскрывая движение денежных средств как в общей сумме, так и в разрезе осуществляемой организацией текущей, финансовой, инвестиционной деятельности. Показатели приводятся в рублях. В случае наличия денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в этой валюте, после данные каждого такого расчета пересчитываются по курсу центрального банка на дату составления бухгалтерской отчетности.
        Для расшифровки  отдельных статей баланса предназначено  Приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5 годовой бухгалтерской отчетности. Приложение раскрывает некоторые наиболее важные статьи баланса и позволяет более детально представить финансовое положение организации.
        Пояснительная записка  является документом годовой бухгалтерской отчетности организации. В ней содержится информация, необходимая для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации. В пояснительной записке объясняются данные, которые должны быть раскрыты согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету и которые не нашли отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.
        Бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимосвязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год. Отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь.
        Итак, тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет  вскрыть причины негативных тенденций  в работе, установить положительные факторы и наметить пути совершенствования хозяйственной и финансовой деятельности организации. 

      1.4 Бухгалтерский баланс  – основной источник  анализа финансового  состояния предприятия

 
        Эффективность проведения финансового анализа как элемента управляющей системы в значительной мере зависит от качества формируемой и используемой информационной базы и способов оценки ее аналитических возможностей, которые наиболее полно отвечают целям исследования. Применительно к анализу финансового состояния экономического субъекта она приобретает важное значение, так как от качества информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависит уровень финансовой устойчивости коммерческой организации.
        Приоритетность анализа, в основе которого лежит финансовая модель предприятия, признана многими специалистами. В нашей стране к настоящему времени сложились два основных подхода к понятию «Финансовый анализ»7. Согласно первому «Финансовый анализ» понимается в широком аспекте и охватывает все разделы аналитической работы, входящие в систему финансового менеджмента, т.е. связанные с управлением финансами хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, включая и рынок капитала (Ковалев В.В.). Второй подход ограничивает сферу его охвата анализом бухгалтерской отчетности (Шеремет А.Д., Негашев Е.В). В экономически развитых странах весьма распространена широкая трактовка содержательной части финансового анализа и его функций.
        В содержательном плане  финансовый анализ можно представлять как процесс, заключающийся в идентификации, систематизации и аналитической обработки доступных сведений финансового характера. Результатом, которого является предоставление пользователю рекомендаций, которые могут служить формализованной основой для принятия управленческих решений в отношении данного объекта анализа (предприятия, сферы производства и обращения, бюджетные организации, фондовые биржи, финансовые компании и др.).
        Финансовый анализ – совокупность аналитических процедур, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, а также принятия управленческих решения в отношении оптимизации её деятельности или участия в ней8.
        Определение цели финансового  анализа у разных ученых имеет  различную трактовку. Так, по мнению одних российских ученых, цель финансового анализа состоит в оценке «текущего и перспективного финансового состояния предприятия,  … в прогнозировании положения предприятия на рынке капиталов»9. Другие полагают, что целью анализа является, «… получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами»10.
        Зарубежные ученые считают, что цель финансового анализа  состоит в том, « … чтобы  вынести правильные суждения о прошлом, текущем и будущем состоянии бизнеса и эффективности управления им » или анализ
        « … заключается  в применении аналитических приемов  и техники вычислений к данным отчетности для получения полезной информации, … которая отражает результаты и последствия ранее принятых управленческих решений и служит источником прогнозирования показателей будущих периодов».
        Основываясь на разработанных, на сегодняшний день концептуальных теоретико-методологических положениях науки анализа хозяйственной  деятельности, можно дать такую формулировку финансового анализа.
        В общем виде финансовый анализ представляет собой систему способов исследования хозяйственных процессов о финансовом положении предприятия и финансовых результатах его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов по данным бухгалтерской отчетности, статистической, организационно-правовой, нормативно-справочной и др.
        Цель анализа в  широком смысле - изучить баланс с точки зрения экономического содержания протекающих хозяйственных процессов, отражением которых он и является. Для понимания этих процессов в ходе анализа привлекается дополнительная информация (приложения к балансу, учетная политика, информация о состоянии экономики и отрасли, к которой относится анализируемое предприятие).11 
        При проведении  анализа  баланса преследуются две основные цели:
    Получение информации о способности предприятия зарабатывать прибыль.
    Получение информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, т.е. о его обеспеченности источниками для получения прибыли.
        К основным задачам  анализа баланса следует отнести:
        - оценку имущественного  положения анализируемого предприятия;
        - анализ ликвидности  отдельных групп активов;
        - изучение состава  и структуры источников формирования  активов;
        - характеристику  обеспеченности обязательств активами;
        - анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов;
        - анализ способности  генерировать денежные средства;
        - оценку возможности  сохранения и наращивания капитала.
        При анализе активов  необходимо:
    выделить основные аналитические группы: оборотные и внеоборотные;
    оценить значимость отдельных статей актива;
    сопоставить динамику изменения отдельных статей активов;
    сравнить динамику изменения оборотных активов и краткосрочных обязательств.
        При анализе обязательств необходимо:
        выделить аналитические группы: краткосрочные и долгосрочные; срочные и просроченные; обеспеченные  и необеспеченные;
        - оценить значимость  краткосрочных и долгосрочных  источников  заемного  финансирования для формирования активов.
        При анализе капитала необходимо:
         - оценить структуру  капитала, выделив ту его часть, которая сформирована за счет взносов (вкладов) собственников, и ту часть, которая создана за счет эффективности деятельности (прибыли) организации;
        - проанализировать  причины изменения капитала;
        - оценить наличие  резервного капитала как запаса финансовой прочности организации.
        При анализе свойств  баланса, определяемых структурой активов  и пассивов, а также их соотношением, необходимо:
         - оценить ликвидность  баланса путем группировки активов  по срокам их оборачиваемости  (реализуемости), пассивов – по срочности их погашения и сопоставления соответствующих групп активов и пассивов;
        - охарактеризовать  соотношение собственного капитала  и обязательств
        - оценить долю долгосрочных источников финансирования – собственного капитала и долгосрочных обязательств – в общей величине источников финансирования;
        - сопоставить условия  образования и погашения дебиторской  и кредиторской задолженности.
        Бухгалтерский баланс должен представлять данные в денежном выражении о наличии у организации активов (имущества) и их источников на начало и конец отчетного периода. Чтобы информация бухгалтерского баланса была достоверной и сопоставимой, при его составлении помимо общих требований к бухгалтерской отчетности, таких как полнота, существенность, нейтральность, последовательность от одного отчетного периода к другому, необходимо соблюдать следующее:
        - по каждому числовому  показателю (кроме отчета, составляемого  за первый отчетный период) должны  быть приведены данные минимум  за два года – отчетный и  предшествующий отчетному;
        - данные бухгалтерского  баланса на начало года должны  соответствовать данным на конец прошлого года;
        - номенклатура статей  утвержденного бухгалтерского баланса  за предыдущий отчетный год должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, установленных для бухгалтерского баланса на конец года;
        - нельзя производить  зачет между статьями активов  и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
        - бухгалтерский баланс  должен включать числовые значения  показателей в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин.
        Анализ бухгалтерского баланса проводится с помощью  совокупности методов и рабочих приемов (методологий), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.
        Чтение  баланса является начальным этапом анализа, в ходе которого пользователь предварительно знакомится с предприятием. Чтение баланса обычно начинают с исследования изменения валюты баланса за анализируемый период путем сравнения итогов баланса на начало и конец периода.12 Одновременно анализ абсолютных показателей – это изучение данных, представленных в отчете: состав имущества, размер  финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, структура заемных средств, размер прибыли и др.
        Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста (прироста).
         Вертикальный (структурный) анализ – проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е.  выявления удельного веса  отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции на результат в целом).
        Горизонтальный и  вертикальный анализы баланса дополняют  друг друга, на их основе можно построить сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей. Аналитический баланс полезен тем, что охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации, и сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении  с балансом.
        Трендовый (динамический) анализ – основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определении тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя без учета случайных влияний и индивидуальных особенностей  отдельных периодов. С помощью тренда проводится перспективный, прогнозный анализ.
        Установив конечный итог изменений в аналитическом  балансе, следует определить, по каким  разделам и статьям произошли  наибольшие изменения. Так, снижение валютного баланса оценивается отрицательно. Рост оборотных активов с финансовой точки зрения свидетельствует об усилении мобильности имущества. Темпы роста кредиторской и дебиторской задолженности должны находиться в равновесии. Кроме того, темпы роста кредиторской задолженности должны быть ниже темпов роста объемов дебиторской задолженности. Следует также обратить внимание на наличие «больных» статей баланса (наличие убытков).
        Ведущим методом  анализа является расчет финансовых (аналитических) коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета и определение их взаимосвязей.
        В общем виде программа  проведения анализа бухгалтерского баланса выглядит следующим образом:
        1. Построение сравнительного  аналитического баланса. Расчеты  и группировка показателей.
        2. Оценка имущественного  положения и структуры капитала. Установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.
        3. Анализ финансового  положения.
        Финансовое состояние  хозяйствующих субъектов анализируется  по данным бухгалтерской отчетности с расчетом ряда коэффициентов. Так, анализ платежеспособности проводится по данным аналитических таблиц, формирующих финансовые коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости. Ликвидность определяет возможность или невозможность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства. Платежеспособность предприятия шире понятия ликвидности и наряду с ним включает понятие финансовой устойчивости. Предприятие может иметь ликвидную структуру баланса и в то же время быть финансово неустойчивым. На практике такие примеры встречаются довольно часто, поэтому платежеспособность предприятия необходимо определять исходя из значений коэффициентов, как ликвидности баланса, так и финансовой устойчивости. С помощью коэффициентов ликвидности определяется способность предприятия оплачивать свои краткосрочные обязательства.
        Как правило, наиболее общий показатель ликвидности определяется как отношение мобильного (оборотного) капитала предприятия к краткосрочным  обязательствам или же текущих активов к текущим пассивам. Однако не все составляющие оборотного капитала обладают одинаковой ликвидностью, т.е. возможностью обращения в денежную форму. Наибольшей ликвидностью обладают денежные средства. Но поскольку им нет необходимости обращаться в самих себя, то значит, что они обладают абсолютной ликвидностью.
        Каждая часть оборотного капитала предприятия, обладая собственной  ликвидностью, при отношении к  сумме краткосрочных обязательств показывает, какую долю краткосрочных  обязательств предприятия эта часть «покроет» (погасит) в случае ее обращения в деньги. Такие соотношение называют коэффициентами ликвидности. Различают следующие показатели ликвидности:
    общий коэффициент покрытия;
    текущая ликвидность;
    абсолютная ликвидность;
    срочная ликвидность;
    ликвидность средств в обращении;
    ликвидность при мобилизации средств.
        Запас источников собственного капитала представляет собой запас  финансовой устойчивости предприятия при условии, что его собственный капитал превышает заемный. Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта оценивается по соотношению собственного и заемного капитала.
        Коэффициенты финансовой устойчивости называются также показателями структуры капитала или показателями покрытия. К ним относятся:
    уровень собственного капитала;
    соотношение заемного и собственного капитала;
    обеспечение внеоборотных активов собственным капиталом;
    соотношение оборотного и внеоборотного капитала;
    уровень чистого оборотного капитала;
    уровень инвестированного капитала;
    уровень функционирующего капитала;
    показатели, определяющие вероятность банкротства.
        Вероятность банкротства  является основным показателем деятельности предприятия и широко используются факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др. разработанные с  помощью многомерного дискриминантного анализа. Наиболее широкую известность получила модель «Z - счета» Альтмана. Однако следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не в полной мере подходят для оценки риска банкротства наших субъектов хозяйствования из-за разной методики отражения инфляционных факторов и разной структуры капитала, а также из-за различий в законодательной и информационной базе.
      Система критериев  для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта определена Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля 2010 г.).
        Согласно этому  Закону анализ и оценка структуры  баланса предприятия проводятся на основе коэффициентов: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности.
        Анализ показателей  деловой активности хозяйствующего субъекта позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. К показателям, характеризующим деловую активность, относят коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.
        Коэффициенты оборачиваемости  имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала (скорость обращения его в денежную форму) оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает повышение технического потенциала предприятия. Наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия дают следующие показатели:
    общая оборачиваемость активов;
    оборачиваемость основных средств;
    оборачиваемость материальных оборотных средств;
    оборачиваемость оборотного капитала;
    общая оборачиваемость перманентного капитала;
    индекс деловой активности.
        Рентабельность предприятия  определяется величиной прибыли, которую  он получает. Для анализа рентабельности рассчитывается две группы показателей: рентабельность капитала и рентабельность деятельности.
        Показатели рентабельности капитала отражают, насколько эффективно предприятие использует свой капитал в целях получения прибыли.
        Показатели рентабельности деятельности вычисляются на основании  данных Отчета о прибылях и убытках  и позволяют оценить прибыльность всех направлений деятельности предприятия:
    рентабельность всех активов по прибыли до налогообложения;
    рентабельность всех активов по чистой прибыли;
    рентабельность собственного капитала;
    рентабельность оборотного капитала;
    рентабельность инвестиционной деятельности.
        4. Подготовка заключения  о финансово-экономическом состоянии  предприятия.
        5. Выявление «узких»   мест и поиск резервов.
        6. Разработка рекомендаций  по улучшению финансово-экономического  состояния предприятия.
        Таким образом, при  многообразии существующих методов, применяемых к оценке финансового состояния российских предприятий, наиболее полная и достоверная информация о финансовом состоянии достигается при помощи комплексного анализа с применением анализа структуры бухгалтерского баланса и расчетных методов с помощью финансовых коэффициентов. С их помощью можно проследить тенденцию изменения показателей в динамике, которая наиболее полно характеризует финансовое состояние предприятия.  

 

ГЛАВА 2. Анализ баланса ОАО Угольная компания «Алмазная»

      2.1 Краткая характеристика ОАО Угольная компания «Алмазная»

 
      Открытое  акционерное общество «Угольная  компания «Алмазная» создано 12.05.2005 г., производственная и финансово-хозяйственная  деятельность начата 30.09.2005 г. структурным подразделением УМД и РГШО, с 01.12.2005 г.  структурными подразделениями  ш. «Алмазная», ш. «Гуковская», ш. «Ростовская», с 01.01.2007 г. завод ЖБШК. С 16.04.2008г. структурное подразделение УМД и РГШО и с 01.07.2008 г. завод ЖБШК прекратили свою деятельность в связи с реструктуризацией.
      Основным  видом деятельности ОАО «Угольная  компания «Алмазная» является производственно-хозяйственная деятельность по добыче и переработке (обогащению) угля, производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, производство работ и оказание услуг. 

    Таблица 2.1
      Добыча  угля общая
Наименование  показателя 2008 г. 2009 г. % +/- 2010 г. % +/-
Добыча  угля 2078 2388 114,9 410 2950 118,6 462
 
    Таблица 2.2
      Среднесуточная  добыча угля
Наименование  показателя 2008 г. 2009 г. % +/- 2010 г. % +/-
Добыча  угля 5693 6542 114,9 849 8082 123,5 1540
 
      Производственная  мощность ОАО «Угольная компания «Алмазная»:
      – годовая 2950 тыс. тн.
      Анализ  производственной деятельности ОАО  «Угольная компания «Алмазная» за период 2008-2010 г.г. показал рост добычи угля. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. рост составил 410 тыс. тн, прирост 14,9%; показатели 2010 г. по сравнению с 2009 г. улучшились, рост составил 462 тыс. тн, прирост 18,6%. Фактически среднесуточная добыча составила 6542 тн в 2009 г., рост по отношению к 2008 г.  составил 849 тн, прирост 14,9%, в 2010 г. фактически среднесуточная добыча составила 8082 тн, рост по отношению к 2009 г.  составил 1540 тн, прирост 23,5%.
      Анализ  производительности труда показывает, что в 2009 г. по отношению к 2008 г. составила до 96,3% за счет роста численности рабочих по добыче угля. В 2010 г. по отношению к анализируемому 2009 г. производительность труда выросла до 135% за счет роста добычи угля на 123,5% и сокращения показателей численности на 91,5%. 

    Таблица 2.3
      Выполнение  плана добычи из  очистных и подготовительных забоев
Наименование  показателя 2008 г. 2009 г. % +/- 2010 г. % +/-
Добыча  общая, в т.ч.
2078 2488 119,7 410 2569 103,3 81
- из очистных 1884 2269 120,4 385 2335 102,9 66
- из подготовительных 160 196 122,5 36 189 96,4 -7
Прочая 34 23 67,6 -11 45 195,7 22
 
    Таблица 2.4
      Качество  угля
Марка, техническая группа размер кусков
Массовая  доля влаги, W %
Зольность А, %
Сред. пред. факт Сред. пред. факт
А-3А 0-200     6,0     7,2     5,1     33,8     40,6     34,2
 
 
    Таблица 2.5
      Производительность  труда рабочего по добыче угля
Наименование  показателя
2008 г. 2009 г. % +/- 2010 г. % +/-
Производительность труда 57,6 55,4 96,3 -2 74,9 135,0 19
 
    Таблица 2.6
      Численность  трудящихся по ОАО  «Угольная компания Алмазная»
      (Чел.)
Наименование показателя
2008 г. 2009 г. % +/- 2010 г. % +/-
Численность ГРОЗ 434 473 109,0 39 907 191,8 434
Численность рабочих
по добыче угля
3006 3589 119,4 583 3283 91,5 -306
Численность ППП 3504 4139 118,1 635 4089 98,8 -50
Численность трудящихся ВСЕГО:
3440 4062 118,0 637 4190 103,2 128
 
      Состояние горных выработок
      Охрана  и поддержание горных выработок  «Угольная компания «Алмазная» осуществлялась в соответствии с паспортами крепления и действующими инструкциями.
      Для повышения безопасности работ, улучшение условий труда и ТБ осуществлялся ряд мероприятий по приведению горных выработок в безопасное состояние.
      Проветривание горных выработок
      Произведена изоляция перемычками погашенных выработок.
      Составлены  мероприятия по улучшению проветривания, включающие уменьшение внешних и внутренних утечек воздуха.
      Состояние проветривание очистных и подготовительных забоев удовлетворительное, забои обеспечены расчетным количеством воздуха.
      Пожарная  защита предприятия
      Все привода ленточных конвейеров обеспечены установками пожаротушения УПТЛК, приводимыми в действие автоматически.
      Санитарно – оздоровительные  мероприятия 
      В очистных забоях выемка угля производится с применением орошения на комбайнах.
      Во  всех подготовительных забоях бурение  шпуров производится с применением боковой промывки  водой забоя шпура.
      Уборка  взорванной горной массы производится породопогрузочными машинами после поливки водой.
      Все пункты погрузки и перегрузки оборудованы  средствами пылеподавления. Для подавления пыли, образующейся при ведении горных работ, применяется шахтная вода.
      Кроме того, рабочие, выполняющие работы в  запыленной среде, обеспечены респираторами.
      Поверхностные здравпункты ОАО «УК «Алмазная» действуют круглосуточно.  
      Среднесписочная численность работающих в ОАО  «УК «Алмазная» за 2010 год составила – 4190 чел., в том числе ППП – 4089 чел.
      Фонд  оплаты труда по ОАО «УК «Алмазная» за 2010 год составил  582352 тыс. руб.  Задолженности по выплате заработной платы на 01.01. 2010 года  нет.
      Среднемесячная  зарплата по ОАО  «УК «Алмазная» составила 11582 руб. 
 
 
 
 

      2.2 Характеристика имущества

      Для проведения анализа деятельности предприятия  была использована методика финансового анализа, предложенная следующими авторами: доктором экономических наук Шереметом А.Д., Негашевым Е.В.; Савицкой Г.В., а также Донцовой Л.В. и Никифоровой Н.А.
      Автор данной работы воспользовалась учебными материалами этих ученых потому, что относительные и абсолютные показатели и методика их расчета, рекомендованные ими (выше названными авторами), для исследования финансового состояния предприятия, на наш взгляд более полно охватывают все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Являются простыми в расчетах и понятными, как для самого аналитика, так и для других пользователей информацией о результатах проведенного финансового анализа. К тому же показатели и способы их расчета, предложенные перечисленными авторами, лучше остальных подходят для анализа деятельности данного предприятия. Все это, в конечном итоге, позволяет сделать полный и качественный анализ финансового состояния ОАО «Угольная компания «Алмазная».
      Средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли - называется капиталом. Формируется капитал предприятия за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников.
      Основным  источником финансирования является собственный  капитал. На анализируемом предприятии  ОАО "Угольная компания «Алмазная» в его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный капитал), нераспределенная прибыль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.