На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Причины военно-политической активности крупных держав на Ближнем Востоке. Позиция египетского руководства по поводу реформы в арабских обществах. Роль многолетнего палестино-израильского конфликта, направления по оказанию помощи на Ближнем Востоке.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 24.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат: Сущность плана администрации США «большой Ближний Восток»

События, разворачивающиеся в начале XXI в., говорят о том, что многое в международной политике сегодня решается на Ближнем Востоке. Доказательством тому служит возросшая военно-политическая активность крупных держав в данном регионе. В начале 2004 г. США выступили с инициативой, получившей название «Большой Ближний Восток». Она предполагает проведение широких политических, демократических и экономических реформ странами ближневосточного региона, включая Северную Африку, в обмен на масштабную финансовую помощь Запада. США в частности, настаивают на установлении демократических режимов в странах региона, проведении свободных выборов, строительстве просвещенного общества и широкомасштабных экономических реформах. При этом географически план США помимо арабских стран охватывает еще Пакистан, Афганистан, Иран, Турцию и Израиль. Фактически речь идет о планах коренного переустройства целого региона по образцу, предлагаемому Вашингтоном.
Вскоре после обнародования инициативы в турне по странам Ближнего Востока отправился эмиссар Вашингтона, заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Марк Гроссман. В начале марте 2004 г. он прибыл в Каир с целью изложить египетскому руководству американскую инициативу «Большой Ближний Восток». Официально Египет для США - стратегический партнер в регионе, «ключевой партнер по борьбе с терроризмом и процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке», а на деле - еще и мост для общения с арабским миром. В связи с этим американцы рассчитывали на то, что одобрение египетскими властями плана «Большой Ближний Восток» значительно упростит диалог с другими арабскими режимами.
Реакция на этот план с самого начала и в Египте и в других странах региона была негативной. Местные обозреватели сразу обратили внимание на два неприемлемых для большинства арабских стран момента - инициатива США игнорирует конфликт с Израилем, который арабы считают главной причиной кризисного состояния в арабском мире, и навязывает реформы извне. Официальный Каир скептически отнесся к инициативе США. В своем заявлении президент Египта Хосни Мубарак четко отметил, что реформы должны вызреть в арабских обществах с учетом национальных особенностей, традиций, влияния религии и собственного политического опыта, а навязанные извне реформы могут привести к власти в арабских странах экстремистские исламские режимы.
В дальнейшем позиция египетского руководства неоднократно излагалась западным партнерам. На встрече с премьер-министром Тони Блэром президент Египта повторил, что демократические реформы на Ближнем Востоке должны развиваться внутри самого региона, а не навязываться извне, подчеркнув при этом, что «любая модернизация должна опираться на традиции и культуру региона». Такая же позиция была высказана министром иностранных дел АРЕ Ахмедом Махером в ходе встреч с представителями Конгресса США. Глава внешнеполитического ведомства Египта также отверг возможность участия западных структур, в частности, НАТО в проведении реформ на Арабском Востоке. Тем самым Каир дал понять, что арабы не нуждаются в «зонтике безопасности», который предлагают некоторые западные страны во главе с США в качестве помощи в борьбе против терроризма.
В интервью западным журналистам во время своего европейского турне в марте 2004 г. Мубарак заявил, что рассматривать Ближний Восток, простирающийся от Магриба до Пакистана, как некое единое образование - означает упустить из виду тот факт, что на этом географическом пространстве расположены страны «весьма сильно отличающиеся друг от друга по своей культуре, этническому составу, традициям и политическим режимам».
Препятствием на пути коренных преобразований является многолетний палестино-израильский конфликт, который, по мнению Хосни Мубарака, представляет собой «источник всех проблем региона, и никакая реформа в странах Ближнего Востока не добьется успеха, пока не будет разрешено это противоречие». Уже в который раз звучат обвинения Египта в адрес Израиля в том, что тот не желает мира и не заинтересован в создании палестинского государства. Каир беспокоит тот факт, что обстановка в результате ударов, которым подвергаются палестинские территории, служит питательной почвой для терроризма и источником угрозы любым демократическим процессам.
Оценивая богатый опыт Хосни Мубарака во внешнеполитических делах, а также анализируя реакцию официального Каира на предложения США по реформированию Ближнего Востока, можно с большой долей уверенности заключить, что в вопросе проведения реформ глава АРЕ намерен придерживаться своего традиционного стиля во внутренней и внешней политике, осуществляя постепенные, выверенные шаги и не проявляя излишней поспешности, которая может вызвать брожение в обществе и нанести вред самим арабским народам.
Влиятельная египетская газета «Аль-Ахрам», близкая к правительственным кругам АРЕ, анализируя американскую инициативу, пришла к выводу, что арабские страны и народы в своем большинстве не поддерживают предложенную администрацией Дж.Буша программу «Большого Ближнего Востока». Этот план, указывает газета, не содержит чего-то нового или оригинального и фактически лишь констатирует необходимость проведения политических, экономических, социальных и демократических реформ в странах «Большого Ближнего Востока». Назревшую необходимость таких преобразований, собственно, уже давно признают сами руководители многих из этих стран, однако их проведение напрямую связывают с национальными особенностями, уровнем экономического и социального развития и другими важными факторами.
Арабские лидеры неоднократно указывали американской администрации на то, что, прежде чем заниматься внедрением демократии в мусульманское общество, США и другим развитым государствам необходимо, в первую очередь, оказать действенную помощь в решении острейших экономических и социальных проблем. В противном случае, отмечает «Аль-Ахрам», демократические выборы в этих странах могут привести к власти новое руководство, настроенное более враждебно по отношению к США, нежели сегодняшние лидеры.
Как и ожидалось, наиболее негативные отклики американский план получил в тех странах, у которых с Вашингтоном диалог в последнее время не получается. Президент Ирана Мохаммад Хатами выступил с осуждением плана США «Большой Ближний Восток» и охарактеризовал его как попытку «навязывания исламскому миру американского понимания демократии». Министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази назвал инициативу США частью плана, направленного на усиление посредством американской поддержки гегемонии Израиля над всем мусульманским миром.
Среди арабских стран самая резкая реакция на план Вашингтона прозвучала в Сирии. Официальный Дамаск в довольно жесткой форме заявил, что Сирия рассматривает этот проект как вмешательство во внутренние дела арабских стран и желание авторов проекта навязать под различными предлогами свою волю и господство империализма региону Ближнего Востока. По мнению сирийцев, политическое и экономическое развитие арабских стран полностью является делом их народов, в то время как разработка проекта «Большой Ближний Восток» ведется без учета мнений и желаний главной заинтересованной стороны - самих арабских народов. Опасение Дамаска вызывает стремление некоторых заинтересованных сил под предлогом проведения реформ и демократического развития в регионе навязать арабам свою волю и свой образ мышления, чтобы изменить сознание арабов и заставить их капитулировать перед тем, что служит интересам сионизма и ведет к уничтожению арабской нации. Сирия заявила, что отвергает эти проекты и инициативы, под какими бы лозунгами они не выдвигались, еще раз подчеркнув, что экономическое, политическое и социальное развитие является делом самих арабских народов.
Свое негативное отношение к американскому плану выразили также другие арабские страны. Министр иностранных дел Ливана Жан Обейд раскритиковал намерения США, в частности, сказав, что «демократические модели не могут быть импортированы в страны региона», а его коллега глава внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал в резкой форме осудил планы Запада «силой внедрить демократию в арабском мире».
Заверения США в том, что «Соединенные Штаты не могут и не хотят навязывать преобразования» и что «реформы должны быть инициированы в самом регионе» не убедили правительства арабских стран. Как заявил министр информации Сирии Ахмед аль-Хасан на проходившем в Дамаске международном симпозиуме, посвященном политике США в регионе, арабские страны должны активно противодействовать американскому плану «Большой Ближний Восток» и другим подобным планам, которые навязываются арабам извне. Подводя итоги симпозиума, директор Арабского центра стратегических исследований Мунир аль-Хумуш подчеркнул, что его участники были едины во мнении, что процесс политических реформ на Ближнем Востоке должен иметь внутренние корни, а не навязываться его народам из-за границы. Участники симпозиума отметили необходимость объединения усилий арабских народов для противодействия подобным планам, которые, по их мнению, не имеют какой-либо законной силы и не соответствуют международному праву. Они отметили также, что американский план оставляет в стороне решение основных экономических и социальных проблем, которые стоят перед народами региона, и, прежде всего, главной проблемы - урегулирования ближневосточного конфликта.
Как можно видеть, оценки, прозвучавшие из уст представителей правящей и интеллектуальной элиты региона, носили в целом негативный характер. В конце концов, план США не получил поддержки даже в Египте и Иордании - арабских странах, считающихся близкими партнерами Вашингтона на Ближнем Востоке. В итоге, в конце марта США были вынуждены отозвать свою инициативу. Тем не менее, Вашингтон не отказался от своей идеи, и, как показали последующие события, лишь занял выжидательную позицию для того, чтобы выслушать различные мнения в мире по поводу своего плана и выработать компромиссное решение, способное завуалировать истинные намерения США в регионе.
План «Большой Ближний Восток», а также проблема необходимости реформ в регионе занимали важное место в повестке дня на крупных международных саммитах и форумах в 2004 г. Выступая на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ), проходившем на берегу Мертвого моря в Иордании 15-17 мая 2004 года, король Иордании Абдалла II, заявил, что арабы согласны на реформы, но при условии, если они будут исходить от самих стран региона. При этом иорданский монарх, второй год подряд являющийся устроителем столь представительного международного форума, призвал международное сообщество активизировать свою деятельность в решении наиболее болезненных проблем региона, прежде всего, ближневосточного конфликта.
Резкой критике инициативу США «Большой Ближний Восток» подверг Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса, также принимавший участие в ВЭФ. Муса, в частности, заявил, что США пытаются навязать Ближнему Востоку демократию для реализации собственных интересов в регионе. «Американские идеи о политической и экономической реформе абсолютно неприемлемы для арабов, поскольку они исходят из желания США осуществить свои интересы», - сказал Муса. «Американцы говорят нам, что хотят реформ, поскольку это в наших интересах, но я заявляю, что подобная логика неприемлема и наивна. Реформа - хорошее предложение, но вы не сможете заставить меня проглотить реформы против моей воли». Кроме того, Амр Муса обвинил также американское руководство в том, что оно разместило в СМИ содержание инициативы «Большой Ближний Восток», не обсудив его с лидерами стран региона.
Как ожидалось, арабский мир должен был сказать свое веское слово относительно предлагаемых США реформ на саммите ЛАГ в Тунисе, состоявшемся 22-23 мая 2004 г. В принятых по его итогам документах участники подтвердили, что проведение демократических реформ в арабском мире назрело. В них подтверждается необходимость проведения демократических преобразований в социальной, экономической, политической, культурной и образовательных сферах жизни арабских государств в качестве стратегического выбора арабской нации. Лидеры арабских стран отметили потребность всеми возможными способами содействовать развитию экономических и торговых связей внутри арабского мира, включая отмену таможенных барьеров. На саммите было принято решение о создании общеарабской зоны свободной торговли и арабского таможенного союза. В заключительном заявлении была подчеркнута необходимость превращения Ближнего Востока, включая Израиль, в зону свободную от оружия массового поражения.
Вместе с тем арабам не удалось принять решение о механизмах, позволяющих провести столь важные реформы в ближайшее время. В частности, не была рассмотрена инициатива Египта по развитию системы межарабских отношений и реформированию ЛАГ, выдвинутая Каиром в июле 2003 г. и предусматривавшая создание Арабского суда справедливости, Арабского совета безопасности и принятия ряда других мер, направленных на реформирование структурно-институцио-нальной системы арабского сообщества. Такой «половинчатый» итог саммита подтвердил, что арабский мир не готов к быстрым и решительным шагам для кардинального реформирования своей структуры. На саммите вновь прозвучала критика в адрес плана «Большой Ближний Восток». Наиболее жесткую позицию среди арабов на саммите ЛАГ в Тунисе к инициативам извне по реформированию региона вновь обозначил президент Сирии Башар Асад, заявивший, что его страна не собирается обсуждать с какой-либо иностранной стороной вопросы внутренних реформ.
На саммите «Большой восьмерки», проходившем 8-10 июня 2004 г. на острове Си Айленд в США, вопрос о реформах на Ближнем Востоке обсуждался лидерами крупнейших мировых держав, что говорило о большой значимости данной темы. Одобрив в целом плодотворность идеи проведения реформ в регионе, участники подчеркнули, что «проведение реформ - дело самих стран региона». Большинство участников предостерегли против попыток навязать извне странам Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки широкие и многосторонние преобразования. При этом особенно подчеркивалось, что реформы должны исходить из самих стран региона. Как заявил президент Франции Жак Ширак по итогам обсуждения плана США «Большой Ближний Восток», страны Ближнего Востока и Северной Африки «не нуждаются в миссионерах демократии». «Нет формулы демократии, которую можно было бы экспортировать в другие страны, - подчеркнул Жак Ширак. Если хочешь добиться укоренения в стране идеалов свободы, демократии и прав человека, необходимо прежде уважать свободу инезависимость этой страны».
В совместной декларации под названием «Партнерство ради прогресса и общего будущего с регионом Большого Ближнего Востока и Северной Африки» участники саммита провозгласили «свою поддержку демократическим, социальным и экономическим реформам, исходящим из данного региона». Согласно заявлению, участники партнерства придерживаются следующих принципов: укрепление мира и стабильности в регионе; необходимость урегулирования споров, особенно израильско-палестинского конфликта; отказ признавать региональные конфликты препятствием для реформ; восстановление мира и стабильности в Ираке; признание того, что успешные реформы могут исходить только из самого региона, а перемены не могут навязываться извне; уважение уникальности и своеобразия каждой страны - но опять-таки не в ущерб реформам; партнерство с правительствами, деловыми кругами и институтами гражданского общества в регионе; поддержка реформ в регионе в интересах всех граждан.
Среди основных направлений деятельности по оказанию помощи в проведении реформ, зафиксированных в «Плане «восьмерки» по поддержке реформ», - инициатива по развитию микрокредитования в регионе, ликвидация безграмотности, подготовка предпринимателей, поддержка свободных и прозрачных выборов, расширение межпарламентских связей, содействие становлению независимых судов, поощрение усилий, направленных на утверждение свободы слова, печати, религиозных убеждений, борьба с коррупцией, помощь региону в сохранении культурного наследия. Важная тема во всем плане действий - вовлечение женщин в процессы социально-экономического и политического развития.
Пытаясь успокоить власти и жителей стран Ближнего Востока, президент США вновь поспешил заверить их в том, что план реформ не будет навязываться народам региона и что «свободные общества на Ближнем Востоке будут отражать культуру и традиции народов региона, а не Америки». Но звучавшие комментарии из уст политиков, журналистов и политологов из стран Ближнего Востока содержали тревожные выводы, общий смысл которых сводился к тому, что США, несмотря на заверения в том, что не собираются вмешиваться во внутренние дела стран региона, в ближайшем будущем намерены осуществить широкомасштабную интервенцию в регионе с использованием всех ресурсов. В подтверждение опасений приводилось присутствие США и их союзников в Ираке, нападки американцев на некоторые соседние с Ираком страны, наращивание ими своего военного присутствия в регионе, практически полная поддержка жестких действий Израиля на оккупированных палестинских территориях и в целом агрессивный стиль внешней политики Вашингтона в последнее время.
Египет, считающий себя флагманом арабского мира, а потому часто выступающий не только от своего имени, но и от арабской общественности, направил послание в адрес участников саммита «Большой восьмерки». В нем подчеркивалось, что в странах Ближнего Востока идет непрерывный процесс реформирования и что общество в этих государствах само стремится к осуществлению реформ. Прозвучал также призыв к участникам форума рассмотреть корни существующих проблем, возникших в результате оккупации арабских земель, отсутствия справедливости и использования двойных стандартов.
Озабоченность Каира вызывает также то, что необходимость реформ на Ближнем Востоке многими в США обосновывается желанием изменить регион, откуда исходит угроза Западу со стороны ислама, как основного источника терроризма, а это, в свою очередь, свидетельствует о намерении не помочь региону, а, наоборот, подвергнуть его насильственным реформам. В результате, создается впечатление, что обвинение в угрозе безопасности выдвигается в адрес не только арабских стран, но уже всего мусульманского мира в целом. По мнению Египта, это - весьма опасное стремление раздвинуть традиционные границы Ближнего Востока под тем предлогом, что проблема безопасности сама по себе выходит за рамки региона.
Как заявил посол Египта в США Набиль Фахми, вызывает недоумение также попытка «пристегнуть» к Ближнему Востоку обширные территории, не имеющие к нему никакого отношения ни с точки зрения языка и традиций, ни с точки зрения исторического опыта и культуры. При этом особенно указывалось на неуместность присутствия в этих планах Израиля, являющегося оккупантом арабских земель и имеющего с большинством арабских стран враждебные отношения.
Как показали двусторонние и многосторонние встречи заинтересованных сторон, необходимость проведения коренных политических и экономических преобразований никем не ставится под сомнения. Острота проблем, с которыми столкнулись страны региона в начале XXI в., по единогласному мнению требует решительных шагов. Несмотря на наличие природных ресурсов, особенно углеводородных, население стран региона, в основном, по-прежнему бедное, крайне высок уровень неграмотности. В военно-промышленном секторе отставание от Запада выглядит весьма ощутимым. Более развитый Израиль при поддержке США и используя противоречия между арабскими странами навязывает им свое видение процесса ближневосточного урегулирования. Словом, перечень сфер, которые необходимо подвергнуть реформированию, довольно длинный.
Особенную озабоченность на Ближнем Востоке вызывает тот факт, что данная инициатива активно выдвигается и проталкивается именно США. Негативная реакция арабов на план США кажется вполне логичной, учитывая неприятие странами региона ближневосточной политики Вашингтона. Для большинства арабо-мусульманских стран, выступающих против американского плана «Большой Ближний Восток», опасность заключается не только в военно-политической и экономической экспансии США в регионе, но в ярко выраженном цивилизационном натиске, осуществляемом посредством насаждения чуждых региону общественно-политических и культурных ценностей.
Ряд положений американского плана, принимая во внимание многовековые традиции государственного строительства на Ближнем Востоке, труднореализуем. Спецификой политической системы в странах Востока является весомая роль главы государства, который сосредоточивает в своих руках бразды правления как во внутриполитических делах, так и на международной арене. В странах с республиканской формой правления при смене власти она зачастую достается либо детям ушедшего главы государства, либо представителю правящего клана. Это дает основание либерально настроенным кругам на Западе говорить о весьма незначительной роли выборов как демократического института в политической жизни страны и о неспособности граждан посредством голосования влиять на свою судьбу. При этом на Западе не учитывают политическую традицию Востока, где выборность, многопартийность, свобода прессы и прочие атрибуты демократии никогда не были целью, а лишь средством, а стало быть, и прибегать к ним стоит лишь по мере необходимости. Потому характерная (или, по крайней мере, декларируемая) для западных демократий система ценностей при внедрении в восточные общества встречает на своем пути множество препятствий.
Характерной задачей политической элиты Арабского Востока конца XX - начала XXI вв. является укрепление существующей системы власти и передача ее либо по наследству, либо по принципу «управляемой демократии», когда результаты выборов зачастую легко прогнозируемы, а главное - имеют второстепенное значение, поскольку не приведут к существенному изменению политического курса в стране. В условиях шаткости политической системы роль стабилизирующего фактора играют армия и спецслужбы. В ряде стран они служат прочной опорой политической элиты, а в некоторых случаях сами ее и составляют.
В арабских странах с монархической формой правления процесс передачи власти проходит в целом без потрясений. Так, в 1999 г. на смену «патриархам» ближневосточной политики короля Иордании Хусейна и короля Марокко Хасана II пришли их сыновья - Абдалла II и Мухаммед VI.Первые годы правления молодых правителей показали, что эти два расположенных в разных уголках Арабского Востока королевства уже в ближайшем будущем способны достичь весьма впечатляющих результатов и, прежде всего, в сфере экономики. Во многом заслуга в этом принадлежит ушедшему поколению монархов, создавших прочный фундамент для последующего рывка. Консерватизм в системе государственного устройства и методах управления страной с лихвой компенсируется наглядными успехами в экономике и ростом благосостояния подданных вкупе с относительной внутриполитической стабильностью. В подобной ситуации необходимость внедрения демократических институтов отходит на второй, а то и на третий план. К тому же и Марокко, и Иордания традиционно поддерживают с США хорошие отношения, что говорит о возможной помощи Вашингтона в случае, если кто-то решит посягнуть на власть правящих элит. В таких странах существенной смены политического курса ожидать не стоит.
Оправдывая свое вмешательство во внутренние дела региона, правящие круги США в качестве основного аргумента все чаще выдвигают тезис о нехватке демократических свобод как источнике всех проблем. Так, по мнению советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, большинство стран Ближнего Востока страдают от дефицита свободы, и именно в этом кроются причины, порождающие терроризм. Причем, как правило, речь идет о тех странах, которые не хотят идти в фарватере американской политики.
Между тем, именно политика США является тем катализатором, который приводит в действие наиболее радикальные силы на Арабском Востоке. Поддержка Вашингтоном откровенно силовых акций Израиля в отношении и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.