Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Изучение проблемы  агрессивного поведения  в психологии………….……5
1.1.Понятие агрессивности  и агрессии…………………………………...……...5
1.2.Основные подходы  к изучению агрессивного поведения  в психологии….7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………..…………..9
2. Детская агрессивность………………………………………………...……10
2.1 Возрастные  особенности проявления детской  агрессивности……………10
2.2 Портрет агрессивного  ребенка…………………………………………..….12
2.3 Причины детской  агрессии и психологические особенности таких детей…………………………………………………………………………..…..15
2.4 Взаимосвязь  семейного воспитания и возрастных  особенностей агрессивного поведения  у детей дошкольного возраста…………...…………16
3. Психолого-педагогическая  коррекция агрессивности  у детей дошкольного возраста…………………………..……………...………………18
3.1. Методы профилактики  и коррекции агрессивного поведения  детей дошкольного возраста……………………………………………………...……18
3.2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком…………………………20
3.3. Работа с родителями агрессивного ребенка……………………...………..22
Заключение………………...…………………………….………………………24
Список  литературы……………………………………………………………25
Приложение 1………………………………………………………..………….27 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.
  Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
  В отечественной психологии двадцатого века изучением возрастных особенностей и особенностей развития личности дошкольника занимались такие выдающиеся ученые как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Макаренко А. С., Мухина В. С., Мясищев В.Н.  
  Появилось много теоретических и экспериментальных работ по изучению возникновения природы и структуры агрессии. Эти теории были разработаны как отечественными учеными: Беличева С. А., Бочкарева Г. Г., Личко А. Е., Можгинский Ю. М.; так и зарубежными учеными: Бандура А., Доллард Дж., Лоренц К., Фрейд З.  
  Также на протяжении двадцатого столетия многие ученые занимались разработкой коррекционных и диагностических методик по работе с агрессивными дошкольниками. Особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Басс А. П., Гуревич К. М., Семенюк Л. М., Спиваковская А. А., Фурманов И. А.

  Данная работа  посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методов ее диагностики и коррекции.
  Цель работы: выявление условий эффективной коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Изучение проблемы  агрессивного поведения в психологии.
1.1.Понятие агрессивности и агрессии.
    На  протяжении многих веков человечество  задавалось вопросом: почему люди  действуют агрессивно по отношению   друг к другу, и какие меры  необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
    Специфика активности человека состоит в том, что она проистекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность [3].
    Но  для рассмотрения проблемы агрессивности,  необходимо выявить, что же  такое агрессия? Современный словарь  по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт,  неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание». [9]
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».        Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.   Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
     Изучение  человеческой агрессивности особенно важно по следующим причинам: если агрессивность человека коренится в его природных инстинктах, то, тогда она не будет поддаваться психотерапии и может быть либо подавлена, либо отведена на нейтральный объект, или агрессивное поведение человека обусловлено социальной средой и воспитанием, и тогда можно достаточно легко его изменить на более социально приемлемое, устранив травмирующие факторы и пробелы в воспитании. В современной науке, с одной стороны, имеются биологические данные о существовании механизмов, участвующих в агрессивном поведении, а с другой стороны – результаты исследований говорят о первостепенной роли факторов в развитии агрессивности. Попытки решения этой проблемы были сделаны в разное время рядом видных ученых, представляющих различные направления психологической науки.
. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии.
   В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат
З. Фрейду. Агрессивная  энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [16].
   В этологическом  подходе положение о врождённой  природе агрессии находит свое  развитие. К. Лоренц изучил врождённые  сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [9].
    Согласно  инстинктивным теориям, агрессия  является неотъемлемой частью  человеческой природы. Согласно  К. Лоренцу [9], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей.
    В  социобиологическом подходе основной  акцент в изучении природы  агрессии связывается с влиянием  генов, т.к. они обеспечивают  адаптивное поведение. Гены вносят  свой вклад свой вклад в  успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.
    К  ситуативной теории агрессии  относится подход Дж. Долларда [4], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания.
    Теория  социального научения агрессии  А. Бандура [2], постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций.
    Самая  современная точка зрения на  происхождение агрессивного поведения  связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов[13]:
1 . Оценки субъектом  следствий своего агрессивного  поведения как положительных.
2. Наличие фрустрации.
3. Наличие эмоционального  перевозбуждения типа аффекта  или стресса, сопровождающегося  внутренней напряженностью, от которой  человек хочет избавиться.
4. Наличие подходящего  объекта агрессивного поведения,  способного снять напряжение  и устранить фрустрацию
   Когнитивные  теории достаточно оптимистичны  в плане возможности контролирования  агрессии, поскольку они предполагают, что человека можно научить  быть менее агрессивным. Но, с другой стороны, сами же авторы этих теорий не исключают возможность проявления импульсивной агрессии, не подвластной сознанию и разуму. 
 

1.3 Виды агрессии.
    В психологии выделяют следующие виды агрессии:
    Вербальная агрессия – косвенная или прямая.
   1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.
   2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются: дразнилки и оскорбления.  
  Физическая агрессия также может иметь косвенную и прямую форму. 
   1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.
   2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание, прямая агрессия – непосредственное физическое нападение (драка). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет.  
 
 
 
 
 

2. Детская агрессивность.
2.1 Возрастные особенности проявления детской агрессивности.
   Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.[18]
   Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
   Как отмечает Е. Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возражает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.
   К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
   Как отмечает И.А.Фурманов [18], что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
   Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
   А. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний [17].
   По мнению С.А. Заваражина, что ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
   К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм (оскорбление, борьба). 
 
 

2.2 Портрет агрессивного  ребенка.
   Почти  в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
   Однако  агрессивный ребенок, как и  любой другой, нуждается в ласке  и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
   Агрессивный  ребенок часто ощущает себя  отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей  приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.
  Вот как  описывает Н.Л. Кряжева поведение  этих детей: «Агрессивный ребенок,  используя любую возможность, ...стремится  разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» [8].
   Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
   Агрессивные  дети очень часто подозрительны  и настороженны, любят перекладывать  вину за затеянную ими ссору  на других.
   Такие  дети часто не могут сами  оценить свою агрессивность. Они  не замечают, что вселяют в  окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
   Эмоциональный  мир агрессивных детей недостаточно  богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение [19].
   Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.
Таблица 1. 
Понимание агрессивности  старшими дошкольниками

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок:
1. Часто теряет  контроль над собой. 
2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 
3. Часто отказывается выполнять правила. 
4. Часто специально раздражает людей. 
5. Часто винит других в своих ошибках. 
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 
7. Часто завистлив, мстителен. 
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

   Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Причины детской агрессии и психологические особенности таких детей.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление  привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление  получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и  месть;
- желание ущемить  достоинство другого с целью  подчеркнуть свое превосходство.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень  саморегуляции;
- неразвитость  игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в  отношениях со сверстниками. 
   Можно  выделить три основных источника деструктивного поведения:
- чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
- столкновение  ребенка с невыполнением его  желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
- отстаивание  своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности. 
   Важно также понимать, что агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях [13]. 

2.4 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
     Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребёнка. Именно эта роль делает семью необходимым звеном комплексного подхода к воспитательной работе.
     Одна  из причин влияния семьи на детей  – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни . Их ребёнок получает в семье, на их основе формируется характер.
     Существуют  факторы, которые влияют на становление  агрессивного поведения детей-дошкольников.
     М. Раттер рассматривает детскую агрессивность и связывает ее происхождение с такими факторами: тяжелая обстановка в семье, многодетность, стиль воспитания и т.д. [12].
     Осницкий  А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с  условиями воспитания и условиями  социализации [10].
     По мнению А. С. Завражина агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста вструктуируется вокруг двух сфер: игры как инструментально-деятельного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально - оценочного [6].
     Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии – это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её.
     Воспитывая  в ребёнке главную «добродетель» – послушание, взрослый, не обладая способностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцируя протестное поведение. «Он выводит ребенка на дорогу непослушания, как бы подозрительно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, носителя зла, с которым непременно нужно бороться» [3].
     Проблеме  наказания посвящено немало исследований, которые обращают внимание на недостаточную  эффективность наказания как метода воспитания. Бандура А. говорит о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания .
     По  мнению Завражина С.А. подобного  рода травмирующие переживания требуют выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции, а так как субъект агрессии, как правило, табуирован, то агрессия переносится на доступные объекты (члены семьи, игрушки и т.д.) [6].
     Говоря  о социальных детерминантах агрессивного поведения у детей. Нельзя не учитывать такой факт как насилие в семье. Статистика показывает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к агрессивному поведению со своими супругами и детьми, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк [4].
     Следующим источником усвоения различных моделей  поведения, в том числе и агрессивного, являются взаимодействия с другими  людьми.
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления) и узнать о преимуществах такого поведения. [4].
     Другая  сторона общения со сверстниками – это то, когда дети становятся жертвами агрессии. Существуют убедительные свидетельства того, что такое столкновение с агрессией увеличивает вероятность агрессивных действий со стороны пострадавшего. [3].
     Однако  дети учатся агрессивным действиям  не только на реальных примерах (поведение  членов семьи и сверстников), но и  на символических, предлагаемых СМИ, сюда же можно отнести и компьютерные игры.
3. Психолого-педагогическая  коррекция агрессивности  у детей дошкольного  возраста.
     3.1. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
   Говоря  о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.