На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Мировая экономика как наука - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами. Мировое хозяйство и его современное определение.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 07.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1. Сущность понятия «Мировая экономика».

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - экономика всех стран мирового содружества, рассматриваемая с учетом межстрановых экономических взаимосвязей и взаимодействий. Это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных язей.
Мировая экономика как наука (или учебная дисциплина) -- это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движения факторов производстваых связей.
Мировое хозяйство-- совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства. Это всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы.
Мировое хозяйство -- совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства. Это всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы.
Характерные черты современного мирового хозяйства следующие:
* развитие международного перемещения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологи;
* рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;
* экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;
* возникновение экономики открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.
2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
Естественные ресурсы -- первоисточник, отправная база экономики всех стран на всех ступенях их развития. Естественные ресурсы бывают двух видов: восстанавливаемые и невосстанавливаемые. Восстанавливаемые ресурсы могут использоваться периодически и в объеме, не истощающем их наличности для будущего потребления. К восстанавливаемым природным ресурсам относятся земля, море, реки, солнечное тепло и энергия и т.д. Леса, дикие животные и рыбные запасы также могут быть примером восстанавливаемых ресурсов. Если лесоразработка, вылов рыбы ведутся умеренно и рационально, то природа сама позаботится об их воспроизводстве. К невосстанавливаемым ресурсам относят те, которые используются один раз и не воспроизводятся самой природой. К таким ресурсам следует отнести уголь, нефть, газ и т.д.
Естественные ресурсы имеют два важных экономических измерения - величину запаса и поток. Величина запаса каждого ресурса определяется самой природой и интенсивностью предыдущего использования. Потоки естественных ресурсов зависят от уровня их ежегодного потребления. Потребности человека определяют этот поток, и в зависимости от них запасы природных ресурсов могут потребляться быстро, медленно или же не использоваться вообще.
Рабочая сила как активная часть населения -- второй важный компонент. Чем выше ее удельный вес в составе населения, тем значительнее производи тельные возможности народного хозяйства.
Величина занятой (активной) рабочей силы зависит от многих экономических, социальных и демографических факторов. По удельному весу занятых развивающиеся страны значительно уступают развитым, а количество отработанных в неделю часов значительно больше в развивающихся странах.
Быстрый рост населения в развивающихся странах, низкая доля его активной части значительно замедляют, даже понижают рост валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, что и обрекает на неудачу предпринимаемые усилия по экономическому развитию. Все попытки решить проблемы экономического роста развивающихся стран самостоятельно обречены на провал. Решение вопроса возможно лишь в рамках мирового xoзяйствa, в котором каждая страна найдёт свою пишу в системе МРТ.
Какую же численность населения с экономической точки зрения следует считать оптимальной и каковы критерии подобной оптимальности? Поскольку oт численности населения зависит показатель душевого доходa, оптимальным можно считать такое его количество, которое максимизирует доход на душу населения.
Трудовыми ресурсами и движением народонаселения в целом занимается демография - наука, которая на основе социальных, экономических, биологических, географических факторов исследует закономерности происходящих в структуре, динамике, а также размещении и перемещении народонаселения. На базе этого разрабатывается политика народонаселения, делаются прогнозные оценки изменений страны народонаселения страны, региона и в рамках мировой экономики в целом.
Неотъемлемой частью демографических процессов в мировой экономике являются процессы урбанизации. Урбанизация - это многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В узком смысле слова - это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире.
При фиксированном уровне технологии, количестве земли и капитала слишком малое население не обеспечивает должного простора ни для максимального эффекта разделения труда, ни для полной реализации эффекта масштабов производства национальной промышленности.
Проблемы больших городов: значительное географическое несовпадение между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и городе - центре, что требует создания эффективной транспортной системы; загрязнение окружающей среды.
Ископаемые ресурсы. Их залежи имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. В зарубежных странах применяется следующая классификация. Разведанные запасы по степени изученности делятся на достоверные и вероятные. Имеется также категория возможных запасов. В целом изученность недр еще недостаточна. Удельный вес достоверных запасов по некоторым видам полезных ископаемых иногда составляет несколько процентов от геологических запасов. Запасы ископаемых по странам различны.
Влияние природно-ресурсного потенциала государства на развитие национальной экономики и его интеграцию в МЭО.
Для понимания данного вопроса необходимо познакомиться с сутью т.н. «голландского синдрома». Его влиянию подвержены многие богатые сырьевыми ресурсами страны, в т.ч. и Россия. Суть «голландского синдрома» состоит в том, что наличие большого количества разнообразных полезных ископаемых совершенно не гарантирует стране процветания, а при определенных условиях даже вредит ее экономике, и наоборот. Как правило, стабильный приток экспортных поступлений от ТЭК или других сырьевых отраслей (секторов) приводит к тому, что страна перестает уделять внимание развитию своей обрабатывающей промышленности, предпочитая закупать импортное оборудование и готовую продукцию.
В России эта болезнь стала развиваться еще в 70-е годы. Это было связано со скачком цен на нефть и открытием новых нефтяных месторождений в Западной Сибири (Самотлор и др.). Советская промышленность, в этот период, выпускала преимущественно неконкурентоспособную продукцию. К тому же СССР не имел ориентиров на экспорт и соприкасался с внешним миром исключительно через поставки сырья и топлива. Высокотехнологическое оборудование приобреталось за выручку от экспорта, причем большая его часть не была воспринята экономикой, т.к. существовавшая в то время система не была ориентирована на нововведения. Как ни странно радикальные реформы лишь усугубили ситуацию. Реформаторы, руководствуясь дарвинистким принципом естественного отбора( все, что жизнеспособно должно выжить, а , что нежизнеспособно , умрет), подтолкнули отечественную экономику не к обновлению, а к примитивизации. Она в еще большей степени стала ориентироваться на топливно-сырьевой экспорт.
Примером противоположного подхода является опыт Западной Европы, Японии, США и новых индустриальных стран (НИС). Первые три столкнувшись с топливно-сырьевым кризисом в 70-х годах сконцентрировались на разработке энергосберегающих технологий и снизили расход энергии за 30 лет на 30%. Вторые (НИС) воспользовались начавшимся в 60-е годы переводом трудоемких производств из развитых стран в развивающиеся страны, сделали заполнять нишу на рынке товаров ширпотреба и бытовой техники.
Главное отличие опыта сырьевых стран Юго-Восточной Азии от России состоит в том, что они, пусть с двадцатилетним опозданием, но все-таки сделали упор на развитие обрабатывающей промышленности.
Таким образом , можно сделать вывод, что наличие полезных ископаемых является важным условием интеграции страны в МЭО, однако , если ставка делается только на них, это неизбежно приводит к ослаблению позиций страны с точки зрения конкуретоспособности ее экспорта, т.к. стабильные поступления может обеспечить только вывоз продукции обрабатывающей промышленности. Опыт же стран Юго - Восточной Азии показывает, что экономический успех может быть связан и с качеством рабочей силы. Конфуцианство оставило в наследство этим странам важнейшие качества: дисциплинированность, обучаемость, трудолюбие, патриотизм.
3. Классификация стран по уровню социально-экономического развития
Далеко не все страны (a их около двухсот) в одинаковой мере вовлечены в мировое хозяйство. С точки зрения уровня их развитocти и социально-экономической opгaнизaции производства и сложной структуре мирового хозяйства довольно четко пpocматриваются центр и периферия.
Центр составляет сравнительно небольшая гpуппa индустриально развитых стран (24 государства), на долю которых приходится почти 55% в мировом ВВП и 71% в мировом экспорте.
В периферию входят главным образом развивающиеся страны. При всем их многообразии можно выделить ряд общих черт:
* многоукладный характер экономики с преобладанием внерыночных oотношений и внеэкономических рычагов opгaнизaции хозяйства;
* низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства;
* сырьевая специализация.
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ - группа развивающихся стран, достигших, к концу XX в. значительного экономического подъема, приблизившихся по основным социально-экономическим показателям к высокоразвитым в экономическом отношении странам, например Бразилия, Южная Корея, Тайвань и др.
Активность страны в мировой торговле измеряется с помощью таких показателей как:
а) экспортная квота, т.е. отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли - это удельный вес всех экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме;
б) импортная квота - показатель, характеризующий объем импорта определенного товара, установленного в соответствии с потребностями в нем и объемами собственного производства. Это отношение валового импорта данной страны к ее ВВП. Она показывает, какую часть импорт составляет от ВВП;
в) внешнеторговая квота - это отношение величины внешнеторгового оборота страны к объему ее ВВП. Она показывает общий объем внешнего товарооборота данной страны со страной-партнером или со всем мировым сообществом, т.е. служит для измерения уровня развития внешнеэкономических связей данной страны.
б) структура экспорта, т.е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-техническую направленность экспорта, роль страны в международной отраслевой специализации;
в) структура импорта, соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно показывает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики;
г) сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в мировой торговле этим товаром - 1-2%, то это означает несоответствие производимых товаров мировому уровню качества как следствие низкого развития этой отрасли.
4. Международное разделение труда и его значение для развития мирового хозяйства
МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА -- специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются не только собственным производством, но и посредством международной торговли. Это специализация отдельных стран в производстве тех или иных товаров и услуг в целях их реализации в других странах.
МРТ есть система или способ организации взаимозависимого производства, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определенных товаров и услуг, а затем обмениваются ими.
Первый фактор связан с естественными преимуществами. К ним относятся запасы природных ресурсов, специфические климатические условия.
Другие факторы связаны с приобретенными преимуществами. Так избыток машин и оборудования относительно других ресурсов стимулирует специализацию на производстве капиталоемких изделий. Страны, вкладывающие значительные средства в образование населения и производство знаний, приобретают сравнительное преимущество в изготовлении высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод.
Внутриотраслевая, которая выражает сосредоточение усилий предприятий разных стран, входящих в какую-то отрасль на производстве определенных предметов и обмен этими предметами между ними.
В ее рамках необходимо различать одновидовую, многовидовую и всевидовую предметную внутриотраслевую специализацию.
Межотраслевая, которая означает разделение труда между различными отраслями одного и того же рода производства (промышленности, с/х и проч.).
Межродовая, это разделение труда между родами производства - промышленностью и с/х, промышленностью и строительством и т.д. Народнохозяйственная по своему экономическому содержанию соответствует межрегиональной форме разделения труда внутри страны и представляет собой разделение деятельности между странами в масштабе их полных национальных экономик.
5.Процесс интернационализации современного мирового хозяйства
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ -- формирование, развитие экономических связей с другими странами; процессы экономического сближения, проявляющиеся в росте международной торговли и других, форм международного экономического сотрудничества, росте межстрановых финансовых потоков, миграции рабочей силы. Различают интернационализацию производства, капитала, торговли, науки. Одна из важных форм интернационализации экономики возникновение и развитие транснациональных корпораций. Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства -- развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других.
Интернационализация хозяйственной деятельности -- это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.
В своем развитии интернационализация экономики прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное экономическое сотрудничество: затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли (конец XVIII -- начало XX века). В конце XIX века набирает силу международное движение капитала. Международное экономическое сотрудничество означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.
Следующим этапом явилась международная экономическая интеграция, объективно обусловленная углублением международного разделения труда, интернационализацией капитала, глобальным характером научно-технического прогресса и повышением степени открытости национальных экономик и свободы торговли. Интеграция в переводе с латинского (integratio) означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое.
Международная экономическая интеграция -- сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах. Это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Экономическая интеграция, в частности, выражается в:
- сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации;
- ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами;
- сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка;
- стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам;
- отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т.п.
К концу XX в. практически все цивилизованные страны участвуют в различных международных экономических организациях. Например, к 1996 г. членами Международного валютного фонда (МВФ) являлись 183 cтpaны, I80 госyдapcтв состояли членами Всемирного банка (ВБ), около 150 стран входят во Всемирную торговую организацию (ВТО), свыше 100 стран члены Генерального соглашения по торговле и тарифам. Важно oтметить, что международное право не препятствует одновременному участию любой страны в нескольких международных экономических организациях.
Хотя в мировом интеграционном процессе принимают участие практически все государства земною шара, степень участия каждого из них в этом процессе неодинакова. Одни из них находятся на низших стадиях экономической интеграции, другие, достигнув высших на сегодняшний день пределов международных экономических связей, расширяют межгосударственное сотрудничество до уровня военных и политических сфер.
Предпосылки интеграции следующие:
* Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран
* Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей, границы и исторически сложившихся экономических связей.
* Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
* Демонстрационный эффект.
* «Эффект домино».
Цели интеграции
* Использование преимуществ экономики масштаба.
* Создание благоприятной внешнеполитической среды.
* Решение задач торговой политики.
* Содействие структурной перестройке экономики.
* Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.
Этапы интеграции
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения (табл. 12.1). Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) -- согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня -- общего рынка (ОР) -- интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства -- капитала и рабочей силы.
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях -- валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС -- это Комиссия ЕС.
Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции -- политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам.

9.Глобализация мировой экономики
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать также как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.
Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:
· внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
· международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);
· международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);
· производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.
Экономическая глобализация - процесс накопления структурных сдвигов и поэтапного формирования органически целостного мирового хозяйства
Основные предпосылки (движущие силы), обусловливающие процесс глобализации:
1. Производственные, научно-технические и технологические:
· резкое возрастание масштабов производства;
· быстрое распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена;
2. Организационные:
· международные формы осуществления производственно-хозяйственной деятельности (ТНК): организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;
· выход неправительственных организаций на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО и т.п.;
3. Экономические:
· внедрение международными экономическими организациями единых критериев макроэкономической политики, унификация требований к налоговой, региональной, аграрной, антимонопольной политике, к политике в области занятости и др.;
· усиление тенденции к унификации и стандартизации. 4. Информационные:
· радикальное изменение средств делового общения, обмена производственной, научно-технической, экономической, финансовой информацией
· формирование систем, позволяющих из одного центра управлять расположенным в разных странах производством, создающих возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран.
· 5. Политические:
· ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;
· окончание «холодной» войны, преодоление политических разногласий между Востоком и Западом.
6. Социальные и культурные:
· ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;
· проявление тенденции формирования глобализованных «однородных» средств массовой информации, искусства, попкультуры.
· преодоление границ в образовании благодаря развитию дистанционного обучения;
Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызывают серьезные опасения в развивающемся мире. Степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.
Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.
В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:
- деиндустриализацию экономики,
- попытки подрыва национального суверенитета, т.е. переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям..
- рост безработицы.
- потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне.
10.Субъекты мирохозяйственных связей
Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций.
С позиций национальной экономики субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.
Резиденты - это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.
Нерезиденты - хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.
Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономической деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. Задачи этих организаций создание «правил игры» для нормальною функционирования мирового хозяйства и контроль за практической реализацией мирохозяйственных связей.
Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не озачает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций.
Обязанностью любого государства является отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство само определяет свою внешнеэкономическую политику Для ее реализации каждая страна разрабатывает собственное национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности Например, для России основополагаюшими являются федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности'). «Об иностранных инвестициях на территории РФ» и др.
Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России к таким учреждениям относятся: Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк и др.
Эти государственные организации регистрируют иностранные институциональные единицы в стране, регулируют экспорт и импорт посредством выдачи лицензий, квот и установления таможенных тарифов, содействуют подписанию межгосударственных соглашений, продвижению отечественных резидентов в экономические союзы и в мировое хозяйство в целом.
Государства - участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, прежде всего использованием права участников той или иной международной экономической организации разрабатывать и корректировать, правила внутрисоюзной «игры».
Кроме того, нужно отметить, что государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, регулируя их в своих национальных интересах.
Прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или союз в своих интересах представляет преимущества по экспорту и импорту товаров, услуг и капиталов.
Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государства могут осуществлять через принадлежащие им частые фирмы (особенно банки) и транснациональные компании (ТНК).
Таким образом, современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно организуют и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей. Этот процесс позволяет странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но вместе с тем совершенствовать и развивать мировое хозяйство и международные экономические отношения.
11.Классические теории мировой торговли.
Меркантилисты по сути предлагали обогащение одних стран за счет других, но их заслуга заключается в том, что они впервые привлекли внимание к проблемам внешней торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развития стран, описали и обосновали определенное соотношение затрат на экспорт и импорт, т.е. заложили основы платежного баланса.
Адам Смит отметил, что благосостояние нации зависит не столько от количества накопленного ею золота, сколько от ее способности производить конечные товары и уедут. Им же была разработана первая классическая теория внешней торговли - теория абсолютных преимуществ.
АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - возможность государства, региона, компании, возникающая вследствие географического положения, удачного размещения, ресурсного потенциала, других выгодных условий, производить товар с минимальными издержками производства и обращения в сравнении с иными странами, регионами, фирмами, выпускающими тот же или аналогичный товар. Благодаря такому преимуществу удается продавать свой товар на рынке по более низкой цене и обходить конкурентов. А. Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те страны, которые активно участвуют в международном разделении груда. Страна, имеющая определенные преимущества в производстве какого-либо товара должна специализироваться на его выпуске для поставки другим странам
Теория абсолютных преимуществ -- страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками [в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).
Это утверждение А. Смита дополнил Давид Рикардо, создав теорию сравнительных преимуществ.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА - более низкие издержки одного производителя по сравнению с издержками другого, что позволяет разделить выпуск продукции между ними в пользу первого производителя для получения большей отдачи, выгоды. Сравнительные преимущества наиболее характерны для разных стран и находят проявление в международной торговле.
Теория сравнительных преимуществ -- производители страны специализируются на производстве тех товаров, которые они мoгyт производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.
Рикардо доказал, что внешняя торговля несёт дополнительную выгоду даже странам с высокоэффективным хозяйством.
в 20 30-х годах нашего века к созданию теории Хекшера - Олина.
Теорема Хекшера--Олина-- каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.
В этой теории факторы, определяющие международное разделение труда, уже связываются не только с природно-естественными условиями производства в cтpaнe, а с реалиями, возникшими в процессе развития производства. Теория иcxодила из того, что исторические и природные условия развития отдельных cтpaн предопределили неравномерность в обеспечении их трудовыми ресурсами и капиталом. Поэтому различная фактороинтенсивность и факторонасыщенность определяет специализацию страны на производстве тех или иных товаров.
Фактороинтенсивность - это отношение затрат различных факторов производства на производство определенного товара
Факторонасыщенность - это относительная обеспеченность страны факторами производства.
Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера--Олина--Самуэльсона) -- международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах
В 1947 г. американский экономист Василий Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что экспортируются более трудоемкие товары, а ввозятся капиталоемкие. Исследование В. Леонтьева показало обратное, и результат его стал известен как парадокс Леонтьева.
Парадокс Леонтьева-- теория соотношения факторов производства Хекшера--Олина не подтверждается на практике: трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные -- трудоемкую.
Попытка учесть в международной торговле влияние научно-технической революции привела к созданию неотехнологических теорий внешней торговли. Их сторонники пытаются объяснить возникновение внешнеторговых связей не обеспеченностью факторами производства, как это делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополией на отдельные открытия и новые технологии, которая дает возможность господствовать и в производстве данных товаров, и в их продаже на мировом рынке до тex пор, пока эти технологии не будут освоены другими странами.
теория технологического разрыва, основы которой были заложены английским экономистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предположил, что если одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, то этот товар будет пользоваться спросом даже в cтpaнax, имеющих одинаковую ресурсообеспеченность. Тогда в результате преимущественного положения одной страны возникает технологический paзрыв между странами.
Данная модель была развита другим американским экономистом, Раймондом Верноном, который в 1966 году опубликовал статью, описывающую модель цикла жизни товара, которая может рассматриваться и как самостоятельная теория международной торговли, и как теория, развивающая теорию сравнительной обеспеченности факторами производства. Но, в отличие от неё, она исследует сравнительное преимущество стран не в статике, а в динамике.
Теория специфических факторов производства-- в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются.
Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. В конечном счете сравнительные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма -экспортёр данного товара. В ходе исследований выяснилось, что технологически сложные изделия создаются отдельной фирмой исходя из потpeбнocтeй и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения производства и насыщения внутреннегo рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того, чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой cтpyктypa спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к cтpуктуpe спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития, в частности между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером.
Своеобразным обобщением современною развития теорий внешней торговли является теория международной конкурентоспособности нации, разработанная американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке зависит от четырех основных условий: количества и качества различных факторов производства, условий спроса на внутреннем рынке, наличия смежных и обслуживающих отраслей, стратегии фирмы и внутренней конкуренции.
12. Современные теории международной торговли
Все теории международной торговли так или иначе обращают внимание на формирование цены равновесия на мировом рынке и распределение доходов.
Неоклассические теории рассматривали проблему доходов как одну из ключевых. Теория Хекшера - Олина доказывала, что владельцы относительно избыточных факторов производства получают от внешней торговли дополнительные прибыли, а владельцы относительно недостаточных факторов проигрывают.
Теория специфических факторов производства обосновывает положение о росте доходов владельца специфического фактора, используемого в экспортных производствах, и соответственно о сокращении доходов владельцев специфического фактора, используемого в отраслях. конкурирующих с импортом.
В процессе торговли между странами могут меняться цены на продаваемые и покупаемые товары. Как в этом случае изменятся доходы владельцев факторов производства? Ответ на этот вопрос был дан в исследовании американских экономистов П. Самуэльсона и Ф. Столпера. Они предположили, что в отдельной стране производится два вида товара: один трудоемкий, а другой требует для производства большого количества земли.
Теорема Столпера -- Самуэльсона - в результате роста цен на мировом рынке растут цены на фактор производства, относительно более интенсивно используемый в производстве первого товара, и снижаются цены на фактор производства, используемый относительно интенсивно во втором производстве. Причем, как правило, рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем изменение цен товара.
Английский экономист Т.М. Рыбчинский обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей нередко приводит к сокращению производства в других. В своей работе он исходил из тех же условий, что Столпер и Самуэльсон, кроме одного: цены на товары он считал неизменными.
Теорема Рыбчинского -- увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно. С точки зрения международной торговли теорема Рыбчинского говорит о том, что расширение экспортного производства за счет роста предложения относительно интенсивного фактора приведет к сокращению других отраслей, что заставит страну увеличить импорт товаров, которых не хватает. Увеличение предложения факторов для развития других отраслей ускорит их развитие и сократит импорт.
Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами зависит во многом от того, как меняются внутренние цены под воздействием внешней торговли. Из двух стран обычно выигрывает страна, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод, которое говорит, что выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах.
13. Предложение и спрос в международной торговле
Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру -- транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов.
Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны Экспорт - это продажа и вывоз товаров за границу, импорт -- это покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма них оценок является внешнеторговым оборотом.
На низшем уровне рынка идет торговля продукцией черной металлургии, конструкционными материалами, текстилем, швейными изделиями, обувью и другой продукцией легкой промышленности. На среднем уровне торгуют станками, транспортными средствами, резинотехническими и пластмассовыми изделиями, продуктами основной химии и деревообработки. На высшем уровне продаются аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование, информационная техника, электроника, продукция фармацевтических отраслей, точные и измерительные приборы, электрооборудование. Рынки последнего уровня являются наиболее перспективными и развиваются значительно большими темпами, чем другие рынки.
Качественные товары всегда более дорогие и доступны только тем странам, где высокие доходы на душу населения. Товары более низкого качества покупают страны с низким уровнем среднедушевого дохода. Это предопределяет то, что страны с одинаковыми доходами имеют примерно одинаковую структуру спроса на готовую продукцию, и совпадающий спрос предопределяет наиболее интенсивный обмен готовыми товарами между этими странами.
14. Виды внешнеторговой политики
Внешнеторговая политика - это комплекс мер, используемых государством для регулирования торговых связей и отношений с другими странами. Хотя эти меры направлены на торговлю, они не могут не затрагивать непосредственных производителей и потребителей внутри страны.
Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Это теория и практика реагулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики oт иностранной конкуренции.
Развитие протекционистких тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
селективный - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
отраслевой - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
коллективный - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
скрытый - осуществляется методами внутренней экономической политики.
Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободе торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам.
В развивающейся национальной экономике протекционисткие меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протекционизма проходило становление и развито национальной экономики современных развитых стран.
В периоды серьезных oбоcтpeний отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционисткие меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Несмотря на явно положите.льное влияние протекционистких мер на развитие национальной экономики и международной торговли, этот метод регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выделяют следующие доводы против протекционизма.
протекционизм не выгоден с точки зрения национального производства, т.к. он разрушает дух конкуренции, развивает привилегии, влечет за собой склероз экономики;
он наносит ущерб интересам потребителя, т.к. в условиях таможенных запретов цены продажи на защищаемые товары растут. От этого страдает потребитель;
он является угрозой международному миру, т.к. разжигает межнациональное соперничество, ослабляет узы взаимозависимости между странами, плодотворную атмосферу МРТ и экономического сотрудничества
протекционизму присуща определенная нелогичность - преследуя цель , достичь положительное сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные oпepaции, также начинают поcтyпать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются oбъемы экспортныx операций. Это приводит, не к положительному сальдо, а к разбалансированности.
в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, и стремление к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранить достигнутые доходы и монопольные привилегии.
пpoтeкционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом - технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционисткой защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлиельно требуют и отрасли технологически связанныее с защищенными.
в условиях протекционизма национальная экономика может нe использовать полностью преимущества международной специализации -- ограничения для болee дешевых импортных товаров не дают возможности ввозить их в страну.
Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно
Позитивные стороны просматриваются уже в критике протекционизма. Свобода торговли:
позволяет осуществлять распределение продукции в соответствии с законом о сравнительных издержках производства и влечет за собой выгодную для всех международную специализацию;
облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но также и в отношениях с другими странами;
позволяет расширить рынок. Она ведет к развитию массового производства, а следовательно к снижению цен в результате падения издержек производства, что выгодно для потребителя. Кроме того, снижается риск дефицита, связанный с жесткой локализацией производства и рынков.
15. Внешнеторговая политика государств ее экономические инструменты
Внешнеторговая политика - это комплекс мер, используемых государством для регулирования торговых связей и отношений с другими странами. Хотя эти меры направлены на торговлю, они не могут не затрагивать непосредственных производителей и потребителей внутри страны В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционисткую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Это теория и практика реагулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики oт иностранной конкуренции.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - часть государственной внешнеэкономической политики, политика экспорта и импорта, воздействие на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.
Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Последние подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.
Таможенный тариф определяется:
инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при ввозе или вывозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
Импортная пошлина (тариф) - это плата за ввоз товара в cтpaнy. В этом случае цена импортного товара на внутреннем pынкe поднимается выше мировой. Так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортно замещающих отраслях, но отечественные потребители проигрывают
При таком положении у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и пределього дохода достигается отечественными фиpмaми при большем объеме выпуска товаров, которые для них является оптимальным.
Виды таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
протекционисткую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин. По способу взимания:
адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (10 долл за 1 т);
комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (20%от таможенной стоимости, но не более 10 долл за 1 т).
По объекту обложения:
импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Применяются для защиты национальных производителей.
экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства;
транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые через территорию данной страны транзитом. Используются крайне редко преимущественно как средство торговой войны;
По характеру:
сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Прежде всего с/х. Срок действия не превышает несколько месяцев;
антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
По происхождению:
автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственой власти страны;
конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе дву- или многосороннего соглашения, такого как ГАТТ или соглашения о таможенном союзе;
преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обысно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторнних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель их - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.
По типам ставок:
постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Используются редко, например, в Западной Европе в рамках единой с/х политики.
По способу вычисления:
номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт;
эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Оптимальная ставка тарифа - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:
ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;
она всегда относительно невелика и обратно пропорциональна эластичности импорта;
оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом.
тарифной квоты. Это разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке.
В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства широко используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.
Для измерения нетарифных методов обычно используется один из следующих индексов:
индекс частотности - индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями;
индекс покрытия торговли - показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями.
индекс воздействия на цены - соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям.
Правительство чаще отдает предпочтение нетарифным методам, т.к. политически они считаются более приемлемыми потому, что не являются дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, они более удобны для достижения искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются ВТО.
Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они могут применяться по решению правительства одной страны или на основе соглашений, координирующих торговлю определенным товаром.
характера.
Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. По направленности их действия квоты разделяются на:
экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;
импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также в ответ на дискриминационую торговую политику других государств.
По охвату квоты делятся на:
глобальные - устанавливаются на экспорт и импорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он экспортируется. Их смысл заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления;
индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Они устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические или иные интересы.
Тесно связан с квотированием другой вид госрегулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием. Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые госорганами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный период времени. Оно может быть составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты. Во втором же случае лицензия приобретает ряд конкретных форм (разовая, генеральная, глобальная, автоматическая). Лицензии распределяются с помощь, следующих механизмов :
аукцион, который считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар;
система явных предпочтений - закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально объемам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса среди национальных импортеров;
распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить экспорт или импорт наиболее эффективным образом.
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках т.н. "добровольных" ограничений экспорта. " Добровольное" ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара
Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарных норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многое другое.
Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то.
Требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Развивающиеся страны применяют этот метод в рамках политики импортозамещения, развитые - с целью сохранения уровня занятости.
Финансовые методы торговой политики. Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидии - денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат они делятся на:
прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. С начала 60-х годов они применялись при экспорте судов, авиационной техники и других дорогостоящих товаров промышленного экспорта. Ныне запрещены правилами ВТО;
косвенные- скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.;
Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что первый приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как второе приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров.
Экспортое кредитование - метод финансовой нетарифной внешнетороговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Оно может иметь форму:
субсидирование кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие и политические риски;
Экспортные кредиты бывают:
краткосрочными - на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
среднесрочными- на срок от 1 до 5-ти лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
долгосрочными - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.
Демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Он может принимать одну из следующих форм:
спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка;
преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.
взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.
Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:
различия в эластичности спроса на товар в различных странах - спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;
сегментированность рынка, т.е. способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми пошлинами в случае обнаружения факта демпинга. Под последними понимается временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
16. Международная торговля ее структура и динамика
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - совокупность торговых связей, внешнетор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.