Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансирования расходов бюджета на социально-культурную сферу

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. 

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальное значение расходов непроизводственной сферы …...5
1.1. Общее понятие бюджетных расходов государства ………………………..5
1.2. Расходы непроизводственной сферы в бюджетной классификации РФ…8
1.3. Социальное значение расходов непроизводственной сферы…………….12
Глава 2. Анализ финансирования расходов бюджета  на социально-культурную сферу ………..……………...…………………………………….14
2.1. Расходы бюджетной системы на образование, культуру и искусство….14
      Расходы бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт…16
2.3. Расходы бюджетной системы на социальную поддержку РФ…………...18
Глава 3. Пути оптимизации  расходования бюджетных  средств на современном этапе ...…………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список  литературы………………………………………………………………31 
 

 


     Введение.
      Расходы бюджета, являясь важной составной  частью государственных расходов в  целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного  фонда.  Формой проявления этих отношений  выступают конкретные виды бюджетных  расходов, причем их многообразие обусловлено  действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  национальной экономикой, административно-территориальным  устройством государства и т.д.
      В расходы бюджета включаются затраты  на финансирование народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу, содержание органов управления и правоохранительных органов и  др. Разумеется, расходы бюджета  включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).
     В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства.
     Объектом  исследований данной курсовой работы является непроизводственная сфера, в частности социальная политика, ее структура, развитие, проблемы финансирования, а также пути оптимизации расходов.
     Целью данной работы является анализ непроизводственной сферы, а также социальной политики, определение проблем и перспектив развития.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
     - исследовать социально-экономическую роль и содержание расходов непроизводственной сферы;
     - охарактеризовать расходы на социально-культурную сферу бюджетов различных уровней;
     - проанализировать динамику и структуру расходной части бюджетов различных уровней на непроизводственную сферу;
     - выявить основные направления  оптимизации расходования бюджетных средств в области социально-культурной сферы;
     - выявить проблемы финансирования отраслей непроизводственной сферы.
 


     Глава 1. Социальное значение расходов непроизводственной сферы. 

      Общее понятие бюджетных  расходов государства.
      Бюджет (англ. budget – “денежная сумка”) – имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое “денежной сумки”, наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
      Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической  системе, присущи экономике как  рыночного, так и нерыночного  типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности  это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного  самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.
      В период господства в России социалистической системы хозяйствования истинное состояние  государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных  органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически  одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно  отбивала у людей интерес к  тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался  для его работников за семью печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны  граждан к анализу государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно  объяснить нежеланием “считать деньги в чужом кармане”. Ведь подавляющее  число граждан полагает “чужими” любые деньги, не попавшие в собственный  или семейный карман или изъятые  из этих карманов посредством налогов  и платежей. В действительности это  тоже кровные, “свои” деньги граждан, но направляемые по государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным каналам использования.
      В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных  годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном  уровне и уровне территориальных  единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление  о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному  государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.
      В принципе бюджеты стали и у  нас предметом рассмотрения и  утверждения. Но, утвердив бюджет, часто  с запозданием, о нем обычно забывают и принимают затем решения, его  разрушающие.
      Огромное  значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных  ситуаций, обеспечения пропорциональности и сбалансированности, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики имеет контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.
      Важно, что на бюджетном регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных статей государственного и регионально бюджетов, сказывается  степень демократизации финансового  управления. Одно дело, когда финансами  через бюджет распоряжаются органы народовластия. И совсем другое, когда  содержимое “денежной сумки” распределяют руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств, руководствующиеся узковедомственными, преходящими, личными интересами. В  целом в условиях рыночной экономики  степень государственного вмешательства  в образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.
      С помощью бюджетов, так же как и  посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. 

    1.2. Расходы непроизводственной  сферы в бюджетной  классификации РФ.
    В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера  — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую  входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых  в народном хозяйстве.  Материальные и духовные блага, предоставляемые  предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства.
      Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом  развитии страны. Однако суммы бюджетных  ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего  бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так  и в денежном исчислении. Например, законодательством определено, что  для системы образования государственный  заказ должен включать такие параметры, как контингент обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.
      Согласно  Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать  основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение  социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения единого  социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования  регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда работников социальной (бюджетной), сферы; гарантируется одинаковый объем и качество медицинского обслуживания, образования; фиксируется допустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое  построение социальной политики усложняет  реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения.
      Реализация  конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при  безработице, а также на получение  бесплатной медицинской помощи по болезни  обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения. Например, одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.
      Рассмотрим  классификацию расходов бюджета на социальные цели. Для этого используем функциональную классификацию расходов бюджета. К расходам на социальные цели относятся пять разделов этой классификации:
    Образование (код – 1400)
    Культура и искусство. Кинематография (код – 1500)
    СМИ (код – 1600)
    Здравоохранение и физическая культура (код – 1700)
    Социальная политика (код – 1800)
      Каждый  из разделов функциональной классификации  делится на соответствующие подразделы. Так, например, раздел «Образование» (код  –1400) имеет 8 подразделов:
    Дошкольное образование (код – 1401)
    Общее образование (код – 1402)
    Начальное профессиональное образование (код – 1403)
    Среднее профессиональное образование (код 1404)
    Переподготовка и повышение квалификации (код – 1405)
    Высшее профессиональное образование (код – 1406)
    Разработки и исследования в области образования (код – 1407)
    Прочие расходы в области образования (код – 1408)
      Внутри  каждого из разделов предусмотрено  распределение расходов по видам  и целевым статьям, показывающим тип учреждения. Так, например, раздел «Образование» (код – 1400), подраздел «Общее образование» (код – 1402) будет иметь следующие целевые статьи:
    Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние, средние
    Специальные школы
    Вечерние и заочные средние общеобразовательные школы
    Школы-интернаты
    Учреждения по внешкольной работе с детьми
    Детские дома
      Виды  расходов в свою очередь делятся  на экономические статьи. Технология распределения расходов на экономические  статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный  характер для любого бюджетного учреждения. Все расходы, в зависимости от экономического содержания, делятся  на текущие и капитальные. Текущие расходы объединены в две группы: закупки товаров и оплата услуг, субсидии и текущие трансферты. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобретение предметов снабжения и расходных материалов (канцелярских, хозяйственных, мягкого инвентаря и обмундирования, продуктов питания, прочих материалов); командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов на электрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги.
      Из  второй группы расходов наиболее значимы  такие трансферты населению, как  стипендии обучаемым, выдача наличных денег взамен питания, компенсационные  выплаты учителям на приобретение книгоиздательской  продукции, пособия на опекаемых  детей и т.п. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного пользования, новое строительство, капитальный  ремонт.
      Детализация бюджетных расходов по экономическим  статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих  и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует  принцип постатейного выделения  бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение разнообразных по своему характеру расходов по экономическим статьям осуществляет государственный орган управления в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год. 

    1.3. Социальное значение  расходов непроизводственной  сферы.
    За  последние годы были поведены широкомасштабное реформирование экономики, государственного устройства и законодательства. Рыночные отношения проникли и закрепились во всех сферах жизни общества. При этом, следует отметить, что, решая взаимосвязанную цепочку задач по реформам, с особой осторожностью необходимо относились к ее социальному звену. Его особая хрупкость требует поэтапного подхода, постепенной адаптации к рыночным условиям.
    Можно условно выделить несколько последовательных этапов развития социальной сферы.
    На  первых порах сказались причины, присущие переходному периоду. Сохранялись  прежние методы управления, отсутствовали  необходимые финансовые средства и  соответствующая правовая основа.
    На  следующем этапе был заложен  фундамент нового законодательства социальной политики. Одновременно разрабатывались важные программы, как составляющие компоненты модели развития социальной сферы. Все они были вызваны необходимостью быстрого реагирования на узловые проблемы и принятия упредительных мер. В России не было времени для раскачки. Именно поэтому, вполне естественно, они как по сути так и по форме имеют свои плюсы и минусы.
    Позитивным  является то, что в них четко  определены болевые точки, дана картина  реального положения вещей в  каждом секторе и заложены механизмы  постепенного перевода на рыночную основу.
     Проявились  и слабые стороны. Изначально не был  учтен ряд серьезных факторов, которые повлияли на ход их выполнения. Из-за отсутствия необходимого опыта и должного финансового обеспечения, реализация программ началась вяло и с заметным запаздыванием.
    Учитывая  общенациональную значимость этих программ, в нынешнем время необходимо серьезно проанализировать результаты их выполнения. Это надо сделать в каждом районе, в каждой области, в целом по стране.
    Уже сейчас ясно, что пришло время для  следующих логически неизбежных шагов. С подведения итогов сделанного и определения новых задач  начинается следующий этап реформирования - создание комплексной модели развития социальной сферы в России в XXI веке. Необходимо придать ее реализации максимальную динамичность и придерживаться принципа целостного подхода.
    В дальнейшем, необходимо уделить больше внимания тем направлениям, в которых  обнаружилась наша слабость - совершенствованию  механизмов финансирования, законодательной  базы, координации управления в социальной сфере. Важно добиться того, чтобы социальная сфера быстрее приспособилась к рынку и отвечала человеческим запросам.
    Общеизвестно, ценность социальных преобразований определяется степенью улучшения качества жизни  человека. Смысл проводимых реформ должен заключается именно в этом. Но для их полноценной реализации необходимы совместные усилия государства, общества и каждой личности.
    Настало время осознать, что успех социальной политики будет зависеть от рачительного использования имеющихся ограниченных возможностей, оптимального сочетания  государственных и общественных усилий и, само собой разумеется, от ответственности и инициативности каждого из нас.
    А следовательно, данная тема о функционировании и развитии отраслей социально-культурной сферы не только в России, но и в других странах мира должна изучаться с большей тщательностью. 

 


Глава 2. Анализ финансирования расходов бюджета  на социально-культурную сферу. 

2.1. Расходы бюджетной системы РФ на образование, культуру и искусство. 

      В 2008-2010 годах финансирование образования происходило под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см. таблицу 2.1).
      Распределяемые  средства позволяют реализовывать  меры по обеспечению государственных  гарантий прав граждан на общедоступность  и бесплатность начального профессионального  и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и  послевузовского профессионального  образования в федеральных государственных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые.
Таблица 2.1.
Динамика  расходов федерального бюджета на финансирования образования в 2008-2010 годах
  2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Общий объем, млрд. руб. 277,9 308,9 315,5 341,1
Доля  в бюджетных ассигнованиях  федерального бюджета, % 5,1 4,7 4,2 4,2
Прирост к предыдущему году, млрд. руб.   31 6,6 25,6
Прирост к предыдущему году, %   11,2 2,1 8,1
Рост  к уровню 2007 года, % 100 111,2 113,5 122,7
 
      На  развитие образования 2008-2010г. повлияли демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возросла в 2010 году на 8,3% по сравнению с 2006 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн. человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличилась на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизилась на 1,8%.
      Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов  развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых  тенденций) - 6% ВВП, по сравнению с  выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.
      Недостаточное государственное финансирование образования  приводит к устойчивой тенденции  увеличения платности образования  в России за счет расходов населения.
      Основное  место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% - в 2008 году, 77,8% - в 2009 году, 74,9% - в 2010 году (см. таблицу 2.2).
      Таблица 2.2.
Структура расходов федерального бюджета в сфере  образования в  период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу
  2008 2009 2010
Дошкольное  образование 1 1 1
Общее образование 1 1,2 4,6
Начальное профессиональное образование 3,9 3,9 3,4
Среднее профессиональное образование 9,6 9,9 9,9
Переподготовка  и повышение квалификации 1,3 1,4 1,4
Высшее  профессиональное образование 77,7 77,8 74,9
Молодежная  политика и оздоровление детей 0,1 0,1 0,1
Прикладные  научные исследования в области образования 0,5 0,5 0,5
Другие  вопросы в области  образования 4,9 4,2 4,2
Итого по разделу  100 100 100
 
      К полномочиям Российской Федерации  в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации относятся:
    содержание федеральных государственных учреждений и проведение мероприятий общероссийского характера в указанных сферах;
    сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;
    охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
      Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008, 2009, 2010 годы  характеризуются снижающейся динамикой (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3.
Динамика  бюджетных ассигнований на исполнение расходных  обязательств Российской Федерации на 2008-2010 годы
  2007г. 2008г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.